как объяснить подростку в чем смысл жизни
Помощь подростку – разговор о смысле и целях жизни
«Человек в поисках смысла»: почему это так важно для подростка
Киберполиция находит группы «Синий кит», арестовывает создателей и кураторов сообществ. Но это не панацея! Появляются новые и новые группы, и каждый ребенок может стать их жертвой.
Главная задача родителей, педагогов, детских психологов – дать ребенку те ответы, которые он ищет. Иначе могут найтись злоумышленники, которые ответят ему совершенно по-иному, и это может привести к плачевным последствиям.
Понимание смысла и целей жизни не только убережет подростка от игры «Синий кит», но и даст ему ощущение спокойствия, удовлетворенности жизнью, поможет легче справляться с приступами хандры, которые возникают в периоды гормональной перестройки. Это эффективная профилактика суицида, наркозависимости, вступления в секту, общения с «дурными компаниями».
Как уберечь ребенка от игры «Синий кит» и помочь осмыслить жизнь?
Наверняка за прожитые годы у вас сформировалось собственное представление о смысле и главных целях в жизни. Поговорите со своим ребенком, обсудите вашу концепцию и выслушайте его мнение. Это поможет ребенку определиться с приоритетами, высказать то, что его беспокоит.
Не исключено, что и вас ждут новые открытия, ведь подростки нередко высказывают чрезвычайно полезные идеи. Также вы поймете, какие проблемы ваш ребенок считает самыми важными.
Предлагаем несколько советов психолога, которые помогут вашему ребенку более четко понять жизненные цели:
Любовь и забота родителей, их искреннее желание выслушать, поддержать и помочь – все это предпосылки для будущего благополучия ребенка. От того, насколько доверительные отношения складываются в семье, зависит, научится ли ребенок управлять собственной жизнью, придет ли к осознанию ее смысла. По большому счету, от этого зависит счастье.
Берегите и любите своих детей! Если же в какой-то момент вам покажется, что вы не справляетесь, обратитесь за консультацией к специалистам нашего психологического центра. Мы подскажем, как вести себя в сложных ситуациях во взаимоотношениях с ребенком.
Давайте вместе, шаг за шагом, выстраивать счастье и благополучие вашей семьи!
Я и смысл жизни
В поисках смысла жизни или личного самоопределения человек находится постоянно, вне зависимости от возраста и социального положения. При этом у каждого, в определенные моменты, наступают так называемые «экзистенциальные кризисы», которые характеризуются состоянием тревоги или психологического дискомфорта.
Подростковый возраст — непростой период, в это время подвергаются сомнению многие понятия, которые казались значимыми или кажутся важными для окружающих людей. Подросток начинает искать себя, задает сам себе и другим новые вопросы, ищет на них ответы. Процесс может сопровождаться чувством одиночества, непониманием со стороны окружающих. Как справиться с тревожным ощущением того, что смысл жизни пока не найден?
Самый надежный компас на жизненном пути — цель. Б. Крутиер
Универсального смысла жизни не существует
К сожалению, не существует готовых, универсальных рецептов, о которых можно было бы прочитать в учебнике и сразу применить их на практике. Задача каждого человека — разгадать свой индивидуальный смысл, который формируется из внимательного отношения к себе и к тому, что тебя окружает.
Такой период проживают все
Вопросы о смысле жизни задает абсолютно каждый думающий человек. Поиск смысла жизни — неизбежный процесс, который проходит у каждого по-своему. Универсальных временных критериев здесь не существует. При этом важно помнить, что с возрастом и в связи с новыми обстоятельствами смысл жизни может и будет меняться.
Попытайся признать, что пока не нашел(а) смысла
И это нормально. Позволь себе побыть в состоянии неведения. Помни, что этот период переживают не только подростки, но и взрослые. При необходимости разговора всегда можно обратиться за помощью к близким или специалистам — психологам, психотерапевтам.
