как объяснить шестилетнему ребенку что такое здоровье
Как сформировать у дошкольников осознанное отношение к здоровью
Елена Федоренко
Взрослые уверены, что знают все о здоровье и передают правильные ЗОЖ-установки малышам: например, тепло одеваться зимой, не есть много холодного летом. И вообще здоровье — это когда не болеешь. Однако здоровье — это не просто отсутствие физических недугов и их профилактика, но самоценное состояние и душевного, телесного, и социального благополучия, которое требует правильного понимания и поддержания. Как говорить с детьми, чтобы сформировать осознанное отношение к своему здоровью с раннего детства, рассказывает Елена Федоренко, декан факультета Менеджмент в сфере образования Московской высшей школы социальных и экономических наук (МВШСЭН).
«Нездоровые» представления
В обыденном сознании понятие здоровья лишено психологического смысла: здоровый человек представляется как тот, кто лишен физических дефектов, практически человек без свойств. Теоретически это можно объяснить тем, что в течение долгого времени исследователи сосредотачивали внимание на аномалиях, отклонениях от нормы, а также на явлениях угрожающих обществу — такого рода феномены легче идентифицировать как выступающие из «фона» И типичные представления о здоровье укоренились в обществе, что наглядно демонстрирует народная мудрость: «В здоровом теле — здоровый дух», «Тот здоровья не знает, кто болен не бывает», «Без болезни и здоровью не рад», «Здоров, как бык, и не знаю, как быть».
Из поколения в поколение социум воспроизводит традиционное представление о том, что здоровье, с одной стороны, это альтернатива болезни, а с другой — хорошая физическая форма: острое зрение, правильная осанка, слаженная работа внутренних органов и отсутствие соматических заболеваний. Здоровье не воспринимается отдельно от болезни и не существует как самостоятельное явление, в представлении человека. Кроме того, о здоровье часто говорят как о ресурсе, единожды данном и требующем охраны, сбережения от посягательств внешней среды. Соответственно, окружающий мир рассматривается как угроза, претендующая на здоровье человека.
Однако, это понятие гораздо шире, чем просто отсутствие болезней и физических дефектов. Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Такое определение было дано Всемирной организацией здравоохранения и используется в профессиональных кругах.
Целостной характеристикой здоровья выступает способность человека эффективно и осознанно управлять своими ресурсами. Здоровая личность — это не раз и навсегда сложившаяся система, а скорее процесс непрерывных изменений.
Экономика здоровья
Крепкое здоровье — основа продуктивности и эффективности. Например, Карл Маркс придает здоровью такие ключевые экономические свойства, как способность к физическому и интеллектуальному труду, способность обучаться и развиваться.
Однако многочисленные исследования поведения взрослых в различных регионах России показывают, что наши современники не относят здоровье к числу приоритетов и готовы пожертвовать им ради достижения материальных благ или социальных выгод.
Из-за того, что здоровье ценится меньше, чем достижения в других областях, требования взрослых к учебным результатам детей растут. Но часто эти притязания не адекватны с точки зрения возраста и индивидуальных возможностей ребенка. При таком восприятии здоровье часто выступает предметом торга, а отношения напоминают экономические: один ресурс непременно является платой за другой, более важный в данный момент времени.
Получается, что идея о том, что здоровьем детей может быть платой, например, за обучение и развитие негласно принимается обществом и субъектами образования в частности. По этой причине пути развития и сохранения здоровья в контексте возраста, профессиональной деятельности, достижения значимых социальных результатов, обозначены неудовлетворительно.
Дети и здоровье
Понимание здоровья у детей формируется по мере взросления и осознания себя. В дошкольном возрасте они узнают, что такое болезнь, на личном опыте или наблюдая симптомы у близких.
Малыши могут рассказать, как они болели и почему (как правило они называют внешние факторы): «Был холодный ветер, было скользко, и я упал». Чуть позднее дети начинают связывать причину болезни с собственными действиями, например: «Я не мыла руки, поэтому заболел живот». А их высказывания про то, что нужно делать, чтобы быть здоровым, относятся скорее к профилактике болезни, чем к активному здоровому образу жизни: «Не пить холодного, тепло одеваться, не кричать, когда на улице холодно».
Самостоятельно в полной мере осмыслить здоровье дети в раннем возрасте не могут, так как опыт его переживания, в отличие от болезни, не воспринимается по-особенному. Поэтому помочь малышам составить правильное представление о здоровье как отдельном от болезни явлении — это задача взрослых.
