как объяснить ребенку что все люди разные
Конспект занятия «Все люди такие разные»
1. Учить детей различать людей разного возраста и пола, дать представление о ходе развития человека. Подвести детей к пониманию того, что все люди — разные (отличаются не только возрастом и полом, но и характерными особенностями внешности, одежды, обуви, рода занятий).
2. Развивать у ребенка восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям.
3. Формирование первичных гендерных представлений.
4. Закреплять знания о поло-ролевых различиях мальчиков и девочек.
5. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
6. Развивать речь, логическое мышление.
Ход занятия
Воспитатель. Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете, поэтому я хочу пригласить вас на занятие, из которого вы узнаете все о людях.
На экране появляются изображения разных людей: дети разного возраста, разные взрослые (у всех разные по длине и окраске волосы, разные по цвету глаза, разной национальности, в разной одежде)
. Кого мы видим на этих картинках? Как можно, всех, назвать одним словом? (Ответы детей.) Да, это люди. А почему нас всех называют одинаково — «люди»? Чем все люди похожи? Что у нас общего? (Ответы детей: люди имеют голову, ходят на двух ногах, имеют две руки) А что умеют делать люди? (разговаривать, играть, ходить на работу, в школу, детский сад; люди питаются, носят одежду, умеют писать, читать, поют песни и т. п.)
Воспитатель. Ребята, а люди все одинаковые?
Воспитатель. Ну,как же не одинаковые: у нас у всех 2 руки, есть голова, по два уха.
Дети. Все люди отличаются друг от друга.
Воспитатель. Интересно, чем? Да, правильно ребята, все люди различаются: люди бывают разного пола (мальчик и девочка, мужчина и женщина, разного возраста (молодые и старые, разной национальности, разной внешности (цвет глаз, волос, одежда). Вывешиваются модели по ходу рассказа воспитателя.
В жизни редко встречаются два абсолютно одинаковых цветка, предмета, даже дома, построенные по одному проекту, отличаются друг от друга. Вот и мы все, хоть и называемся одним словом – люди, в чем-то одинаковы, а в чем-то друг на друга не похожи. А теперь давайте проверим, какие вы внимательные. Возьмите модель и по ней расскажите о себе. (модели: глаза, волосы, нос, одежда)
А сейчас мы поиграем в игру «Загадаю, отгадайте»
Он маленький ребенок,
Любит она очень в куклы играть,
Песенки петь, на скакалке скакать,
Яркие бантики в косы вплетать,
В платьях нарядных кружить, танцевать,
Вы угадали, что за припевочка?
Правильно, дети, это же (девочка).
Короткая челка, вихор на макушке,
Нет у него закадычной подружки,
Нет и нарядов, футболка и брюки
В этой одежде не знает он скуки.
Любит в машины он поиграть,
Любит побегать и поскакать.
Вы угадали, кто этот зайчик?
Правильно, дети, это же (мальчик).
Был он, когда-то, мальчишка простой,
Теперь не ребенок, но не седой.
В строгом костюме ходит порой,
С работы усталый идет он домой.
Родные детишки зовут его «тятя»
Для окружающих он просто («дядя»).
Красива, стройна, величава она,
И не старушка, а молода.
Губы накрасит, подкрасит глаза
На каблучках пробежит иногда
С красивой прической, в модной одежде
Каждый раз выглядит лучше, чем прежде
И не подумайте, что это мама,
Это чужая прохожая (дама).
Нежная улыбка, добрые глаза
Много лет на свете живет уже она
Голова седая и болит спина
Сколько потрудилась за всю жизнь она
Ах, какая ладушка, наша с вами (бабушка).
Поредели волосы, седая борода
Был когда-то маленьким, но прошли года
То, что есть морщинки, это не беда
У него поверьте, молода душа
Быстренько, ребята, дайте мне ответ,
Кто он этот старый, добрый (дед).
Воспитатель. Ребята, представьте, если бы все люди были одинаковыми. Что бы произошло? (дети не смогли бы различать своих родителей, дедушек и бабушек, а родители не смогли бы узнать своих детей).
