как объяснить родителям что они не правы
Как рассказать родителям о своей обиде на них?
— Мне 29 лет, недавно женился. Мне очень нравится проводить время с родителями моей жены, больше чем со своими. И мои мама и папа обижаются на это. А я ничего не могу с собой поделать. И только недавно, когда с женой обсуждал это, сформулировал причину: я вырос с ощущением нелюбимого ребенка, ведь все внимание, забота доставались моей младшей сестре. Жена считает, что я должен поговорить с родителями, но я не уверен — надо ли?Сергей
Ответ на вопрос мы нашли у психолога Людмилы Петрановской («Психологический вестник»):
— Постарайтесь не прожить всю жизнь под знаменем «человек, которого не любила мама». Когда мы были детьми, у нас не было выбора — будут нас обижать или нет. А сейчас у нас есть выбор — мы можем оставить травму просто как опыт или позволить травме формировать нашу личность. Не надо жить в таком состоянии годами.
Нужно ли пытаться донести до родителей, что они были не правы? Иногда это помогает. Родители стали спокойнее, мудрее, они уже воспитывают внуков и часто открывают в себе качества тепла и принятия. Некоторые из них уже готовы на такой разговор. Иногда они могут признать и выразить сожаление о прошлых ошибках. И это может стать началом новых теплых отношений.
Постарайтесь не простить, а понять своих родителей. Помните, что у них была тяжелая жизнь — работа, нехватка денег, добывание еды, трудоемкий быт. Сильно измотанные родители не были психологически чувствительными и давали детям тот ресурс, на который их хватало. Иногда бывает очень полезно вспомнить, в каком возрасте были ваши родители в то время. Часто это были люди 25 — 26 лет, неопытные и неуверенные.
Если вы чувствуете обиду на родителей, не надо молчать об этом. Нельзя не признавать того, что вам было плохо. Нужно сказать прямым текстом: «Мне очень важно, чтобы ты признал, что это было. Мне не нужно извинений, но важно, чтобы никто не делал вид, что я это придумал».
Оставьте за родителями право не признавать своих ошибок. У вас своя картина мира, а у них своя.
Лучше пожалейте себя маленького. Когда мы получаем обиды от родителей, мы находимся в положении очень маленького существа. Вы не судья, а просто маленький ребенок, у которого не было выбора. А когда мы думаем — прощать или не прощать, то принимаем на себя ответственность, которой у нас нет и быть не могло. Мы не можем быть старше родителей, не можем судить их «сверху». Мы можем признать свои чувства и из сегодняшнего взрослого состояния пожалеть себя маленького. Объяснить себе маленькому, что вообще-то так нельзя с детьми поступать, чтобы «ребенок» хоть от кого-то взрослого это услышал.
Очень часто за претензиями к родителям стоит детская надежда, что папа, наконец, похвалит, а мама, наконец, полюбит. А папа и мама не хвалили и не любили просто потому, что они в принципе были на это не способны. И научитесь переводить язык любви своих родителей. Мы ждем хороших слов, а их любовь — это печь нам пироги или критиковать.
Урегулирование споров между родителями и педагогами
Педсовет
11 октября 2017 • 13:26
Какие вопросы мы хотим сегодня рассмотреть?
— Как вести себя педагогу, когда он сталкивается с жалобами от родителей?
— Как защитить свои права?
— Какие права есть у родителей и что они имеют право требовать?
— Какие нормы защищают педагогов от неправомерных требований родителей?
— Каким образом лучше организовать взаимодействие школы с конфликтными родителями?
Проблемы оценивания
Если смотреть по обращениям, которые поступают к нам в интернет-приемную, то один из частых поводов для конфликтов – это тема оценок. Родители часто жалуются, что ребенку выставляют заниженные оценки, и не понимают, какие права они имеют. А педагогам сложно объяснить родителям, в каких случаях их претензии не обоснованы.
Законодательство защищает академические права и свободы педагогов от таких посягательств родителей на то, чтобы оценивать качество работы педагога, качество того, как он проводит оценку знаний учащихся.
Часто возникают случаи, когда родители пытаются контролировать весь учебный процесс, его содержание, внимательно смотреть, как оцениваются знания его ребенка и считая, что оценка занижена, а затем они бегут разбираться и жаловаться.
И поэтому у родителей нет прав и полномочий на оценку работы учителя.
Но при этом нужно иметь в виду, что бывают такие ситуация, когда такие претензии действительно обоснованы, и родитель может пожаловаться и потребовать пересмотр оценки.
Эта ситуация связана с тем, что учителя иногда ставят оценки за поведение, без проведения оценки знания учащегося. Забыл дневник или пропустил занятие, плохо себя ведет – «двойка». В таких случаях родитель может обратиться в администрацию школы с тем, чтобы пересмотреть оценки.
