как объяснить ребенку что ругаться матом это плохо
Как объяснить современным подросткам, что мат действительно вредит душе?
Очень ли приятно общаться с человеком, от которого, скажем так, не совсем хорошо пахнет? А мат есть словесное зловоние. Вообще, по словам другого человека мы познаем его душу, речь человека приоткрывает внутреннее, сокровенное содержание сердца. Поэтому древнегреческий философ Сократ как-то сказал: «Говори, чтобы я мог узнать тебя». Что слышно в речи, тем и наполнена душа говорящего, произнести что-либо — значит показать, кто ты есть. Господь Иисус Христос выразил это известной евангельской фразой: От избытка сердца говорят уста ( Мф. 12:34 ). Чем же избыточествует сердце сквернословящего человека? И если мы признаем, что вымаранная одежда — это не очень красиво, то надо признать, что и грязная речь — не самое лучшее украшение своей личности. Поэтому сквернословие есть то же самое, как наплевать самому себе на одежду и вот так и ходить.
Вообще, слово играет слишком большую роль в жизни человека, который, кстати, в отличие от всех остальных живых существ назван существом словесным. Слово есть воплощенная мысль и выражение нашего чувства. И еще, у каждого человеческого слова есть свой дух, сокровенное содержание, которое влияет на душу человека в зависимости от того, какое это слово. Слова молитв облагораживают и приближают душу к Богу, а грязные и нечистые слова приближают душу к тем невидимым существам, которые сами нечисты. Известно, что одержимость нечистыми духами иногда проявляется в виде жуткого сквернословия. И потому тот, кто приучает себя произносить скверные слова, невольно склоняет самого себя к одержимости. Действительно, не одержимость ли тот случай, когда матерщинники уже просто не могут говорить без скверных слов, и если вынуждены в определенных условиях долго сдерживать себя, то чувствуют внутреннее побуждение к мату, как будто внутри кто-то требует произнести злое слово. Так что погубить свою бессмертную душу можно и, как кажется, простой привычкой произносить нечистые слова. Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься ( Мф. 12:37 ), — сказал Господь.
Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015
Почему дети ругаются матом? Как объяснить ребенку что нельзя ругаться матом? Как отучить ребенка ругаться матом?
К сожалению, сегодня матерные слова и выражения прочно засели в лексике многих людей. Потому представить современную языковую культуру без сквернословия довольно сложно. Однако, несмотря на это, употребление мата все же считается проявлением дурного тона и невоспитанности, а в некоторых ситуациях и вовсе считается совершенно недопустимым. Так уж сложилось, что в повседневной жизни на сквернословие со стороны взрослых людей окружающие часто закрывают глаза. Зато мат из уст ребенка любого возраста всегда рассматривается как серьезная проблема. Конечно, в первую очередь, «некрасивые» слова становятся причиной беспокойства родителей. Здесь-то они и начинают задаваться вопросом, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом.
Почему дети ругаются матом
Принято считать, что в большинстве случаев ребенок приобщается к «матерной культуре» с подачи родителей. То есть, если мама или папа имеют привычку регулярно прибегать к «крепкому словцу», то малыш с самого детства начинает воспринимать это как норму. Так что, появление матерных слов в лексиконе крохи будет вполне предсказуемым явлением.
Тем не менее, это далеко не единственная причина, почему дети ругаются матом. Согласитесь, нередко бывают случаи, когда мат начинают использовать малыши, чьи родители совсем не склонны к употреблению «нехороших слов». Оказывается, что существуют вполне конкретные причины, почему дети ругаются матом на том или ином этапе взросления. На них мы и остановимся подробнее:
Таким образом, каждому этапу взросления ребенка свойственны те или иные особенности, которые и определяют причины детского сквернословия. Для родителей очень важно знать об этом, чтобы как можно лучше понимать свое чадо. Кроме того, осознание причин, по которым ребенок прибегает к ненормативной лексике, поможет подобрать наиболее оптимальные пути решения вопроса, как отучить ребенка ругаться матом.
