как объяснить ребенку что деньги просто так не даются
Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами
Кнарик Мурадян
Финансовая грамотность для детей: как научить ребёнка обращаться с деньгами
Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.
Первый и главный вопрос: в каком возрасте родители могут говорить с ребёнком о деньгах?Детские психологи считают так: информацию о том, что материальные ценности можно купить за деньги, ребёнок получает рано, года в 3-4. В этом возрасте появляются первые «Купи!».Малыш знает: то, что хочет, можно обменять на бумажки и монеты, которые есть у родителей.
Говорить о финансовой грамотности, по словам педагогов, нужно – с 3 лет. В этом возрасте ребёнок понимает, что такое деньги.
На вопрос «Для чего нужна финансовая грамотность для детей?»можно было бы ответить односложным: «Дети взрослеют». А для взрослого человека финансовая неграмотность в лучшем случае невыгодна, в худшем – опасна. Детям нужны знания в этой области для того, чтобы через десять или пятнадцать лет они уверенно вошли во взрослую жизнь и занялись осознанным созданием собственного будущего, а не беспомощно «висели на шее» у родителей.
Однако такой ответ поднимает целый ряд сопутствующих вопросов. Например, как именно нужно учить детей финансовой грамотности? Или в каком возрасте разумно начинать обучение? Как простым языком и на наглядных примерах объяснять ребенку вещи столь сложные, которые и взрослых людей подчас вводят в ступор?
Зачем ребёнку финансовая грамотность
Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.
Воспитание финансовой грамотности помогает:
• Осознать, что деньги зарабатывают трудом и законными способами.
• Разобраться, как неправильное обращение с деньгами приводит к бедности.
• Грамотно управлять деньгами и копить их.
• Избегать небезопасных финансовых схем: кредитов и микрозаймов, зарплаты в конверте, пирамид и т. д.
Лучше всего начинать с себя. Ребёнок считывает поведение родителей, в том числе финансовое.
«Есть одно важное условие, чтобы в будущем ребёнок спокойно, без лишнего страха и пиетета относился к деньгам. Это отношение близких взрослых к финансовой ситуации в семье. Если дома много разговоров о деньгах, о том, какой статус и преимущества они дают, – то будет формироваться отношение к финансовым ресурсам как к сверхценности. Если же взрослые постоянно находятся в ситуации беспокойства о деньгах, то ребёнок замечает, впитывает их страх и в будущем будет сильно озабочен тем, чтобы иметь деньги во взрослой жизни. Чем спокойнее и разумнее относятся родители к теме денег, тем более адекватным будет отношение их уже выросшего ребёнка к финансам в будущем»
Дошкольный возраст (3–7 лет)
В этом возрасте нужно привить ребёнку понимание дохода как результата труда. Важно, чтобы он знал, что родители работают и получают за это деньги. С этого и начинается формирование финансовой грамотности у детей.
Покажите ребёнку, как и для чего вы работаете
Рассказывайте ребёнку о своих успехах на работе или даже приведите его туда, чтобы показать, чем вы занимаетесь. Но объясните, что деньги – не единственное мерило отношений. Это поможет избежать одержимости карманными сбережениями. Покажите, что делаете работу по дому не ради вознаграждения,а потому что заботитесь о семье: «Я покошу газон на даче, чтобы нам было приятно смотреть на него и удобно вместе играть».
Придумывайте игры с деньгами
Показывайте ребёнку монеты и купюры разных номиналов и не бойтесь включать их в игровые сценарии. Такие игры для финансовой грамотности развивают моторику, внимание, речь, визуальную память, а также повышают интерес к математике. Сортируйте деньги по номиналу, цвету, размеру. Вместе ищите закономерности – одинаковые или лишние в ряду монеты и купюры.
Включайте детям мультики про финансы
Включите мультфильмы с образовательным подтекстом. Например, некоторые серии «Смешариков» посвящены кредитам, накоплениям, договорам и даже инвестициям. В «Фиксиках» рассказывают, откуда взялись деньги и почему из-за них нельзя ссориться. А в мультике «Три кота» можно узнать, как правильно вести себя во время первого похода в магазин. Есть и специальные мультфильмы – «Азбука денег тётушки Совы» и «Азбука финансовой грамотности для детей».
