как открыть продуктовый магазин в деревне с чего начать
Как открыть магазин в деревне: бизнес-план и рекомендации
Не только в городе, но и в деревне можно заниматься бизнесом. Открыть магазин в деревне может каждый активный предприниматель, поскольку затрат на это нужно меньше, чем в крупном городе. Но в данном случае необходимо ознакомиться с особенностями данного заведения. К примеру, ассортимент должен быть подобран на основе запросов жителей деревни. Создание четкого бизнес-плана позволяет грамотно организовать свое дело. Обо всех нюансах рассказано в статье.
Преимущества
Начинающим предпринимателям, которые хотят открыть свой магазин в деревне, обычно нужна пошаговая инструкция действий. Но заниматься поиском универсального решения не имеет смысла, поскольку особенностей много. К примеру, если в селении открыто несколько таких заведений, то открывать еще одно нерентабельно.
Выгодно ли открывать магазин в деревне? Все зависит от количества жителей и числа открытых таких же заведений. Для рентабельности требуется:
Поэтому сначала определяется контингент покупателей. Открывать крупный магазин в деревне бессмысленно. Вложенные деньги будут окупаться долгое время, а многие товары будут невостребованными.
Важно предоставление клиентам преимуществ в виде:
Успех зависит от местоположения. Но в деревне оно имеет значение лишь в том случае, если есть другие магазины. В иных случаях допускается размещение в любой части селения. При возможности нужно открывать магазин в деревне в центральной ее части.
Концепция
Начинающие бизнесмены порой не знают, как открыть магазин в деревне. Сначала требуется выбор концепции торговой точки, определение масштабов работы. Торговое заведение может быть в виде:
В небольших деревнях обычно открываются ларьки, поскольку для них нужны небольшие затраты. Еще открывают небольшие магазинчики, которые обеспечивают население всем необходимым.
Что можно продавать?
Какие магазины можно открыть в деревне? Важно ориентироваться на потребности клиентов. Самый прибыльный бизнес – продажа продуктов. Ассортимент надо подбирать на основе предпочтений жителей. Самыми востребованными являются товары первой необходимости.
Ассортимент сельского магазина должен состоять из:
Обычно этого ассортимента хватает для активного развития магазина. Молочную продукцию и хлеб желательно закупать у местных производителей. Следует включить в перечень мясо: курицу, свинину, говядину. Приобретать эту продукцию можно на птицефабриках, мясных заводах. Помимо данных товаров, нужны сладости, напитки, мороженое. Данные продукты хоть и не приносят значительной прибыли, но все же привлекут в магазин подростков и детей.
Если в деревне не продаются канцелярские и хозяйственные товары, то следует включить их в ассортимент. При этом он может быть небольшой. Покупать следует необходимое для обучения детей – тетради, ручки, пеналы, карандаши. В ассортименте могут быть газеты, журналы, сканворды, поскольку они востребованы у сельских жителей.
В продуктовом магазине могут быть и промышленные вещи, предметы первой необходимости, которые не относятся к товарам пищевой индустрии. Это относится к спичкам, свечам, инструментам, посуде. Благодаря разнообразию товаров магазин станет востребованней.
Следует обдумать идею об открытии магазина самообслуживания. Средний чек в такой точке выше. Но чтобы организовать этот бизнес, нужно потратиться. Если продукции в магазине немного, то данная идея нерентабельная.
Можно открыть магазин одежды в деревне. Нужно лишь привозить востребованные вещи. Это могут быть халаты, рабочая одежда, нижнее белье, пижамы, футболки. Еще следует привозить постельное белье, полотенца. Это примерный перечень товаров, но в деревне могут быть востребованы и другие вещи.
Регистрация и документы
Чтобы открыть магазин в деревне, с чего начать? Для этого требуется зарегистрировать бизнес и получить разрешительную документацию. Если открывается маленький магазинчик, то требуется оформить ИП. Если бизнес будет принадлежать нескольким лицам, то предпочтительнее выбрать иную организационную форму – ООО. Данный вариант убирает ограничения с финансового оборота бизнесмена.
