как объяснить девочке подростку что ранние отношения вредны
Влюблённый подросток. Как быть родителям?
Подростковый возраст часто бывает периодом первых романтических эмоций. Что такое подростковая любовь, как на неё реагировать родителям и как помочь подростку, который впервые влюбился? Об этом в нашей сегодняшней статье.
Содержание:
Первая любовь у подростков
Психология доказывает, что первая любовь – самая яркая или, по крайней мере, самая запоминающаяся. Не обобщая, можно даже сказать, что она самая невинная и самая искренняя. Она приносит опыт и новые открытия. Она полна бурных чувств и оставляет след в сердце. То, как у подростков проходит пора первой любви, может во многом повлиять на всю его дальнейшую жизнь.
Особенности и нюансы первой любви
Отношения между полами в подростковом возрасте психологи называют прединтимными. С одной стороны, им свойственны непостоянство, восприимчивость к внешним и внутренним факторам. Подростки склонны скрывать их от посторонних глаз с одновременной потребностью показать миру свои чувства. С другой стороны, в первой любви отмечаются отсутствие близости, способность приносить себя в жертву ради отношений и, одновременно, страх потерять их.
Первая любовь подростков – это школа чувств, которая готовит к зрелым партнерским отношениям. Благодаря ей, у молодых людей появляется возможность сопоставить свои представления о любви с реальностью, противостоять трудностям, найти способы решения проблем.
В каком возрасте возникает первая любовь?
Для чувств не существует возрастных ограничений. Психологам известна детская способность привязываться к родителям, бабушкам и дедушкам, братьям, сестрам и сверстникам. Поэтому ребёнок может испытать первые чувства даже до вступления в школьный период. Однако сильное влечение к другому мальчику или девочке не позволяет говорить о первой большой любви. Осознанные чувства обычно приходят в возрасте от 12 до 18 лет.
Чем отличается влюблённость от дружбы?
Начало дружбы иногда похоже на влюблённость. В начале возникают очарование и эйфория. Но дружба отличается от любви тем, что лишена страсти. Согласно трёхкомпонентной теории любви американского психолога Роберта Стернберга, любовное чувство – это сочетание близости, приверженности и страсти. При исключении последнего фактора, возникает прочный фундамент дружбы. Таким образом, дружба – это отношения, которые наполнены чувствами, но лишены половых признаков.
Виды первой любви
Существует несколько видов первой любви, которые заканчиваются как счастливым концом, так и разбитым сердцем. О них стоит знать, ведь каждый несёт в себе разные эмоции и переживания.
1. Влюблённость как первая любовь
Это наиболее распространённая разновидность первой любви. Она может быстро пройти, но бывает, что отношения молодых людей переходят в следующую фазу и подростковая влюблённость превращается в настоящее, зрелое чувство. Каждый из нас знает хотя бы пару людей, которые полюбили друг друга в детстве и сумели пронести свои чувства через годы.
2. Платоническая первая любовь
Как правило, это глубоко скрываемые чувства. Влюблённый человек не признаётся другому, что влюблён, он любит тайно, но это не всегда несчастная любовь. Иногда подростку достаточно любви ради любви, это чувство даёт ему крылья, даже когда избранник не проявляет ответных чувств. Примером платонической любви является любовь к известному человеку: к актеру, музыканту, учителю, старшему другу.
3. Несчастная первая любовь
Это, к сожалению, самый неприятный вид первой любви: она обычно безответная, часто заканчивается болезненным разрывом и приносит мучения влюблённым подросткам. Но последствия такой любви, как правило, не опасны. Она многому учит, а через несколько лет о ней вспоминается с тёплой ностальгией.
Как понять, что подросток влюбился?
Ваш сын занимался спортом, но теперь его интерес к тренировкам угас. Ваша дочь прыгала от радости, когда вы всей семьей собирались на дачу, а сегодня вы её вытаскиваете туда насильно. Знакомая ситуация?
