как открыть свой бренд одежды с чего начать
Siberia Wear: как челябинцы превратили Сибирь в бренд одежды
«Представьте русский бренд с названием “Сибирь”, который прогремит на всю Америку, открыв магазин-избушку в Сан-Франциско» — так мечтают о развитии своего бизнеса молодые предприниматели из Челябинска. И похоже, что у их сибирского бренда большие перспективы.
22-летний Эдуард Минасян и 20-летний Игнат Яненко запустили Siberia Wear в 2014 году. Идее дало толчок путешествие в поселок Сулея, так называемые «ворота из Урала в Сибирь», где молодые предприниматели познакомились с лесником Андреем, который сам шил себе одежду. Через год после этого путешествия ребята вернулись в поселок еще раз — чтобы снять вирусный ролик о своем бренде одежды с Андреем в главной роли.
За три года в коллекции бренда, помимо футболок с принтами, появились толстовки, пуховики и браслеты, одежда «Сибири» продается по всей России и пользуется популярностью у блогеров и интернет-знаменитостей, молодых предпринимателей заметили на фестивале уличной моды Faces & Laces. Ребята не собираются на этом останавливаться: их заветная мечта — открыть точку продаж в Сан-Франциско и захватить американский рынок.
Старт
Эдуард еще до запуска Siberia Wear работал в нескольких стартапах вместе с челябинским бизнесменом Сергеем Устюжаниным. За плечами у 22-летнего предпринимателя: Tesla Café – заведение с технологичными столами, в которые встроено интерактивное меню, «Хранитель» — сервис возврата потерянных вещей, а также турагентство. И хотя ни один из этих проектов не был связан с одеждой, они научили Эдуарда общему пониманию бизнеса и обеспечили необходимыми навыками: например, теперь холодные звонки перестали быть проблемой, хотя раньше юноша боялся звонить незнакомым людям.
Эдуард только что защитил диплом по инновационной деятельности в Южно-Уральском госуниверситете, но не считает это большим достижением. Еще в школе его гораздо больше интересовала возможность открыть свое дело, поэтому уже в 18 лет он вместе со своим другом Игнатом и другими товарищами из гимназии №1 запустил бренд «Сибирь».
В 2014 году в одном из коротких путешествий «к началу Сибири» — поселку Сулея в 300 км от Челябинска — ребята познакомились с Андреем — лесником, который живет в частном доме вместе с хаски и шьет одежду для себя и своих родных. Пример мужчины вдохновил ребят, идея понравилась и дала начало целому бренду — через год после этого путешествия Игнат и Эдуард вернулись к Андрею в деревню и сняли про него ролик, а географические координаты 55°08’58.8″N 58°41’38.2″E неподалеку от Сулеи дали название коллекции Gateway to Siberia («Ворота в Сибирь»).
У Эдуарда сохранился блокнот с пятьюдесятью отвергнутыми названиями для бизнеса. Название «Сибирь» оказалось самым простым и элегантным выбором и помогло отразить концепцию — местное производство из качественных материалов.
Чтобы сшить первые 30 футболок, нужно было вложить в проект 7000 руб. Еще 2000 руб. потратили на стикеры и упаковку. Первую партию удалось продать за неделю по 650 руб. за футболку: большинство приобрели друзья, несколько штук купили случайные посетители группы во «ВКонтакте», еще несколько основатели подарили фотографу и другим партнерам. Позже эта линейка футболок с логотипом получила название Siberia Classic и стала самой узнаваемой и продаваемой коллекцией бренда.
Заработанные средства от первой продажи пошли на отшив новой партии — на этот раз из 60 футболок, цена на которые возросла до 790 руб. Это негативно сказалось на продажах, поэтому Эдуард написал хозяину магазина «Шишка» в Новосибирске и предложил сотрудничество. Владелец «Шишки» боялся, что ему предлагают обычные футболки с печатью из сетевого магазина, но за неделю первую партию из десяти футболок раскупили, и он заказал новую. На нее денег у предпринимателей не было, к тому же требовались значительные вложения для первой коллекции, поэтому Эдуард устроился подрабатывать в ресторан официантом.
В коллекцию Siberia Survive вложили порядка 100 000 руб., включая закупки ткани, пошив, печать и дизайн. Ее удалось продать в 12 российских магазинов, контакты которых молодые люди нашли в социальных сетях. Сейчас бренд Siberia Wear развивается только за счет оборотных средств, но инвестиции приветствуются, потому что с их помощью ребята надеются увеличить выручку и развиваться быстрее. Инвесторов стараются искать с помощью краудфандинга и тематических публикаций.
