как объяснить ребенку что такое часы и время
Как научить ребенка определять время по часам быстро и легко
Чувство времени необходимо любому человеку: от этого во многом зависит эффективность его деятельности. Как и любую способность, развивать навык лучше в детстве. Зная, как научить ребенка времени на часах, и обучая его в форме игры, можно помочь не только освоить умение ориентироваться в частях суток. Малыш станет более дисциплинированным, научится планировать свой день, станет пунктуальнее.
Из этой статьи вы узнаете
Когда начинать
Течение времени дети начинают чувствовать, едва родившись, ожидая кормлений и общения с мамой. Малыши постарше наблюдают, как ночь сменяет день, связывают привычные события: прием пищи, прогулки, вечерние процедуры с темным и светлым временем суток.
Определить, готов ли ребенок ознакомиться с циферблатом и стрелками, можно по его умению распознавать цифры. Если он с легкостью считает до 60 и дальше, знает, как выглядят двузначные числа, можно начинать. Как правило, это происходит к 6 годам.
В этом возрасте дошкольник имеет понятие о частях суток и их особенностях, осознает понятия «завтра», «вчера», «сегодня». У него уже есть сложившийся распорядок дня.
Хорошо, если малыш сам даст знать, что интересуется ходом часов, задавая вопросы: «А двадцать минут — это долго?», «Когда мы пойдем гулять?» К этому моменту у родителей должен быть примерный план, как научить ребенка определять время.
Знакомим малыша с понятием «время»
Распорядок дня маленьких детей регламентируется родителями, поэтому ощущения времени, свойственного взрослым, у них нет. Всю сложность этой категории малышу сразу понять трудно, поэтому до того, как он возьмет в руки часы, его нужно научить некоторым терминам.
Его задача — понять, что такое день, неделя, месяц, какие части суток бывают, что значит сегодня и вчера.
Помочь ребенку осознавать течение времени можно в 2 — 3 года, обращая его внимание на последовательность событий: сначала, потом, сейчас. Например, сначала мы помыли руки перед едой, потом поели, а теперь мама моет посуду.
Говорите, какая часть дня настала и что нужно делать: утром умыться и позавтракать, днем поиграть, вечером почитать. Составляйте распорядок дня на следующий день вместе, вспоминайте, чем занимались вчера.
Важно! Обращайте внимание на временные промежутки. Сделать это можно, проговаривая предполагаемые занятия: через 5 минут идем гулять, ляжем спать в 9 часов, через 15 минут пора ужинать.
Малыш в 4 — 5 лет знает, что такое сутки, и легко называет их части? Это хороший показатель. Если он в затруднении, ему поможет красочный плакат с распорядком дня, где изображены привычные действия, характерные для того или иного времени.
Как только он освоит понятия из категории, характеризующей время суток, он готов к изучению дней недели. Для закрепления результата полезно спрашивать малыша почаще, какой вчера был день недели, какой сегодня, какой будет завтра.
Для легкого и быстрого обучения подойдут следующие приемы:
Например, этот мультик очень наглядно показывает в чем заключается суть процесса обучения. Покажите его ребенку или посмотрите сами.
Начинаем изучать часы
Лучше всего для обучения подойдет модель с крупным циферблатом и четкими цифрами. Лучше, если они будут круглыми, без отвлекающего декора. Макет можно изготовить своими руками из плотного картона вместе с ребенком.
Совет. Понять, как работает стрелка, малышу проще по плакату, на котором возле каждого часа изображена какая-либо деятельность: игра, завтрак, прогулка. Желательно, чтобы картинка совпадала с режимом дня ребенка.
Собираясь выполнять то или иное действие, соотносите его со временем, изображенным на плакате.
Минутная стрелка
Когда малыш поймет, что такое час, начните знакомство с ходом минутной стрелки:
Для объяснения, что такое четверть часа, без четверти, нарисуйте круг, где будут только цифры 3, 6, 9, 12. Покажите, как этот круг разбивается на четыре части.
Секундная стрелка
Скажите ребенку, что эта деталь — самая быстрая. Она нужна, чтобы определить совсем маленькие промежутки времени. За секунду можно успеть сказать слово с двумя слогами или хлопнуть в ладоши.
За 1 минуту секундная стрелка пройдет все 12 отрезков времени, за час 60 раз обежит циферблат.
