как определить что звонят мошенники а не банк
Позвонили из службы безопасности банка: как вовремя заметить подвох
Если бы эти деньги теряли только москвичи, то каждый житель лишился бы 110 рублей. Если бы мошенники переключились на екатеринбуржцев, то потери были бы больше — 933 рубля с каждого.
Причем в 97 случаях из 100 мошенники похищают деньги с помощью социальной инженерии — то есть вводят клиента в заблуждение и буквально заставляют перевести им деньги.
Рассказываем, что точно не скажет настоящий сотрудник банка.
«Здравствуйте, это служба безопасности. Назовите номер карты»
Опасность: позвонить могут с любого номера. Мошенники научились использовать уязвимости протоколов телефонных соединений: так они подставляют «красивый» номер, клиент банка видит знакомые цифры — и не сомневается, что разговаривает с настоящим сотрудником.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Мы остановили подозрительную транзакцию. Кто-то пытается подобраться к вашим деньгам — нужно заблокировать карту. | Я уточняю данные, чтобы зайти в твой кабинет. Я уже залогинился по номеру телефона — осталось получить код. |
Как на самом деле. Банк использует для уличения мошенников разные способы, в том числе специальные алгоритмы, которые отслеживают изменения счетов клиентов. Поэтому нельзя заранее сказать, какие операции банк посчитает подозрительными, — но в первую очередь это переводы на новые реквизиты.
Главное отличие настоящей службы безопасности от мошенника — банку достаточно услышать, что вы не подтверждаете операцию. Никаких кодов для блокировки никогда не запрашивают.
Что делать. Спросите, по какой именно карте подозрительная операция. Настоящий сотрудник без труда скажет последние 4 цифры номера карты, а мошенник, наоборот, будет просить у клиента номер, еще и целиком.
«Помогите нам сохранить ваши деньги»
Мошенник предлагает заблокировать карту: конечно же, клиент соглашается. В этот же момент — прямо во время разговора — жертва слышит «динь». Это смс от банка, которое якобы подтверждает блокировку.
Опасность: мошенники уже научены, что не все говорят код из смс. Поэтому переключают на IVR — интерактивное голосовое меню, а потом уже просят ввести код в тоновом режиме после сигнала. Жертва вводит код на смартфоне, а не диктует человеку — это создает иллюзию безопасности.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Сообщите, пожалуйста, цифры из сообщения, чтобы я смог заблокировать счет. | Ахаха, спасибо за код, сейчас я зайду в твой личный кабинет. |
Когда банку нужны пароли из смс: при телефонном разговоре — никогда.
Что делать. Прервать разговор и срочно заблокировать карту, если успели сообщить код. Мошенник уже вошел в личный кабинет — теперь ему нужно вывести деньги.
«Помогите поймать мошенника»
Жертву успокаивают — карта заблокирована, деньги заморожены — и просят поговорить еще и с сотрудником внутренней службы безопасности. Якобы именно работник банка пытался вывести деньги со счета, а не какой-то посторонний мошенник — помогите его вычислить.
Опасность: клиента максимально долго держат на линии — нужно провернуть аферу в течение одного разговора. Поэтому мошенник никогда не скажет «передал информацию, вам перезвонят», а сразу же переключит на коллегу.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
У вас чуть не украли деньги, хорошо, что мы успели вовремя. Помогите нам найти преступника! | Ты уже в игре: у нас есть доступ к личному кабинету, а сейчас мой сообщник поможет обнулить счета. |
Как должно быть. Служба безопасности банка никогда не привлекает клиентов к поиску нечестных сотрудников. И уж тем более сотрудник банка не попросит обманывать своего коллегу.
Что делать. Вы не обязаны ничего объяснять и соглашаться ловить мошенников: просто бросьте трубку.
«Переведите деньги на страховой счет»
В разговор вклинивается второй мошенник — «охотник за нечестными сотрудниками банка» — и говорит точную сумму остатка на счете. Он не ошибается ни на копейку, потому что сидит в личном кабинете жертвы.