Так как сейчас интерес к местным дизайнерам довольно высок, любой российский бренд может составить конкуренцию Siberia Wear, но в то же время, по утверждению Эдуарда, «Сибирь» ни с кем не конкурирует, потому что «рынок довольно гибкий, и у человека в шкафу может быть и десять футболок от разных брендов».
Любимый бренд Эдуарда — обувь Toms Shoes, также он зачитывается книгой «Оставь свой след» основателя компании Блейка Майкоски, который во время путешествия по Аргентине впервые увидел туфли-испанки и популяризировал их во всем мире. История бренда вдохновила ребят на создание коллекции Siberian Hearts.
Продвижение
Основная цель «Сибири» — прославиться в США и Европе, пока там еще нет очень популярных российских брендов. В Челябинске только начинают появляться магазины российских брендов, постепенно становятся более популярными местные вещи. Внутри страны Siberia Wear раскручивают с помощью мероприятий, в том числе образовательного конгресса «Молоко», который проводится в Челябинске и Екатеринбурге. По словам Эдуарда, это прививает аудитории привычку общаться с основателями, посещать мероприятия и заодно носить вещи бренда.
Чтобы выделиться среди остальных компаний, основатели ставят цены немного выше рыночных: футболки стоят 1500 руб., свитшоты — 3000 руб., пуховики — 14000 руб. Закрепить в сознании покупателя отличия футболок Siberia от вещей других производителей одежды призвано сотрудничество с блогерами, деятелями искусства, молодыми активистами и путешественниками. «Вряд ли можно назвать их среднестатистическими покупателями, — говорит Эдуард, — поэтому своими вещами, мероприятиями и идеями мы как бы говорим людям: “Не будьте среднестатистическими”».
Самое эффективное сотрудничество бренда — с блогерами. Многие спрашивают предпринимателей, как им удалось договориться с автоблогером Эриком Давидовичем о сотрудничестве или почему видеоблогер Дмитрий Ларин носит их футболку, но оказалось, что достаточно было просто позвонить и предложить. Предприниматели дарят вещи людям, которым мог бы понравиться их бренд, позволяя им решать, носить эти вещи или нет. Они подчеркивают, что ни с кем не сотрудничают на платной основе. «Эрик Давидович выложил к себе в Instagram пост о том, что ему нужны футболки, — объясняет Эдуард. – Игнат созвонился с командой Smotra.ru и предложил футболки Siberia. Мы нарисовали для них нового бульдога, и они заказали у нас 60 футболок».
Сейчас в Siberia Wear разрабатывают теплые пледы для ночных рейсов S7. Авиакомпания об этом пока не знает: ребята планируют поделиться новостями, как только дизайн будет готов. Также разрабатывается дизайн совместной коллекции с онлайн-порталом The Question.
Курс на Запад
Заметно повысило узнаваемость бренда попадание в Faces & Laces. По словам ребят, лучшее, что можно представить для развития компании, производящей одежду в России, — двухдневная презентация собственной коллекции в центре Москвы.
Узнаваемость Siberia в России понемногу растет –например, Эдуард оказался в топе-50 знаменитостях Челябинска по версии журнала «Собака», но главная цель предпринимателей — выйти на американский рынок.
«Представьте русский бренд с названием “Сибирь”, который прогремит на всю Америку, открыв магазин-избушку в Сан-Франциско, — мечтает Эдуард. – США — это №1 для нас, а остальные страны, в том числе и Россия, позже подтянутся».
Ролик с лесником Андреем задумывался как вирусный, но пока его не раскручивали в сети, это должно стать первым шагом на пути к комплексному продвижению в США, включая использование Kickstarter и сотрудничество с американскими блогерами.
Сейчас у бренда нет собственного офлайн-магазина. Первый ребята хотели бы открыть в Сан-Франциско. «Наша глобальная цель — выйти на американский рынок, поэтому все наши планы связаны с этой целью, — объясняет Эдуард. – Рассказывать, что мы будем делать конкретно, я не буду, потому что это наша авторская стратегия, которую можно легко украсть. Хотя идея сейчас ничего не стоит, главное — как ее реализовывать. Нельзя построить репутацию на своих планах. Вот когда все получится, мы с удовольствием расскажем».
В России мало отечественных брендов, которые можно назвать бизнесом, уверен Эдуард: «В основном это дизайнеры, у которых получилось. Любому творческому человеку нужен в партнеры бизнесмен, который придумает, как поставить его дело на колеса».
Команда
За дизайн в проекте отвечает Женя Давыденкова, которая отрисовывает все концепции, идеи и темы, придуманные командой совместно, и разрабатывает дизайн для внешних брендов.
