как объяснить ребенку что опасно для жизни
Нет чувства опасности. Как объяснить ребенку?
У ребенка пока недостаточно собственного опыта, чтобы спрогнозировать последствия всех своих поступков. И даже самые внимательные родители просто физически не в состоянии всегда быть рядом и уберечь чадо от всего на свете.
Похожие материалы
Однако взрослому по силе выработать у ребенка навыки безопасного поведения, научить его проявлять осторожность, развить умеренное чувство страха и опасности.
Примерно до 2х лет малышу необходима постоянная забота. Наша квартира полна опасностей, не говоря уже об улице. И все же не стоит переусердствовать: все дети, как и взрослые, предпочитают учиться на своих ошибках. У ребенка имеется инстинктивный механизм самосохранения, и у него не может быть суицидальных наклонностей. Дети, которых тут и там оберегали от углов и падений, могут привыкнуть к кажущейся безопасности мира. Поэтому с рождения человеку необходимо как можно больше разумной свободы.
В 3 года у ребенка развивается воображение, и на этом этапе мы уже можем объяснить ему, чего именно стоит опасаться. Одним достаточно будет рассказа о последствиях неправильных действий, другим недостаточно и собственных ушибов, и синяков. Помните, что намного лучше усваивается информация, поступающая от нескольких наших органов чувств: например, можно поднести руку ребенка к еще теплому утюгу, капнуть воду на горячую плиту и уже после объяснить, что можно обжечься. Старайтесь всегда наглядно показывать, почему та или иная вещь опасна.
Конечно, нужно не переборщить, не напоминать ребенку ежеминутно о том, как всё на свете опасно, ведь мы рискуем просто запугать малыша. Поэтому мы должны четко давать ребенку указания и советы, как именно оценивать ситуацию и поступать правильно:
• смотреть в приоткрытое окно неопасно
• держаться за перила на балконе допустимо
• на улице, если подходит или что-либо спрашивает незнакомец, необходимо сразу звать родителей
• при приближении чужой собаки не нужно играть, махать руками и т.д.
Ребенок должен как можно раньше знать информацию о себе: свое ФИО, адрес, имена родителей, контактный телефон. Это очень важно, особенно в большом городе.
Обратите внимание! Ребенок склонен сделать скорее то, что от него ожидают, чем то, что ему говорят. Постоянное беспокойство и восклицания типа: «упадешь, разобьешь, уронишь, ударишься!» лишь усиливают тревожность ребенка и настраивают его на ошибки. Вот интересная цитата для размышления: «Если ребенок очнется в больнице и узнает, что его сбила машина, он не очень-то удивится, ведь его няня так часто ему твердила, что именно этим дело и кончится».
Полина Александровна Леонова, педагог по работе с дошкольниками, образовательный центр «Аристотель»
15 опасных ситуаций, которые необходимо разъяснить ребенку
О каких опасностях следует рассказать ребенку, и что делать в этих случаях.
Взрослые люди отдают себе полный отчет в происходящем и способны распознать и отреагировать на большинство опасностей, которые могут быть спрогнозированы. Дети не имеют подобных навыков и могут легкомысленно или по незнанию совершить неверное действие, впоследствии стоящее им жизни или здоровья. Задача любого родителя преподать своему ребенку основные способы избежания кризисных ситуаций.
Несанкционированное проникновение в жилище
Дети всех возрастов, даже достаточно взрослые, мало что могут противопоставить преступнику. Поэтому ребенок должен хорошо усвоить, что противодействовать злоумышленнику крайне опасно. Его задача в подобном случае срочно уведомить родителей и службы спасения (именно в таком порядке) используя телефон или другие средства связи. От скорости его и ваших действий напрямую зависит все, что произойдет далее.
Что делать, если незнакомец предлагает игрушки или сладости?
Любое такое предложение может повлечь необратимые последствия в случае согласия ребенка. Поэтому обязательно нужно объяснить ему, что единственный возможный ответ в таких случаях «Нет». Исключением является только очень давний знакомый семьи, но даже в этом случае стоит сообщить родителям о подобных предложениях. Статистика правоохранительных органов показывает, что злоупотребления детским доверием часто совершаются именно давно известными им людьми.
Неожиданные возгорания электроприборов
Любая электроника может выйти из строя, особенно это касается соединений. Чаще всего возгорание происходит в розетках. В этом случае ребенок должен максимально быстро покинуть комнату, где произошло возгорание, и найти любого ближайшего взрослого (из числа семьи) или способ с ним связаться. Доведите, что покидать опасную зону надо в сторону выхода, а прятаться в шкафах и под кроватями от огня не только бесполезно, но и сильно затрудняет взрослым спасение.
