как определить что самолет падает
Миг падения, или Как падают самолеты?
В воскресенье ночью при заходе на посадку на аэродром Перми разбился «Боинг-737». Страшная трагедия унесла жизни 88 человек. Причины катастрофы сейчас выясняют специалисты. На месте падения обнаружены «черные ящики». Многие местные жители видели, как падал самолет. Сейчас по этому поводу идут споры в Интернете. А как падает самолет на самом деле? Корреспондент «НГ» попытался выяснить это у ульяновских пилотов
Красивая «птица» некрасиво падает
Место падения самолета называется «ямой». Первыми туда прибегают любопытные. И хотя все понимают, что произошло страшное горе, увы, среди них немало мародеров.
Однажды при взлете с высокогорного аэродрома Хорог (Таджикистан) потерпел катастрофу «Як-40». Из-за большой загрузки лайнер не смог оторваться от взлетной полосы и, сорвавшись в обрыв, упал в горную реку. Все пассажиры погибли. Первыми на месте аварии были жители близлежащего кишлака. Они начали вытаскивать драгоценные вещи из багажа мертвых пассажиров. Когда приехали специалисты, на месте не было ни одного целого груза. И таких примеров — масса.
Что испытывают пассажиры при падении самолета?
Нам удалось отыскать человека, который пережил подобное в начале 70-х на «Ил-18». Вот что рассказал бортрадист Николай Сумаков:
— Мы шли из Краснодара в Москву. Наш борт попал в сильную турбулентность. Самолет страшно бросало. Я был в это время в салоне. И вдруг лайнер словно куда-то провалился. Камнем полетел вниз. У меня, как говорится, сердце в пятки ушло. В салоне поднялся страшный крик. Люди хватались за головы. Падали мы метров 500, но показалось, что вечность. Никаких мыслей о смерти не было. Наверное, не успеваешь осознать происходящее… И вдруг рывок, и самолет вновь «застопорился» на высоте. Реакция людей была неадекватная — кто-то стал плакать, другие истерично смеялись. Кому-то стало дурно, и его принялись откачивать…
Но если катастрофа случилась на большой высоте, то от сильных перегрузок человек в первые секунды теряет сознание. И ничего не чувствует… Страшнее, когда авиакатастрофа происходит на небольшой высоте (до 1000 метров).
Кстати, рекордом по количеству жертв в СССР стало падение с большой высоты «Ту-154» в Средней Азии, близ села Уч-Кудук (начало 80-х гг.). Тогда погибло более 200 человек.
Что касается «аэрофлотовского» «Боинга», насколько известно, он падал с высоты примерно 1800 метров. Сказались страшные перегрузы. Скорее всего, люди ничего не чувствовали, так как многие из них потеряли сознание. Образно говоря, они ничего не узнали…
Все ищут «черный ящик»
Что происходит после падения? Район, где произошла катастрофа, в срочном порядке оцепляется прибывшими для тушения огня пожарными или «силовыми ведомствами». Прибывают спасатели, местные власти, сотрудники СКП. Последними на место трагедии приезжают члены комиссии по расследованию авиационной катастрофы. Начинается поиск «черного ящика» — бортового самописца. По нему можно узнать, что произошло в небе. После на месте проводится «полевая работа». Разрушенный самолет по «косточкам» собирают и отправляют в специальный ангар аэропорта для выяснения всех причин падения. А их может быть много: от ошибки диспетчера до неисправности двигателя. Конечно, проще всю вину свалить на экипаж. Какой с мертвых спрос? Но только в Москве принимается окончательная версия причины катастрофы. Раньше, во времена СССР, на расследование отводилось 10 дней, теперь же этот срок не ограничен. Причины авиакатастроф во все времена были разные. Например, в 30-х годах катастрофы происходили чаще всего в полетах. В 60-х — при посадке, в последнее время — при взлетах (35 процентов) и при заходе на посадку — 45 процентов.
Увы, наш город входит в число печальных территорий, где произошло несколько авиационных катастроф. В 1960 году при заходе на посадку в аэропорт «Центральный» разбился «Ил-18». Самолет вошел в пике. Пилоты не смогли справиться с ситуацией. Находившиеся на борту слушатели ШВЛП и экипаж погибли. В 1998 году во время учебного полета у самолета «Як-18Т» отказал двигатель. Пилот-инструктор приступил к снижению. Но неудачная посадка на грунт стоила жизни курсанту Ульяновского высшего авиационного училища. Инструктор получил тяжелейшую травму. 20 марта этого года при заходе на посадку в аэропорт «Центральный» разбился вертолет «Ми-8» погранвойск РФ. Весь экипаж погиб.
