как объяснить ребенку что не все богатые
Как объяснить ребенку, что на свете у всех разные возможности?
Несколько раз в неделю тринадцатилетний Иван приходит в психологический центр и занимается со специалистом. Поднимает самооценку. В родной школе Ивана над ним издеваются, оскорбляют и даже бьют. И всe потому, что мальчик из небогатой семьи, скромно одевается и не может себе позволить многое из того, что есть у его более обеспеченных одноклассников.
У Егора та же проблема. Семья со скромным доходом, а мальчик учиться в престижной школе. И каждый день подвергается насмешкам и побоям. Учителя попустительствуют. Егор терпит и посещает психолога.
В этой московской школе попробовали доказать, что бедные и богатые могут учиться вместе. И избегать конфликтов. Педагоги сделали все, чтобы «крутым» считался не тот, у кого больше карманных денег, а тот, у кого больше пятeрок в дневнике. И вроде бы опыт удался.
Ивану о такой идиллии пока приходится только мечтать. Занимаясь с психологом, он придумал собственный план. Сейчас записался на борьбу, и скоро сможет дать отпор обидчикам. А когда вырастет, мечтает стать банкиром. И тогда вновь встретиться с теми, кто когда-то его унижал.
Ведущий: «Теперь всем пришлось смириться, что есть и будут сказочно богатые и невыносимо бедные. Правда, сложнее всего это понять детям. Как им объяснить, как не позволить им почувствовать себя ущербными или обделенными. Как не стать изгоем. Об этом мы попросили рассказать сотрудника НИИ семьи и воспитания Академии образования Оксану Кучмаеву.
Ребенок не может не замечать, что у Васи красивый велосипед, у Маши дорогой телефон, у кого-то еще что-то, а у него все самое дешевое и старое, от старшего брата осталось. Что родители должны сказать, чтобы объяснить, почему так происходит?»
Оксана Кучмаева: «В принципе я не идеализирую ситуацию, понятное дело, что все мы оказываемся в разном, в том числе в материальном положении. Но, как показывают исследования, что зачастую важнее не то, сколько реально человек получает, а то, как он сам оценивает свой уровень дохода, свой уровень жизни. Если, безусловно, родители очень грустят по этому поводу, если им самим обидно, что не только у Васи такой хороший велосипед, а у соседа такая хорошая машина, а у меня ее нет, то, естественно, эти оценки они будут скорее передаваться вольно или невольно ребенку, и он будет чувствовать себя в более плачевном состоянии».
Ведущий: «Другая ситуация с другой стороны. Ребенок из обеспеченной семьи. Вот как родители должны ему объяснить, что не надо хвастаться, не нужно выставлять напоказ свой телефон, свой велосипед или еще что-то? И как ребенку в этой ситуации не настроить против себя одноклассников?»
Оксана Кучмаева: «Опять же, очень многое зависит от родителей, то есть, как родители себя ведут. Если папа также кичится, позволяет себе эти высказывания, так скажем, на кухне там, в доме, в семье, то, естественно, несмотря на то, что как бы он потом грозно ни грозил пальцем своему сыну или дочери и говорил, что так поступать нельзя, ты меня позоришь, стиль-то поведения человек впитывает дома. Он видит, как себя ведут родители. А как раз на такие компромиссы-то в отношении с родителями идти не хочется. Если можно тебе, то почему я должен себя вести по-другому».
Ведущий: «А как ребенку объяснить, что вот мы себе то-то и вот это вот мы не можем себе позволить это в принципе, а не то, что у нас сейчас просто нет денег, вот подожди зарплаты, мы тебе купим».
Оксана Кучмаева: «Опять же основная, наверное, роль, хотя я повторяюсь, это не жалеть времени на общение с детьми. Общаться с ними, объяснять им, а не просто кричать и дергать за руку: «Замолчи, я тебе уже говорила, у нас сейчас нет денег». То есть с тем, чтобы человек маленький не замыкался, понимал, что он просто не получает ответа от родителей, может быть, им просто не хочется с ним разговаривать, вот, а его цель, его желание все равно остаются с ним».