Как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом
Разобравшись с причинами детского сквернословия, родителей еще больше начинает волновать, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом. Как и в любых других проблемах, касающихся психологии человека, единого решения здесь нет и быть не может. Все потому, что каждый ребенок абсолютно уникален. А это значит, что в данной ситуации, скорее всего, придется искать подход конкретно к вашему чаду. Тем не менее, можно сформулировать несколько рекомендаций, как отучить ребенка ругаться матом. Они помогут сделать первые шаги на пути к решению существующей проблемы.
Советы о том, как объяснить ребенку, что нельзя ругаться матом, могут быть весьма действенными в борьбе с ненормативной лексикой в детском возрасте. Однако стоит помнить, что самый лучший способ предотвратить появление таких выражений в речи малыша – самим подавать достойный пример. Ведь именно в семье закладываются основные модели поведения крохи.
Что делать, если ребенок ругается матом: советы психолога
Матерщина, сквернословие, «острое словцо», «плохие» и «грязные» слова, «русский матерный» – как ни назови мы эту часть языковой культуры, она никак не вписывается ни в одну современную педагогическую систему. Использование этих слов в обществе неприемлемо, но допустимо в определенных кругах, в которые, само собой, дети не вхожи. Тогда почему ребенок ругается матом?
Из этой статьи вы узнаете
Почему дети матеряться
Удивительно просто, но неочевидно для мам и пап то, что причины любых педагогических проблем сокрыты в поведении взрослых, например:
Именно родители несут ответственность за здоровье и образование своих детей и с раннего детства задают для них шаблоны поведения.
Виновато ли общество? Общество диктует общекультурные правила, навязывает стереотипы текущего времени. Но до 4–5 лет только семья может по-настоящему установить рамки, планку морали, этические нормы общения и приемлемый уровень личной культуры для маленького человечка.
Вербальная самозащита
Преодолевая кризис за кризисом, дети расширяют не только словарный запас и коммуникативные навыки, но и осваивают способы самозащиты. Так называемая вербальная агрессия может выходить на передний план, когда детям запрещены иные формы агрессивного поведения: покусы, удары, щипки и т.д. Происходит замещение физических действий на речевые. Происходит это из-за дисбаланса в возрастных особенностях и воспитательных мерах.
Эффективная стратегия. Перестроить модель воспитания, исключив из нее абсолютные запреты. Активно поощрять использование альтернативы, игнорировать ошибки.
В поисках причины, по которой ребенок ругается матом, родители частенько упускают из вида собственное поведение. А ведь именно оно задает основной педагогический тон в семье. Откуда взять образец поведения растущему человеку, если мама, папа и старшие родственники позволяют себе сквернословить в присутствии детей?
Эффективная стратегия. Важно, чтобы правила стали едиными для всех членов семьи. Детям непонятно, почему взрослым можно, а им нет. Девочке непонятно, почему значимым для нее мужчинам (отцу, брату, дедушке) можно применять мат, а ей запрещено.
Родительская невнимательность
Будь то попустительство, гиперопека или проблемы социального характера, в основе всего этого лежит невнимательность родителей к действительным потребностям малыша. Социально незрелый, безответственный или неопытный родитель порой даже сам себе не в силах объяснить, почему же детям нельзя материться.
Эффективная стратегия. Если родитель все же ощущает груз ответственности за своего педагогически запущенного малыша, но чувствует себя беспомощным, лучший путь – обратиться к специалисту. Получить от него необходимые педагогические советы и психологическую поддержку.
Как только взрослые правильно – то есть в соответствии с возрастом и жизненным опытом крохи – перестраивают ситуацию вокруг него и начинают вести себя эталонно, проблема сквернословия исчезает сама собой.
Психически здоровому юному человечку и самому неуютно в состоянии постоянной самозащиты.
