как объяснить ребенку что такое фамилия имя отчество
Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)
Елена Кудерова
Конспект НОД «Фамилию, дети, достойно носите» (ведущие области: «Познание», «Коммуникация»)
Тема: «Фамилию, дети, достойно носите».
1. Познакомить детей с историей возникновения фамилий.
Помочь детям осознать степень значения фамилии для человека.
Учить образовывать фамилии от существительных.
Упражнять вупотреблении сложных грамматических конструкций.
Упражнят в употреблении прилагательных обозначающих качества человека.
2. Развивать мышление, интерес к овладению новыми знаниями.
3. Воспитывать у детей уважительное отношение к своей фамилии.
Материалы и оборудование: мультимедиа, презентация шарики по количеству детей, словарь Ожегова, ордена и медали,предметы: ложка, ватман, разноцветнве лепестки из бумаги, вырезанные буквы, ножницы, кисточки, клей ПВА по количеству детей.
Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:
В нашей группе две Алины
Два Максима, три Ирины
— Руки ты максим помой!
Идет один, за ним другой.
— Поленька цветы полей.
Бегут обе, кто быстрей!
— Настя рыбок покорми!
Возле рыбок сразу три!
Как же нам их различать?
Дети: Нужно фамилию назвать.
Воспитатель: Ребята, а что такое фамилия? Предположения детей.
Воспитатель: Узнать, что обозначает слово фамилия, нам поможет словарь, который есть в нашей библиотеке.
Воспитатель подводит детей к полке,где стоит словарь Ожегова и зачитывает:
«Фамилия от слова семья, семейство, фамилия это имя семьи»
Воспитатель: Значит, о чем мы будем сегодня говорить? О фамилиях.
— А как называется наш детский сад? Василек. В нашем «Васильке» мы все одна семья. Какая фамилия может быть от названия «Василек»? Васильковы, Василечкины…
— Наши предки очень ценили свои фамилии и старались их прославить.
— Раньше Кузнецовыми называли только тех, кто работал кузнецом. С тех пор прошло много лет. И Кузнецов сейчас может работать не кузнецом, а строителем или поваром. У нас в д/саду работает Кузнецова Елена Валерьевна – она воспитатель. А вы знаете людей с такой фамилией?
— В нашем городе есть известный художник Виталий Владимирович Кузнецов (слайд № 4)
Чем известен художник Кузнецов? А что еще он создал? Герб нашего города. Виталий Владимирович известен не только в нашем городе, но и в Иркутске, в России.
Воспитатель: Да! Моя фамилия Соколовская и образовалась она от названия
птицы – сокол. Я горжусь своей фамилией. Мой дед Соколовский…. погиб, защищая нашу Родину во время войны. Он получил ордена за отвагу. У нас в семье храниться похоронка (воспитатель демонстрирует письмо, в не написано где погиб дедушка. Мне ее отдала бабушка, а я отдам ее своим детям, внукам, чтобы они помнили подвиг деда и гордились своей фамилией.
Обращается к Данилу Волкову.
— Данил, а как звучит твоя фамилия? Как думаешь. От какого слова она образовалась?
Перед вами лототрон
Фамилий разных полон он.
— Возьмите по одному шарику, посмотрите, кто нарисован на карточке и подумайте, какая фамилия получится от названия вашего животного, птицы или рыбы.
Воспитатель: Что бы достойно нести свою фамилию надо быть здоровым. А что бы быть здоровым нужно что делать? Зарядку.
7.Воспитатель: Есть такие люди однофамильцы. Как думаете, что это слово обозначает однофамильцы? У них одна фамилия, но они могут не знать друг друга и жить в разных городах.
— А кто – нибудь из вас знает людей, у которых такая же фамилия, как и у вас? Ответы детей.
— Лиза, какая у тебя фамилия? А у твоей мамы, папы, сестры Юли? А что ты знаешь о своей фамилии? Ответ ребенка.
— А я знаю иркутского художника, у которого такая же фамилия, как у тебя Лиза. Это Александр Сергеевич Шипицын (слайд №5) Он профессор, работает в Иркутске в университете. А еще он любит писать картины, которые можно увидеть в картинной галерее Иркутска, нашего города и в коллекциях других стран, таких как Германия, Франция, Англия, Япония.