Мошенник уверяет, что всю сумму нужно перевести на страховой счет, чтобы деньги с «заблокированного» счета не потерялись. Он уже создал этот «страховой» счет и сам может его пополнить — от клиента требуется только назвать код из смс.
Но главное: во время этой операции можно вычислить тех самых нечестных сотрудников, которые пытались снять деньги. Якобы они следят за счетом — и обязательно позвонят, если увидят перевод.
Опасность: часто мошенники перехватывают звонки от настоящих сотрудников банка. Схема простая: они просят жертву набрать код, который якобы несет добро и счастье — защищает счет, подтверждает личность. Но на самом деле жертва настраивает переадресацию — и на все звонки отвечает мошенник.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Когда позвонят из банка и спросят, переводите ли вы всю сумму, ничего не рассказывайте — это и есть те нехорошие сотрудники, которые чуть не украли ваши деньги. Будем их ловить. | Я уже создал черновик перевода в твоем кабинете. Если позвонят настоящие сотрудники — молчи. Проболтаешься — я ничего не получу. |
Как должно быть. Когда счет заблокируют, то вместе с ним заблокируют и карту. Логин и пароль от личного кабинета станут недействительными — их придется придумывать заново. Обязательно уточнят, разглашены ли данные карты, если да — оформят перевыпуск.
Что делать. Шанс сохранить деньги есть — нужно отказаться от перевода на якобы страховой счет, когда вам позвонят настоящие сотрудники банка.
Запомните USSD-команду, которая включает переадресацию: **21*+7XXXXXXXXXX#. Все звонки, в том числе и настоящей службы безопасности, уйдут на номер мошенников. Сотрудник банка никогда не попросит вводить такую команду на телефоне.
«Если не переведете деньги — банк вас оштрафует»
Чтобы клиент скорее подтвердил перевод, мошенник сообщает, что в ином случае банк заберет 50% суммы. Якобы деньги нельзя просто заморозить — банк ими пользуется, поэтому их нужно скорее положить на другой счет.
Здесь две схемы: либо клиент сам переводит деньги, либо за него это делает мошенник. В первом случае мошенник сообщает реквизиты «страхового» счета, и клиент пополняет его. Во втором — сам создает операцию в личном кабинете жертвы и просит код подтверждения.
Опасность: «страховой» счет, на который просят перевести деньги, принадлежит подставному лицу — его называют дроп. Этот человек за небольшую плату оформляет на себя обычную дебетовую карту, а затем передает ее мошенникам. Поэтому вернуть деньги с карты дропа будет почти невозможно, даже если у жертвы будут его данные.
Что слышит жертва | Что это значит |
---|---|
Чтобы перевести деньги на страховой счет и избежать штрафа со стороны банка, продиктуйте код из смс. | Скажи код, и я нажму кнопку «перевести» в твоем кабинете. |
Как должно быть. Нет никаких штрафов: все тарифы прописаны в договоре. Клиент может распоряжаться своими деньгами как угодно: захотел — снял деньги, захотел — перевел.
Что делать. Это последний шанс: не говорите код из смс. И не переводите сами: никаких «страховых счетов» не существует.
Около месяца назад звонили такие. Говорят: «Мы из службы безопасности ВТБ. Вы сегодня переводили Сергею Глущенко 14 000 рублей?» Я говорю: «Возможно. » В общем очень скоро они сами повесили трубку. А карты ВТБ у меня нет и никакого Глущенко я не знаю)
Пару раз звонили. Спрашивали: вы переводили деньги Васе Пупкину в Уфу. Я всегда радостно соглашаюсь: Конечно, переводила. На том конце либо в ступор впадают, либо ругаются матом и бросают трубку.