Возрастная психология
Это может удивить, но милая дочурка может материться просто потому, что… взрослеет! В ряде случаев родителям не нужно заострять внимание на проблеме, а лишь корректно направить энергию бунтующего чада в мирное русло:
Ребенок растет и развивается. На индивидуальном пути ему встречаются разные люди и ситуации, каждая его чему-то учит, независимо от родительских ожиданий. Конечно, редко удается постоянно выстраивать вокруг растущего малыша такую реальность, в которой мат – совершенно неприемлемая часть языка. Ребенок и нецензурная лексика время от времени сталкиваются.
Дети получают образование не только во время уроков. Они постоянно впитывают наш опыт, привычки, копируют слова и действия. И чем более значим для ребенка взрослый, тем более вероятно копирование его поведения как образца.
Образцы для каждого возраста свои. У грудничков – это мама и папа, у дошкольников – родитель противоположного пола, у младших школьников – первый учитель, а подростки подражают друг другу и своим кумирам.
И вовсе не возрастные кризисы виноваты в появлении матерных фраз в речи. В период кризиса они выходят на поверхность. А накапливается опыт раньше – в период, который называется сенситивным. Такие периоды молчаливого созерцания предшествуют каждому возрастному бунту в жизни человека.
Посмотрите небольшое видео, в котором доктор Комаровский вместе с психологом объясняют, как отучить ребенка ругаться матом.
Ребенок матерится в возрасте 2-4 года
Словарный запас начинает формироваться задолго до первых осознанных фраз. Чтобы матерные слова не вошли в активный словарь ребенка вместе с первыми шагами, родителям нужно избегать употребления мата.
Младенец все понимает! Да, он может еще не различать смысла сказанных фраз, но все, что говорят родители, мозг впитывает, как губка. Впитывает и фиксирует на будущее. Слова, сопровождающая их эмоциональная окраска, жесты, мимика – все это малыш покажет на следующем возрастном этапе.
Тактика борьбы с первым матом на втором году жизни ребенка сводится к эмоциональному диалогу. Эмоции родителей, как мы помним, — эталонные.
Если маме и папе не нравится, как пахнет «ка-ка», значит, это действительно «фу, ка-ка!» И мама с папой эту «ка-ку» всегда обходят стороной. Не восхищаются ею и не приносят домой с улицы, пока ребенок не видит. То же и со словами: если они «плохие», то они под запретом независимо от присутствия ребенка. Их нельзя использовать никому и ни при каких обстоятельствах.
Я – сам, и я – как вы!
В 2–4 года, когда дети идут в садик, у родителей возникают первые трудности с объяснением правил культурного поведения. И вот тут ребенок покажет все семейные речевые модели, с которыми сталкивался прежде. Именно теперь впервые возникает проблема, как отучить ребенка материться.
Просто говорить ему «нельзя!», наказывать, ругать или даже шлепать – неэффективно. Запрет рождает лишь повышенный интерес, а наказание мотивирует к действию. Бунт против всех правил предполагает другую тактику.
Самоконтроль. Он всегда на первом месте. Продолжаем следить за собственной речью. Любые требования к речи ребенка должны быть применимы и к высказываниям взрослых.
Фразы из предыдущего возрастного этапа «Фу, как некрасиво!» – не работают. Акцент с «ты – плохой» лучше перенести на «он – плохой»: «Ой, как мальчик ругается! Бедная его мамочка, ей так стыдно…» Секрет в том, что детям в этом возрасте легче анализировать чужое поведение и учиться этому анализу на внешних примерах.
Дошкольный возраст
В 4–5 лет проблема сквернословия редко возникает сама по себе. Обычно ее корни тянутся в кризис «Я – сам». К преддошкольному возрасту волевые процессы и контроль поведения уже достаточно сформированы.
Поэтому матерные стишки и использование отдельных оскорблений – осознанны.