Ведущий: «Родители не слишком много зарабатывают. Это их тревожит, это их беспокоит. Вот как они могут, наступив, так сказать, на себя, использовать все-таки вот богатство как стимул для того, чтобы ребенок учился. Сказать, вот знаешь, вот у меня не очень получилось, но ты, если будешь хорошо заниматься, будешь стараться, трудиться и терпеть, ты в конце концов купишь себе и «Мерседес», и там всe-всe остальное».
Оксана Кучмаева: «Надо попытаться апеллировать к ребенку, что вот если ты, допустим, поступишь таким-то образом, если ты будешь уделять должное внимание, посмотри, какие есть интересные специальности, какие есть интересные профессии, то ты найдешь себе что-то по нраву. И если ты, скажем, будешь хорошо учиться, то ты сможешь здесь достичь вершины и зарабатывать хорошие деньги».
Ведущий: «Имеет ли смысл, когда богатые селятся в одном квартале, бедные селятся в другом. У каждого свои магазины, свои салоны, магазины одежды и школы, и никаких проблем, и никаких вопросов?»
Оксана Кучмаева: «Место жительства человека во многих странах, во многих исследованиях является одним из критериев, которое определяет вообще принадлежность человека к тому или иному социальному статусу, к той или иной социальной группе. Поэтому здесь не стоит как бы преувеличивать проблему. То есть, это тенденция, которая, наверное, будет проявляться и у нас в России. И здесь я просто скажу: «Ну, можем к этому относиться плохо или хорошо, но это будет».
«Мам, а мы что, бедные?». Как объяснить ребёнку, что у вас нет денег
Даже если вы растите детей в концепции разумного потребления, не откупаетесь подарками, учите ценить нематериальные радости, рано или поздно они все равно попадут в социум — а там у других детей будут более дорогие и крутые игрушки, вещи, гаджеты. Психолог Марина Быкова размышляет, как объяснить ребенку, что у семьи на все это нет денег. И не расстроить его.
Начиная с 2–3 лет дети сравнивают себя с окружающими. Так они пытаются познать себя: я выше, моя футболка самая блестящая, у меня больше игрушек. Это звучит так, как будто ребёнок пытается отвоевать себе больше пространства в мире: обычно дети всегда хотят быть уверенными, что они лучше других.
В детском саду дело может дойти до настоящей ссоры: «Чья мама лучше?» или «Чей папа сильнее?» Лишь со временем ребёнок осознаёт: не все, что есть у него, лучшее, есть позиции, по которым он уступает другим. Конечно, все дети развиваются неравномерно, не все имеют одинаковые возможности — рано или поздно каждый ребенок замечает, что не может делать или иметь некоторые вещи, которые доступны другим.
К примеру, один ребенок легко может запомнить и рассказать короткий стих, а другому сложно дается заучивание или выступление на публике. Бывает, что ребёнок понимает, что не может высоко залезть или ровно отрезать — и в итоге отказывается это делать вообще. Уже в таком возрасте родителям стоит обращать на это внимание и поддерживать детей, но еще и объяснять: все люди разные, отличаться от других — нормально, в этом нет ничего стыдного и страшного.
Ближе к школе важными становятся не только физические различия, но и материальные. Здесь ребёнка ждёт новое открытие: если резать и лазить он мог научиться сам, то финансами управляют только взрослые.
Может возникнуть когнитивное искажение: если родители не покупают то, что я хочу, они просто не хотят мне это купить
Винить ребенка за это нельзя: очевидно, что в этом возрасте он не может сам осознать цену вещей, так как у него никогда не было опыта взаимодействия с деньгами.
Если родители хотят объяснить ребёнку, что и как устроено на самом деле, нужно быть готовым к тому, что разговор может быть не очень приятным. Будьте готовы ответить на любые вопросы честно, учитывая, что ребёнок не хочет вас обидеть, а просто мало пока знает об устройстве мира.
Что нужно объяснить младшему школьнику?
Первое. Как происходит процесс покупок и почему покупки не самое важное в жизни. В любом случае, даже если ребёнок все равно затаит обиду на то, что у него нет последнего айфона, со временем он поймёт вас, а вы от него не отмахнетесь.