Но самый действенный способ, если вам звонят из «Службы безопасности банка» немедленно положить трубку и, если вы тревожный человек, перезвонить самому по известному вам номеру, чтобы убедиться, что все хорошо.
И мне звонили, буквально на днях. Перевод на 5390 руб в Красноярске «зарегистрировали». Блин, ты сбрасываешь, а они повторно названивают: «По какой причине, Иван Иванович, вы сбрасывание звонок?»
Через 5 дней ещё раз позвонили, с тем же подкатом, у меня нет ни карты сбербанка, ни счета в нем. Слов нет.
Клиенты сбербанка будут получать много таких звонков. база данных утекла, СБ не действует а уровень грамотности клиентов сбера на дне!
Оформил на сайте Тинькофф банка кредитку, заполнил все данные в форме. После этого позвонили из банка и начали спрашивать ещё раз всю ту же информацию, включая уровень ЗП. Вроде бы не мошенники, а данные все равно приходится называть по телефону. IT на уровне
Мне как то позвонили типа какой то Зайчиков третий раз пытается снять деньги с моей карты и называют сумму где то около 20000 рублей. Я говорю идите на. У меня нет столько денег, в ответ измененным голосом мне отвечают уже не любезные сотрудники: потому что ты бомжара и бросают трубку)))
Вы бы сделали какую-то идентификацию ваших опросов.
А то звонять «мы проводим опрос от банка», после таких статей получают сброшенную трубку, звонок в банк, а там и правда опрос был.
Какой-нибудь push в приложение или сообщение в чат, что вам сотрудник звонит, не пугайтесь
Я на любые звонки из служб безопасности ругаюсь матом и желаю побыстрее сдохнуть. Перехожу на личности и национальные особенности звонящих. Так же описываю их половые предпочтения и желаю, что бы когда понадобится им талончиков в онкологию не нашлось. Вешают трубку :-(, иногда ругаются.
Вы страшный человек)))
Игорь, нет. Чтобы совершить перевод нужен новый код.
Обычно, когда звонят мошенники, слышно шум колл центра в трубке. При разговоре с банком такого никогда нет, потому что телефоны нормальные.
Olga, лол, при разговоре с Тинькофф (сам им позвонил) было слышно отчетливо о чем говорят коллеги оператора на заднем фоне. Причем довольно громко, включая громкий смех. А на холд (удержание с музычкой) в Тинькофф почему-то не ставят. «-Минуту», и ты несколько минут слышишь дыхание оператора + разговоры его коллег на фоне. И это не однократный случай с одним оператором)))
Шум специально делают, чтоб было похоже.
Игорь, а я подумала, что у них там целая куча мошенников сидит и все кому то звонят)
Наталья, так и есть. Они делают массовый обзвон из одного помещения. Никогда сб не звонит из колл-центра!
Nadia, Это в основном в тюрьмах такие колл-центры. Сидят зэки и обзванивают.
и самое прикольное. ЧИТАЙТЕ SMS.
например
————
Код для совершения операции 1111111111.
Не сообщайте его никому!
————
вот честно. прочитайте и ОСОЗНАЙТЕ слова «Не сообщайте его никому!»
Nastia, причем тут банки.
Этим полиция должна заниматься.
Звонят периодически, говнюки, при этом мои ФИО знают и даже банк. Сразу включаю «тётку бессмыссленную», бесконечно туплю, переспрашиваю (слыша радость в голосе от легкой добычи) потом либо «- Вечер в хату, часик в радость чифир в сладость», либо сами вешают трубку, понимая что их троллят
Я сегодня попала в такую ситуацию с лже-Сбером. Уже в процессе поняла, что меня разводят. Деньги успела перевести на другие счета. А вот карту придётся перевыпускать(
Звонили неделю назад как раз по описанному сценарию. Когда минут через 5 разговора стали спрашивать номер карты, чтобы идентифицировать для отмены транзакции (якобы транзакция заморожена на 10 минут и если не отменить, то деньги уйдут), стало ясно, что это мошенники. Звонок в сбер подтвердил, что это были мошенники и такого номера у них нет в базе.
