как объяснить ребенку для чего нужно учиться в школе
Как безболезненно донести до детей, что учиться — нужно?
Алина Косова
Детям нужно учиться, но как же они этого не хотят! Самый простой способ — заставить их заниматься. Но это приведет к ссорам, и ребенок замкнется в себе. Разбираемся, как безболезненно помочь ребенку полюбить учебу.
Детям нужно учиться. Почему это важно?
И родители, и учителя мечтают о том, чтобы ребёнок был максимально заинтересован в учёбе. Желательно, чтобы этот интерес не угасал с приходом подросткового возраста. Именно в этот период детям нужно учиться особенно усердно: экзамены и поступление в вуз или колледж не за горами.
Нужно понимать, что учёба — это такая же привычка, которая должна вырабатываться с малых лет. Чем старше ребёнок, тем сложнее до него донести важность и нужность того или иного ритуала, будь то чистка зубов перед сном или выполнение домашней работы.
Хочу дать сегодня несколько советов тем, кто помогает ребёнку сформировать такую нужную, полезную и правильную привычку — учиться!
5 моментов, которые покажут детям, что нужно учиться
1. Рабочее место без отвлекающих факторов
Нужно донести до ребёнка, что в квартире каждая зона выполняет свою функцию:
Рабочая зона должна быть тихим, светлым местом, которое ребёнок должен содержать в чистоте, где ему будет удобно и комфортно делать уроки.
Запрещено работать на этом месте с включенным телевизором, запрещено брать телефон — это отвлекающие факторы. Если хочешь отдохнуть или «позалипать» в телефоне — покинь рабочую зону. Если на рабочем столе у ребёнка есть компьютер, важно, чтобы он использовал его только для учёбы. Игры, переписки, развлечение — всё это не должно открываться в тот момент, когда ребёнок учится.
Родители и сами должны подавать пример ребёнку: не работать с телефона/ноутбука из кровати, на кухне, не делать параллельно работу и домашние дела. Иначе у учащегося будут формироваться неправильные привычки.
2. Тайм-менеджмент, планирование и календарь
Начиная с 5 класса школьник сталкивается с большим количеством разных предметов, учителей, домашних заданий. И так как он ещё не умеет правильно планировать своё время, то многое не успевает, упускает и — как итог — скатывается по учёбе.
Очень важно с этого момента приучать ребёнка вести календарь или ежедневник. Детям любого возраста очень нравится:
План недели можно вести в электронном виде в календаре или в бумажном виде (блокнот, ежедневник). Еще один вариант — купить магнитную/маркерную доску в комнату ребёнку. На этой доске он будет фиксировать все свои дела и дедлайны.
3. Мечтаем о прекрасном будущем вместе
Учителю и родителю важно помнить, что учёба — это не цель, а средство для достижения цели. Цели могут быть разными: возможность заниматься любимым делом, путешествовать, зарабатывать деньги, быть независимым, успешным… В зависимости от того, к чему стремится ребёнок, о чём он мечтает, что вдохновляет его, мы, взрослые, объясняем, как учёба поможет этой цели добиться.
4. Хвалим даже за ошибки
Я не понял — я не сделал/я сделал неправильно — меня ругают — мне неприятно — я не хочу ничего делать — я снова не понял… и так по кругу. Это называется «учебная негативная ловушка». К сожалению, многие дети часто в нее попадают.
Чтобы разорвать эту череду негативных эмоций, необходимо:
За ошибки нужно не ругать, а наоборот, хвалить. Ты ошибся, значит, делал задание сам, нашёл пробел в знаниях, а значит, теперь я смогу тебе помочь.
5. Игровой формат (даже для взрослых!) и реальная польза от учёбы
Каждому человеку вне зависимости от возраста скучно воспринимать информацию в формате «прочитайте параграф». Скучная подача отобьёт желание как у пятиклассника, так и у взрослого. Учителю необходимо к каждой теме стараться придумывать жизненные примеры, как знания предмета помогли какому-то человеку в определенной ситуации. Это лучший способ наглядно показать детям, почему учиться — важно и нужно.
Важно также использовать игровые форматы в обучении как маленьких, так и старшеклассников. Соревнования, ролевые игры, квизы — всё это упростит запоминание, а значит, у ученика будет формироваться положительное отношение к предмету.