Поиграйте в «Магазин»
Он же «Рынок» или «Купи-Продай». Это репетиция реального шопинга. Необязательно использовать для оплаты листики, пусть дети привыкают к настоящим деньгам. Расставьте на столе разные товары и закрепите на них ценники, а потом решите, кто будет покупателем, а кто продавцом. Задача первого – собрать нужную сумму на покупку и получить сдачу, а задача второго – пересчитать полученное.
Младший школьный возраст (7–11 лет)
Обучение детей финансовой грамотности на этом этапе помогает в общении со взрослыми и одноклассниками. К начальной школе ребёнок должен уметь делать покупки и понимать, что такое размен и сдача или как работает оплата карточкой. Это важно, как минимум, для покупки обедов в столовой. Подарите ему копилку, чтобы он складывал туда денежные подарки.
Дайте понять, что у каждой вещи есть цена
В младших классах познакомьте ребёнка с покупками в крупных магазинах и смыслом чека. Попросите его самого расплатится на кассе. Постарайтесь не потакать минутным желаниям ребёнка на шопинге. Расскажите, что у вещей есть своя цена и почему каждая из них стоит по-разному. Затем составьте список желаемого и определите что нужно сделать, чтобы купить это.
Например: «Если выступишь на олимпиаде по математике, то мы сможем купить тебе эту вещь». Главное, не поощрять ребёнка за то, что он хорошо учится или убирается в комнате. Так, он может начать шантажировать. Поощряйте только сверхусилия – то, что не входит в его обязанности.
Читайте книги по финансовой грамотности для детей
Организуйте совместное полезное чтение. Например, у Сергея Федина есть книга «Финансовая грамотность» в двух частях. Это учебник с вопросами и задачами как о семейном бюджете, так и об истории экономических процессов. Другой вариант – «Пёс по имени MoneY» от Бодо Шефер. Главный герой – лабрадор, который учит девочку Киру разбираться в деньгах. Можно прочитать Игоря Липсица – «Удивительные приключения в стране Экономика».
Поиграйте в «Монополию»
Легендарная настольная игра «Монополия» (она же «Менеджер», «Бизнесмен» или «Империя») – это отличный вариант обучения бюджету и планированию. «Монополия» развивает экономические мышление, целеустремлённость и внимательность.
Старший школьный возраст (11–14 лет)
Финансовая грамотность детей школьного возраста направлена на работу с первым бюджетом и навыками накопления. Ребёнка можно подробно познакомить с понятием карманных денег. Если регулярно давать ему их, он начнёт составлять свой первый бюджет, сравнивая расходы и доходы.
Расскажите про регулярные расходы, инфляцию и налоги
С 11 лет ребёнок уже понимает, кто зарабатывает деньги в семье. Однако воспринимает зарплаты взрослых как космические по суммам, так как не задумывается о тратах на продукты и ЖКХ. Будет хорошо, если вы проявите доверие и будете честны с ним, рассказав, какие основные статьи расходов у вас есть. Можно коснуться тем инфляции и налогов.
Доверьте ребёнку большую сумму денег
Чтобы научить детей финансовому планированию, договоритесь с ними, что дадите им деньги сразу на весь месяц. Объясните, что они должны правильно спланировать свои расходы и «растянуть» этот бюджет на весь срок. Если ребёнок обратился к вам за деньгами раньше срока, предупредите его, что в следующий раз не станете ему помогать (кроме самого нужного) до начала нового месяца.
Родителям важно быть последовательным в решениях. Когда ребёнок не выполнит договорённостей во второй раз, вы должны отказать ему в карманных деньгах, иначе он не поймёт урока.
Установите на смартфон ребёнка приложения, которые помогут ему в планировании.
Если вы открываете детям первую карточку,скачайте отдельные банковские приложения: Tinkoff Junior, СберKids, Райффайзен-Start. Там можно устанавливать лимиты трат и отслеживать расходы, но лучше, когда он сам будет контролировать свои деньги. Выбирайте софт, где есть кэшбек, бонусы, подарки от партнёров. Так ребёнок почувствует больше самостоятельности.
Выбирайте более сложные настольные игры
Когда игры в «Монополию» станет недостаточно, выберите усложнённые или альтернативные варианты. Поиграйте в «Денежный поток», «Капитал», «Миллионер», «Миллиардер» или в «Антимонополию». Игры помогут узнать, как строить финансовую империю, конкурировать в бизнесе и даже создавать налоговую систему.