8.Воспитатель: Ребята, на какой улице находится наш детский сад? (слайд №6) Эта фамилия хорошо известна в нашем городе. Что вы знаете о человеке, который носил эту фамилию? Сергей Гришкевич спас жизнь двадцати трем пассажирам рейсового автобуса, в котором ехал вооруженный боевыми гранатами убийца.
Эту фамилию раньше не знал ни кто, а теперь знают все люди в нашем городе. И чтобы помнили о нем, у поста Гаи стоит памятник (слайд № 7)
Воспитатель: Не важно какая у вас фамилия Иванов, Петров или Ромашкин, важно, чтобы вы гордились своей фамилией. (слайд№1)
9.Воспитатель: Ребята, давайте составим цветок из качеств, которыми мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию. На столе лежат буквы. Нужно выбрать букву, приклеить ее к лепестку и подумать какое качество начинается на эту букву.
Дети выполняют задание, подходят к мольберту, перечисляют качества и прикрепляют лепесток.
Воспитатель: Этот цветок вы повесите в группе. Он будет вам напоминать о томкакими качествами мы должны обладать, чтобы достойно носить свою фамилию.
Фамилию дети достойно носите
Классный час по теме: «Имена, фамилии, отчества»
Цели:
Ход занятия
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
1. Ребята, сегодня мы с вами поговорим на очень интересную тему, а вот на какую мы с вами сейчас выясним…
Представьте, пожалуйста, себе такую ситуацию. Вы оказались в незнакомой компании, или вспомните ту ситуацию, когда вы пришли в нашу школу впервые в первый класс.
Что в первую очередь сделала учительница, чтобы вы не чувствовали себя одиноким, чтобы вам было комфортно в новом коллективе?
Она вас познакомила друг с другом, то есть она назвала вас по именам, чтобы побыстрее освоились и нашли себе друзей.
3. Каждый малыш при рождении от своих родителей в первую очередь получает ИМЯ.
Мы с вами все живем в мире имён. Недаром ещё Гомер в своей “Одиссее” писал:
Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе;
В минуту рождения каждый, и низкий, и знатный,
Имя своё о родителей в сладостный дар получает…
3. Сообщение темы и цели занятия
1. Итак, как вы уже догадались, мы будем говорить об имени человека, а ещё о фамилии и отчестве. То есть поближе познакомимся с вами, узнав тайны ваших имен.
Лучше глаз лишиться, чем доброго имени. (русская пословица)
А в Японии мудрецы говорят: Тигр бережет свою шкуру, а человек – имя.
2. Ребята, сегодня к нам пришли гости, и они не знают нас. Давайте им представимся…
Итак, вы называете свое имя, и рассказываете, кто и почему вас так вас назвал. (Дети называют имя и кратко рассказывают о себе. Читают по карточкам значение имени.)
3. У вас у всех очень красивые имена. Наши с вами имена можно называть по-разному; мы в своей речи употребляем полные и сокращенные имена. Как вы думаете, какими именами, полными или сокращенными называют взрослых людей? А детей? А почему в зависимости от возраста мы так обращаемся?
К взрослым, так как хотят подчеркнуть свое уважение, сделать свое обращение к человеку более вежливым. К детям, потому что называют уменьшительными именами и лаской.
Мое имя – Татьяна. А как вы думаете, как меня могли называть мои родители, когда была маленькой? Или как меня могли называть в детском саду?
Дети отвечают – Татьянка, Танечка, Танюша, Танюшка, Танюся, Таня…
А теперь вы образуете полные имена от сокращенных имен:
Игорь —> Эти имена остались без пары. А почему?
Нина —> Потому что они употребляются только в одной форме.
4. А теперь поговорим о мужских и женских именах. Определите в один столбик иена девочек, а во второй имена мальчиков.
СВЕТА, КОЛЯ, ЖЕНЯ, ПЕТЯ, ЛЮДА
— Чем интересно имя ЖЕНЯ? Его можно отнести и к мужскому и к женскому имени. Так как сокращенное имя ЖЕЯ не указывает нам, о ком идет речь.
— А женское – Евгения.
— Какие имена “двойные” вы еще можете привести в пример?