Как выстроить свои отношения с родителем, когда он пытается обжаловать оценку?
И помогает, когда у школы правила и критерии оценки учащихся прописаны локальным актом, там же рассмотрен порядок рассмотрения жалоб от родителей.
В этом случае учитель может просто адресовать родителя к этому документу для ознакомления и сказать, что все оценки выставляются в соответствии с этим документом. Либо говорить о том, что есть закон, который дает педагогу право на свободу от вмешательства в преподавательскую деятельность, право на определение критериев оценивать.
Информирование родителей об оценках ребенка
Есть ещё одна тема в этой ситуации. Это когда родители говорят, что их учитель не информирует об оценках и не дает ознакомиться с контрольными работами. Тут нужно понимать, что лучше всего с родителями общаться. Если учитель сам создает возможности для общения с родителями, если существуют встречи для ответов на вопросы, если родители понимают, как получить информацию, то конечно лучше информировать родителей об оценке своевременно. Потому что, если у родителя нет возможности обратиться непосредственно к учителю, то в случае проблемной ситуации, он пойдет жаловаться к директору.
Так же закреплена за родителями и педагогами обязанность информировать вторую сторону о том, какие сложности возникают у обучающегося, чтобы он смог своевременно исправить свои пробелы в знаниях. И поэтому учитель должен здесь активно взаимодействовать с родителями. Если возникает проблема в обучении, то он обязан информировать родителей.
Но способ информирования формально не утвержден в законодательстве. Если это не утверждено и в локальных актах школы, то это происходит по усмотрению педагога.
Работа с жалобами родителей
Очень важно, чтобы в школе было налажена система рассмотрения жалоб родителей. Часто у родителей нет четкого понимания о том, какие права они имеют, на что они могут жаловаться, что они могут требовать. Поэтому возникает претензии по поводу того, какую образовательную программу школа предлагает, какие методики учитель использует, какой объем домашнего задания он задает, что не ведется индивидуальная работа с отстающими.
Понятно, что можно в случае конфликтных ситуаций обратиться к директору, но это уже рассматривается как крайний случай. Если у родителей возникают вопросы по поводу прав, графика работы школы, выбора образовательной программы, учебников, методики преподавания, то учитель должен понимать, что это вопросы, которые находятся в компетенции школы. И он должен знать, что он может перенаправить родителей в администрацию школы с тем, чтобы все эти вопросы централизованно проговорить и снять, чтобы родители не бежали в вышестоящие инстанции.
Участие родителей в управлении школой
Есть такая форма, как участие родителей в управлении образовательной организации, и по некоторым вопросам, таким как 5-дневная учебная неделя, режим дня, индивидуальная работа с отстающими, родители могут выдвигать свои предложения к администрации школы, поскольку это те вопросы, которые находятся в сфере управления образовательной организации.
С родителями обязательно надо говорить. Не все родители злодеи, они просто иногда не понимают, на что они имеют право. И вот эти каналы общения с родителями должны быть настроены, и учителя должны понимать, что они могут перенаправить родителей в администрацию.
Сбор денег на нужды школы
Сбор денежных средств часто является острой необходимостью, поскольку все знают, что бюджетного финансирования и средств, поступающих от оказания платных услуг, в большинстве учреждений не хватает. Потому что, несмотря на то, что предоставленная школам возможность вести самостоятельную деятельность, приносящую доход, есть, но навыков привлечения достаточного количества желающих нет.
Все равно существует проблема со сбором средств. От неё никуда не деться, и все это понимают. При этом органы власти сам факт сбора средств не отрицают. Вопрос всегда возникает «когда и на что это делается?» У разных школ могут быть разные потребности. И эти, и другие, и прочие. Тут вопрос, как учителю преподнести эти потребности и организовать сбор, чтобы не получить жалобы в прокуратуру.
С одной стороны, самый простой вариант – поработать с родителями.
Когда педагог начинает решать проблему сбора средств, он не должен давить на родителей или обучающихся. Лучше всего собрать родителей, объяснить, в связи с чем возникла необходимость сбора денежных средств, и предложить родителям выбор – «если вы хотите такого результата (обеспечение безопасности, например), то мы можем сделать то-то, то-то и то-то. Это может повлечь для вас дополнительные расходы, предлагаем вам рассмотреть этот вопрос и решить, есть ли возможность приобретения того или иного оборудования или тех и иных тетрадей, каких-то других учебных предметов, путем сбора денежных средств».
Есть родительский комитет, он организовывает сбор средств, но при этом сам педагог не должен принимать участие в сборе этих средств.
