как по нотам узнать тональность
Как определить тональность песни
Навык определения тональности песни поможет не только разобраться в произведении (для которого не найти табы или видеоуроки), но и оперативно подстраиваться под импровизирующихся коллег по группе. Конечно, научиться моментально называть ключ песни можно только после соответствующих занятий. В данной статье я расскажу о том, как определить тональность композиции на слух.
Каждый гитарист должен обладать навыками определения тональности музыкальной композиции на слух
Методы определения
На слух
Если у вас отличный музыкальный слух, и вы знаете, каким образом звучит любая нота, определить тональность песни легко.
Поиграйте разные ноты под композицию. Вы отыщите среди них те, с помощью которых можно выяснить тональность. Затем поиграйте гаммы, в которых есть найденные ноты. Вы услышите, как гамма целиком гармонирует со звучанием произведения.
По аккордам
Подбор тональности песни по аккордам является одним из самых распространенных
Данный способ является одним из самых элементарных. Его суть в том, что вы подбираете аккорды к выбранной песне.
По статистике
При наличии записанных аккордовых последовательностей узнать ключ композиции несложно. Держите в голове, что почти все песни начинаются и заканчиваются тоникой. Есть исключения, но это редкость. Обратите внимание на звук, с которого начинает и заканчивает звучать песня.
С помощью логики
Необходимо понять, какие ноты есть в мелодической линии. После того, как вы это выясните, процедура почти никак не будет отличаться от определения тональности по аккордам. К каждой ноте достройте аккорды, применяя лишь звуки, имеющиеся в песне. Так вы построите гармонию и поймете тональность.
По ключевым знакам
Если вы не разбираетесь в построении аккордов, попробуйте определить тональность по ключевым знакам. Для этого узнайте, какое количество диеза и бемолей есть в композиции. У каждой тональность имеется определенное количество данных знаков в гамме. Запомните кварто-квинтовый круг тональностей, чтобы облегчить себе задачу.
Сайты с функционалом определения
В мировой сети можно найти сайты, с помощью которых без проблем определите тональность произведения. Они функционируют по-разному:
Специальные программы для компьютеров
Это и плагины, и секвенсоры, наподобие Fruity Loops. С такими помощниками подобрать тональность песни можно даже при отсутствии слуха.
Данное видео также поможет разобраться с вопросом статьи:
Как определить тональность произведения: определяем на слух и по нотам.
Чтобы знать, как определить тональность произведения, требуется, прежде всего, разбираться в понятии «тональность». Вы уже знакомы с этим термином, поэтому лишь напомню, не углубляясь в теорию.
Тональность – вообще, это высота звучания, в данном случае – высота звучания какого-либо лада – например, мажора или минора. Лад — это построение звукоряда по определенной схеме и, кроме того, лад – это конкретная звуковая окраска звукоряда (мажорный лад – ассоциируется со светлыми тонами, минорный – с грустными нотками, тенью).
Высота каждой конкретной зависит от её тоники (главная устойчивая нота). То есть тоника – эта та нота, к которой привязан лад. Лад во взаимодействии с тоникой и даёт тональность – то есть набор выстроенных в определённом порядке звуков, расположенных на конкретной высоте.
Как определить тональность произведения на слух?
Тут важно понимать, что не в любой момент звучания можно с точностью сказать, в каком тоне звучит данная часть произведения. Нужно выбрать отдельные моменты и проанализировать их. Что это за моменты? Это может быть самое начало или самый конец произведения, а также конец какого-либо раздела произведения или даже отдельной фразы. Почему? Потому что начала и концы звучат устойчиво, они утверждают тональность, а в середине обычно происходит удаление от основной тональности.
Итак, выбрав для себя фрагмент, обратите внимание на две вещи:
Когда вы это определите, у вас должно случиться прояснение. От типа наклонения зависит – мажорная это тональность или минорная, то есть какой у тональности лад. Ну а тонику, то есть устойчивый звук, который вы услышали, можно просто подобрать на инструменте. Итак, вам известна тоника и известно ладовое наклонение. Что ещё нужно? Ничего, только соединить их вместе. Например, если вы услышали минорное настроение и тонику фа, то тональность будет – фа минор.
Как определить тональность произведения в нотах?
А вот как определить тональность произведения, если у вас на руках ноты? Наверное, вы уже догадались, что следует обратить внимание на знаки при ключе. В большинстве случаев, по этим знакам и тонике можно безошибочно определить тональность, потому что ключевые знаки ставят вас перед фактом, предлагая только две конкретные тональности: одну мажорную и одну параллельную ей минорную. Какая именно тональность в данном произведении зависит от тоники. Подробнее про ключевые знаки можно прочитать здесь.