Начинать свою деятельность можно только после получения разрешительных документов. Требуется наличие:
В магазине должен быть стенд с законом о защите прав потребителя, а также книга отзывов и предложений. Только при оформлении всей документации деятельность будет законной.
Налогообложение
Если открывается магазин розничной торговли, то лучшей будет форма ЕНВД. Размер реально полученной прибыли при уплате налогов не учитывается, а благодаря вычетам по взносам в ПФР получится заметно уменьшить итоговый объем затрат.
Еще может использоваться УСН, как на 6, так и на 15 %. Это зависит от особенностей бизнеса, размера спроса, цен поставщиков. Выбирать стандартную ОСНО нежелательно.
Помещение
Чтобы открыть магазин продуктов в деревне, бизнес-план нужно составить обязательно, поскольку он позволит грамотно вести свою работу. Важно правильно подобрать помещение, которое должно соответствовать установленным нормам:
Важно, чтобы к магазину был удобный подъезд. В данном случае жители деревни смогут приобретать продукты впрок и отвозить их домой на своей машине.
Еще необходимы ремонтные работы. Размер расходов зависит от площади помещения, его состояния и конечного результата. Обычно требуется 50-100 тыс. рублей. Но благодаря затратам торговое заведение будет привлекательным для клиентов.
Оборудование
Многие начинающие бизнесмены говорят: «Хочу открыть магазин в деревне, но не знаю, какую сферу лучше выбрать» Востребованным делом является продуктовый бизнес. А для него нужно специальное оборудование. Потребуется закупка:
Еще нужны ножи, разделочные доски. Иногда требуется и другой инвентарь, все зависит от специфики торговой точки. Если у предпринимателя небольшой начальный капитал, то можно купить неновое оборудование или оформить его в аренду у поставщиков товаров. Потом на вырученные деньги можно приобретать свое новое и качественное оборудование.
Сотрудники
Размер дохода зависит от профессионализма работников. Желательно принимать опытных людей, которые ранее трудились в торговой сфере. Такие сотрудники помогут сформировать ассортимент и своевременно его корректировать во время работы. Работники должны быть улыбчивыми и приветливыми.
Чтобы персонал был заинтересован в прибыли, необходимо платить им не оклад, а рассчитываться по сдельной форме. Многие используют интересную форму – ставку за смену + % с продаж. В качестве поощрения работникам можно выдавать премии.
Продавец может выполнять работу уборщицы, если доплачивать за это. В зависимости от размера магазина некоторые бизнесмены нанимают отдельного человека, который будет следить за чистотой помещения и прилегающей территории.
Поставка продукции
Если ассортимент в магазине небольшой, то у покупателей он востребован не будет. Поэтому важно поставлять достаточное количество товаров. Сотрудничество с поставщиками может выполняться 2 способами:
Продвижение
Как открыть маленький магазин в деревне, чтобы бизнес начал активно развиваться? В данном случае не помешает реклама, особенно, если торговых точек несколько. Магазин должен иметь красивый, опрятный вид. Для этого используется яркая вывеска, можно сделать указатели в деревне или около нее. Внутри помещения должно быть эстетично.
Дополнительное привлечение клиентов может обеспечиваться с помощью акций или скидок. К примеру, на продукцию, которая плохо раскупается, можно назначить акцию «2 по цене 1». Можно разработать дисконтную систему. Это поможет развить лояльность покупателей. Они будут стремиться идти в магазин для получения выгод. Скидки могут быть накопительными или фиксированными.
Финансовая сторона
Сколько будет затрат для открытия продуктового магазина? Начальные вложения потребуются на:
Получается, что вложения составят 300 тыс. рублей. Есть и текущие затраты, которые состоят из:
Средний чек равен 350 рублей. В месяц может быть доход около 500 тыс. рублей, но все зависит от конкуренции и количества населения. Иногда доход скромнее – до 150 тыс. рублей. Из них примерно половина будет тратиться на текущие расходы. Рентабельность в данной сфере равна 30 %. Окупаемость может быть разной, но примерный срок равен до 1-1,5 года.