Игра «Расскажи о себе»
Ребята, давайте, передавая эту горящую свечу, расскажем, что мы любим больше всего.
Горит дрожащая свеча
Не дунь на пламя сгоряча
А ты волшебный огонек
О чем бы нам поведать мог.
Все дети встают в круг, под музыку передают свечу друг другу; ребенок, у которого в руках оказывается свеча должен что-то рассказать о себе.Например: «Я люблю рисовать», «Я люблю танцевать», и т. п.
А давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Раньше, позже»
(Как, вы, думаете, кем был дедушка раньше, а какая картинка говорит о начале жизни, а кем станет дошкольник – школьником, а кем станет мужчина, кем будет девочка, а кем была бабушка)
Молодцы, ребята. А хотите со мной еще поиграть в игру, которая называется «Подбери правильно» (предметы, необходимые младенцу, дошкольнику и др.) У меня есть интересный сундучок, а что в нем,мы сейчас узнаем:
Вот раздался негромкий щелчок,
Это открылся волшебный сундучок
Мы в него сейчас заглянем
Что в нем есть, сейчас узнаем.
В вашей группе много детей. А дети — это кто?
Дети. Это маленькие люди.
Воспитатель. Все вы — мальчики и девочки — тоже люди, только пока еще маленькие. А кого же в нашей группе больше — мальчиков или девочек? (Ответы детей.) А теперь поиграем, только перед игрой послушаем песню «Из чего же…» и узнаем, что любят девочки, а что мальчики.
Игра «Что нужно мальчикам, а что — девочкам?»
На столе лежат различные предметы. По сигналу девочки и мальчики должны выбрать предметы, которыми они пользуются чаще, чем дети противоположного пола, и разложить их на два стола, условно обозначенные моделями «мальчик», «девочка». (Дети рассказывают почему они выбрали эти предметы)
Воспитатель. Скажите, ребята, а чем отличаются дети от взрослых? (Дети играют, ходят в детский сад или школу, гуляют, занимаются на занятиях, а взрослые ходят на работу, зарабатывают деньги, ухаживают за детьми, мама готовит, папа ремонтирует в доме и т. п.) Да, дети
очень любят играть. Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Найди пару» Детям раздаются цветные ленточки. Под музыку дети свободно двигаются по группе. По окончании музыки нужно мальчику и девочке встать в пару, ориентируясь на одинаковый цвет ленточек.
Воспитатель. Ребята проходите в нашу художественную студию. Я предлагаю вам сделать коллаж «Такие разные люди», вспомните, чем отличаются людидруг от друга и дорисуйте силуэт человека: глаза, волосы, одежду.
Ребята, вам, понравилось наше занятие… Мне тоже очень понравилось с вами заниматься и на память я хочу вам подарить этот коллаж, который будет висеть у вас в группе и напоминать о нашем занятии. (Детям вручаются небольшие сувениры: мальчикам – машины, девочкам – куклы)
Дидактическая игра «Мой шкафчик» Здравствуйте! Предлагаю Вашему вниманию настольную игру. Данная игра предназначена для детей младшего и среднего дошкольного возраста для.
Консультация «Почему все дети разные…»
ОЛЬГА ВАРАКСИНА
Консультация «Почему все дети разные…»
Консультация «Почему все дети разные. «
Очень часто родителей мучает один и тот же вопрос: почему дети разные? Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только закроется дверь за мамой или папой? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт с воспитателем, долго не могут освоиться в группе, а другие с первых дней чувствуют себя, «как рыба в воде»? Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания, защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых – послушный ребенок. Но не к каждому малышу подходит этот эпитет. Драчун и «паинька», «сорви голова» и робкий, боязливый, неумелый, требующий постоянной опеки и вполне самостоятельный – вот какие они разные, наши малыши!
