как оно вопрос что значит
Отучаем людей от вопроса «Как оно?»
Этот пост будет от первого лица. Но, скорее всего, каждый читатель может представить, что рассказчик – это он сам, и многое покажется знакомым.
Короче шагаю я по улице. А вокруг весна: красиво, зелено и чистенько на улице, да люди улыбчивые… Даже бездомные на лавке радуются – нашли ништяк недоеденный на помойке. Вот все хорошо, в общем, и чувствую себя умиротворённо. Но тут, как муха посреди котлеты – этот человек. Это такой человек, который мне ничего плохого не сделал, но при этом неприятен и даже здороваться с ним не хочется. А ещё замечаю, что в метре от места встречи собака навалила огромную кучу. Может, правда, и человек насрал, но суть от того не меняется. Неприятный человек и какашка не случайно одновременно повстречались – это знак.
Как отучить людей задавать вопрос «Как оно?»
Суть стратегии заключается в том, чтобы дать человеку, спросившему как оно, настолько отвратный ответ, насколько отвратен вам его вопрос. Теоретизировать я не буду. Сразу перейдем к примерам и практике.
Ситуация 1. К вам подходит лопоухий как дворняжка человек и задает вопрос «Как оно». Ответ: как твои уши!
Ситуация 2. Подходит лысый с вопросом, как оно. Ответ: как твои пышные волосы.
Ситуация 3. Подходит мужик, которому жена изменяет и всем это известно, да задет тот самый вопрос: как оно? Ответ: как верность твоей жены.
Короче говоря, нужно быстро найти в человеке какой-то материальный или нематериальный изъян и мягко ему намекнуть, что на дебильный вопрос он получит ответ, который вряд ли приятно услышать. Так и искореним из лексикона наших людей всякую муть.
А что бы закрепить пройденный материал, предлагаю каждому комментатору пообщаться с человеком на фото:
Значение слова «как»
1. вопросительное. Обозначает вопрос об обстоятельствах, образе, способе действия: каким образом? [Чацкий:] Ах! как игру судьбы постичь? Грибоедов, Горе от ума. Как эта замазка попала ему в карман? Чехов, Степь. — Но куда же напишу я? Как я твой узнаю путь? Исаковский, Прощание. || В риторических вопросах и восклицаниях с дат. п. имени и неопределенной формой глагола употребляется для выражения полной невозможности чего-л.; означает: невозможно, нельзя. И нечему дивиться: Как дереву с огнем дружиться? И. Крылов, Роща и Огонь. — Как мне было оставлять тебя одного в трактире! Пушкин, Капитанская дочка. || С частицей „же“ (как же). — Окончание строительства приближается. Как же тут не радоваться! Паустовский, Рождение моря.
2. вопросительное. Обозначает вопрос о качестве действия или состояния. — Как ты поживаешь, Степан? — спросил я его. Тургенев, Малиновая вода. — А как его бригада работает? — поинтересовался Василий. Закруткин, Плавучая станица. || в знач. сказ. Соответствует по значению местоимениям какой и каков в им. и твор. п. Как ваше имя? Смотрит он И отвечает: Агафон. Пушкин, Евгений Онегин. — Ну а Тихон-то как? Как его здоровье? — спрашивал Фролов. Н. Никитин, Северная Аврора.
3. вопросительное. Обозначает вопрос о мере, степени проявления действия; соответствует по значению наречию насколько. — Как давно вы изволили подавать ревизскую сказку? Гоголь, Мертвые души. [Константин:] А выпить ты много можешь? [Иннокентий:] И пью, и ем много и жадно. [Константин:] Да как много-то? А. Островский, Сердце не камень.
4. образа действия. Каким образом. Вот пуще прежнего пошли у них раздоры и споры, Кому и как сидеть. И. Крылов, Квартет. [Вакула] взошел, сам не зная как, на лестницу. Гоголь, Ночь перед рождеством. Не всегда важно — что говорят, но всегда важно как говорят. М. Горький, В. И. Ленин.
