как объяснить ребенку что такое электрический ток
Конспект НОД «Электричество» в подготовительной группе
Ирина Артемьева
Конспект НОД «Электричество» в подготовительной группе
КОНСПЕКТ НОД
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
ТЕМА: «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО»
Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами.
— обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту;
— познакомить с понятиями «электричество», «электрический ток»;
— познакомить с правилами безопасного обращения с электроприборами.
— развивать умение работать с моделями;
— развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
— развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы;
— воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
— воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость;
— вызывать радость открытий, полученных из опытов.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Речевая», «Физическое развитие».
Предварительная работа: беседа о безопасном поведении детей на улице, о назначении электроприборов, заучивание стихов, целевая экскурсия в Красногвардейский РЭС, изготовление атрибутов и пособий.
Оборудование: атрибуты к дидактической игре «Собери картинку», картинки с изображением электроприборов, картинки и плакаты по электробезопасности, мяч, расчески, шарики, игрушка на батарейке, салфетки, шерстяные лоскутики, памятки.
-Ребята, мы сегодня поговорим с вами на очень интересную тему,а о чем именно вы сейчас догадаетесь сами: у вас на столе лежат конвертики с разрезными картинками и вам нужно эти картинки собрать.
(Дидактическая игра «Собери картинку»).
— А теперь назовите предметы, которые у вас получились. Для чего они нужны?
-Как одним словом назвать эти предметы?
-Электроприборы.
Воспитатель читает стих:
Очень любим дом мы свой,
Но не каждый бы сумел
Переделать массу дел.
Нужно дома нам убрать,
А ещё бельё погладить…
Как со всей работой сладить!
И чудесно, что сейчас
Есть помощники у нас.
Труд они нам облегчают,
Время наше сберегают.
-О каких помощниках говорится в стихотворении?
-Об электроприборах.
-А почему их называют электроприборами?
— Потому, что они работают от электричества.
-А давайте вспомним, какими предметами люди пользовались раньше, когда не было электричества? Мы с вами поиграем в игру «Что есть, что было»: становитесь в круг, я буду каждому бросать мячик и называть электроприбор, а вы подумаете, и скажите, какие современные электроприборы заменили старые предметы.
— Молодцы, справились с заданием. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству.
— А как вы думаете, без чего не могут работать электроприборы?
— Без электричества, без тока.
— Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока. Но, прежде чем я вам расскажу, откуда появляется ток, немножко разомнёмся.
Ток бежит по проводам,
Свет несёт в квартиру к нам,
Чтоб работали приборы
Ток энергию принёс…
-Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
Вы внимательно слушали мой рассказ?Посмотрите на картинки: это электростанции. Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца, значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра – она ветряная.
— Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода?
Знакомство с правилами:
Внимательно посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, о чем они говорят?
— НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома,всегда проверяйте: потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. д.
— НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.
— НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Это так же может привести к пожару.
— НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!
— Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.
— Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (Ответы детей).
— А как вы думаете, есть электричество безопасное, с которым можно поиграть? (Ответы детей).
— А вот и нет. Электричество бывает и неопасное. Я – Волшебник из страны «Электричество». А хотите, я и вас научу волшебству? Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Надо закрыть глаза, сосчитать до 10 и обратно
Опыты со статическим электричеством:
— Почему этот шарик висит, а ваши шарики падают? (Предположения детей).
— Давайте и ваши шарики превратим в волшебные. Я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о лоскутик из шерстяной ткани и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят, стали волшебными. Это произошло из-за того, что в лоскутках живет электричество, и мы его поймали, когда стали шарики тереть о них. Он стал электрическим, поэтому притянулся к стенке.
Опыт 2 –с расческами:
-А еще можно увидеть электричество в волосах.
-Что происходит с волосами, когда мы их расчесываем? (Они электризуются, становятся непослушными, торчат в разные стороны). Попробуйте сами.
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт 3 –с волшебными кусочками салфеток:
— Кусочком шерстяного лоскутика натрите пластмассовую расческу, и медленно поднесите к кусочкам салфеток и поднимите. Салфетки тоже поднимутся.
Опыт 4 –с игрушкой на батарейке:
— У меня в руках руль. Я нажимаю на кнопку, а он молчит. Что случилось? (Ответы детей). Действительно, в нем нет батарейки. Сейчас я поставлю батарейку – плюс к плюсу, минус к минусу. Игрушка заработала. Почему?
