как объяснить ребенку что такое гром и молния для детей
ПАПА СЕГОДНЯ
все актуальное для отцов и всей семьи
Папина шапргалка: “откуда берутся молнии?”
Продолжаем писать «папины шпаргалки» — статьи, помогающие молодым отцам объяснить своим чадам устройство мира на их языке. Наша первая статья была посвящена осенним листьям, что, конечно, интересно, но не так завораживает воображение ребенка, как гром и молния. Сочетание яркого света и громкого звука обязательно привлечет его внимание и породит множество вопросов. Ответить на них поможет эта статья.
Итак, ваш ребенок спрашивает:
Откуда берется молния?
Высоко в облаках летают маленькие частички дождика и снега. Когда они сталкиваются друг с другом, то между ними возникает электричество — такое, какое получается когда одежда «бьется током», если ее быстро снять. Если посмотреть в темноте, то когда ты снимаешь наэлектризованную одежду, то можно увидеть голубые искорки. Это происходит и в облаках, только в них электричества куда больше, потому что столкновений частичек очень много и вместо маленькой искорки возникает большой разряд — это и есть молния. Большинство молний возникают внутри самих облаков и мы их не видим. Иногда особенно сильные выспышки просачиваются наружу облака — и тогда мы видим их на небе.
А откуда берется гром?
Когда молния бъет в землю, то кажется, что она возникает сразу, но на самом деле она движется к земле очень-очень быстро — со скоростью около ста километров в секунду. Машина может ехать со скоростью сто километров в час, поэтому сам можешь представить, насколько молния быстрее машины. И когда молния несется с такой скоростью через воздух, то нагревает его очень сильно, потому что молния жарче солнца. И когда воздух становится таким горячим так быстро, то он взрывается — звук этого взрыва мы и называем «гром».
Почему гром звучит не сразу, когда мы видим молнию?
Потому что гром — это звук, а звук — медленный парень. Молния такая яркая, что ты ее можешь видеть, когда она далеко-далеко. И пока звук дойдет до тебя из такого далека, то молния уже давно исчезнет.
А почему бывает, что мы видим молнию, но грома нет?
Потому что гром — это звук, а звук не только медленный, но он еще не может путешествовать на очень далекие расстояния. Если ты видишь молнию, а звука все нет — значит молния была так далеко, что гром просто не смог до тебя дойти. Те люди, которые были ближе к молнии, слышали гром от нее.
А молния может быть опасной для человека?
Да, конечно! Во время грозы лучше не гулять по улице, ведь молнии могут попасть и в дерево, рядом с которым ты стоишь, и в тебя тоже. Поэтому лучше всего спрятаться дома. Молния не может разрушить дом, потому что сейчас везде стоят специальные устройства — молниеотводы, которые берут электричество молнии и уводят в землю, туда, где оно не может никому навредить.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Гроза»
Татьяна Симонова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Гроза»
Тема: «ГРОЗА»
Цель: Знакомить детей с правилами поведения во время грозы.
Активизировать словарь детей.
Ключевые слова: гроза, гром, молния, потемнело небо, тучи, тишина, жарко, сильный, порывистый ветер.
Схема занятия. Просмотр презентации, беседа с детьми по ее содержанию; чтение стихов, отгадывание загадок; беседа с детьми о признаках приближающейся грозы и о правилах поведения во время грозы.
Ход занятия
Вос-ль: Ребята скажите, пожалуйста, какие явления природы вы знаете?
Ребята послушайте стихотворение
Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто «Гроза»
Начинается гроза,
Потемнело в полдень,
Полетел песок в глаза,
В небе – вспышки молний.
Ветер треплет цветники
В дом ворвались сквозняки,
Сегодня я расскажу вам о таком природном явлении как гроза.
Ребята, а кто мне может сказать какое сейчас время года?
А как называется месяц весны?
А вы знаете, что в МАЕ бывают первые грозы?
Но большее число гроз бывает во вторую половину лета, причем после полудня, когда поверхность земли наиболее нагрета.