Мне звонили со сбербанка, говорили, что с моего личного кабинета была отправлена заявка на кредит, просили подтверждения. После того как я не подтвердила, сказали, что необходимо меня идентифицировать как клиента и попросили номер любой карты, если я им не могу предоставить такую информацию, то они будут вынуждены все мои карты заблокировать. Сказала, что даю добро, блокируйте все что сможете. 😁😁😁😁. Разговор на этом закончился. Личный кабинет у меня уже год как заблокирован. Да и нет у меня карт сбербанка.
Звонили из Тинькоффа где-то месяца полтора назад. Говорили про подозрительный перевод за границу, и что карту заблокировали за этот перевод (а я, так уж случилось, действительно делала перевод накануне). Но когда они начали задавать тупые вопросы, чтобы разблокировать карту, я поняла, что это мошенники. Ведь кто-кто, а этот банк знает обо мне все (это немного страшно, но зато наверняка определяю обман)
Ну тут и так понятно. Если спрашивают паспортные данные или любую другую конфиденциальную информацию, значит мошенники.
Мне как-то звонил «лже-Тинькофф», называя именем жены (!). Я-то пользуюсь их услугами, но супруга — нет. Понятно, что перепутались данные в какой-нибудь слитой базе. Но этот факт сломал звонящего, он бросил трубку и пока больше не звонили. А жаль — хотелось успеть пожелать ему всего плохого.
ДА!Обворовывали несколько раз.На последние звонки посылаю в ж..у!
Тоже звонили 2 дня подряд на прошлой неделе от имени Сбера, обращаются по имени-отчеству. Хотя карты Сбера у меня много лет уже нет. Якобы я перевел N-ную сумму денег в Альфу. В первый раз я сразу им сообщил, что пусть ищут лохов дальше. На том конце бросили трубку. На следующий день та же легенда с того же номера. В этот раз я сказал, что якобы действительно выполнил перевод несколько минут назад именно на такую сумму. «Перевод выполнен с айпи в Иркутске. Вы там находитесь?». Отвечаю, что да (хотя нет). «Зачем вы, Дмитрий Батькович, обманываете банк? Вы находитесь в другом городе (называет мой город)». Тут я не выдержал и послал мОлодца куда подальше, чтобы он своей мамаше позвонил, на деньги развёл. Так этот хмырь начал пугать, что найдёт меня )))
6 признаков, что вам звонят НЕ из службы безопасности Сбербанка
В последнее время мошенники очень часто притворяются сотрудниками службы безопасности популярных банков. По телефону они сообщают о сомнительном платеже или переводе и пытаются выманить данные, чтобы украсть деньги с карты. Как сходу определить, что вам звонит злоумышленник?
1. Подозрительный номер телефона
Мошенники : могут позвонить со скрытого номера, с обычного мобильного номера (начинается, к примеру, на +7 (910), +7 (925), +7 (900) и так далее) или с номера, который не принадлежит банку — но необязательно.
Сотрудники банка : звонят только с официального номера банка и — в очень редких случаях — с мобильного номера. В Сбербанке, к примеру, это 900, 8 (800) 555-55-50 и +7 (495) 500-55-50.
К сожалению, злоумышленники могут пользоваться специальными программами для подмены номеров — когда при звонке определяется номер банка. Несмотря на то, что в 2020 году такая схема стала использоваться реже, не стоит терять бдительность, даже если звонок идёт с официального номера.
2. Попытка узнать конфиденциальную информацию
Мошенники : стараются получить информацию о полных реквизитах карты (номер, ПИН-код, CVV-код — три цифры на оборотной стороне карты), код из СМС, пароль от онлайн-банка или кодовое слово. Иногда данные просят сообщить «роботу» — якобы для безопасности.