Если родитель помогает ребёнку с домашним заданием, важно сделать из этого процесса приятное семейное занятие: с примерами, историями, воспоминаниями. Можно дать ребёнку роль экзаменатора, который «проверит», что родители помнят со времён школьной программы. Главное, чтобы совместное выполнение уроков не превратилось в нервное, неприятное обоим сторонам занятие.
Что еще можно сделать
Формирование полезной привычки, позитивная атмосфера, которая царит во время занятий, и реальная польза от полученных знаний — вот, что помогает ученику получать удовольствие от процесса обучения.
Иногда всеми способами пытаешься показать детям, что нужно учиться, а они — ни в какую. И целей у них нет, и не знают они, кем хотят быть и куда поступать, и мотивация у них пропала. Для любого родителя такой сценарий — катастрофа. Сразу накатывает паника: что же будет с моим ребенком, если он не получит хорошее образование, не найдет себя?
Если ребенок не учится и не знает, чего хочет, в большинстве случаев ему просто неинтересно. Поэтому задача родителя — помочь ему разобраться в себе. А если ребенок не признает родительский авторитет, то можно обратиться к экспертам по обучению. Эти специалисты работают с мотивацией и с профориентацией, а также подсказывают, как закрыть пробелы в знаниях. Эксперты по обучению есть и в MAXIMUM Education — мы уже помогли больше чем 200 тысячам школьников найти себя. Проходите по ссылке, выбирайте нужного вам эксперта и записывайтесь на полностью бесплатную консультацию. Сделайте первый шаг к успешному будущему вашего ребенка!
Как сформировать мотивацию к учебе у школьника
Маленького человечка будят в семь утра, заставляют наспех проглотить завтрак, умыться, одеться, и ведут по темной улице в школу, где ему предстоит высидеть несколько часов за неудобной партой на жестком стуле. Старшеклассник, оторвавшись от толстенного учебника, ложится спать за полночь. А зачем все это?
Зачем дети ходят в школу?
Мы-то знаем зачем: чтоб получить образование, поступить в институт, стать полноценным членом общества, и т.д., и т.п. Все это ясно нам, а ясно ли ребенку? В каком возрасте формируется осознанное понятие о том, зачем нужны знания? Ведь посещать занятия можно по разным причинам: из-под палки, по инерции, потому что учатся все, для того, чтобы соответствовать окружению или превзойти его, чтобы достигнуть успеха или избежать неудач, просто потому, что интересно. Все эти причины называются мотивациями, внешними и внутренними. Не все они равноценны. Самые талантливые не проявят в полной мере своих способностей, если им не хочется или не интересно учиться, если нет уверенности в существовании прямой связи между учебой и жизненным успехом.
Мотивация к учебе у школьниках младших классов
В начальной школе ребенок может учиться достаточно успешно, ориентируясь на оценку учителя или мнение родителей. Ценность самих знаний малыш осознает слабо. К любимым чаще относятся предметы, которые содержат элемент игры, забавы: труд, рисование, физкультура. В этом возрасте у большинства детей доминирует стремление доставить удовольствие взрослому, уважаемому человеку, порадовать его своими успехами и наоборот нежелание выслушивать его упреки.
«Я учусь потому, что если получу двойку, меня будут ругать». Лена Г. 1 класс.
«Я учусь для своей мамы. Она расстраивается, когда я не успеваю. Мне ее жалко». Маша П. 2 класс.
«Я учусь, чтоб быть умной. Мой папа очень умный, и я должна быть такой же». Лиза Г. 1 класс.
Следует учитывать и то, что смысл слова «учиться» в детском понимании может быть гораздо шире, чем просто приобретение знаний. Желание увидеть друзей, поиграть, ребенок также включает в понятие школьной учебы. Все эти занятия могут служить и служат достаточным стимулом для того, чтобы «перетерпеть» скучные уроки. И наоборот, плохие отношения со сверстниками могут негативно сказаться и на успеваемости.
Вопрос: Так ли плоха внешняя мотивация? Так ли уж она конфликтует с внутренней? Ведь любая работа должна быть вознаграждена. Если не награждать усердие, то неминуемо наступит усталость и апатия. К тому же ученик может просто почувствовать плюсы хорошей учебы. Это может войти в привычку, как хорошие манеры.
Психолог: Без сомнения, на определенном этапе, особенно в младших классах, без нее не обойтись. Пользуйтесь этим временем! Пока еще вы в силах заставить свое любимое чадо учиться лучше. Пока еще ваша опека и контроль идут на пользу ребенку.