Что за сила такая скрывается в батарейках? (Ответы детей).
— Когда мы поставили батарейку, через игрушку пошел электрический ток, и она заработала.
Вывод: в батарейке живет неопасное электричество. С игрушками на батарейках очень весело и интересно играть.
— А у вас есть любимые игрушки на батарейках, какие?
— Ребята, вы молодцы! Сегодня вы научились делать предметы волшебными.
— Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как расчёска, воздушный шарик, салфетка живёт электричество, но оно какое? (Безопасное).
-Уважаемый Волшебник, мы сегодня с ребятами много говорили об электричестве и об электроприборах. Правда?
— О каких электроприборах мы говорили с вами на занятии? (Ответы детей).
— Какие правила мы должны соблюдать, чтобы избежать беды, при работе электроприборов? (Ответы детей).
— А еще мы знаем, откуда берется электричество.
— Дорогой Волшебник, наши ребята знают даже стихи об электричестве. (Дети читают стихи).
— Спасибо, вам ребята, за гостеприимство. Мне пора возвращаться в свою волшебную страну «Электричество», а чтобы вы всегда помнили правила безопасного поведения с электроприборами, я вам подарю вот такие памятки. (Волшебник раздает каждому ребенку памятки).
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Где живет электричество?» Непосредственно образовательная деятельность «Где «живёт» электричество». Цель занятия: Формировать представления детей о возможностях использования.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Волшебное электричество» в старшей-подготовительной группе Программное содержание: Установить причину возникновения статического электричества. Образовательные задачи: обобщать знания детей об.
Конспект НОД в средней группе «Волшебное электричество» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 39 города Воткинска Удмуртской Республики Непосредственная.
Конспект НОД «Волшебное электричество» Возрастная группа: старшая Количество детей: 8 человек Цель: Формировать у детей представления об объектах окружающего мира (электричестве.
Конспект познавательного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебное электричество» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Виды детской деятельности:.
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Какое оно — электричество?» Цель: расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности Задачи:.
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада на тему «Это волшебное электричество» с презентацией Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение ШКОЛА В КАПОТНЕ Конспект занятия на тему «ЭТО ВОЛШЕБНОЕ ЭЛЕКТРИЧЕСТВО» Подготовительная.
Конструкт НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество и электроприборы» Конструкт НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Электричество и электроприборы» Воспитатель Ямаева Татьяна.
Детская исследовательская работа «Электрические цепи, или в мире электричества»
Анна Юняткина
Детская исследовательская работа «Электрические цепи, или в мире электричества»
Так была выбрана тема для моего первого настоящего исследования!
У меня часто возникали вопросы: Как электричество заставляет гореть лапочки? Откуда берется электрический ток в розетке? Как мои игрушки работают от батарейки, откуда в батарейке электричество? И в чем разница между электрическим током и электричеством?
И вот в конце первого учебного полугодия в рабочей тетради по «Окружающему миру»задание: «Соберите электрическую цепь и зарисуйте ее». Папа с удовольствием согласился купить необходимый для этого «Электрический конструктор». Когда цепь была собрана, он рассказал мне, как по ней движется электрический ток. И мне стало интересно, почему батарейку я свободно беру в руки, и ток не приносит мне вреда, а вот в розетку пальцы засовывать нельзя, током убьет?
После этого я для себя точно решила, что обязательно должна разобраться с возникающими у меня вопросами, про электричество и ток! Что и послужило основанием для выбора темы исследования.
Гипотеза: Ток в электрической цепи бывает разным.
Для того чтобы проверить свою гипотезу мной была определена цель исследований и проведен ряд опытов.
Цель: Изучить электрические цепи с разными видами тока.
Для достижения поставленной цели мной по порядку были изучены все интересовавшие меня выше вопросы.Задачи:
1. Изучить природу электричества и электрического тока.
2. Ознакомиться с принципом работы батарейки.
3. Узнать, как электричество попадает в наш дом.
Для их решения я выполнила следующую работу:
1) спросила у папы и провела с ним опыты;
2) прочитала детские энциклопедии;
4) искала информацию в Интернете;
5) просматривала познавательные мультфильмы про электричество.