Задумайся: что для тебя ценно и важно
Попробуй быть внимательным(ой) к своим мыслям, чувствами, ощущениям. Что тебя вдохновляет? Что дает силы и энергию, вызывает искренний интерес? Кто из твоего окружения ценен и важен для тебя именно сейчас? Возможно, ты уже найдешь подсказку или ответ на свой вопрос.
Обратись к людям, которым ты доверяешь
Можно обсудить тему поиска смысла жизни со своими близкими, родными, друзьями, с теми людьми, которым ты доверяешь. Спроси у них, ради чего они живут? Что для них важно? Слушай внимательно. Ведь тем, кого ты спрашиваешь, тоже непросто, как и тебе, говорить на экзистенциальные темы. Возможно, услышанные истории будут полезны для тебя.
Найти свою дорогу, узнать свое место в жизни — в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою. В.Г. Белинский
Почитай биографии авторитетных для тебя людей
Отсутствие смысла на данный момент вовсе не означает, что ты не сможешь реализоваться в жизни. Подумай, есть ли люди, авторитетные для тебя? Почитай биографии тех, кем ты восхищаешься. И ты поймешь, что далеко не каждый человек находил и понимал свое жизненное предназначение в подростковом или юношеском возрасте.
А твоих сверстников интересует данная тема?
Не стесняйся задать вопрос на волнующую тебя тему своим друзьям. Возможно, кто-то также, как и ты, находится в состоянии непонимания своего пути и испытывает из-за этого разные эмоции. Или найдутся ребята, которые пока не задумывались об этом.
Не бойся пробовать новое
Смысл жизни у каждого свой. Как его найти? Живи, общайся, развивайся! Используй каждую минуту жизни для раскрытия своих талантов, а они у тебя точно есть. Получай новые знания, формируй новые навыки, тебе это в жизни точно пригодится.
Ошибок нет. Есть только опыт
Абсолютно любая жизненная ситуация, даже негативная — это только опыт, который позволяет по-другому посмотреть на привычные вещи, открывает в нас что-то новое. Старайся анализировать и извлекать смысл из того, что происходит с тобой, принимай настоящее во всем его многообразии, тренируй осознанность и рефлексию.
Специалисты Центра им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ всегда готовый прийти тебе на помощь. Не стесняйся, звони на «теплую линию» или приходи к нам. Тебя внимательно выслушают, подскажут что делать, дадут профессиональный совет.
Подросткам о смысле жизни
Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.
Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.
Понятие смысла жизни
Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.
Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку.
Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.
В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».
Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.
Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»
Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).
Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».
Личный смысл жизни
Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).
Рис.2. Классификация личных смыслов жизни
Альтруизм (служение другим).
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.
Преданность делу.
Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.
Творчество.
Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.
Гедонизм (стремление к удовольствиям).
Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.
Саморазвитие.
«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.
Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни
В поисках смысла
Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.
Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.
Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».
Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.
Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?
Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.
Марина Битянова, к.психол.н.
Остроумный священник объяснил подростку в чём смысл жизни и чем человек от обезьяны отличается
Здравствуйте, уважаемые читатели! С самого утра я подумывал написать вечерком пару статеек на сложные психологические темы. Но на пути домой я стал свидетелем очень любопытной сцены, о которой я не могу не написать. Уж больно мне она в душу запала.
Я часто езжу на маршрутном автобусе до бассейна и обратно и всегда в одно и то же время. Уже многих завсегдатаях попутчиков запомнил. Часто вижу в автобусе молодого попа, что служит в местной церкви. Честно говоря, мне очень странно видеть его в общественном транспорте. Я всегда думал, что у них отличные зарплаты и накопить на приличную машину должно быть не проблема. Ну, я человек нисколько не скромный, поэтому решил спросить его об этом напрямую. Подошёл, поздоровался, спросил. Он сказал, что просто не любит рулить и спросил у меня о том, почему я тоже без тачки. Видать решил, что я хочу его чем-то задеть или обидеть своим вопросом, не знаю. Я ответил честно, что зрение не позволяет. Потом ехали молча, до поры до времени…
На следующей остановке в автобус забрались девочки лет по 13 – 15 где-то в количестве трёх штук. Они спорили на какую-то философскую серьёзную тему. Я внимания сначала и не обратил. Ну умничают детишки, что с того? Сейчас у каждого второго пятиклассника на страничках в соц сетях вместо статуса высказывания великих мыслителей позапрошлого столетия имеются. Мода нынче у молодёжи такая. Мы вот в свои 15 стены домов расписывали в стиле «ПАНКИ ХОЙ!». А ведь тогда это и впрямь казалось очень круто и просто жуть, как умно.))