Второе. Откуда берутся деньги и почему нельзя их распечатать побольше? В некоторых семьях принято постепенно приучать ребёнка планировать свои сбережения: дарить деньги на праздник или «оплачивать» помощь по дому. Это не единственный способ, можно просто рассказать настоящую историю появления денег. Как древние люди обменивали товары и услуги, как поняли, что нужна общая ценность, как добывали эту ценность. Психика отдельного человека в целом сохраняет логику развития логики всего человечества. И чтобы в будущем понять устройство фондового рынка, можно начать с историй про красивые ракушки и золото.
Как отвечать на неудобные вопросы детей о деньгах
До того как эти вопросы возникнут, полезно вместе с ребёнком подумать, на что тратятся деньги вашей семьи: продукты, одежда, транспорт. Не забудьте включить туда приятные траты, чтобы постепенно человек понимал, что каждая конфета равняется нескольким минутам работы. Если же ребенок спрашивает:
1. Почему ты не можешь заработать больше?
Не воспринимайте этот вопрос как упрек, даже если вас самих эта тема волнует. Ответить можно просто — каждая работа важна и сложна, даже если оплачивается по-разному.
Такие разговоры не должны привести к выводу «У тебя нет айфона, потому что мы не заработали». Более подходящий итог — «Мы работаем и тратим сейчас деньги на что-то более важное, без чего не можем обойтись». И ребёнку, и родителям полезно быть уверенными в завтрашнем дне своей семьи.
2. У меня нет всех игрушек из коллекции (гаджета, модной одежды), никто не будет со мной дружить!
Маркетологи детских товаров ликуют: чем больше героев и деталей в мультике, тем больше можно продать. Проблема в том, что дети довольно быстро забрасывают игрушки: несколько похожих собачек и машинки к ним могут стать ненужными через полгода. А потом проходит несколько лет — и повзрослевшие дети требуют дорогую одежду или новые гаджеты каждый сезон. Современная культура только подогревает интерес к потреблению, все хотят кроссовки как у любимого блогера — неважно, сколько они стоят. Соцсети буквально кричат: «Купи, ведь ты же хочешь это прямо сейчаc». Даже взрослым сложно устоять перед таким напором.
«Моя куртка стоит 120 тысяч рублей. Кроссовки — 70». 17-летний Валера — о том, зачем подростку брендовые вещи
Почти весь школьный возраст (от младшего до конца подросткового) детям важно принадлежать группе, иметь то же, что есть у всех. Нужно иметь силу, чтобы перенаправить фокус ребёнка на внутренние качества. Для начала подумайте, как вы сами это делаете. Поговорите с ребёнком: кто его друзья, за что он их ценит, почему с ними интересно. Для чего нужен последний айфон: чтобы вместе играть или чтобы просто класть на парту?
С раннего возраста учите ребенка видеть интересное в любом дне, даже если ты провёл время не на море или в крутом лагере, а у бабушки в деревне. Учите ребенка опираться на себя, не зависеть от вещей, чувствовать себя крутым без какой-то подпитки извне. Для этого не так важно убеждать его, что дорогие покупки не нужны — важнее то, что и с ними, и без них в жизни есть много веселого и интересного.
Можно пофантазировать, что такого дорогого и важного ребёнок хочет купить в будущем, какие эмоции это принесёт. Ребёнок постепенно осознает, что вещи — это всего лишь средства. И что друзья не перестанут быть друзьями вне зависимости от того, есть ли у них последний айфон или нет.
Как правильно объяснить ребёнку, что денег нет
В большинстве случаев родители сами переживают за свое финансовое состояние. Независимо от уровня заработной платы любой взрослый человек ограничивает себя в тратах, в большей или меньшей степени. Иногда родители неосознанно перекладывают обиду на ребёнка: денег на малышей тратится очень много, а от своих желаний приходится отказываться. Несмотря на то что ребёнок в принципе не может себя обеспечивать сам, он требует и бОльших, нерациональных трат. Так возникают всем знакомые фразы, которые ранят обе стороны: «Мы тебе не миллионеры, денег нет», «Я и так на тебя много денег трачу. У меня нормальной зимней обуви нет, а тебе игрушки подавай», «Заработаешь — купишь себе все что угодно». Знакомо?
Такие слова выглядят как соревнование с ребёнком: ты в моей власти, я решаю, что будет, твое мнение не важно
Ребёнок и так чувствует себя зависимым от родителей, а тут получается, что он в очередной раз теряет право голоса.