Изменение привычек, внезапная смена интересов и образа жизни – типичное явление в период влюблённости. По статистике, влюблённые подростки тратят 90% своей энергии на борьбу с сильными эмоциями и чувствами. Одно из них – удивительное открытие, что кто-то другой стал для него важнее, чем он сам. Чтобы понять, что подросток чувствует, нужно знать, что происходит в его организме, когда он погружается в первый любовный роман.
Мощный гормональный заряд объясняет, почему эмоции у подростков в период увлечения напоминают «американские горки».
Когда молодые люди испытывают романтическое влечение, они ещё не умеют контролировать импульсы, поступающие из мозга. А мозг в это время выделяет целую группу гормонов: дофамин (гормон счастья), норапинефрин (гормон, стимулирующий внимание), серотонин (гормон, управляющий настроением), вазопрессин и окситоцин (гормоны привязанности). Под воздействием этих гормонов подросток стремится проводить свободное время с объектом своих вздохов или в мечтах о нём. По сравнению с этим желанием всё остальное становится бессмысленным.
Каким бы волнующим ни было первое чувство, мозг подростка не может долго поддерживать такой фейерверк. Средний период пребывания в состоянии романтической влюбленности чаще всего составляет от трёх до шести месяцев. А потом эмоции, как правило, утихают. Этим и отличается подростковая любовь от взрослого зрелого чувства, которое не так феерично, как в юном возрасте, но более устойчиво.
Как вести себя с влюблённым подростком
Вы уже знаете, что ваш ребёнок влюблен, но не понимаете, что делать дальше? Не волнуйтесь, первая любовь – это не конец света, просто нужно правильно к ней подойти.
Что делать? Советы психолога родителям
1. Во-первых, не стоит недооценивать первую любовь ребёнка, даже если вы думаете, что это проходящее чувство.
Для подростка любовь – это весь мир, а любимый человек – идеальный и самый главный. Не вмешивайтесь в отношения без причины. Ситуация, которую ребёнок переживает – это опыт, необходимый ему для развития. Вспомните свою юность. Погружение в собственную историю любви поможет вам больше доверять ребёнку и его чувствам.
2. Во-вторых, больше интересоваться его личностью, его счастьем и благополучием, нежели тем, что он делает или не делает.
В конце концов, подумайте, чего вы боитесь? Того, что ребёнок наделает глупостей и пострадает от душевной боли, как это было с вами когда-то? В таком случае, возможно, будет важным напомнить подростку:
3. В-третьих, вести себя деликатно и не засыпать его вопросами.
Первая любовь не всегда идёт рука об руку с первым сексом, но подростки от этого не застрахованы. Не вдаваясь в скучные рассуждения о романтических отношениях и сексуальности, определите вместе с подростком, что для него приемлемо в его возрасте, а что нет. Ненавязчиво поделитесь своим опытом. Это поможет подростку избежать проблем.
4. В-четвёртых, помнить о доверии.
Если ребёнок рассказал вам о романтических чувствах, это отличное доказательство доверия. Говорить на эту тему не так просто. Если он сделал это, значит, для него это действительно важно. Значит, он ожидает, что может рассчитывать на вас. Будьте достойны этого доверия. Сохраните секрет, не делайте того, о чём подросток не просит, даже если с вашей точки зрения, это было бы разумно.
Если вы, например, испытываете искушение сказать: «Приведи своего друга на ужин, представь, покажи», лучше ему не поддаваться. Это может быть воспринято подростком как вторжение в его личную жизнь, и тогда он больше не захочет с вами делиться. Не опережайте события. Подождите, пока ребёнок сам этого захочет. Воспользуйтесь его доверием, чтобы поговорить о волнующих вас вопросах в подходящий для этого момент.
Если подросток не посвятил вас в переживания, и вы узнали о его чувствах случайно, это можно объяснить стеснительностью или неуверенностью. Не волнуйтесь, если ребёнок скрыл от вас свои чувства. Вы посмотрите на это под другим углом зрения, как только поймёте, почему он так поступил.
Романтические отношения для подростка – это этап завоевания автономии. В это время он начинает осознавать свои сильные и слабые стороны, открывает новые и неизведанные пространства, стремится проверить пределы и способности. Это стремление обычно выбрасывает его из семейного кокона и повседневной жизни. Даже если вы думаете, что ребёнок многое теряет, пренебрегая вашим участием, подойдите к вопросу без осуждения.
