как понять чему учиться
Пора начать учиться правильно
Статья посвящается всем тем, кто:
Что значит «научиться»?
Прежде, чем говорить о том, как эффективно учиться, не помешает дать определение слову «научиться».
Научиться — значит быть способным извлечь знание из головы тогда, когда это нужно.
Значит, неважно как много вы тратите время на обучение, если оно не позволяет вам пользоваться знаниями — оно бесполезно.
Вот основное, о чём мы поговорим ниже:
Главные принципы обучения
Что стоит в основе эффективного обучения? Как бы парадоксально это не звучало, но основным двигателем в обучении является забывание. Именно забывание изучаемого материала способствует его освоению и запоминанию.
Давайте обсудим, как вообще происходит освоение нового материала.
Схема — «Этапы усвоения информации»
1 этап — кодирование
Это ваше ознакомление с материалом. Вы воспринимаете какую-то информацию через органы чувств, она интерпретируется в понятный для мозга вид. Теперь полученная информация хранится в вашей краткосрочной памяти и чтобы её закрепить, придется приложить усилия.
2 этап — консолидация
На этом этапе краткосрочные воспоминания закрепляются в долгосрочной памяти. Именно на текущем этапе мозг структурирует информацию, соотносит со старой, создаёт логические связи.
3 этап — припоминание
Припоминание — это усилие, которое вы делаете, когда пытаетесь вспомнить пройденный материал и именно при помощи припоминания мы лучше осваиваем и запоминаем информацию. Если же вы позволите себе немного забыть, что изучили, а потом постараетесь вспомнить — это даст большие результаты. Чем труднее нам даётся припоминание, тем сильнее эффект. Многократные припоминания способствуют лучшему усвоению материала — особенно, если это проходит через временные интервалы. Важно припоминать и то, что вы уже хорошо знаете. Ученые также выяснили, что чем проще вы что-то вспоминаете, тем хуже это откладывается в памяти. Если припоминание далось с трудом, то в памяти многое отложится. Именно поэтому стоит сначала попытаться вспомнить изученное, чем сразу получить готовый ответ.
Это наталкивает на мысль, что мозг ленив. Если мы никуда не подглядываем, когда пытаемся что-то вспомнить, мозг поймет, что информация важная и её следует закрепить. А если же вы сразу заглядываете в ответы… Тогда смысл её запоминать, если всегда можно подсмотреть?
Этот этап не является обязательным — можно обойтись и двумя. И в большинстве случаев мы так и поступаем — ознакомились с темой, что-то в нашу голову попало (это если тема нас реально интересовала и эмоционально затрагивала!), но большая часть бесследно забывается. То есть, время потрачено, тема «просмотрена», а знаний не остается.
Но перед тем как продолжить, нужно обсудить некоторые мифы, связанные с обучением.
Разрушаем мифы об «эффективном» обучении
Чтобы разобраться, как правильно учиться, нужно разобраться, как неправильно.
Итак, основой обучения, которое сейчас наиболее популярно являются следующие вещи:
Команду по бейсболу тренируют отбивать мячи. Один игрок бросает мяч, другой его отбивает при помощи биты. Мячи бросают разными способами, и задача того парня с битой — понять, какой же мяч к нему летит и отбить его. Группу спортсменов разделили на две части — одних тренировали так: сначала отрабатывается отбивания мяча одного типа броска, затем переходим к следующему типу броска. У спортсменов всё получается. Они легко приспосабливаются к каждому типу броска и довольны результатами.
Вторую группу тренируют иначе: типы бросков определяются случайно. Отбивающий не знает, какой тип броска будет следующим. Обучение сложнее и результаты во второй группе хуже, чем в первой. Вторая группа тренировками не довольна.
Проходит неделя. Всем спортсменам дают одно и то же задание — отбивать мячи определенного типа (раньше этим занималась только первая группа). Но происходит удивительное: справляются лучше те, кто тренировался во второй группе.
Делаем выводы.
Перемежающееся обучение казалось бы тормозило процесс научения. Но по итогам, процент усвоенных знаний по сравнению с обычным обучением был огромным. Знание, полученное разными способами, усваивается лучше и может применяться в разнообразных ситуациях, чего не скажешь об одностороннем знании.
Зубрёжка
Этот способ усвоения знаний знаком всем. Также всем известно, что после того, как мы что-то вызубрили, то с таким же успехом всё забудется спустя небольшой промежуток времени.