8. неопределенное. Разг. То же, что как—нибудь (в 1 знач.). [Васильков:] Ты, Василий Иванович, оделся бы как поскладнее. [Василий:] Никак невозможно-с. А. Островский, Бешеные деньги. Опять собрался совет. Думали, думали — нельзя ли как подешевле? Л. Толстой, Дорого стоит.
3. Разг. При глаголах совершенного вида употребляется для выражения внезапности, напряженности действия. [Мошкин:] Вдруг она как поскользнись, да навзничь, да и переломи себе ногу. Тургенев, Холостяк. — Я как свистнул, кони как взялись — только меня и видели те разбойники. Паустовский, Повесть о лесах.
2. присоединительный. а) Присоединяет обороты, имеющие оттенок сравнения; означает: в качестве, будучи. — Итак, я вам советую как приятель быть осторожнее. Лермонтов, Княжна Мери. Филиппу Петровичу как секретарю подпольного райкома были известны все квартиры укрытия. Фадеев, Молодая гвардия. б) Присоединяет вводные слова и предложения. По улицам Слона водили, Как видно, напоказ. И. Крылов, Слон и Моська. [Андрей:] Я всю ночь не спал и теперь немножко не в себе, как говорится. Чехов, Три сестры.
5. условный. Разг. Присоединяет условное придаточное предложение; соответствует по значению союзам: если, в том случае, когда. Сторешников чаще и чаще начал думать: а что, как я в самом деле возьму да женюсь на ней? Чернышевский, Что делать? [Борис:] Праздник; что дома-то делать! [Дикой:] Найдешь дело, как захочешь. А. Островский, Гроза. | С соотносительным словом „то“ в главном предложении (как… то). Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь. Гоголь, Мертвые души.
7. изъяснительный. Присоединяет придаточные дополнительные; близок по значению союзу что. Мы не заметили, как северный, гнавший нас до Мадеры ветер слился с пассатом. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». — Женщина с крыши видела, как ты ехал. Л. Толстой, Хаджи-Мурат. [Шалнин] упоенно играл на гитаре. Он никого не видел, ничего не слышал и даже не заметил, как вошел Мирон. Гладков, Энергия.
Как ответить на вопрос как поживаешь оригинально.
Что сказать вместо слова «Хорошо»
Банальный вопрос «Как дела?» нередко вызывает недовольство. Стандартные ответы – «Хорошо» или «Нормально». Вместо этого можно поинтересоваться – «Физически, умственно или духовно?». Если нет желания поддерживать разговор, просто ответьте – «Секрет».
Нестандартные фразы вместо слова «Хорошо»:
Что спросить вместо «как дела?»
Все эти вопросы тоже относятся к разряду банальных. Их можно задать любому человеку, даже незнакомому. Но если хочется проявить к кому-нибудь участие, то нужно спросить человека именно о том, чем он сейчас живёт. Если учится, то задать вопрос, касающийся школы, колледжа, института. Если общаешься с молодым родителем, то нужно спросить, как чадо. Разговоры о малышах бывают поистине бесконечными. Конкурировать с этой темой может разве что беседа о домашних питомцах, ведь они нам – как дети.
В увлечённых людей – свои неисчерпаемые темы: театр, фотография, литература, изобразительное искусство, танцы, электроника, автомобили, рыбалка, футбол… Главное, знать, чем человек увлечён, и самой быть хотя бы немного в теме. И тогда всё получится!
Как оригинально ответить на вопрос «Как дела?»
Даже если в жизни сейчас трудности, ведите себя так, словно их нет. При переписке с родственниками или знакомыми добавьте к сообщению несколько смайликов. Это хорошо передаст ваше настроение. С той же целью вместо текстовой информации отправьте тематическую картинку.
