как показать что ты обижен
Как рассказать близкому человеку о ваших обидах
Общение с родными, друзьями или возлюбленными существенно отличается, скажем, от общения просто со знакомыми, соседями или коллегами. Именно по-настоящему близкие люди часто ранят нас больнее всего. И либо это выливается в скандалы, либо мы терпим такую ситуацию годами, хотя она причиняет нам серьезный дискомфорт, а порой становится и вовсе невыносимой. Есть ли какой-то третий путь?
Если мы сталкиваемся с человеком лишь в какой-то одной плоскости – к примеру, по работе или на основе общих интересов, то мы не ждем от него слишком многого. Сослуживицу, соседку или приятельницу по кружку кройки и шитья мало интересует, как мы выглядим, умеем ли мы готовить или как мы воспитываем своего ребенка. А вот близкая подруга уже может отпустить пару-тройку замечаний по поводу нашей внешности или образа жизни. Если же вы живете с родителями, с мужем, со свекровью, то каждый из них может высказать вам то, что думает по данному поводу.
«Что это ты сегодня так вырядилась? Да и на голове воронье гнездо, когда в парикмахерскую сходишь?» – интересуется подружка. А если видит, что вам это не понравилось, может добавить: «Ну я же добра тебе желаю, потому и делаю замечания! Ведь если не я, то кто же? Я тебе подруга, а значит, имею право тебя критиковать!»
«У всех дети как дети, одна ты неудачница! И деньги не умеешь зарабатывать, и муж у тебя никчемный!» – выговаривает мама, когда вы остаетесь с ней наедине.
Очень часто мы предпочитаем в ответ на такие реплики промолчать. «Чтобы не обострять отношения», как говорим мы сами себе. Потому что, какая ни есть, она подруга… И мама у нас одна… И свекровь все-таки мать мужа, и с ней лучше не ссориться… И на мужа лучше не огрызаться, а то еще бросит, а как же вы без кормильца и главы семьи?
Мы можем даже уговаривать себя в глубине души, что близкие правы, критикуя нас в обидной форме. Что они действительно хотят нам добра. И говорят такие обидные вещи именно потому, что они – близкие люди. А раз близкие, то, значит, имеют право нас обижать…
Между тем обиды копятся как снежный ком. И в один прекрасный день мы посылаем подругу, которая так о нас печется, к черту, хлопаем дверью в маминой квартире, обещая, что больше у нее не появимся, высказываем свекрови все, что о ней думаем, уходим от мужа, осознав, наконец, что он нас не любит… И остаемся одни до тех пор, пока не появляются другие люди из «ближнего круга», которые начинают точно так же нас обижать.
События могут развиваться и по иному варианту. На обидное замечание мы каждый раз отвечаем колкостью и претензиями в адрес собеседника в стиле «сам дурак», напоминая ему, что у него, в свою очередь, не так… Да, обе стороны выпускают пар, но при этом мотают себе нервы. И рано или поздно это заканчивается отчуждением или прекращением отношений.
Давайте сначала ответим на вопрос – зачем близкие люди нас обижают? Потому и обижают, что мы «свои». До чужих ведь нам, собственно, и дела нет… При этом они могут быть искренне убеждены в том, что, указывая нам на наши просчеты и недостатки, творят благо… Что же происходит на деле? А на деле они самоутверждаются за наш счет, испытывая удовлетворение от того, что мы оказались хуже их. Подруга – любительница покритиковать – сама может быть плохо одета, причесана и несчастлива в личной жизни. Мама ничего не добилась в жизни и теперь выживает на крохотную пенсию и то, что вы ей подкидываете. Свекровь сама лентяйка и неумеха, а муж приносит денег с гулькин нос, и его любимое занятие – поваляться на диване, напившись пива…
Что же делать? Научитесь не просто давать отпор, а говорить близким о ваших чувствах. Обычно в ответ на чей-то выпад мы молчим, начинаем оправдываться, или скандалим… А почему бы не сказать: «Почему ты говоришь мне такие вещи? Ведь я тебе ничего подобного не говорю! Неужели ты не понимаешь, что делаешь мне больно? Зачем ты несешь мне этот негатив?»