Гроза является самым ярким летним явлением природы.
Летние ливни часто сопровождаются грозами. Такие ливни называются грозовыми. Гроза наступает обычно внезапно. Посреди белого дня небо вдруг становится темным, словно его заволокло дымом, тучи делаются лохматыми, низкими. Температура воздуха повышается, воздух становится душным и влажным, начинается сильный, порывистый ветер.
И вот черное небо словно пронизывает лилово-белая стрела. Отгадайте загадки.
Грохочет без рук, горит без огня.
Меня никто не видит, но всякий слышит.
А спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит
Это молния и гроза. Потом раздаются грозные тяжелые раскаты грома. Но ливня еще нет! Только ослепительные вспышки молний говорят о его приближении.
Что же такое молния?
Молния – это электрический разряд, который происходит между сближающимися облаками.
Видели ли вы молнию?
Расскажите, как она выглядит, какого цвета?
Гром – это звук от разряда.
Гром безопасен, он говорит нам о том, что молния уже миновала.
Значит, сначала сверкает молния, а потом гремит гром!
По форме и структуре различают молнии линейные, плоские и шаровые. Линейные молнии имеют причудливо – изогнутые формы.
Кроме обычной молнии в природе существуют еще шаровая. Она представляет собой огненный шар, который может залететь в окно, в дверь. Шаровые молнии очень опасны! Они бывают только при сильных грозах и чаще вблизи водоемов.
После дождя и грома летом очень часто можно видеть радугу, которая возникает в той стороне, куда ушел дождь. Радуга переливается 7 цветами.
Какая бывает опасность во время грозы?
Гроза опасна сильными разрядами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загоранием, гибель животных и людей. Электрические провода от ударов молний могут плавится, тоже может происходить с камнями, песком, кирпичом. Чаще молнии ударяют в предметы, возвышающиеся среди других. В городе, деревне – это башни, высокие здания, трубы и т. д. На них для защиты от молний ставят громоотводы.
В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена. Опасны молнии для кораблей и самолетов.
Ребята, а вы знаете, как нужно себя вести во время грозы, если вы оказались в лесу, в поле, возле реки или в дороге, а также дома?
Закрыть окна и двери и не допускать сквозняков.
Выключить телевизор и вытащить антенну.
Нельзя пользоваться телефоном с проводами.
В деревне, нельзя подходить близко к топящейся печке, так как горячий дым проводит электричество.
Нельзя пускать воздушного змея.
Безопасно оставаться в машине и в автобусе, но надо закрыть окна.
Если гроза застала в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить.
Нельзя бежать по полю.
Нельзя прятаться от грозы под высокими, раскидистыми деревьями.
В лесу укрываться во время грозы лучше под кустами, невысокими деревьями.
Во время грозы нельзя купаться в реке.
Находиться с крупными металлическими предметами (гараж).
Ребята кто мне может сказать, о чем вы сегодня узнали на занятии?
Когда чаще бывает гроза, в какое время года?
По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?
Что бывает вначале – молния или гром?
Знаете ли вы правила поведения во время грозы в лесу? В поле? В Городе?
Белая К. Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников». – М. : Просвещение, 1998. – 96 с.
Шорыгина Т. А. «Беседы о природных явлениях и объектах». – М. : ТЦ Сфера, 2011.- 96 с.
Про грозу детям
Часто весной и летом бывают грозы — красивое, но опасное явление природы. Дети боятся грозы, их пугает вспышка молний и грохот грома. Им интересно узнать, что такое гроза, какие бывают молнии, почему сначала мы видим молнию, а потом слышим гром.
Чтобы гроза не казалась такой страшной, расскажите о ней подробнее. Знакомое явление уже не так пугает. Объясните детям, как нужно себя вести во время грозы, о мерах безопасности. Прочитайте стихи о грозе, отгадайте загадки, чтобы это явление природы стало более понятным.
