как получилось что пьер женился на элен
Две жены Пьера Безухова
В романе «Война и мир» Пьер Безухов, любимый герой автора, был женат дважды. Первой его женой стала светская красавица Элен, второй — Наташа Ростова. Что касается второй женитьбы Пьера, то здесь всё ясно: Лев Толстой соединяет двух своих любимых героев, для чего ему даже пришлось пожертвовать князем Андреем — первым женихом Наташи. В этом случае загадка появляется в самом конце романа, когда Наташа становится совершенно другим человеком, имеющим мало общего с той девушкой, в которую был влюблён Пьер Безухов: почему Пьер по-прежнему влюблён в Наташу и считает её прекрасной женой?
А вот первая женитьба — загадка с самого начала. Как мог Пьер, человек глубокий, мыслящий и тонко чувствующий, жениться на светской львице, для которой у автора не находится ни одного доброго слова? Зачем этот брак нужен Толстому, что этот сюжетный поворот вносит в роман «Война и мир»? Загадок здесь, как мы видим, немало, попробуем найти для них разгадки.
Вспомним обстоятельства женитьб Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер — простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.
Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов — наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому — вторая жена Пьера Наташа.
Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба — это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Не буду перечислять дальнейшие последствия, уже видно, что первая женитьба — важный для романа сюжет.
Добавлю только, что первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.
Т еперь перейдём к женитьбе Пьера на Наташе Ростовой. Они были знакомы с детства и всегда испытывали друг к другу тёплые чувства. Пьер давно любил Наташу и чуть не признался ей в этом после того, как она хотела сбежать с Анатолем Курагиным (братом жены Пьера) и все её за это осудили. Пьер по доброте характера всегда старался оправдать поступки других людей. Тогда он не решился на признание, так как она была невестой его лучшего друга, князя Андрея, да и сам он формально был женат.
В обоих случаях признаться в любви и жениться ему помогли другие люди: в первом браке — князь Василий и Анна Павловна Шерер, во втором — княжна Марья. Однако в реальности дело обстояло по-разному. Князь Василий просто заставил Пьера это сделать, а княжну Марью попросил ему помочь сам Пьер.
Хотя между первой и второй женитьбами прошло немало времени, Пьер остался нерешительным человеком. Правда, его нерешительность в первом случае была связана с тем, что жениться ему не хотелось, он просто считал себя обязанным сделать это. Во втором случае, наоборот, он так сильно любил Наташу, что не мог представить, что ему отвечают взаимностью: Пьер даже считал, что “он человек, просто человек”, а Наташа — “совсем другое, высшее”. Для Пьера эта нерешительность, отсутствие веры в себя являлись характерными чертами.
В четвёртом томе романа Л.Н. Толстой так описывает чувства Пьера перед сватовством и женитьбой на Наташе: “В душе Пьера теперь не происходило ничего подобного тому, что происходило в ней в подобных же обстоятельствах его сватовства с Элен. Он не повторял, как тогда, с болезненным стыдом слов, сказанных им, не говорил себе: «Ах, зачем я не сказал этого, и зачем, зачем я сказал тогда “Я люблю вас”?» Теперь, напротив, каждое слово её, своё он повторял в своём воображении со всеми подробностями лица, улыбки и ничего не хотел ни убавить, ни прибавить, хотел только повторять. Сомнений в том, хорошо ли или дурно то, что он предпринял, — теперь не было и тени”.
Т рудно было найти таких противоположных жён, как Элен и Наташа. Одна — олицетворение всего искусственного, холодного, застывшего (“мраморная красота”). Лицо Элен — прекрасная маска, на которой не отражается ни единого чувства, если она вообще могла испытывать какие-то чувства. Улыбка Элен совершенно ничего не выражала, это была улыбка статуи. Напротив, Наташа — само воплощение жизни, изменчивости, непостоянства. Неслучайно мать находила, что в ней слишком много чего-то, что не позволит ей быть счастливой. Если Элен недостаёт жизни, то у Наташи именно жизни даже слишком много. Именно отсюда дикие поступки, которые она иногда совершала. Можно не сомневаться, что Элен вполне способна на дурные поступки, не зря она почти в открытую изменяла Пьеру, но ухитрялась соблюдать светские приличия, которые чужды самой натуре Наташи и Пьера.
Однако при всех отличиях есть и сходства Элен и Наташи. Они обе кажутся ниже Пьера по своим душевным и умственным качествам: обе не были столь умны и глубоки, как он.
Наташа совсем опустилась, став из красивой молодой женщины самкой (именно так её называет Толстой в эпилоге романа). Элен отвращает читателей своей пустотой, бездушием. Обе жены были по своим человеческим качествам ниже Пьера, человека удивительного, полного доброты, ума, благородства. С Элен всё ясно — женитьба на ней была огромной ошибкой Пьера, он это понял очень быстро. Что касается Наташи, здесь всё сложнее. Пьер женился на ней по любви и, по-видимому, был вполне счастлив в семейной жизни. У него появились дети, но мне кажется, что духовно ближе них Пьеру был Николенька Болконский. Мне кажется, что единственной женщиной, которая в романе по своим качествам равна Пьеру, была княжна Марья. Наверное, не случайно, что она, как и Пьер, вступила в брак с человеком, которого трудно сравнить с ней по своим душевным и умственным качествам. Возможно, такие неравные браки вообще свойственны людям выдающимся.
«война и мир» почему пьер женился на элен? подробно! —
Характер
Элен Курагина обладала непростым характером. Отчего у неё проявились отрицательные черты характера, неясно, ведь о её детстве и отрочестве в романе не рассказывается. Но, исходя из её поступков, можно сделать вывод, что воспитание, данное ей, не было хорошим. Единственно, что она прекрасно усвоила, — это искусство держать себя в светском обществе.
Толстой выделяет следующие черты характера Элен:
Видео
Экранизации
Перенести на экран роман великого российского писателя пытались еще в эпоху немого кино. Первую картину режиссера Петра Чардынина зритель увидел в 1913 году. К середине века киноверсию эпопеи успешно представили американцы – фильм получил три номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус».
Советские власти решили дать ответ иностранцам, поручив дело «государственной важности» режиссеру Сергею Бондарчуку. На создание картины потратили шесть лет и 18 миллионов рублей. Как итог – главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар».
Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова
«Война и мир» вдохновила представителей киноиндустрии на создание двух сериалов. Первый вышел на канале BBC в 1972 году, сценарий которого расписали на 20 серий. Постановка телеверсии 2007 года объединила несколько стран – Россию, Германию, Францию, Италию и Польшу. А спустя почти 10 лет за дело вновь взялась корпорация BBC, явив миру мини-сериал, включающий шесть эпизодов.
Популярные сочинения
Портрет. Внешний облик
Пьер — молодой человек двадцати лет. Грузный, массивный, физически сильный, выше среднего роста, коротко стрижен, носит очки. При этом когда Пьер улыбается лицо становится детским и глуповатым.
Цитаты из романа, описывающие внешность Пьера:
«…вошел массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке…» (том 1 часть 1 глава II) «…Пьер был несколько больше других мужчин в комнате…» (том 1 часть 1 глава II) «Он, нагнув голову и расставив большие ноги, стал доказывать Анне Павловне…» (том 1 часть 1 глава II) «Толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками…» (том 1 часть 1 глава V) «Ну-ка ты, силач…» (Анатоль — Пьеру, том 1 часть 1 глава VI) «Его схватили за руки; но он был так силен, что далеко оттолкнул того, кто приблизился к нему.» (том 1 часть 1 глава II) «Образуйте мне этого медведя…» (князь Василий о Пьере, том 1 часть 1 глава III) «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения…» (том 1 часть 1 глава IV)
Элен Курагина и Пьер Безухов: отношения
Пьер привлёк Элен тем, что получил большое наследство и стал очень богат. Пьер женился на Элен, потому что был слабохарактерный. Зная, что эта девушка глупа, он, очарованный её «мраморной» красотой, поддался на намёки князя Василия и на то, что князь и его дочь вели себя так, будто Пьер хочет на ней жениться.