В общем, спорят они, спорят, а потом одна из девочек заметила служителя церкви. Подошла к нему и спрашивает:
— «Скажите, а в чём смысл жизни? Ведь в самой же жизни и есть? Ну там найти пару, родить детей и просто жить и радоваться жизни. Ведь так?
Я уж было рассчитывал услышать скучную проповедь и извечные родительские наставления в духе «Главное – жить так, чтобы люди тебя всегда добрым словом поминали и т д и т п. Но нет, Батюшка, дай ему Бог здоровья, не подвёл. Да так, что моя ухмылка мигом с лица сползла.
— «Так многие люди живут. И им нормально. Да и не только люди. Обезьяны, например, тоже так живут. И другие животные, полагаю. В целом, это мудрый выбор, но немного бесполезный, не находишь? Чем мы по твоему от обезьян отличается?»
Бедная девочка… Надо было видеть её выражение лица! Она явно не ожидала, что ей устроят тест на сообразительность. В ответ она промямлила что-то вроде «Ну, люди умные». И поп продолжил:
Тогда зачем нам ум, если мы можем жить, просто ради жизни? Ты знаешь такое выражение «Создатель создал нас по своему образу и подобию»? Вдумайся в эти слова. Раз уж мы его подобия, значит мы тоже создатели, разве не так? Каждый человек должен что-то создавать. Не важно, что именно: научные изобретения или просто уют в доме. Пока человек создаёт, он развивается, совершенствуется. Если мы перестанем быть создателями, тогда на кой нам столь умные мозги? Смысл жизни каждого человека в том, чтобы создавать. А вот что создавать – каждый решает для себя сам».
Подросткам о смысле жизни
Подростковый и юношеский возраст – то самое время, когда со школьниками можно и нужно говорить о таком важном понятии, как смысл жизни, о его сути. Но такой разговор, безусловно, непрост.
Надеемся, что предложенный материал поможет ученикам сфокусироваться на главных аспектах поиска смысла жизни и станет толчком для развития в себе необходимых способностей, например рефлексии.
Понятие смысла жизни
Кто я? Зачем я? В чем смысл моего существования? Зачем я живу? Ради чего я живу? Наступает момент, и каждый человек начинает задавать себе и другим подобные вопросы. Наступление времени такого рода вопросов говорит о том, что человек вышел из возраста детства и начал понимать самого себя, задумываться о том, как и зачем ему жить. Это очень важные вопросы, и без нахождения своих, личных ответов на них трудно жить, работать, строить отношения с другими людьми. Но найти свой личный ответ легче, если знаешь о том, как на подобные вопросы отвечали другие люди, что известно о таких поисках философии, психологии, как описаны поиски смысла в великих произведениях мирового искусства. То есть познакомившись с опытом других людей и целых поколений.
Говоря о смысле жизни, люди имеют в виду что-то, что придает жизни ценность, выходящую за рамки самого существования человека, за его хорошее или плохое самочувствие или чью-то оценку. Это что-то не связано с конкретной ситуацией, но оно позволяет людям оценивать любую ситуацию своей жизни – прошлое, настоящее, будущее – под определенным углом зрения. С чем-то, что настолько важно, что ему стоит посвятить жизнь, стоит страдать или преодолевать трудности. А радостям и наслаждениям это что-то придает глубину и особенную значимость.
Можно сказать, что смысл жизни – это знаменатель, позволяющий нам оценивать всё, что с нами произошло, происходит или может произойти. Благодаря ему мы расставляем приоритеты в целях и судим о собственной жизни. Получается, смысл стоит выше целей и ценностей.