Сотрудники банка : могут сами назвать вам номер вашей карты. И никогда не спрашивают конфиденциальную информацию: ПИН-код, CVV-код, пароли из СМС и от личных кабинетов.
Как быть? Заканчивайте разговор, если на другом конце провода вас просят назвать секретные данные карты, личного кабинета или пароли из СМС, — даже если эти данные нужно назвать роботу, переслать в СМС или ввести в специальную форму на сайте.
3. Спешка, нагнетание обстановки, угрозы
Мошенники : убеждают в серьёзности ситуации — например, что подозрительную операцию нужно срочно отменить, иначе с вашей карты спишут все деньги. Раздражаются, если вы слишком долго думаете или сомневаетесь. Отговаривают вас перезванивать на официальный номер банка.
Сотрудники банка : говорят спокойно, не торопят, поддержат вас, если вы решите перезвонить в банк самостоятельно.
Как быть? Цель мошенников — сбить вас с толку, чтобы в спешке и стрессе у вас не было возможности рационально размышлять и вспомнить все советы по безопасности. Если чувствуете, что на вас давят, положите трубку и перезвоните на официальный номер банка: его можно найти на оборотной стороне дебетовой или кредитной карты и на сайте. Также можно зайти в приложение или личный кабинет банка, чтобы убедиться, что с вашего счёта ничего не списали.
4. Затруднение при ответе на вопросы
Мошенники : могут не знать всей информации о вас — например, вашего отчества, номера карты или наличия других продуктов в банке (ещё одной карты, кредита или вклада).
Сотрудники банка : смогут назвать вам 4 последние цифры номера вашей карты, знают обо всех продуктах, которые открыты на ваше имя в банке (в том числе точные суммы на счетах), и ваши паспортные данные.
Как быть? Задайте несколько вопросов звонящему: «Какое у меня отчество?», «Назовите номер моей карты, с которой произошла “подозрительная операция”?», «Какие ещё продукты в банке есть на моё имя?» Мошенники могут ответить вам, что это конфиденциальная информация, которую они не вправе разглашать, — смело вешайте трубку.
В пресс-службе Сбербанка предупреждают, что не стоит пытаться определить, мошенник это или нет, при помощи вопросов позвонившему — мошенники могут быть очень убедительными. Если переживаете, позвоните в банк на официальный номер или напишите в чат в приложении банка.
5. Культура речи
Мошенники : часто делают ошибки в словах и ударениях, разговаривают небрежно, на заднем фоне слышен шум. Вместо названия банка могут говорить: «Наш банк».
Сотрудники банка : обычно произносят заученный текст по скрипту, редко делают ошибки в произношении слов и ударениях. Если произносят название банка, то полностью.
Как быть? Если у вас вызывает подозрение речь собеседника на том конце провода, то сбросьте звонок и наберите официальный номер банка — он есть на оборотной стороне карты или на сайте. Важно: не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, даже если он кажется похожим на официальный.
6. Призывы к действиям
Мошенники : могут просить вас о каких-либо действиях. Например:
снять деньги в банкомате и положить их на другой счёт;
перевести деньги на специальный «безопасный» счёт;
установить какие-нибудь программы на телефон или компьютер (TeamViewer, AnyDesk и другие, с помощью которых они на время получат полный доступ к вашему устройству и смогут зайти в личный кабинет банка);
перечислить любую сумму (к примеру, как «обеспечительный платёж» или «для проверки»);
ввести команду на телефоне (это может привести к переадресации вызовов с вашего телефона на номер мошенников);
Сотрудники банка : могут попросить вас подтвердить или опровергнуть сомнительную с точки зрения банка операцию. Если вы не подтвердите платёж или перевод, сотрудник сообщит, что операция отменена, ваши деньги остались на карте, а саму карту лучше заблокировать и перевыпустить — сделать это можно через приложение, на сайте или в офисе банка.
Как быть? Не совершать никаких дополнительных действий, кроме ответов на вопросы.