И ещё немного добрых советов:
Что рассказывать, как разговаривать?
Ответ психолога: Дочь не обманывает. Она, должно быть, впервые влюбилась и сама до конца не понимает чувства, которое испытывает. Вот почему ей так трудно об этом говорить:
Через некоторое время Марина пересказала разговор с дочкой, который состоялся в школьном парке:
— Анечка, ты долго со мной ничем не делишься. Что-то случилось? Я расстраиваюсь.
— В твоём возрасте для меня это был сложный период.
— Я начала взрослеть. У меня были проблемы с кожей, я переживала и иногда пропускала уроки. Я думала, что была самой некрасивой девочкой в классе.
— Да. А потом всё изменилось.
— Мне помогла подруга моей мамы, диетолог. Я стала по-другому питаться, и кожа улучшилась. Тогда я почувствовала себя увереннее и влюбилась в друга из художественного кружка.
— Он тоже был влюблён в тебя?
— К сожалению, нет. Моя любовь была безответной. Но я до сих пор помню этого мальчика. Он красиво одевался и всегда был в центре внимания.
— В нашем классе тоже есть похожий мальчик, он мне нравится…
В результате, доверие было установлено и проблемы исчезли.
Как быть, если страдают учёба и здоровье?
Конечно же, нужно относиться внимательно к любым признакам изменений в психике подростка: ухудшению успеваемости, трудностям с концентрацией внимания, бессоннице. Но знайте: если успеваемость ребёнка вас расстраивает, на него не повлияют увещевания типа: «И ты думаешь, что твоя подруга тоже не делает домашних заданий? Это бы меня удивило». Ребёнку нужно объяснить, что он сам отвечает за свою учёбу также, как и за здоровье: сон, питание, физическую активность. Именно от него зависит его благополучие в будущем.
Как помочь, если любовь несчастная?
Советы эксперта:
Первое чувство сопровождается не только радостью. К сожалению, оно часто заканчивается разбитым сердцем. Разочарования и разрывы подростки переживают тяжело. Поэтому в такие моменты их должны окружать любящие люди.
Несчастная первая любовь – это важное испытание и ценный урок, во время которого подросток учится быть взрослым. А значит, он должен справиться с разрывом и стать мудрее.
Чего категорически нельзя делать? Ошибки родителей
Прежде всего, следует избегать проблем в отношениях с ребёнком. Вот краткий обзор неправильных родительских ролей:
Роль полицейского
Её используют родители, считающие, что должны контролировать ситуацию. Они проводят масштабную шпионскую деятельность, перекрывают входы и выходы, применяют систему наказаний и наводят порядок.
Роль врача
Родители рассказывают ребёнку, что любовь – это сыпь, похожая на ветрянку. Чтобы от неё вылечиться, нужны здоровье и силы. «Вот увидишь, ты выйдешь из этой ситуации. Все проходят через это. Не ты первый – не ты последний».
Роль режиссера
Родители относятся к подростковой любви как к мыльной опере. Они наблюдают за героями, радуются их успехам, огорчаются неудачам, плачут или смеются. Они относятся к ситуации как к фикции и ждут момента, когда ребёнок вернётся в реальность. Какую реальность? Их собственную, конечно.
Роль жертвы
Родители воспринимают детскую любовь как собственную беду, считая факт влюблённости ребёнка признаком неблагодарности: «Нашей любви тебе мало, так надо ещё искать в другом месте». «Жаль, что ты нас больше не любишь».
Роль моралиста
Подростковую любовь нужно воспринимать такой, какая она есть, а не такой, как хочет видеть её родитель. Это индивидуальный опыт, который каждый подросток переживает по-своему. Любовь вашего ребёнка отличается от вашей любви. Вы можете считать, что ваша развивалась правильнее и лучше. Но такие соображения не будут иметь успеха.