Используем самодельные часы
Для того чтобы малыш лучше различал дневное и ночное время, сделайте своеобразный тренажер: часы с двойным циферблатом:
Совет. Параллельно осваивайте электронный формат цифр. Дайте малышу в руки секундомер: пусть наблюдает, как значения равномерно сменяют друг друга. Предложите поиграть: за сколько секунд вода наполнит чашку или малыш вымоет руки. Сколько раз можно подпрыгнуть за секунду? А за минуту?
Игры для закрепления результата
Обучение подкрепляйте несложными практическими заданиями в игровой форме. Выполняя определенное действие: ложась спать, просыпаясь, накрывая стол к ужину, просите ребенка смотреть и говорить вам, сколько времени показывают часы.
Включая мультики, компьютерную игру, отправляясь в гости или гулять, четко проговаривайте планируемый временной интервал: 15 минут, полчаса, час — и обращайте внимание на расположение стрелок при этом.
Просите помощи у ребенка, выполняя домашние обязанности, например, попросите его напомнить вам выключить плиту через 5 минут, сказать, что пора ужинать, если большая стрелка стоит на цифре 6. Приучайте к пунктуальности: собираясь куда-нибудь, проговаривайте время на сборы и дорогу.
Вот несколько способов освоить временные категории играючи:
Стихи о времени для детей
Очень хорошо в процессе обучения использовать короткие стишки для запоминания основ времени. Так ребенку будет веселее и проще погрузиться в процесс познания этого понятия.
Вот самые веселые и интересные стихотворения.
Пробегут часы, минутки
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.
Стрелка первый круг проходит, —
Полдень в гости к нам приходит,
А она спешит опять
Час за часом отмечать.
Стрелка круг второй прошла, —
В гости полночь к нам пришла,
День прошел, прошла и ночь, —
Убежали сутки прочь.
На секунды счет идет,
Гномик вырвался вперед,
Но не знает он пока,
Как секунда коротка.
Посмотри — ка на часы —
Стрелки здесь не для красы:
Они указали для нас
Секунду, минуту и час.
Секунду — тоненькая,
Минуту — длинненькая,
А коротенькая — час:
Так бывает всякий раз.
Шестьдесят секунд прошли —
Мы к минуте подошли.
Ну, а шестьдесят минут
Вместе целый час дадут.
Ходики внезапно стали.
Что случилось, что стряслось?
Стрелки сразу перестали
День наматывать на ось.
Оглядел их мрачновато
Сероглазый циферблат:
«Если вы не виноваты,
Кто-то всё же виноват?»
«Может быть, — подумал Рома –
Сил у маятника нет, —
Головою вниз попробуй
Покачайся столько лет!»
На стенке в комнате часы,
Висят они не для красы.
И в ритм стуча: тик – так, тик — так.
Всем подают условный знак.
День — ночь меняют за окном.
Рассвет чудесный. А потом
У человека круглый год
Пришла пора дневных забот.
Посмотрите еще одно интересное видео про обучению времени детей.
Ценить время, использовать его с толком ребенка нужно учить с детства. Спрашивайте его, что хорошего, полезного или приятного можно сделать за час, минуту, полчаса. Не ждите быстрых результатов, не торопите в процессе обучения: ориентация во времени – навык сложный.
Чем меньше ребенок, тем короче должен быть урок. Чтобы он быстрее научился разбираться в сложных понятиях, научился понимать ход механизма, узнавать, сколько времени, купите ему яркие наручные часы. Так малыш быстрее станет пользоваться полученными знаниями на практике.
ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_vremeni_na_chasah.html
Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!
Консультация для родителей «Как научить ребёнка понимать часы»
Как помочь ребенку научиться определять время по часам со стрелками? Как научить ребенка пользоваться часами? Когда можно начинать приучать детей к таким часам? Давайте разберемся!
Удивительно,но факт: в современных условиях научить ребенка понимать часы со стрелками стало еще сложнее, чем раньше. И все дело в том, что такие часы практически исчезли из наших домов. Повсюду распространены электронные часы. Однако это вовсе не говорит о том, что не следует знакомить ребенка с механическими часами! Дело в том, что поняв работу часов со стрелками, малыш совершит настоящий скачок в математическом развитии. И он будет возможен только, если ребенок по-настоящему поймет, «как устроено время». Циферблат механических часов наглядно объяснит ребенку, что такое секунда, минута, час. Кроме того,с помощью стрелок малыш узнает и о философских категориях: он уяснит, что время не повернуть вспять, что все в природе циклично.
Когда можно знакомить ребенка с часами?
В этом возрасте говорится о необходимости развивать чувство времени. Но это не означает, что раньше ребенку не следует показывать циферблат со стрелками.