Как говорить с детьми о здоровье
Чтобы ребенок осознанно относился к здоровью как к значимому ресурсу, обсуждайте эту тему отдельно от болезни. Разговоры о том, что значит быть здоровым, какие существуют внешние и внутренние признаки этого состояния, что делать, чтобы быть здоровым помогут оформить в восприятии малыша на чувственном и событийном уровне представление о здоровье вне его связи с недугами.
Рассказывая о здоровье, сосредоточьте внимание детей на понятных им вещах, которые можно почувствовать, увидеть, сравнить и попробовать. Например, начинайте обсуждение с того, что значит, если человек здоров, какой он, как выглядит, что делает, чувствует, какое у него настроение. Обсудите, чему требуется научиться, чтобы быть здоровым.
Обращайте внимание малыша на его самочувствие, настроение, желания, создавайте условия для удовлетворения его базовых потребностей. И помните, что дети берут пример со взрослых, поэтому декларируемые ценности здоровья должны совпадать с реальной практикой жизни. Чтобы привить осознанное отношение к здоровью своим детям, демонстрируйте правильное отношение к здоровью, формируйте полезные привычки и показывайте их значимость.
Не стоит использовать запугивания или аргументацию, которую ребенок не может в силу возраста воспринять. Например, бесполезно говорить, что если он не чистит зубы, они выпадут у него к 30 годам, ведь для малыша 30 лет — это глубокая старость.
Неправильно | Правильно |
---|---|
Здоровый — это когда не болеешь, не кашляешь, у тебя не болит горло и живот, ты не ходишь к врачам, тебе не ставят уколы. | Здоровый — это когда ты бодрый и веселый, можешь играть и гулять на улице, встречаться с друзьями, быть сильным и ловким. |
Как рассказать про болезнь
Болезнь для ребенка более осязаема, чем здоровье, так как малыш еще не может в полной мере понять, обобщить и выделить его значимые составляющие. Когда он фиксирует, что такое недуг и учится определять его симптомы, следует помочь ему понять, как его поведение связано с неприятными симптомами, в чем его ответственность за неприятное состояние.
Недуг правильно обсуждать как отдельную категорию и отдельный временный эпизод жизни ребенка. Во время болезни ребенок приобретает разнообразный опыт отношения с родителями и врачами, переживает неприятные процедуры. Потом малыш превращает эти впечатления в игру, инициативно обсуждает со взрослыми, и в этом его нужно поддержать, чтобы опыт усвоился в полной мере. Основная задача взрослых — помочь пережить и осмыслить заболевание.
Консультация «Здоровье дошкольников»
елена якушенко
Консультация «Здоровье дошкольников»
ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Здоровый, крепкий и развитый ребёнок. Как добиться этого? Что для этого делаем мы?
Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым!Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле — здоровый дух».
Нет задачи сложнее, а может важнее, как вырастить здорового ребенка. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития детей. Здоровье не существует само по себе, оно нуждается в тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
Здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезни и укрепление здоровья.
В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
В современном обществе предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе к ребенку, к его знаниям и способностям. Забота о здоровье ребенка стала занимать приоритетные позиции, поскольку нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но и здоровые. Такой ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению.
Основные компоненты здорового образа жизни:
-Рациональная двигательная активность.
-Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.
Психическое здоровье является составным элементом здоровья. Поэтому необходимо создать условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника, индивидуальный подход с учетом их личных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду. Необходимо чтобы дети имели возможность систематически двигаться. Для этого нужно способствовать развитию основных двигательных качеств, поддерживать в течение всего дня работоспособность на высоком уровне. Однако нужно учитывать, что здоровый образ жизни дошкольников предполагает чередование активных и спокойных игр, так что разумный баланс между двигательной активностью и отдыхом должен быть сохранен. Главным образом в формировании основ здорового образа жизни и правильного отношения к своему здоровью у дошкольников являются : игры, просмотр фильмов, мультфильмов, чтение и обсуждение художественной литературы, викторины, пешие прогулки, дни здоровья, спортивные праздники. Именно такие мероприятия являются наиболее интересными для детей.
Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей. Важное значение в работе по формированию здоровья приобретает организация работы с родителями, ни одна даже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценного результата, если семья не будет придерживаться принципов здорового образа жизни. Родителям необходимо усвоить, что здоровье малыша – это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.
Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!
Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения.
Основными направлениями приобщения дошкольников к здоровомуобразу жизни являются:
1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, включающие организованные формы работы и самостоятельную двигательную деятельность детей в повседневной жизни. (проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр,профилактические,закаливающие мероприятия: полоскание рта и горла отваром ромашки, обливание рук до локтя водой комнатной температуры, умывание лица и шеи холодной водой, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», гимнастика пробуждения, гигиеническая гимнастика после сна с принятием воздушных ванн)
2. Познавательные занятия, на которых ребенок приобретает знания о своем организме, способах сохранения своего здоровья. (занятия организуются 2 раза в месяц,используется: рассматривание иллюстраций, картин.)
3. Обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений.
4. Решение проблемно-практических ситуаций. (применяются для первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья.)
5. Досуги и праздники.
6. Складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков.
Основными видами здоровьесберегающих технологий в дошкольномобразовании являются:
Медико-профuлактические технологии – технологии обеспечивающие сохранение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами (организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей дошкольного возраста; организация профилактических мероприятий; организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка (развитие физических качеств, двигательной активности, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.)
Здоровьесберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников (становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его)
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребёнка – технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребё нка-дошкольника (обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми.)
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
ЗАБОТА О ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ — ЗАДАЧА ОБЩАЯ.
«Стресс и здоровье» Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Здоровье – это правильная нормальная деятельность организма».
Альбом «Моё здоровье» Творческие рассказы детей на тему «Моё здоровье».В нашем детском саду уже несколько лет практикуется такой вид развития детской речи, как.
Фотоотчет «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью в рамках образовательной области «Здоровье» В настоящее время одной из наиболее важных глобальных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребёнка – вот самое.
Конспект занятия по формированию основ здорового образа жизни у дошкольников «Где прячется здоровье?» Конспект занятия по здоровьесбережению в подготовительной к школе группе «Где прячется здоровье» Здоровье – это награда, которую получает.
Конспект занятия для дошкольников «Положительные эмоции и здоровье» Задачи: 1. Актуализировать опыт и знания детей из области эмоциональной сферы, способствовать осмыслению своих состояний и пониманию того,.
Консультация для родителей «Эмоциональное здоровье дошкольников» Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений. Что же такое эмоциональное здоровье дошкольников? Эмоциональное здоровье напрямую.
Консультация для родителей «Питание и здоровье дошкольников» ГККП я/с №1 Консультация для родителей Тема: Питание и здоровье дошкольников. У детей раннего и дошкольного возраста из всех так называемых.
Музыка и здоровье Музыка и здоровье Еще в глубокой древности арабские врачи знали, что для успешного лечения очень важно хорошее настроение. С этой целью.
Картотека бесед о здоровье
Ирина Безроднева
Картотека бесед о здоровье
ТЕМА: «Ребенок и здоровье»
Цель: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказать помощь друг другу.
Ход занятия:
1) Поговорить о здоровье, выяснить, как дети понимают слово «здоровье»:
здоровье – лучшее богатство;
здоровому – все здорово.
2) Внести куклу-мальчика небрежно одетого. Обратить внимание на то, что, одеваясь таким образом можно навредить своему здоровью.
3) Разобрать ситуации, когда нужно вести себя осторожно, беречь здоровье (как пройти по мокрому полу, чтобы не поскользнуться; как спускаться по лестнице; как одеваться, собираясь на прогулку).
Чтение стихов – советов.
ТЕМА: «Полезные продукты»
Цель: уточнить знания детей о полезных продуктах, их назначении для здоровья и хорошего настроения. Закрепить названия овощей, их вкусовые качества. Воспитывать желание употреблять в пищу фрукты.
Ход занятия:
1) Предложить детям вспомнить какое сейчас время года, показать подарки осени – корзину с фруктами (рассмотреть и описать их).
2) Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.
3) Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты.
Цель: развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур. Уточнить, какими принадлежностями пользуются дети при умывании. Учить эмоционально, четко читать чистоговорку.
Ход занятия:
1) Чтение отрывка из стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Какой из мальчиков вам больше нравиться?
Почему вам понравился опрятный, аккуратный мальчик?
А другой мальчик кому-нибудь понравился?
Почему не понравился?
Какие туалетные принадлежности нужны, чтобы смыть грязь и быть чистым?
Что, кроме мыла и губки, необходимо для мытья?
Предложить детям показать, как дети моют руки и лицо (имитации движений)
3)Предложить выучить чистоговорку:
Цель: Уточнить знания детей, из каких частей состоит тело человека, рассказать о роли органов чувств.Учить понимать значение определенных частей тела: рук, ног, головы, туловища. Понятно отвечать на вопросы воспитателя. Воспитывать желание вырасти сильными и здоровыми.
Ход занятия:
1) В гости пришла кукла Маша и принесла картинки с изображениями своих подруг. Обратить внимание, что все куклы разные (рост, цвет волос и глаз, предложить найти различия,подвести к выводу: у всех одни и те же части тела (предложить показать их на себе).