Подростковый возраст (14–18 лет)
Этот возраст – репетиция взрослой жизни. Хорошо, если подросток устроится на работу хотя бы на лето. Вы можете помочь ему в этом, договорившись с друзьями семьи или другими родителями, чтобы подросток не испытывал лишний стресс в совсем чужой компании. Важно в этот момент рассказать, в чём суть договорных отношений и как вовремя отличить финансовых мошенников.
Составьте вместе финансовый план
Предложите ребёнку вести регулярный финансовый план. Личное планирование может быть не долгим – до года, но зато оно приучит к чёткому достижению целей. Распределите доходы по необходимым и второстепенным тратам, откладывая при этом 10% в копилку, а 5% – как финансовую подушку на чёрный день.
Покажите финансовые лайфхаки
Обучите методу пяти конвертов, где нужно разделить месячный бюджет на пять и разложить полученное по конвертам. Четыре конверта – это бюджет на месяц (один конверт на одну неделю). Пятый конверт – накопления, которые нельзя трогать.
Дайте подростку больше интересных книг
Подойдут «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Юный инвестор» – Кэтрин Бейтам, «Деньги. Мастер игры» – Энтони Робинс. Ещё есть подростковая версия известной книги «Богатый папа, бедный папа» от Роберта Кийосаки. Финансовую грамотность выпускников школы можно подтянуть через комикс «Экономикс», где понятным языком и в картинках рассказывают даже про капитализм и меркантилизм.
Видео «Финансовая грамотность для дошкольников» «Финансовая грамотность для дошкольников» интервью Разработка и внедрение стратегий финансового образования населения является важным направлением.
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Информационно-практико-ориентированный проект для старших дошкольников «Финансовая грамотность» Проект «Финансовая грамотность» Воспитатель: Калашникова Е. А. Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Как доступно объяснить ребенку, что нет денег
Даже если в раннем детстве родители стремятся не баловать своих детей дорогостоящими игрушками и подарками, то они непременно спустя годы попадают в социум, где у их сверстников непременно встречаются дорогие вещи и гаджеты. Рассмотрим, как можно донести до ребенка, что у семьи нет денег, не обидев его.
В детском саду малыши нередко сорятся, выясняя, например, чей папа сильнее или чья мама лучше. Только спустя время малыш начинает понимать, что есть другие дети, которые непременно их превосходят в чем-то.
Например, кто-то может быстрее запомнить стишок, а кому-то приходится уделять ему довольно много времени. Бывает, что если ребенок понимает, что не может что-то сделать хорошо, то вообще отказывается от этого. Даже в раннем возрасте родителям стоит обращать внимание на подобные мелочи и вовремя помочь ребенку. Важно объяснить малышу, что все люди разные и это совершенно нормально.
В период обучения в школе важными также становятся материальные различия между детьми. Ребенок начинает понимать, что финансами управляют взрослые. Он может подумать, что родители не покупают, потому что не хотят, а не потому что не могут.
Родители должны понимать, что разговор с ребенком на эти темы может быть далеко не самым приятным. Важно отвечать на задаваемые вопросы честно.
Что нужно объяснить младшему школьнику
Как отвечать на неудобные вопросы детей о деньгах
Почему вам не удается заработать больше?
Не стоит относиться к подобному вопросу как к упреку. В таком случае нужно объяснить ребенку, что каждая работа важна и требует усилий, даже если на одной платят мало, а на другой много.
У меня нет каких-то предметов роскоши, поэтому со мной никто не захочет дружить.
В любом возрасте в период обучения в школе ребенку важно понимать, что у него есть то, что принадлежит всем остальным. Нужно прикладывать усилия, чтобы перенаправить внимание ребенка на внутренние ценности. С самого детства ребенка нужно учить видеть хорошее в любом времяпровождении, на море или у бабушки в деревне. Нужно показать, что ему не нужно зависеть от мнения других людей, что жизнь наполнена различными радостями и без дорогих покупок. Друзья не должны перестать быть друзьями из-за отсутствия какой-то вещи.
Как правильно объяснить ребёнку, что денег нет
Большинство взрослых переживает за свое материальное состояние. Траты преследуют их каждый день, они во многом себя ограничивают. Иногда неосознанно они винят в нехватке средств своих детей, так как на них приходится тратить довольно много денег. Это вынуждает употреблять некоторые неприятные фразы, которые чаще всего обижают обе стороны. Например, «заработаешь – купишь» или «я и так много денег на тебя трачу».