Речевой навык
Когда ругательства «гармонично» включены в речь ребенка, применяются и глаголы, и прилагательные, и существительные, мы имеем дело с речевым навыком. Искоренить его не так легко, требуется полная перестройка окружающей обстановки. Неплохо бы отправить ребенка на летний отдых в лагерь или к культурным родственникам, где не принято посылать на три буквы. Несколько недель в другой среде заставят малыша перестроиться и понять, что жить можно иначе, да еще и более комфортно.
Слова-связки
Когда в потоке озвученных детских мыслей маты проскакивают лишь для уточнения смысла или и вовсе к этому смыслу не привязаны, это слова-паразиты, значение которых не совсем понятно ребенку. Стоит поговорить с ним о том, для чего нужны эти слова и почему они уместны на стройке, но не подходят маленькой девочке с ангельским личиком.
Мать и дочь могут обсудить кодекс принцесс, а папа и сын – побеседовать о правилах для джентльменов-супергероев. Можно опираться и на известные образы, положительные с точки зрения речевой культуры: Белоснежка, Золушка, Кларк Кент (супермен), Питер Паркер (Человек-паук). Подражая своему герою, кроха перестанет ругаться.
Манипуляции
Манипулирование нецензурной лексикой возникает либо для привлечения внимания, либо чтобы этого внимания избежать. В обоих случаях взрослым нужно тщательно пересмотреть воспитательную модель.
Всего ли хватает ребенку? Выполняются ли его истинные потребности? Достаточно ли правильного внимания он получает, не слишком ли суровы ограничения? Не попустительствуют ли бабушки? Не становятся ли гаджеты способом занять малыша? Не подменил ли бесцензурный Ютуб детские каналы и чтение полезных сказок на ночь?
В борьбе с манипуляциями основной метод – игнорирование.
«Нецензурное» поведение, не замеченное взрослыми, заставит ребенка искать другой способ привлечь их внимание.
Важно! Какого бы происхождения ни были маты, в 4–5 лет с ними можно справиться путем диалога. Во-первых, выясните. Понимает ли ребенок смысл слов и фраз. Во-вторых, расскажите о нецензурной лексике как о части языка – не литературной, не приемлемой для культурного человека, но существующей в определенных кругах: среди людей рабочих специальностей, в бедных районах, в тюрьмах, бандитских компаниях, у пьяниц и наркоманов и т.д.
Прием 1.
Сыграйте на знаниях ребенка о социальном статусе, расскажите о высококультурных предках, известных людях своей семьи. В рассказе о дедах упоминайте, что они были очень грамотными, очень культурными, требовательными к себе, умели изъясняться ярко и точно, но никогда не использовали дурных слов.
Говорите о самоуважении и уважении к окружающим. Погружение в семейную родословную и воспитательная беседа – способ не только избавиться от мата, но и повысить самооценку ребенка через гордость за пращуров.
Прием 2.
Поговорите о происхождении бранных слов, их истории. Постарайтесь вместе с ребенком подобрать синонимы и договоритесь, что он будет вместо матов употреблять синонимы. Сработает это с точностью до наоборот, потому что на слова-синонимы типа «пися» и «попа» у малыша уже выработаны запреты. Эти слова неприемлемы за столом или в общественных местах. Поэтому через запрет на синонимы сработает и запрет на мат.
Школьный возраст
Если до этого возраста от привычки сквернословить не удалось избавиться, то ребенок научится ее контролировать, приспосабливать к обществу, в котором находится.
Дома он будет переставать ругаться, а вот в дворовых играх вполне может и драться, и материться, «пока родители не смотрят». Казаться взрослым в среде сверстников – распространенный способ самоутверждения.
Вы же можете показать дошкольнику другие способы быть взрослым: контроль расходов, помощь по дому, участие в принятии решений, право на самостоятельный выбор (мебели, цветовой гаммы, подарка к празднику). Разговоры, терапевтические сказки, работа с психологом, смена обстановки – в ход можно пускать все средства. Но лучшее из них – собственный пример.