Метод зазубривания имеет следующие проблемы:
Перечитывание/Пересматривание
Что мы делаем, когда что-то подзабыли? Если нам неизвестны методы эффективного обучения, то скорее всего, мы не станем лишнего напрягаться и, вместо того, чтобы вспомнить, полезем в записи/конспекты, но в этом и заключается проблема. Если вы хотите запомнить материал, то нужно стараться припомнить всё самому.
Когда мы возвращаемся к пройденному материалу в виде конспекта, мы его быстро просматриваем. Создается ощущение, что всё элементарно и просто, что предмет нам понятен, ведь всё так легко вспоминается. К сожалению, это самообман.
Процесс припоминания — это тренировка перед реальной жизненной ситуацией, когда знание понадобиться здесь и сейчас. Если сейчас не будет попыток вспомнить информацию, то шанс, что вы когда-то воспользуетесь изученным материалом крайне мал. «Тренируйтесь, как будете играть, — и тогда сыграете, как тренировались».
Метод 1. «Зарубки»
Вы читаете текст и встречаете фрагмент, который нужно запомнить. Что вы делаете? Сейчас вы должны оставить «зарубку». Зарубка — это составленный вами вопрос. Например, если мы читаем книгу про ООП и встречаем определение понятия «абстракция», мы ставим зарубку — заносим в отдельный документ вопрос «Что такое абстракция?» и записываем определение. Не обязательно записывать только одни лишь определения, вопросы можно задавать какие угодно — чем сложнее, тем лучше. Вообще практика составления вопросов очень важна. Поставьте себе вопрос: «какая главная мысль этой главы?» и после прочтения попробуйте дать ответ.
Дидактические карточки
Наверное уже многие слышали, что с помощью карточек удобно изучать английские слова. С одной стороны мы пишем слово, с другой — перевод слова на наш язык. Этот метод также эффективен и в нашем случае. Тем более, что оставляя «зарубки», о которых шла речь выше, у нас уже готовы вопросы и ответы (вот как удобно!). Конечно, все мы очень ленивые, поэтому привожу название замечательного приложения для этих целей — Anki, к тому же оно бесплатное. Кроме очевидного преимущества тестирования, Anki работает по принципу «интервального повторения». Если хотите узнать подробнее об этом способе обучения, то в интернете полно информации, я лишь кратко его опишу.
Интервальные повторения — это припоминание информации через некоторые промежутки времени, которые со временем необходимо увеличивать. Таким образом, в Anki у вас есть свой набор карточек с вопросами. После удачного ответа вы можете выбрать, что вспомнить это было легко и Anki не будет показывать эту карточку некоторое время. Если вы не можете вспомнить ответа как бы не старались, то укажите об этом Anki и теперь карточка станет появляться чаще.
Всё очень просто и эффективно — то, что хорошо известно будет появляться реже, а что известно плохо — чаще. Дидактические карточки — является одним из эффективных способов тестирования, так как не требует много времени на их составление. Но если у вас есть желание, то можете воспользоваться другими способами самопроверки.
Мнемотехника
Мнемотехника — это набор приемов, позволяющие вам вспомнить информацию. При помощи мнемотехники вы создаете своего рода зацепки, которые позволят вам добраться до какого-то знания. Наиболее известными мнемоническим правилом является стишок для запоминания последовательности цветов радуги. В интернете можно найти массу примеров, как применять мнемотехнику, но больше всего меня впечатлил особый метод — «дворец памяти», поэтому именно о нём я и расскажу.
Подбор ассоциаций — очень эффективный метод запоминания. Если мы потрудимся подобрать какую-то яркую ассоциацию к понятию, которое хотим запомнить, то после этого забыть его будет не просто. Но если мы хотим запомнить много связанных понятий, то их нужно где-то хранить. Дворец памяти — именно то место, где будут «жить» ваши ассоциации. Дворцом может быть всё что угодно: ваша квартира, подъезд, магазин, фильм(!) и так далее. Главное, чтобы «дворец» был вам знакомым. После того, как вы определитесь с дворцом, определите маршрут, по которому вы будете проходить дворец каждый раз. Это позволит вам разместить ассоциации так, чтобы всё не перепуталось. Таким образом, вы можете воспроизвести сложные понятие просто прогулявшись по своему дворцу.
Не сомневайтесь, что изложенный выше метод работает. Вся суть заключается в том, чтобы создать ту зацепку, которая вытащит из нашей головы необходимые знания и вышеизложенный метод — один из эффективных. Стоит добавить, что когда знания будут извлекаться из головы легко, надобность в зацепках пропадает.