ВАЛЯ —> ВАЛЕНТИН, ВАЛЕНТИНА
САША —> АЛЕКСАНДР, АЛЕКСАНДРА
А как вы думаете, есть ли женская пара у мужского имени Федор?
В сказке Корнея Чуковского “Федорино горе” героиню зовут Федора.
Сейчас это имя редкое.
А сейчас объявляется конкурс скороговорок, в которых присутствуют мужские и женские имена.
Как вы думаете, кого называют тезками? Людей, у которых одинаковые имена. Прочитайте про тезок в отрывке из стихотворения Зинаиды Александровой “Восемь Тань”.
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду Таня, Таня, Таня!
Если скажут: “Таня, встань!”
Сразу встанут восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Как же можно различить этих девочек? По фамилиям.
А в нашем классе есть тезки?
5. Каждый человек при рождении получает не только имя, но и фамилию, которую носят все члены его семьи. Однако, одинаковые фамилии бывают не только у родственников. Как называют таких людей? (Дети отвечают – однофамильцами).
А каких писателей однофамильцев вы знаете? (Дети отвечают – Лев Толстой и Алексей Толстой)
4. Физкульминутка
А теперь у меня для вас есть музыкальные загадки. Мы будем танцевать под музыку и будем угадывать, о каком имени идет речь п в песне
1. А теперь обратите внимание на доску и обратите внимание, почему я написала два этих разных слова по-разному. (На доске: Лев и лев). Приходилось ли вам слышать такое имя? С древности в понимании людей имя было не простым словом, а способом определить характер человека, его судьбу. И если родители называют сына Львом, то они очень хотят, чтобы он обладал качеством царя зверей, был храбрым и сильным.
Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами?
РОМАШКА, ЛАНДЫШ, ГВОЗДИКА, РОЗА, ЛИЛИЯ
2. Подумайте, почему некоторые родители названия цветов использовали как женские имена? Наверно потому, что хотели видеть своих девочек красивыми и нежными.
3. Распределите по соответствующим колонкам фамилии, которые образовались от:
|
|
|
4. Курносов, Мельников, Перепёлкин, Жуков, Белоголовый, Зайцев, Виноградов, Мышкин, Кузнецов, Беспалов, Токарев, Усатов, Водовозов, Цветков, Дроздов, Носов, Широков.
5. Представим себе такую ситуацию: 2 человека являются тезками и к тому же, однофамильцами. Как же их тогда можно различить?
Правильно, по отчеству. Это слово означает “имя по отцу”. Когда вы повзрослеете, к вам будут обращаться по имени-отчеству. Скажите вслух, а как вас будут называть? (Дети по очереди называют вслух свое имя и отчество).
6. Назовите имена и отчества ваших родителей, бабушек или дедушек. (Дети также по очереди называют имена и отчества своих бабушек и дедушек).
7. А вы читали былины о богатыре Илье Муромце?
А как вы думаете, Муромец – это фамилия или отчество? Давайте вспомним слова былины:
В чистом поле пыль поднимается,
Илья Муромец, сын Иванович,
Ко гнезду Соловьеву приближается…
Как же звать героя по имени-отчеству? Илья Иванович. А фамилия Муромец произошла от названия города, откуда он был родом. Илья Муромец из города Мурома.
8. И в нашем Осинском районе существуют названия фамилий, которые произошли от названий деревень и сел.
с. Крылово —> Крыловы
с. Богомягково —> Богомяковы
с. Козлово —> Козловы
с. Мазунино —> Мазунины
с. Петухово —> Петуховы
с. Драчево —> Драчевы
9. Давайте произнесем чистоговорку, в которой присутствует интересное и достаточно редкое русское имя.
Не жалела мама мыла,
Мама Милу мылом мыла.
Мила мыло не любила,
Миле в глаз попало мыло.
5. Рефлексия.
Дети должны ответить на вопрос: Что нового они сегодня узнали на занятии? Что им понравилось и что запомнилось?
Некоторые высказывания детей:
Виталий: “Мне понравился конкурс скороговорок”.
Денис: “Я впервые узнал, что означает мое имя”.
Марина: “У меня красивое имя, созвучно с морем, потому что я – Марина”.
Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
Вера Пермякова
Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии»
Что значат наши имена.
О происхождении фамилий.
Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое отличает его от других людей; рассказать о том, как на Руси давали имена и что они означали. Формировать у детей представление о происхождении фамилий, Закреплять знание своего отчества; имен и отчеств родителей. Расширять и закреплять представление о родственных взаимоотношениях.Вызвать у ребят интерес к этой теме и желание правильно обращаться к людям: объяснить, что к человеку можно обращаться по имени, имени и отчеству или по фамилии.
Развивать любознательность, умение анализировать и делать самостоятельные выводы, воспитывать интерес к прошлому.
Книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;иллюстрации из книги: персонажи сказки;
картинки на темы: «Моя семья», «Древние поселения», портрет А. С. Пушкина.
В качестве домашнего задания предложить детям уточнить полное имя своих родных – дедушки, бабушки, отца и матери.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Время года, месяц, день недели.
-Ребята, садитесь поудобнее, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся. (Ответы детей.)
-Несмотря на то, что у нас много общего, все-таки у каждого из нас есть что-то такое, что нельзя увидеть, но что отличает его от других. Догадались, что это? Это имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как, например, Добрыня (делающий добро, Любомир (любящий мир, людей, Людмила (людям милая, Надежда, Вера, Любовь – все это древнерусские имена. И сейчас каждое имя что-то означает. Например, мальчика назвали Виктор – это значит Победитель, а имя девочки София значит Мудрая.
-По имениможно немало узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик, молодой человек или пожилой. У человека еще есть отчество и фамилия.
Воспитатель спрашивает у детей, как зовут их родителей, бабушку, дедушку, как будут звать их самих, когда они будут взрослыми.
-К человеку можно обращаться по имени и на «ты» (к сверстнику, брату, сестре) или по имени и отчеству и на «Вы» (к старшим людям). Называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей – невежливо. Именно поэтому всегда помнят имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, имена друзей и не ленятся приветливо называть их, здороваясь, прощаясь или обращаясь с просьбой.
-А вы хорошо знаете имена своих друзей? Как вы обращаетесь к ним? (Предлагает детям разные варианты обращения по имени: Лена, Леночка, Елена; Игорь, Игорек; Таня, Танечка, Танюша, Татьяна.)
Игра «Обратись по имени».
1)-Лена, тебе тяжело застегнуть пуговицу? Попроси Игоря помочь. Как ты это сделаешь? Как ответит Игорь?
2)-Таня, у тебя нет зеленого карандаша, а у Вити есть. Попроси у него. Как ты это сделаешь? Что ответит тебе Витя?
3)-У Маши в руках кукла. Свете очень хочется поиграть с ней. Света, обратись к Маше, попроси куклу. Как ответит Маша?
-Молодцы, ребята, вежливо, ласково и по имени обращаетесь к сверстникам.
Упражнение на дыхание.
-Устали? Восстановим дыхание.
Дифференциация ротового и носового дыхания: а) вдох и выдох через нос; б) вдох и выдох через рот; в) вдох через нос, выдох через рот; г) вдох через рот, выдох через нос.
-Это книга замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова «Приключения Незнайки и его друзей». У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Незнайка, Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, доктор Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?
-А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. Это – стихи, которые сочинил Незнайка о своих друзьях.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
У Авоськи под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
-Понравились вам стихи? Если не понравились, то почему? А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки? Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно.
-Итак, родители, выбирая имя сыну или дочке, стараются, чтобы оно было красивым и означало то, каким они хотели бы видеть своего ребенка, ведь каждое имя и сегодня что-то обозначает.
Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
-У наших пальчиков тоже есть имена.
5 пальцев на руке своей
Назвать ты правильно сумей.
Этот пальчик боковой, (су-джок,
Называется большой. массировать
Этот пальчик – указчик старательный, пружиной
И называется он указательный. называемый
Этот пальчик как раз посередине, палец)
Совсем как в семье – братец младший, любимчик,
По счету он пятый, зовется мизинчик.
-Ребята, сейчас я задам вам очень интересный, но довольно трудный вопрос. Сумеете ответить? Кто знает свою фамилию? Назовите. Трудный вопрос? Нет? Тогда слушайте следующий. Откуда взялись фамилии? От папы и мамы. Это, конечно, правильно. Очень часто в одной семье у всех ее членов – у мамы, папы, детей – одинаковая фамилия. Ну а у мамы и у папы откуда взялась фамилия? А у дедушки и у бабушки откуда? Тоже от их родителей. А вообще – у всех людей?