Разработка дизайна и пошив вещей для других компаний — популярная услуга, которую у Siberia Wear заказывают байкеры и путешественники. Эдуард называет это «брендом под ключ»: в компании продумывают дизайн, концепцию, название, помогают со стратегией развития и продажами.
Недавно в Siberia Wear перерисовали и «осовременили» неофициальный флаг Сибири, нанесли его на футболку и отправили ее представителю президента РФ в Сибирском федеральном округе, но ответа пока не получили.
Команда Siberia Wear — это друзья из гимназии №1. Пока роли у всех гибкие: Игнат отвечает за оптовые продажи в магазины и развитие бренда через блогеров, например, Дмитрия Ларина, Эрика Давидовича, групп «Хлеб» и «Триагрутрика». В Москве юноша познакомился с актрисой ТНТ Ириной Чесноковой и подарил ей несколько футболок.
Сам Эдуард отвечает за производство, SMM, розницу и общение с покупателями. Иногда он доставляет посылки по городу в качестве курьера, чтобы узнать, что говорят люди о Siberia Wear. Предприниматель отмечает, что больше всего продаж у бренда в интернете, в офлайне самые удачные места — это маркеты и фестивали, на которых можно лично познакомиться с покупателями.
Производство
Хит продаж – футболка Siberia Classic, первая модель с классическим логотипом. Как правило, покупатели выкладывают фотографии с тегом #siberiaworldwide именно с этой футболкой — так вещи путешествуют по миру и рассказывают о «Сибири» всей планете.
Много времени у ребят заняли поиски фабрики, специалистов по пошиву они искали шесть месяцев с целью наладить самостоятельно работающее производство на аутсорсе и не тратить на него ни минуты свободного времени. Все получилось: теперь Игнат и Эдуард не вникают в процессы пошива и заказа фурнитуры, а если шьются уже отработанные модели — футболки, свитшоты, куртки, носки, — на производстве можно не появляться совсем. Фабрика находится в Челябинске, чтобы можно было решить все вопросы сразу на месте, — договориться, пошить и продать.
За три года предприниматели многому научились: поняли, что летнюю коллекцию нужно шить зимой, зимнюю — летом, а за декабрь можно заработать больше, чем за весь год. Заодно пришло понимание, что «любая проблема — это замаскированная удача».
«Когда нам пришел заказ на 300 футболок, наше производство с ним не справлялось, — говорит Эдуард. – Тогда это было огромной проблемой, но мы нашли новое производство, и теперь нам доступно больше возможностей за меньшую цену».
Когда курс доллара в 2014 году поднялся в два раза, ребята не переживали по этому поводу и задумались о проблеме только после того, как фабрика выставила огромный счет, потому что цена на импортные ткани выросла в два раза. «С тех пор я читаю книги Роберта Кийосаки и стараюсь понять мировую экономику», — признается Минасян.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как запустить свою линию одежды
Мы начинаем цикл материалов, где будем рассказывать, как выстроить производственные процессы в разных сферах бизнеса. Начинаем с модной индустрии. В этой статье расскажем, как запустить линию одежды, если вы не умеете рисовать, шить и ничего не понимаете в тканях.
Наши спикеры
Базовые понятия и специалисты
Эскиз — схематичное изображение изделия на модели или на плоскости. Он может быть нарисован от руки или с помощью компьютера. На следующем этапе эскиз превращается в конструкцию.
Конструкция — чертеж будущего изделия, выполненный, как правило, в специальной программе. Он строится на основе математических расчетов и пропорций.
Лекала — конструкция, разобранная на детали будущего изделия для выкройки на ткани. Лекала могут существовать как в электронном виде, так и в бумажном — от руки. В лекалах содержится вся информация для производства: какие и где сделать отстрочки, припуски по швам и так далее.
Конструктор — специалист, который разрабатывает лекала, учитывает не только форму модели на основании эскиза дизайнера, но и все технологические узлы. Он переносит идею дизайнера на чертежи.
Технолог — специалист, который определяет, как обработать отдельные детали и узлы новой модели. Адаптирует лекала под производство и оптимизирует производство.
Закройщик — специалист, который по готовым лекалам делает раскрой на ткани.
Можно ли запустить линию одежды, не имея знаний в швейном деле?
В университете дизайнеров учат не столько придумывать из пустоты, сколько облекать свои заметки об окружающем мире в осязаемую форму своим собственным почерком. Обойтись без вузовской подготовки можно, но базовые знания необходимы, чтобы говорить со специалистами на одном языке, а не объясняться на пальцах.