Важно помнить
Не сообщайте никому пароли и коды из СМС, полный номер карты, CVV-код с оборотной стороны карты, пароль от личного кабинета или приложения банка, кодовое слово.
СМС из банка всегда приходят с одного и того же номера. Если СМС, например, о совершённом переводе или платеже пришло в новый диалог, скорее всего, это мошенники. Проверьте информацию о балансе на вашем счёте в приложении или личном кабинете банка.
Не переходите по ссылкам из СМС, не устанавливайте на телефон и компьютер незнакомые вам программы.
Не переводите деньги на счета незнакомых людей и организаций, даже если это якобы сотрудник банка или «специальный счёт».
Не перезванивайте на незнакомые номера, особенно короткие: они могут быть платными. Если вам звонили «из банка», но у вас возникли сомнения, не перезванивайте по тому же номеру, даже если он похож на официальный. Наберите номер банка вручную: его можно посмотреть на оборотной стороне карты или на сайте банка. Или напишите сотрудникам через приложение банка.
Если вы всё-таки сообщили мошенникам информацию о карте или код из СМС, срочно позвоните в банк по официальному номеру и заблокируйте карту.
Сообщите о мошенниках в банк, от лица которого они действовали. В Сбербанке, например, можно заполнить специальную форму на сайте.
Как понять, что звонят не из банка, а мошенники
Если вам звонит сотрудник службы безопасности банка и пытается выяснить данные банковской карты или просит совершить какие-либо действия по переводу денежных средств, вам звонит мошенник. Разбираемся, как распознать мошенника и не потерять свои деньги.
Фото: Photo by Adria Berrocal Forcada on Unsplash
Как определить, что вам звонит мошенник
Представьте ситуацию. Вам звонит сотрудник службы безопасности банка и сообщает, что с вашей карты пытаются похитить деньги. Если срочно не заблокировать операцию, средства спишутся и попадут в руки мошенников. Не спешите паниковать. Вероятнее всего, на другом конце провода мошенник.
Напугав перспективой потери денег, он попробует получить сведения, необходимые, чтобы обокрасть вас. Мошенник попросит назвать данные карты, секретный код из смс или даже предложит для сохранности денег перевести их на специальный «защищенный счет». Не соглашайтесь. Важно не поддаваться панике, даже если звонящий пугают потерей средств.
Чтобы сделать проворачиваемые схемы более убедительными, мошенники могут разыгрывать целые телефонные спектакли: известны случаи, когда злоумышленники звонили даже от имени правоохранительных органов.
В некоторых случаях мошенники пытаются сыграть еще и на чувстве справедливости своей потенциальной жертвы. Убеждая, что к счету получил доступ сотрудник банка, злоумышленники просят помочь поймать преступника. Чтобы его задержать, якобы необходимо четко следовать утвержденному регламенту ЦБ и, в первую очередь, перевести деньги на «защищенный счет». На самом же деле, мошенники пытаются всеми силами убедить человека перевести деньги на один из их счетов.
Известны также случаи, когда мошенники убеждали человека взять онлайн-кредит и перевести полученные деньги на специальные «страховые счета». По легенде это было необходимо, чтобы «обезвредить» кредитную заявку, которую ранее мошенники якобы подали от имени клиента. Впрочем, легенда может быть любой: злоумышленники постоянно ищут новые эффективные схемы обмана.
Но не существует никаких «защищенных» или «страховых» счетов, на которые вас мог бы попросить перевести деньги настоящий сотрудник банка. Если банковская карта будет скомпрометирована, банк просто ее заблокирует, но никогда не попросит вас переводить деньги куда-то еще.