Методы и приемы исследования: наблюдение, эксперимент.
Оборудование: Электрический конструктор, мультиметр.
Практическая значимость: результаты исследования позволят больше узнать об окружающем мире, помогут в повседневной жизни.
Результат работы представлен в виде презентации.
1. Природа электричества и электрического тока
Из мультфильма «Смешарики:Пин-Код: Электробитва» мне было уже известно,что еще в древней Греции греками было замечено: если янтарь потереть о шерсть, он начнёт притягивать к себе лёгкие предметы, находящиеся поблизости. Силу, притягивающую к себе предметы греки стали называть электричеством. Янтарь по-древнегречески называется электроном. От «электрона»— янтаря образовали слово электричество. Это первое знакомство людей с электричеством.
Сейчас ученые доказали: «Все, что нас окружает,состоит из элементарных частиц: протонов и электронов, у которых есть удивительное свойство, они имеют электрический заряд».
Рис. 1. Протон и электрон
Протон – это положительно, а электрон отрицательно заряженная частица (рис. 1,2).
Рис. 2. Протон и электрон
Электроны и протоны притягиваются друг к другу и образуют конструкцию под названием атом. Протоны находятся в ядре атома, вокруг протонов вращаются электроны (рис. 3).
При трении янтаря о шерсть частицы с атомов шерсти перескакивают на атомы янтаря (рис. 4).
Рис. 4. Что происходит при трении
В результате чего шерсть потеряв часть своих электронов становиться заряжена положительно, а янтарь отрицательно. Отрицательно и положительно заряженные атомы начинают притягиваться друг к другу (рис. 5). Такой вид электричества называется статическим.
Рис. 5. Статическое электричество
Если у одних атомов электронов переизбыток, то под действием электрических сил они устремляются туда, где электронов не хватает. Такой поток электронов и называется электрический ток (рис. 6).
Рис. 6. Электрический ток
Я попробовала повторить рассказанный в мультфильме пример (рис. 7).
Рис. 7. Опыт с янтарем
Потом я провела такой же опыт с линейкой: потерла линейку о шерсть, и кусочки бумаги притянулась к ней (рис. 8).
Рис. 8. Опыт с линейкой
В моем опыте электроны с линейки «перескочили» на шерсть, и линейка притянула к себе бумагу, пытаясь «захватить» с нее электроны.
Я сделала вывод, что янтарь и линейка наэлектризовались, в результате чего возникло статическое электричество.
1) Одинаковые заряды отталкиваются, разные – притягиваются. Одинаково заряженные тела отталкиваются, противоположно заряженные – притягиваются.
2) Электричество получаемое в результате потери баланса положительно и отрицательно заряженных частиц называется статическим.
3) Когда много-много электронов «бегут» по проводнику в одном направлении, возникает электрический ток.
4) Электрический ток – это упорядоченное движение заряженных частиц.
2. Ознакомиться с принципом работы батарейки
Электричество может возникнуть не только при трении. Причиной возникновения тока может быть химическая реакция. Так устроены привычные нам батарейки.
Первая электрическая батарейка появилась в 1799 году. Её изобрел Алессандро Вольта (рис. 9). Он же изобретатель источника постоянного электрического тока.
Рис. 9. Алессандро Вольта (1745 – 1827)
Батарейки бывают круглые, квадратные (рис. 10).
Рис. 10. Разновидности батареек
Я рассмотрела строение и расскажу вам про пальчиковую батарейку. Её назвали так, потому что она похожа на пальчик. Снаружи я увидела, что с одного конца батарейки стоит знак «плюс», а с другого «минус» (рис. 11).
Рис. 11. Пальчиковая батарейка
Рис. 12. Строение обычной батарейки
От одного цилиндрика к другому и течет электрический ток (рис. 13).
Рис. 13. Принцип работы батарейки
Например, от одного цилиндрика по проводу ток идет в лампочку и дальше по проводу подходит к другому цилиндрику (рис. 14).
Рис. 14. Электро-схема
Для наглядности я с папой собрала, показанную выше, электрическую цепь. На рисунке 15 представлен результат проведенного опыта.
Рис. 15. Электрическая цепь в действии
Мы с папой попытались в домашних условиях сделать свою батарейку (рис. 16).