По закону родители обеспечивают детей до 18 лет, а в старости дети обеспечивают родителей. Но разве такой подход с подсчетом потраченных средств похож на тёплые семейные отношения? Ребёнок, который вырос в атмосфере «мы на всем экономим, ты должен быть благодарен и за это», не будет иметь здорового отношения к деньгам. Баланс «важное — приятное» может быть сильно перекошен в одну из сторон.
Что делать? С ребёнком всегда можно говорить честно. Объяснить, что на разных работах люди получают разную зарплату — и это нормально. Поговорить, как составляется бюджет: обязательные и необязательные траты, издержки вроде внезапного ремонта или болезни. Если вы не можете позволить себе отпуск на море, это тоже нормально, и в этом нет виноватых.
Одноклассницу забирает личный водитель, а меня — папа на «газели». Подросток — о жизни среди богатых друзей
Младшему школьнику об этом можно говорить просто как о фактах, без обиды на несправедливую судьбу (потерянную молодость, злого начальника или рождение ребёнка). С подростком можно посоветоваться, на что бы он потратил лишние деньги, что сейчас важно для семьи.
«Я знаю, что тебе хочется новый телефон, но сейчас мы не можем себе это позволить», «Ты знаешь, что в прошлом месяце у нас сломалась машина и мы никак не можем обойтись без её ремонта», «Ты знаешь, что я работаю много и хотел бы дать тебе все, что ты хочешь, но моя зарплата позволяет сделать чуть меньше», «Я бы хотел, чтобы мы все вместе поехали отдыхать, но раз пока не получается, давай подумаем, как интересно провести время здесь».
Важно не отрицать, что есть недоступные для вашей семьи вещи, но сместить акцент — мы делаем для тебя все, что можем.
Наше отношение к деньгам частично формируется в детстве. Это очень важный момент, который будет влиять на финансовое поведение в будущем. Вспомните родителей и подумайте, как вы тратите или экономите, как планируете покупки и как часто говорите: «Денег нет».
Безусловно, физические, моральные, материальные и другие условия у всех людей очень разные. Кроме того, они меняются с течением времени — и могут меняться очень даже стремительно. Однако уверенность в себе, своих силах и будущих возможностях — то, что родители могут воспитать в своём ребёнке вне зависимости от финансового положения семьи.
Как выстроить правильное отношение к деньгам у ребенка?
Деньги — важная составляющая жизни каждого человека. Их зарабатывают, меняют, накапливают, хранят, дарят. Большинство моих знакомых говорят, что в детстве никогда не знали, откуда берутся деньги. Думаете, что-то изменилось в 21 веке?
Детей, как и прежде, редко просвещают относительно родительских доходов и расходов. Есть универсальные ответы: «денег нет» или «возьми, только отвяжись». И дети часто воспринимают отрицательный ответ как нежелание идти навстречу. Они знают, что родители ходят на работу, получают зарплату, тогда почему отвечают отказом?
Дети часто измеряют родительскую любовь деньгами. Вот кого-то больше любят, потому покупают все, а его, значит, любят меньше. Так и складывается губительная психология зависимости эмоциональных отношений от денежных знаков, перерастающая в корысть и постоянный поиск материальной выгоды. Исправить проблему могло бы своевременное объяснение реальных причин отказа и совместный поиск пути разрешения конфликта.
Есть еще одна проблема, которая растет на почве изоляции ребенка от финансовых вопросов — максимализм. Это ситуация, при которой ребенок не может адекватно оценивать деньги. Либо они становятся главной целью в жизни человека из-за их недостатка в раннем возрасте. Либо отношение к деньгам как к данности развивает у ребенка пассивность, нежелание развиваться и стремиться к чему-либо, поскольку с рождения у него есть все.
Каждая ситуация губительна по-своему. В первом случае, уже будучи взрослым, человек довольно часто оказывается неспособным воспринимать радости, неподвластные деньгам. Во втором случае ребенок понимает, что у него все есть, ему не к чему стремиться, часто это осложняется высокомерным отношением к людям, менее обеспеченным, чем он. Лишаясь денег, такой человек оказывается за бортом жизни, ведь зарабатывать и обеспечивать себя он не умеет.
Правильное финансовое воспитание ребенка — залог его счастливого будущего. Как же научить его правильным представлениям о деньгах?