Есть много успешных брендов, которые были созданы дизайнерами без профессионального образования в области конструирования и пошива. Достаточно иметь гениального конструктора, который перенесет ваши идеи с эскизов в жизнь.
Подобная схема работает и у нашей компании. Я — дизайнер бренда, но без профильных «вузовских» знаний. Причем, как мне кажется, отсутствие этих знаний мне даже помогает. Бывает, придумываю новую модель, прихожу к конструктору с эскизом, а он делает круглые глаза и говорит, что это невозможно выполнить на ткани. Начинаю выяснять, искать причины, а к концу беседы выясняется, что все возможно, но с небольшими изменениями.
Так что я свободна от клише и ограничений — у меня нет этих знаний и, соответственно, нет границ для творчества.
Базовые знания: где черпать?
Всем начинающим дизайнерам советую стать участником групп ProCapitalist.ru и Friends only fashion на Facebook. Это дружелюбные сообщества профессионалов швейной индустрии. Реагируют на все просьбы. Подскажут, посоветуют, порекомендуют, оценят. Можно найти помощь в подборе и персонала, и подрядчика (найти цех), и материалов. Если бы мы знали о существовании этих групп ранее, многие вопросы решались бы более оперативно и эффективно.
В швейный мир помогают погрузиться выставки тканей и фурнитуры, где вы общаетесь с другими специалистами, получаете необходимую информацию о новинках, трендах — в общем, ощущаете себя частью сообщества.
Я рекомендую краткие, но емкие курсы материаловедения, технологии и технического рисунка. Возможно, основы композиции, в зависимости от того, какую роль в создании коллекции вы собираетесь играть. Ведь если роль достаточно небольшая, то вы очень рискуете вместе с непредвиденным уходом дизайнера потерять ДНК своей марки. Как ни крути, модный бренд в первую очередь основан на личности.
Подведем итог. Где черпать знания:
1. В профильных школах.
Fashion factory school — школа модного бизнеса с большим количеством разноплановых программ. От закупки тканей до организации собственного швейного производства.
2. На профессиональных выставках:
3. Общение с производителями и поставщиками тканей.
4. Общение с коллегами по цеху в профильных группах:
5. Читать профильные издания.
BE IN OPEN — журнал об устройстве модной индустрии в России и мире.
Создание бренда с нуля. Примеры концепций
Для начала нужно придумать основную идею марки, концепцию, обозначить целевую аудиторию, ценовой сегмент. Поэтому нужно иметь хотя бы общее представление о том, что такое маркетинг. Для получения базы рекомендую учебник Филиппа Котлера для вузов. Прочитать базовые понятия про 4p (product, price, placement, promotion), позиционирование и концепцию бренда.
Наш пример. В основе нашего бренда лежит идея мультифункциональности: мы делаем одежду для современных горожанок, которые живут в бешеном ритме. Называем этот стиль WORK&OUT. Нашу одежду можно надеть утром в офис, а вечером пойти в ней на свидание или вечеринку. Гармоничность коллекций заключается в сочетании разных материалов и предметов одежды, которое позволяет восполнять многие потребности в гардеробе.
Рекомендую выбирать концепцию, максимально близкую лично вам, иначе в продукте не будет цельности и искренности, а это отрицательно скажется на продвижении.
Наш пример. Oxana Krengel — это элегантная классика, созвучная времени, в сегменте middle up (выше среднего). Наши лаконичные, строгие и при этом женственные модели отозвались в сердцах успешных работающих девушек, хотя изначально мы не ставили перед собой задачу делать коллекции для бизнес-леди.
Первая коллекция
Дизайнер, эксперт бренда Gala Grosso
Как правило, на старте лучше начать с узкой линейки самых востребованных вещей. Конечно, хочется смелых экспериментов, но для начала лучше выбрать то, что будет наиболее востребовано, возможно, стоит ограничиться базовыми ходовыми вещами.
Даже если вы хотите шить вечерние наряды, начните с трикотажных платьев или даже свитшотов. Это поможет вам и получить необходимый опыт, и не прогореть с первой попытки (из-за чего у новичков часто опускаются руки). Лучше всего сшить пилотные образцы в одном-двух экземплярах. Первый образец позволит оценить удачность получившейся вещи и поправить возможные ошибки. Второй уже будет служить своеобразным эталоном для модели, и его же можно использовать в демонстрационных целях. Удалось заинтересовать площадку и получить заказ – тогда и начинайте производство.
Если ваш бюджет ограничен, не стоит сразу приступать к разработке и выпуску полноценной коллекции одежды. Создайте две-три модели в разной цветовой гамме и минимальной размерной сетке.