В некоторых случаях вам действительно могут позвонить из службы безопасности банка, например, чтобы удостовериться в том, что именно вы совершили денежную операцию, которую система мониторинга банка сочла подозрительной. Такое, к примеру, может случиться, если вы не предупредили банк, что уезжаете в другую страну, и расплатились там картой. Однако в этом случае достаточно просто подтвердить сам факт денежной операции. Настоящий сотрудник банка не будет просить назвать номер карты, срок ее действия и другую платежную информацию. Он никогда не предложит перевести деньги на «страховой счет» и не попросит назвать код из смс. Помните: при малейшем сомнении, что вы говорите с сотрудником банка, лучше положить трубку и позвонить в банк самостоятельно.
Как защититься
1) Ни в коем случае не отвечайте на вопросы собеседника и не совершайте никаких действий по его указанию.
2) Не переводите деньги на другие счета по указанию звонящего, даже если он убеждает вас, что это необходимо для их сохранности.
3) Не подавайте заявку на кредит по указанию звонящего, даже если «сотрудник службы безопасности» убеждает, что это необходимо для аннулирования кредитной заявки, которую якобы ранее подали мошенники.
4) Не сообщайте собеседнику конфиденциальные данные — например, полный номер банковской карты, срок ее действия, код с обратной стороны, код безопасности из СМС, пароли от интернет-сервисов банковского обслуживания.
5) Помните, что звонящий вам «сотрудник службы безопасности банка «А» не может вас соединить или передать сведения «сотруднику безопасности банка «Б», если вам сообщают подобную информацию, то это мошенники.
6) Повесьте трубку и перезвоните в банк сами, если у вас есть малейшие сомнения в том, что вы говорите с сотрудником банка. Вы также можете связаться с банком по одному из официальных каналов связи, например, через чат в мобильном или интернет-банке.
Как распознать мошенника в соцсетях
Социальные сети – еще один канал связи, через который мошенники могут попытаться добраться до ваших денег. Как правило, они ищут потенциальных жертв в официальных сообществах банков. Например, когда клиент банка обращается с какой-то проблемой в комментариях, мошенник может написать ему с поддельного аккаунта личное сообщение, в котором выдаст себя за официального представителя банка. Злоумышленник предложит разобраться в ситуации и попросит прислать информацию, которую попытается использовать для воровства.
Как защититься
1) Если у вас есть вопрос или претензия к банку, лучше всего сразу писать в личные сообщения официальных сообществ в социальных сетях, а не оставлять комментарии, видимые всем пользователям. Но главное – ни в коем случае не оставляйте в публичном поле свои личные данные.
2) Никогда не передавайте платежные данные карты, секретные коды из смс и данные для входа в интернет-банк посторонним.
3) Если вам написал представитель банка в социальных сетях, это уже повод заподозрить мошенничество. Представители банков, как правило, не общаются с клиентами со своих личных аккаунтов в социальных сетях и не пишут первыми, даже если вы ранее оставили публичный комментарий. Обычно официальное сообщество банка отвечает клиенту в комментариях просьбой прислать детальную информацию о проблеме в личные сообщения официального сообщества.
Как обнаружить мошенническое письмо
Мошенничество через электронную почту или по смс также сохраняет популярность. Если вам пришло сообщение или письмо c «уникальным предложением» от банка, предложением пройти оплачиваемый опрос или сообщением о выигрыше в лотерею, в которой вы не участвовали – это мошенники. Для получения «выигрыша» или участия в «уникальной акции» вам могут предложить пройти по ссылке и авторизоваться, используя логин и пароль от личного кабинета на сайте банка. Так мошенники смогут получить данные для доступа в ваш интернет-банк.
Однако злоумышленники могут действовать и по-другому. Например, замаскировать вредоносное приложение под официальный документ из банка. Не спешите открывать подобный документ, тем более если вы его не заказывали и не ждали. Возможно, это вредоносное приложение, с помощью которого мошенники смогут получить данные о ваших счетах или доступ в интернет-банк.