Перспектива
Продажа продуктов и бытовых товаров является выгодным бизнесом. Хоть у него есть свои особенности, которые важно учитывать, но все же это дело стабильное. Обычно конкуренция небольшая, благодаря чему начинающие бизнесмены получают прибыль и опыт.
Если наладить торговлю, то финансовые траты вернутся быстро. Это означает, что будет возможность открыть еще один магазин, к примеру, в соседнем селении. А можно освоить новую сферу бизнеса, если привлекает еще какая-либо идея.
Магазин в деревне: как открыть?
Для занятия бизнесом существует множество направлений. Сегодня относительно свободной нишей остаются деревенские просторы. Некоторые поселения находятся слишком далеко от привычных современному человеку удобств. Чтобы скупиться, селянам приходится преодолевать большие расстояния.
При наличии небольшого стартового капитала и креативной идеи можно открыть магазин в деревне. Несмотря на то, что почти в каждом дворе есть свое подсобное хозяйство, люди сейчас не занимаются, например, выпечкой хлеба, изготовлением колбас, да и конфетами дети не очень разбалованы.
Все это можно исправить, и к тому же с большой выгодой для себя. Нужно только серьезно отнестись к проработке бизнес-плана и изучить спрос в той местности, где будет располагаться торговая точка.
Конкурентные преимущества магазина
Во многих селах наблюдается серьезный недостаток не только бытовой химии, стройматериалов, канцелярских товаров, но даже продуктов. Поэтому покупательский спрос присутствует постоянно. Но это не значит, что есть какое-то усредненный вариант, решающий все проблемы. Каждый населенный пункт имеет свои особенности и притязания, на них нужно сделать акцент при разработке бизнес-плана.
Что касается конкуренции, то, пожалуй, ее бояться не стоит. Один магазин не способен удовлетворить все запросы населения. Чтобы оказаться в выгодном положении, нужно самому посетить уже существующую точку, обратить внимание на то, что она предлагает, узнать, что пользуется хорошим спросом, а что залеживается на полках.
В вопросе выбора ассортимента помогут и сами местные жители, подскажут чего им не хватает. Предоставив условия лучше, чем у конкурента, сделав свое заведение более привлекательным и удобным, можно надеяться на высокую рентабельность и быструю окупаемость. Главное точно определиться с выбором, какой магазин открыть в деревне.
Выбор подходящей концепции
Село имеет свою особую специфику обслуживания. Численность населения там обычно небольшая. А это значит, что продажа через прилавок более уместна. Если поселок более оживленный, то можно подумать и о небольшом отделе самообслуживания. Желательно, чтобы он был на виду, где-то посреди зала. Там можно расположить холодильники с замороженными полуфабрикатами, напитками, мороженым и пр. Вообще комбинация прилавок/самообслуживание наиболее приемлема.
Лучше всего, если точка будет находиться в центре поселения или на центральной людной улице/площади. Формат зависит от численности населения и может быть представлен в виде:
Последние два варианта предпочтительнее для села с небольшой численностью жителей. Ларек должен иметь отдельный вход для посетителей, а в ночное время продажу можно вести через окно.
Что продавать
Перед тем как открыть продуктовый магазин с нуля в деревне, нужно решить вопрос с ассортиментом товара. Для этого следует изучить спрос местного населения. Как правило, в селе пользуются спросом такие товары:
Особым спросом пользуется бытовая химия. Кстати, для нее можно создать специальный отдел даже в продуктовом магазине. Обычно на сельских дворах держат домашний скот и птицу, поэтому спрос на мясо и молоко не особо велик. Однако это не значит, что эту продукцию вовсе не будут покупать. Например, кефир, ряженку, творог, масло, а также копчения не каждый может приготовить в домашних условиях. Их с удовольствием приобретают в торговой лавке.
Отдельная статья – это спиртные и слабоалкогольные напитки. Спрос на них довольно высок. Но если для продажи пива лицензия не нужна, то для водки и прочих крепких напитков ее оформление необходимо.
Вообще для открытия магазина в сельской местности понадобится проявить воображение и наполнить точку самым разнообразным ассортиментом. Это очень удобно для местных жителей. Тогда им не понадобится ехать в отдельный пункт, скажем, для приобретения товаров первой необходимости, таких как лампочки, инструмент, туалетная бумага, свечи, спички и прочее.