Он может оказать содействие по передаче денежных средств тому лицу, которое выбрано из числа родителей. Но не более. Он не должен выдавать расписок, обсуждать эту тему с детьми. В данной ситуации все это будет расценено не просто как нарушение прав, а как уголовное правонарушение: вымогательство или мошенничество.
Бывают ситуации, когда не всегда четко можно определить цель сбора средств. В таком случае можно создать фонд поддержки образовательной организации. Но это актуально в тех случаях, когда речь идет о крупных приобретениях. Во всех остальных случаях, чтобы не создавать дополнительные административные и организационные препятствия, лучше собирать средства через родительский комитет.
Важно донести до каждого родителя тот факт, что все сборы средств сугубо добровольные.
Но даже при этом в некоторых случаях у родителей возникают обиды. Вот принято решение сдать деньги на шторы в классе. Все сдали, а кто-нибудь один из родителей отказывается. Родители должны сами это обсудить и принять согласованное решение, покупают они шторы в итоге или не покупают. Учитель в этот момент не должен участвовать в принятии решения.
Проблема рабочих тетрадей
С одной стороны у нас есть статья 35 федерального закона «Об образовании РФ», которая говорит о том, что учебники и методические материалы должны приобретаться за счёт учреждения, то есть родители должны быть обеспечены ими. Вопрос в том, являются ли рабочие тетради «учебниками и методическими материалами»? На данный момент позиции по этому вопросу достаточно противоречивы, в том числе и со стороны правоохранительных органов и судов.
К сожалению, вопрос, является ли рабочая тетрадь учебно-методическим материалом, на сегодняшний день по-разному рассматривается контролирующими органами.
Одни говорят, что т.к. повторное использование достаточно затруднено, то рабочая тетрадь не может считаться предметом, который должен приобретаться за счет средств образовательного учреждения. Другие утверждают, что, в рабочих тетрадях можно работать карандашом, а перед сдачей их в школьную библиотеку, стереть все записи, и тогда тетрадью можно пользоваться несколько лет.
В данной ситуации решение должны принимать сами родители. Учитель может информировать их: «Да, у нас есть методическое пособие, но если дети будут использовать краски или ручки, то давайте собирать денежные средства».
Здесь тоже важно именно разговаривать и работать с родителями. По нашему опыту жалоб на необходимость приобретать рабочие тетради у родителей с нормальным достатком не бывает, они понимают учителя. Но когда в классе появляется родитель с низким доходом, вот тогда могут быть жалобы. Можно для таких семей специально предусматривать фонды поддержки, чтобы решать эти вопросы индивидуально, приобретать за них либо предлагать иные условия.
Да, в этой ситуации мы даем не только правовые советы, а в первую очередь обращаем ваше внимание на возможность погашения любых конфликтов, которые в силу особенностей характеров и ситуаций, будут возникать. Чтобы эти конфликты решались, мы предлагаем возможные варианты решения этих конфликтных ситуаций. Эти советы не всегда носят правовой характер, а в первую очередь направлены на то, чтобы минимизировать возникающие правовые конфликты.
Поведение учителя в конфликтной ситуации
Многие знают о жестких конфликтах, когда дело доходит до суда. Мы считаем, что лучше всегда оставаться в правовом поле, даже если вы полагаете, что родитель явно не прав, и он ведет себя некорректно.
Здесь нужно понимать, что закон одинаково защищает и родителей, и педагогов.
Обе стороны обязаны уважать права других участников образовательного процесса. И на них точно также распространяются все прочие требования законодательства. Если, например, либо родитель, либо педагоги переходят на взаимные оскорбления, то у всех сторон в данной ситуации есть возможность обращаться в суд с защитой свои прав, посягательств на честь и достоинство и т.д.
Важно, чтобы в школе были структуры, которые рассматривают конфликты между педагогами и родителями, педагогами и учениками, педагогами и педагогами (да, такое тоже бывает).
В школе это может быть управляющий совет, в который входят родители, который собирается для разбора конкретного случая. Тогда и ребенок, которые нарушает права учителя, ведя себя вызывающе, и родитель, который ведет себя неуважительно по отношению к учителю, вызываются на заседание управляющего совета или на комиссию по урегулированию споров. Инициировать рассмотрение конфликта этой комиссией может, как родитель, так и педагог. Когда конфликтную ситуацию разбирает не только педагог, а подключается и администрация школы, другие родители, тогда рассмотрение получается более объективным.
Помимо этого можно и нужно отсылать конфликтного родителя к уставу школы, к законодательству о защите прав и говорить о том, что родители обязаны соблюдать требования и правила, установленные в школе. И что взаимное уважение прав всех сторон – это взаимная обязанность.