Отчего же зависят индивидуальные особенности детей? В этом важно разобраться! Многое, безусловно, решает воспитание. Ребёнок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребёнка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Вследствие этого дети очень рано начинают проявлять себя как шустрые или медлительные, энергичные или вялые, более или менее эмоциональные. Один ребёнок бурно выражает свои чувства: будучи недоволен, громко плачет и столь же ярко выражает радость, заливаясь смехом, приходя в восторг. Другой при подобных же обстоятельствах лишь тихонько хнычет или добродушно улыбается.
Тип высшей нервной деятельности очень устойчив и мало поддается изменениям. Однако надо иметь в виду, что ярко выраженные представители того или иного типа нервной системы встречаются среди детей реже, чем так называемые «переходные». Другими словами, ребёнок может проявлять в своем поведении особенности, свойственные как одному, так и другому типу.
Случается также, что истинный тип высшей нервной деятельности как бы маскируется под влиянием условий жизни и воспитания. Например, возможно, что ребенок от природы быстрый, подвижный, а его флегматичная мама не дает возможности активно двигаться. Постепенно он становится малоподвижным, флегматичным.
Чрезмерная строгость в отношении к ребёнку, злоупотребление наказаниями, постоянные запреты также могут привести к маскировке типа высшей нервной деятельности, при которой ребенок с сильными нервными процессами, подвижный может стать робким, тихим, малоактивным. Однако в первые годы жизни типологические особенности проявляются наиболее отчётливо.
«Уравновешенный ребёнок»
Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, чаще всего настроены бодро, плачут изредка и не без существенной (с их «точки зрения») причины, а при ее устранении быстро успокаиваются. У них преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубок и продолжителен. Такой ребенок легко вступает в контакт со взрослыми, детьми, не боится новых людей, что благоприятствует формированию общительности. Однако, если родители, добиваясь послушания, будут запугивать малыша, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
«Шустрики»
У таких детей процесс возбуждения сильнее, чем процесс торможения (условно назовём их легковозбудимыми). Особенностью их физического развития на первом году жизни является неравномерное увеличение веса по месяцам – то в пределах нормы, то ниже ее.
При приближении времени кормления такие младенцы обычно проявляют большую нетерпеливость: громко и продолжительно плачут. Приняв небольшое количество пищи и утолив голод, может тут же уснуть.
Сон таких детей неглубокий, чуткий. Малейший разговор, даже шорохи в комнате, где спит ребенок, могут разбудить его.
У таких детей обычно легко формируется общительность. Они быстро вступают в контакт с незнакомыми детьми, но нередко являются и зачинщиками конфликтов, так как им труднее, чем другим детям, сдерживать свои желания и побуждения. Понравилась лопатка, которую держит в руках сосед, тут же тянет ее к себе; на бегу толкает кого-то. Он и не хотел этого, но его вечная неугомонность делает его «без вины виноватым».
Воспитывая таких маленьких непосед, надо особые усилия направлять на развитие у них выдержки, положительных взаимоотношений с детьми и взрослыми, интереса к занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Этого можно добиться своей эмоциональностью, искренней заинтересованностью, одобрением самых небольших успехов малыша.
«Мямлики»
Нервные процессы этих детей характеризуются преобладанием торможения. Они медлительны, невозмутимы, благодаря ровному, (холериков, которые сами привыкли все делать в быстром темпе, могут раздражать своей медлительностью. Ребенку надо помочь преодолеть присущую ему инертность, а не сердиться за медлительность.
Дети этого типа нередко имеют вес, превышающий средние нормы, хороший устойчивый аппетит. Едят медленно, обстоятельно. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Заметив это, взрослые должны чаще побуждать малыша к разнообразной деятельности, к проявлению самостоятельности. Не следует делать за ребенка то, что он может выполнить сам, хотя и не так быстро, как этого хотелось бы взрослым. Проявите чуточку терпения! Ребенка порадует и подбодрит похвала взрослого, одобрение пусть самых малых его успехов.