Рис. 16. Батарейка своими руками
Для этого нам понадобились (рис. 17):
• прочное бумажное полотенце;
• два изолированных медных провода.
Как проводился опыт:
1. Растворили в воде немного соли.
2. Нарезали бумажное полотенце и фольгу на квадратики чуть крупнее монет.
3. Намочили бумажные квадратики в соленой воде.
4.Положили друг на друга стопкой: медную монету, кусочек фольги, снова монету, и так далее несколько раз. Сверху стопки должна быть бумага, внизу – монета.
5. Зачищенный конец одного провода подсунули под стопку, второй конец присоединил к лампочке. Один конец второго провода положили на стопку сверху, второй тоже присоединили к лампочке.
Лампочка не загорелась, зато загорелся диод (рис. 18).
Рис. 18. Опыт с монетами
Диод горел еле-еле, и мы решили провести еще один опыт при помощи уксуса.
Для него нам потребовались (рис. 19):
• коробочки от «киндеров»;
Как проводился опыт:
1. Соединили саморезы с медной проволокой (рис. 20).
2. Залили в «киндеры» уксус (рис. 21).
3. Вставили по очереди в коробочки от «киндеров» саморезы и медную проволку, так что бы в одном «киндере» была проволка, а в другом саморез (рис. 22).
4. Подсоединили один провод к саморезу, а второй к медной проволке (рис. 23).
5. Подсоединили провода к лампочке (рис. 24).
Лампочка не загорелась, а диод горел хорошо (рис. 25).
Так же ток возникает во фруктах и овощах. Я провела опыты с лимоном и картошкой.
В лимон и картошку воткнула медную и цинковую пластины и измерила напряжение вольтметром (рис. 26 и 27).
Рис. 26. Опыт с лимоном
Рис. 27. Опыт с картошкой
Вольтметр показал, что и в лимоне и в картошке возник электрический ток с примерно одинаковым напряжением.
Трех лимонов мне оказалось достаточно, чтобы светодиод потихоньку загорелся без дополнительных источников тока. Добавив еще один лимон диод начал гореть в полную силу, но лампочка как и в предыдущих опытах не загорелась (рис. 28).
Рис. 28. Опыт с лимоном
В опыте с картошкой, мы взяли 12 картофелин, но лампочка все равно не загорелась (рис. 29).
Рис. 29. Опыт с картошкой
По проделанным опытам с лимоном и картошкой я сделала вывод, что электрический ток в овощах и фруктах появляется в результате химической реакции между металлом и содержащейся в овощах и фруктах кислотой.
Еще я узнала, как работает световой источник тока – солнечные батареи.
Солнечная батарея состоит из множества солнечных элементов, в каждом из которых энергия света непосредственно превращается в электрическую энергию. Это совсем несложно, только для изготовления солнечного элемента нужно найти вещество с подходящими свойствами.
Свет «выбивает» электроны из вещества, покрывающего пластины батареи и возникает электрический ток (рис. 30).
Рис. 30. Солнечная батарея
Солнечная батарея есть у нас на даче, днем она накапливает электричество, а ночью начинает его отдавать (рис. 31).
Рис. 31. Пример солнечной батареи
Пока на батарею попадают лучи солнца, бабочка не горит, а как только мы ее закрыли телефоном, она зажглась.
Еще солнечные батареи можно встретить дома в калькуляторах (рис. 32).
Рис. 32. Калькуляторы с солнечной батареей
Вывод: Солнечные батареи не только производят электричество, но и накапливают его при помощи аккумулятора.
Таким образом, я пришла к выводу, что батарейки – это устройства, производящие электрическую энергию. Но одной батарейки недостаточно для того, чтобы лампочка или диод горели.
Для этого необходимо составить замкнутую электрическую цепь из электрических приборов. Папа научил меня собирать простейшую электрическую цепь.
Элементы электрической цепи соединяются проводами и подключаются к источнику питания.
Самая простая электрическая цепь состоит из:
2) потребителя электроэнергии (лампа, электробытовые приборы);
3) замыкающего и размыкающего устройства (выключатель, кнопка);
4) соединительных проводов;
Чертежи, на которых показано, как электрические приборы соединены в цепь, называются электрическими схемами.
На электрических схемах все элементы электрической цепи имеют условное обозначение.
Вывод: если батарейка является частью электрической цепи, то поток электронов течет от отрицательного полюса батарейки к положительному через все элементы цепи.