Незнакомый взрослый просит помощи
Если человек действительно нуждается в помощи, он будет искать ее у взрослых, способных ее оказать. Все случаи просьб о помощи, обращенных к детям, следует рассматривать как риск. Единственное исключение из этой ситуации — когда никого другого рядом нет и человек просит найти и позвать другого взрослого.
Встреча с агрессивными животными
Правильные действия — спокойно покинуть опасное место. Показывать страх или убегать нельзя, поскольку это может спровоцировать нападение. Ваша задача дать понять ребенку, что как бы не было страшно, побег является ошибкой и только спокойное отдаление является верным решением.
Новый друг-сверстник предлагает пойти к нему домой
Хотя общение между детьми в основном полезно для их развития, не стоит забывать, что ребенок тоже может быть задействован в преступной схеме. Поэтому если знакомство произошло совсем недавно — лучшим способом будет обменяться контактами и встретиться чуть позднее, обязательно уведомив родителей о своих планах.
Действия в случае появления запаха газа в доме
Действия ребенка в данном случае совершенно такие же, как и в случае с пожаром и проблемами с проводкой. Покинуть опасное место и уведомить взрослых.
Лифт с незнакомыми людьми
Вне зависимости от степени привлекательности незнакомца лифт — замкнутое пространство, в котором ребенок ничем не защищен. Поэтому ребенок должен понять, что лишние пять минут роли не играют. Лучше дождаться пока лифт освободится и ехать в одиночку.
Действия в случае, если ребенок заметил наблюдение за собой
Это крайне опасный случай, который в обязательном порядке нуждается в реагировании. Заметив за собой слежку дети должны быстро оказаться в любом людном общественном месте вроде магазина, парикмахерской или чего-то подобного и позвонить вам, чтобы вы забрали его лично.
Если незнакомец стучит в дверь
В любом случае плохая идея открывать дверь незнакомым лицам. Даже если они представляются кем-то важным вроде полицейских. Открывать дверь не в коем случае НЕЛЬЗЯ.
Что делать, если ребенка схватил неизвестный
В подобном случае единственное правильное решение — кричать и бороться, стараясь привлечь как можно больше внимания. Отдельно стоит обратить внимание, что все это надо делать в ключе, подчеркивающем отсутствие отношения данного человека к ребенку. Потому что злоумышленник может пытаться выдать себя за родителя или другого родственника, успокаивающего маленького буяна.
Если ребенок потерялся в толпе
Вы должны научить своих детей правильным действиям в толпе. Самое основное — движение следует осуществлять по ходу толпы, а не навстречу ей. При этом нужно стремиться выйти к ее краю, подойти к ближайшему хорошо заметному ориентиру и дать о себе знать. К примеру звонком по телефону.
Поведение при нахождении на улице во время штормовой погоды
Лучшим способом избежать ненастья является поиск укрытия в крепких помещениях с крышей, либо в защищенных от ветра и осадков местах. Если это город — подойдет любой магазин. Если это открытая местность — лучше двигаться в сторону крепко стоящих деревьев. Категорически важно объяснить опасность хлипких конструкций и металлических структур.
Реакция детей на угрозы в интернете
Несмотря на кажущуюся незначительность подобных вещей, стоит максимально внимательно относиться и к ним. Ваш ребенок должен говорить вам о каждом случае подобных угроз в сети, поскольку сам он может не отдавать себе отчета в опасности, которая от них исходит.
Употребление лекарств без контроля взрослых
Даже безобидные препараты имеют противопоказания и могут быть смертельно опасны. Ребенок ни в коем случае не должен употреблять лекарства сам. При возникновении боли, травм или других неудобств ему следует сообщить вам, чтобы уже вы решили какие медицинские меры применять.
Как рассказывать детям о безопасности, при этом не напугав их. Объясняет психолог
Мы очень хотим уберечь детей от разных опасностей, но часто перебарщиваем с эмоциями и подробностями – и ребенку начинает казаться, что улица кишит маньяками, а в магазине непременно случится пожар. Как научить ребенка не бояться всего на свете, но при этом соблюдать правила безопасности, рассказывает психолог Екатерина Сафонова.
психолог портала
«Я – Родитель»
Наверное, большинство родителей едины во мнении, что безопасность – превыше всего. В современном мире о безопасности не говорит только ленивый, ведь, как многим кажется, опасности грозят детям на каждом шагу. Давайте разбираться, так ли это, и как рассказать малышам о безопасности, не напугав их.