Возможно, некоторым взрослым нравятся медлительность и невозмутимость ребенка, и они не стараются преодолеть его инертность. Ведь такой ребенок не доставляет много хлопот, в общем-то, это удобно! Но следует в таком случае подумать и о его будущем. Пройдет время, малыш подрастет и станет школьником. Его медлительность может мешать ему в учении, а неловкость и нерасторопность в играх сделают его предметом насмешек сверстников.
«Впечатлительные дети»
Эти дети требуют особого ухода, потому что их тип нервной системы условно называют слабым. Эти дети очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на настроение окружающих, а их собственное настроение отличается неустойчивостью. Самые малозаметные причины могут огорчать их и вызывать плач. Если такого ребенка ничто не беспокоит, он приветлив. Радость выражает улыбкой или тихим смехом, а будучи недоволен чем-то, хнычет, стараясь привлечь внимание взрослых.
Это деликатные дети, не требовательные, но остро переживающие малейшие обиды. Они быстрее, чем другие утомляются, что особенно заметно у самых маленьких. Сон их неглубок, потому что для полноценного отдыха им нужно создавать спокойную обстановку, по возможности исключать шумы.
Подрастая, такие дети могут чувствовать себя неуютно в обществе сверстников: то кто-то толкнул его, то сломал песочный пирожок, то взял формочку. Для других детей это может и не иметь значения: толкнули – он отошёл, сделал другой пирожок, взял свою формочку, а нашему малышу – «слабышу» небезразлично, он огорчается и старается уединиться. Такие дети более остро реагируют на все новое: могут пугаться непривычной обстановки, незнакомых взрослых, большого количества других детей. Зачастую именно они трудно и болезненно переносят поступление в ясли или детский сад. К этому событию их нужно готовить особенно тщательно. Задача взрослых – помочь такому ребенку войти в детское общество.
Такого ребёнка не стоит излишне опекать, так как это только изнежит его, сделает неуравновешенным, робким. Подбадривая, поощряя похвалой, надо помогать ему преодолевать боязнь. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, обращается по их заданию к другим детям и взрослым с вопросами и просьбами, приобщается к самостоятельности. Первые успехи окрыляют малыша, он становится все смелее и решительнее.
Период адаптации – тяжёлое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа родителей и воспитателей. Рассказывая воспитателям об интересах, привычках своих детей, о состоянии их здоровья, об уровне развития, о том, как спит ребенок, любит ли он играть, трудиться, родители способствуют развитию открытых и доверительных отношений с педагогами, помогают воспитателю найти индивидуальный подход к ребенку.
В наших общих интересах добиться того, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне лёгкой адаптации и всячески предупреждать и не допускать проявления тяжелой адаптации!
Консультация для родителей «Почему дети хотят иметь собаку» Уважаемые коллеги! Наверняка каждый из вас, воспитывая своих детей, сталкивался с острой необходимостью заведения домашнего питомца. Желание.
Консультация для родителей «Почему дети нас не слышат?» А приходилось ли вам сталкиваться с таким обстоятельством, когда приходится ребёнку повторять несколько раз одно и то же, обращаться с просьбой.
Консультация для родителей «Почему дети не любят читать?» Некогда читающая страна в мире сегодня столкнулась с серьезной проблемой:современные дети не тянутся к книге, не любят читать,не воспринимают.
Консультация для родителей «Почему ребенок не говорит?» Очень часто родители говорят: «Ребенок говорит только «на своем языке»». Многие родители утверждают, что дети активно пользуются жестами.
Консультация для родителей «Такие разные, но любимые дети!» Приветствую вас, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь с вами информацией о том, как помочь родителям эффективно взаимодействовать со своими.
НОД по аппликации в подготовительной группе «Такие разные дети на нашей планете» НОД по продуктивной деятельности (аппликация) в подготовительной группе. Тема: «Такие разные дети на нашей планете» Программное содержание:.
Презентация по ПДД «Почему у людей и машин разные дороги» Презентация по ПДД на тему: «Почему у людей и машин разные дороги». Длительность проекта: краткосрочный (2 недели) Тип проекта: познавательно.