Просто нужно соблюдать меру: главным должно оставаться само знание, а не сладкий пирожок, полученный в награду.
Как мотивировать ребенка к учебе в средней школе
Хотя интерес к конкретным предметам еще во многом зависит от личности учителя, постепенно в этом возрасте почтение к взрослым утрачивает свою актуальность. На первый план выходит стремление быть лучше или хотя бы не хуже других одноклассников. Психологи называют это «престижными мотивами»:
«Я люблю, когда учителя меня хвалят». Ярослав Г. 5 класс.
Не стоит упрекать ребенка в тщеславии: это нормально для определенного возраста. Позднее, с развитием личности, место этих мотивов займут другие, менее зависящие от внешних факторов. А стремление к похвале останется на втором плане, делая школьную жизнь ученика более яркой, привлекательной.
Психолог: соревнование в реальном мире неизбежно. Вся наша жизнь это бег наперегонки. Проблема в том, что несформировавшуюся натуру могут выбить из колеи первые неудачи. Полезней соревноваться не с другими, а самим собой.
Мотивация к учебе у подростков в старших классах
Условием успешного усвоения школьной программы (и не только) в этом возрасте является стремление обрести уверенность в себе и своих силах.
«Мне нравится узнавать каждый день что-то новое! Мне самой интересно: сколько я могу всего запомнить?» Лена Ф., 9 класс.
Подростки начинают осознавать полезность приобретенного знания, как средства получить что-то еще более ценное.
«Я хочу свободно говорить по-английски. Читать в подлиннике Шекспира». Маша Б. 7 класс.
Вопрос: Что можно сказать по поводу излишне идеальных и излишне меркантильных мотиваций?
Психолог: Не стоит вслух выказывать свое недовольство: вы только навредите. Просто дети еще не научились лгать как следует.
Во многом это зависит от суждений отца и матери, плюс юношеский максимализм. Со временем и то и другое сгладится, перестанет шокировать окружающих. Люди вокруг разные: одни работают в библиотеках за мизерную зарплату и чувствуют удовлетворение от общения с прекрасным, другие активно зарабатывают деньги.
Как сформировать мотивы к обучению в выпускных классах
«В 11 классе я решила, что буду поступать в МГИМО. Мама с папой считали, что мне это не по силам, советовали выбрать другой ВУЗ. А я все-таки поступила! Я сделала это сама!» Лидия Г., студентка первого курса МГИМО.
«Я хотела поскорее окончить школу, стать самостоятельной. Теперь я учусь на вечернем, сама зарабатываю». Татьяна К., студентка первого курса МГУПТ.
«Моя мама была учительницей. Может быть, поэтому я почувствовала свое призвание еще в классе в седьмом. Тогда же я организовала шефство над младшими классами, помощь отстающим». Теплова О.И. заслуженный учитель РФ, двукратный обладатель Соросовского гранта.
Вопрос: Как разрешить проблему свободы выбора цели и школьной программы? Какие-то предметы все равно будут тяготить, восприниматься как ненужный груз.
Психолог: В этом случае будет работать такой мотив: эти уроки нужно делать, чтобы заниматься тем, что интересно, чтобы они не портили аттестат при поступлении в избранный ВУЗ.
Можно ли выработать мотивацию?
Увы, современная психология утверждает, что извне сформировать пресловутый мотив невозможно. Каждый человек должен сделать это сам. Учителя и родители могут только способствовать этому процессу или, наоборот, препятствовать, что, к сожалению, случается намного чаще.
Существует целый ряд теорий, иногда парадоксальных, о способах повышения внутренней мотивации в учебном процессе. Подчас эти способы довольно спорные, подчас просто неприменимы к реальной ситуации. Поэтому мы ограничимся несколькими практическими советами:
Заключение
Не стоит относиться чрезмерно серьезно ко всем приведенным выше советам. Жизнь намного многогранней. Помните: человека вообще без мотивации не существует в природе. Она заложена на биологическом, животном уровне. Без нее мы бы так и остались прыгать по деревьям или давно бы уже вымерли за ненужностью. Младенцы не научились бы ползать, ходить, говорить. Главное не задавить стремление человека к самовыражению чрезмерным диктатом или безудержным баловством. Результаты будут плачевны и не ограничатся школьными годами. Ведь мотивация, по сути, это то же, что смысл жизни.