Вот как работают мои игрушки!
3. Как электричество попадает в наш дом
И вот что я узнала (рис. 33):
1. Электричество для нашего дома производится на электростанции (ТЭЦ-17).
2. Дальше электричество движется по линии электропередач под сильным напряжением.
3. Потом электричество попадает в трансформатор, что бы стать пригодным
для домашних электроприборов. попадает в наши дома
4. С трансформатора электричество по проводам приходит к нам в дом.
Рис. 33. Как электричество
Я попросила родителей показать мне, откуда и как электричество приходит в наш дом (рис. 34).
Рис. 34. Как электричество приходит в наш дом
Для получения такого большого количества электроэнергии строят электростанции.
Ток на электростанции получают с помощью особого устройства – генератора (рис. 35).
Чтобы привести в действие генератор тока, используют разные виды энергии.
Тепловые получают энергию от сгорания топлива (газа, дизельного топлива или угля). Такая станция есть у нас в городе Ступино (например, ТЭЦ-17) (рис. 36).
Рис. 36. ТЭЦ-17 г. Ступино
На гидроэлектростанции для вращения турбины генератора используют энергию воды. Такую можно увидеть в городе Шатура (рис. 37).
Рис. 37. Шатурская гидроэлектростанция
На атомной электростанции используют энергию тепла, выделяемой при ядерной реакции (рис. 38).
Рис. 38. Ростовская атомная электростанция
А ещё есть ветровые электростанции (рис. 39, солнечные (рис. 40) и многие другие.
Рис. 39. Ветровая электростанция
Рис. 40. Солнечная электростанция
Когда вы нажимаете на выключатель лампы или какого-нибудь прибора, то электрический ток, пришедший от генератора, начинает течь по проводам, и прибор начинает действовать, а лампочка — светиться. Точно так же, как в моей электро-схеме (рис. 41).
Рис. 41. Электрическая цепь работы лампочки
Производство электроэнергии требует больших затрат, поэтому очень важно беречь ее, не тратить зря.
Почему же электричество опасно? И почему батарейка для меня безвредна, а ток в розетке так опасен.Вот что я узнала:
Рис. 42. Электрический ток
«Колеблются» слабо – напряжение маленькое (например, в батарейке). «Удар» слабый (рис. 43).
Рис. 43. Электрический ток в батарейке
Рис. 44. Электрический ток в розетке
Вот почему ток в розетке так опасен!
В результате всех проделанных исследований я сделала выводы:
3. Электричество в наш дом попадает по электрической цепи с электростанций.
4. Чем выше колебание частиц при движении, тем выше напряжение тока в цепи и опаснее его удар.
Будем бережно относиться к электричеству, будем помнить о той опасности, которую оно несёт в себе.
1. Леенсон И. А. Загадочные заряды и магниты. Занимательное электричество.Изд-во: ОлмаМедиаГрупп, 2014 г;
Прикреплённые файлы:
«Я в эмоциональном мире» (фотоотчет) Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека. Дети воспринимают мир очень эмоционально.
Конспект ОД «В мире профессий» Программное содержание: Цель: Совершенствование диалогической речи, умения составлять рассказ с опорой на личный опыт. Расширять у детей.
Конспект открытого занятия по ОБЖ в подготовительной группе «Королева Электричества» Цель: формирование навыков безопасного поведения при обращении с электроприборами. Задачи Образовательные: пополнить словарный запас понятиями.
Конспект занятия «В мире картин» Тема: «В мире картин». Цели: развитие речевой активности детей, средством изобразительного искусства. Задачи: Образовательные: обобщения.
«В стране электричества». Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории в подготовительной группе Научно-экспериментальная деятельность с помощью цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» в подготовительной группе. Тема: «В стране.
Проект «В мире профессий» По доминирующей деятельности: информационный, творческий, игровой. По характеру содержания: ребёнок и общество. По характеру контактов:.
В мире добрых сказок. В мире добрых сказок. «Со сказкой проще верить в чудеса. со сказкой легче, отыскать нам путь. В маленькое сердце, дверцу распахнуть». Однажды.
В мире сказок! В нашей группе дети;как и впрочем во всем мире очень любят сказки. Каждый день мы с детьми читаем одну сказку. Ведь сказка-это волшебный.