Не помешает отдел канцтоваров. Допустим, школьные принадлежности: учебники, тетради, дневники, линейки, ластики и т. д. можно завозить посезонно, перед началом учебного года. А вот журналы, свежие газеты, интересные брошюры, особенно со сканвордами и ребусами можно завозить на постоянной основе.
Успешные фермерские проекты
В последнее время особым спросом начали пользоваться экопродукты, произведенные на отечественных фермах. Направление еще совсем недавно было диковинным, но сейчас оно набирает обороты. Ниша пока остается относительно свободной, фермеры находятся на пути прокладывания «тропы» на внутренний и мировой рынок. Поэтому за этим бизнесом стоит будущее.
Наладить прямые поставки продуктов питания от фермерских хозяйств очень выгодно, поскольку закупка оптом обойдется намного дешевле. К тому же нет необходимости преодолевать большие расстояния, если магазин находится рядом, в этом же селе. Фермерские магазины развиваются по трем направлениям:
Таких магазинов пока что немного, они сосредоточены в основном в столичных городах: Петербурге и Москве, и среди них есть лидеры, у которых можно перенять опыт работы. Самые известные бренды – это Moscowfresh, представленный в чистом виде интернет-услугами, ВкусВилл и Избенка – целая сеть по продаже экологических продуктов питания.
Следует отметить и фермерский проект LavkaLavka, который из небольшого интернет-предприятия, принесшего в первый год работы меньше миллиона рублей, превратился сегодня в мощную индустрию продаж онлайн/офлайн с годовым доходом в несколько сот миллионов. Такой фермерский магазин в селе как бизнес потребует больших первоначальных затрат, но сможет приносить большую прибыль.
Выгодно ли открывать магазин в деревне
Практика показывает, что торговые лавки в сельской местности пользуются популярностью. Нужно просто ответственно отнестись к потребностям местных жителей. Даже наличие конкурентов не сможет стать препятствием для развития бизнеса, если предоставить потребителю наилучшие условия:
Кроме того, сама торговая точка должна быть привлекательной, с яркой вывеской и информационными плакатами. Тогда можно будет не заботиться о высокой посещаемости и наличии конкурентов.
Выгодные условия заставят делать покупки не только пенсионеров, которые не особо любят тратить деньги, но и у молодежи отпадет необходимость ездить за покупками в город или районный центр.
Местоположение тоже играет большую роль в выгодности предприятия. Идеальный вариант — это расположение в самом центре, где находятся основные общественные и развлекательные пункты. Но если это место уже занято – расстраиваться не стоит. Ведь окраинным жителям намного удобнее посещать близлежащий магазин, они будут представлять основной круг клиентов. А если магазин придется им по душе, то весть о нем разнесется по всей округе и привлечет к себе внимание остальных.
Что нужно, чтобы открыть магазин в деревне
Первоначально необходимо составить подробный бизнес-план. Если самостоятельно это сделать затруднительно, то можно воспользоваться услугами профессионалов. Это стоит недешево, но зато пошаговая инструкция поможет выполнять все действия в определенной последовательности.
Начинать нужно с регистрации бизнеса и подбора/строительства специального здания. Только потом, ориентируясь на его размеры и численность населения закупить соответствующее оборудование и нанять ответственных работников.
При планировании открытия продуктового магазина с нуля необходимо учесть:
Самое главное – изучить потребительский рынок конкретного поселения, сделать глубокий анализ своих возможностей.
Пошаговая инструкция
Бизнес-план продуктового магазина в сельской местности потребует составления подробной инструкции, в которой нужно прописать все детали, проанализировать рынок, упорядочить дальнейшие действия. Она состоит из таких частей:
Бизнес-план магазина в деревне
Отталкиваясь от первоначальной суммы вложений, можно произвести расчеты на первый этап и долгосрочную перспективу. В план при необходимости вносятся изменения по ходу выполнения каждой задачи. Важным моментом является SWOT-анализ. Он поможет оценить реальную обстановку на рынке и возможности предпринимателя. SWOT-анализ рассматривает:
Взвесив все эти компоненты и убедившись в рентабельности дела, можно приступить к поиску подходящего здания.