Апеллируйте к чувствам, а не к разуму. Не оскорбляйте, не обзывайте человека в ответ, объясните ему, что вам неприятно, раз он так к вам относится. Можно сказать: «Почему-то моих достоинств ты вовсе не замечаешь, зато обращаешь внимание на малейшие промахи». Не бойтесь спросить: «Раз я так плоха, может, нам перестать поддерживать отношения?» Вряд ли эти люди всерьез заинтересованы в том, чтобы с вами порвать. А если уж они «наезжают» на вас именно для того, чтобы свести отношения на нет, то зачем вам вообще нужно такое общение? Еще хороший вопрос: «Скажи, ты меня уважаешь?» Понятно, что вы не задаете его, так как боитесь получить ответ типа: «А за что тебя уважать?» Но тогда все сразу встанет на свои места, и вы поймете, что держаться за такие отношения не стоит. Другие варианты вопроса: «Ты меня не любишь?» или: «Я тебе не нужна?». Порой угроза разрыва заставляет человека пересмотреть свое поведение.
Можно в тактичной форме рассказать о ваших собственных претензиях в адрес человека, чтобы он понял: у вас их не меньше, чем у него, но вы до поры до времени держите их при себе. Это путь к тому, чтобы договориться. Может, обеим сторонам стоит пообещать поработать над своими недостатками. Но беседа обязательно должна быть двухсторонней!
Всегда помните: если человек дорожит вами, он не станет намеренно поступать так, чтобы вам с ним было плохо. Если же вы ему не дороги и он не собирается считаться с вашими чувствами, то смысла поддерживать отношения нет никакого. Постарайтесь дистанцироваться от такой личности.
Как показать что ты обижен
Ольга Юрковская специально для https://bewoman.club
Как сообщить о своей обиде так, чтобы вас услышали
«Ты серьезно обиделась?»
Даже если вы оскорблены в самых лучших чувствах, я настоятельно рекомендую не высказывать обидчику напрямую все, что вы о нем думаете, и, тем более, не устраивать мелкой мести.
Неважно, насколько униженной вы себя чувствуете, действовать, исходя из истерики, нельзя. Пока у вас есть эта яркая, пульсирующая эмоциональная реакция, ваши действия будут неточными и непродуманными. О таких случаях говорят «попал под горячую руку». Вы не сумеете дозировать силу воздействия и наделаете кучу ошибок, о которых потом сильно пожалеете.
Контроль эмоций и расчетливый ответ на обиду
Нельзя допустить, чтобы всплески сиюминутных настроений взяли над вами верх. Нужно остыть, осознать и принять ситуацию. Она уже случилась. Проанализируйте ее и потом уже воздействуйте на обидчика. В идеале вам должно быть безразлично. Хотя это кажется совершенно нелогичным. Ведь вам же сейчас плохо, больно, обидно. Бессознательно вы очень хотите, чтобы другой человек пережил такое же унижение и боль.
Механизм ответной агрессии уже давно изучен учеными. Приматы, которых били (в рамках научного эксперимента), сами начинали бить тех, кто оказался рядом. Так своя боль притуплялась, и животным становилось легче.
Как правило, большинство людей действуют похожим образом. Только вместо физической агрессии в ход идет психологическая. Угрозы, шантаж, требования.
Когда вы обижены, то ожидаете, что обидчик должен отреагировать на ваши попранные чувства определенным образом. Вы его обвиняете — значит, он должен продемонстрировать вину, раскаяться и загладить ее.
Как правило, вы ожидаете каких-то конкретных измеримых действий — извинений, изменения поведения. А если он не собирается ничего делать в ответ? Если для него происходящее совершенно нормально?
Тогда что, нужно обидеться еще сильнее?
К инфантильным людям всерьез не относятся
Много ли внимания уделяют взрослые детским истерикам? Ну подумаешь, поорет ребенок, побросается на пол в супермаркете. Обижаться всерьез — означает регрессировать в инфантильный возраст. Топать ножкой и пытаться по-детски манипулировать. Эта незрелая позиция редко когда позволяет выиграть локальный конфликт и уж точно не добавляет позитива отношениям с людьми.