Проект исследовательской деятельности «Почему все яблоки разные» ПРОЕКТ исследовательской деятельности по теме «Почему все яблоки разные?» воспитанницы подготовительной группы МБДОУ детский сад № 17 города.
Проект «Мячи бывают разные». Совместная образовательная деятельность (дети, родители, педагоги) Проект: «Мячи бывают разными» Пояснительная записка: ФГОС дошкольного образования выделяет ряд важных принципов, которым должна соответствовать.
Уроки доброты: как говорить с ребенком об особенных детях
Воспитание гуманных чувств и отношений — процесс сложный и противоречивый. Умение сочувствовать, сорадоваться, сопереживать в возрасте от рождения до школы лишь закладывается. Вместе с тем ребенок дошкольного возраста открыт к такого рода отношениям.
Родителям следует помнить о том, что в своих высказываниях дети бывают слишком строги, даже жестоки по отношению к тем, кто отличается от них внешностью, поведением, внутренним миром. С одной стороны, взрослые должны принимать во внимание детский максимализм. С другой — приучать детей быть более терпимыми друг к другу, воспитывать в них толерантность, то есть терпимость к чужому образу жизни, мировоззрению, обычаям, поведению.
Как воспитать в ребенке толерантность и эмпатию? Для этого желательно использовать практические методы, которые позволяют научить малыша способам действий. Но прежде чем рассказать об этом, я хочу заострить внимание родителей на одном очень важном аспекте.
Любые наши советы и указания детям не приводят к результатам, если мы сами не ведем себя соответственно. Если мы хотим, чтобы наши дочери и сыновья не только на словах, но и на деле терпимо относились к тем, кто отличается от них, мы сами должны проявлять эту терпимость. Невозможно научить ребенка способам такого поведения, если мы не показываем ему пример для подражания, а только говорим, что надо принимать других людей с их особенностями.
Кроме того, нельзя раз и навсегда заложить в ребенке толерантность, если он не принимает сам себя, со всеми своими плюсами и минусами, особенностями и чертами характера. Очень важно, чтобы он был эмпатичен в первую очередь по отношению к самому себе, и чтобы его принимали родители. Только тогда он сможет быть искренним к другим, принимать и понимать их.
Важно создавать условия для проявления нравственных качеств, терпимости и эмпатии, в отношении друг друга и остальных людей. Как это делать?
Отвечайте на прямые вопросы честно
Нередко дети застают нас врасплох вопросами: «А почему этот мальчик едет на коляске?», «Зачем этот ребенок опирается на палку?», «Почему эта девочка не говорит и странно двигается?» Обычно родителей это приводит в замешательство. Нам становится неловко, что эти самые дети, о которых идет речь, и их родители услышали этот вопрос, мы прячем глаза, стараемся перевести тему, бурчим что-то невнятное.
Что можно сказать: «Такое бывает: у человека мог произойти несчастный случай — он упал и повредил какую-то часть тела. Теперь ему необходима помощь для того, чтобы передвигаться. Если его ноги перестали его слушаться, он использует коляску или трость, чтобы иметь возможность передвигаться»; «Когда малыши появляются на свет, они не могут ходить, им приходится со временем учиться делать свои первые шаги. Эта девочка не может научиться ходить так, как ты, потому что так устроен ее организм».
Проявляйте доброту
Очень важно на собственном примере показывать и разъяснять, как можно выражать сочувствие, сопереживание, отзывчивость и доброту к окружающим людям, природе, себе самому. Какие у вас отношения в семье, видит ли ребенок, что мама и папа добры друг к другу? Уважительно ли вы общаетесь с пожилыми родственниками?
Действуйте соответственно возрасту ребенка
Если вашему малышу нет и года, очень важно демонстрировать по отношению к нему любовь и заботу, употреблять ласковые слова, хвалить, обучать способам проявления доброжелательности (улыбаться) и способам сочувствия и внимания (здороваться, прощаться, благодарить за проявленную заботу, пожалеть плачущего). Безусловно, это нужно делать в любом возрасте, но именно в ранний период все это особенно важно.