Консультация для педагогов «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка»
Розалия Герасимова
Консультация для педагогов «Как говорить с родителями о плохом поведении ребенка»
Рекомендации педагогам.
Педагогам необходимо сообщать родителям не только хорошую, но и негативную информацию о детях, если в этом есть необходимость. Иногда педагог и родитель не в состоянии услышать друг друга из-за тех ролей, которые они занимают в диалоге. Форма общения влияет на коммуникацию и может привести к эмоциональным конфликтам.
Рекомендация 1. Эмоционально настройтесь на сотрудничество.
Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться.
Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс.
Необходимо подумать,за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.
Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога.
Рекомендация 2. Применяйте специальные техники общения.
Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.Рассмотрим особенности работы четырех техник: «От негатива к позитиву», «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем», «Речевые штампы для сотрудничества», «Речевой стиль “адвокат”».
Техника «От негатива к позитиву»
По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные.
Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.
Пример замены негативного обращения на позитивное:
Негативная форма. «Ваш ребенок плохо себя ведет. Он дерется с другими детьми»
Позитивная форма. «Ваш сын умеет отстаивать свои потребности и защищать себя. Это важно для жизни. Но ему бывает сложно выразить это безопасным способом. Давайте вместе подумаем, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми»
Негативная форма. «Ваш ребенок гиперактивный,неусидчивый,непослушный»
Позитивная форма. «Ваш сын очень любознательный и всем интересуется во время занятий, даже успевает увлечься чем-то другим. Не сомневаюсь, что он будет эрудированным человеком. Но иногда это мешает ему сосредоточиться, чтобы делать работу до конца и получить удовлетворенное состояние»
Негативная форма. «У вашей дочери всегда начинается истерика, когда ей что-то не дают!»
Позитивная форма. «Ваша дочка всегда знает, что хочет и способна настаивать на своих желаниях. Это говорит о ее целеустремленности. Но иногда ей бывает трудно справиться с ограничениями. Давайте вместе подумаем, как можем ей в этом помогать»
Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»
В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.
Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.
Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.
Техника «Речевые штампы для сотрудничества»
Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:
Также следует проявить внимание, поинтересоваться мнением родителей:
– «Вы не замечали, что в последнее время…»;
– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».
В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывание»:
– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;
– «Я начинаю беспокоиться…»;
– «Мне бы хотелось позаботиться…».
Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например,скажите:
– «Давайте вместе попробуем поступить…»;
– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;
– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;
– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».
Техника «Речевой стиль “адвокат”»
Речевой стиль «адвокат» покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.Примеры фраз речевого стиля:
– «Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти из нее выход, и я протягиваю Вам руку помощи»;
– «Я не обвиняю ни Вас, ни Вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит, на это есть какие-то причины»;
– «Для меня важно не выявление этих причин, не выражение своего одобрения или порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации»;
– «Я воспитатель, и моя профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет использовать в жизни».
Консультация «Стоит ли пресекать в поведении детей подражание животным?» Иногда замечаю не совсем обычное поведение одного ребёнка, то он бегает на четвереньках, то рычит, подражая животным, говорит, что он.
Консультация для педагогов и родителей «Как научить ребенка работать с ножницами» Работа с ножницами отлично развивают мелкую моторику, которая крайне важна для развития ребёнка в целом. Оказывается, самые обычные ножницы,.
Консультация для педагогов и родителей «Как правильно говорить чистоговорки» Дети 5-6 лет, как правило, имеют обширный запас, умеют пересказывать короткие произведения, хорошо запоминают стихи, чисто произносят.
Консультация для педагогов «Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством театрализованных игр» Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным,.
Консультация для педагогов «Значение игры в период адаптации ребенка к детскому саду» С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми.
Консультация для родителей и педагогов «Как научить ребенка видеть проблему?» Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. «Посмотрите на мир чужими.
Консультация для родителей и педагогов «Развитие ребенка в процессе игры в пазлы» В детских садах используется огромное количество различных дидактических и настольных игр для полноценного умственного, речевого и общего.
Консультация для родителей «Как научить ребенка говорить красиво» Воспитатель: Дорман Елена Александровна. Не нервничайте, если ребенок говорит неправильно. Идет естественный и активный процесс.
Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Консультация для родителей «Кто учит говорить ребенка неправду?» Воспитатель 2 младшей группы МКДОУ «Симоновский детский сад» Воронкова.
Поддержка уровня здоровья «особого» ребенка — консультация для педагогов «Счастье – как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть. » Иван Тургенев Попробуем разобраться с цитатой писателя. 1. Счастье.