Генерация
Идея данного метода заключается в том, что вы пытаетесь дать ответ ещё перед тем, как изучили тему. Это очень странно, но даже если вы совсем не знаете что вас ждёт, а всё же что-то попытались решить, то восприимчивость информации сильно возрастёт.
Разностороннее изучение
Если заметили, что с головой ушли в бесконечное повторение одной и той же темы — прервите эту тенденцию. Чередуйте изучение разных предметов, наработку разных навыков. Перемеживание однотипных задач развивает у вас способность различать их и выделять то общее, что есть между ними.
Вот и всё. Необязательно применять всё подряд — выберите хоть что-то, главное, чтобы вы перестали бесконечно подглядывать в ответы — вспоминайте!
Как понять чему учиться
Думаете, семь дней слишком маленький срок для того, чтобы освоить что-то новенькое? Я тоже так считала, пока мы не собрались контент-десантом и не вспомнили, чему удавалось за неделю научиться каждому из нас. Хотя б разок. Получился немаленький список. Просматривайте, выбирайте занятия по душе и действуйте, конечно.
1. Выучить алфавит иностранного языка
Выделяя каждый день 10-20 минут на то, чтобы заучивать и повторять алфавит какого-нибудь языка — суахили, французского или болгарского, — за неделю можно выучить его назубок.
2. Научиться играть одну песню на укулеле
Доказано Сергеем Капличным. Укулеле — гавайский музыкальный инструмент, напоминающий маленькую гитару. И освоить его получится даже у того, кто далек от музыки, но близок к медведям, имеющим обыкновение наступать на уши кому попало. Простенькую мелодию сыграете уже через неделю.
3. Рассказывать о себе на испанском
А это в «копилку идей» положила Таня Бурцева. Всего за неделю она научилась вполне себе сносно рассказывать о себе на испанском: «Привет! Как дела? Меня зовут Таня. Мне 29. Я из России, а ты? Мне нравится путешествовать и я очень люблю спать. А еще у меня есть две кошки».
Вернее, так. Hola. ¿Cómo estás? Me llamo Tanya. Tengo 29 años. Soy de Rusia. Y tu? Me gusta viajar y me gusta mucho dormir. Tengo dos gatos.
4. Сделать настоящий видеоролик.
Если вы не представляли себя оператором и монтажером видео даже в самых залихватских мечтах, пора действовать. Невозможное возможно — это правда. Совершенно не умея — сначала — обращаться с «мувимейкерами» и прочими программами с не менее страшными названиями, в этом году видеоролики сделали Сергей Капличный, Лариса Парфентьева и Таня Бурцева. Не пожалейте десяти минут, чтобы посмотреть, как клево у них вышло.
5. Ездить на велосипеде без рук
Конечно, если умеете ездить с руками 🙂
6. Жонглировать
Полезный совет: получится, только если под рукой есть хорошая инструкция.
7. Рисовать градиент акварелью
Юлю Баяндину скоро будут узнавать в магазинах Перми, где продается все для творчества. В этом году она научилась красиво рисовать градиент и настоящую розу (не с первого раза вышло так, как хотелось, но недели вам хватит, чтобы научиться рисовать цветы чуть ли не с закрытыми глазами).
8. Готовить фалафель
С тех пор как Сергей Капличный переехал в Москву, по четвергам он организует фалафельные вечеринки (на самом деле были они и в Китае, и в Екатеринбурге), куда приходят самые разные — и очень интересные — люди. Ну а название их говорит само за себя. Вот ссылка на пошаговый рецепт фалафеля made by SKaplichniy.
9. Бегать 15 минут без перерывов
Помните уроки физкультуры в школе? «Пять кругов по стадиону! Не прячься за столбом — я тебя вижу. Забыла дома форму? А голову ты не забыла? Беги в чем пришла!» Даже если от крика учителя физры вы до сих просыпаетесь в поту, это не повод не бегать. Всего неделя — и можно почувствовать себя атлетом с большой буквы «А», как это удалось Юле Баяндиной.
10. Делать оригами
Неутомимый Сергей Капличный — подозреваю, что его секрет в Лайфлисте — сказал, что оригами тоже можно освоить. Так что думайте, какую фигурку хотите сложить из бумаги, и приступайте.
11. Готовить вкусный коктейль
Или пять коктейлей. Берете шейкер, гугл и все съестное (и «пьющееся»), что понадобится для приготовления, и начинаете эксперимент.
12. Научиться карточным фокусам
Коперфилдом за неделю, конечно, не стать, но один-два фокуса точно можно освоить.