Современный мир живет в более динамичном режиме, особенно убыстряет этот режим Интернет, поэтому и опасности возникают быстрее, чем раньше. Конечно, чересчур устрашающие рассказы о страшных последствиях могут травмировать ребенка, ведь дети отличаются повышенной впечатлительностью.
Недавно в крупном торговом центре я увидела мальчишку лет трех, который истошно плакал на весь магазин — оказалось, он потерялся. Когда я уже взяла его за руку и собралась вести к охране, чтобы объявили о пропаже по громкой связи, выяснилось, что родители мальчика просто спрятались за колонной. Таким образом они хотели проучить его, чтобы «меньше капризничал». На деле эта ситуация явилась для малыша серьезнейшей психологической травмой, которая впоследствии может оказать негативное воздействие на развитие и психику ребенка.
Родители, запомните несколько правил:
Не оставляйте ребенка одного в неизвестной ему обстановке.
Не угрожайте фразами «Сейчас тебя та тетя заберет, если не будешь себя хорошо вести». Тети в таких фразах могут меняться на полицию, злого монстра, бандита, смысл от этого остается прежним – ребенок переживает глубокую психологическую травму.
В рассказах о безопасности избегайте излишне кровавой окрашенности. Фантазия ребенка и так сделает свое дело и создаст свой фильм ужасов, не нужно это провоцировать.
В первую очередь сами соблюдайте правила безопасности, о которых вы рассказываете ребенку. Не переходите дорогу на красный свет, не впрыгивайте вместе с ребенком в уходящий вагон метро, не залезайте голыми руками в розетки.
Рассказы о безопасности должны протекать в форме обычного разговора, например, пока вы идете по улице. «Видишь, красный человечек? Значит, нужно стоять. А теперь зеленый, машины остановились, мы можем переходить дорогу». Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – сюжетно-ролевая игра. Именно с помощью игры дети познают мир, примеряют на себя разные роли и проигрывают разные жизненные события. Такая игра – отличный способ рассказать ребенку о безопасности, проиграть с ним эти ситуации.
Существует огромное количество детской литературы, посвященной вопросам безопасности. Вы можете читать эти книжки вместе с детьми, многие из них сделаны в интерактивном формате: в них нужно решить задачки или нарисовать что-то.
Существуют даже аудиокниги, в которых записаны детские сказки, в которых рассказывается о безопасности. Все мы помним «Не пей воду, козленочком станешь», а ведь и эта заповедь учит ребенка основам безопасности.
Главное, всегда помните, что ребенок считывает эмоциональное состояние родителя. Если вы спокойно объясните малышу, как можно себя вести, а как – нельзя, он не испугается и не будет травмирован. Если же вы сами будете находиться в психоэмоциональном напряжении, будете встревожены, напуганы, то ребенок, конечно, считает эти переживания и спроецирует их на себя. Таких ситуаций нужно избегать.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 2 поста в день.
Как рассказать ребенку об опасностях?
С раннего детства нас окружают родные люди, которые нас любят и относятся к нам хорошо. Любовь, которую мы получаем от близких, укрепляет нашу уверенность в себе и стремление отвечать людям тем же добром. По мере нашего взросления мы включаем в круг своего общения сначала друзей наших родителей, воспитателей, соседей, а потом и учителей, а также посторонних людей, которых можно встретить в магазине, в транспорте, на улице.
Надо сказать, что сначала мы подпускаем новых людей очень неохотно. Малыши после полугода, когда они уже начинают отличать своих от чужих, встречают этих самых чужих плачем. Они не идут к ним на руки, не играют с ними и всячески пытаются спрятаться. Малыши утыкаются маме в плечо, а те, кто уже умеет ходить, прячется за родителями. Неопытные родители принимают страх за скромность, шутят и всячески пытаются все же познакомить ребенка с новым человеком. И взрослея, дети начинают знакомиться намного проще и перестают бояться посторонних людей.
Постепенно узнавая людей, мы понимаем, что в мире бывают разные люди — те, что совершают хорошие поступки, и те, что творят поступки дурные. Также мы усваиваем, что сразу понять, какой человек перед тобой, очень непросто. А на самом деле просто невозможно, потому что с детства мы не знаем, как ведут себя люди с дурными намерениями. Детское восприятие дурного человека опирается на образы отрицательных героев из мультфильмов и кино, которые преподносят их узнаваемо: неприятная внешность, злая ухмылка, черная маска, жуткий смех, хриплый голос.
Для наглядности давайте мы с вами вспомним злодеев из мультфильмов. «Романтики с большой дороги» из «Бременских музыкантов» одеты в цыганские наряды и поют песни хриплым голосом. Баба-Яга с кривым носом и метлой. Кощей — просто ходячий скелет. Грю из мультфильма «Гадкий Я» лысый, горбатый и с очень длинным носом. Волк из «Ну, погоди» — ну он и вовсе волк, что о нем говорить.