Нахождение тоники может вызывать затруднения. Часто это последняя нота музыкального произведения или его логически завершенной фразы, чуть реже она еще и первая. Если, например, произведение начинается с затакта (неполного такта, предшествующего первому), то часто устойчивой нотой оказывается не первая, а та, которая приходится на сильную долю первого нормального полного такта.
Не поленитесь взглянуть в партию сопровождения, по ней можно догадаться о том, какая нота является тоникой. Очень часто аккомпанемент обыгрывает тоническое трезвучие, которое, как понятно из названия, содержит в себе тонику, да, кстати, и лад тоже. Заключительный же аккорд сопровождения практически всегда её содержит.
Обобщив вышесказанное, выделим несколько шагов, которые вы должны предпринять, если хотите определить тональность произведения:
Именно слух является вашим главным инструментом в решении вопроса, которому посвящена эта статья. Следуя этим нехитрым правилам, вы сможете определять тональность музыкального произведения быстро и правильно, позже вы научитесь определять тональность с первого взгляда. Удачи!
Автор – Виталий Коваленко
Кстати, неплохой подсказкой для вас на начальном этапе может стать известная всем музыкантам шпаргалка – квинтовый круг мажорных тональностей. Попробуйте её использовать – очень удобно.
Как определить тональность мелодии?
Бывает, придёт в голову мелодия и «колом её оттудова не выбьешь» – хочется играть и играть, а еще лучше записать, чтобы не забыть. Или на очередной репетиции группы разучиваешь новую песню товарища, судорожно подбирая аккорды на слух. В обоих случаях сталкиваешься с тем, что нужно понять, в какой тональности играть, петь или записывать.
О том, как определить тональность мелодии думает и школьник, разбирая нотный пример на уроке сольфеджио, и несчастный аккомпаниатор, которого попросили подыграть вокалисту, требующему продолжения концерта на два тона ниже.
Как определить тональность мелодии: путь решения
Если не углубляться в дебри музыкальной теории, то для определения тональности мелодии алгоритм таков:
Имеющий уши – да услышит: он просто определит тональность на слух!
Тоника – самая устойчивая по звучанию ступень лада, своего рода главная опора. Если вы подбираете тональность на слух, то попробуйте найти звук, на котором можно закончить мелодию, поставить точку. Этот звук и будет тоникой.
Если только мелодия не представляет собой индийскую рагу или турецкий мугам, определить лад не так и сложно. «На слуху» у нас два основных лада – мажор и минор. Мажор имеет светлый, радостный оттенок, минор – оттенок тёмный, грустный. Обычно, даже немного натренированный слух позволяет быстро опознать лад. Для самопроверки можно проиграть трезвучие или гамму определяемой тональности и сравнить на гармоничность звучания с основной мелодией.
После того, как найдена тоника и лад, можно смело называть тональность. Так, тоника «фа» и лад «мажор» составляют тональность Фа мажор. Чтобы найти знаки при ключе, достаточно обратиться к таблице соотношения знаков и тональностей.
Как определить тональность мелодии в нотном тексте? Читаем ключевые знаки!
Если нужно определить тональность мелодии в нотном тексте – обратите внимание на знаки при ключе. Одинаковый набор знаков при ключе может быть только у двух тональностей. Это правило отражено в квартово-квинтовом круге и созданной на его основе таблице соотношения знаков и тональностей, которую мы вам уже показали немножко раньше. Если, к примеру, рядом с ключом нарисован «фа диез», то вариантов два – или Ми минор, или Соль мажор. Так что следующим шагом будет нахождение тоники. Как правило, ею является последняя нота в мелодии.
Некоторые нюансы при определении тоники:
1) мелодия может заканчиваться и на другом устойчивом звуке (III или V ступень). В этом случае из двух вариантов тональностей нужно выбрать ту, в тоническое трезвучие которой входит этот устойчивый звук;
2) возможна «модуляция» – это тот случай, когда мелодия началась в одной, а закончилась в другой тональности. Здесь нужно обратить внимание на новые, «случайные» знаки альтерации, появившиеся в мелодии – они будут служить подсказкой к ключевым знакам новой тональности. Также следует отметить и новую тонику-опору. Если это задание по сольфеджио, правильным ответом будет написать путь модуляции. Например, модуляция из Ре мажора в Си минор.
Есть и более сложные случаи, в которых вопрос о том, как определить тональность мелодии, остается открытым. Это политональные или атональные мелодии, но эта тема требует отдельного обсуждения.
Вместо заключения
Научиться определять тональность мелодии – несложно. Главное – тренировать слух (чтобы распознавать устойчивые звуки и наклонение лада) и память (чтобы каждый раз не заглядывать в таблицу тональностей). По поводу последнего почитайте статью – Как запомнить ключевые знаки в тональностях? Удачи!