Ваша боль не является индульгенцией для требований. «Плохо» не дает вам никаких прав в отношении других людей. Напрасно ожидать: «Я сейчас вывалю на тебя свои эмоции, а ты изменись и стань мне удобным». Может, человек и сделает что-то в ответ, но при этом разозлится и почувствует себя использованным. А может быть, просто удивится, почему вы беситесь. В его системе координат все нормально.
Поэтому запомните правило: эмоции предъявлять можно и нужно лишь тогда, когда они остыли. Недаром говорят, что месть — это блюдо, которое подают в охлажденном виде.
Как правильно разрешать конфликт
В спокойном состоянии вы осознанно предъявляете человеку претензию за свои попранные чувства и вызываете нужную вам реакцию — вину за причиненную вам боль. Затем договариваетесь о последствиях (например, что он что-то сделает, а также берет на себя обязательства больше чего-то не делать). Это пример взрослого, нормального взаимодействия.
«Плохо» — это не основание для требований и обвинений. Это основание либо для просьбы, либо для предложения.
Друзей, мужей, жен, детей, близких людей обязательно нужно информировать о ваших болезненных переживаниях. Но только не в формате нападения и крика. Вы же не хотите, чтобы они себя чувствовали обманутыми и использованными.
Хороший способ заявить об обиде
Представьте, что вы с другом в гостях. И за разговором друг начинает рассказывать про вас не то, что вам хочется слышать. Вы понимаете, что влияния на другого человека у вас нет. При этом вы имеете право защищаться любыми удобными способами.
Можете проинформировать друга о том, что вам не нравится этот разговор. Или его поведение. Предупреждаете, что в следующий раз, если это снова произойдет, вы уходите.
Условие должно быть достаточно важное, но желательно не болезненное для человека. Если он снова инициирует неприятный вам разговор — встаете и покидаете помещение.
В следующий раз друг будет себя держать за язык всеми руками и ногами. Просто чтобы не остаться в такой ситуации дураком.
Или, например, человек все время подводит вас, обещает сделать и не делает. Обвинять и требовать нельзя. Что же делать?
Сэндвич из полезной обиды
Есть рецепт, по которому из любой неприятной и обижающей вас ситуации можно выйти с пользой для себя. Неважно, кто перед вами — подчиненный, ребенок или мужчина. Представьте себе такой сэндвич: слой позитива, похвалы, несколько капель критики и большая надежда на то, что все будет хорошо.
1. Начните с позитива
Скажите человеку, как вы его цените и любите, как вам важны отношения с ним. Если это сотрудник, отметьте его хорошую работу. Если муж — его заботу о вас. Если жена — поблагодарите за вкусный ужин, приготовленный ею.
2. Опишите свое видение ситуации. Используйте «я-сообщения»
«Я расстроена, я переживаю, я тревожусь, я не знаю, что делать, не знаю теперь, можно ли на тебя рассчитывать в дальнейшем».
Еще раз напоминаю, что обвинения и «ты-сообщения», оскорбления и наезды — самая большая глупость, которую вы можете сделать.
3. Точно сформулируйте свои ожидания
Например: «Я хочу, чтобы ты приходил вовремя». Или: «Я хочу, чтобы ты звонил мне и предупреждал, когда опаздываешь».
Ваша задача — донести до человека мысль, что у вас есть какие-то «идеальные» ожидания насчет него, и вы предлагаете ему попытаться этим ожиданиям соответствовать.
4. Дайте четкие инструкции
Конкретно сформулируйте, какие изменения вам сейчас нужны, какие реальные действия вас устроят.
Женщины часто этот пункт пропускают. Они вываливают целую кучу эмоций, претензий, обвинений, а что с этим добром делать — партнер не знает. Если вы в состоянии внятно сформулировать инструкцию, скорее всего, вы сумеете договориться. Инструкция должна быть простой и короткой, на два-три пункта. И гарантирую, что 80% проблем в отношениях снимутся.