Креативные ответы на вопрос о делах:
Остроумные ответы с юмором
Необидчивому другу можно сказать с сарказмом «Все было бы намного хуже, если б я стал тобой». Не стоит так шутить с коллегой по работе или начальником. Родственнику в ответном сообщении можно написать «Тебе рассказать все сразу или частями?». Это создаст дополнительную интригу, заинтересует человека продолжить беседу.
Нестандартные и прикольные ответы на вопрос «Как дела?», которые помогут скрасить разговор с любым собеседником:
Варианты ответов для девушек
На вопрос мужчины «Как спалось?», девушка сможет дать оригинальные и смешные ответы:
Ответы с юмором на мужской вопрос «Как дела?» и «Что делаешь?»:
Что отвечать, если спрашивают «Как дела на личном фронте?»:
У нас есть три традиционных ответа на вопрос «Как дела?». Если все хорошо — тогда «Хорошо!». Если все не очень хорошо, тогда — «Хорошо». Если все откровенно плохо — то «Хорошо…».
А мы предлагаем еще 95 вариантов, как можно ответить на этот вопрос. В этом нам помог тренинг «Креативность и остроумие в речи» Дмитрия Устинова. Итак, как дела?
Как интересно ответить на вопрос Как дела?
1 Лучше всех! 2 По тихой грусти 3 Всё ок! 4 Нормально. 5 Спасибо-все хорошо-а у вас? — очень приятно-до свидания 6 Ничего 7Чего только ни… 8 Эх, какие у нас дела? У нас делишки, а ДЕЛА у прокурора 9 Да пока живу, и вроде умирать не собираюсь 10 Пенсия хорошая. повысили. 11 Зарплата хорошая. Маленькая, но хорошая. 12 Потому что 13 Что потому? 14 Просто так 15 Что, так просто? 16 Все пучком 17 Как в «Брат 2» 18 Отлично! Чего и вам желаю 19 А у вас? 20 Все хорошо, а будет еще лучше! 21 Лучше всех. Хорошо, что никто не завидует. 22 Отлично, не дождётесь. 23 Хорошо — не поверишь, плохо — не поможешь 24 Поцелуй меня сперва! 25 Вчера сломал два ребра… 26 Как сажа бела 27 Как в сказке 28 Как всегда, то есть хорошо 29 Как всегда, то есть плохо 30 C точки зрения банальной эрудиции игнорирую критерии утопического субъективизма, концептуально интерпретируя общепринятые дефанизирующие поляризаторы, поэтому консенсус, достигнутый диалектической материальной классификацией всеобщих мотиваций в парадогматических связях предикатов, решает проблему усовершенствования формирующих геотрансплантационных квазипузлистатов всех кинетически коррелирующих аспектов, а так нормально. 31 Хорово 32 Регулярно! 33 Как у тебя? 34 Как у тебя. 35 Как у тебя?! 36 Как в Польше: у кого телега тот и пан 37 Какие, собственно, дела? 38 Как всегда 39 Как видишь 40 Ещё жива. 41 Окей 42 Не умер и не женился 43 А как в самом деле дела? 44 А дела ли это? 45 А что такое? 46 Нет никаких дел 47 Какие дела? Я не при делах нынче!