Еще несколько вопросов
Психолог: Лучше поставить вопрос по-другому: не выработать, а не подавить мотивацию! Для этого надо постоянно ставить перед малышом небольшие задачи, рассчитанные на самостоятельное выполнение. И начинать нужно еще до школы, с пеленок. Советы банальны: не бросайтесь первыми поднимать упавшую игрушку. Дав малышу задание, скажем, постирать платочек, не переделывайте на его же глазах плохо выполненную работу. Нелишне также приводить жизненные примеры успешных людей, добившихся всего своими силами благодаря учебе.
Психолог: Увы, так бывает. Маме не следует сетовать на свою жизнь при ребенке. Этим она заранее ориентирует его на неудачу.
Можно рассказать про процесс первоначального накопления. Объяснить, что без образования большие деньги заработать можно, но это либо намного труднее, либо они даются нечестным путем.
Психолог: Положение действительно тяжелое. Видимо, это как раз тот случай, когда любящая мамаша бросалась сама сначала поднимать упавшую погремушку, потом сама принимала за ребенка все решения. Вот он и вырос, не зная, чего хочет. Чтобы как-то исправить положение, нужно поставить его перед реальными трудностями. Пусть набьет пару шишек, поймет, где хорошо, где плохо. Или и дальше тащить его на своем горбе.
Как доходчиво объяснить ребенку, зачем нужно учиться?
В чем могут быть причины отсутствия интереса к учебе и что сделать родителям, чтобы ребенок учился с удовольствием? Поговорили об этом с психологом Александром Покрышкиным.
Александр Покрышкин — детский психолог, игровой терапевт, эксперт DIR/Floortime. Ведет блог в Instagram.
Лень и скука — симптомы, а не причины
— Как объяснять детям в разном возрасте, зачем учиться? Так, чтобы они понимали.
— Любой ребенок довольно рано знает, зачем нужна школа: чтобы стать самостоятельным человеком, зарабатывать деньги, заниматься интересным делом и прочее.
— Но для него это во многом абстрактные вещи, да и вообще «уйду в сквот, не буду работать». Как говорить с ребенком, чтобы мотивировать?
— В нашей культуре есть идея, что существуют некие правильные слова, которые нужно сказать ребенку, и тогда он все поймет и будет делать так, как хотят родители. Но мотивация устроена сложнее. Ребенку важно не только понимать, зачем он что-то делает, но еще и чувствовать себя в безопасности, ощущать достаточно компетентным, чувствовать, что он справляется с задачей, а также получать удовольствие от процесса и поддержку значимых взрослых. Именно страх ошибок и других неприятностей побуждает детей затягивать выполнение домашних заданий (то есть «лениться»), а вовсе не недостаток информации о собственном будущем и смысле обучения. И зачастую разговоры о сквотах в таком контексте — способ детей справиться с трудностями. Поэтому родителям, прежде всего, нужно ответить на вопросы: что именно ребенку сложно и как помочь сделать сложное проще для него?
— Если школьник пропускает все слова мимо ушей и говорит, что ему все лень.
— В современной психологии не рассматривают лень как причину. Это симптом, который маскирует более сложную проблему. У нас есть три реакции на стресс: бей, беги или замри. Так вот «замри» — как раз то, что мы называем ленью. Значит, учеба по каким-то причинам дается ребенку непросто.
— Почему же ребенок не говорит прямо, что ему трудно?
— У детей не хватает слов, чтобы отрефлексировать и донести, что именно не так. Это сложная задача и для взрослого. Поэтому часто они выбирают ответы интуитивно, стараясь нас успокоить. Допустим, «мне скучно» или «лень». И часто они сами в это искренне верят. Задача родителя — провести свое расследование и поразмышлять вместе с ребенком, если это возможно: в чем сложность и как мы можем с ней справляться. Иногда достаточно спросить: «Что тебе больше всего не нравится в математике?» и таким образом понять, что именно трудно. Но может последовать ответ: «Она просто дурацкая», и это означает, что нужно разбираться дальше самим.
— То есть естественная ситуация — интерес к учебе, а если его нет — есть какая-то скрытая сложность?
— Да. Но не обязательно быть отличником с горящими глазами: интерес и успеваемость могут меняться в разные периоды жизни. Бывает, не особенно интересно учиться, поэтому домашка делается быстро, чтобы поскорее освободиться. Тогда школа не является проблемой, хотя она и скучная. Другое дело, когда учеба становится неподъемным грузом. Например, ребенок начинает «лениться» и не выполняет вовремя задания. Это ведет за собой кучу последствий: учителя ставят двойки, родители ругаются, задания копятся и занимают больше времени. Никто не выбирает такое, если у него есть другой, более приятный выбор. У ребенка же другого выбора нет: он живет и учится так, как может.