Рассказываем детям про грозу
Дети должны иметь элементарные знания о природных явлениях, с которыми мы сталкиваемся часто: дождь, гроза, радуга, солнце, ветер, листопад.
В теплое время года часто бывают грозы, которые сопровождаются молниями.
Гроза — красивое, но очень опасное явление природы. Раньше люди не могли объяснить природу грозы. Они считали, что боги гневаются на людей и посылают »огненные стрелы » на землю.
Сейчас людям известно, что гроза — физическое явление. Возникают они от того, что в одном месте воздух сильно нагревается, в другом — сильно охлаждается. И там, где встречается теплый и влажный воздух с сухим и холодным, образуется грозовая туча. В них возникают электрические разряды — молнии.
Ученые М. В. Ломоносов и Г. В. Рихман доказали электрическую природу грозы.
Грозы образуются в кучевых дождевых облаках. Во время грозы идет дождь и дует сильный ветер.
Молнии — это электрический разряд, проявляется сильной вспышкой света и сопровождается громом. Длина молнии достигает 1-10 км, а температура внутри ее канала — до 30000 градусов. Она сильно нагревает воздух. Он расширяется и с грохотом преодолевает звуковой барьер. Гремит гром.
Вспышки молнии распространяются со скоростью света. Мы ее видим сразу, а потом слышим грохот грома. За 3 секунды звук преодолевает примерно 1 км. Если гром гремит сразу после вспышки молнии, значит, гроза совсем рядом. А если вспышка молнии опережает гром, то гроза — на расстоянии. Чем дальше гроза, тем дольше не слышно грома. Свет распространяется быстрее, чем звук.
Молнии бывают разные:
Молнии способны намагничивать металлические предметы, менять направление компаса. Часто по этой причине корабли терпели крушение.
В городе есть громоотводы — металлические стержни, по которым молния уходит в землю.
Молнии очень опасны. Если они попадут в человека или животное, то способны привести к смерти.
Ребенок боится грозы. Что делать
Гроза всегда пугает детей. Дети боятся ярких вспышек молнии и грохот грома. Возможно, дети уже слышали, что гроза очень опасна и может нанести вред человеку.
Родители с пониманием должны отнестись к страхам малыша перед грозой, не высмеивать его. Рассказать о грозе простым языком, понятным ребенку.
Что делать, чтобы ребенку не было страшно во время грозы?
Во-первых, нужно обязательно остаться дома, если вы видите, что приближается гроза.
Во-вторых, отвлеките малыша чем-нибудь интересным. Можно поиграть в игры с воздушными шарами, похлопать в ладоши, показать, как гремит гром, постучать крышкой от кастрюли.
Отгадайте загадки с малышом про грозу, прочитайте ему стихотворение, расскажите сказку. Можно вместе сочинить новую сказку про грозу, не страшную.
Не стоит обманывать ребенка, что гроза совсем не опасна.
Как вести себя в грозу
Обычно пугает неизвестное явление. Если ребенок боится грозы, нужно ему рассказать о ней и о том, какие есть меры безопасности. Понаблюдайте, как можно определить приближение грозы.
Признаки приближающейся грозы
Меры безопасности во время грозы
Если гроза застала вас дома
Закрыть все окна и двери
не прикасаться к металлическим предметам, они проводят электрический ток.
Отключить мобильные телефоны.
Если через окно или дверь влетела шаровая молния, не двигайтесь, не трогайте ее руками, сидите спокойно.
Если во время грозы вы оказались на улице:
Постарайтесь войти в какое-то здание — магазин, подъезд дома, не оставайтесь на улице.
Если такой возможности нет, держитесь подальше от высоких деревьев, линий электропередач, остановок. Если вы едите на велосипеде, покиньте его, спрячьтесь.
Если вы в машине, то нужно остановиться, закрыть все окна и оставаться в машине, отключить радио.
Во время грозы нельзя купаться в реке, море. Нужно выйти на берег. Если вы в лодке, старайтесь отплыть к берегу, если не получается, лягте на дно лодки.