Даже наоборот! Чем чаще ребенок будет видеть такие часы, тем лучше. Чем чаще взрослый будет озвучивать время, тем полезнее это для малыша.
Рано или поздно он начнет сам искать ответы на вопрос: «Как мама по этой круглой штуковине понимает, что скоро начнутся мультики?». И тогда ребенок будет полностью готов к тому, чтобы
сделать усилие и разобраться в сложном устройстве.
Малышам важно почувствовать время. Для этого мы можем предложить им за 1 минуту нарисовать как можно больше
кружочков на листке бумаги (проверить, сколько их получится, если на задание отвести целых две минуты, за три минуты почистить зубы, за пять минут станцевать танец.
Время в таких ситуациях можно отслеживать по песочным часам и по часам со стрелками одновременно.
Как научить ребенка пользоваться часами.
Приобретите или сделайте сами из плотного картона яркие часы с
подвижными стрелками и четкими цифрами. На этом макете ребенок сможет потренироваться понимать время. Оставьте на потом объяснение того, сколько это «без пяти», «без десяти» и «четверть». Просто расскажите ребенку о том, что весь круг, который проходит большая стрелка –это час.
Уточните с ребенком, в каком направлении двигаются стрелки. Покажите малышу маленькую стрелку. Скажите, что она самая
главная, поскольку с ее помощью можно узнать, сколько часов. Поставьте ее на цифру 1, спросите у ребенка, сколько времени.
Переставляйте стрелку на следующие цифры, задавая тот же вопрос. Поставьте стрелку на пять часов. Спросите, куда она попадет через
Изучаем минуты. Теперь время подключить и минутную стрелку! Следует сразу же обратить внимание на то, в чем отличие часовой и минутной стрелки. Пусть ребенок покажет, какая стрелка длиннее. Вспомните названия стрелок, а также, какая из них самая
«главная». Далее необходимо рассказать ребенку о том, что часы могут показывать ровно час только тогда, когда минутная стрелка находится на цифре 12. Выставьте на циферблате ровное время,а малыш пусть сообщает: «Восемь часов ровно!».
Переходим к изучению деления часа на минуты с помощью большой стрелки. Сейчас важно рассказать ребенкуо том, что за час
необходимости даже проведите линию карандашом) –это половина часа. Поделите циферблат на 4 части и объясните, что означает словосочетание «четверть часа».
Упражнения для того, чтобы научить ребёнка понимать время по часам.
Чтобы малыш запомнил последовательность смены периодов суток (утро, день, вечер, ночь, предложите ему несколько карточек с различными изображениями. Каждый из предметов должен ассоциироваться с действием в определенное время. Например,
дневник или книга будет напоминать о школе, и значит, малыш должен будет ответить на вопрос о времени суток словом «день». В качестве удачных предметов, явно характеризующих определ ный период, можно использовать, например, зубную щетку (утро, портфель (день, подушку (ночь, звезды (ночь) и т. д.
Чтобы материал лучше усвоился, попросите малыша расположить карточки в правильной последовательности.
Учить различать периоды суток можно и в устной форме. Например,
предложите найти пару словам: день —. (ночь,
Или поручите определить лишнее из перечня: завтрак, обед, полдник, дождь, ужин.
Знакомимся с часами
Но чтобы ребенок более точно понимал значение времени, его нужно обучить тому, что
означают цифры на циферблате, последовательность движения стрелок и предназначение деления окружности на минуты и часы. Для ознакомления возьмите будильник в самом простом оформлении с крупно и четко нарисованными цифрами. Стрелки должны
отличаться друг от друга и, желательно, иметь различную форму. Покажите, как они движутся и объясните их взаимосвязь между собой.
Мастерим часы
Чтобы научить реб нка понимать время по часам,желательно сделать макет часов своими руками или приобрести его в магазине детских игрушек. Предложите малышу смастерить оригинальные стрелки, отличные друг от друга, украсить циферблат картинками,
Означающими тот или иной отрезок времени. Самым лучшим вариантом будет изготовление двух часов для разных периодов суток
–дня и ночи. На одном будут,
например, картинки восходящего солнышка (утро —с 9.00 до 10.00, ярко светящегося (день —с 12.00 до 17.00 час.) и заходящего за горизонт в багряном зареве (вечер —с
18.00 до 21.00). На другом макете можно изобразить малыша с подушкой (вечер —с 21.00 до 00.00, звезды (ночь —с 00.00 до 5.00, тарелку с кашей или спортсмена с гантелями (утро –с 6.00 до 9.00). Цифрынужно обозначать от 0 до 24. Позже ребенок
будет машинально ассоциировать 1.00 с 13.00 и т. д. В качестве материала для изготовления поделки используйте плотный картон разных оттенков –светлого и темного.