Общение с влюблённым подростком – дело тонкое. Ваш ребёнок часто не видит мира за пределами своей симпатии. Он поднимается над землёй от счастья, а через некоторое время впадает в отчаяние. Так он переживает первую любовь, силу которой взрослые часто склонны преуменьшать. Да, возможно, она незрелая и недолговечная, но эмоции, которые её сопровождают – настоящие и важные. Если молодой человек или девушка научатся с ними обращаться, им будет легче во взрослых отношениях.
Поэтому наша с вами задача, дорогие родители – помочь детям с чуткостью, деликатностью и мудростью. Показывая свою готовность к этому, мы закладываем прочный фундамент для их будущей жизни.
Как уберечь дочь от ранних сексуальных отношений
Ирина Гаврилова Демпси, психолог, психоаналитик: Как уберечь дочь от ранних сексуальных отношений в подростковом возрасте – этот вопрос волнует каждую маму, у которой подрастает дочь.
Очень часто мама сама не знает, как объяснить дочери, почему надо хранить девственность до брака.
Кто-то не знает, кто-то стесняется говорить на эти темы, кто-то проводя профилактические беседы, стараясь уберечь своё чадо от ранних сексуальных отношений, просто-напросто запугивают болезнями, нежелательной беременностью и др.
Иногда мама бы и рада поговорить и объяснить дочери тонкости женской жизни, но кроме общераспространённых фраз, что надо быть целомудренной, чистой, так положено она и не знает что ещё сказать. А на встречный вопрос дочери: почему мальчикам не надо об этом заботится, а девочкам надо? Мама толком и не знает, что ответить.
Начинать воспитывать дочь целомудрию в подростковом возрасте поздно. В подростковом возрасте можно, действительно, только УБЕРЕЧЬ.
Если Вы будете направлять свою дочь в мир Женщины с самых ранних лет, то не нужно будет уберегать её от ранних сексуальных отношений, целомудрие и чистота будут естественными её качествами. Целомудрие – это качество, которое присуще женской природе. Задача родителей позволить и помочь раскрыться женской природе.
С самых ранних лет нужно делать акцент на будущих женских качествах, на умении вести себя в обществе, на умении разговаривать, на приятном голосе, тоне, уважительном отношении к людям, мягкости, чуткости, сострадательности, заботе. Нужно не только говорить об этом, но и самой быть примером, самой в себе раскрыть Женщину. Обязательно надо прививать девочке любовь к природе, выращиванию цветов, любовь к насекомым, букашкам, таракашкам. Позволить ей заботиться о домашних животных.
Рассказывайте ей о сострадании и сочувствии. Обязательно приучайте к чистоте, но не к той чистоте, что “каждая вещь знает своё место”, вещи могут быть и не на своих местах, а к настоящей чистоте, не “на показуху”. К чистой и опрятной одежде, но не для людей. Не надо приводить аргумент: Что скажут или подумают про Вашу дочь, а значит и про Вас. Расскажите ей лучше о том, что такая нежная и мягкая кожа, как у неё нуждается в чистой и красивой одежде.
Объясняйте, что свежий и чистый воздух в комнате благотворно влияет на здоровье, если в её комнате есть цветы, объясняйте, как цветам не нравится дышать пылью. Только не нужно приучать к чистоте так, что у девочки напрочь пропадёт желание её соблюдать. Включайте всегда элемент игры в свои объяснения. Рассказывайте ей о прекрасном, о красоте, о гармонии. Гуляя вместе по парку или лесу, обращайте внимание на природу, на запахи, звуки. Учите её разговаривать с природой!
Рассказывайте ей о богинях, принцессах, женском достоинстве и говорите не только о чистоте внешней, но и о духовной. Обязательно установите близкие, доверительные отношения с дочерью. Только так, Вы будете готовить девочку к подростковому периоду.
Основная причина, почему девочки начинают рано половую жизнь это:
Недостаток любви в семье
Первый мальчик, обративший на неё внимание будет занимать все её мысли, и из страха его потерять, она будет соглашаться на сексуальные отношения с ним.
Желание стать взрослой и тем самым ускорить сепарацию от мамы, становясь женщиной, девочка перестаёт уже быть ребёнком. Если у Вас хорошие доверительные отношения с дочерью, то навряд ли она будет спешить от Вас отделиться.