После женитьбы Пьер понял, что связав свою судьбу с этой женщиной, он совершил ошибку. Элен ни во что не ставила его, он был для неё лишь удобным мужем.
Узнав об измене жены с Долоховым, Пьер разорвал с ней отношения и уехал в Петербург. Через три года он поддался на её уговоры и раскаяние и снова стал жить с ней вместе.
Цитаты
«Мы все знаем, что такое зло для себя»
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, — думал Пьер, — и как мало мы об этом заботимся!»
«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
«Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё»
«Главное жить, главное любить, главное верить»
«Вы, такая порода людей, которые приходят к людям, когда им хорошо, чтобы испортить им настроение»
Смерть Элен Безуховой (Курагиной), от чего умирает героиня? Причина смерти
Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. Официально в больших обществах все говорили, что графиня Безухова умерла от страшного припадка angine pectorale, но в интимных кружках рассказывали подробности о том, как le médecin in de la Reine dʼEspagne предписал Элен небольшие дозы какого-то лекарства для произведения известного действия; но как Элен, мучимая тем, что старый граф подозревал ее, и тем, что муж, которому она писала (этот несчастный развратный Пьер), не отвечал ей, вдруг приняла огромную дозу выписанного ей лекарства и умерла в мучениях, прежде чем могли подать помощь.
Судьбы княжны Марьи и Николая Ростова
Тема любви в романе Льва Толстого «Война и мир» раскрывается также на примере взаимоотношений княжны Марьи и Николая Ростова. Судьбы этих героев складывались непросто. Некрасивая внешне, кроткая, тихая княжна обладала прекрасной душой. При жизни своего отца она даже не надеялась когда-либо выйти замуж, воспитывать детей. Анатоль Курагин был единственным, кто сватался к ней, да и то только лишь ради приданого. Конечно же, он не мог понять нравственной красоты и высокой одухотворенности этой героини. Это удалось сделать лишь Николаю Ростову.
Толстой в эпилоге своего романа говорит о духовном единении людей, которое является основой семейственности. В конце произведения появилась новая семья, где соединились столь разные, казалось бы, начала — Болконских и Ростовых. Читать роман Льва Николаевича очень интересно. Вечные темы в романе «Война и мир» Л. Н. Толстого делают это произведение актуальным и в наши дни.
Взаимоотношения героев в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» складывались совершенно по-разному. Множество пар образовалось лишь по прошествии долгого времени, когда герои были уже хорошо знакомы, либо повстречались впервые. Отношения Элен Курагиной и Пьера Безухова стали неожиданными для меня, как для читателя и для остальных, я думаю, тоже. С самой первой встречи Пьер Безухов влюбился в красивую, статную, гордую Элен. Она же, в свою очередь, относилась к нему с презрением. Когда это случилось, Пьер еще не имел большого состояния и был совершенно неприметен среди всех мужчин этого общества. Элен же с самого начала была расчетливой, хитрой и корыстной. Ее отец Василий… Курагин воспитал своих детей: Элен и Анатоля Курагиных так, чтобы они во всем искали выгоду. В итоге, получилось так, что презирая и совершенно не уважая Пьера, Элен вышла за него замуж. Эти отношения изначально были обречены на провал. Ведь Элен нужно было только состояние, а счастливый Пьер был слеп от своей любви к девушке. Мы видим, что этот брак «по расчету» не привел ни к чему хорошему. Отношения не сложились. Пьер понял, как к нему на самом деле относится Элен, чуть не умер на дуэли. Нам становится ясно, что истинные чувства подделать нельзя, их нельзя и купить. Настоящую любовь нельзя заменить ничем.
Пьер Безухов и Элен Курагина в романе «Война и мир»: отношения и брак героев
Начало отношений
«. Пьером, который. приходился родня по отцу князю Василью. » (князь Василий является отцом Элен, том 1 часть 1 глава IV)
«Он только понял, что женщина, которую он знал ребенком, про которую он рассеянно говорил: «Да, хороша», когда ему говорили, что Элен красавица, он понял, что эта женщина может принадлежать ему. » (том 1 часть 3 глава I)
«. заглядываясь на красавицу Элен с ее сияющим лицом. » (том 1 часть 3 глава II)
«. всплывал ее образ со всею своею женственной красотою. « (том 1 часть 3 глава I)
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. « (том 1 часть 3 глава I)
«. им овладело то чувство желания, которое он испытал над табакеркой у Анны Павловны. « (том 1 часть 2 глава II)
Сомнения Пьера
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное. « (том 1 часть 3 глава I)
«. он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о том, как она будет его женой. « (том 1 часть 3 глава I)
«. но какой-то непонятный ужас охватывал его при одной мысли об этом страшном шаге. « (том 1 часть 3 глава II)
«. Пьер говорил себе: «Да что ж это? Нужна решимость! Разве нет у меня ее. « (том 1 часть 3 глава II)
«. он решил, что женитьба на Элен была бы несчастием и что ему нужно избегать ее и уехать. « (том 1 часть 3 глава II)
Свадьба Пьера и Элен
«. всё еще не делал предложения. « (том 1 часть 3 глава II)
«Когда же это началось, когда это все сделалось?» И вот он сидит подле нее женихом. « (том 1 часть 3 глава II)
«Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых. » (том 1 часть 3 глава II)
Несчастливый брак
«То, что вы дурак. так это все знали. « (том 2 часть 1 глава VI)
«Она засмеялась презрительно и сказала, что не дура, чтобы желать иметь детей, и что от меня детей у нее не будет. « (том 2 часть 1 глава VI)
«Ах, мой друг, он очень несчастлив. « (том 2 часть 1 глава II)
«Зачем я себя связал с нею, зачем я ей сказал это: „Je vous aime“ , которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, – говорил он сам себе. « (том 2 часть 1 глава VI)
«. Пьер был именно тем самым мужем, который нужен был для этой блестящей светской женщины. « (том 2 часть 3 глава IX)
«. самой замечательной женщины Петербурга. « (том 2 часть 3 глава IX)
Измены Элен
«. анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него. « (том 2 часть 1 глава IV)
«. – Нам лучше расстаться, – проговорил он прерывисто. « (том 2 часть 1 глава VI)
«. я хотя и живу с женою, по его совету, но не как муж жены своей. « (том 2 часть 3 глава X)
«Со времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе. « (том 2 часть 3 глава XXII)
«. вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. « (том 2 часть 1 глава VI)
«А вместо всего этого – вот он, богатый муж неверной жены, камергер в отставке, любящий покушать, выпить и, расстегнувшись, побранить слегка правительство. « (том 2 часть 5 глава I)
«. письмо, в котором извещала его о своем намерении выйти замуж за NN, и о том, что она вступила в единую истинную религию и что она просит его исполнить все те необходимые для развода формальности, о которых передаст ему податель сего письма. « (том 3 часть 3 глава VII)
Смерть Элен Безуховой
«Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла от этой страшной болезни, которую так приятно было выговаривать. « (том 4 часть 1 глава II)
«. Наташа вышла замуж ранней весной 1813 года, и у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын. « (эпилог часть 1 глава X)
Пьер Безухов на какм основании женился на Эллин
Вспомним обстоятельства женитьбы Пьера. Когда Пьер стал богатым юношей и завидным женихом, хитрый князь Василий решил женить его на своей дочери Элен. Это оказалось несложным делом, так как Элен была необыкновенно красива, а Пьер — простодушен, наивен и неискушён. В качестве свахи князь Василий использовал подругу Анну Павловну Шерер. Анна Павловна показала Пьеру, что его свадьба с Элен всем уже кажется неизбежной и скорой, и он принял это как должное.