Стрелки сделайте более прочными и закрепите на центральном вращающемся приспособлении (например, болтик с шайбочкой). Лучше всего изготовить сразу все –и часовую, и минутную, и секундную. Имея под рукой готовые часы, можно приступить к
На самодельном циферблате установите определенное время и попросите малыша назвать его. Пусть он также вспомнит, что он делает в указанный промежуток. Проведите несколько таких практических упражнений. Не забудьте уточнить, о каком времени суток идет речь. Поэтому использование двух разных изготовленных циферблатов более целесообразно. В дальнейшем, ознакомившись с предназначением минутной стрелки, малыш сможет точно назвать время.
Проведите тренировку, так сказать, в обратном порядке. Поручите ребенку выставить стрелки, означающие определенный период, а затем час.
Например, по заданию нужно указать период дневного сна. Малыш выставляет на циферблате час дня, а затем двигает минутную стрелку по кругу. Он должен понять при этом, что после ее двойного
движения, часовая сместится на цифру «3». Таким же образом можно поручить малышу
показать, сколько длятся его утренние сборы в садик (например, с 7.00 до 8.00) или отход ко сну (с 20.00 до 21.00).
Угадывание правильного времени
Используя оба циферблата, нужно расположить стрелки на них по
разному. Затем попросить малыша угадать, какое из них соответствует определениям «доброе утро» (9.00 или 15.00, «добрый вечер» (18.00 или 1.00, «приятного аппетита» (в разных вариантах
для завтрака, обеда и ужина).
Спешат часы или отстают?
Если малыш путается, в каком направлении должны двигаться стрелки, используется упражнение для определения, правильно ли идут часы. Для этого при заданном времени (например, 3 часа) установите стрелки вперед на несколько часов (4.00 или 5.00). Ребенок должен понять, что они спешат. Затем выполните упражнение для ситуации, когда часы отстают. Множество разнообразных упражнений станут для ребенка не просто обучением,
а увлекательной игрой, и вы легко сможете научить реб нка понимать время по часам. В результате он сможет легко освоить новые знания и при необходимости определять время
без особых трудностей.
Консультация «Как научить ребёнка трудиться посредством игры?» Главное — научить любить труд и находить в нем источник радости. Любовь и привычка к труду определяют будущее маленького человека. Заботясь.
Консультация для родителей «Как хочется научить ребёнка читать!» (подготовительная группа) Привить ребёнку любовь к чтению сложно,вокруг компьютеры,планшеты и т. д,но это необходимо сделать,причём приучать ребёнка необходимо с раннего.
Консультация для родителей «Как научить детей читать?» Доброе время суток, уважаемые коллеги! Приглашаю на свою консультацию для родителей по обучению чтению детей. Все родители хотят, чтобы.
Консультация для родителей «Как научить малыша делиться?» В процессе взросления каждый ребёнок проходит через череду кризисов. Первый кризис наступает в возрасте 2-3лет. Родители могут наблюдать.
Консультация для родителей «Как научить малыша одеваться» Сложности с одеванием ребенка возникают, в каждой семье. Причины могут быть разными: от естественного неумения одеваться у малыша или.
Консультация для родителей «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу» Консультация для родителей: «Как научить ребенка читать, уважать и понимать книгу». Данная консультация для родителей о том, как научить.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка справляться с трудностями» Если рассматривать детей одного возраста, можно увидеть, что дети все разные. У них разный уровень развития. Что одним детям даётся легко,.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка управлять своим гневом?» Бывают такие ситуации, когда ребёнок кричит, стучит ногами, делает всё наперекор взрослым. В этом случае родители настолько возмущены.
Консультация для родителей «Как научить ребёнка завязывать шнурки» Дошкольников сложно научить завязывать шнурки. Особенно сложно научить тех детей, у которых слабо развита мелкая моторика рук. Но учить.
Как научить ребёнка определять время?
Елена Гетманская
Как научить ребёнка определять время?
Цель: изучение циферблата часов способствует развитию математического мышления у ребенка, который в результате познавательного процесса привыкает к цифрам, на познавательном уровне овладевает порядковым счетом, усваивает технику сложения методом увеличения числа на единицу.
К 6 – 7 годам мозг ребенка уже вполне способен разобраться с двумя стрелками на циферблате, но подготовку нужно начинать намного раньше.