48 Ах я бедный-несчастный, так устал, мне каждый день приходится придумывать ответ на вопрос «Как дела?» 49 Старушенция Агата Кристи однажды сказала замечательную фразу: «Не обязательно что-то говорить, если нечего сказать». 50 Есть два способа поставить человека в тупик: спросить у него «Как дела» и попросить рассказать что-нибудь 51 Не знаю 52 Затрудняюсь ответить 53 Амбивалентно 54 Вялотекуще 55 Дела идут, контора пишет 56 А вы не торопитесь? 57 Вы хотите об этом поговорить? 58 День на карете, два пешком! 59 Как у попугая, которого кошка тянет за лапу по полу, а он радостно кричит «Поехали!» 60 Как у зебры 61 Как в такси. Чем дальше, тем дороже. 62 Как у колобка — слева и справа одинаково. 63 Как сосиска в тесте, весело и сердито 64 По сравнению с Бубликовым неплохо 65 Так же как у Майкла Джексона 15 лет назад. 66 Лучше чем вчера, но хуже чем завтра… 67 Какие дела с такими делами! 68 Дела. Нет их, не деловой я… 69 Также, как и пять минут назад… 70 Тебе все сразу или частями? 71 Я от природы бездельник. 72 Столько не сделано, столько не сделано! А сколько еще предстоит не сделать! 73 Дел много 74 Ногсшибательно 75 Женщинам можно отвечать так-скосив кокетливо глаза — «А что?» 76 Хорошо! И у тебя? 77 Регулярно! 78 Терпимо. 79 Безусловно. 80 В Анголе дети голодают, а так все в порядке 81 Всё в шоколаде, даже клавиатура! 82 Расту, цвету, старею…Всё как обычно 83 Да ты меня прям до экстаза доводишь своими вопросами… Спроси ещё чем я занимаюсь и я твоя на веки… 84 Вы несравненно оригинальны в своих вопросах 85 Да нормально, вчера нобелевскую премию получила за вклад в развитие экоструктурных подразделений в области китообразных инфузорий туфелек и тапочек и за открытие нано-технологий, которые помогут пингвинам преодолеть ледниковый период в африканских борах и гавайских пустынях в штате Масса Чуссетс округ Вашингтон. 86Как Скрудж Макдак 87 Тяжела жизнь без Ново-Пассита… 88 Мне тоже всё равно, как у тебя дела, но так как мы с тобой давно не виделись, из приличия надо что-то спросить. 89 Вашими молитвами 90 Дела мои отлично! Жду дальнейших расспросов о своей личной жизни! 91 Задай другой вопрос пожалуйста 92 Завидуйте молча 93 Пока еще никого не загрызла 94 В среднем по району 95 Относительно. Если сравнивать с Лениным — то хорошо
После простого односложного приветствия вопрос о текущем положении дел – обычная практика большинства переписок в социальных сетях и случайных столкновениях в общественном месте со знакомыми людьми. Как на него ответить, что желает услышать собеседник, и есть ли смысл задумываться над ответными репликами?
Уникальные и слишком заумные ответы
При общении с коллегами можно использовать профессиональный юмор. Это сделает разговор нетривиальным. Не стоит увлекаться заумными ответами, если собеседник не знаком с вашей сферой деятельности. Это может показаться слишком унылым и скучным.
Уникальные ответы на вопросы о делах:
Кокетливые с флиртом
Если девушка спрашивает, как дела, то гипотетически вместо ответа можно признаться ей в симпатии или любви. При взаимных чувствах подобный шаг вызовет восторг. Если же у девушки нет желания разделить романтические порывы, разговор прервется, так и не начавшись.
Другие кокетливые ответы на вопрос «Как дела?»:
Фразы для мужчин
Если девушка спрашивает «Чем занимаешься по жизни?», чтобы продолжить разговор, мужчина может выбрать оригинальные и смешные ответы:
Лучшие ответы на фразу «Как дела?»:
Как красиво ответить на банальное «Привет!»:
Если мужчина хочет продолжить общение с девушкой, важно знать тонкую грань и не переступать через нее, отвечая грубостью или написав нецензурные выражения, поскольку барышня может обидеться и больше не напишет парню.
Как по-другому спросить о делах:
Можно написать банальные фразы на иностранном языке и обычное приветствие превратится в оригинальное послание, которое девушка будет пытаться расшифровать.