Получив деньги от продажи, приступайте к разработке большего количества моделей, возможно, даже к выпуску капсулы. Постепенно наращивайте темп и обороты, формируйте круг подрядчиков и партнеров. Многие бренды так и стартовали.
Специалистов можно подобрать на приемлемых для бюджета условиях. Подготовьте пост для сообществ ProCapitalist.ru или Friends only fashion с подробным описанием того, кто вам нужен. Вам обязательно ответят, предложат варианты, порекомендуют специалистов и мастерские. Таким образом вы сможете сконструировать и сшить несколько изделий.
Маруся Мейер, Катя Бакуменко
Если на начальном этапе у вас немного средств для коллекции, но она нужна целиком, то, как вариант, можно отшивать образцы и делать вещи на заказ, подстраиваясь под клиента. Это создает эксклюзивность при минимальных затратах. Лично мы так работаем уже с дорогими линейками одежды.
Можно также договариваться с ритейлерами, например Lamoda, отшивать образцы, делать лукбук и уже создавать коллекцию под частичный выкуп.
Создание модели: этапы, работа со специалистами
ЭТАП 1. Создание эскиза
Основатель и дизайнер бренда Lavlan
Дизайнер создает эскиз. И передает его конструктору для дальнейшей работы.
Передать эскиз можно в следующем виде:
1. Рисунок в формате fashion sketching. Это определенная техника рисования моделей в движении. Техника подчиняется определенным математическим расчетам и пропорциями, научиться ей несложно — в России есть онлайн- и офлайн-курсы.
2. Схематичный рисунок.
3. Фотография с образцом ткани на объемной модели.
4. На словах передать идею. Такое возможно, когда вы уже долгое время работаете вместе и понимаете друг друга.
Главное — детально описать конструктору, что вы хотите, чтобы получить нужный результат. Затем дизайнер вместе с технологом и конструктором обсуждает, как вещь будет сшита со всеми строчками, застежками и подгибками.
ЭТАП 2. Конструктор строит лекала для этой модели в базовом для бренда размере
Каждый бренд сам выбирает базовый размер для своих вещей, исходя из своей концепции или потребностей. Он может соответствовать любой типологии размеров. Обычно дизайнеры ведут примерки на моделях с российскими размерами 40 или 42. Но мы предпочитаем тестировать образец на размере 44, так как у нас он самый ходовой.
ЭТАП 3. Вещь собирается на примерку из ткани
Можно использовать макетную ткань — бязь. Или работать с оригинальной тканью. Бязь дешевая — 30–70 рублей за метр. На ней удобно отрабатывать лекала изделий костюмной и пальтовой группы, но в ней нет, например, пластики шелков и эластичности стрежневых материалов. Из-за этого мы предпочитаем работать сразу с оригинальными тканями.
ЭТАП 4. После примерки собранного образца в лекала вносятся коррективы по дизайну и посадке.
ЭТАП 5. Изделие корректируется и собирается повторно.
ЭТАП 6. Если все хорошо, то лекала утверждаются и передаются закройщику для градации по размерам.
Важно! Если размерный ряд большой, то образцы нужно отшить еще на 1–2 размера для проверки.
Как найти конструктора и технолога
Искать контакты специалистов можно в интернете — в поисковике, на специализированных форумах, а также на различных модных мероприятиях и выставках.
Мы конструируем одежду дистанционно, эскиз и техническое задание направляем конструктору по электронной почте. Он не только готовит лекала, но и переносит их в электронный формат. Встречаемся с ним в случае, если после пошива образца необходимо внести существенные изменения в модель. Если нужны небольшие корректировки — описываем недочеты и направляем электронной почтой, комментируем, обсуждаем по телефону внесение изменений.
Мы не просто работаем с тканью, но наносим принт на каждую модель. Поэтому лекала отправляются графическому дизайнеру, который накладывает изображение и направляет дизайнеру, то есть мне, на согласование. Затем они направляются в мастерскую.
Дизайнер бренда Gala Grosso
Найти хорошего конструктора — задача номер один у любого бренда. Уверена, что лучше брать человека в штат, чтобы он мог проникнуться идеей, но начинающие марки могут сотрудничать и со специалистом на фрилансе.
Ищите конструктора с опытом от трех лет.
Образование — идеально сочетание колледжа и института:
Навыки: он должен уметь работать руками и с программой САПР — системой автоматизированного проектирования, в которой рисуются или строятся лекала. Безусловно, знание основ САПР очень помогает, особенно при рутинной работе, но ничто не заменит, например, владения разными методами наколки на манекене.