Не отстать от сверстников, где ранняя половая жизнь может считаться признаком крутизны. Желание стать опытной
Во-первых, надо рассказать дочери о том, что именно женская энергия влияет на многие вещи в мире. Женская энергия влияет на семью, на детей, на мужа, на его умение зарабатывать, на его успешность. Поэтому женщина должна быть чистой, как свежий и чистый воздух в квартире.
Матка – это огромный резервуар, где хранится большое количество женской энергии и нужно быть очень осторожной, чтобы в этом сосуде не оказалось ложки дёгтя. Каждый мужчина, с которым переспала женщина оставляет свой след в её сосуде энергии, и эта связь на энергическом плане будет влиять на женщину в будущем.
Во время сексуальной близости происходит большой обмен энергиями, женщина отдаёт большое количество своей энергии, питая мужчину. Мужчина во время полового акта, наоборот получает энергию. Ему не надо беспокоиться сколько у него женщин было, чем больше, тем лучше. А вот женщине, как раз наоборот, надо думать кому она дарит свои сокровища, свои запасы женской энергии. Если мужчина после ночи исчезает, то женщина отдала свои богатства в никуда, потратила, а значит опустошилась. Мало того и испачкала свой сосуд энергией человека, которому до неё нет никакого дела.
Отдавая свою женскую энергию, женщина должна получать мужскую от мужчины в качестве его ответственности за неё. Если мужчина не начинает нести свою ответственность за женщину, женщина опустошается и разрушается на тонком плане, а иногда и на физическом тоже.
Отдавая свою энергию мужчинам, кто в последствии не будет её мужем, она отдаёт силу своего будущего мужа другому. В некоторых племенах предводитель сначала лишал девочку девственности, а после отдавал законному мужу, тем самым забирая силу себе, не позволяя другим быть сильнее. Девушке очень важно хранить свою силу для мужа, чтобы потом получить её обратно себе и в свою семью через мужские достижения и успехи.
Также надо объяснить своей дочери, что присутствие многих мужчин внутри её тела, в органе, где будет зачат ребёнок, будет не лучшим образом сказываться на будущих детях. Связываясь с малознакомым мужчиной, Вы не знаете, какую знергию он несет.
Впуская в себя многих мужчин, женщина тем самым засоряет свой дом, не поддерживает чистоту в доме, в своём внутреннем мире и пространстве, и соответственно позже будет иметь соответствующие последствия.
Очень большой отклик у девочек подростков находят темы о завоевание мужчины. Объясните своей дочери мужскую природу, что мужчины все охотники и им нравятся недоступные девушки, им нравится завоёвывать. Только потратив много сил и времени на девушку мужчина начинает её по настоящему ценить и любить.
Очень многие мамы находят самый лёгкий путь уберечь дочь от раннего секса – это запугивание. Часто говорят о том, что парень посмеётся и бросит, тем самым закладывают почву для убеждений, которые поселятся в голове у девочки, что все мужчины… (кто что говорит) Пугают болезнями и ранней беременностью. Эти страхи могут помочь удержать Вашу дочь от ранней близости, но отрицательно повлияют на её бессознательном восприятие мужчины
Я бы посоветовала говорить об этом, но в самую последнюю очередь. Нравственно надо воспитывать целомудрие, только так женщина будет чистой внутри себя. Страхи могут помочь навести внешний лоск до поры до времени. Сколько историй можно рассказать о том, что делают дети, вырвавшись из родительского гнезда.
Нужно, чтобы девочка с гордостью ощущала себя женщиной и тогда она сама не позволит ненужных связей и ранних сексуальных отношений. В подростковый период не запрещайте ей общаться с мальчикам, пусть общается, пусть чувствует, что пользуется вниманием, тогда не будет большой зависимости от первого, кто обратит на неё внимание. Общаться со многими, но принадлежать надо потом одному, сделав свой выбор из большого числа поклонников.
Разговаривайте со своей подрастающей дочерью. Пробуждайте в ней Женственность, а там где Женщина, чувствует своё внутренне состояние и себя, там всегда будет целомудрие.