Первым шагом является обучению понятий «сутки» и «части суток». Ребенок должен знать, что за утром идет день, после дня – вечер, затем – ночь.Должен усвоить последовательность событий: сначала он просыпается, потом чистит зубы, затем садится завтракать. Каждый день, повторяя последовательную цепь событий, ребенок учится разбираться, что зачем идет.
Следующий важный этап в выработке понимания времени – работа с понятиями прошлого, настоящего и будущего.Беседу с детьми лучше строить на примерах: ваш разговор происходит в настоящем, то, что вы обедаете тоже в настоящем, и то, что за окошком весна – это тоже настоящее. А то,что произойдет позже: завтра, через неделю – это будущее.
Следующий шаг – понимание времени года, дней недели. Обычно зиму, весну, лето и осень дети запоминают лучше всего. Потребуется рассказать, какие изменения происходят с погодой и природой в разное время года, а не просто объяснить ему, что существует 12 месяцев и 4 времени года.
Заключительный важный этап – освоение цифр, умение считать. Только, после всего вышеописанного ребенка можно знакомить с часами. Все эти подготовительные этапы самые важные в обучении времени. Научить определять время не так тяжело, как помочь осознать его протяженность.
После того, как ребенок освоил последовательность событий, стал ориентироваться во временах года и в прошлом, будущем и настоящем, самое время открыть для него таинственные часы. Лучше всего, объяснять на больших и ярких часах с большими стрелками и четкими делениями.
Сначала определили, для чего нужны часы и рассмотрели виды часов. (Часы – это прибор для измерения времени. На часы мы смотрим, когда хотим определить время. Они бывают наручные, настенные, настольные, будильники, башенные, электронные, песочные).
Дали описание часам: круг в центре часов называется циферблатом. На циферблат нанесены цифры. У часов есть две стрелки. Одна короткая, двигается медленно и когда она совершает один круг по циферблату, проходит ровно один час. Эта стрелка – часовая. У часов есть ещё одна стрелка. Она длиннее и движется быстрее. Эта стрелка – минутная.
На первом этапе обучение начинали только с часовой стрелки. Обьясняли по часам ребенку, в какое время он встает (ставили часовую стрелку на 7 часов, в какое время ребенок завтракает, обедает или ужинает, в какое время сон час, в какое время смотрит любимый мультфильм и т. д.
Для закрепления играли в игры.
• Расположи по-разному стрелки и определи «Который сейчас час?»
• Подбери к часам соответствующие картинки.
• Играй – изучай «Изучаем время».
•Решали на занятиях разные задачи: «Произошло несчастье. Принцесса уколола палец и заснула на сто лет. Это случилось в пять часов вечера. Покажите это время на башенных часах», «Жил на свете грустный гном. Грустный потому, что у него не было дома. И вот однажды гном решил построить себе дом. Он начал подготовку к строительству в четыре часа. Покажи время – нарисуй маленькую стрелку на круглый часах».
При этом большую стрелку ставили на 12, а маленькую передвигали на 1, 2, 3 и д. Также большую можно временно убрать и работать только с маленькой. Попросите самостоятельно показать заданное время. Обычно, дети быстро начинают чувствовать положение часовой стрелки. Обратите внимание, что большая стрелка двигается медленно и что, когда она пройдет круг, час закончился. После понятия целый круг, покажите, что такое половина круга (половина первого, второго, третьего).
Объяснили на макете, что от одной черточки до другой – пять минут. Каждое деление тоже делится по одной минуте. Медленно, шаг за шагом, обучайте детей. Сначала выучите 5 минут, 10 минут, 15 мину. После 20 минут,25 минут, 30 минут.
Играли в игры на закрепление минут.Например: ребенок ставит стрелки на бумажных часиках также как показывает время на настенных часах. При этом называет полностью» Который сейчас час».Например: 8 часов 10 минут, 5 часов 20 минут… или наоборот.
Ребенок растет, и ему необходимо разобраться с этим, на первый взгляд, загадочным явлением. Ведь каждый день ребенку нужно будет планировать свое время, научиться им распоряжаться, и ориентироваться в нем.
Прививая интерес ребенка к часам, приклейте на маленькую стрелку черепашку, которая медленно двигается, а на длинную – птичку. Рядом с каждой цифрой приклейте разных зверюшек. Теперь, Вы можете говорить, когда птичка придет к зайчику, мы пойдем гулять».
Использовала ресурсы интернета: http://www.razvitierebenka.com/ http://www.razumniki.ru/
Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.