5. Опишите, что будет, если человек это сделает
Объясните, что вам нужно убедиться, что он к вам хорошо относится и уважает ваше время. Если он сделает то, что вы просите, вам станет хорошо, спокойно и вы снова сможете ему доверять. Опишите, какие бонусы принесет ситуация, если решить ее по приведенному вами сценарию.
6. Поведайте о печальных последствиях, которые наступят, если ситуация не изменится
Если речь идет о вашем подчиненном, то вы будете «вынуждены лишить премии или уволить». Если речь идет о муже, то «не смогу тебе доверять, и это повлияет на наш секс». Если речь идет о друзьях, то «я боюсь, что мы с тобой просто поругаемся». Если речь идет о коллегах, то «не сможем сотрудничать, и все закончится печально».
Не стесняйтесь озвучивать те реальные негативные последствия, которые действительно настанут, если все пойдет не туда.
7. Закончите на позитиве
Выразите надежду, что в следующий раз человек будет действовать в соответствии с вашей просьбой. Подчеркните, что это пойдет на пользу вашему долгосрочному сотрудничеству и улучшит ваши отношения. Или сделает вас обоих довольными и счастливыми.
Всегда заканчивайте на позитиве и с надеждой на счастливое будущее. Даже если вы мечтаете никогда больше не встретиться с этим персонажем. Земля круглая, мало ли кто и когда пригодится.
Если же закончить отношения на словах: «Ты козел и дурак», — когда-нибудь они прилетят бумерангом.
Чаще всего не стоит замалчивать свои обиды. Возможно, вы боитесь конфликтов, которые могут начаться, стоит вам заговорить о своих переживаниях и чувствах. Но конфликт никогда не является проблемой, если вы умеете через него проходить. Это способ стать сильнее в ваших отношениях.
Пустые, формальные отношения без конфликтов никогда не становятся глубокими, сильными, конструктивными и человечными. Две маски, которые ни разу не конфликтовали, так и останутся двумя масками. Помните фильм «Мистер и миссис Смит»? После конфликта их отношения стали такими, что к семейному психотерапевту они пришли похвастаться, а не пожаловаться друг на друга.
Обиделся ли человек: как понять, причины и признаки
Некоторые психологи считают обиду своего рода агрессией, которая может проявиться и внутри индивидуума и, так сказать, снаружи. Но чаще всего звучит мнение о том, что, обижаясь на кого-то, человек обижает себя сам…
Какой бывает обида
Обидой можно назвать то состояние человека, которое вызывается реакцией на огорчение или оскорбление, чаще всего, на взгляд обиженного, нанесенное несправедливо. Поэтому эта эмоция «находится в связке» с понятием, которое называется справедливостью. Если кто-то не получил ожидаемого, но согласен с тем, что он этого по большому счету и не заслужил, то огорчиться человек может, но вряд ли его захлестнет обида.
Обида с точки зрения простого человека и психолога
К сожалению, не каждый простой человек всерьез считает, что обида – это чувство слабых. А ведь так оно и есть. В одном интервью журналист сравнил обиду с чувством голода, которое существует независимо от индивида. А вот гнев он отнес к булимии, которая уже является заболеванием. Образно говоря, обида, превратившаяся в гнев, – это перешедший в булимию голод.
А еще можно согласиться с таким определением: обида является признаком душевной незрелости. Кстати говоря, с последним согласны и психологи, которые чаще всего трактуют обиду как эмоцию неисполненных ожиданий – не признак ли это той самой незрелости?
Причины обиды
Обида чаще всего возникает из столкновения двух моделей – мнений двух разных человек, которые не совпадают друг с другом. Некая особа желает, чтобы поведение окружающих не отклонялось от ее ожиданий, считая, будто другой человек целенаправленно запрограммирован сугубо ими, и отрицая право этого другого человека на самостоятельные действия. А уж причин обидчивости можно определить несколько.
Инфантилизм
Это обида невротического характера, и зародилась она еще в детстве. Может так статься, что ребенок не чувствовал себя любимым, и это чувство недолюбленности перешло с ним во взрослую жизнь. И теперь взрослый человек весьма напоминает ребенка своим поведением, т.е. все так же обижается на всех, как в детстве обижался на родителей.