В конкретных жизненных ситуациях мы ставим цели и стремимся к их достижению: «Я хочу научиться играть на синтезаторе», «Я хочу попасть в финал Всероссийской олимпиады по физике в этом году», «Я хочу поступить в медицинский институт». Выбирая цели, мы руководствуемся определенными ценностями: «Хочу получить профессию, которая позволит мне помогать людям», «Мне нравится писать музыку», «Я хочу доказать себе, что способен стать лучшим в физике…».
Но все наши цели и ценности становятся по-настоящему важными, когда над ними, как вершина, как купол, настроен смысл, то есть ответ на вопрос: «Ради чего?». Не всем людям важно понять, почему мы живем, но всем нам необходимо иметь ответ на вопрос, как нам жить. Именно для ответа на этот вопрос нам нужно понимание смысла.
Рис.1. Масштаб понятия «смысл жизни»
Таким образом, смысл – это значение, которое придается жизни человека вообще и личной жизни в частности. Понятие смысла по масштабу соотносимо не с конкретным желанием, не с эпизодом в жизни, а с жизнью в целом (Рис.1).
Смысл освещает и придает значение всему, что делает человек, помогает правильно расставить акценты и критически отнестись к сделанному и задуманному. Как писал известный мыслитель ХХ века Карл Юнг, «человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признавать, что играет роль в сказке, рассказанной идиотом».
Личный смысл жизни
Известный психолог рубежа ХХ– ХI веков предложил нам классификацию личных смыслов жизни, назвав среди них альтруизм, преданность делу, творчество, гедонизм (получение удовольствий), саморазвитие (Рис. 2).
Рис.2. Классификация личных смыслов жизни
Альтруизм (служение другим).
«Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее», – говорил Альберт Эйнштейн. Служить другим, проявлять милосердие и оказывал поддержку слабым и больным, воспитывать и наставлять детей, участвовать в благотворительности – эти цели дают ощущение смысла многим людям. Многие философы и психологи признают, что человек устроен так, что его по-настоящему радует только то, что доставляет радость другим. Именно поэтому служение людям для многих становится самым осмысленным и самым желанным образом жизни. Выбор таких профессий, как врач, педагог, социальный работник и многих других также связан с осуществлением данного смысла.
Преданность делу.
Историк и философ Уилл Дюран писал в своей работе «О смысле жизни»: «Соединиться с целым, трудиться для него телом и душой. Смысл жизни заключен в возможности, которую она нам дает, – создать нечто большее, чем мы сами…». Приобщаясь к большому и значимому делу, человек чувствует себя значимым, нужным. Он работает на результат, который будет важен для мира и после его личного ухода из жизни. Это придает сил, наполняет уверенностью многих людей. Таким делом может быть участие в создании новейшей техники, лекарства от серьезной болезни, архитектурного шедевра и много другого. Непосредственная роль человека в этом деле может быть довольно скромной, но для обретения смысла достаточно чувства принадлежности к большому целому.
Творчество.
Создание чего-то нового, отмеченного красотой или гармонией – источник смысла для большинства людей, обладающих тем или иным талантом. Творчество не нуждается в ответе на вопрос «зачем?», оно само по себе имеет значение для того, кто посвящает ему всего себя. Но даже если и нет особых талантов, творческий подход к своей ежедневной работе, к приготовлению пищи, к игре, учебе, общению с друзьями, проявлению любви, уходу за домом добавляет жизни человека осмысленности независимости от уровня его достатка и физического здоровья.
Гедонизм (стремление к удовольствиям).
Согласно этой точке зрения, жизнь состоит просто в том, чтобы наполнять свое время, сохранять чувство удивления перед чудом мира, погружаться в естественный поток переживаний, искать и находить разнообразные удовольствия: чувственные, интеллектуальные, физические… Наполненность жизни яркими событиями и переживаниями и придает ей значение и смысл. У такого взгляда на жизнь всегда были свои сторонники и противники, и он имеет право на существование, как и все остальные.