Итак, Пьер женат. Его жена Элен не была умна, у неё не было души. Были у неё только красота и способность показать себя в обществе умной и вообще идеальной женщиной. Все эти черты являются для Толстого отрицательными. Красивые герои нелюбимы автором: в Пьере, Наташе, Кутузове часто подчёркивается какая-то некрасивость, и при этом они любимы Толстым; Элен, Александр I, Наполеон, Долохов — наоборот. Способность показать себя в обществе тоже не вызывает у автора симпатии к герою: Толстой презирал всё искусственное, жизнь, по его мнению, должна быть естественна; яркий пример этому — вторая жена Пьера Наташа.
Пьеру уже перед свадьбой с Элен “чувствовалось, что свадьба — это нехорошо почему-то, но он знал, что это будет”. Зачем же автору нужна эта женитьба? Жизнь Пьера состоит из постоянных взлётов и падений, кризисов и ровных периодов. Если бы Пьер не женился, не поссорился и не вынужден был бежать от Элен в Петербург, он бы не стал масоном, то есть исчез бы значительный и важный период его жизни. Кроме того, тогда он не смог бы “вернуть к жизни” князя Андрея на пароме. Первая женитьба — важный для романа сюжет.
Первый брак не позволил Пьеру решить важную проблему его жизни: он так и не обрёл семью. Он ведь был внебрачным сыном, не имел нормальных отношений с родителями, то есть не имел семьи в детстве. Женившись на Элен, он снова остался одиноким. Вот уж кто не стал Пьеру другом, их жизни практически не пересекались.
Пьер безухов и элен курагина в романе “война и мир”: отношения и брак героев
Персональный сайт – Пьер Безухов и Элен
В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» главная «мысль народная». Но, наряду с этим, автора волнуют роль семьи в обществе, отношения между супругами и права женщины, природой предназначенной быть женой и матерью. Свои раздумья о тайнах счастья и согласия людей писатель воплощает в образах Пьера Безухова и Элен.
Граф Пётр Кириллович впервые появляется в высшем петербургском обществе в модной гостиной Анны Павловны Шерер.
Это неуклюжий толстый молодой человек с огромными красными руками, постоянно нарушающий этикет, не желающий слушать пустые разговоры, не соблюдающий принятый в салоне ритуал, не умеющий сказать что-нибудь приятное. Но его терпят, потому что он богатый наследник и, следовательно, выгодный жених.
Здесь же Пьер впервые встречается с Элен Курагиной, светской «львицей», красавицей. Однако красота её холодная, мраморная, мёртвая, а на теле «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему.
На её прекрасном лице всегда «неизменяющаяся улыбка», одинаковая всегда и для всех.
По сути, это маска, скрывающая пустоту души и глупость Элен, которая, не имея собственного мнения, во время разговора «оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины».
Воспитанная в семье, где главными критериями были не честь, достоинство и благородство, а стремление к богатству, карьере и почестям любыми средствами, княжна Курагина порочна, хитра, безнравственна и легкомысленна по своей сути. Бесстыдство в достижении своих корыстных целей, развращённость, умственная ограниченность, ложь, фальшь и лицемерие присущи всей курагинской «подлой, бессердечной породе».
Князь Василий Курагин, отец Элен, не сумевший похитить завещание умирающего графа Безухова (отца Пьера), решает завладеть его богатством по-иному — женить наивного, доверчивого и неопытного в житейских делах наследника на своей дочери.
«Пьер был у него под рукою в Москве, и князь Василий устроил для него назначение в камер-юнкеры… и настоял на том, чтобы молодой человек с ним вместе поехал в Петербург и остановился в его доме», где к новоявленному богачу и графу все были «ласково расположены» и убеждены в его «высоких достоинствах».
«Даже люди, прежде бывшими злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими».
Верящий в доброту и искренность человеческих отношений, Пьер попадает в ловко расставленные «сети» князя Василия, почти ежедневно встречаясь сего дочерью, поражаясь её восхитительной красотой, умением держать себя в свете». «Она была страшно близка ему. Она имела уже власть над ним. И между ним и ею не было уже никаких преград, кроме преград его собственной воли».
Л. Н. Толстой подчёркивает, что в семейной жизни главние — не красота жены, умение модно одеваться, выгодно подчёркивая формы своего тела, вести непринуждённый светский разговор, делать визиты и принимать гостей, а духовное единство двух людей, которым суждено прожить вместе всю жизнь.
Поэтому Пьер, понимая, что должен сделать предложение Элен, долго размышляет над этим шагом; в нём происходит сложная душевная борьба: нравственное сознание вступает в противоречие с чувственным влечением. Он одновременно мечтает об Элен как о жене и подозревает, что «это нехорошо почему-то».
«Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, – думал он. – Ведь это не любовь. Напротив, что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещённое». «и опять он говорил себе… что что-то… противоестественное… нечестное было бы в этом браке».
Ум подсказывает графу Безухову, что обманом завлекают к женитьбе, Что с Элен не будет счастлив, так как она эгоистична, бездуховна, занята только своей красотой.
Её мало беспокоят чувства.
Поняв выгодность своего брака с графом Безуховым (богат, рассеян, непрактичен, не будет вмешиваться в её дела) она не противится желанию отца выйти замуж за Пьера и играет перед обществом роль влюблённой девушки, на лице которой «сдерживалась сияющая улыбка».
А ловкий интриган князь Василий делает всё возможное, чтобы на именинах дочери подчеркнуть её близость с графом. И Пьер это чувствует. «Теперь я знаю, что не для неё одной, не для себя одного, но и для всех это должно неизбежно совершиться». «Он никак не мог решиться на…
последний шаг» – объясниться в любви, потому что истинного, настоящего чувства у него к Элен не было.»Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», – думал Пьер». Потребовалось вмешательство князя Василия Курагина, чтобы Пьер сказал бесцветные слова «Я вас люблю!»
Не любя Пьера, Элен вскоре становится любовницей Долохова и неверной женой. Привыкший доверять всем, граф Безухов не верит в это.
«Да, ежели бы это была правда; но я не верю, не имею права и не могу верить», – думает Пьер на обеде, где присутствовал и Долохов, цинично признавший свою связь с Элен.
Он « с серьёзным выражением, но с улыбающимся в углах ртом, с бокалом обратился к Пьеру. – За здоровье красивых женщин, Петрушка, и их любовников, – сказал он».
Семейное счастье для Пьера рухнуло. Как человек большой совести, он прежде всего в измене Элен обвиняет себя, что женился на женщине, не любящей его, развратной, пресыщенной вниманием мужчин, равнодушной, не стремящейся стать матерью. «…он вспомнил ясность и грубость мыслей и вульгарность выражений, свойственных ей, несмотря на её воспитание в высшем аристократическом кругу».