Учить ребенка, в первую очередь, нужно тому, что не все в этой жизни решают деньги, деньги — средство для хорошей жизни, но никак не цель. Объяснять нужно, приводя примеры. Самые успешные и богатые люди в большинстве случаев занимаются любимым делом, которое вдохновляет их, доставляет радость, потому и зарабатывают хорошо. Ребенок должен осознавать, что самое главное в жизни — найти свое призвание, стать высококвалифицированным специалистом в своей области, тогда все остальное, как говорится, приложится. У каждого человека есть свои финансовые потребности, но чтобы этот уровень разглядеть, нужно хорошо понять самого себя.
Помимо этого, очень важно рассказать ребенку об альтернативных заработках. Это значит, что маленький человек должен понимать, что можно зарабатывать деньги по-разному: можно работать в государственной сфере, можно найти свое место в частных компаниях, создать свой бизнес, а также зарабатывать, используя свои таланты. Тогда у ребенка получится найти свой путь, у него появится выбор.
Нежелательно скрывать свои доходы от ребенка, он должен осознавать, как происходит процесс получения денег, что и сколько стоит в мире, в котором он живет. Ребенок должен четко осознавать, что разные профессии обеспечивают разный уровень жизни, тогда ему будет легче принимать решение в будущем.
Следует учить ребенка отношениям с финансами, учить правильно ими распоряжаться. Для этого можно выдавать карманные деньги, при этом стараться дать ему максимальную свободу, тогда ребенок посредством проб и ошибок поймет, как грамотно распоряжаться деньгами.
Существует также система поощрения. Однако не всегда эта система работает. Поощрять ребенка, безусловно, очень важно, но лучше сделать это при помощи ласковых слов и похвалы. Лучше рассказать ему о возможности подработки, не связанной с домашними делами.
Ребенок должен понимать, скольких часов работы стоила его родителям та или иная игрушка. Тогда он вырастет благодарным, умеющим адекватно воспринимать деньги и не будет связывать эмоциональный мир с миром финансов.
Но самое важное — объяснить ребенку, что богатство не гарантирует человеку счастье. Для того чтобы быть счастливым, нужно большее. А вот что именно, он сам обязательно поймет, когда станет взрослым.
Как объяснить, почему одни бедные, другие богатые?
Как объяснить, почему одни бедные, другие богатые?
Новой проблемой для родителей является нарастающее социальное и экономическое неравенство. Мы до сих пор осмысляем жизнь в категориях равенства, с учетом того, что каждый день боремся за свое место под солнцем, место в лучшем социальном классе, и искренне расстраиваемся по поводу того, что наши усилия не оцениваются должным образом.
СПРАВКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Экономический фактор стал основным критерием, определяющим восприятие россиянами своих возможностей. Во главе угла – уровень доходов. Сегодня только третья часть (37 %) всех взрослых россиян считает, что их дети, внуки могут при необходимости получить хорошее образование, четверть (25 %) – хорошее медицинское обслуживание, пятая часть (19 %) – хорошую работу по специальности. Если денег достаточно, хватает на товары первого потребления, то шансы на получение хорошего образования увеличиваются до 71 %, медицинского обслуживания – до 52 %, работы по специальности – до 42 %. Если, напротив, денег не хватает даже на продукты, то эти шансы падают соответственно до 18 %, 12 % и 8 %.
Положение родителей сказывается на положении детей. Должны ли мы говорить детям, к какому социальному слою они принадлежат и какие перспективы их ожидают?
Да! Поскольку дети и сами, в силу собственной наблюдательности, поймут, узнают, что одни люди бедные, а другие богатые. Дети по-разному одеты, одних забирают из детских садов на автомобиле, за другими приходит бабушка. Одни дети прихвастнут перед сверстниками дорогими игрушками. Другие очень расстроятся, когда родители не смогут им купить нечто подобное, «как у другого» мальчика или девочки. В 3–7 лет бывает трудно справиться с ограничениями, а отказ родителей может оцениваться однозначно: «они не любят меня». Обижает детей и небрежение к их просьбам. Мы никак не можем решить, держать их в строгости или баловать? Однако вопрос о том, как готовить детей к жизни в обществе с нарастающим социальным расслоением, на сегодняшний день, по сравнению с другими, кажется простым.