Мотивированность рождается из удовольствия от маленьких побед
— Но если ту же математику сложно «вытянуть» даже на тройку. И нужно постараться, чтобы «не вылететь» из школы…
— Когда родитель пытается убедить ребенка, что нужно постараться, получается, что он представляет себе его каким-то упрямым, ленивым и не очень умным. Как мы уже обсудили, причина не в том, что ребенок не хочет стараться. Поэтому лучшее решение в этой ситуации — искать новые способы помочь. Конечно, это бывает крайне непросто понять самим, особенно когда уже много чего перепробовали. Поэтому в таких случаях консультация специалистов — психологов, педагогов, врачей — бывает очень кстати.
— Другой пример. Младшеклассник вполне аргументированно заявляет: «Зачем писать аккуратно? И так понятно! А в жизни мне не пригодится — я на клавиатуре все набирать буду».
— Опять же: он пока не готов объяснить, в чем именно его трудность. Если бы у него легко получалось писать так, чтобы окружающие восхищались бы его почерком, он бы это делал. Ребенку нужны сочувствие и помощь. А когда мы, желая приучить его к аккуратности, заставляем, например, переписывать на чистый листочек, он злится на нас и ругает сам себя. Это влияет на его отношение к учебе, к родителям и к самому себе, на его способность замечать собственные маленькие достижения. Ведь интерес к новому, умение преодолевать трудности и не унывать при неудачах — все то, что мы ждем от мотивированного ребенка, — рождается из удовольствия от маленьких побед. Поэтому невероятно ценным для него может стать наше уважение к тому, что у него получается, к моментам, где он старался. Если вы заметите одну ровную букву и с заметным для ребенка уважением отметите это, то это может вдохновить его на то, чтобы стараться дальше.
— А если пятиклассник, говорит: «Мне не нужна помощь. Да, поставят тройку, меня это устраивает».
— Негативизм, отрицание смысла, равнодушие — не приходит само собой. Это результат неудачных попыток и разочарований. Ребенок не верит, что у него получится. Что мы можем сделать? Выслушать, посочувствовать, вместе подумать, как помочь. Спорить нет смысла — это колодец без дна.
— Если он активно отказывается от помощи и даже разговоров на эту тему?
— Нужно подумать над вопросом: «Почему он так делает?». Возможно, то, что родители считают помощью, выглядит для него иначе, и ему сейчас нужна помощь другого рода, например, успокоиться. И более стратегический вопрос: «Насколько комфортно, безопасно чувствует себя ребенок, когда мы обсуждаем с ним учебу и предлагаем помощь?». Часто дети отказываются, когда думают, что это бесполезно.
— Ребенок говорит, что ему вообще ничего не интересно. Это, наверное, чаще в подростковом возрасте происходит?
— Это и раньше встречается. Обычно родитель в ответ говорит: «Как же, смотри, какая интересная книга»; «Объясни, что именно тебе не нравится!»; «Разве ты не понимаешь, что учеба — это важно?». Объединяет эти разговоры уверенность, что мы, родители, точно знаем, как правильнее и лучше для ребенка. Но, может, так совпало, что все предметы в этом году действительно очень скучно преподаются. Или у человека просто такой период, когда он правда не знает, что ему интересно, и решает сейчас какие-то другие свои задачи. Отношения со сверстниками, например. Или, опять-таки, есть конкретная сложность.
Когда взрослый человек уходит со стабильной работы и посвящает какое-то время поиску себя, мы с уважением к этому относимся. А когда ребенок говорит, что ему надоела школа, мы его поучаем. А это очень похожие ситуации. Вторая стратегия — думать, как еще можно помочь ему увлечься каким-то делом.
— Попробовать исследовать ситуацию вместе с ребенком. Такой разговор начинается с сочувствия и уважения к его словам. В этом случае родитель осознает, что ребенок имеет право остаться при своем мнении.
— Верная позиция: «Если ребенок не хочет ходить в школу — отстаньте от него! Пусть не ходит какое-то время, потом сам захочет и пойдет…»?
— Нет готовых решений, которые работают для всех. Может, ему нужна более амбициозная школа или наоборот, программа попроще? Здесь важно понять, что на самом деле скрывается за словами ребенка. И — да, безусловно, иногда взять паузу — самое верное решение.