13. Стоять в планке две минуты
Если вам тяжело оторвать себя от пола сегодня, через неделю будете делать это на раз-два. Особо упорные освоят планку с отжиманиями.
14. Крутить обруч
Тут и пояснять нечего. Берем круглый предмет, в который можно пролезть, и энергично вращаем бедрами.
15. Ездить на велосипеде, самокате, скейтборде, гироскутере
Кому что нравится. Пока лето (по крайней мере, пока нет снега), можно потренироваться.
16. Найти способ избавляться от стресса
Каждый день — новый способ. Так что за неделю вы точно отыщете тот, что сработает лучше других. Вот несколько статей, откуда можно черпать вдохновение (и эти самые способы):
17. Соблюдать режим сна
Жалуетесь на плохой сон? Семь дней соблюдайте режим, и будете засыпать как младенец, а просыпаться как отдохнувший взрослый.
18. Планировать бюджет
Ну ладно, по крайней мере, начать. Конечно, за неделю в привычку это еще не превратится, но вы приучитесь записывать доходы-расходы. Я уже три года это делаю — это удобно: видишь, на что уходят деньги, где потратила больше, чем надо было, и в следующем месяцы можно скорректировать свои траты. Скачайте приложение на смартфон (попробуйте несколько, чтобы понять, какое больше нравится), прикиньте категории доходов и расходов и записывайте все, даже сто рублей.
Могу посмотреть в любой момент, когда и на что потратила деньги.
Я достаю телефон прямо на кассе в магазине и записываю точную сумму, которую называет кассир. Обычно успеваю сделать это еще до того, как деньги спишутся с карты. Это быстрее, чем вы думаете.
19. Стать увереннее в себе…
…если пройти Адскую неделю. Семидневный челендж — та еще проверка на прочность. Многие МИФовцы проходили Адскую неделю (ловите отчеты: раз, два и три), и могу сказать по себе: мы способны сделать гораздо больше и гораздо круче, чем представляем. В каждом человеке — потенциал, который ждет, пока его распакуют. И Адская неделя — первый шаг в этом направлении. Только обязательно подготовьтесь, чтобы выжать из этой сложной — реально сложной — недели (но она оставит впечатлений надолго) максимум.
20. Рисовать картину по номерам
Берете раскраску по номерам («Импрессионисты» или «Цветовой квест», например), краски или фломастеры и начинаете творить. Тут уж точно никакой художественный талант не понадобится: берешь и рисуешь.
21. Вязать крючком шарфик (хотя бы для куклы)
Даже люди с не очень ровными руками (такие, как я) могут освоить вязание крючком. А потом можно дарить друзьям миниатюрные шапочки, шарфики и красивые салфетки.
22. Разучить движения танца из фильма «Наполеон Динамит»
За неделю можно освоить простенький (или не очень) танец. Выберите танец из любого фильма («Наполеон Динамит» предложил неутомимый Сергей Капличный) — и вперед!
23. Стать дилетантом в любом деле
Почему бы и нет, собственно говоря? Если каждый день пару-тройку часов читать или смотреть что-то по одной теме (например, астрофизика, теория игр или экономика), то вы начнете разбираться в предмете хотя бы по верхам.
24. Написать статью для блога МИФа
Если серьезно взяться за дело, можно написать не одну, а три, пять или даже семь статей для МИФологии, онлайн-журнала для ответственных родителей «Папамамам» и нового бизнес-блога. Если хотите попробовать, пишите тему и план статьи на [email protected]
На этом пока остановимся. Если вам есть чем дополнить список, пишите в комментариях.
Как понять, чему учиться, чтобы быть востребованным на рынке труда
Анна Веселко
Сегодня все говорят о том, что просто получить школьное образование и окончить университет уже недостаточно, чтобы всю жизнь работать по востребованной специальности. Нужно учиться всю жизнь. Но как понять, чему именно? Дарья Дуденкова, педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме, рассказала T&P о том, как выбрать необходимые для профессионального роста навыки и построить собственную траекторию обучения.
Дарья Дуденкова
Педагогический дизайнер и лид методического направления в Яндекс.Практикуме
Составляем портрет востребованного специалиста
Создание любого курса в Яндекс.Практикуме начинается с составления Job Market Fit — портрета выпускника: документ описывает, что выпускник программы должен уметь после ее освоения. Будущие навыки делятся на три основные категории: хард-скиллы, софт-скиллы и аутентичные задачи — то есть те, которые человек выполняет на определенной должности на определенном этапе развития своей карьеры.