Свою грубость и вульгарность Элен проявляет в ссоре с мужем, с презрительной улыбкой смотря на него. Она оскорбляет своим смехом Пьера, называя его «дураком», нагло отрицая свою связь с Долоховым, обвиняя мужа в глупости, неумении вести себя в обществе.
У Элен всё заранее продумано и делается так, как положено по неписаным законам высшего «света», то есть можно совершать любую подлость, но так, чтобы об этом вслух не говорили. Расчётливо и спокойно она соглашается расстаться с Пьером, требуя от него «состояние».
Наконец-то граф Безухов увидел свою жену в её истинном виде, «он физически страдал в эту минуту: грудь его стесняло, и он не мог дышать». Честная натура Пьера не может выдержать лжи и бесстыдства Элен, в его душе вскипает злоба и ненависть.
«- Я тебя убью! – закричал он и, схватив со стола мраморную доску с неизвестною ему силой, сделал шаг к ней и замахнулся на неё».
Писатель особое внимание уделяет на «внутренний голос»своих героев, подсознательно ведущий их на верную дорогу жизни.
Пьер не прислушался к своей совести, не смог подчинить своё поведение «сознанию», отдавшись чувственным влечениям и духовной слепоте, что и приводит его к драматическим переживаниям и трагическим последствиям.
В результате он «выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло бо’льшую половину его состояния», и вернулся в Петербург к одинокому образу жизни.
Светское общество, растленное и лицемерное, некогда принимавшее Пьера с распростёртыми объятиями, когда тот был незаконным сыном вельможи и «лучшим женихом Российской империи», отвергло « бестолкового ревнивца, подверженного таким же припадкам бешенства, как и его отец».
Зато перед Элен были открыты двери всех петербургских гостиных, почтительно и радушно относились к ней знакомые. «Элен принимала достойное выражение, которое она… усвоила себе.
Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить своё несчастие и что её муж есть крест, посланный ей от Бога» и вела распущенный образ жизни, заведя нового любовника — Бориса Друбецкого.
Запутавшись в своих исканиях, разочаровавшись в масонстве, Пьер решает примириться с женой, объясняя своё решение тем, что «не должен отказывать просящему и должен подать руку помощи всякому, тем более человеку, столь связанному со мной, и должен нести крест свой».
Несколько насмешливо повествует автор «Войны и мира» о дальнейшей судьбе Элен, ставшей законодательницей французского кружка, Наполеоновского союза,приобретя репутацию женщины, столь же умной, сколько и прекрасной».
Ничего больше не связывало супругов Безуховых — только общий дом. Пьер, смирившийся с обманом, «усвоил себе в не интересовавшем его обществе жены тот тон равнодушия, небрежности и благосклонности ко всем», который ждали от него.
Для Л. Н. Толстого главное в человеке — простота, доброта и правда. Этого не было в Элен, погрязшей в распутстве и лицемерии.
Когда русский народ встал на защиту Родины, жертвуя на её благо жизнью и мечтая «очистить свою землю от нашествия», графиня Безухова выбирала себе нового мужа.
Главное для писателя в изображении человеческих судеб – это нравственные законы, по которым должна жить семья, муж, жена, дети.
У Элен нет никаких моральных норм, единственный закон её жизни — произвол животных желаний и расчётливость; для неё брак — это лишь путь к обогащению; она постоянно изменяет мужу, который поражён грубостью её внутреннего мира. Элен бездушна.
«Я не такая дура, чтобы иметь детей», – произносит она кощунственные слова. Такая женщина, по мнению Л. Н. Толстого, не имеет права иметь семью.
Пьер же, чистый душой и помыслами, пройдя путь тяжёлых испытаний и поняв, что счастье надо искать в любви и согласии, в конце романа находит покой и умиротворение в семье и детях, женившись на Наташе Ростовой.
Элен Курагина
Произведение Льва Николаевича Толстого «Война и мир» вызывает двоякое мнение у любителей литературы. Одни читают громоздкий роман запоем, а другим не хватает сил, чтобы прочесть все произведение, поэтому нередко эта книга пылится на верхних полках книжного шкафа.
Те же, кто умудрился прочесть все произведение от корки до корки, уверяют, что «Война и мир» – это вершина русской литературы.
Ведь Толстой смог показать читателям не только противопоставление мирного и военного времени, но и колоритных персонажей, которые обладают и положительными, и отрицательными чертами характера.
Можно сказать, что Лев Николаевич, как и Николай Гоголь в «Мертвых душах», выявил человеческие психотипы.
Но если некоторые антагонисты вызывают уважение и обзаводятся любовью поклонников (к примеру, Драко Малфой из «Гарри Поттера»), то у беспечной Элен Курагиной вряд ли найдутся преданные фанаты, потому что в ней сочетаются лицемерие, безнравственность, бездуховность и равнодушие.
Однако в любом случае Лев Николаевич знакомит завсегдатаев книжных лавок с этим персонажем достаточно близко, ведь только умные люди учатся на чужих ошибках, пусть даже и вымышленных.
История создания
Лев Николаевич Толстой трудился над своим основополагающим произведением с 1863 по 1869 годы. Первоначально роман должен был рассказывать о декабристе, который возвращается вместе с семьей в Российскую Империю. Но когда автор начал додумывать описание главного героя, он волей-неволей переместил действие в 1812 год.
Как известно, это было сложное время для отечества, потому что из-за отказа Александра I поддерживать континентальную блокаду Наполеона Бонапарта в России началась Отечественная война.
Лев Николаевич Толстой
Писатель вдохновился кровавыми событиями минувших лет и даже побывал в деревне Бородино, где и произошло великое сражение. Чтобы не быть голословным и подкреплять свои мысли фактами, гений литературы опирался на научные труды историков и записи мемуаристов.
В его руки попали творения Сергея и Федора Глинки, Михаила Сперанского, Огюста Мармона и прочих писателей. Но главная цель Толстого была не в расписывании распрей между Российской Империей и сторонниками Франции или действий командиров и солдат. Он хотел показать мышление и изменение человека в эпоху потерь и неудач.
Мэтру удалось выписать 550 персонажей, но читатели запомнили только главных действующих лиц: Наташу Ростову, Пьера Безухова, Андрея и Марью Болконских, Элен и Анатоля Курагиных.
Биография
Хоть Лев Николаевич и любил скрупулезно описывать даже, казалось бы, непримечательные детали, о биографии Элен Курагиной, антигероини с экстравагантной внешностью, упоминается вскользь. Известно лишь то, что девушке еще нет 25 лет.
Однако читатель без труда сможет сделать логический вывод, основываясь на неординарном поведении этой барышни: ее родители не приложили усилий, чтобы дать дочери должное воспитание.
Эта женщина обладает неприятной манерой поведения, не ценит любовь и семейное благополучие; все, что ей надобно от мужчин, – это материальный достаток. Сама Элен не выстраивает цели и средства достижения денежного богатства, ибо не привыкла работать, а мечтает блистать на балах.
Поэтому красавица с черными глазами и белокурым цветом волос без зазрения совести готова менять спутников жизни как перчатки; она является явным антиподом Наташи Ростовой, которая руководствуется не разумом, а велением сердца.
Из сюжета «Войны и мира» становится известно, что Элен приняла предложение руки и сердца от Пьера Безухова, узнав новость о том, что этому молодому человеку досталось наследство от отца.
Элен Курагина и Пьер Безухов
Безухов, одурманенный красотой Элен, повел ее под венец, и спустя некоторое время узнал о ее изменах с офицером Долоховым, которому официальный муж Курагиной вскоре бросил перчатку. Любовник супруги был ранен, но не смертельно.