Гроза застала вас в лесу — не прячьтесь под одиночными деревьями. Молния всегда ищет ближайшую высокую точку. Нельзя находиться в палатке во время грозы, т. к. молния может ударить в металлическую конструкцию.
Найдите невысокие кусты, деревья и укройтесь на время.
В поле — найти низкое место, лечь, снять все металлические предметы с себя и отключить мобильник.
Об этих важных мерах предосторожности не стоит никогда забывать. И учите своих детей мерам безопасности
Интересные факты о грозе
Гроза — природное явление, при котором образуется электрический разряд.
Что такое молния? Что такое гром?
Электризация, то есть образование сил притяжения электрической природы, всем хорошо знакома из повседневного опыта.
Что вызывает электризацию облаков? Ведь они не трутся друг о друга, как это происходит при образовании электростатического заряда на волосах и на расческе.
Раскаленная среда взрывообразно расширяется и вызывает ударную волну, воспринимаемую как гром.
Мы и сами можем смоделировать молнию, пусть миниатюрную. Опыт следует производить в темном помещении, иначе ничего не будет видно. Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Надуем их и завяжем. Затем, следя, чтобы они не соприкасались, одновременно натрем их шерстяной тряпочкой. Воздух, наполняющий их, электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними минимальный зазор, то от одного к другому через тонкий слой воздуха начнут проскакивать искры, создавая световые вспышки. Одновременно мы услышим слабое потрескивание — миниатюрную копию грома при грозе.
Одна молния состоит обычно из нескольких разрядов, каждый из которых длится всего несколько десятков миллионных долей секунды.
Наиболее часто молния возникает в кучево-дождевых облаках. Молния бывает также при вулканических извержениях, торнадо и пылевых бурях.
Существует несколько видов молний по форме и по направлению разряда. Разряды могут происходить:
Молния между облаком и землей | Горизонтальная молния |
Внутриоблачная молния | Ленточная молния |
Большая часть молний и электрических разрядов (порядка 80%) происходит между грозовыми облаками и внутри грозового облака. Но мощность электрических разрядов между землей и облаками несопоставимо больше, так как намного выше разность потенциалов «между небом и землей».
Молнии могут иметь разветвленный рисунок или представлять собой единый столб (линейные молнии). Они могут быть линейными и разветвленными. Редкой и загадочной малоизученной формой молнии является шаровая молния.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы на тему «Знакомство с опасным явлением-грозой»
Программное содержание
1. Образовательные задачи:
— уточнить представления детей об опасных явлениях природы, дать элементарные научные знания о грозном явлении природы – гроза, расширить представления детей о признаках надвигающейся грозы, громе и молнии; закрепить правила поведения во время грозы;
— продолжать учить составлять творческие рассказы и из личного опыта;
— уточнить представления детей о художественных средствах выразительности;
2. Развивающие задачи:
— развивать познавательный интерес, продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения;
— продолжать развивать речь – рассуждение.
3. Воспитательные задачи:
— воспитывать умение работать в паре.
Материал к НОД:
1. Репродукция картин художников: Шишкина И. И. «Перед грозой», Левитана Я. И. «Лето», Ильясова А. «Перед грозой», Ромашина Н. А. «Перед грозой», Саврасова А. К. «Перед грозой», Ковальчук С «Ясный день», Ладыгина О. «Солнечный день».
2. Две коробочки красного и жёлтого цвета.
3. Десять карточек с названиями явлений природы.
4. Листочки, фломастеры.
5. Пластиковые бутылки 0,5 по количеству детей.
6. Мелкий бисер, кусочки льда.
7. Воздушные шарики по количеству детей.
8. Шерстяные тряпочки или шарфы.