Даже если на вашу электронную почту пришло письмо, которое выглядит как официальное сообщение из банка, будьте бдительны. Мошенники могут подделывать не только оформление и стиль письма, но и отображаемый адрес отправителя. Внимательно проверяйте адрес в поле письма «От кого». Как правило, все письма от банков и брендов заканчиваются адресом официального сайта. Например, письма от банка «Восточный» заканчиваются на @vostbank.ru. Если у вас есть сомнения в подлинности письма, лучше не переходить по ссылкам и не открывать вложений.
Как защититься
1) Проверяйте подлинность адреса электронного письма в поле «От кого».
2) Не открывайте вложений и не переходите по ссылкам из письма, если не уверены, что оно в самом деле от банка.
3) Пользуйтесь антивирусом и своевременно обновляйте его.
Как распознать мошеннический сайт
Нередко мошенники создают поддельные сайты, которые на первый взгляд выглядят как официальные сайты банков. Ссылки на такие сайты (их называют фишинговыми) рассылаются по электронной почте в письмах, которые маскируются под официальные письма банков. Если перейти по ссылке и ввести свои данные (например, платежные данные карты или логин и пароль от интернет-банка) на фишинговом сайте, мошенники смогут использовать их для получения доступа к вашему счету.
Всегда внимательно проверяйте адрес сайта. Безопаснее всего вводить адрес сайта банка в адресную строку вручную. Чтобы усилить безопасность, для входа на сайт банка можно использовать отдельный защищенный браузер.
Как защититься
1) Никогда не вводите данные для входа в интернет- или мобильный банк на сторонних сайтах.
2) Внимательно проверяйте адрес открывшегося сайта. Помните, что адрес поддельного сайта может быть похож на адрес настоящего сайта банка и отличаться от него лишь одним или двумя символами.
3) Не отключайте вход по одноразовому паролю в настройках безопасности интернет-банка.
Как отличить мошенника от покупателя
Если вы оставили объявление о продаже того или иного товара на одном из сайтов, мошенники могут воспользоваться и этой информацией. Например, вам могут позвонить под видом покупателя и попросить для оплаты товара не только номер вашей карты, но и другие данные – имя, фамилию, срок действия и код с обратной стороны карты. Мошенник может также попросить прислать фото карты, чтобы получить эти данные. На самом деле, для совершения перевода на карту покупателю достаточно знать номер карты. Если он просит сообщить дополнительные данные или прислать код из смс – это мошенник.
Как защититься
1) Никогда и никому не сообщайте полные данные банковской карты, например, код безопасности на обратной стороне карты, срок действия карты, фамилию и имя держателя, ПИН-код, кодовое слово, пароли и коды из смс;
2) Пользуясь услугами сервисов по продаже новых и б/у товаров, не уходите в мессенджеры, ведите всю переписку только в чате сервиса;
4) Прежде чем ввести в какую-либо форму данные своей банковской карты, изучите адрес сайта, проверьте, когда он был создан. Если сайту пара месяцев – с большой долей вероятности он мошеннический. Доверяйте только официальным сайтам.
Подробнее о том, как безопасно покупать и продавать вещи в интернете, читайте здесь.
Универсальные правила безопасности
1) Не поддавайтесь панике, если вас пугают потерей денег по телефону или e-mail. Обычно злоумышленники пытаются играть на наших страхах и застать нас врасплох.
2) Относитесь с подозрением ко всем сообщениям, в которых вам предлагают получить «легкие деньги», например, выигрыш в лотерею. Не менее подозрительно относитесь к предложениям поучаствовать в «уникальной акции» или получить «беспрецедентный бонус». Помните, что банки не проводят платных опросов, тестирований и т.п.
3) Помните, что сотрудники банка никогда не запрашивают у клиентов полный номер банковской карты, срок ее действия, коды из СМС и push-уведомлений, учетные данные для входа в интернет-банк. Никому не сообщайте эту информацию.
4) При возникновении малейших сомнений, что вы общаетесь с сотрудником банка, пожалуйста, свяжитесь с банком по одному из официальных каналов связи.