как называется то на что направлено познание
Что такое познание — виды, формы, методы и уровни познания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Разные науки пытаются понять, что такое познание: это когнитивная психология, науковедение, социология и другие рассматривают данный феномен лишь частично.
Только раздел философии гносеология (от греч. gnosis — знание + logos — учение) интересуется познанием полнообъемно и максимально емко, делая его предметом своего изучения.
Познание — это.
Цивилизация имеет тенденцию к развитию. Происходит это благодаря потребности человека в получении новых знаний: стремлению к пониманию неизвестного, духовному совершенствованию и любопытству.
Первым о теории познания заговорил Платон: он определил этот термин как получение знаний об окружающей среде и явлениях, в ней происходящих.
Познание – это деятельность, включающая в себя разные методы и приемы добывания информации о мире.
Как и все другие виды деятельности, познание имеет свою структуру:
Отсюда можно сделать вывод, что познание является элементом всех других деятельностей.
Формы познания — чувственное и рациональное
Согласно Платону, существует два уровня познания: чувственное и рациональное. Это значит, что исследуя окружающий мир, мы либо интерпретируем его образы с помощью мыслей, либо ощущаем его посредством органов чувств.
Рассмотрим их в отдельности более конкретно:
Познание через чувства включает в себя:
В настоящий момент нет ясного заключения, что важнее – разум или чувства. Поэтому принято считать, что оба уровня познания одинаково важны: для более полного понимания явления необходимо использовать и тот и другой.
Чувства являются проводником между нами и средой: если не станет сразу всех чувств, то познание станет невозможным. Однако, работа всех пяти также не гарантирует приобретение исчерпывающей информации, и вот тут нас «выручает» разум, выстраивающий полученные знания понятным образом.
Виды познания (научное, творчество, самопознание)
Принято различать 7 видов познания:
В результате индивид понимает, как нужно делать и как не стоит, что для него хорошо и что плохо, овладевает представлениями и выстраивает причинно-следственные связи, которые в перспективе делают его жизнь лучше.
Данный вид познания доступен и взрослым, и детям. Ребенок, играя в песочнице, узнает, что если высыпать кому-то песок на голову, то его за это не похвалят – еще и накажут. Домохозяйка, случайно добавившая лишнюю щепотку соли в блюдо, приходит к неожиданному выводу, что так еда становится намного вкуснее.
Также этот вид называют рациональным, то есть опирающимся на здравый смысл и объективность.
Надо отметить, что в современном мире мифологическое познание также существует. Его придерживаются в основном те, кто далек от науки либо те, кто в силу своих психологических особенностей не хочет отвечать за свои действия и мистифицирует жизненные события (особенно негативные).
Например, футуристические картины, как отражение внутреннего мира художника, содержат нелогичные, необъяснимые образы, которые нельзя подвергнуть научному исследованию, однако, они имеют полное право быть.
Методы познания
Методы познания – это инструменты, с помощью которых мы получаем знания. Все методы делятся на два вида:
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (3)
Широкое понятие. Все подробно описано выше, мне и добавить нечего, кроме того, что познание движет человечество вперед, без познания не было бы прогресса.
Человеческий внутренний мир очень глубок и разнообразен, познание, так как и любознательность (любопытство) заложено в нас с самого детства, благодаря этому мы развиваемся и учимся чему-то новому, в данной статье автор очень подробно отразил все нюансы познания и саморазвития.
Только совершенствуясь и познавая что-то новое мы можем достичь желаемой цели и построить путь к успеху!
Вся теория для ЕГЭ в одном месте. ТЕМА № 3. «Познание».
Познание – это процесс получения человеком знаний о мире, обществе и самом себе.
Результатом познания является знание.
Субъект познания – это тот, кто занимается познанием как видом деятельности, то есть человек, группы людей или всё общество в целом.
Объект познания – это то, на что или на кого направлен процесс познания. Это может быть материальный или духовный мир, общество, люди, сам человек, познающий самого себя.
Гносеология – это наука, изучающая особенности процесса познания.
Познание имеет две формы (или уровня).
Познание, его уровни и ступени
Существует два уровня познания: чувственное и рациональное.
Чувственное познание – это познание при помощи органов чувств: (обоняния, осязания, слуха, зрения, вкуса).
Ступени чувственного познания
Роль чувственного познания
Ступени рационального познания
Пример.
Умозаключение – это мысль, содержащая новое суждение, которое возникает в результате обобщения сведений, полученных из суждений о понятии. Это своего рода вывод из предыдущих суждений.
Так, в нашем примере умозаключением может стать новое суждение:
Мне очень нравится это прекрасное дерево — берёза.
Для рационального познания свойственно абстрактное мышление, то есть теоретическое, не связанное с чувствами. Абстрактное мышление связано с языком, речью. Человек мыслит, рассуждает, изучает при помощи слов.
Вербальный язык – это речь человека, слова, языковые средства, при помощи которых человек мыслит.
Невербальный язык – это язык жестов, мимики, взгляда. Однако в основе даже такого языка лежит речь, ведь человек жестами передаёт мысли.