Таким образом, детские медиа невольно вводят ребенка в заблуждение относительно того, как ведут себя люди с дурными намерениями, и ребенок полагает, что непременно узнает любого злоумышленника с первого взгляда.
Этим распространенным заблуждением детей могут пользоваться злоумышленники для достижения своих целей. Кстати, у моих знакомых нередко были такие ситуации: дети боялись людей, если у них были сходства со злыми героями из мультиков. Например, сын моей знакомой боялся продавца в продуктовом магазинчике в их доме. У нее была большая родинка на носу, а еще она все время красила губы ярко-красной помадой. Видимо эти детали ассоциировались у ребенка со злодеями и опасностью. Чтобы отправить сына одного в этот магазин за хлебом, даже и разговора быть не могло. Хотя продавщица была очень приятная женщина и всегда очень ласково разговаривала с этим ребенком.
Преступник внешне может быть и не похож на преступника. Даже близкие могут не знать, что живут в одной квартире со страшным злоумышленником. Что уж говорить о детях.
Наша задача как родителей состоит в том, чтобы объяснить детям, что люди с дурными намерениями внешне ничем не отличаются от остальных, и не стоит даже пытаться их «вычислять». Гораздо важнее различать «своих» и «чужих», потому что поведение некоторых «чужих» может многое рассказать об их намерениях.
Расскажите ребенку об опасностях. Кто такие «свои», а кто «чужие»?
Прежде чем общаться с чужим человеком, ребенок должен спросить разрешения у мамы (папы, бабушки или дедушки — сами обозначьте этот круг лиц). Даже если вы сами знаете человека, а ребенок видит его в первый раз, научите его, что он должен спрашивать у вас разрешения, прежде чем разговаривать с этим человеком, брать у него подарок, идти с ним куда-то.
Если ваш ребенок еще мал и только-только научился отличать «своих» и «чужих», поддерживайте в нем настороженное отношение к чужим, незнакомым людям. Если он прячется за вас при встрече нового человека, не высмеивайте «скромнягу» и не выталкивайте его вперед. Уважайте своего ребенка. Тогда и он научится уважать себя и свои желания.
Как вести себя с незнакомыми людьми
Находясь без родителей, ребенок должен будет сам принимать решение, как вести себя с «чужими» людьми. Важно объяснить ребенку, что нормальному взрослому человеку от незнакомого ребенка ничего не нужно. Безопасный «чужой» не будет просить ребенка о помощи, не будет угощать, приглашать в гости, настойчиво предлагать подарки или возможность сняться в кино.
Если же «чужой» человек предлагает ребенку проследовать за ним, то очень может быть, что этот незнакомец — похититель детей. При этом незнакомец может доброжелательно вести себя, улыбаться или даже казаться беспомощным. Мы должны научить их говорить «Нет!», четко и внятно давать понять, что «мама не разрешает говорить с незнакомцами!».
Изобретательные преступники, когда им говорят такую фразу, отвечают: «Так давай познакомимся! Меня зовут дядя Петя. А тебя как? Вот мы уже и знакомы с тобой теперь, правда?» Некоторые сами начинают знакомство, не дожидаясь, пока ребенок выдаст свою установку. В том числе преступники подкупают расположение ребенка не только комплиментами и подарками, но и своей уникальностью. Я встречал такие случаи, когда дети шли за незнакомцем, потому что он был «особенный». Например, он прилетел к нему из волшебной страны, где живут его любимые герои. Или он и вовсе знаком с семьей Барбоскиных. Или он помогает ночами чинить синий трактор, чтобы днем этот трактор пришел в мультиках к малышу. Или он, может, и вовсе писатель, который придумал все эти сказки, которые ему читает мама на ночь.
Такие преступники очень хорошо готовятся, прежде чем совершить злодейства. Да, они тратят время на изучение таких вещей и говорят с детьми на одном языке.
Мы должны не только объяснить детям, что нельзя говорить с незнакомцами, но и научить их тому, что делать, если к тебе подошел кто-то и пытается завести знакомство. Самое главное — не нужно стесняться просить о помощи.
Другой вопрос — у кого просить помощи? У дяди, который пьет пиво вон на той лавочке? Или у старика, который читает газету? Как ребенок должен выбрать, у кого просить о помощи? Лучше заранее обсудить это с ребенком. Если рядом есть мамы с детьми — нужно обратиться за помощью к этим мамам. Если увидит полицейского в форме или охранника — то можно обратиться к нему.