Фраза «Привет!»на разных языках:
Что ответить, когда дела идут «не очень»
Проблемы со здоровьем или на работе иногда сильно портят настроение. В таком состоянии меньше всего хочется отвечать на расспросы родственников или друзей о ситуации. Любимому человеку лучше честно рассказать о личных проблемах. Если делиться информацией о неудачах или успехах нет желания, можно ответить – «Неважно».
Другие фразы, когда дела идут «не очень»:
Как правильно отвечать на вопросы
Улучшить свои навыки общения — значит научиться еще больше присутствовать в моменте и быть еще полезнее для окружающих. Это особенно касается ответов на вопросы во время встречи или доклада. Когда человек задает вопрос, он приоткрывает вам нечто о себе, о своих мыслях и чувствах на заданную тему. Некоторым требуется немало решимости, чтобы выставить себя на всеобщее обозрение, задав вопрос во время выступления, на котором присутствует много людей. Они ставят себя в заведомо уязвимое положение, показывая, что чего-то не знают или не понимают. Отвечая уважительно и по делу, вы вносите большой вклад в свои взаимоотношения с аудиторией и с этим конкретным человеком.
А если вас спросят о чем-нибудь, чего вы не знаете?
Это то, чего мы все боимся, когда планируем выступать перед аудиторией или на встрече. Как мы можем подготовиться к любому сценарию? Никак не можем, поэтому даже не пытайтесь! Более того, если вы хорошо подготовились к презентации, скорее всего, у вас будут ответы на все возможные вопросы. То, что может застать вас врасплох, будет иметь лишь косвенное отношение к теме или требовать знания таких подробностей, на которые вы не рассчитывали. В любом из этих случаев аудитория, скорее всего, отнесется к вашему незнанию снисходительно.
Более того, во многих профессиях та ценность, которую вы привносите в обмен мнениями, не заключается в наличии у вас ответов на все вопросы. Ваша ценность в другом: вы понимаете ситуацию настолько хорошо, что можете задать правильные вопросы, а затем пойти и найти ответы. В то же время вы будете чувствовать себя увереннее, если вооружитесь несколькими приемами, чтобы эффективно отвечать на вопросы прямо на месте.
Вот четыре шага для ответа на вопросы:
В каждом из этих шагов сохраняйте зрительный контакт, а также такой язык тела, который говорит об открытости и заинтересованности. Рассмотрим каждый шаг подробно.
Выслушайте весь вопрос целиком
Невозможно правильно ответить на вопрос, если вы его неправильно услышали. Часто, слушая вопрос, мы слышим некое «волшебное слово», которые вызывает у нас конкретную реакцию. Это приводит к тому, что мы перестаем слушать и начинаем формулировать ответ или догадываться о мотиве говорящего. Если мы начали формулировать ответ, то автоматически перестали слушать вопрос. Если вопрос отклоняется от направления, которое мы себе додумали, то при ответе мы не попадем в цель. Возможно, вы дадите прекрасный ответ, но не на тот вопрос, который был задан. Выслушайте весь вопрос целиком. Совсем скоро у вас будет время подумать над хорошим ответом.
Выиграйте время на раздумье
Мы способны думать в десять раз быстрее, чем говорить. Это значит, что если вы скажете пару слов между вопросом и началом своего ответа, у вас будет в десять раз больше времени, чтобы подумать над качественным ответом.
Есть две основные техники того, как выиграть время на раздумье. В главе 4 мы обсуждали, как важно поддерживать зрительный контакт. Также мы говорили, что размышление — дело, требующее личного пространства. Трудно поддерживать зрительный контакт и одновременно думать. Однако, если вы отведете глаза, раздумывая над вопросом, может показаться, что вы избегаете взгляда вопрошавшего или просто придумываете ответ. Поэтому вам нужны простые приемы, почти что рефлексы, чтобы использовать их не задумываясь.