В период от года до трех ребенок восприимчив к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызывает положительную и отрицательную реакцию мамы или папы. Будьте последовательны и открыты в выражении чувств.
В 4−5 лет у ребенка происходит постепенное осознание нравственных ценностей. Полезно предлагать ему искать ответы на такие вопросы: «Посмотри на этого человека. Как ты думаешь, почему он грустит? Как можно его успокоить?»
Не менее полезным будет и поиск решения таких вербальных логических задач: «Как бы ты поступил, если бы увидел на улице человека, который не умеет ходить или говорить?»
В 6−7 лет детям становятся доступны этические беседы на основе литературных и произведений искусства. Ребенок способен понять, что может испытывать, чувствовать другой человек. Обращайтесь к его собственному опыту: «Помнишь, как ты почувствовал себя белой вороной, когда проявил свою точку зрения? Люди с особенностями могут испытывать нечто подобное. Как можно помочь смягчить их непохожесть на остальных? Как можно сделать так, чтобы они не ощущали эту разницу очень остро?»
Подберите материал
Попробуйте организовывать педагогические ситуации, в которых ребенок будет упражняться в положительном проявлении: читать книги и смотреть фильмы, обсуждая прочитанное и увиденное. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений. Они способны к оценке поступков героев, если те ясно и однозначно выражают свою позицию.
Норма — понятие подвижное, изменчивое, условное. Мы привыкли, что все люди имеют одну голову, две руки, две ноги. Все, что отличается, вызывает у нас удивление, иногда шок, раздражение. Это касается и таких категорий, как красота. В каждом историческом периоде были свои представления о прекрасном. Посмотрите, например, на картину Бориса Кустодиева «Купчиха за чаем» и обратитесь к полотнам других художников, где изображены пышнотелые женщины. Поясните ребенку, что раньше именно они считались самыми красивыми. Спустя какое-то время первыми красавицами стали худые девушки. Так менялись представления о норме.
История знала времена, когда инаковость оказывалась очень опасной. Люди с выдающимися способностями, которые отличались от представлений большинства, в лучшем случае не принимались обществом, порицались, в худшем — сжигались на костре. Одно время считалось, что Земля лежит на спинах слонов, а те стоят на китах. Сейчас кажется смешным, что кто-то так думал, и даже не верится, что за идею о том, что Земля круглая, можно было поплатиться жизнью. Об этом тоже стоит рассказать малышу.
Обратитесь к кино и книгам
Я очень советую всем родителям и людям, работающим с детьми, посмотреть документальный фильм Ольги Арлаускас «Клеймо». Снимавшийся там фотограф Владимир Мишуков говорит следующее: «Изначально есть неверное отношение к человеку. Отношение строится на сугубо внешнем определении. Ребенку, когда он рождается, начинают объяснять, что такое человек: „Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек“. Описание человека для ребенка — голова, две руки, туловище, две ноги. Мне кажется, не с этого надо начинать. И надо быть готовым, что у человека может быть и три руки, и одна рука. И голова как-то по-другому устроена. Начинать нужно говорить с того, что это душа… Сердце, заключенное в определенную оболочку, которая может быть очень разной».
Очень хороший художественный фильм — «Чудо» с Джулией Робертс по книге Ракель Паласио. Картина рассказывает о паре, у которой рождается особенный ребенок.
Существует немало прекрасных детских книг, которые помогают воспитать в малышах терпимость, эмпатию и просто доброту. Я рекомендую следующие произведения: «Что случилось с крокодилом» Марины Москвиной, «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка» Ким Фупс Окесон и Эвы Эриксон, «Невидимый слон» Анны Анисимовой, «Я слышу» Ирины Зартайской, «Привет, давай поговорим» Шэрон Дрейпер.
Есть много способов научить ребенка правильно относиться к людям, в том числе и детям, с особенностями, то есть не бояться их, не чувствовать и не демонстрировать пренебрежения и быть терпимым. Важно, чтобы и вы сами были толерантны, эмпатичны и служили для ребенка примером.