Конструктор составляет текстовую и графическую документацию, необходимую для запуска модели в производство. Текстовая — техническое описание модели, графическая — лекала для раскроя.
Технолога тоже ищите с опытом работы, так как от этого человека зависит многое. Он должен разбираться в обработке швов и технической последовательности изготовления изделий, знать свойства тканей, из которых будет отшита модель. Технолог ответственен также за контроль качества выпускаемой продукции на всех этапах производства.
Будьте готовы, что в любом производстве конструктор+технолог — это самое дорогостоящее звено.
Например, средняя цена по рынку за проработку конструкторской документации на простое платье — 2500–5000 рублей. Прошив и проработка образца лабораторной швеей и технологом — 3000–6000 рублей.
Создание большой коллекции
Основатель и дизайнер бренда Lavlan
Если говорить уже о большой коллекции, то она начинается с идеи, с определения того, что вы хотите от нее эмоционально и энергетически. Для этого, например, можно собрать мудборд (mood board) — коллаж из визуальных образов, цветов, фактур, элементов. Этот метод поможет и остальной части команды войти в настроение коллекции.
Дальше задача — разработать гармоничную и сбалансированную коммерческую линейку. Линейка — это ассортимент, каталог. Например, коллекция может состоять из 5-ти артикулов платьев, 3-х — рубашек, 2-х — брюк, 5-ти — футболок и так далее.
Я ориентируюсь на принцип «сбалансированного портфеля»: в коллекции должны быть разные изделия, которые играют свою собственную роль в коммерческой составляющей — на каких-то товарах вы будете больше зарабатывать, какие-то нужны вам для имиджа, какие-то существуют как trial — то есть те товары, с помощью которых потребитель может познакомится с вашим брендом.
Товары trial должны быть чем-то небольшим и базовым:
Например, у нас это рубашки. Главное, чтобы цена trial была дешевле вашей средней стоимости за изделие. Например, наши платья, в среднем, стоят 7-10 тысяч рублей, пальто — 18 и более, а рубашки — около 5. Рубашки — это trial. Это нужно для того, чтобы у потребителя не было ценового барьера для знакомства с вашим брендом. Чтобы он с большей долей вероятности приобрел что-то недорогое и вернулся еще раз, уже готовый приобрести что-то большее. У нас примерно 20% в коллекции имеют имиджевую роль, 80% — это более базовые вещи. И примерно 30-40% от всех товаров это trial.
Ткань и фурнитура
Основатель и дизайнер бренда «Алла Левицкая»
Вы должны знать, из какой ткани будет сделана вещь, уже при создании эскиза. То есть понимать, как она выглядит в объеме и движении, как она сидит на фигуре, какое впечатление она производит и как она устроена изнутри.
Есть и другой вариант: коллекция из вашего воображения, отраженного в эскизах, будет воплощаться в стопку тканей. Главное, вы должны видеть гармонию, знать, как сочетаются оттенки и фактуры.
Где покупать
Вариантов, где купить ткань и фурнитуру, много. Это зависит от концепции и бюджета марки.
Их минус: стоки быстро раскупают, и дозаказать артикул практически невозможно. При этом, если планируете рост и увеличение тиражей, закладывайте стоимость ткани не по цене стока, а по регулярным ценам. Иначе, когда решите переходить от стоков к заказам регулярных тканей, столкнетесь с увеличением себестоимости изделия.
Для нашего клиента важно качество и роскошь ткани, а исторически сложилось, что хороший текстиль производят в Италии. Поэтому мы сотрудничаем с итальянскими агентами. Компании, специализирующиеся на масс-маркете, ведут закупки в Китае.
Как выгоднее и надежнее?
Где покупать ткань, зависит от возможностей бренда на начальном этапе. Если вы отшиваете не партию, а единичные изделия, то, возможно, выгоднее будет купить материал в магазине тканей. Либо, если вы шьете штучно и бюджет ограничен, можно покупать у оптовиков так называемые «купоны» — это отрезы от целых рулонов. Хотя цена «купона» выше оптовой (например, рулон стоит 400 рублей за 1 кг ткани, а «купон» размером 2 метра, будет стоить уже 600 рублей за 1 кг).
Но это все равно выгодно: и из-за цены (дешевле, чем в розницу), и из-за доступного у оптовиков разнообразия цветов и фактур.
Фурнитуру нужно обязательно пробовать в изделии. Если закажете партию, а в готовом изделии материалы не будут работать или смотреться, вещь будет испорчена, а время и деньги потрачены зря. Поэтому нужно сравнивать разных производителей.