Ранняя половая жизнь подростков
Вам на почту будет приходить уведомление о новых статьях этого автора.
В любой момент Вы можете отписаться от уведомлений, перейдя по специальной ссылке в тексте письма.
Давайте попробуем разобраться, каково влияние ранней половой жизни подростка на его здоровье и развитие, основываясь на мнениях специалистов, а не на субъективных взглядах – морально это или аморально. А затем уже родители смогут решить для себя, плохо это или хорошо именно для их ребёнка, а может быть, посчитают, что это – нормально. За каждым из этих решений последуют «оргвыводы» – или ничего не делать, или пытаться предотвратить, или отодвинуть на более поздний возраст начало ранней половой жизни подростка, несмотря на кажущуюся невыполнимость задачи.
Действительно, явление это практически повсеместное. По социальным опросам, результаты которых выложены в Интернете, оказывается, что половина 15-летних девочек уже не девственницы, а среди 17-летних опрошенных подмосковных девушек таких нет вообще.
Чем чревата ранняя половая жизнь
С точки зрения сексопатологии ранняя половая жизнь считается девиантным (не норма) отклонением, если ещё не наступила полная физиологическая и половая зрелость: у девочек – до 15-16 лет, а у мальчиков – до 16-17 лет.
Чтобы любить и жить полноценной сексуальной жизнью, психика человека должна быть зрелой. Подростки неспособны быть сексуальными альтруистами в силу высокого возбуждения и стремления побыстрее получить половую разрядку, поэтому неспособны на долгую прелюдию. Врачи говорят о том, что ранняя половая жизнь не ускоряет сексуальное развитие подростка, а напротив, может явиться причиной нежелательных последствий, которые переносятся во взрослую жизнь.
Неудача первого сексуального опыта может привести к созданию у подростка комплекса неполноценности и появлению страха перед интимной близостью. Страх фиксируется и может напрочь отбить интерес к сексу во взрослой жизни или создать серьезные сексуальные проблемы.
Сексопатологи рассуждают о том, что можно было бы не обращать внимания на эти интимные отношения подростков (да пусть делали бы, что хотят), но их следствием является вред для здоровья, который почти всегда проявляется рано или поздно. По статистике, 20% семей не могут иметь детей из-за того, что кто-то из партнёров или оба жили ранней половой жизнью. Среди подростков, вступающих в интимные отношения, распространяются половые инфекции, а поскольку они скрывают факт своего недомогания и не лечатся у врачей, то болезни приобретают стойкий хронический характер.
Если подростки начинают жить половой жизнью, то провоцируется замедление роста и нарушается нормальное развитие и формирование подросткового организма. Действительно, каждый человек, и ребёнок в том числе, обладает каким-то конечным количеством энергии, которая тратится на жизнеобеспечение и развитие организма, да и учёба требует огромного количества усилий. Ранняя половая жизнь отнимает у организма подростка, в это время незавершённости развития (с 13 до 18 лет), чрезмерно много сил. Отметим, что когда развитие некой сферы жизнеобеспечения у человека не завершено, то при её эксплуатации эта сфера забирает у остального организма всё, что ей требуется.
В результате чего у организма не хватает сил продолжать полноценное развитие, как физическое, так и интеллектуальное: подростки быстро устают, теряют интерес к учёбе и любознательность, которая отмечалась у них прежде.
Часто девочки, будучи абсолютно не подготовленными к половым отношениям, просто уступают парню из-за боязни его потерять. У парней сексуальные отношения носят исключительно механистический характер – они не умеют любить духовно.
Девочкам обычно бывает приятно, но оргазма они чаще всего не испытывают, а мальчики заканчивают свой процесс возбуждения почти сразу, и даже бывает, так и ни к чему не приступив.
Так что же плохого во всём этом? Девочка, испытав боль, боится парней и во взрослой жизни получает сложности и проблемы в своей будущей семье. А если юноша из-за неудачи получает психологическую травму – то во взрослой жизни не может быть полноценным партнёром.