Ребенок и так чувствует себя зависимым от родителей. Такие фразы только ухудшают ситуацию. Если ребенок вырос в атмосфере сильной экономии, то он вряд ли сможет здраво относиться к деньгам в будущем. Чтобы избежать такой ситуации, необходимо говорить с ребенком открыто, обсудить бюджет и зарплату, незапланированные траты.
Отношение к деньгам формируется в детстве. Конечно, семьи живут в различных условиях, которые с течением времени непременно меняются. Несмотря на финансовое положение семьи, родители способны привить ребенку уверенность в себе и своих возможностях.
Как научить ребенка ценить деньги: советы психологов и бизнес-тренеров
Многие родители, сталкиваясь с новыми детскими «хочу», задаются вопросом: как научить ребенка ценить деньги? LifeGid задал этот вопрос экспертам, и получил ответ: прививайте финансовые знания с пеленок!
Многие родители сталкиваются с тем, что с ребенком невозможно выйти в магазин: он сразу просит что-нибудь купить. С детьми постарше не легче: они тут же задают вопрос, почему, скажем, смартфон нельзя купить прямо сейчас? Мы узнали у преподавателя финансовой грамотности для детей Марины Звонаренко, старшего методиста киевского центра «Розумники» Лилии Кудри и детского психолога Валентины Токарь, как научить ребенка ценить деньги.
Чтобы ребенок услышал ваши доводы, научите его ценить деньги
Совет первый: дать ребенку работу и платить
Даже если родители могут себе позволить каждый раз покупать ребенку желаемое, психологи и эксперты по финансовому планированию этого делать не советуют. «Лет с 3—4 нужно объяснить ребенку, откуда берутся деньги: родители на работе делают полезные дела, и за это получают зарплату. Здесь же стоит упомянуть перечень обязательных расходов семьи: коммунальные услуги, еда, одежда/обувь, бензин », — объясняет Лилия Кудря.
Этот разговор стоит продолжать, когда ребенок начинает просить купить то, что не входит в ваши планы. «Вы объясняете, что все расходы уже распланированы. Главное в это время — дать понять неоспоримость сказанного, не „повестись“ на уговоры. Также вы можете предложить ребенку зарабатывать деньги и копить на все, чего он хочет. Сделайте вместе с ним копилку и игру. Смысл игры — за каждое хорошее, на родительский взгляд, дело (уборка, сделанные уроки, выгул собаки…) вы будете продвигать фишку вперед. И когда она сделает 10 шагов — вы заплатите 10 грн. Эта игра нужна, чтобы ребенок не начал требовать деньги за каждый шаг и не ставил условия („Я уберу игрушки только за деньги“). Также он не сможет торговаться („Дашь ли ты деньги за хорошее поведение в гостях?“). Штрафы за плохие дела тоже предусмотрите: шагайте фишкой назад», — объяснила Лилия. При этом эксперт отмечает: нельзя вообще ничего не покупать ребенку, объясняя все незапланированностью. Нужно все же иногда радовать чадо просто так.
Иногда важно баловать ребенка подарком просто так
Совет 2: с банковским делом знакомим в 11—12 лет
До 11—12 лет учить ребенка финансовой грамотности лучше на наличных деньгах: они понятны и визуальны. Если начинать работу с «безналички», то кредитка будет восприниматься как волшебная карточка, за которую все можно купить. «А вот с 11—12 лет ребенку можно открыть специальную карточку для школьников. Заодно в банке „серьезный дядя“, а не родственники, расскажет, как на карточку попадают деньги, как их можно тратить, что такое пин-код и другое. После этого родитель может положить ребенку энную сумму на карточку и посмотреть, как тот управляется с деньгами. Можно нанести и второй визит — чтобы ребенку рассказали о мобильном банкинге, депозите и принципе накопления, кредите под проценты. Конечно, хорошо, если ребенок попробует оформить депозит с помощью интернет-банкинга», — рассказывает Лилия Кудря.
Также родители могут дать задание отовариться в магазине и расплатиться карточкой, но при этом уложиться в сумму на «пластике». «Это научит школьника рассчитывать стоимость товаров. И либо отказываться от излишнего в списке мамы, либо же обязательно все купить, но выбрать продукты меньшего веса. Но родителям также придется объяснить правила безопасности, рассказать о карточных мошенниках », — уверена эксперт.