-Ведь нет же такого человека, у которого не было бы фамилии. У всех она есть. Трудный вопрос? Трудный, но постараемся найти на него ответ. Давным-давно, когда на Земле людей еще было не очень много и жили они племенами или небольшими селениями, им достаточно было иметь имена, чтобы различать друг друга. Посмотрите на эту картинку. Вот здесь живет Иван, а здесь Данило, а вот в этом домике на горе – Марья. А если окажется, что в деревне живут два Ивана? Тогда про одного скажут, что это Иван – сын Никиты (Никитин, а тот Иван – Иванов сын.
-Со временем людей стало больше, да и поселения их разрастались. Труднее стало различать людей. Думали… и придумали фамилии. Сначала их давали только знатным богатым людям. А потом уже появились фамилии у всех. Но где взять столько фамилий? Вот и стали придумывать их по имени отца или по месту жительства, или по профессии,которой занимался человек: Иван Иванов, Иван Никитин, Марья Нагорная, Дарья Рукодельная (обращает внимание на картину). Фамилия переходила от отца к сыну, от сына к его сыну. Уже сын мог жить в другом месте и не заниматься делом отца, но фамилия у него оставалась. Давайте попробуем определить, кем были ваши предки (предки – это те, кто жили очень давно и от которых идет ваш род). Леша, как твоя фамилия? (Кузнецов). Дети, как вы думаете, кем были его предки? Наверное, был в роду кузнец. Это очень интересно. Леша, а кем работает твой папа? Он программист, работает на компьютере. Вот видите, папа Леши не кузнец, но фамилия к нему пришла от далекого родственника, который прославился кузнечным мастерством. А компьютеров тогда еще не было. (Очень хорошо на примере еще какой-то фамилии, ясной детям по семантике, рассмотреть ее происхождение: Трифонова, Данилов.)
-Расскажем, как называются наши руки.
Это левая рука, это правая рука.
Слева – тихая дубрава, справа – быстрая река.
Повернулась я,и вот стало все наоборот:
Справа – тихая дубрава, слева – быстрая река.
Неужели стала правой моя левая рука?
-Посмотрите на портрет. Кто узнал этого человека? Это наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. От кого к нему пришла такая фамилия? А был у него прадед, звали его Григорий, и голос у него был очень громкий. За такой голос прозвали его «Пушкой». Вот и появилась фамилия – Пушкин.
-Не всегда происхождение фамилии легко разгадать. Есть ученые, которые специально занимаются тем, что разгадывают происхождение фамилий. Наука эта очень интересная, называется она ономастика. Может быть, когда вы станете взрослыми, кто-то из вас захочет заниматься этой интересной наукой. И, конечно, тогда вы всё узнаете о фамилии своего рода. И будете очень ею гордиться.
Можно дать детям задание: узнать, что означает его имя.
«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Наши ушки-подслушки» Цели: формировать элементарные представление детей об органах слуха, их функции; показать детям, какую роль играет слух в жизни человека;.
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Книги-наши друзья.» Конспект НООД по познавательному развитию «Книги – наши друзья» Дата проведения: 20.04.2017 Педагог: Ефимова Марина Александровна – воспитатель.
Конспект НОД по познавательному развитию «Деревья наши друзья» Вид занятия: тематически-экскурсионное. Формы образовательной деятельности: исследование, экспериментирование Цель занятия: Сформировать.
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Викторина «Что? Где? Когда?» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №24 «Берёзка» Старооскольского городского округа.
Конспект открытого занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе «Что? Где? Когда?» Цель: обобщение знаний детей по сказкам.
Конспект занятия по познавательному развитию в группе второго раннего возраста «Что за форма?» Виды детской деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная. Цели: Формировать умение детей различать и называть знакомые.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Наши помощники» Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира. Задачи: Образовательные: закрепить.
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Птицы — наши друзья» Программное содержание: Формирование обобщённых представлений 0 группах птиц: декоративных, домашних, зимующих, перелётных, умение выделять.
Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Цель: помочь детям в познании своего имени. Закрепить с детьми право на имя и историей.