Про тональности
В этом видео вы узнаете что такое тональности, чем они друг от друга отличаются, как легко и быстро можно определить любую тональность, а также какое количество знаков должно быть в каждой тональности.
Познакомьтесь с двумя шпаргалками, которые ускоряют процесс определения тональности и применяйте их на практике.
Первая нота, с которой начинается гамма будет указана также и названии тональности, в которой эта гамма проигрывается. В данной картинке гамма начинается с ноты «ми» и тональность называется «ми мажор» или «E-major».
В европейской музыкальной теории ноты довольно часто обознаются буквами. Именно поэтому названия гамм начинаются с букв латинского алфавита. Например «A-minor», «D-major», «B-moll», «F-dur», «G-maj», «D-min» и т.д. А что же обозначаются следующие за буквами слова: «min», «dur», «maj», «major» и т.д.?
В музыкальной теории существуют две основные параллели, которые отображают общее настроение тональностей, гамм и других компонентов гармонии. Это радостные и грустные звучания. А профессионально они будут называться мажором и минором.
Когда мы говорим о тональностях, то кроме первой буквы, которая обозначает первую ноту, с которой начинается ее гамма, они еще имеют подсказку-слово, которое обозначает настроение, с которым будет играться та или иная гамма, настроение тональности.
F-dur, F-maj, F-major и т.д.
Для более легкого запоминания слова dur, можно придумать образ с дурачком, который смешит и веселит.
D-moll, D-min, D-minor и т.д.
Для легкого запоминания слова moll свяжите это слова с похожим словом «моль», которая съела наше пальто, оттого нам стало грустно.
Теперь посмотрим как будет выглядеть радостная мажорная тональность схематично. На картинке указано строение мажорной гаммы и мажорной тональности.
Что такое «тон» и «полутон»?
Во всех случаях если между двумя рядом стоящими клавишами больше нет никаких клавиш, то это будет полутон.
После того, когда вы сможете находить тона и полутона на клавишах в различных вариантах, вам легко будет строить схему мажорной гаммы на инструменте.
Давайте построим мажорную гамму в тональности «до-мажор». Нужно проигрывать ноты последовательно, начиная с ноты «до», используя схему с тонами и полутонами выше. Если учесть все соотношения правильно, то при проигрывании гаммы у вас получится радостное звучание.
В итоге, с любой ноты можно строить радостную гамму, используя схему радостной мажорной гаммы.
Например, можно построить мажорную гамму от ноты «ми», соблюдая все последовательности тонов и полутонов, согласно схеме. В итоге, при правильном строении, вам придется задействовать 4 чёрные клавиши. Если проиграть звукоряд (гамму) от ноты «ми», используя чёрные клавиши как на рисунке, вы сможете получить радостное созвучие. В противном случае, без использования черных клавиш, у вас звучание более похожее на грустное. Так как именно соотношение и последовательность тонов и полутонов определяет характер звучания в тональности.
Просмотрите внимательно на то, как выглядит строение минорной грустной гаммы. Там соотношение тонов и полутонов отличается от мажорной схемы.
В итоге, зная схему минорной гаммы, вы сможете её строить от любой ноты, правильно расставляя последовательное соотношение тонов и полутонов. Посмотрите внимательно на картинку. Здесь используется схема грустной гаммы от ноты «соль». Такой звукоряд будет звучать грустно. И это даст нам тональность «соль минор».
В нём придется задействовать 2 чёрные клавиши, зато общее звучание будет грустным.
Чуть ниже вы узнаете для чего мы вынуждены использовать черные клавиши и что они из себя представляют.
Большой выбор билетов на концерты, шоу и спортивные мероприятия вашего города на ресурсе panominalu. Если вам лень идти на кассы, стоять в очередях, и хочется заранее узнать про предстоящие концерты вашего города, то на этом ресурсе вы с комфортом для себя сможете купить удобный для вас билет и ознакомиться с афишей предстоящих концертов.
Более чем уверена, что некоторые их этих знаков уже вам знакомы. Возможно, названия некоторых вы уже знаете. Теперь подробнее.
Чаще всего (но не всегда), чёрные клавиши на фортепиано выступают такими знаками в произведении, треке.
Чтобы выдерживать схемы построения мажорной и минорной гаммы в разных тональностях, на пианино необходимо иногда задействовать сочетание черных и белых клавиш. А в нотном написании это будет выглядеть как нота перед которой стоит один из этих знаков.
Если вы посмотрите на клавиатуру клавишного инструмента, то заметите, что чередование черных и белых клавиш стоит в разном соотношении. А значит, клавиши, которые играют гамму от одной ноты, будут отличаться от сочетаний клавиш, где гамма играется от другой ноты. То же происходит и в нотах. Есть гаммы, где ноты играются без применения таких знаков, а есть тональности и гаммы, где требуется использование таких знаков. Тогда схема мажорной или минорной гаммы сохраняет нужное соотношение тонов и полутонов.