Выбор помещения
Соответствующее требованиям здание – это первое, что нужно для открытия продуктового магазина в сельской местности. Не обязательно вкладываться в новую постройку, хотя этого можно не избежать, если не получится реализовать один из вариантов:
Главное соблюсти условия, предъявляемые службами контроля:
Все системы могут быть автономными. Расположение магазина должно быть удобным и не мешать проезду транспорта. Но место для парковки также должно быть предусмотрено. Можно рассматривать и возможность аренды здания. Приобретение участка в собственность под строительство может обойтись от 0,5 до 1,5 миллиона рублей. За аренду придется платить не менее 30 тысяч рублей в месяц.
Оформление документов
Магазин в деревне как бизнес можно зарегистрировать в одном из вариантов: как ИП – частный предприниматель, или же в статусе юридического лица – ООО. В первом случае тратится меньше и денег, и времени. Но тогда торговать спиртными напитками не представится возможным. Организация же получает такое право при получении соответствующей лицензии.
Индивидуальному предпринимателю нужно представить в налоговую службу (ФНС) заявление по форме Р21001, предъявить удостоверение личности (паспорт) и прикрепить его копию, договор об аренде помещения, оплатить госпошлину в размере 800 рублей, а также предоставить оригинал квитанции об оплате.
Юридическое лицо, помимо заявления, паспорта и госпошлины в размере 4 тысячи рублей, должно прикрепить к общему пакету документы на право собственности помещения, выработанный устав предприятия, а также протокол решения собрания. Кроме этого, независимо от выбранной формы регистрации нужно получить ряд разрешений от:
Все работники должны иметь санкнижки и пройти медицинский осмотр накануне открытия торговой точки. Далее предприниматель выбирает подходящую систему налогообложения. Это может быть как ЕНВД – единый налог на вмененный доход со ставкой от 15% до 7,5% (в зависимости от решения муниципальных властей определенных районов), так и УСН – упрощенная система налогообложения со ставкой 6% по статье «доходы» и 15% по статье «доходы минус расходы».
В заявлении обязательно нужно указать ОКВЭД – код который наиболее подходит для торговли продуктами. Если намечается открытие и других отделов, таких как бытовая химия, канцтовары и пр., то для реализации этих категорий тоже нужно выбрать соответствующие коды. Универсальным вариантом будет использование кода для розничной торговли в неспециализированных магазинах – 52.11.
Оформлять лицензию не нужно для торговли непищевых спиртосодержащих жидкостей, а также для технической обработки. В случае приобретения лицензии придется платить 65 тысяч рублей ежегодно.
Приобретение оборудования
Что еще нужно для открытия продуктового магазина в сельской местности, так это оборудование. Стандартный набор ничем не отличается от других торговых точек, однако это серьезная статья расходов, если придется покупать холодильники для хранения готовой продукции и полуфабрикатов. Необходимо обязательно приобрести:
Для нарезки понадобятся разделочные доски и ножи, спецодежда для персонала. На оборудовании можно сэкономить, если торговать известными брендами, включая распространенные напитки, такие как Coca-Cola, Fanta, Sprite или Pepsi. Эти поставщики сами предлагают пользоваться их холодильниками бесплатно для рекламы своего продукта. Подобные услуги оказывают и другие знаменитые продуктовые компании.
Поставка товара
После открытия магазин в деревне нужно подумать, какая будет форма поставки. А для этого придется искать надежных партнеров-поставщиков. Хорошо, если удастся договориться о закупках с расчетом под реализацию. Это поможет в первое время значительно сэкономить средства, чтобы вкладывать их в дальнейшее развитие бизнеса.
Значительно дешевле обойдется закупка мясомолочной продукции у местных производителей или у населения. У рачительных хозяев всегда есть избытки, которые им нужно где-то реализовать. Такое сотрудничество будет выгодно обеим сторонам. Закупка на месте сулит меньше затрат на транспортировку.