Прием 1: повторите или перефразируйте вопрос
Повторение или парафраз вопроса, который вы только что услышали, почти не требует затрат умственной энергии. Поэтому, делая это, вы способны сохранять зрительный контакт. Вы можете повторить вопрос целиком или частично или перефразировать его так, чтобы минимизировать отрицательную коннотацию. Что бы вы ни делали с вопросом, повторяйте его скорее в виде утверждения, чем в виде вопроса.
Вопрос: «Как у нас обстоят дела с графиком проекта?»
Полное повторение: «Как у нас обстоят дела с графиком проекта»
Частичное повторение: «График»
Вопрос с негативной коннотацией: «Насколько мы опаздываем по сравнению с графиком?»
Парафраз: «Временные рамки. Что у нас со сроками конкретных этапов?»
В обоих случаях вы приобрели несколько секунд на поиск наилучшего ответа. Пусть повторение или парафраз вопроса будут отдельным от ответа предложением. Мозг формулирует предложение целиком. Если вы сделаете повторение вопроса первой частью своего ответа, вы снижаете свою гибкость в самом ответе.
Вопрос: «Во сколько сегодня встреча?»
Менее удачный ответ использует повторение вопроса в качестве части ответа: «Встреча сегодня в 2 часа».
Вместо этого лучше повторить вопрос отдельным предложением. У вас будет больше гибкости в ответе.
Более удачно: «Сегодняшняя встреча. Мы начинаем позже, чем обычно, в 2 часа».
Прием 2: используйте «вводную фразу»
В данном случае вводная фраза означает любую группу слов, которая следует за вопросом, но перед ответом и характеризует или вопрошающего, или сам вопрос.
Типичные вводные фразы звучат так:
Более сложные вводные фразы включают в себя содержание вопроса:
Чтобы эффективно использовать вводные фразы, нужно избегать однообразия и неискренности
Если вы постоянно используете одну и ту же фразу, она звучит заученно и неискренне. Вот почему в вашем распоряжении должно быть несколько вариантов.
Также важно быть искренним. Со школьных лет мы знаем, что глупых вопросов не бывает. Но из опыта деловых встреч мы выносим, что на самом деле глупых вопросов предостаточно. Когда кто-нибудь задает глупый вопрос — чаще всего или не имеющий отношения к делу, или только что заданный другим участником встречи, — говорить, что это прекрасный вопрос, нельзя. Это прозвучит лицемерно. Вместо этого можно воспользоваться вводной фразой нейтрального характера.
В обоих случаях вы не комментируете качество вопроса. Вы просто зарабатываете себе несколько секунд на поиск ответа. В таких ситуациях избегайте вводных фраз, которые можно воспринять как выговор.
Многие думают, что подобные приемы — это способ тянуть время. Совершенно верно! Вы выигрываете несколько секунд, чтобы получше сформулировать ответ. При ответах на вопросы важна не скорость, а качество.
Что такое более качественный ответ? Часто нужно, чтобы в нем прозвучали другие местоимения. Помните: наша естественная склонность — эгоцентризм. Наши ответы обычно затрагивают нас или содержание нашей речи. Если у вас появится несколько мгновений, чтобы придумать лучший ответ, у вас больше шансов сформулировать фразу не о себе, а о слушателях.
Вопрос: «Почему для вас так важна эта инициатива?»
Эгоцентричный ответ: «Я неравнодушен к этой инициативе, поскольку она позволяет мне…».
Вводная фраза и ответ, сосредоточенный на аудитории: «Я рад, что вы подняли вопрос о приоритетах. Мы говорили о том, что вы хотите повысить эффективность своей группы. Если мы начнем работу над этой инициативой, у нас больше шансов добиться своей цели».
Важно знать, когда не следует брать время на раздумье
Даже в ответах на вопросы самое главное — ваши слушатели.
Как часто следует прибегать к приемам по выигрышу времени? Не каждый раз, но достаточно часто, чтобы это получалось легко и естественно. Вы будете выглядеть непринужденнее.