Это говорит о слабоволии. Ведь, обижаясь на кого-то, проще всего замаскировать свое неумение, неопытность или нежелание делать то, что необходимо. Такой инфантильный взрослый прикрывает свою слабость обидами: дескать, остается он всеми непонятым.
Сознательная обидчивость
Бывают личности, которые изображают себя намеренно обиженными. Со стороны это выглядит примерно так:
Интересно! Эта сознательная обидчивость фактически является детским приемом, чтобы добиться более благожелательного отношения к своей персоне.
Чаще всего она в ходу у прекрасного пола, некоторые представительницы которого надеются обиженно надутыми губками привлечь внимание нужного объекта.
Предательство близкого человека
В бытовой ситуации это может быть весьма банальным: один человек ждал, допустим, что друг-приятель-сосед поможет в тяжелой ситуации. К примеру, займет денег по первой просьбе, а он не сделал этого, хотя вполне мог бы.
Предательство может иметь и гораздо более глубокие и серьезные причины:
Внимание! Предательством такого плана является поступок мужчины, не желающего вступать в брак с женщиной, ожидающей от него ребенка.
Сюда же можно отнести и отказ от ухода за тяжелобольными или престарелыми родственниками, поскольку эти действия кардинально изменят жизнь.
Мнительность
Мнительным называют человека, который все принимает близко к сердцу, подвержен тревожности и обидам. Психологи считают, что виноваты в этом неуверенность такой личности в себе и гиперчувствительность к мнению окружения.
Важно! Говоря обычным языком, в этом случае гиперчувствительность свидетельствует о том, что для такого индивида чересчур важно мнение других людей о нем.
Человек чрезвычайно чувствителен ко всем проявлениям мнений – особенно критических – о себе.
Несбывшиеся надежды или завышенные ожидания
Обида здесь может носить сиюминутный характер, но бывает и довольно продолжительной. К примеру, школьник мог обидеться на отца за то, что тот обещал подарить смартфон, а купил обычный «кнопочник». Эта детская обида может и скоро пройти, а может и долго не забыться.
А вот ежели девушка шла замуж «по расчету», возлагая на своего избранника большие надежды, а тот оказался совсем не героем ее романа. Эта обида представляет собой большую травму, связанную и с завышенными ожиданиями, и с несбывшимися надеждами.
Стрессовая ситуация
Произошла крупная ссора с близким человеком. Состояние – на грани депрессии. И обида вкупе со злостью приводят к стрессу. Причиной обиды могут стать болезнь или серьезная физическая травма, и тогда людям кажется, что они обделены вниманием. Иногда обидой становится элементарная зависть к здоровым людям.
Интроверт
Погруженный в свой, не доступный другим внутренний мир, человек может носить свою обиду в себе годами, «развлекая» себя в мыслях тем, как со временем отомстит обидчику.
Гордыня
Эта черта характера является вечным спутником обид. Высокомерному человеку даже в голову не может прийти мысль, что о нем кто-то думает или говорит плохо. И если это все же происходит, будет смертельно обижен.
Человек обиделся. Как это понять
Произошел конфликт. Прозвучали брошенные в лицо резкие слова. Или последовала не ожидаемая реакция на поступок. Или… Впрочем, ситуаций может быть множество, и поводов для обид в жизни более чем достаточно.
О том, что человек обижен, можно судить уже по тому, как он себя ведет. К внешним признакам сильной обиды можно отнести:
Что делать, если кто-то на кого-то обиделся
Общаясь друг с другом, друзья и коллеги могут неудачно пошутить, сделать неуместное замечание, подколоть. А кто-то из компании обидится, перестанет разговаривать. Значит, задет он сильнее, чем предполагали другие. Распространены также обиды и семейного плана, и на профессиональной почве, когда начальник незаслуженно отчитает за недочеты, да еще при всех.
В любой ситуации в первую очередь рекомендуется проанализировать, есть ли чья-то вина в возникшей «обидной» ситуации, разобраться, что именно могло обидеть человека. Если вина предполагается, то самый лучший и безболезненный способ – просто подойти к «жертве» и извиниться.