Мясокомбинаты, хлебозаводы и птицефабрики тоже будут делать скидки на оптовые закупки. Тут нужно будет решить вопрос, какой способ доставки наиболее приемлемый:
Если в последнем случае производитель не будет брать дополнительную плату, то это идеальный вариант. В противном случае, необходимо обзавестись собственным вместительным транспортом для доставки, добавив в расходную статью стоимость бензина.
Реклама магазина
Учитывая специфику сельской местности, на рекламу можно отложить минимальную сумму. Основной акцент нужно сделать на привлекательный фасад здания, красивую вывеску и возможно стенд возле торговой лавки с перечнем основных товаров, цен и сведениями о свежем завозе.
Чтобы жители сами занялись «рекламированием» магазина, нужно создать соответствующие условия: сделать удобную расстановку прилавков и холодильников, создать потребительский уголок со столиком и парой кресел, положить журналы и буклеты с информацией о продукции магазина. Можно разместить на противоположной от стеллажей с продуктами стороне большой телевизор, включить негромкую ритмичную музыку. О таком комфортном месте, где можно не только хорошо скупиться, но и отдохнуть сразу разлетится молва по всей округе.
Возможно, поначалу жители будут приходить только для того, чтобы убедиться, что здесь действительно комфортно. Но насыщенные прилавки и отличное качество продуктов заставят в дальнейшем отдавать предпочтение именно этому магазину. Дополнительно можно включить ряд маркетинговых мероприятий:
При наличии транспорта, предложить местному населению доставку большого объема товара на дом. Чтобы точка обрела популярность, хорошо бы устроить торговлю с выездом в отдаленные пункты или другие близлежащие деревни.
Наем персонала
Если предприятие зарегистрировано как ИП и точка не очень большая, то на первых порах можно вести дела самому, подключив к процессу родственников. По мере становления бизнеса на ноги, можно уже подумать и о расширении штата. Двух продавцов будет достаточно для работы посменно или с графиком, который их больше устроит. Основное внимание при выборе кандидатуры нужно обратить на:
Управленческие дела предприниматель может взять на себя, поэтому директор не потребуется. Кто-то должен убирать помещение. Это может быть уборщица, но если продавцы сами возьмут на себя эту обязанность, то соответствующая доплата будет для них хорошим стимулом. Экономить на приобретении сигнализации и камеры видеонаблюдения не стоит, но если средства не позволяют установить эту технику, то наличие охранника и ночного сторожа просто необходимо.
Нанимать персонал выгоднее из местного населения. Сотрудникам не нужно будет тратить деньги на проезд. А с выбором кандидатов поможет местное население. В селе люди хорошо знают друг друга, поэтому сами подскажут, кого бы хотели видеть за прилавком. В крайнем случае, существуют Центры занятости, где тоже есть много желающих получить работу.
Чтобы открыть в деревне магазин и работать без проблем, необходимо нанять грамотного бухгалтера. Но если у бизнесмена или кого-то из родственников есть соответствующее образование, то на этой должности можно сэкономить.
Труд своих работников нужно периодически поощрять, тогда они будут намного преданнее отдаваться своему делу. Средние траты на зарплату могут составлять от 50 до 60 тысяч рублей.
Сколько стоит открыть магазин в деревне с нуля
Теперь можно подбить итог и подсчитать, какими будут первоначальные затраты, доходно ли это дело и как быстро окупится.
Если считать по максимуму, то получится около 850 тыс/р. Но есть же еще и текущие расходы, которые начнутся сразу после открытия точки:
В общей сложности получается не менее одного миллиона. Маржа на продукты в селе по сравнению с городом не очень высокая. Наценки в среднем составляют от 30 до 50%. Основной доход идет с бытовой химии.
Чтобы посчитать прибыльность, будем отталкиваться от проходимости до 30 покупателей в день при среднем чеке в 350 р. Тогда доход может составить от 320 тыс/р/мес. Но эта сумма нестабильна и может варьировать от 200 тыс/р/мес до 500 тыс/р/мес. Рентабельность такого бизнеса будет составлять от 15 до 30%. Что касается окупаемости, то при удачном раскладе ее можно ожидать уже через восемь месяцев, но процесс может затянуться и до полутора лет.