Что можно делать ногами, в какие игры играть?
Почему руки называют первыми помощниками?
Для чего нужны уши?
От чего нужно беречь глаза?
3) Рассмотреть фотографии детей разного возраста, обратить внимание на изменение их роста.
Побудить прийти к выводу: чтобы вырасти большим, сильными и здоровыми, нужно хорошо кушать, заниматься спортом и заботиться о своем здоровье.
ТЕМА: «Витамины и здоровый организм»
Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Познакомить детей с назначением витамина А, В, С. Активизировать названия овощей и фруктов. Познакомить с продуктами, которые можно употреблять в небольшом количестве.
Ход занятия:
1) Показать картинки с изображением крепких, здоровых людей, подвести к пониманию, что для хорошего здоровья необходимо правильное питание. Побеседовать о любимых блюдах детей.
2) Рассказать о витаминах, в каких продуктах содержатся и работе каких органов помогают.
3) Рассказать о продуктах, которые не очень полезны (конфеты, черный кофе).
ТЕМА: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»
Цель:Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.
Ход занятия:
1) Внести и рассмотреть макет перекрестка. Уточнить значение сигналов светофора, действия пешеходов и водителей.
Кто регулирует движение на дорогах?
Что означает каждый сигнал светофора?
Где можно переходить через дорогу?
ТЕМА: «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»
Цель: Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Закрепить названия некоторых видов спорта.
Ход занятия:
1) Показать картинки с изображением разных видов спорта, уточнить, знают ли дети их название.
Какие виды спорта нравятся и почему?
Каким видом хотели бы заниматься?
Какими видами спорта можно заниматься зимой, летом?
2) Чтение стихотворения Т. Волгиной «Два друга»
Что случилось с этим мальчиком, почему он заболел?
Почему спортсмены реже болеют?
Как называется ваша любимая подвижная игра?
3) Подвести к выводу о пользе физической культуры и необходимости ею заниматься.
ТЕМА: «Врачи – наши помощники»
Цель: Закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребности быть здоровыми.Активизировать название: шиповник.
Ход занятия:
В группу въезжает «автомашина», в которой лежат мешочки с шиповником, овощами и фруктами и доктором Айболитом.
Д/и «Чудесный мешочек»
Показать плоды шиповника, объяснить, что это такое. Обратить внимание на лук и предложить его посадить.
ТЕМА: «Как я буду заботиться о своем здоровье»
Цель: Закрепить понимания о здоровом образе жизни. Продолжать знакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры, воспитывать уважение к людям этих профессий. Повторить пословицы о здоровье.
Ход занятия:
Как вы себя сегодня чувствуете?
Кто в детском саду заботится о вашем здоровье?
Как вы сами можете помочь себе быть здоровыми?
Быть здоровым хорошо или плохо?
Обобщить ответы детей, повторить знакомые пословицы о здоровье.
Использование бесед для раннего возраста и их родителей по привитию навыков здорового образа жизни Дошкольный возраст – период формирования жизненно важных умений и навыков, необходимых ребенку для его полноценного развития. Привычка к.
Из цикла бесед с родителями «Что такое патриотизм?» Все взрослые согласятся, что маленьким детям сложно понять слово «патриотизм». Что оно означает? И вообще, как правильно воспитать его в.
Картотека бесед для средней группы по патриотическому воспитанию 1. Беседа по патриотическому воспитанию (региональный компонент) «Живи и здравствуи милая станица» Цель:Расширять знания детей.
Картотека бесед и игр по формированию у детей младшего дошкольного возраста начальных представлений о здоровом образе жизни. 1. «Изучаем свое тело» Учить называть органы чувств; рассказывать об их роли в организме и о том, как их беречь; Учить различать запахи.
Картотека тематических бесед Картотека тематических бесед Сентябрь. 1 неделя. (До свиданья лето! Школа). 1. о свидания, лето Цель: обобщить и систематизировать представление.
Конспекты бесед с детьми для младших групп детского сада БЕСЕДА «Наши четвероногие друзья» Программное содержание. Развивать диалогическую форму речи, умение принимать участие в групповом разговоре.
Перспективное планирование тематических бесед по ОБЖ для подготовительной группы ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ БЕСЕД ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Тематика бесед с детьми (старший дошкольный возраст) (старший дошкольный возраст) № п/п месяц название бесед 1 сентябрь «Я позвоночник сберегу и от болезней убегу» 2 октябрь «Кто с закалкой.
Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста Темы бесед по нравственно-этическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста 1. Зачем говорят «здравствуй» Задачи: Формировать у.