Зачем просить прощения и прощать обиду
Человек вольно или же невольно обидел кого-то и сожалеет о содеянном, в нем в этом случае естественным образом возникает напряжение.
Главное теперь – это напряжение не «хранить» внутри и не оставлять его повисшим между собой и обиженным, а выпустить из себя. Это поможет возобновлению и укреплению контакта и освобождению от чувства вины.
Внимание! Если человек действительно ощущает вину, важно извиниться!
Как правильно извиниться и попросить прощения у обиженного человека
Какого-то шаблона, алгоритма в данном действии нет и быть не может. Главное в извинении – не многословие, не красота слов, а то, КАК они произнесены. Можно без особых комментариев сказать: «Прости меня, дружище», но сказать искренне, от всего сердца.
Один восточный мудрец говорил своим ученикам: люди могут оскорбить, назвав другого глупцом, рабом или бездарным. Но надо всегда помнить, глупцом назовет другого только глупец; раба в другом увидит только раб; бездарь увидит чужое безумие в том, чего не понимает сам. Поэтому не стоит ни на кого обижаться и никого оскорблять самим.
ИнструкцияНе на пустом месте:
Как вынести пользу из обид
Объясняет психолог-консультант Яна Шагова
Что такое обида и как она ощущается? Почему в нашем обществе это нечто стыдное, что не принято предъявлять и о чём сложно говорить? Как научиться обижаться меньше и возможно ли это?
Обида — не единое ощущение, а комплекс чувств. Обычно она включает гнев, уязвлённость и жалость к себе и часто ещё индивидуальный набор других эмоций: бессилие, грусть, подавленность, стыд.
Обиду в нашем обществе принято считать чем-то постыдным. Возможно, потому что она — признание слабости: возникает там, где не получилось защитить себя внутри ситуации. Обида — это чувство постфактум. На самом деле это совершенно нормальная реакция. Замечать свои обиды и уметь обращаться с ними — важный навык. Худшее, что можно сделать с обидой, — попытаться её подавить и сделать для самой или самого себя вид, что ничего не случилось. К сожалению, именно это, по сути, предлагают советы в духе «забудь и отпусти» или «просто измени свою точку зрения на эту ситуацию». Если бы это было просто, обиды бы и не возникло.
Такая стратегия неэффективна. Обида никогда не появляется на пустом месте — она возникает там, где нас задели, уязвили слова, поступки или отношение другого человека. Действительно, совершенно не факт, что человек был виноват или сознательно хотел причинить нам вред. Но поскольку он вольно или невольно ранил нас, запускаются все связанные с этим реакции: гнев, печаль, желание отвергнуть или приписать вину себе, снижение самооценки и стыд. Подавить их невозможно, а если не обращать на них внимания, есть риск, что они превратятся в деструктивные реакции, направленные на самого себя или на другого. Что же делать с обидами?
Текст: Яна Шагова, автор телеграм-канала «Со мной всё в порядке! »
Научитесь замечать обиды
Снижение настроения после общения с кем-то, внезапные приступы самоедства, стыда или гнева часто признак того, что мы эмоционально ранены, но не признаём этого или даже не заметили в моменте. Иногда в голове начинают проигрываться фантазии — агрессивные, мстительные — или сцены, где вас кто-то обижает. Это могут быть воспоминания или целиком выдуманные картины.
Даже если вам кажется, что фантазии никак не связаны с реальностью, но они при этом окрашены яркими эмоциями, спросите себя: испытывали вы недавно похожие же чувства в реальности? К кому? В какой ситуации?
Поймите, что именно причинило дискомфорт в ситуации, словах или поступке
Помогает выписать всю ситуацию и свои чувства в ней. Например: «Вчера в компании друзей я стала рассказывать про новую работу, которой я очень горжусь. Но меня перебили какой-то ерундой и не выслушали, и никто после не предложил мне вернуться к этой теме. Я почувствовала, что мои достижения никому не интересны и не важны, а значит, и сама я не важная и неинтересная для своих друзей. Это было очень обидно».