Кроме этого, в силу неопытности, возможна нежелательная беременность, а ещё врачи говорят о том, что девочка может забеременеть даже до наступления менструаций. Рождение ребёнка или прерывание беременности является большим стрессом для взрослой женщины, а уж тем более для девочки.
Сексопатологи считают, что полноценно человек готов к сексуальной жизни к 18-19 годам, поскольку именно к этому времени у человека формируется структура психики взрослого человека. Врачи считают, что до этого возраста подросток способен и потерпеть, иначе он может получить комплекс неполноценности, проблемы в сексе уже во взрослой жизни, а бывает, что и абсолютную невозможность построить полноценные отношения и создать семью.
Начать половую жизнь подростка подталкивают не гормоны, а психологические факторы: влияние социума, т. е. информация из окружающего пространства и влияние сверстников. Мальчикам в таком юном возрасте нужен только сам процесс, а девочки же хотят ласки и внимания, т. е. отношений. Поэтому парни, получив то, что хотят, чаще всего бросают девочек и переходят к следующим партнёршам. Для девочек такой разрыв является большим разочарованием и поводом переживать.
Мальчики, в свою очередь, могут получить психологическую травму из-за их сексуальной неудачи, поскольку они не могут ещё управлять своим организмом – гормоны не позволяют. А если девочка из-за этого станет подшучивать или насмехаться над партнёром и сравнивать с предыдущими её партнёрами? А если в силу своей неделикатности она начнёт рассказывать об этом сверстникам – тогда у парня будет серьёзный стресс вплоть до страха перед женщинами во взрослой жизни. Девочки же, когда их бросают ради других, перестают верить в нормальные отношения с противоположным полом – и это тоже может распространиться на взрослую жизнь.
Видимо, всё же можно сказать, что это явление, половая жизнь у подростков, является фактором риска для здоровья молодого поколения, т. е. наших детей.
Можно ли предотвратить это явление?
Критерием завершения процесса взросления является приближение качеств личности подростка к качествам «Я-идеальное». Это и есть то время, когда они становятся взрослыми, т. е. способными отвечать за всё вокруг, в том числе и за себя.
Разумеется, в идеальном образе подростка присутствует такой атрибут, как сексуальность. Во все времена эта сфера жизни притягивала подростков, манила своей закрытостью. Стремясь стать взрослыми, они стараются опробовать и эту деятельность: и чтобы получить опыт и узнать, что это такое, а также чтобы быть «не хуже» своих сверстников.
Разумеется, в их «Я-идеальном» присутствует обычно следующее – «взрослый человек занимается сексом», может быть, именно поэтому они так и стремятся этим заняться, а запрет на это снят в наше время.
Родителям можно порекомендовать повлиять на подростка на этапе формирования его «Я-идеального» и внести необходимые коррективы в его представления об интимных отношениях, чтобы в его «Я-идеальном» оказалось следующее утверждение:
Раньше, до современной сексуальной революции, существовали некие внешние жесткие регуляторы, которые не позволяли, не рекомендовали, а то и просто запрещали подросткам вступать в интимные отношения. Это было мнение как общества, так и религии. Другими словами, в каждом конкретном сообществе соблюдались сложившиеся законы, устои и традиции. Это было выработано поколениями людей для сохранения стабильности общества, в том числе и для сохранения здоровья молодого поколения. А этот сложившийся порядок родителям оставалось только поддерживать в семье. Сейчас же, когда внешние регуляторы практически уничтожены, родителям надо самим, без помощи извне, заботиться о здоровье своих подрастающих детей.
Известно, что «Я-идеальное» формируется под влиянием общества, в том числе и СМИ, родителей и сверстников. Сейчас влияние СМИ и Интернета – огромно, идёт практически чуть ли не открытая пропаганда ранней половой жизни: всё подробно показывается на экранах телевизоров, кроме этого, у подростков есть довольно свободный доступ к порнопродукции; да сверстники только и говорят о том, какие они умелые и сколько партнёров у них уже было, хотя врут по большей части.
Из всех этих факторов воздействия на подростка родителям доступен только один – их собственное влияние. Только они в наше время могут как-то сдержать подростка в исследовательской деятельности в сфере интимных отношений.