Саморазвитие.
«Смысл жизни в том, чтобы достигнуть совершенства и рассказать об этом другим», – так написал известный писатель Ричард Бах. Саморазвитие, раскрытие своих талантов, самовыражение, самосовершенствование – для многих людей сегодня это слова, исполненные высокого значения. Эти люди рассматривают деятельность по раскрытию своего личного потенциала как главный смысл своей жизни. Выбор профессии, образа и места жительства, хобби, стиля общения в семье и воспитании своих детей – всё это может рассматриваться как возможность самопознания и саморазвития.
Среди перечисленных видов смысла нет хороших и плохих, правильных или неправильных. Гораздо важнее, что они есть, и забота каждого человека – найти среди них самый близкий или создать свой собственный смысл жизни
В поисках смысла
Поиск личного смысла – это особая деятельность, особая работа личности, которая может быть обозначена как осмысление. Особое значение такая работа приобретает в подростковом и юношеском возрасте, хотя и зрелые люди время от времени встают перед необходимостью переосмыслять свою жизнь. Поиск личного смысла может протекать поразному. Во-первых, это знакомство со смыслами, уже открытыми раньше другими людьми. Знакомство, примерка и присвоение. Можно сказать, что в этом случае человек заново открывает для себя смысл, давно известный человечеству. В этом нет ничего унизительного или нелепого. Это нормальный путь развития личности, присвоения, как принято говорить сегодня, культурного кода человечества. Чтение художественной литературы, знакомство с шедеврами искусства, биографиями и высказываниями великих людей, судьбами людей, живших в различные эпохи, помогают открыть для себя различные смыслы жизни. Открыть, примерить и, возможно, выбрать для себя.
Во-вторых, это смыслотворчество, создание новых смыслов. Каждое поколение людей вносит что-то новое в историю человечества. И обогащает потомков своим уникальным опытом поисков смыслов и достижения целей. Так, например, сегодняшние школьники сталкиваются с новой реальностью жизни человечества – виртуальной, информационной культурой. Значительная часть жизни многих современных людей проходит внутри информационных потоков, в виртуальном общении с другими людьми. Никогда еще человечество не сталкивалось с задачей поиска смысла жизни в такой ситуации. Тебе и твоим современникам предстоит выдержать испытание виртуальной реальностью и найти способы остаться людьми.
Поиск смысла жизни – это особая работа не только души, но и ума. Об этом нужно уметь думать, то есть обладать особой умственной способностью. Она называется рефлексией. Великий философ Дж.Локк следующим образом объяснял, что такое рефлексия: «Представим себе, что в голове человека сидит другой маленький человечек, который наблюдает и фиксирует, что делает большой человек. Эти наблюдения и осознание опыта и есть рефлексия».
Рефлексия – это способность, позволяющая человеку делать свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения, самого себя предметом внутреннего анализа и оценки. Благодаря рефлексии мы можем анализировать себя, оценивать, решать, что нам нравится, а что нет. И при необходимости и желании – изменять себя.
Рефлексия может помочь нам в размышлениях о смысле жизни. Заглядывая в себя, мы можем определиться с тем, что нам действительно важно, что находится на вершине нашего «Я»: желание помогать другим, быть нужным людям? Способствовать улучшению мира? Реализовывать свой талант? Познавать тайны мира? Жить ярко и насыщенно? Быть причастным к чему-то действительно большому и важному? Совершенствовать себя?
Потребность в смысле – одна из самых загадочных особенностей человека. И вместе с тем – одна из самых важных. Нет ничего более тупикового для развития человека и безнадежного для обретения им счастья, как состояние смыслоутраты. Можно сказать, что забота о смысле собственной жизни – это одна из главных человеческих забот с того момента, как он осознает себя как самостоятельную личность, и до самого конца жизни.
Марина Битянова, к.психол.н.
«Классное руководство и воспитание школьников» №2, февраль 2016