Или: «Меня очень задело, когда мама весь вечер рассказывала мне об успехах моей старшей сестры. В тот момент я просто ненавидела их обеих! Почему хотя бы раз в жизни нельзя послушать про мои дела или похвалить меня?»
Или: «Испортилось настроение после разговора с подругой. Долго вспоминала, в чём дело и в какой момент я расстроилась. Кажется, это произошло после того, как она высокомерным тоном сказала: „Знаешь, прежде чем разбираться в инвестиционных инструментах, надо навести порядок в финансах и отдать все кредиты“».
Помните: признаваясь в чувствах, даже самых, с вашей точки зрения, неприглядных, наедине с собой, вы никому не вредите! Навредить могут лишь поступки.
Решите, как действовать с обидой
Главное с чувством обиды — это не терпеть. Это не значит срывать злость, немедленно писать гневные сообщения обидевшему или делать поспешные выводы («Наверное, нам больше не стоит общаться»). Это подразумевает, что вы знаете, что сможете защитить себя. Каким-то образом, хотя бы задним числом. Хотя бы с помощью того, чтобы временно дистанцироваться и обдумать ситуацию.
Самая тяжёлая часть обиды — в переживании беспомощности: кто-то ранил нас, но это уже произошло и мы как будто ничего не можем с этим сделать. На самом деле сделать можно довольно много. Когда вас задели чьи-то слова, поступок или тон по отношению к вам, хорошая идея — попробовать сказать (или написать) об этом при следующей встрече. Часто это даётся тяжело, потому что есть ощущение, что говорить об обиде спустя какое-то время глупо. Но без этого шага трудно начать говорить о том, что вы задеты, прямо в тот момент, когда это случилось (а многим людям даже трудно осознать, что это произошло).
Спокойный рассказ о том, что какие-то слова или действия собеседника были вам некомфортны, важная часть построения хороших, безопасных отношений. Потому что безопасных отношений не бывает без возможности их регулировать: приближаться, отдаляться, сообщать, что что-то приятно, а что-то нет.
Очень хорошо работать с этой темой и на терапии, особенно когда речь о старых, нанесённых давно в прошлом обидах. Чувства, связанные с ними, могут оставаться с человеком на десятки лет, и тогда важно выразить их каким-то образом — проговорив с психологом, написав обидчику письмо и так далее.
Проанализируйте, когда вам трудно защищать себя
Ещё один вопрос — почему возникает обида. Не в смысле, почему вы «такой обидчивый человек, что с вами это происходит». Обида возникает в тот момент, когда мы не смогли защитить себя сразу, непосредственно в контакте с другим человеком. Конечно, защититься можно не во всех ситуациях — даже если начальник говорит что-то резкое, не всегда есть свобода возразить ему. Но если сценарий «отложенной обиды» повторяется раз за разом, то, скорее всего, это отдельный вопрос в жизни человека — и нужно научиться защищать себя внутри ситуации. Можно выделить несколько сценариев, которые, когда они регулярно повторяются, снижают или даже блокируют наше умение защищать себя в такие моменты:
Страх обидеть обидевшего
Перетянуть эмоциональное одеяло на себя — увы, довольно распространённый приём. Если в ответ даже на спокойное «Мне сейчас было неприятно» глаза собеседника наливаются слезами — это детская реакция, и видеть её у взрослого странно. Возникает некоторая путаница: вроде бы хотелось поговорить о том, что задело меня, но вместо этого приходится успокаивать того, кто задел меня. И уже нет свободы вернуться к прежней теме, потому что есть опасения, что подобная реакция повторится.
По идее зрелый человек должен спокойно воспринять информацию, что какие-то его слова или поступки вас задели. Он либо скорректирует своё поведение, либо скажет, что не готов это сделать, — и тогда вам придётся решать, готовы ли вы дальше общаться на таких условиях. Обижаться в ответ на высказанную обиду — инфантильная реакция того, кто не готов признать, что он в чём-то несовершенен или его таким воспринимают.