Далее девушка узнает, что ее «возлюбленный» желает переехать в город на Неве.
Элен не горюет по этому поводу, потому что ждет лишь одного – части наследства. Когда Курагина сама оказалась в Петербурге, она создала себе образ несчастной женщины, которую «подлый» муж бросил на произвол судьбы.
Не успела эта героиня забыть Безухова, как тут же окунулась в любовные перипетии.
Она принимает ухаживания от собственного «пажа» Бориса Друбецкого. Кроме того, когда графиня оказывается в Литве, она начинает романтические отношения с молодым принцем. Но когда ее возлюбленные оказываются в одном месте, она попадает в неловкое положение.
Стоит отметить, что Толстой питал интерес к изменению характера человека и его личностному росту, а персонаж так или иначе должен иметь жизненные цели. Есть герои, которые поняли, что их поведение не соответствует принципам справедливости, добродетели и разумности. Однако с Элен Курагиной этого не происходит, она как никто другой олицетворяет пословицу «горбатого могила исправит».
Элен Курагина и Наташа Ростова
Чтобы выйти из казусной ситуации, девушке пришлось спрятать свою сущность под маской жертвы. Хитрая барышня поговорила с Друбецким, чтобы тот срочным образом закрепил с ней отношения узами брака, а она пообещала, в свою очередь, принять католичество. В точности такая же беседа была проведена и с молодым принцем.
Между красавицей стоял выбор из двух видных мужчин, но желаемому не было суждено сбыться, так как в 1812 году графиню одолела болезнь. Курагина, не привыкшая доверять российской медицине, обратилась к итальянскому доктору, который выписал героине «чудодейственное» средство.
«Все очень хорошо знали, что болезнь прелестной графини происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей, и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства», – писал Лев Николаевич.
Хоть об этом в романе не упоминается, некоторые исследователи думают, что графиня хотела сделать аборт. Другие же, выдвинувшие две официальные версии причины смерти Курагиной, не согласны с догадками о прерывании беременности.
Поэтому на вопрос, от чего умерла Элен Курагина, можно ответить так: или от передозировки лекарства, выписанного итальянцем, или от неожиданного приступа стенокардии.
Экранизации и актрисы
Писатель относился к своему творению скептически и писал как-то коллеге по цеху Афанасию Фету в письме:«Как я счастлив… что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану».
Но знал бы Лев Николаевич, что роман «Война и мир» послужит материалом для киноадаптации не только в России, но и в Голливуде. Кинолент по мотивам эпопеи немало, поэтому рассмотрим известные произведения.
«Война и мир» (1956)
В 1956 году «Фабрика грез» порадовала заядлых киноманов одноименным фильмом по роману Толстого, а кинорежиссером выступил небезызвестный Кинг Видор, попытавшийся постичь русскую душу.
Анита Экберг в роли Элен Курагиной
Примечательно, что картина мало чем отличается от оригинальной рукописи, но уделяет больше внимания верности и изменам, а также личностным переживаниям главных героев.
Роль Курагиной досталась актрисе Аните Марианне Экберг, которая разделила съемочную площадку с Генри Фонда, Мелом Феррером, Одри Хепберн, Витторио Гассманом и другими актерами.
«Война и мир» (1967)
Режиссер Сергей Бондарчук тоже внес в список полнометражных картин свое видение «Войны и мира», причем кинодеятель снял самую крупнобюджетную картину в истории СССР, порадовав зрителей новой операторской съемкой и дорогими декорациями.
Ирина Скобцева в роли Элен Курагиной
Работа над этим фильмом длилась шесть лет, а после выхода в свет картина стала лидером советского проката. Образ Элен примерила актриса Ирина Скобцева. Другие роли исполнили Людмила Савельева, Вячеслав Тихонов и прочие звезды киноискусства.
«Война и мир» (телесериал, 2007)
Австрийский режиссер Роберт Дорнхельм представил зрителям интерпретацию известного романа, изменив сюжет.
Виоланте Плачидо в роли Элен Курагиной
Помимо этого, создатели многосерийного фильма отошли от канона, отобрав на роли актеров, внешность которых не соответствует описанию главных героев. Например, блондинку Курагину сыграла шатенка Виоланте Плачидо.
«Война и мир» (телесериал, 2016)
Зимой 2016 года на канале «BBC One» начала транслироваться адаптация романа Толстого в формате мини-сериала.
Таппенс Мидлтон в роли Элен Курагиной
В основном сюжет вращается вокруг взаимоотношений главных героев. В безнравственную антигероиню перевоплотилась Таппенс Мидлтон, а других персонажей играли Пол Дано, Джеймс Нортон, Джесси Бакли и Лили Джеймс.
Интересные факты
Элен и Анатоль Курагины в телесериале «Война и мир»
Цитаты
«Обязательства превыше удовольствий».«Старайтесь плакать: ничто так не облегчает, как слезы».«Как все легко проходит у некоторых людей!»«Да, есть ли семья без своего горя?»«Все мысли, которые имеют огромные последствия, – всегда просты».
Толстой Л.Н. “Война и мир”. Путь Пьера Безухова. Видеоанализ
Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии
Происхождение Пьера Безухова
В начале романа Пьеру Безухову 20 лет (в 1805 году): “…за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста…”
Пьер – незаконнорожденный сын богатого графа Кирилла Безухова: “…Ведь у него только незаконные дети. Кажется… и Пьер незаконный…”
Пьер почти не знает своего отца. Пьер живет 10 лет без отца за границей. Там он получает заграничное образование. За границей Пьера воспитывает гувернер: “…отца, которого он почти не знал…” “…Вот все воспитание заграничное куда довело….” “…Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером‑аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста…”
Возвращение Пьера в Россию
20-летний Пьер возвращается из-за границы в Россию (том 1 часть 1): “…Пьер с десятилетнего возраста был послан с гувернером-аббатом за границу, где он пробыл до двадцатилетнего возраста…”
Вернувшись в Россию, Пьер ведет распутный образ жизни: “… перестань ты ездить к этим Курагиным, вести эту жизнь. Так это не идет тебе: все эти кутежи, и гусарство, и все…” “…Пьер жил у князя Василия Курагина и участвовал в разгульной жизни его сына Анатоля…”
Пьер Безухов ничем не занимается. Он не знает, кем хочет быть. Его путь исканий только начинается: “…Я только никак не знаю, что мне начать…” “…Пьер так и не успел выбрать себе карьеры в Петербурге…”
Пьер Безухов – лучший друг Андрея Болконского. Они дружат с детства: “…сказал князь Андрей. – Я знаю его с детства…”
Наследство и женитьба на Элен Курагиной
После смерти отца Пьер получает огромное наследство (том 1 часть 1): “…Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безуховым…”
С помощью князя Василия Пьер получает место в дипломатическом корпусе и чин камер-юнкера (том 1 часть 3): “…ты зачислен в дипломатический корпус и сделан камер-юнкером. Теперь дипломатическая дорога тебе открыта…” (чин камер-юнкера относился к высокому, V классу в “Табели о рангах” в то время)
Хитрый князь Василий сводит Пьера со своей дочерью Элен Курагиной. Князь Василий почти вынуждает Пьера жениться на Элен (том 1 часть 3): “…он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых…”
Разрыв отношений с Элен
В обществе ходят слухи, что его жена Элен изменяет ему с Долоховым (том 2 часть 1): “…в нынешнее утро полученное им анонимное письмо, в котором было сказано с той подлой шутливостью, которая свойственна всем анонимным письмам, что он плохо видит сквозь свои очки и что связь его жены с Долоховым есть тайна только для одного него…”