Названы причины крушения «Боинга»
Напомним, что пассажирский Boeing 737-500, прибывший в Пермь из Москвы, упал на пустырь неподалеку от жилых домов в ночь на воскресенье 14 сентября. Лайнер распался на множество фрагментов размером не более чем два на один метр. Обломки были рассеяны по территории в четыре квадратных километра. Никто из 88 находившихся на борту людей не выжил. На месте катастрофы обнаружено более тысячи фрагментов тел погибших. Личности их будут устанавливать с помощью анализа ДНК. Среди погибших пятеро детей младше 12 лет, двое детей младше двух лет (в том числе не зарегистрированный на отдельное место 11-месячный мальчик), а также Герой России, советник президента РФ Геннадий Трошев и вице-президент Федерации самбо РФ Владимир Погодин.
Эксперты говорят, что разбившийся «Боинг-737-500» оставался целым до самого удара о землю. Машина разлетелась на мелкие куски от удара и взрыва керосина, более пяти тонн которого на момент катастрофы оставалось в баках. Если бы самолет взорвался в воздухе, подчеркивают эксперты, его обломки были бы значительно крупнее. Возможно, перед катастрофой оказались неисправны и другие системы самолета. Эксперты отмечают, что в случае отказа систем контроля давления на борту могли быть сильно искажены показания навигационных приборов. Неполадками с давлением может объясняться и «неадекватность» пилота Родиона Медведева, о которой сейчас пишут многие СМИ. Якобы он выполнял указания диспетчера с точностью до наоборот, набрав высоту вместо снижения и уйдя на левый разворот вместо правого.
Был только миг: как пилоты обледеневшего A321 спасли 200 жизней
В четверг, 2 декабря, самолет авиакомпании S7, выполнявший рейс Магадан–Новосибирск, экстренно приземлился в аэропорту Иркутска. На борту находились 199 пассажиров и пять членов экипажа. Как заявил перевозчик, из-за обледенения борта отключился автопилот. По информации источника «Известий», обледенели оба двигателя, самолет стал крениться и быстро терять высоту. О том, как развивалась ситуация в небе и сколько времени было у пилотов, чтобы избежать катастрофы, — в материале «Известий».
«Жутко страшно»
Airbus 321 вылетел из Магадана в 11:42 по местному времени. Четыре с небольшим часа спустя он аварийно приземлился в аэропорту Иркутска, и 205 человек теперь с полным правом могут праздновать второй день рождения. Как рассказала «Известиям» одна из пассажирок, рейс с самого начала не был спокойным.
— Мы взлетели, и началась турбулентность, скажем так, очень сильная. Потом мы или теряли, или набирали скорость, но, в общем, давление испытывали очень сильное. Очень сильно качало. Жутко страшно. Не передать словами, — поделилась Екатерина.
По ее словам, сильная качка продолжалась около часа, пассажиры ощущали, что самолет резко потерял высоту.
— Мне казалось, что еще чуть-чуть — и мы ударимся о землю, — отметила Екатерина.
Пилот объявил, что будет техническая посадке в Якутске, но она не состоялась, и борт пошел на Иркутск, рассказала девушка. После этого ситуация, казалось, нормализовалась, пассажирам разрешили вставать.
Андрей Никитин, также летевший этим рейсом, говорит, что пассажиры сразу почувствовали — ситуация нештатная. В течение полутора часов самолет то проваливался вниз, то поднимался.
— Его постоянно кренило из стороны в сторону. Мы всеми фибрами души чувствовали это напряжение, которое было в салоне. Прекрасно понимали, что в любой момент может случиться трагедия. От себя скажу, что я уже мысленно простился со всеми родными и близкими, подумал о том, что у меня было в жизни, чего достиг, чего не достиг. Слава богу, чудо случилось, и мы не просто выжили, а не получили никаких увечий, самолет успешно сел в Иркутске. Я считаю, что это подарок судьбы, — рассказал он.
Взгляд из кабины
«5220, Mayday, Mayday, Mayday. Unreal board speed, research airport», — прозвучал международный сигнал бедствия из кабины пилотов. В Telegram-каналах появилась аудиозапись переговоров, во время которых пилот сообщил диспетчеру о «сильнейшем обледенении» и запросил посадку в ближайшем аэропорту. Сначала его направили на Якутск, но борт не смог зайти там на посадку.