Особенно такой опыт труден для ребёнка, когда подобным образом реагируют старшие. Даже взрослые в подобной ситуации теряются: сложно не почувствовать вину, когда ты расстроил человека до слёз и дрожащего голоса. Дети же не способны осмыслить всю ситуацию и понять, что это мама, папа или бабушка ведут себя незрело. Тогда ребёнок чувствует, что обижаться в принципе нельзя: если я обижаюсь — я плохой, злой, капризный и расстраиваю близких. Взрослому человеку с таким опытом будет трудно сразу сообщать о своём недовольстве: возникает смутное ощущение, что лучше промолчать, иначе виноватым окажешься ты, а эмоциональная нагрузка только возрастает.
Это тяжёлая и на самом деле манипулятивная ситуация. Собеседник как будто отбирает у вас право быть чем-то недовольным, оставаясь при этом «хорошим человеком» — хотя вообще-то это он обидел или задел вас и даже не хочет об этом слушать. Попыткой выйти из неё может быть спокойное, но настойчивое продолжение разговора: «Я ничем не хотел (-а) тебя задеть, но мне важно всё-таки поговорить, что твои слова (поступки) были мне неприятны, и я хочу, чтобы ты это учёл (учла) в будущем».
Боязнь ответной агрессии
Так случается, если у человека не было опыта здорового выражения агрессии в детстве: любое недовольство ребёнка жёстко наказывали, за крик или непослушание били и тому подобное. Соответственно, у человека нет сценария, в котором можно безопасно сообщить о своём недовольстве или уязвлённости, чтобы не получить агрессивную реакцию.
Такой же печальный опыт можно приобрести и в более позднем возрасте. Пример неявно агрессивной реакции на обиду — когда собеседник на слова «Мне сейчас было неприятно то, что ты сказал (-а)», начинает рассуждать, что обида — «токсичное чувство» (по сути, сообщая, что вы якобы не имеете права на него обидеться), «проблема в твоём взгляде на это» и так далее. Или, в худшем случае, начинает шумно ссориться — с повышением голоса и другими проявлениями агрессии. В любом случае посыл такой же, как в предыдущем примере: если тебя уязвили (ты выражаешь недовольство, дискомфорт и тому подобное) — то ты же и окажешься виноват.
Боязнь отвержения
В целом это есть и в двух предыдущих примерах: агрессивной или манипулятивной реакцией собеседник отвергает наши чувства, не давая свободно выражать их. Крайний вариант такой реакции — в ответ на сообщение об обиде полностью отвергать человека: замыкаться, прекращать разговор и даже прерывать контакты.
Отвержение — одно из самых болезненных переживаний в контакте с другими. Даже если человек не прерывает общение полностью, общаться становится очень сложно: своими действиями он сообщает, что не примет никакого недовольства в свой адрес. Но когда внутри копятся обиды, это тоже сильно дистанцирует людей. Это патовая ситуация, и если после разговора о ней человек не меняет стратегию поведения, рано или поздно это ведёт к прекращению отношений.
У всех этих трёх сценариев одинаковый исход: внутри человека копится гнев, недовольство, уязвлённость и другие тяжёлые чувства. Но выразить их страшно, потому что страшно нарваться на ответный гнев, пассивную агрессию или отвержение. Это ведёт к тому, что обиды накапливаются, а человек не умеет их выражать.
Если нечто подобное происходило в вашем детстве, то во взрослой жизни важно научиться постепенно отстаивать себя. На начальных этапах хорошо работает дистанцирование с тем, кто регулярно вас обижает, и безопасное прояснение отношений «на расстоянии»: письмами, сообщениями или откладыванием разговора до времени, когда вы успокоитесь. Пускай «Знаешь, на прошлой неделе ты сказала кое-что, что меня задело» звучит странно. Но это первый шаг к тому, чтобы не бояться научиться сразу сообщать о своих чувствах.
В случае когда нечто похожее происходит в ваших отношениях с другими людьми и сейчас, важно настаивать, что ваши чувства имеют право на существование: ни у кого нет права заставлять вас терпеть дискомфорт, неприятные шутки, подколки или вообще что-либо, что вам не нравится. Важно сначала признать это для себя, а затем, исходя из этой мысли, попробовать выстроить диалог с теми, в чьём обществе вы регулярно их чувствуете.