После дуэли Пьер разрывает отношения со своей развратной женой Элен. Пьер уезжает от Элен в Петербург: “…вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно. ” “…Он ненавидел ее и навсегда был разорван с нею…”
Пьер и масонство
Пьер несчастлив из-за своего неудачного брака. Он не верит в Бога и разочарован в жизни: “…Я должен вам сказать, я не верю, не… верю в Бога, – с сожалением и усилием сказал Пьер, чувствуя необходимость высказать всю правду…” “…Да, да, я несчастен, – подтвердил Пьер, – но что ж мне делать. ”
По пути в Петербург Пьер знакомится с масоном Баздеевым. Он вдохновляет Пьера стать масоном: “…Проезжающий был Осип Алексеевич Баздеев Баздеев был одним из известнейших масонов…”
Пьер надеется обрести счастье в масонстве. В Петербурге Пьер вступает в масонскую ложу (том 2 часть 2 глава IV): “…Пьер с восторгом обновления представляя себе свое блаженное, безупречное и добродетельное будущее, которое казалось ему так легко…” “…На другой день после приема в ложу Пьер сидел дома…”
Однако Пьер лишь делает вид, что занимается своими имениями. На деле Пьер не улучшает жизнь крестьян: “…Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому…”
Вернувшись из деревень, Пьер становится главой петербургского масонства: “…Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства…”
Пьер едет за границу по делам масонства и возвращается в Петербург: “…И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена. Летом еще в 1809 году Пьер вернулся в Петербург…”
Пьер снова с Элен
Вскоре Пьер снова начинает жить с женой Элен. Элен блистает на балах и нравится мужчинам (том 2 часть 3 глава VIII): “…Я опять живу с женою…”
Пьер воспринимает Элен как крест, который он должен нести. Жизнь с Элен делает Пьера несчастным, но он решает нести этот крест. Страдания заставляют Пьера развиваться внутренне: “…В душе же Пьера происходила за все это время сложная и трудная работа внутреннего развития, открывшая ему многое и приведшая его ко многим духовным сомнениям и радостям…”
Пьер поступает на службу – по совету своего благодетеля-масона: “…Встал в восемь часов, читал Св. Писание, потом пошел к должности (Пьер по совету благодетеля поступил на службу в один из комитетов)..”
Судя по всему, Элен Безухова изменяет Пьеру с принцем. За это Пьер получает чин камергера. Пьеру стыдно за это повышение, но он смиряется: “…о времени сближения принца с его женою Пьер неожиданно был пожалован в камергеры, и с этого времени он стал чувствовать тяжесть и стыд в большом обществе…” (чин камергера – IV класс в Табели о рангах)
Смерть благодетеля и разгульная жизнь
Наставник Пьера по масонской ложе, Иосиф Алексеевич, умирает. В это же время Наташа Ростова обручается с Андреем Болконским. Пьер перестает видеться с Наташей, которая ему дорога. Все эти потери потрясают Пьера.
Его жизнь теряет смысл: “…после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него…
После смерти благодетеля Пьер “опускается”: он много пьет и ведет разгульную жизнь. Затем он уезжает в Москву: “…
Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву…” “…
Пьер был тем отставным, добродушно доживающим свой век в Москве камергером, каких были сотни…”
Отечественная война 1812 года
Пьер живет в Москве. В 1812 году начинается война с Наполеоном. Пьер едет на фронт, чтобы участвовать в сражении (том 2 часть 5): “…Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию…” Пьер попадает в плен к французам (том 3 часть 3 глава XXXIV): “…Прошло четыре недели с тех пор, как Пьер был в плену…”
Пока Пьер находится в плену, его жена Элен неожиданно умирает: “…Графиня Елена Безухова скоропостижно умерла…”
Жизнь во французском плену меняет взгляды и ценности Пьера. Он становится зрелым, уверенным в себе, мудрым человеком: “…Он сделался какой‑то чистый, гладкий, свежий; точно из бани, ты понимаешь? – морально из бани. Правда. ”
Женитьба на Наташе Ростовой
После смерти Андрея Болконского Пьер сближается с Наташей Ростовой. Вскоре они женятся (1-ая часть эпилога): “…Свадьба Наташи, вышедшей в 13‑м году за Безухова…”
В браке у Наташи и Пьера рождаются три дочери и один сын: “…у ней в 1820 году было уже три дочери и один сын…”
Пьер и тайное общество
В 1820 году Пьер является членом тайного общества, которое готовит государственный переворот. Судя по всему, “тайное общество” – это намек на декабристов (восстание декабристов происходит через 5 лет, в 1825 году): “…
Ты говоришь, что у нас все скверно и что будет переворот…” “…Общество может быть не тайное, ежели правительство его допустит.
Оно не только не враждебное правительству, но это общество настоящих консерваторов мы только для этого беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности…”
Так выглядит история жизни, жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”, основные этапы его биографии в цитатах, духовный путь исканий.
Перейдя по ссылке, посмотрите сравнительную характеристику Андрея Болконского и Пьера Безухова.
Методическая разработка по литературе (10 класс) по теме: Открытый урок «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной» по роману Л.Н. Толстого “Война и мир”. Евдокимов О.В
О.В. Евдокимов, учитель русского языка и литературы Санкт-Петербургской школы № 288 Адмиралтейского района
Открытый урок по литературе в 10 «А» классе
Тема урока «Аналитическое прочтение сцены «Пьер Безухов признается в любви Элен Курагиной»
Учебно-методическое обеспечение: Текст романа Л.Н. Толстого «Война и мир, портрет писателя[1], фотография фрагмента сцены из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» «Пьер Безухов и Элен Курагина»[2].
Необходимое оборудование и материалы для урока, оформление доски: I том романа Л.Н. Толстого «Война и мир», рабочие тетради, проектор, экран, компьютер, на доске, помимо даты, написаны тема урока и слова писателя, вложенные в уста одной из участниц анализируемой сцены: «Les mariages se font dans les cieux // «Браки совершаются на небесах».
а) познакомить учащихся с аналитическими методами текста, позволяющими более точно понять значение изучаемой сцены в жизни героев (лексический анализ, сопоставительный анализ);
б) выявить критерии авторской оценки к происходящему в сцене;
в) выработать отношение учащихся к тем нравственным нормам, которых придерживается гениальный писатель в изображении мотивированных поступков персонажей.
– продолжить формирование интереса учащихся к творчеству Л.Н. Толстого, постижению его писательского мастерства;
– продолжить обучение учащихся методам текстуального анализа текста на примере анализа сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»;
– продолжить работу по развитию аналитически аргументированной устной речи учащихся, а также продолжить обучение по выявлению психологической мотивации в поступках героев, их жизненных приоритетов;
– совместно с учащимися раскрыть межпредметные связи, содержащиеся в данной сцене.
I. 1. Проверка домашнего задания [т. 1, ч. 3, гл. 1-2]
Ответьте на следующие вопросы:
а) – что думал и что чувствовал Пьер, когда оставался один на один со своей совестью, относительного женитьбы на Элен Курагиной?
б) – что говорит Л.Н. Толстой о мыслях и сердечных чувствах своего героя, рассматривающего возможность (допустимость) соединения своей жизни с жизнью Элен?
– чем объясняет автор романа нерешительность Пьера разорвать все связи с Элен?
в) – проследите по тексту 1-й и начала 2-й главы те события, которые предшествовали сцене «признания» в любви Пьера, и ответьте на вопросы:
– как автор описывает заговор общества князя Василья и Анны Павловны Шерер против Пьера?