На выставках тканей и фурнитуры можно получить один образец (например, молнии) бесплатно. Но на образец с выставки ориентироваться не стоит на 100%. Если материал понравился, соберите отзывы об этом поставщике, если есть возможность, съездите на производство, попросите показать тиражные образцы.
Отечественная фурнитура разная. Например, эластичная тесьма (резинка) у российских производителей отличная, можно купить в нескольких плотностях. Не подводили пластиковые молнии (много вариантов пуллеров, большая карта цветов для выбора). Кнопки мы предпочитаем брать импортные.
Пробный образец
Основатель и дизайнер бренда «Алла Левицкая»
Перед производством партии одежды нужно изготовить пробный образец. Если предыдущие этапы пройдены без ошибок, вы сразу получаете почти идеальную вещь. Если нет — ищите, на каком этапе ошибки допущены. Сделав образец, вы сможете понять, насколько удобной получилась модель в движении. От этого будет зависеть ее качество и продажи. Это важный момент, завершающий интеллектуальную часть работы, на котором можно внести коррективы в любой из этапов создания и добиться идеального результата.
Основатель и дизайнер бренда Lavlan
Делайте сигнальный образец желательно сразу на том производстве, где хотите осуществить выпуск всей партии. Этим вы сразу решите две задачи: оцените лекала конструктора и качество пошива в данном швейном цехе.
Швейный этап
Для производства одежды мелкими партиями нужно обращаться в швейный цех или швейное ателье (фабрики с крупносерийным производством за такие объемы чаще всего не берутся). В интернет-поисковике задать: пошив небольшой партии одежды. И просмотреть компании, которые больше отвечают вашим требованиям в зависимости от единиц в партии и сегмента, в котором хотите развиваться.
Дальше нужно поинтересоваться условиями и, если все устраивает, заказать тестовый образец. И затем, если понравилось качество работы, выполненные сроки, стоимость, можно заказывать всю партию.
Технически можно найти производство с выгодными условиями в другом городе. Но так как партии будут небольшие, необходимо обратить внимание на местоположение, чтобы логистика не легла большим бременем на себестоимость продукта. Поэтому нужно просчитать все расходы. Мы шьем в Москве. У нас и дизайнер, и конструктор в Москве. Только не в офисе, а дистанционно: встречаемся по необходимости. Это сокращает издержки на аренду офиса, что на начальной стадии очень важно.
Советую мониторить специализированные группы в соцсетях. В них часто предлагаются услуги швейных мастерских и ателье. Если опубликовать пост — накидают ссылок.
Советуем обратить внимание на этот список швейных цехов в Москве и других городах.
Как найти швейный цех, если ткань «сложная»
Людмила Каберник, Елена Григорова
Основатели и дизайнеры бренда «L.L.»
Если работаешь с какой-то особой сложной тканью, поиск производства усложняется. Наша ткань — шелк. Ее даже кроить тяжело, не то чтобы шить, она едет, об этом знают все. К сожалению, и частные мастера, и цеха, которым мы ее доверяли, нас подводили. Нам показывали изделия, и мы были в ужасе: оверлок тянул, машинка тоже. Мы получали изделия из красивейшего дорогого шелка с неважным внешним видом.
Но мы нашли своего специалиста. Причем там, где не ожидали. Нам подсказали, что такие профессионалы работают в театре: они стоят за удивительными японскими машинами и специализируются на шелке, знают, как его кроить и шить. Мы познакомились с ними и теперь сотрудничаем. Они помогают нам создавать красивые изделия.
Как работать с производством: цены, договоры, соблюдение сроков
Основатель и дизайнер бренда Lavlan
Советую познакомиться с сотрудниками производства лично. Поверьте, это будет важно как для вас, так и для персонала. Мне один раз довелось провести на производстве целый день, упаковывая и маркируя свою первую более-менее большую партию. Мне помогала половина цеха, и за это время я узнала их, они узнали меня. С тех пор встречают меня с улыбкой и все сдают в срок.
Основатель и дизайнер бренда детской одежды «БибигониЯ»
Расценки на пошив вещей на разных производствах могут отличаться достаточно сильно. Например, за пошив штанов нам называли стоимость от 70 до 150 рублей, толстовки с капюшоном на молнии — от 120 до 250 рублей. Конечно, при работе с производством, нужно заключать контракт, в котором вы пропишете, в том числе сроки выполнения заказа.
Но даже при подписанном договоре и четко оговоренных сроках, будьте готовы к тому, что получите свой тираж с задержкой. Причин тому масса: на производстве может появиться более крупный и выгодный заказ, который нужно срочно отшить, швеи заболеют или уйдут в отпуск, вы получите свой заказ с браком и какое-то время еще уйдет на исправление ошибок производства. Если ваш бренд пока имеет небольшие обороты, крупные производственные площадки могут сильно сдвигать изначально заявленные сроки. Но от этого не застрахованы даже именитые бренды.