Пусть папа «бросает» ругаться вместе с сыном на условиях соревнования. Или подслушайте уличный диалог своего ребенка, а вечером за ужином отзовитесь без намеков: «Кто-то из ребят сегодня так страшно ругался, когда вы играли! Я случайно услышала и подумала: «Как хорошо, что наш мальчик не знает таких слов!» С совестливыми детками этот прием почти всегда срабатывает.
Внимательно отслеживайте, как и с кем общается чадо в социальных сетях, какие комментарии оставляет, каким контентом интересуется. Старайтесь применить все возможные фильтры, чтобы уберечь своего несмышленыша от потока агрессивной информации и юмора «ниже пояса».
На заметку! Учитывая, что мат в своем естественном виде есть выражение негативных эмоций, стоит обратить внимание на психологические качества растущего человека. Воспитатели должны быть уверены в том, что ребенок не отражает через дурную лексику свои страхи, обиду, душевную боль, озлобленность, месть.
Иначе стоит срочно обратиться к детскому психологу.
Подростковый возраст
Каждый родитель хорошо понимает, почему подростки матерятся. Для самоутверждения, для демонстрации своей взрослости, для управления ситуацией, для защиты от контроля старших. И несмотря на понимание причин, родители подростков часто действуют неверно, применяя неэффективные стратегии:
Подросток хочет быть равным в правах, но не готов принимать равные обязанности. Он хочет быть взрослым, но ни психологически, ни физически не готов к взрослым нагрузкам. Оптимальный путь в общении с подростком – сотрудничество, партнерство с элементами зависимости ребенка от взрослого. Даже дружба здесь будет неуместна, поскольку друзья – это категория избранных, в которую родители не включаются.
Избирайте обходные пути. Помогайте ребенку-подростку самоутверждаться через творчество, спортивные достижения, успешное обучение. Поддерживайте кумиров сына или дочери, но учите рационально оценивать внешность и поведение звезд.
Предложите разобраться в смысле любимой песни, как на уроке литературы. Позвольте ребенку спорить и аргументировать, поощряйте умение выражать мысль без мата. А заодно спросите, с какой целью автор рэп-сингла применил нецензурную речевую конструкцию: чтобы усилить эффект (так ведь есть и более яркие слова!) или просто рифмы другой не нашлось?
Не допускайте ошибки
Почти все взрослые забывают, что они тоже были детьми, безобразничали и нарушали правила.
Не стоит пытаться превратить детей в тех, кем не смогли стать вы сами. Позвольте им развить собственное «я». Гармонично растущему человеку не нужно бунтовать, чтобы доказать свою состоятельность.
Педагогический климат
Отучать от дурного – через понимание. Стоит принять, что сын действительно талантлив в народных танцах, а математика для него – космическая даль. Дочери по душе архитектура и дизайн, а вовсе не необходимость продолжить династию врачей-физиологов. В преодолении любых психологических трудностей и проблем поведения лежит принятие себя и одобрение близких. Обеспечьте то и другое!
Будьте целеустремленными
В своем желании изменить поведение ребенка преследуйте одну-единственную цель – помочь ему стать лучше, а не просто отучить от мата. И совершенно не нужно озвучивать свои цели вслух. Просто знайте, чего именно хотите, и действуйте комплексно, системно и рационально.
Действуйте последовательно
Последовательность предполагает, что правила хорошей речи – для всех. Нет ситуации, в которой папе разрешено произнести яркое междометие. «Очень воспитанный сантехник во время работы постоянно говорит: «Ишь ты!»
Стыд – плохой помощник
Не путайте со стыдливостью! Стыдливость – положительное качество характера, стыд – яркая негативная эмоция. Чувство стыда влечет за собой переживание вины, а вина приводит к замкнутости, снижению самооценки и агрессии. Вербальная агрессия под действием стыда усиливается.