Какое же из двух уровней познания является основным в познавательной деятельности человека? Различные взгляды на данную проблему привели к появлению нескольких философских взглядов и теорий на сущность познания.
Сенсуализм – это такое направление в философии, согласно которому основным способом познания является чувственное восприятие мира. По их теории, человек, пока не увидит, не услышит, не попробует — не поверит в истину (Эпикур, Дж. Локк, Т.Гоббс).
Рационализм – это такое направление в философии, согласно которому источником знаний является разум, так как чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную (Сократ, Аристотель, Платон, Кант, Гегель.
Существует ещё интуитивный способ познания мира.
Интуиция – это проницательность, чутьё, способность предугадать события и явления без объяснения и понимания источника знаний.
Современная точка зрения заключается в том, что и чувственное, и рациональное познание играют важную роль в жизни человека. Мы познаём мир и чувствами, и разумом.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание – это многозначное понятие:
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Формы человеческого познания
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Виды знаний
Что такое истина
Определений истины несколько. Вот некоторые из них.
Абсолютная и относительная истина
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.
Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.
Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.
Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.
Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.
Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.
Бывает ли две истины?
Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.
Что является противоположностью истины?
Противоположность истины- заблуждение.
Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.
Запомните: ложь- не является противоположностью истины.
Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).
Объективная и субъективная истина
Объективная истина – это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.
Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно, не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.
Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через сознание человеком, понято им.
Запомните: объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.
Критерии истины
Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.
Критерии истины
Теоретические критерии истины:
Критерии истины, то есть те основания, которые дают возможность утверждать, что то или иное знание истинно, соответствует предмету познания, были изложены в предыдущей статье.
Критерии истины – это средства проверки того или иного утверждения, гипотезы, теории и т.д.
Что такое практика
Практика – это предметная деятельность людей. Это значит, что в процессе практики люди используют материальные предметы, а сама деятельность направлена на преобразование окружающего мира и общества, явлений, происходящих в нём.
Практика – это активная деятельность людей, направленная на преобразование действительности и её познание.
Виды практики
Практика как критерий истины
Практика является основным критерием истины. Именно на практике люди убеждаются в истинности знаний. Конечно, она не является единственным критерием. Существуют и вспомогательные: соответствие законам логики, непротиворечивость, принцип простоты, эффективное практическое использование знаний и др. Они дополняют практику, делая знания ещё объективными и истинными.
Особенности практики
Функции практики
Абсолютность и относительность практики
Практика одновременно и абсолютна, и относительна.
Абсолютность практики заключается в том, что она может доказать абсолютность истины, какие-либо утверждения, как практические, так и теоретические.
Относительность практики заключается в том, что она не всегда в состоянии доказать абсолютность истины, так как практика сама ещё не совершенна и только стремится к этому.
Механизм практики
Таким образом, практика является основным и самым надёжным критерием истины. Именно на практике человек узнаёт, соответствует или нет его знание предмету познания.
Научное познание.
Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания
Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)
Уровни научного познания
Каждый уровень научного познания имеет свои методы изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.
Эмпирические методы научного познания
Теоретические методы научного познания
Формы научного познания
Социальное познание.
Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.
Особенности социального познания
Принципы социального познания
Источники социального познания
Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?
Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.
Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Объекты социального познания
Цели социального познания
Методы социального познания
Эмпирические
Теоретические
Итогом социального познания является знание
Типы социального знания
Социальное прогнозирование
В 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.
Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.
Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.
Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Виды социальных прогнозов
Методы социального прогнозирования
Самопознание.
Самопознание – это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности.
Данный процесс длится всю жизнь. Человеку свойственно стремление понять: кто он, каков он, каково его предназначение на земле, как его оценивают и воспринимают окружающие.
Я-концепция (или образ « Я») — это представления человеке о самом себе.
Я-образы:
Этапы самопознания
Первичный этап. На данном этапе происходит самоузнавание, доверчивое восприятие себя с позиций окружающих, чувственное восприятие мира.
Кризис первичного этапа самопознания, когда человек понимает противоречивость мнений окружающих о самом себе, начинает формироваться его собственное мнение о себе.
Вторичный этап. Это период активного самопознания, пересмотр своего прежнего самовосприятия, формирование самооценки.
Методы самопознания
Самонаблюдение. Его цель — наблюдение за своими поступками, мыслями, поведением.
Самосравнение. Человек сравнивает себя с окружающими людьми или с героями произведений, ставит определённые установки: в чём хочет быть похожим на них, в чём нет. У человека формируются симпатии и антипатии к людям. Он стремится понять причины этого.
Метод единства противоположностей. Это стремление понять себя и принять таким, каков есть.
Самоанализ – анализ своих поступков, поведения, слов.
Самооценивание –оценивание своих действий. Не всегда оно бывает объективным, самокритичным.
Средства самопознания
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Что такое познание: понятие, уровни, формы, методы, функции
Что такое познание?
Познание — это совокупность процессов, методов и процедур по получению знаний об окружающем нас мире. К его главной цели относят выявление закономерностей, регулирующих процессы и явления происходящие в мире, социуме и внутри отдельных людей. Все сведения, получаемые людьми посредством органов чувств, систематизируются головным мозгом и сохраняются в сознании, что помогает человеку значительно упростить собственное существование на Земле.