– перечислите основные этапы в усилиях этого общества, предпринятые им для «сближения» Пьера и Элен.
– какую характеристику можно дать поведению Пьера и Элен в сцене № 1) «Сентябрьский вечер 1805 года у Анны Павловны Шерер» и в сцене № 2) «Именины Элен Курагиной в ноябре 1805 года» (до сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»)?
II. 1. Анализ сцены «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной».
А) Аналитическое чтение сцены по ролям. Учащиеся читают: а) слова автора, б) слова князя Василия, в) слова старой княгини Алины Курагиной, г) слова Пьера, д) слова Элен.
Б) выскажите свое мнение:
– можно ли считать согласие Пьера на руку Элен добровольным? Почему?
– какими знаковыми словами в продолжение всей сцены характеризует писатель нравственный облик героев через изображение их лица, манеры поведения, речи:
1) князя Василия, 2) Элен, 3) Пьера, 4) старой княгини Алины Курагиной, 5) «пожилой дамы»?
– о чем свидетельствуют эти авторские слова? Выпишите их.
В) проследите поведение князя Василия на протяжении всей сцены:
– укажите основной мотив поведения князя;
. – прокомментируйте это поведение.
Сцена «Признание Пьера Безухова в любви Элен Курагиной»
2. Письменная работа:
а) – выпишите слова из текста прочитанной сцены, которые относятся к изображению выражения лиц героев: 1) лицо кн. Василя Курагина: а) искреннее, б) притворное; 2) лицо Пьера Безухова; 3) лицо Элен Курагиной. [Кн.
Элен: «Лицо ее поразило Пьера… неприятно-растерянным выражением»].
б) – ответьте на вопрос: какие чувства, жесты, мимика объединяют лица всех главных участников этой сцены, о чем говорят выражения этих лиц?
в) – святой апостол Иоанн Богослов говорит в одном их своих посланий так: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение.
Боящийся несовершенен в любви» (1-е послание апостола Иоанна, стихи 4:18). Как вы понимаете эти слова святого ученика Христа? Можно ли этими словами объяснить поведение Пьера в анализируемой сцене?
Дайте развернутый ответ на вопросы:
а) – каково значение авторских слов, содержащихся в последнем абзаце сцены: «Через полтора месяца он был обвенчан и поселился, как говорили, счастливым обладателем красавицы-жены и миллионов в большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?
б) – какова роль вводных слов «как говорили», употребленных автором в последнем предложении?
в) – что именно подчеркивает Толстой, говоря о дальнейших событиях в жизни Пьера, употребляя слова «был обвенчан», а не слово «венчался»?
г) – о чем говорит то равенство понятий, которое стоит между выражениями «счастливый обладатель красавицы-жены» и «миллионов»?
д) – кто и почему из героев говорил и заботился о «большом петербургском, заново отделанном доме графов Безуховых»?
е) – как вы объясняете авторский отказ от создания сцен свадебных торжеств, венчания, медового месяца, которые должны были последовать в жизни Пьера и Элен (ведь в жизни героев произошло «значимое» событие), а ограничился лишь лаконичным замечанием о дальнейшей жизни молодых супругов? О чем говорит такой отказ?
4. Подведение итогов анализа сцены, слово учащихся, слово учителя по сделанной работе, выставление оценок учащимся.
III. Домашнее задание.
1. Принес ли такой брак семейное счастье Пьеру? Почему? Порассуждайте об
этом, приводя в качестве доказательств слова и мысли самого Пьера.
Отчего? Как я дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней, — отвечал внутренний голос. «Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты женился не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти невыходившие из него слова: „Je vous aime“. [Я вас люблю.
] Всё от этого! Я и тогда чувствовал, думал он, я чувствовал тогда, что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он вспомнил медовый месяц, и покраснел при этом воспоминании». (Том 2, ч. 1, гл. 6.
Б) [Пьер об Элен после расставания с ней: “Елена Васильевна, никогда ничего не любившая кроме своего тела и одна из самых глупых женщин в мире, – думал Пьер, – представляется людям верхом ума и утонченности, и перед ней преклоняются». (Т.2, ч. 5, гл.I)]
2. Приведите мнение одного-двух критиков о Элен Безуховой (см. учебник)[4].
А) [Критик П.Л. Вайль: «По сути дела, в романе только одна безусловная красавица — Элен Безухова, но она же и один из самых отталкивающих персонажей, олицетворение безусловно осуждаемого автором разврата и зла».]
Б) [Вот что пишет об Элен Курагиной современник Л.Н. Толстого, Д.И. Писарев: «Глупая красавица, достойная сестра Ипполита Курагина, графиня Элен Безухова, пользующаяся репутацией прелестной и очень умной женщины и привлекающая в свой салон все, что блестит умом, богатством, знатностью или высоким чином…»]
3. Прочитайте сцену дуэли Пьера Безухова с Федором Долоховым (т. 2, ч. 1, гл. 4-5) и ответьте на вопросы:
а) – чем вызвана была эта дуэль?
б) – как сложились отношения Пьера и Элен после дуэли? Почему? (Т. 2, ч. 1, гл. 6)
в) – каким образом Пьер выстраивает свою жизнь после разрыва с Элен? Что привело Пьера в масонство? Что вы можете сказать о масонстве? (Т. 2, ч. 2, гл. 1-2)
г) – можно ли считать, что, вступив в масонскую ложу, Пьер движется по пути «нравственных исканий» и благодаря этому временно преодолевает внутренний кризис? Что по этому поводу говорит автор романа? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст произведения. (Т.2, ч. 2, гл. 10-11)
д) – почему Пьер разочаровывается в масонстве? Перечислите основные причины такого разочарования. (Т. 2, ч. 3, гл. 7-10)
[3] В начальных редациях Л.Н. Толстой, очевидно, желая подчеркнуть в этой сцене отрицательные моральные качества князя Василия, наделял его образ еще более неприязненными черточками.
Например, в предложении «Он обнял дочь, потом опять Пьера и поцеловал его своим старческим ртом» последние слова звучали так: «и поцеловал его дурно пахнущим ртом».
[4] Литература 10 класс. Учебник в 2 ч.
Лебедев Ю.В. 14-е изд. – М.: 2012.
Образ Элен Курагиной в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены.
В романе “Война и мир” в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века.
Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали для семьи всем.
Положительные образы женщин из дворянской среды приобретают еще большую рельефность, психологическую и нравственную глубину на фоне образа Элен Курагиной и по контрасту с ним. Рисуя этот образ, автор не жалел красок, чтобы четче выделить все его негативные черты.
Элен Курагина – типичная представительница великосветских салонов, дочь своего времени и класса.
Ее убеждения, манера поведения во многом диктовались положением женщины в дворянском обществе, где женщина играла роль красивой куклы, которую нужно вовремя и удачно выдать замуж, причем ее мнения по этому поводу никто не спрашивал. Основное занятие – блистать на балах и рожать детей, умножая количество русских аристократов.
Толстой стремился показать, что внешняя красота не означает красоту внутреннюю, душевную. Описывая Элен, автор придает ее внешности зловещие черты, как будто в самой красоте лица и фигуры человека уже заключен грех. Элен принадлежит свету, она его отражение и символ.
Спешно выданная отцом замуж за внезапно разбогатевшего нелепого Пьера Безухова, которого привыкли презирать в свете как незаконнорожденного, Элен не становится ни матерью, ни хозяйкой. Она продолжает вести пустую светскую жизнь, которая ее вполне устраивает.