Это влияние может стать эффективным, если отношения в семье, родителей с детьми являются доверительными. Необходимо, чтобы у детей сохранилась возможность «слышать» пожелания и советы родителей, хотя бы такая, какой она была в раннем детстве. При этом надо научиться сокращать требовательные ноты в наших разговорах с детьми (по мере их взросления), давая им некую самостоятельность. Хотелось, чтобы дети видели в вас друга, который не предаст и не станет контролирующим органом, а подставит своё плечо в трудной ситуации.
Что делать, если это, вступление в половую жизнь, уже случилось
Может быть, подростки не знают, что они не обязаны давать партнёру всё, что тот захотел. Может быть, вы сочтёте возможным рассказать о том, что существуют, например, другие способы, кроме полового акта, снятия сексуального возбуждения.
Кстати говоря, социально приемлемым и доступным для снятия такого возбуждения вариантом являются танцы. Можно посоветовать своим детям придумывать о своих сексуальных «подвигах», чтобы преодолеть давление сверстников, которые непомерно хвастаются своими сексуальными подвигами. Можно вспомнить фильм «На море», в котором 13-летние дети просят друг у друга разрешения наврать про их сексуальные отношения друзьям.
Не надо наносить дополнительных травм
Кроме стремления быть с полюбившимся человеком, у подростка будет присутствовать ещё и желание создать вокруг себя атмосферу доброжелательности и любви. Дети могут искать замену своей семье. Мы же понимаем, что в таком юном возрасте это невозможно. Разочарования в любви у подростков будут только подчёркивать отчужденность в их собственной семье.
Отношения доверия необходимы ещё и потому, что ребёнок в трудной, непонятной для себя ситуации сможет рассказать вам о своих проблемах и тем самым как-то решить их, а не загонять себя в безысходность, а потом и вас, заставляя менять жизнь в семье.
Такими проблемами, не разрешимыми для него, могут стать: беременность, половые инфекции, а также психологические травмы. Можно рассказать об одном парне, который после своей несостоятельности в интимных отношениях оказался объектом насмешек да и просто травли: мало того, что девочка посмеялась над ним, но она ещё рассказала об этом одноклассникам. Парень же заявил, что ходить в эту школу не будет. А теперь он боится, что в новой школе об этом узнают и насмешки продолжатся. Результатом этого события может стать нарушение отношений с женщинами в его будущей взрослой жизни.
Подростки иногда могут не понять, что они получили половую инфекцию, которую сразу необходимо лечить, а если и догадываются, то не идут к врачу, а советуются с друзьями и сами начинают приём антибиотиков. Самолечение, понятно, до добра не доводит.
У подростка должна быть возможность поговорить об этом с родителями, чтобы вместе с ними обратиться к врачу. То же самое относится и к возможной беременности – девочке страшно рассказать об этом родителям, поэтому всё выясняется на позднем сроке беременности и выбора уже нет.
Поскольку подросткам негде встречаться, то их интимные отношения происходят обычно дома, иногда это происходит в подъездах или на улице. Если подростков застают дома, то не стоит устраивать скандал с демонстративным выдворением партнёра вашего ребёнка из дома или даже обоих. Это огромный стресс для них – то, что их застали за этим взрослым занятием, а если это сопровождается ещё и скандалом, то событие становится просто катастрофой. Вы выпустили пар, возмущаясь таким поведением, а что изменится? Скорее всего, ваш ребёнок заниматься сексом не перестанет, но вы разрушите с ним отношения, возможно, навсегда. В таких ситуациях следует быть весьма деликатным, и выходить из них надо предельно осторожно. Сразу хочется сказать – а может быть, в этом есть и ваша вина. В чём она, ваша вина? Может быть, дома – скандалы, ругань, отсутствие внимания к подростку, может быть, вы сосредоточены на заботе о младшем ребёнке? Может быть, вы вовремя не рассказали подростку об опасностях ранней половой жизни или не научили ухаживать и дружить, просто вообще с ним об этом не говорили.
Помощь Беременным женщинам и мамам
Бесплатная горячая линия в сложной жизненной ситуации