Основной задачей познания является достижение объективной истины. Усваивая информацию об окружающей реальности, человек приобретает необходимый ему багаж знаний и начинает лучше понимать суть происходящего вокруг него. Впоследствии приобретенные знания используются людьми на практике для преобразования окружающей действительности и удовлетворения собственных потребностей. Следовательно, получение знаний и их дальнейшее практическое применения для преобразования человеком социума и природы представляет собой единое целое, а познавательная деятельность неотрывно связана с практическим применением накопленных знаний, без которого она теряет смысл.
Различия между знанием и познанием минимальны, они отличаются друг от друга лишь как процесс и его итоговый результат или некая фиксация полученного результата, готового к практическому использованию. Субъектом деятельности по сбору знаний признается познающий окружающий мир индивид либо группа индивидов, объектом является предмет или явление окружающего мира. Если смотреть на приобретение и накопление знаний максимально широко, то его объектом является вся окружающая нас действительность.
Одной из важнейших характеристик познание, которое помогает лучше понять всю специфику этого процесса, является наличие 2-х уровней познания: чувственного и рационального. Рассмотрим каждый из уровней познания более подробно.
Уровни (ступени) познания
Итак, специалисты выделяют два основных уровня познания — чувственное (с помощью органов чувств) и рациональное (осмысление и переработка полученного знания). Это 2 ступени, которые имеют принципиальные отличия, но при этом они тесно связаны друг с другом. Остановимся более подробно на каждой из форм.
Чувственное познание
Чувственное познание основано на восприятии человеком информации с помощью органов чувств, иными словами – при помощи зрения, слуха, обоняния. Эта разновидность познавательного процесса достигается посредством:
Более подробно о чувственном познании читайте в этой статье.
Рациональное познание
Рациональное познание относят к достаточно сложным способам отражения реальности, оно осуществляется с помощью разума и им наделены исключительно люди. К его главным механизмам относят сравнения, обобщения, отвлечения и уподобления. Формами указанной разновидности познавательной деятельности являются:
Более подробно о рациональном познании читайте в этой статье.
Формы познания
Познание разделяют на научное и ненаучное, при этом в состав ненаучной познавательной деятельности входят обыденная, художественная, мифологическая и религиозная формы. Кратко опишем каждую из них, а затем более подробно рассмотрим научное познание.
Научное познание
Итак, научное познание — это одна из разновидностей познавательной деятельности, направленная на выявление сути вещей и явлений окружающей действительности, на открытие связей между ними а так же законов, определяющих их развитие. Итогом указанного вида деятельности становится сформированная система знаний о природе, людях и социуме, с возможностью описания, пояснения и предсказания дальнейшего развития событий. Предметом подобного исследования может стать любой предмет либо явление, к примеру, общество, государство, отдельный природный процесс, экономическая деятельность человека, закономерности функционирования психики людей и т.д. К его ключевым признакам относят:
Уровни научного познания
Специалисты выделяют эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Эмпирическим (или опытным) уровнем обеспечивается работа исследователей по выявлению объективных фактов и присущих им скрытых связей и взаимоотношений между явлениями и вещами в окружающей действительности. Субъект на данном уровне получает правильное описание интересующих его процессов и явлений. К методам эмпирической познавательной деятельности относят научные наблюдения и эксперименты.
Более подробно об эмпирическом познании читайте в этой статье.
На теоретическом (или рациональном) уровне научно-познавательной деятельности происходит раскрытие внутренних связей, сложившихся между различными предметами и явлениями. Именно на этом уровне учеными выдвигаются гипотезы и теории, к основным методам рационального уровня относят идеализацию, абстрагирование, аналогию, анализ и синтез, дедукцию и индукцию. На практике оба описанных выше уровня тесно связаны между собой, они постоянно дополняют друг друга.
Формы научно-познавательного процесса
Основными формами научного познания являются:
Методы научного познания
К основным методам научно-познавательной деятельности относят:
Функции познания
Познанию отведены две важнейшие для общества и каждого отдельного человека функции. Первая из них заключается в формировании у индивида с помощью познавательной деятельности собственного мировоззрения, а также стратегии и принципов по взаимодействию с другими людьми и миром. Благодаря этому люди смогли не только адаптироваться к условиям окружающей их среды, но и начали преобразовывать ее.
Вторая ключевая функция познания заключается в формировании у человека в процессе познавательной деятельности критического подхода к собственной личности, что со временем становится главнейшим условием для саморазвития индивида, его становления и самосовершенствования. А движение вперед отдельных людей постепенно приводит в движение все общество.
Заключение
Таким образом, под познавательной деятельностью понимают способность отдельной личности воспринимать своим разумом исходящую извне информацию, а затем – анализировать и обрабатывать ее, делая логические выводы на основе полученных фактов. Главной целью познавательного процесса является не только изменение человеком окружающей среды, но и изменение отдельно взятой личности с помощью получения и применения ею новых знаний.