О том, как развивалась ситуация, «Известиям» рассказал источник, близкий к следствию. По его словам, примерно через 15 минут после взлета вышла из строя система автопилота, предположительно, из-за обледенения. Управление самолетом перешло в ручной режим. Само по себе это не катастрофа: все пилоты тщательно отрабатывают эту ситуацию на тренажерах, а те, что поопытнее, оттачивали ручное управление и на самолетах. Однако борт бросало вверх-вниз, были проблемы с поддержанием скорости.
Уже после запроса экстренной посадки, на подлете к Якутску, пилот доложил, что экипаж не может стабилизировать самолет.
— Сибирь 5220, если есть возможность, набирайте 170-й эшелон для стабилизации.
— Пока ничего не можем, справиться со взлетом…
Обледенение не позволило самолету набрать нужную высоту, и вскоре борт начал заваливаться, самолет перешел на так называемый голландский шаг.
— Это колебания с постоянно возрастающей амплитудой. То есть самолет начинает немного терять высоту или образуется крен. Чтобы его блокировать, экипаж старается либо создать крен в другую сторону, либо, если самолет теряет высоту, задрать нос. После того как самолет с некоторой задержкой воспринимает это управляющее воздействие, он быстро переходит через нейтральное положение, и пилоту приходится парировать изменение в пространстве уже в другую сторону. Потом проблема повторяется, но уже с увеличением угла постоянно. Возникают риски, что самолет в какой-то момент потеряет управляемость, — рассказал глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Система подала сигнал «опасность сваливания», а также уведомила об обледенении первого и второго двигателей, рассказал источник. Примерно за 10 секунд борт потерял 2,7 тыс. м высоты. По мнению собеседника «Известий», если бы такая ситуация продлилась еще секунд восемь-десять, катастрофа была бы неизбежна.
Однако пилот смог взять управление под контроль и благополучно приземлиться в аэропорту Иркутска.
В Telegram-каналах появилось интервью с командиром воздушного судна Михаилом Кулагиным. Он подтвердил, что проблемы начались сразу после взлета.
— Буквально через две минуты после взлета заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё другое. Отказало всё, и понеслась чехарда. (…) Попробовали [зайти на посадку в Магадане], попытка эта не удалась, непонятно, какая скорость, мы не успели определиться, и жуткая болтанка, при которой не видно показаний скоростей. Всё наугад исполнялось, тангажи летали. По ощущениям, это было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, провалы были до 2 тыс. м, — рассказал он.
Пилот добавил, что в Якутской зоне экипаж дал отбой сигналу «Мэйдэй» и начал набор высоты.
Вина, ошибка или героизм
В авиакомпании S7 подтвердили, что сильное обледенение привело к отключению автопилота.
— S7 Airlines не исключает вероятности, что противообледенительная обработка ВС в аэропорту вылета была проведена с нарушениями. Таким образом, обледенение могло образоваться не только в воздухе, но и еще до взлета — на земле, — сказано в пресс-релизе компании.
В нем уточнено, что были потеряны «некоторые сигналы», и судно попало в «сложное пространственное положение». Также в компании отметили, что из-за обледенения показатели скорости, а также некоторые другие, в том числе крена и тангажа, могли быть недостоверны.
— Есть стандарты, как надо обрабатывать [самолет]. И крылья обрабатывают, и фюзеляж, чтобы там не было наледи и снега. Всё это прописано. Это же всё исторически на крови написано, как и все авиационные правила, — отметил исполнительный директор Авиарегистра России Александр Книвель.
Он вспомнил случаи, когда самолеты, которым не провели антигололедную обработку или провели ее неправильно, падали и разбивались. Так произошло с Як-40, который потерпел крушение при взлете в Шереметьево в 2000 году. Тогда погибли девять человек. Так вышло с АTR-72 авиакомпании «ЮТэйр», который рухнул 2 апреля 2012 года сразу после вылета из тюменского аэропорта Рощино. Следствие пришло к выводу, что причиной крушения стало обледенение самолета во время стоянки. Перед взлетом лайнер не был обработан противообледенительной жидкостью.