Ключ к решению проблемы
— Если ребенок столкнулся с несправедливостью: например, сосед списал у него и получил 4, а он сам — 3. Обижен и не хочет ничего учить по этому предмету. Как помочь?
— Очень естественно огорчиться в такой ситуации, и поэтому важно его поддержать. Ключ к решению — сочувствие: «Я вижу, ты расстроен, считаешь, что это нечестно», а не сомнения: «Наверное, ты правда был не готов…». Проговаривание эмоций помогает ребенку впоследствии лучше справляться с подобными ситуациями. Следующий шаг — вместе разобрать, справедлива ли обида, объективна ли оценка. Если ребенок считает, что нет, стоит поговорить с учительницей.
— А если родитель сочувствует и говорит: «Обидно, но что поделаешь, так бывает. Не думай об этом».
— Это обесценивание. Мы чаще так делаем из заботы: заглушить неприятное чувство, помочь не думать об этом, и дальше делать то, что нужно. Но это, к сожалению, часто не помогает. Иногда это создает у ребенка ощущение, что мы его просто не поняли, и влияет на наши отношения с ним. А самое главное — это не учит ребенка понимать свои чувства и вообще себя самого, уважительно относится к своим реакциям. Поэтому непростой, но суперполезный путь — исследовать эмоции, когда они возникают.
Менять увлечения — не страшно
— Если ребенок проиграл на соревнованиях и больше не хочет заниматься этим видом спорта. Как объяснить, что результат не так важен, как возможность получать удовольствие от занятий?
— Если сказать только это, то мы обесценим переживания ребенка от проигрыша. Надо найти в себе уважение к его чувствам. А дальше — опять совместное рассуждение. Родители должны оставлять для ребенка опцию бросить этот вид спорта и попробовать новый или не пробовать пока ничего. В такие моменты он тоже чему-то учиться: прислушиваться к своим чувствам, доверять своему опыту. Можно посоветовать лишь не принимать окончательное решение прямо сейчас, в сердцах, а отложить его.
— Все упирается в родительский страх: сейчас бросит — значит, так и будет всю жизнь бросать при первых трудностях…
— Надо останавливать себя в этом размышлении. Жизнь сложнее, чем одно решение.
— Но возможно, он потом сам же будет жалеть, если бросит…
— Может, будет, а может, и нет. С одной стороны, признание того, что мы не всезнайки, заставляет беспокоиться, но с другой — снимает груз ответственности. Да, потом он все равно может сказать: «Почему ты не уговорила меня остаться в музыкалке?», и эта досада тоже станет ценным для него опытом.
— А если ребенок вообще не хочет допзанятий?
— Иногда детям достаточно учебы и общения со сверстниками. Мы ориентированы на идею, что любая возможность учиться в детстве — невероятно ценна. Часто родителям кажется, что дети недостаточно стараются ради собственного будущего. Стремление к высоким баллам, олимпиады, красный диплом — это такой очевидный путь. Но не для всех детей он подходит. И это точно не единственный способ вырасти счастливым человеком.
— Как родитель может помочь подростку определиться, что делать после школы?
— Нужно помочь ему исследовать все возможности, которые у него есть: поступать после 11 класса в вуз или через год либо сначала идти в колледж… Выбор вуза — отдельная сложная задача. Детям нужна в этом поддержка взрослых. Полезны разные профориентационные мероприятия: дни открытых дверей, лекции от профессионалов-практиков и преподавателей вузов и др.
— Нужно ли предупреждать, что взгляды могут измениться? Допустим, старшеклассник говорит: «Деньги не важны, я хочу быть художником и делать то, что мне нравится», а родители отвечают: «Я понимаю, но имей в виду, что через несколько лет ты можешь пожалеть о своей непрактичности».
— Ребенку нужен свой опыт, да и никто понятия не имеет, как все обернется. Помните историю Джона Леннона, который прибил на дверь собственного шикарного дома табличку со словами своей тети: «Джон, гитара — это хорошо, но она никогда не поможет тебе зарабатывать на жизнь»?
— То есть пытаться научить жизни в любой форме — бесполезно и вредно?
— Нет. Просто для того, чтобы это было полезно и сохраняло отношения, нам приходится отказываться от своей власти и идеи, что наше слово — решающее. Помогает тут посмотреть на происходящее глазами ребенка и найти в себе уважение к этому.