Правильное порицание
Чтобы понять этот принцип, определитесь для себя: вам не нравится ваш ребенок или неприятны его действия? Наверняка только действия. Именно их и следует порицать. Сам ребенок должен оставаться беззаветно любимым.
Как сделать замечание ругающемуся матом ребенку:
Пустые запреты не имеют смысла
Строгие директивные указания и запреты вызывают желание их нарушить. Чтобы соответствовать детской психологии, они должны быть рациональны и обоснованны, и каждому необходимо предложить вариант альтернативного поведения – что делать вместо запрещенного.
Простые приемы на каждый день
Чтобы искоренить негативные привычки и черты характера, недостаточно сходить к психологу или поговорить один раз. Нужно постоянно жить с ребенком, постоянно взаимодействовать и на каждом шагу в соответствии с возрастом помогать ему выстраивать правильное поведение. Постараемся резюмировать информацию в виде нескольких коротких рекомендаций.
С юной девушкой справиться легче, чем с подростком-хулиганом. Но даже самый яркий характер мальчика поддается коррекции. Возможно, нужен сильный авторитетный наставник на стороне – тренер или учитель. Чтобы перестать материться, ребенку потребуется время: тем больше, чем он старше. Поэтому не спешите получить быстрый видимый результат.
Делаем выводы
Кроха принес маты из детсада, дошкольник набрался «нового» на каникулах в деревне, школьник начал взрослеть и хорохориться перед одноклассниками, а подросток просто дорос до своего закономерного бунтарства. Для каждого возраста избирайте два параллельных пути:
Чтобы отучить маленькую дочку от ругани, достаточно переключить ее внимание на другие слова, а «плохие» проигнорировать.
В 4–5 лет почитайте добрые книги и сказки о послушных и добрых героях, а с дошкольником установите договор-соревнование.
С подростком договориться сложнее, в его мир нужно войти авторитетным союзником. А сделать это через запреты и наказания невозможно!
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_otuchit/rebenka_materitsya.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Мат и другая ненормативная лексика в речи детей
Мат – это нецензурная лексика, использующаяся для оскорбления людей или для выражения негативных эмоций, а также в качестве грубого юмора. Обсценная лексика отличается от литературной и культурной бранной тем, что не допускается к употреблению в общественных местах, СМИ, телевидении и т.д., а также порицается с точки зрения морали. Примеры литературной бранной речи: «поганый», «козел», «свинья», «ублюдок».
Ненормативная лексика является частью культуры, а в некоторых ситуациях и общественных группах не вызывает порицания или осуждения. Несмотря на официальное табу относительно матерных слов и выражений, они никуда не пропадают из лексикона общества и возникают в разговорной речи детей. Это может случаться независимо от того, насколько часто используется мат дома в родительской среде, поскольку причины употребления обсценной лексики ребенком различны.
В середине XX века нейроэндокринологи выяснили, что при частом использовании ругательств в организме человека начинают активнее вырабатываться мужские половые гормоны (андрогены). У регулярно матерящихся детей нарушается гормональный баланс в организме, что плохо сказывается на их здоровье. Особенно плохо это для девочек и девушек.
Если в родительской семье принято использовать обсценную лексику, и ребенок ее регулярно слышит, вопрос времени, когда он начнет использовать ее в своей речи. Копирование поведения – инструмент социального научения, заложенный природой, возможность выжить и приспособиться, обитая в определенном социуме. Если все вокруг матерятся, особенно значимые взрослые, ребенок тоже будет это делать.
Если родители не хотят, чтобы ребенок использовал ненормативную лексику, им придется самим перестать ее употреблять в своей речи.