Однако есть видеозаписи, подтверждающие, что самолет S7 в аэропорту Магадана был обработан. Правда, пользователи соцсетей задаются вопросом, чем именно. Некоторые предполагают, что обледенение произошло из-за того, что вместо необходимых реагентов борт обработали автомобильной «незамерзайкой».
Пилот самолета заявил, что крыло у этой модели вынесено далеко назад, в связи с чем из кабины не видно, как происходила обработка. Он пояснил, что всё делается на доверии к обслуживающей компании.
Источник «Известий» уточнил: на самом деле неважно, чем именно обработают самолет, хоть горячей водой. Главная задача — полностью смыть лед. Это подтвердил бывший командир воздушного судна Александр Романов. Он пояснил, что двигатели защищает от льда специальная электроника.
— Надо более тщательно разбираться, потому что при проектировании двигателей такие вещи предусмотрены. Есть входные направляющие аппараты, которые нагреваются. Двигатели сделаны таким образом, что лед с них должен сбрасываться. Есть и электрический обогрев, и наддувы. Поэтому здесь что-то странное произошло, скорее всего, отказ противообледенительной системы, — считает он.
Иркутский следственный отдел на транспорте Восточного межрегионального СУТ СК России сообщил на своем сайте о том, что проводит доследственную проверку по ч. 1 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта»).
На грани катастрофы
Источник «Известий» также рассказал о вероятных причинах того, что самолет стало резко кренить из стороны в сторону. По его словам, технические особенности А321 не позволяют двум пилотам одновременно управлять бортом, так как суммируются передаваемые ими сигналы. Предположительно, после отключения автопилота управление вел второй пилот, потом его взял командир воздушного судна. Затем второй пилот тоже вмешался в управление и из-за одновременных сигналов судно начало раскачивать, сказал собеседник издания. Он уточнил, что такое действие можно охарактеризовать как ошибку, за которой обычно следует выговор. По данным источника издания, второй пилот уже опрошен следствием и его ждет отработка ручного управления на тренажере.
В то же время заслуженный пилот России Юрий Сытник заявил «Известиям», что пилоты проявили редкое мастерство пилотирования, справившись с критической ситуацией, когда счет шел на секунды.
— Просто удивительные летчики. Хватило у них мужества, хватило умения управлять этим самолетом с полным обледенением. Это редкий случай, когда на электрическом самолете ребята справились. Они просто молодцы. Это настоящие герои. (…) Сделали они всё правильно. Очень было сложно, потому что при обледенении самолет легко мог полностью потерять управление и упасть, — сказал он. — Если бы они потеряли скорость ниже критической, они бы не спаслись. Замечательный командир корабля и экипаж, второй пилот. Не растерялись в такой сложной ситуации. Крены достигали 90 градусов, по тангажу доходило до 40 градусов плюс-минус и перегрузки [были] мощнейшие.
Иного мнения придерживается заслуженный пилот СССР, председатель комиссии общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов.
— Самолет попал в зону интенсивного обледенения, в результате чего начали отказывать приборы, которые показывают скорость. Экипаж это своевременно не заметил и обнаружил только тогда, когда самолет несколько раз свалился в штопор, — предположил он. — По тем показателям, которые мы имеем, самолет был на грани катастрофы.
Магаданская транспортная прокуратура проводит проверку соблюдения требований законодательства в сфере безопасности полетов, уделяя внимание и наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.
Схватывайте на лету: что замечают пилоты, но не знают пассажиры
На одном из профессиональных интернет-форумов летчики и обслуживающий персонал авиалайнеров делятся тем, на что они обращают внимание, будучи не при исполнении служебных обязанностей.
Например, отставной пилот Том Ферриер всегда прислушивается к необычным звукам, принюхивается, нет ли посторонних запахов, и следит за тем, под каким углом находится солнце.
Неожиданное смещение солнца в иллюминаторе, как правило, говорит о резком изменении направления.
Настойчивые и многократные вызовы обслуживающего персонала по селектору также не стоит игнорировать».
Отставной пилот американской авиакомпании Джон Чешир всегда держит на примете ближайший аварийный выход, пересчитывая число сидений между ним и спасительной дверью.
Бывший член экипажа Брент Битчем описывает основной симптом воздушного завихрения, ожидаемого при посадке:
Пилот может игнорировать или принимать во внимание такие признаки, идя на снижение, когда «болтанка» в самом разгаре. Опять же, опытный экипаж будет знать, как ему управиться с этой процедурой, приблизительно минут за двадцать до того, как самолет начнет нырять в воздушные ямы. Поэтому если я, летая в качестве пассажира, слышу слишком раннее объявление о посадке, то уже знаю, чего мне ожидать».