Когда не следует применять эти приемы? Иногда ответить на вопрос прямо бывает не просто уместно, но прямо-таки необходимо. Это особенно верно в ситуации, когда кто-нибудь задает «нападающий» вопрос.
Нападающий вопрос: «А вам не кажется, что с помощью подобного трюка вы просто обкрадываете своих клиентов?»
Прямой ответ: «Вовсе нет. Это предложение создает дополнительную ценность для клиентов».
Использование техники оттягивания ответа в ответ на нападение привело бы к потере авторитета.
Нападающий вопрос: «А вам не кажется, что вы просто обкрадываете своих клиентов с помощью подобного трюка?»
Неудачный ответ: «Мы обкрадываем клиентов? Спасибо, что спросили об этом. Давайте потратим несколько минут и обсудим, не обманываем ли мы своих клиентов».
Есть случаи, когда нужно просто отвечать на вопрос.
Ответьте и подкрепите свою главную мысль
После того, как вы выиграли время на раздумье, настал момент для ответа на вопрос. Отвечайте коротко. Когда вы пытались втиснуть информацию в выделенное время, вам пришлось выбросить немало интересного. Заданный вопрос не дает вам карт-бланш на то, чтобы вывалить на слушателей все, что раньше пришлось выкинуть! Достаточно нескольких предложений. Если это возможно и уместно, постарайтесь подкрепить главную мысль своего выступления. Главной мысли слишком много не бывает.
Если человек, задавший вопрос, — ключевая персона для принятия решения, можно спросить, не нужно ли ему еще больше информации. Если же это лишь один из массы слушающих, дайте лаконичный ответ и переходите к следующему вопросу.
Пригласите задавать следующий вопрос
Отвечая на вопросы после крупного выступления, вы ответственны как перед тем, кто задал вопрос, так и перед целым залом. Когда человек задает вопрос, смотрите непосредственно на него как во время «волшебных слов», тянущих время, так и во время первой трети или половины ответа. Если один слушатель задал вопрос, возможно, что он вызывает интерес и у других людей. Во время своего короткого ответа обратите свой взгляд к другому человеку в зале. И в конце ответа, обращаясь к нему, поднимите руку и скажите: «Есть ли еще вопросы?»
Когда вы заканчиваете ответ, глядя на другого человека, вы не только делитесь информацией с несколькими людьми, но и избегаете ситуации личной беседы с одним слушателем. Если вы все время обращаетесь к тому, кто задал вопрос, он может почувствовать себя обязанным задать еще один вопрос. Его второй вопрос всегда будет более сосредоточен на нуждах этого конкретного человека, нежели общая тема вашей беседы.
Обложка книги Издательство «Альпина Паблишер»
Отвечаем на эмоциональный вопрос
Время от времени какой-нибудь вопрос рождается больше из чувств, а не из рациональных соображений. Когда вы сталкиваетесь с эмоциональным вопросом, вам следует отвечать осторожно и продуманно. И обязательно соединитесь с этим человеком на уровне эмоций!
Когда вы имеете дело с чувствами, следуйте плану из трех шагов:
Признайте наличие эмоции
Начните с самого вопроса или утверждения.
Важно назвать эмоцию, поскольку в профессиональной жизни чувства часто воспринимают как нечто неправомерное. Мы должны принимать решения, основанные на рациональном анализе, а не на эмоциональных реакциях. И в то же время люди постоянно испытывают эмоции на работе! Мы радуемся, заключив сделку. Мы переживаем, когда коллега увольняется. Мы беспокоимся, когда компания меняет политику. Называя некое чувство, мы позволяем человеку его испытывать. Если мы не вытащим на свет и не обсудим эту эмоцию, она останется на уровне подводного течения, и человек не услышит наших рациональных доводов.
Есть две эмоции, которые не следует называть.
«Я чувствую вашу боль».
Это может прозвучать как клише или побудить человека поспорить с вами — действительно ли вы понимаете его ситуацию.