Ход НОД:
— Ребята, мне очень хочется поделиться с Вами одной новостью. Подойдите ко мне, пожалуйста. (Дети подходят к воспитателю)
— Вы знаете, что такое Интернет? (ответы детей)
Интернет – это самый массовый источник информации, средство общения, источник развлечений… Так вот, по Интернету я дома получила послание от Вовки из тридевятого царства, тридевятого государства. Хотите его послушать? (ответы детей)
— Давайте пройдем к компьютеру. (Дети садятся на стулья, воспитатель включает звуковое письмо): «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что Вы очень умные, любите читать познавательные книжки, проводить разные опыты, экспериментировать. Василиса Премудрая задала мне 2 очень трудных вопроса. А я не знаю, как на них ответить. Помогите мне, пожалуйста».
— Ребята, поможем Вовке?
— Первый вопрос (читает): на карточках написаны названия явлений природы. Какие из этих явлений опасные, а какие безопасные для человека? Послушайте, что нужно сделать: прочитайте название природного явления, если Вы считаете, что оно опасное для человека, положите карточку в красную коробочку, а если оно безопасное – в жёлтую коробку. (Самостоятельная работа детей в паре – каждая пара работает с одной карточкой. Карточки: роса, гром, солнце, гроза, радуга, смерч, дождь, буря, облако, молния).
— Давайте проверим, правильно ли Вы ответили на первый вопрос.
Воспитатель достает карточки из красной коробочки и читает, потом из жёлтой. Дети оценивают правильность выполнения задания.
— На первый вопрос ответили правильно. А какой второй вопрос? (читает) Расскажите всё, что Вы знаете о грозе (ответы детей).
— Гроза – это бурное ненастье с дождём, громом и молнией. А можно ли предвидеть приближение грозы? (Ответы детей)
— Посмотрите на картины художников. На каких из них изображена природа перед грозой? Как Вы догадались? (рассказы детей, обобщение воспитателя: «На горизонте можно заметить скопление облаков. Они быстро надвигаются и вскоре занимают всё небо, которое начинает по особенному меняться. Затем сверху из надвигающейся тучи сверкает молния, раздаются оглушительные раскаты грома»)
— А хотите посмотреть, как меняется предгрозовое небо? (показ слайдов с 1-6)
— Отгадайте загадку: «Раскаленная стрела дуб свалила у села»? (молния).
— Что такое молния? (Ответы детей). Вы её видели? Нарисуйте на листочке линиями, какая она была (работа с фломастерами).
— Оказывается, молнии бывают разные. Хотите на них посмотреть? (Показ слайда 7).
— Чем отличаются эти молнии? (Ответы детей)
1. Линейная молния, которая имеет вид разветвляющей линии.
2. Жемчужная молния – редкое и красивое явление. Имеет вид светящихся шариков, напоминает собой жемчуг нанизанный на нитку.
– Внимательно наблюдая за грозами, можно заметить, что молнии бывают различного цвета (показ слайда 8). По цвету молнии можно судить о свойствах окружающего воздуха: вспышка красного цвета – в облаке дождь, голубого – град, желтого – пыль. Белый цвет говорит о том, что воздух очень сухой.
– Молния – это не просто вспышка света, а ещё электрический разряд большой мощности. Представим себе, что это пластиковая бутылка – грозовое облако. Возьмите себе такое облачко. (Дети берут пластиковую бутылку и свободно встают около воспитателя).
– Внутри этого облака находятся капельки воды, пылевые частицы и кусочки льда. Ветер двигает облака и внутри всё движется, перемещается с большой скоростью вверх и вниз. (Дети перемещаются по группе, взбалтывая содержимое емкости, наблюдают за перемещением содержимого в бутылке).
– Все предметы, которые находятся в облаке, отталкиваясь и разбиваясь, наращивают напряжение электрического поля. И когда его напряжение достигает определенной силы, происходит разряд – сверкает молния.
(Воспитатель приглашает всех собраться в одно большое облако).
– Мы и сами можем смоделировать маленькую молнию. Хотите? Опыт следует проводить в темном помещении, иначе ничего не будет видно. Давайте пройдем в приемную. (Выходят в раздевалку, окно завешено одеялами).