Бывший гражданский летчик Хаши Ко любит угадывать момент, когда самолет, идя на снижение, минует отметку 10 тысяч футов. Тогда в салоне раздается «дзынь» и загорается знак «Пристегните ремни». Хаши Ко старается по ряду признаков отслеживать изменение высоты.
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Почему падают самолеты: главные причины авиакатастроф
От ошибок пилотов и до убийственных птичьих стай: оцениваем риски авиаперелетов.
Фото Joel&Jasmin Foresbird, unsplash
На днях случилось сразу несколько трагедий, связанных с российскими самолетами. В Турции разбился уникальный пожарный самолет-амфибия Бе-200, под Москвой упал опытный экземпляр транспортника Ил-112В, в Астраханской области катастрофу потерпел истребитель МиГ-29.
Авиапроисшествия с трагическим исходом бывают редко (например, в гражданской авиации — одно на 4-5 млн вылетов), но все же бывают. Цинично считать количество жертв, но все же: в 2020 году в авиакатастрофах коммерческих рейсов погибло 299 человек, а в рекордном 2005-м — 1015. Для сравнения: только в России в год в ДТП погибает от 15 до 20 и более тысяч человек. Про коронавирус мы уж совсем молчим.
Тем не менее, авиакатастрофы случаются, и случаются не просто так. Разобрались, почему все же до сих пор падают самолеты. Приготовьтесь прибрать свою аэрофобию и узнать тревожную информацию.
1 Ошибки пилотов
Полет проходит на высоте от нескольких сотен метров у малой авиации и до десяти с лишним километров у авиации «большой», и уронить машину на землю — смертельно опасно для всех на борту. К сожалению, пилоты — тоже люди, и иногда ошибаются, особенно, если попадают в сложную ситуацию. Ведь каждый авиаинцидент уникален, как уникален и личный опыт летчиков.
Управление пассажирским лайнером — это контроль за сотнями параметров полета и органами управления. Всему этому пилотов учат годами (и учат хорошо!), причем на каждый новый тип самолета необходимо переучиваться. И иногда бывает так, что в кризисной ситуации вбитые в подкорку рефлексы пересиливают тщательную подготовку. К примеру, не одна катастрофа случилась из-за того, что в советских и западных самолетов были приняты разные системы индикации на авиагоризонте — приборе, который показывает положение самолета в пространстве. У летчика, долгие годы отлетавшего на Ту-134, при переходе на Airbus в кризисный момент (например, при полете без автопилота ночью в сложных метеоусловиях) может случиться флешбек из прошлого, и он считает показания авиагоризонта с точностью до наоборот, в результате перевернет машину вверх ногами. По некоторым данным, именно так произошла катастрофа Boing 737-500 в Перми в 2008 году
Во многих случаях катастрофы можно было избежать. В 2006 году пилоты Ту-154, вылетевшего из Анапы, попали в грозовой фронт под Донецком. Они попытались облететь зону турбулентности и грозы сверху, но не справились с управлением, вышли на закритические углы атаки, потеряли подъемную силу и вошли в плоский штопор, выхода из которого уже не было. Погибли все 160 человек, находившихся на борту.
2 Ошибки наземных служб
Это всегда сложно принимать, но наша жизнь на борту самолета зависит от действий сотен людей — не только пилотов, но и диспетчеров и техников или даже грузчиков. К примеру, в 2013 году наземные службы плохо закрепили броневик MRAP внутри грузового салона Boeing 747 в афганском Баграме — после взлета он сорвался с места и мало того, что нарушил центровку самолета, так еще и заклинил руль высоты. Результат — неминуемая катастрофа.
Иногда ошибаются диспетчеры. Сейчас их работа упрощена обилием цифровой техники, а раньше случались прямо-таки вопиющие случаи. К примеру, в 1984 году в Омске на своем рабочем месте заснул диспетчер. До этого он разрешил машинам технических служб выезд на полосу, но забыл включить соответствующую индикацию. В результате в снегоуборщики врезался садившийся Ту-154, погибли 178 человек.