«Я знаю, что вы злитесь».
Если человек злится и вы назовете эту эмоцию по имени, скорее всего, вы получите одну из двух реакций.
«Черт возьми, конечно, я злюсь! Я просто вне себя!»
Вместо того чтобы смягчить ситуацию, вы ее обострили.
«Я не злюсь. Я… не… злюсь!»
Некоторые люди отрицают свой гнев, поскольку боятся посмотреть ему в глаза. Теперь, когда человек не признался, что испытывает гнев, вы не можете поработать с этой эмоцией, что уменьшает возможность взаимодействия.
Когда вы чувствуете, что человек злится или испытывает другую глубоко враждебную эмоцию, назовите ее «беспокойство». Беспокойство — такое удобное «всеохватное» чувство.
«Я знаю, что вас беспокоит этот момент».
Беспокойство звучит более зрело, чем гнев, фрустрация или разочарование. Оно предполагает, что человек заботится не только о себе. В большинстве случаев люди с готовностью согласятся назвать то, что они испытывают, беспокойством.
Проявите эмпатию
Второй шаг — показать, что вы тоже бывали в подобной ситуации. Например:
Проявляйте эмпатию только тогда, когда можете сделать это искренне. В деловом контексте люди обычно расстраиваются из-за двух вещей. Либо они заплатили за что-то дороже, чем собирались, либо ждали чего-то дольше, чем планировали. Всем нам случалось превысить бюджет или ожидать чего-то слишком долго. Вы почти всегда можете прочувствовать, каково быть на месте человека, испытывающего фрустрацию на работе. Однако если вы не понимаете чувства человека, вы можете или спросить его, почему он себя так чувствует, или, что еще лучше, просто пропустить этот шаг.
Проявляя эмпатию, делайте это спокойно, с духом открытости и заботы. Следует сидеть в открытой позе, слегка подавшись вперед, или стоять в удобном положении, руки опущены по бокам. Сохраняйте зрительный контакт и говорите приглушенным, но сострадательным голосом. В некоторых ситуациях стоит попросить у задавшего вопрос позволения на ответ или предложить некий выбор.
Попросите позволения ответить
Обычно люди испытывают фрустрацию на работе из-за недостатка контроля над ситуацией. Мы переживаем, когда перестаем контролировать свое положение. Поэтому мы помогаем людям успокоиться, если предлагаем им хотя бы небольшую долю контроля, необязательно над ситуацией, но хотя бы над обсуждением. Спросите человека, с которым вы говорите, хочет ли он услышать ваши доводы. Этим вы перекладываете решение на его плечи, и напряжение уменьшается. Например:
Если слушатель отвечает «нет» на все эти вопросы, вы можете спросить: «А что бы помогло?» Все эти вопросы создают впечатление, что вы — разумный человек, который пытается найти общий язык с собеседником.
Перейдите к ответу и ответьте
Получив разрешение на объяснение, можете отвечать.
Избегайте слов «но» и «однако».
Внимание: между шагами два и три избегайте слов «но» и «однако».
«Я знаю, что вас беспокоит этот момент, но…»
«Однако» имеет тот же самый эффект. Когда утром я собираюсь выходить из дома и жена говорит мне: «Милый, это прекрасный галстук. Однако…», я еще не знаю, что именно не так с моим галстуком, но я уже знаю, что придется его поменять перед тем, как сесть за руль.
Объясните и предложите выбор
Отвечайте просто. Объясняя, вы можете задавать другие вопросы, чтобы убедиться в понимании. Если объяснение человека не устраивает, вы можете предложить тому, кто испытывает сильное чувство, другие варианты. Например:
«Вы хотите посмотреть наш анализ ситуации в следующий вторник или в следующий четверг?»
И опять, когда вы предлагаете слушателю разные возможности, это дает ему чувство контроля над ситуацией и снижает враждебность. И помогает вам прийти к согласию.