Пример аутентичных задач для автоматизатора по тестированию
Такой портрет не составить по учебникам. Менеджер проекта идет за ним на рынок труда, опрашивает множество компаний-лидеров в той сфере, которую исследует. Нужно в деталях узнать, каким компании видят идеального специалиста, какими задачами он занимается, что он должен уметь на старте, а чему может научиться по ходу работы.
Рынок труда меняется с огромной скоростью. Нет смысла обучаться профессии, которая умрет через полгода, — как раз к тому моменту, когда вы ее изучите. Поэтому в том числе важно задать компаниям вопросы о перспективах профессии
Пример части JMF-портрета для студентов курса «Дизайнер интерфейсов» в Яндекс.Практикуме
Обязательно спросите своих информантов об инструментах, которые набирают обороты сейчас и без которых нельзя будет обойтись через полгода: это может оказаться классной нишевой находкой для человека, который меняет профессию.
Определяем необходимые навыки
Когда цель определена, следующий этап — составление скилл-сета (списка навыков) из готового Job Market Fit портрета. Возьмите лист бумаги и разделите его на два столбика. В первый занесите ваши умения и сильные стороны — то, что вы уже умеете. Во второй отправляются пока не освоенные навыки, которые помогут вырасти в профессии. Последние желательно разделить на уровни и определить критерии, которые покажут достижение цели.
В качестве примера здесь можно привести отчет Европейского союза «Модель цифровых компетенций для граждан (The Digital Competence Framework for Citizens)». Этот отчет дает рекомендации для обучения людей цифровым навыкам. Всего в нем перечислена 21 цифровая компетенция, каждая разделена на несколько уровней освоения (базовый, средний, продвинутый и профессиональный) и содержит критерии, которые помогут оценить, освоена компетенция или нет.
Представьте собственные навыки в виде ножек осьминожки. Чем длиннее щупальца, тем сильнее развит навык. Сколько ножек — столько навыков, которыми вы владеете. Сделать подобную визуализацию можно также в Google Таблицах — в столбик выписать необходимые навыки и в ходе их освоения помечать прогресс.
Пример визуализации в Google Таблицах для отслеживания прогресса по навыкам
Дополнительно каждый навык можно разделить на несколько уровней освоения. Например, первый уровень — есть базовые знания, второй — уверенное владение, третий уровень — профессионал.
Прокачиваем жесткие и гибкие навыки
Например, вы понимаете, что дизайнеру пригодится умение работать в Photoshop. Дальнейшие действия — понять, как освоить этот навык. И начать последовательно проходить темы. Можно изучать форумы и статьи по теме, проходить бесплатные и платные курсы, читать специализированную литературу, смотреть вебинары.
Новым вещам учиться сложно, поэтому периодически добавляйте навыки, в которых уже есть опыт
Планируйте сложность обучения волнообразно: чередуйте простые и сложные занятия. Если все время учиться только сложному, вы быстро устанете. Если учиться только легким вещам — скоро надоест.
Не делайте больших перерывов в обучении. В XIX веке немецкий психолог Герман Эббингауз построил кривую забывания — график показывает, как долго в памяти хранится запомненная однажды информация. Опыты Эббингауза выявили: через час в памяти остается только 44% информации, а через неделю — меньше 25%. Поэтому даже вещи, которые кажутся простыми, стоит повторять как можно чаще.
первое повторение — через 15–20 минут после заучивания;
второе — через 6–8 часов;
третье — через 24 часа.
В процессе овладения новой профессией многие зацикливаются на и забывают про гибкие навыки. Умение организовать командную работу, вести переговоры и договариваться с коллегами, креативность, способность учиться и адаптироваться к изменениям тоже важны. Гибкие навыки плохо развиваются в вакууме. Поэтому в Практикуме мы уделяем особое внимание гибким навыкам: проектируем задания так, чтобы ученики выполняли их в командах или парах, а также аргументировали свою позицию в общении с наставником.
Создаем поддерживающую среду
Заведите себе ментора или даже нескольких, чтобы сверять прогресс. Сделайте этот процесс взаимовыгодным. Специалисты высокого уровня постоянно находятся в профессиональном движении вперед. Чтобы это движение не останавливалось, им нужно на тестировать гипотезу. Будьте этим подопытным кроликом.
Ментора можно искать в профессиональном сообществе, на LinkedIn, смотреть экспертов в СМИ. Институт менторства в России пока развит слабо, поэтому стоит выбирать людей, которые учились за границей и понимают концепцию менторства. Такое сотрудничество будет более плодотворным и эффективным.