А когда ошибки пилотов и техников накладываются друг на друга, становится совсем опасно. В 2005 году в Греции упал Boeing 737-300, погибли 121 человек. Причиной стала разгерметизация лайнера: экипаж и пассажиры потеряли сознание из-за нехватки кислорода. Проблемы с системой поддержания давления отмечались на этом экземпляре самолета и раньше. Поэтому техники провели соответствующие тесты, но после их окончания забыли перевести регулятор системы поддержания давления в автоматический режим. Пилоты в полете не смогли вовремя найти причину того, почему кислород уходит, в том числе и из-за начавшейся гипоксии.
Порой к таким взаимным ошибкам приводит недопонимание пилотов и диспетчеров: из-за этого правила ведения переговоров бортов с наземными службами постоянно усовершенствуются, чтобы не допустить двояких толкований. Так, не поняли друг друга пилот Boeing компании KLM и диспетчер авиавышки на Тенерифе в 1977 году (они использовали для переговоров нестандартные фразы), это стало одной из причин крупнейшей авиакатастрофы, унесшей жизни 583 человек.
3 Проблемы с техникой
Самолет — очень сложная машина. Что небольшой частный джет, что огромный лайнер, что (даже) обычный «кукурузник». Например, в Boeing 474 насчитывается примерно 6 млн деталей. Большая часть поломок не несет непосредственной опасности — например, современные лайнеры способны продолжать взлет даже при отказе одного из двух двигателей. Но иногда случаются не предусмотренные конструкторами проблемы.
Например, в середине 50-х разбилось несколько первых в мире коммерческих авиалайнеров De Havilland Comet: они просто разрушались в воздухе. Расследование показало, что причиной стала усталость материала или перенапряжение планера, чему способствовала, в частности, неудачная конструкция иллюминаторов.
Из более свежих — и вопиющих примеров — серия катастроф новейших Boeing 737 MAX, к которым привело в буквальном смысле восстание машин. Причиной стало некорректное поведение системы автоматического управления MCAS — вместо того, чтобы помогать пилотам, она переводила лайнеры в пикирование. Плохая работа программистов и инженеров привела к гибели нескольких сотен людей.
Авиационные эксперты говорят, что недавнее падение Ил-112 тоже может быть связано с нарушениями в работе техники: во время полета у него загорелся двигатель.
4 Действие извне
Иногда гражданские лайнеры становятся мишенями для военных. Так, в 2020 году при взлете из аэропорта Тегерана ракетой «Тор» по ошибке был сбит Boeing 737 украинских авиалиний. Все 176 человек на борту погибли. Таких печальных инцидентов не так уж мало — сбит был корейский Boeing 747 в 1983 году, российский Ту-154 в 2001 году, малазийский Boeing 777 в 2014-м. В таких катастрофах все омрачается тем, что у пилотов почти нет шансов спасти пассажиров. Хотя примеры относительно счастливых исходов тоже бывают: в 1978 году пилот обстрелянного советским Су-15 южнокорейского Boeing 707-321B сумел посадить поврежденную машину на лед озера Корпиярви в Карелии.
Действие извне не всегда связано с человеческим фактором. Например, «сбить» самолет могут птицы, попавшие в двигатель. Обычно это не приводит к фатальным последствиям, но иногда из-за столкновения с птицами могут остановиться все двигатели самолета. Как произошло в 2009 году с Airbus A320-214, взлетевшим из аэропорта Нью-Йорка. Тогда пилоты справились, продемонстрировав чудеса летного мастерства и посадив огромный лайнер на воду Гудзона.
5 Причуды погоды
В современной авиации чаще всего сложные погодные условия не служат единственной и главной причиной катастрофы. Скорее, они усугубляют иные причины — летчикам становится гораздо сложнее, и они чаще совершают ошибки. То же и с техникой: например, обледенение само по себе уже не так страшно для самолетов, как несколько десятков лет назад — но в случае проблем с противообледенительной системой может случиться катастрофа.
Иногда все три фактора накладывыются друг на друга: в Суданском Хартуме выкатился за пределы полосы A310, погибло 30 человек. Одной из причин стала мокрая от ливня ВПП, второй — то, что летчик приземлился слишком далеко от ее края, третьей — отказ реверса тяги, тормозящего машину после посадки.
Впрочем, порой погода все-таки непреодолима и берет свое. В 1979 году в Катаре при заходе на посадку упал Boeing 727-2D3. Он попал в нисходящий поток, с которым пилоты при всем желании не смогли бы справиться. Удивительно, но 19 человек в этой катастрофе выжили.