Лет в 11−12 начинайте знакомить ребенка с банковскими продуктами
Совет 3: учите ждать и выбирать главное
Чтобы научить ребенка ценить деньги, предложите ему составить список желаемого. Это поможет определить, что из этого он хочет первым делом. Маленьким надо знать, достаточно ли у них накоплено или надо подкопить. А детей с 6—7 лет стоит приучать к счету — чтобы они понимали, сколько еще нужно «заработать».
«Уже с 6—7 лет ребенку можно давать и карманные деньги, помимо „копилочных“. Сумма — на усмотрение родителей (на перекус, на проезд ). Вы можете предоставлять эти средства ежедневно или раз в неделю, на все семь дней. При этом объясните, что школьник должен укладываться в предоставленную сумму. Это научит ребенка планировать расходы», — считает Марина Звонаренко.
«Многие родители обещают добавить недостающую сумму к крупным покупкам ребенка. Но не стоит этого делать, если вы хотите научить ребенка ценить деньги. Если все же собираетесь пополнить недостающее — представьте это как вознаграждение за особую заслугу или премию. Но в таком случае оговорите, что, когда давать вознаграждение, родители решают сами. Причем за напоминания могут и лишить этих денег. Также не давайте ребенку взаймы: он должен „жить по средствам“ и не привыкать одалживать. А когда сумма накоплена, постарайтесь советовать, но не контролировать покупки. Негативный опыт тоже нужен. Он научит чадо делать правильный выбор, а вы сможете подчеркнуть, что в следующий раз он спланирует покупку лучше», — добавила психолог Валентина Токарь.
Научите ребенка писать или рисовать список желаемых приобретений
Совет 4: извлекайте пользу из походов в магазины
Многие родители, чтобы избежать истерик и объяснений, стараются не брать ребенка в поход за покупками. Однако, по словам экспертов, это тоже неправильно. «В таком случае у него образуется „отложенный спрос“, что позже аукнется необдуманными большими тратами. А еще это лишает ребенка возможности жить взрослой жизнью. В магазине и супермаркете вы должны специально предлагать решать задачи: научиться определять хороший и плохой товар, объясняя, в чем разница, сравнивать цены Задавайте вопросы по типу что лучше: 50-граммовый пакет какао за 10 грн или 100-граммовый за 18 грн? Почему?», — говорит Марина Звонаренко. Но психологи советуют все же брать ребенка в магазин не чаще 1—2 раз в неделю. Иначе даже «умняшки», которые любят счет и идут с вами именно с этой целью, в будущем могут купиться на дешевизну ненужного товара.
Не бойтесь брать ребенка в магазин: так вы приучаете его ко взрослой жизни
Что можно и чего нельзя говорить детям о деньгах
По словам Валентины Токарь, есть некоторые табу на распространенные отговорки и действия родителей, если вы действительно хотите научить ребенка ценить деньги.
Нельзя: Говорить фразу «нет денег»: это вызывает тревогу. Также это взращивает комплекс бедности, и уже во взрослой жизни человек всегда будет думать, как сэкономить, а не как больше заработать», — говорит она.
Запрещено: брать деньги из копилки ребенка без его ведома. «Даже если ребенок проявляет понимание и жалость, вы не должны перекладывать на него свои проблемы и нужду в финансах. Несчастье, которое вы обрушили „на его голову“ тоже, и горечь от того, что пришлось расстаться с нажитыми деньгами, он не забудет, даже если вы ему вернете больше, чем взяли», — говорит
психолог.
Поощряйте, но не внушайте «правильный выбор»
Регулярно: давайте деньги даже тем детям, которые не слишком падки на деньги (особенно подростки). Финансовое равнодушие совсем не значит, что им можно никогда и ничего не покупать или не давать карманные деньги. Родители все равно должны их поощрять — аргументируя тем, что когда-то же он что-то захочет, вот тогда и сможет воспользоваться своим накоплением.
Не манипулируйте: Если хотите действительно научить ребенка ценить деньги, не навязывайте ему делать «правильный выбор», отказываясь от покупки в пользу семейного бюджета. «Не прививайте ему чувство вины, намекая, что из-за него семья будет голодать. Перекладывать на ребенка ответственность за всю семью неправильно по отношению к нему. К тому же, вы в любом случае не сможете довести дело до конца (оставить всех без еды), если он настоит на покупке игрушки», — объяснила Валентина Токарь.
Никогда не говорите ребенку «нет денег», и не берите деньги из его копилки