Почему мир устроен так несправедливо и люди достигают разного социального и экономического успеха?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Тайна первая. Почему одни люди имеют достаточно денег, а другие нет?
Тайна первая. Почему одни люди имеют достаточно денег, а другие нет? Немало людей, из числа тех, кому не хватает денег, частенько задают миру этот вопрос. При этом в подтексте вопроса нередко звучит ропот о несправедливости, существующей на земле. Тот, кто задает этот
6.1. Почему одни люди становятся альтруистами, а другие — эгоистами
6.1. Почему одни люди становятся альтруистами, а другие — эгоистами Возникает вопрос: откуда вообще берутся эгоистичные особи, ведь считается, что альтруизм является более выгодной для популяций стратегией поведения? Существует множество теорий и спекуляций на эту тему,
Эти бедные, бедные мужчины… Эссе
Из книги «Я – ведьма» Маша и мoре или Колдовская любовь солнечная мелодрама Я сидела на крышке унитаза и, с мученическим выражением лица, выдергивала пинцетом для бровей волосы на ногах. Зла была, словно сто чертей, впрочем, как и любая другая женщина, занимайся она столь
Правило № 38 Почему одни запахи нам нравятся, а другие вызывают отвращение?
Правило № 38 Почему одни запахи нам нравятся, а другие вызывают отвращение? Обоняние считается одним из самых специфических чувств. Если вам кажется, что с помощью запахов нельзя манипулировать сознанием, вы ошибаетесь. На самом деле обман, замаскированный под ваш
Почему вы полагаете, что другие думают так же, как вы Эффект ложного согласия
Почему вы полагаете, что другие думают так же, как вы Эффект ложного согласия Какая музыка нравится вам больше: музыка 60-х или 80-х? Как, по вашему мнению, ответила бы на этот вопрос большая часть населения? Большинство людей склонны все мерить по себе. Лично им нравится
Эти бедные, бедные мужчины…
Глава 2 Почему одни дети лгут больше, чем другие
Глава 2 Почему одни дети лгут больше, чем другие Двенадцатилетний Джерри, пятиклассник из Чикаго, однажды стал участником крупнейшего в мире эксперимента по изучению жульничества, лжи и воровства. В опыте участвовали около 11 тысяч детей из 19 школ.
Почему одни бедные, а другие богатые?
Почему одни бедные, а другие богатые? Новой проблемой для родителей является нарастающее социальное и экономическое неравенство. Мы до сих пор осмысляем жизнь в категориях равенства, при том что каждый день боремся за свое место под солнцем и искренне расстраиваемся,
Бедные богатые
Бедные богатые Определенные парадоксы, которые наблюдаются у студентов из богатых семей, дают нам важный урок, касающийся образования в целом. Будучи материально обеспеченными, дети часто оказываются обездоленными в смысле душевного благополучия. С точки зрения
Почему мы настолько другие?
Почему мы настолько другие? Как я указывала в этой книге, во многих видах (как теперь известно, более чем в 100 из них, в том числе у дрозофил и некоторых рыб) обнаруживается небольшой процент сверхчувствительных особей. Несмотря на то что наличие этой особенности по-разному
Глава двадцать седьмая Комплекс кастрации у женщин, или Как психоаналитики пытаются объяснить, почему люди столь скверно живут в супружестве
Глава двадцать седьмая Комплекс кастрации у женщин, или Как психоаналитики пытаются объяснить, почему люди столь скверно живут в супружестве — Кастрации?? У женщин?! Как это может быть? — порой изумляются, напряжённо представляя особенности строения женского тела. —
Эти бедные, бедные мужчины…
Эти бедные, бедные мужчины… Все началось с тоста на моем дне рожденья. Одна из приглашенных дамочек подняла свой бокал, а вместе с ним — тему вечера. «Давайте выпьем за мужчин. Им, беднягам, живется куда тяжелее нас…» — начала она, корча жалостливые
6. Одни воспитатели более заботливы, чем другие
6. Одни воспитатели более заботливы, чем другие Вы заметите, что воспитатели отличаются по человеческим качествам. Одни работники – энергичные и доброжелательные люди, и вам бы хотелось, чтобы ваш ребенок подружился с ними. Другие покажутся слишком молодыми, чтобы