– Нам потребуется два продолговатых воздушных шарика. Одновременно натрем их об шерстяную кофточку (шарф, тряпочку). (Показ воспитателем). Воздух, наполняющий шары электризуется. Если шарики сблизить, оставив между ними небольшой зазор, то от одного к другому начнут проскакивать искры и услышим слабое потрескивание – маленькую копию грома при грозе. (Показ).
(Дети экспериментируют в паре. Делятся своими впечатлениями).
— Давайте снова пройдем к компьютеру.
— А что такое гром? (Треск разрядов). Одинаковый ли он бывает? (Ответы детей.) Хотите послушать раскаты грома? (Показ слайдов с 9-11)
— Опасен ли гром для человека? (Гром безопасен, он вестник того, что молния миновала).
— Очень часто гроза сопровождается страшными явлениями природы (Показ слайдов с 12-15).
— Как Вы думаете, какую опасность они несут людям? (Ответы детей).
— Много неприятностей оставляют за собой эти страшные явления природы. (Показ слайдов с 16-21).
— Ну вот гроза прошла. И снова в природе наступает затишье.
— Закройте глаза и представьте картину, как оживает природа. (Звучит музыка: природа после грозы).
— Что Вы представили, поделитесь с нами. (Рассказ детей).
— А вот какими видят затишье фотографы. (Показ слайдов с 22- 25).
И вот как описывают состояние природы после грозы поэты.
(чтение детьми отрывков из стихотворения Пшеничниковой Ядвиги «После грозы»)
Всему есть конец, Как всему есть начало.
Утихла стихия, И солнце блистало.
А туча ворчала,- «Начнём всё с начала»,
И редкими вспышками тьму освещала.
И ветру вернуться назад приказала.
Но вольница – ветер, сильнее на свете,
Свободу любил, и приказ не заметил.
Омытая ливнем, природа дышала,
И нежилась зелень в каплях воды.
Струились потоки горячего пара,
К белому облаку новой грозы
И радуга радостно в небе сияла,
Как знак примирения, света и тьмы.
— Ребята, а Вы знаете правила поведения во время грозы? Хотите проверить себя?
Мультимедийная игра (слайды 26-33).
Пояснения воспитателя: выберите картинку с правильным поведением людей во время грозы. При правильном выборе прозвучат аплодисменты.
— Все ли мы с Вами вспомнили о грозе?
— Думаю, что мы сможем помочь Вовке. Давайте вечером напишем ему письмо с ответами, а я отправлю его по электронной почте.
Список использованных источников и литературы
3. От чего зависит цвет молнии? – Режим доступа: http://class-fizika/narod.ru/pog4/htm
4. Фотоизображения – Режим доступа http://images.yandex.ru
5. Эти удивительные молнии: какие они бывают? – Режим доступа: http://ecos./org.ya/?p=184
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух и его свойства» Интеграция областей: физическая культура, развитие речи, формирование целой картины мира. Цель: Сформировать знания детей о воздухе. Задачи:.
Конспект непосредственно образовательной опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с термометром» Целенаправленность Проводимая работа по знакомству с термометром охватывает и взаимопроникает в ряд других образовательных областей: “Познание”.
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Знакомство с камнем» Образовательная область: познание Вид деятельности: опытно- экспериментальная деятельность Возрастная группа: 2 младшая группа Тема: «Знакомство.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства магнита» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 Конспект опытно-экспериментальной деятельности на тему.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности для старшей группы «Воздух вокруг нас» Цели и задачи: •Образовательные сформировать представления о свойствах воздуха путем экспериментирования, подвести к пониманию того, что.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы «Секреты кока-колы» Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формировать навыки исследовательской деятельности.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Секреты «Кока-колы» Пояснительная записка Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь. Мы живем в XXI веке и на прилавках магазинов можно.
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Волшебная монета» Задачи: • формирование представления монеты и бумаги в процессе экспериментирования, подвести к пониманию того, что может получиться в процессе.
Серия занятий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми средней группы Цели опытно-экспериментальной деятельности: • Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами физического.