В нотах для повышения звучания нот используются знаки диезы #
Если при написании нот перед ней поставить такой знак, то нота повысится на полутон.
Есть тональности, где использование диезов необходимо для того, чтобы общее произведение звучало красиво и гармонично. Тогда в самом начале произведения ставится необходимое количество диезов, которые позволят повысить на полутон конкретные ноты. В этом случае, все ноты, на которые указаны диезы, будут играться в произведении повышенными на полтона.
Также повышает звучание ноты такой знак как «дубль-диез» , который повышает ноту на целый тон. Его используют в тех случаях, когда в начале произведения уже стоят диезы при ключе, а в самом произведение требуется эту ноту еще повысить. В случае, если эта нота уже итак с диезом, то ей присваивается знак «дубль-диез»
В итоге, если тональность требует использования пониженных или повышенных нот, то для правильного их проигрывания, в самом начале произведения ставится нужное количество знаков альтерации, после чего произведение играется с учетом этих заданных параметров.
Бекар — еще один знак, который тоже применяется в произведении. Он отменяет действие диезов и бемолей. В итоге все ноты начинают играться в первоначальном виде. Чаще всего, бекары действуют только в пределах одного такта, а следующем такте если у ноты первоначально было пониженное звучание, то она обязана снова играться в бемолем.
Как по нотам узнать тональность
Вы обратили внимание, что некоторые тональности названы через диез, некоторые через бемоль, а некоторые и так и эдак? Этому есть теоретическое объяснение.
Во-первых, характеристикой звукоряда тональности служат так называемые знаки при ключе: количество диезов или бемолей, которые содержит звукоряд тональности. Под ключом тут понимается скрипичный ключ на нотном стане (которому в нашем курсе мы практически не уделим времени). Я попробую объяснить эту тему без привлечения нотной грамоты.
Итак, представим состав нескольких тональностей:
Как видите, в составе до-мажора нет никаких диезов и бемолей. В двух других тональностях диезы есть. Например, в ре-мажоре у нас есть два диеза: фа и до. А в ми-мажоре их аж четыре: фа, соль, до и ре. Вот качество и количество диезов или бемолей в составе звукоряда и понимают под знаками при ключе.
Теперь разберем, почему в одних тональностях бывают диезы, а в других — бемоли.
Дело в том, что диез или бемоль выражают как-бы состояние ноты. Например, си-бемоль — это состояние ноты си, а фа-диез — ноты фа. В рамках одного звукоряда у ноты может быть только одно состояние: либо со диезом/бемолем, либо без. Также в рамках одного звукоряда не может быть диезов и бемолей одновременно.
Сравним два звукоряда:
Обе тональности содержат одинаковый набор ступеней по их высоте, однако первая тональность прописана через диез, а вторая — через бемоль. Как вы думаете, какой вариант более правильный?
Во втором случае у нас есть и нота A и нота A#, т. е. для одной ноты задействованы два состояния. Аналогично — с D и D#. В первом же случае — повторов нет, поэтому этот вариант и является корректным. А тональности ла-диез мажор — не существует.
Практикум 1
Как вы думаете, какой вариант — правильный:
На пятой струне располагаются гамма и тоники трезвучий, а на четвертой — терцовые и квинтовые тона, к которым от тоник проходят пунктирные линии.
Это справедливо и для гаммы параллельной тональности — ля-минора. Как мы уже знаем, трезвучие и будет определять тип аккорда, который расположится на этой ступени:
По вертикали у нас — ступени, а по горизонтали — тип аккорда, который располагается на этой ступени. Рекомендую выучить эту схему и забить ее в пальцы.
Зная тональность песни, вы сразу увидите на грифе, какие лады прозвучат, а какие будут диссонировать; увидите гаммы; увидите сетку аккордов тональности. Зная это, вы будете чувствовать себя как рыбка в воде во время исполнения музыки.
Существует один сложный и минимум два простых способа быстро выяснить тональность песни.
Сложный способ: определить тональности песни на слух.
Умение определять звучащую ноту на слух — это ценный навык, который требует долгих часов подготовки. За неделю/месяц такому не научишься, а нам нужен быстрый результат. Поэтому целенаправленным развитием слуха мы заниматься не будем. Однако есть и приятная новость: ваш слух будет развиваться всегда, когда вы будете учить, закреплять и анализировать что-то новое.
Простой способ № 1 : определить тональность песни с помощью тоники.
Это самый простой способ. Вам будет нужно ‘на ощупь’ понять, какая нота является главной и вокруг которой пляшет все остальное. Нужно только услышать лад, а после этого вы сможете выстроить все самостоятельно.