Впечатление, которое производит Элен на читателей в начале повествования, – это восхищение ее красотой. Пьер издали любуется ее молодостью и великолепием, ею восхищаются и князь Андрей, и все окружающие. “Княжна Элен улыбалась, она поднялась с той же неизменяющейся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную.
Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, как будто внося с собой блеск бала”.
Толстой подчеркивает отсутствие мимики на лице героини, ее всегда “однообразно-красивую улыбку”, скрывающую внутреннюю пустоту души, безнравственность и глупость. Ее “мраморные плечи” создают впечатление восхитительной статуи, а не живой женщины. Толстой не показывает ее глаз, в которых, видимо, не отражаются чувства.
На протяжении всего романа Элен ни разу не испугалась, не обрадовалась, никого не пожалела, не грустила, не мучилась. Она любит только себя, думает о своей выгоде и удобствах. Именно так думают все в семье Курагиных, где не знают, что такое совесть и порядочность. Доведенный до отчаяния Пьер говорит жене: “Где вы – там разврат, зло”.
Это обвинение можно отнести ко всему светскому обществу.
Пьер и Элен противоположны по убеждениям и характеру. Пьер не любил Элен, он женился на ней, сраженный ее красотой. По доброте душевной и искренности герой попал в ловко расставленные князем Василием сети. У Пьера благородное, отзывчивое сердце.
Элен же холодна, расчетлива, эгоистична, жестока и ловка в своих светских похождениях. Ее натуру точно определяет реплика Наполеона: “Это прекрасное животное”. Героиня пользуется своей ослепительной красотой. Терзаться муками, каяться Элен никогда не станет.
В этом, по мнению Толстого, ее самый большой грех.
Своей психологии хищника, захватывающего жертву, Элен всегда находит оправдание.
После дуэли Пьера с Долоховым она лжет Пьеру и думает только о том, что о ней скажут в свете: “К чему это поведет? К тому, чтоб я сделалась посмешищем всей Москвы; к тому, чтобы всякий сказал, что вы в пьяном виде, не помня себя, вызвали на дуэль человека, которого вы без основания ревнуете, который лучше вас во всех отношениях”.
Только это ее беспокоит, в мире высшего света нет места искренним чувствам. Теперь героиня уже кажется читателю безобразной. События войны выявили уродливое, бездуховное начало, которое было сущностью Элен всегда. Данная природой красота не приносит счастья героине. Счастье нужно заслужить духовной щедростью.
Смерть графини Безуховой так же глупа и скандальна, как и ее жизнь. Запутавшись во лжи, интригах, стремясь при живом муже выйти замуж сразу за двоих претендентов, она по ошибке принимает большую дозу лекарства и умирает в страшных мучениях.
Образ Элен существенно дополняет картину нравов высшего света России. Создавая его, Толстой показал себя замечательным психологом и тонким знатоком человеческих душ.
Образ Пьера в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”
Сочинения › Толстой Л.Н. › Война и мир
Готовые Домашние Задания
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» подарил русской литературе галерею замечательных образов, раскрытых с психологической точностью. Прослеживая судьбы главных героев, каждый неравнодушный ценитель его творчества наслаждается истинным искусством психологического анализа и слова. Именно поэтому образы романа «Война и мир» стали настолько узнаваемыми.
Одним из таких замечательных образов является образ Пьера Безухова. На протяжении всего первого тома трудно предположить, что этот герой в последствии станет одним из главных персонажей в романе. Толстой дает широкую экспозицию образа Пьера.
Кроме самых первых сцен, он в основном раскрывается в плане психологического анализа, который постепенно становится все более и более важным элементом повествования.
К тому же, для характеристики Пьера Толстой впервые использовал такой приём, как «несобственно прямая речь», который употреблялся в основном во внутренних монологах героя. Это было подлинное открытие писателя.
Для раскрытия этого образа Толстой использует основной сюжетный ход – сценических эпизод.
В первом томе Пьер предстает перед нами добродушным, наивным простаком, которому достается «по случайности», как многие считали, огромное состояние графа Безухова.
Он моментально превращается в глазах общества из отвергаемого чудака в самую хорошую «партию» для дочерей. И, конечно же, в жены ему прочат самую красивую девушку из доступного ему теперь высшего света – Элен Курагину.
Казалось бы, дальнейшее развитие образа предопределено. Пьер – один из тех молодых состоятельных добряков, которому суждено обеспечивать блистательную жену и сохранять видимость счастливой семьи, закрывая глаза на неизбежные измены супруги. И вроде бы, на первый взгляд, подтверждением такого предположения является сцена объяснения Пьера с Элен во второй главе третьей части первого тома.
Л. Н. Толстой переносит нас в день именин Элен Курагиной, куда был приглашен и Пьер. Все гости, супруги Курагины и их дочь ожидали от нашего героя прямого объяснения в своих чувствах к Элен. Пьер это понимал и поддавался всеобщему настроению.
Только у него никак не хватало смелости довести дело до конца, сделать этой великосветской красавице предложение. «Надо неизбежно перешагнуть, но не могу, я не могу», – рассуждал Пьер, оставшись наедине с Элен.
Он заводил разговоры о постороннем, чтобы только оттянуть момент признания.
Но тут сердобольный отец Элен – князь Василий – решил ускорить решение этого дела. Именно «делом» являлся для него брак дочери с Пьером, причем, очень выгодным. Он был абсолютно равнодушен к внутренним переживаниям героя, поэтому действия его были так грубы и бестактны.
Князь вошел в комнату «необыкновенно-торжественно», поздравив Пьера и Элен уже якобы со счастливым разрешением «дела», о котором он будто бы узнает от жены. Пьер в этот момент думал только об одном: «Все это так должно было быть и не могло быть иначе».
Граф Безухов не рассуждал, хорошо это или плохо. Он смирился с таким поворотом судьбы и, в конце концов, признался Элен в любви. При поверхностном рассмотрении этого эпизода можно сделать вывод о безволии Пьера, об отсутствии у него собственных убеждений.
Но это неточно, так как далее из романа мы узнаем, что, разобравшись в своей жене, он все-таки находит в себе силы порвать с ней. Это доказывает ошибочность предположения о том, что герой – весьма посредственный человек с предопределенной судьбой.
Но если эти предположения ошибочны, что же хотел тогда показать в Пьере Толстой в этом эпизоде?
Если внимательно вчитаться в него, становится ясно, что герой – это человек, внутренний мир которого очень сложен.
Иллюстрируют это его постоянные внутренние рассуждения о том, что он чувствует к Элен, о природе этого чувства.
Он понимает, что влюблен, но не может наслаждаться этим состоянием, потому что чувствует его «нечистоту». Чувства к этой женщине возникли у героя из физического желания.
Пьер постоянно анализирует ситуации, в которых оказывается. Например, разговоры с Элен, в которых он чувствовал себя ниже ее по развитию, хотя она не говорит ничего слишком умного.
Писатель показывает контрастность чувств, которые переполняют Пьера по отношению к Элен. Обожание граничит у него с раболепием, влюбленность носит характер навязанности.
Герою тяжело с этой чужой для него женщиной, с которой он не может найти общего языка.
Л. Н. Толстой рисует нам героя, внутри которого кипят живые чувства, эмоции и переживания. Он противопоставлен во всем романе и, в частности, в данном эпизоде людям с «мертвой душой», к которым относятся Элен и князь Василий. Последний представлен здесь во всей своей неприглядности.
Таким образом, рассмотренный эпизод очень важен для раскрытия образа Пьера Безухова.