Как быть, если производство срывает сроки?
Продажа изделий: как организовать сбыт партии
Первую партию нужно планировать очень осторожно. Если не имеете представления, где будете продавать, не производите «свободный сток»: достаточно 1-2 единицы каждой модели из коллекции. Иначе это так и останется у вас на складе или дома. Да, для этого нужно искать производства с мелкосерийным выпуском, это будет дороже в пересчете на 1 единицу, но таким образом вы не заморозите огромные деньги в товаре. Когда вы только начинаете, вы не знаете даже на 50%, как и где, каких размеров ваши вещи будут продаваться.
Сложность при реализации продукции в том, что ситуация на рынке меняется стремительно: те ресурсы и механизмы, которые работали вчера, сегодня не актуальны. Если раньше начинающему дизайнеру достаточно было иметь страницу в Instagram, заниматься массфолловингом и тем самым найти покупателей, то сейчас это требует вложений.
Так что сразу закладывайте в бюджет не только расходы на оплату работы специалистов и приобретение расходных материалов, но и на рекламу.
Если финансов нет, смело размещайте продукцию на сайтах Ярмарка мастеров или Avito. Многие дизайнеры, уже имея большие возможности, продолжают использовать эти сайты, как каналы продаж. При возможности небольшого инвестирования в продвижение, можно разместить товар на Ламбада Маркете, в группах ВКонтакте.
Параллельно с этим советую разрабатывать сайт на одном из бесплатных конструкторов (WIX, Tilda, Word Press, GoPhototWeb), готовить качественный контент и продвигать.
И вот тут самое важное. Вы должны позаботиться об эффектной презентации изделия. Вам понадобится модель, на которой вещь будет хорошо смотреться, стилист для создания образа в целом, визажист и фотограф. Старайтесь найти профессионалов на бартерных условиях, которым также интересна раскрутка имени, наработка портфолио. Используйте кроссмаркетинг, кросспромоушн.
Мы сознательно не работаем с офлайн-магазинами: в последнее время они сильно избалованы предложениями — работают с производителями по договору комиссии и не готовы предзаказывать товар. Такие взаимоотношения чреваты большим риском остаться в конце сезона с нераспроданным товаром.
На данный момент у нас две точки продаж: собственный шоу-рум, куда мы приглашаем клиента и уделяем максимум внимания каждому, и онлайн-заказы с доставкой. Соотношение сейчас примерно 70 к 30, но ситуация все больше меняется в сторону онлайн-продаж. Будем развиваться именно в этом направлении, делая максимально быстрым и легким процесс покупки в интернет-магазине.
Постоянные клиентки звонят нам напрямую и уточняют о новых коллекциях и наличии размера. Знакомятся с нами часто через профили в Facebook и Instagram — это основные локации нашей аудитории. Раньше мы использовали эти соцсети просто как площадку для презентации моделей, своеобразный лукбук. Лишь недавно стали развивать с помощью рекламных инструментов.
О производстве в регионе
Огромная проблема в «глубинке» — отсутствие не то чтобы супер-модных, а просто качественных тканей и фурнитуры.
Я живу в Томске и либо езжу за материалами в Новосибирск, либо заказываю через интернет. И то, и другое ведет к большим затратам времени и денег. Этот факт нужно принять и заложить в расходы. Так что мой совет: сначала находить ткани и фурнитуру, а затем придумывать модели. Иначе много времени уйдет на обдумывание коллекции, эскизов, а по факту окажется, что таких материалов просто нет и нужно начинать все сначала.
Бизнес-совет от предпринимателя
Имея на старте только собственные идеи, отшить партию одежды не получится. Понятно, что все равно нужно вложить деньги. Однако сразу изготовить целую линейку — дорого. И в общем-то нет смысла, потому что на начальном этапе ты пока не умеешь определять, что пойдет, а что — нет и правильно распоряжаться деньгами.
Многие бренды начинали с малого. Изготовили три платья — продали. На эти деньги купили еще ткань, сшили — продали.
Как вариант: шить под конкретный заказ. Сделать по одному размеру разных моделей, сфотографировать для Instagram, указать срок изготовления одной вещи и шить, когда уже будет нужен конкретный размер. Или выкладывать фотографии вещи в одном исполнении и рассказывать, в каких цветах вещь еще может быть изготовлена и за какой срок. На первых порах это позволит сильно экономить деньги и не производить лишнее и ненужное.