При посещении детского сада или школы ребенок может услышать бранные слова от других детей, а сильные эмоции, которые способствовали использованию мата, особенно запомнятся. Если дома не принято использовать обсценную лексику, ребенок, скорей всего, и не будет использовать ее при родителях или других взрослых, но в кругу своих сверстников будут «работать» свои правила и свой лексикон. Чтобы не быть белой вороной, ребенок будет подражать поведению других в референтной группе. Родителям нельзя запрещать своему ребенку общаться с матерящимися детьми, но они могут предложить альтернативу в виде другого круга общения – можно сменить школу, можно отдать ребенка в спортивную секцию или как-то иначе организовать его досуг, чтобы у него не было возможности общаться с теми, кто использует бранные слова, зато дать ему возможность обзавестись новыми знакомыми.
Причины использования мата детьми
Дети используют обсценную лексику по тем же причинам, что и взрослые:
Как рассказать о мате детям?
Разговаривать с детьми о мате можно со старшего дошкольного возраста. Ранее это не имеет смысла, поскольку ребенок воспроизводит слова неосознанно. Ребенку необходимо объяснить, что исторически ругательства являлись определенными маркерами для людей, как правило, его использовали социально неблагополучные слои населения, рабочие без квалификации (строители, грузчики), заключенные в тюрьмах и колониях. При этом нельзя ребенку запретить использовать мат, а стоит рассказать, зачем нужна ненормативная лексика.
Родители должны объяснить своему ребенку, что с помощью мата человек может проявлять агрессию, провоцировать конфликт или пытаться запугать собеседника, т.е. ругань является промежуточной стадией между разговором и нападением. Ругательства также помогают снять эмоциональное напряжение, снизить стресс, но такой эффект достигается только при редком употреблении мата.
После этого необходимо вместе с ребенком найти другие слова или действия, помогающие достигнуть того же эффекта. У детей хорошо развито воображение, поэтому они легко включаются в такую игру.
Что делать родителям, если ребенок матерится?
Если ребенок матерится при родителях впервые, то можно сделать вид, что вы не заметили этого, а тем временем понаблюдать за реакцией ребенка. Необходимо выяснить, это автоматическое повторение за кем-то или он намеренно вас провоцирует. В ситуации, когда ребенок не понимает смысла сказанного, нужно прежде всего исключить использование ругани при ребенке – сделать замечание всем родственникам и следить за собственной речью. Когда мат используется ребенком для провокации родителя, отсутствие реакции не дает закрепиться этой модели поведения.
Если дети употребляют мат и просят взрослых объяснить значение слова, то нельзя отмахиваться и просто говорить «это плохое слово, его не употребляют». Максимально корректно донесите до ребенка его смысл, сферу употребления, а также тот образ, который складывается о человеке, произносящем подобное.
Необходимо проявлять максимум терпения, не кричать на ребенка и не стыдить его на людях. Это все только вызывает конфронтацию и непонимание, почему другим можно так разговаривать, а ему нет. Категорически запрещается изолировать детей от общения со сверстниками, которые используют в своей речи бранные слова, поскольку этап использования ненормативной лексики в группе сверстников проходят все, а если нарушить социализацию, то ребенок останется не матерящимся изгоем, что гораздо сильнее травмирует психику.
Борьба с ненормативной лексикой в речи детей
Когда матерные слова уже вошли в обиход, бороться с этим необходимо посредством ввода определенных правил. Важно, чтобы запреты относительно каких-то выражений касались всех членов семьи: если принимается правило не употреблять матерные слова дома, то этого должны придерживаться и родители. Естественно, любой может ошибиться, поэтому, когда неприличное слово все же было произнесено, то необходимо извиниться, объяснить, почему сейчас было так сказано, и найти культурный синоним.
Обсуждайте значение матерных слов, ищите им замену. Замечайте ситуации, когда ваш ребенок красиво и точно формулирует свои мысли, хвалите его за это. Поощряйте развитие словарного запаса и учите, как можно поставить неприятного человека на место, используя литературные обороты речи.
Если вам нужна консультация детского психолога, звоните и записывайтесь на прием: (812) 642-47-02.