Иногда детям неудобно и страшно, что взрослые могут обидеться на их поступки, посмеяться над их поведением, догадаться, что у ребенка появились сомнения на его счет. К примеру, ситуация, где ребенок не заходит в лифт вместе с незнакомым человеком. А тот говорит: «Ты думаешь, что я маньяк?» В этот момент ребенок чувствует себя неудобно и может все же зайти в лифт с незнакомцем.
Это касается и «взрослых знакомых», которые могут смотреть на детей «по-другому», трогать их. В такие моменты ребенок часто убеждает себя в том, что это ему показалось и что он чего-то недопонимает, но чувствует, что что-то идет не так. Объясните ему, что незнакомый человек не должен его касаться.
Чему научить ребенка
Не запугивайте ребенка фразами вроде «чужой дядька тебя заберет и съест» — это только подорвет его базовое доверие к миру, а значит, и уверенность в себе. Объясните ребенку, что есть и такие незнакомцы, с которыми говорить можно. Это, например, сотрудники полиции, пожарные, продавцы, учителя (воспитатели) или охранники в магазинах — те самые чужие люди, к которым дети могут подойти при чрезвычайной ситуации (например, если они потерялись).
Обратите внимание ребенка, как выглядит форма сотрудников правоохранительных органов, по каким признакам он может узнать человека, который работает в магазине. Он должен уяснить, что незнакомый человек, к которому он сам обращается за помощью, все-таки безопаснее того, кто предлагает эту помощь первым.
Неплохо было бы заранее обсудить с ребенком безопасные места, где он может найти безопасного взрослого. Выберите места, которые близко к его школе, к вашему дому. Это может быть кабинет участкового, поликлиника, магазины, в которые вы часто ходите и где знаете продавцов, консьержка в вашем подъезде, охранник в супермаркете, продавец в аптеке… Вариантов много.
Также помочь могут взрослые с детьми. Можно подбежать к женщине с ребенком и сказать: «Ко мне пристает вон тот дяденька. Можно я пойду с вами?» Если ситуация происходит на детской площадке, то там найти мамочек еще проще. Осмотрительные преступники, конечно, не пойдут на детскую площадку. А вот, так сказать, «начинающие» очень даже могут. Поэтому важно, чтобы на площадке ребенок знал не только детей, но и их родителей.
Знать соседей в принципе полезно. Ведь может быть так, что к ребенку пристанет незнакомец по дороге домой. Вокруг никого из «безопасных» людей. И вдруг идет сосед — знакомое лицо. Можно побежать к нему.
Я думаю, вы заметили современную тенденцию отказа от личного общения. Немного углублюсь в воспоминания. Когда я был маленьким, то я знал всех детей во дворе, кто в каком подъезде живет, как у кого зовут родителей и как они выглядят. Я знал, возле какого окна нужно покричать, чтобы Петя или Валера выглянули и помахали мне. А когда во двор выходили гулять маленькие дети, мамы стояли кучками и разговаривали. С колясками гуляли в ряд.
Вы замечали, как происходят прогулки во дворе сейчас? Дети играют все вместе — это да. Родители поодиночке сидят отдельно и чаще всего уткнувшись в телефон.
Самые общительные стоят парочками. Но это ладно, нет желания общаться — да и ничего в этом такого страшного нет. Но вот детям было бы полезно познакомиться с мамами других детей. Ведь «если вдруг что», они могут найти на площадке знакомое лицо. А к знакомому обратиться за помощью легче.
Раньше я знал всех, кто живет в моем подъезде, и все знали меня. Но сейчас общаться с соседями не принято. Поездка в лифте, как правило, всегда проходит в молчании. Если столкнулся с соседом на площадке, то поздороваешься, конечно, из вежливости. И на этом все.
Еще одно различие. Раньше всем до всего было дело. Бабушки хоть и сидели на лавочках целыми днями, но зато чужих в подъезд не пропускали. Пока все не выяснят — не отстанут. Получше охранников! Взрослые всегда делали замечания, могли пойти найти наших родителей.
Но в нашей реальности, то есть сейчас, все ходят мимо друг друга. А если даже и замечают что-то «неладное», предпочитают отмолчаться, «мало ли чего». Так что современный мир очень облегчает жизнь преступников.
Есть ли надежные способы быстро распознать опасного «чужого» человека? Едва ли. Но есть некоторые признаки, которые должны заставить ребенка если не моментально прекратить контакт с незнакомцем, то уж, во всяком случае, насторожиться.
Подробнее: А. Толмачев. Как рассказать ребенку об опасностях. М.: Эксмо, 2019.