как понять что бухгалтер обманывает
Как обманывают бухгалтеры? Мошеннические схемы бухгалтеров
Автор: Елена Желенкова главный бухгалтер-консультант
Как обманывают бухгалтеры? Мошеннические схемы бухгалтеров
Автор: Елена Желенкова
главный бухгалтер-консультант
Нечистые на руку сотрудники встречаются в любой профессии, но нечестный бухгалтер обойдется владельцу бизнеса дороже всего, потому что у бухгалтера больше возможностей залезть в карман фирмы.
Все осложняется тем, что руководители не разбираются в бухгалтерии, безоговорочно доверяют бухгалтеру и долгое время могут и не подозревать, что он «химичит». И если вам не повезло, и у вас в бухгалтерах оказался последователь Александра Корейко – подпольного бухгалтера-миллионера из бессмертного романа Ильфа и Петрова, – вы можете узнать об этом слишком поздно, когда лишитесь кучи денег или придет проверка.
Многие думают, что такое может случиться с кем угодно, но не с ними, потому что одно дело читать о мошенниках в газетах, а другое – подозревать человека, который мирно трудится в соседнем кабинете. И только столкнувшись с обманом понимают, что лучше придерживаться принципа «Доверяй, но проверяй».
В этой статье мы расскажем, какие мошеннические схемы используют излишне предприимчивые бухгалтеры, и где подстелить соломки, чтобы не стать жертвой нечестного бухгалтера.
Как бухгалтер обманывает своего директора
Схем очень много, расскажем о самых распространенных.
1. Манипуляции с заработной платой
Бухгалтер начисляет заработную плату несуществующим сотрудникам и присваивает ее себе. Впору вспомнить Гоголя и его «Мёртвые души». Не всегда это вымышленные работники. Бывает, что сотрудники увольняются, уходят на пенсию или даже умирают, а бухгалтер не исключает их из списков и продолжает начислять заработную плату.
Другой вариант – бухгалтер вступает в сговор с другими сотрудниками и завышает им зарплату. Разницу бухгалтер и сотрудник делят между собой. Таким же образом в сговоре с сотрудником бухгалтеры принимают фиктивные документы по командировочным расходам.
Все это не пройдет в совсем маленьких фирмах, где трудится несколько человек, а вот в организациях побольше такое встречается сплошь и рядом.
2. Фиктивные больничные и пособия по уходу за ребенком сотрудникам, которые якобы работают в компании
В этом случае бухгалтер ворует деньги уже не напрямую у работодателя, а у ФСС, потому что пособия и больничные возмещаются из средств фонда. Ворует бухгалтер, а неприятности будут у фирмы, и большие, ведь бухгалтер действует от ее имени. Если обман вскроется, начнутся разбирательства, допросы и внеочередные проверки по линии ФСС и налоговой инспекции.
Однако обман государства с использованием поддельных больничных – это пережиток прошлого. В последнее время ФСС очень тщательно проверяет больничные и «заворачивает» все поддельные или неправильно оформленные листы нетрудоспособности.
3. Перечисление денег со счета фирмы на счета подставных людей или фирм
Другими словами – неприкрытое воровство.
Часто руководители настолько доверяют бухгалтерам, что не заморачиваются и, чтобы не тратить время, передают им ключ электронной цифровой подписи. В руках недобросовестного бухгалтера он становится в буквальном смысле ключом от квартиры, где деньги лежат.
Размер ущерба варьируется от мелких шалостей «на помаду» до сотен миллионов. Как правило, бухгалтеры-мошенники стараются наворовать побольше и уволиться, пока о хищениях не узнали. Привлечь их к ответственности удается далеко не всегда, а многие бизнесмены предпочитают махнуть рукой и обойтись без долгих судебных разбирательств.
Одна из громких историй – дело о мошенничестве бухгалтера рыбообрабатывающего комбината «Балтийский берег», которая, имея цифровую подпись директора, перевела на счета подставных фирм 300 миллионов рублей и уволилась. Ее задержали и осудили за кражу.
История примечательна тем, что с главбуха и ее помощника удалось взыскать только 50 миллионов рублей, поэтому владельцы компании взыскали остальное с генерального директора. Так, ничего не украв, директор ответил за то, что слишком доверял бухгалтеру и не контролировал его работу (постановление 13ААС от 14.06.2016 № 13АП-7613/2016, постановление АС Северо-Западного округа от 21.09.2016 № Ф07-5851/2016).
4. Злоупотребление с подотчетными суммами
Бухгалтер выписывает деньги под отчет и присваивает их. Подотчетные суммы потом месяцами и годами «висят» незакрытыми, или бухгалтер закрывает их расходными документами, которые никак не относятся к деятельности фирмы. В один прекрасный день директор с удивлением может узнать, что уже долгое время в его фирме есть статьи расходов на бензин для личного авто, бытовую технику и другие личные нужды бухгалтера.
5. Манипуляции с ТМЦ
Например, вступив в сговор с сотрудником склада, бухгалтер «по ошибке» приходует меньшее количество товара по большей цене. В итоге общая сумма поставки сходится, а у бухгалтера и кладовщика на руках неучтенный излишек товара. Или приходуют товар худшего качества по цене лучшего и получают «вознаграждение» от поставщика. Или списывают вполне еще пригодные ТМЦ и продают и т.д.
6. Сговор с контрагентами
Например, бухгалтер сознательно тянет с взысканием долга до тех пор, пока не пройдет срок давности и фирма уже не сможет получить долг с кредитора. Или ставит платежи контрагенту в приоритет за вознаграждение.
Если заключение договоров с контрагентами находится в компетенции бухгалтера, он может брать с них «откаты». Например, с поставщиков справочно-правовых систем, организаторов образовательных семинаров, аудиторов и т.д.
7. Действия в интересах одного из учредителей
Это бывает, когда фирмой на равных владеют два человека, и в какой-то момент у них начинаются разногласия. Здесь мы описали историю, когда бухгалтер и учредитель предоставляли другому учредителю искаженную финансовую информацию.
Этого бы не случилось, если бы фирма отдала бухгалтерию на аутсорсинг.
Компания 1C-WiseAdvice ведет независимый и объективный учет, действуя в интересах фирмы, а не отдельно взятого учредителя.
8. «Береженого бог бережет»
Не слишком компетентные бухгалтеры, которые не уверены в своих силах и не в состоянии грамотно рассчитать налоги, на всякий случай проводят платежи в бюджет с запасом. За излишки налоговики не штрафуют и проверками не мучают, но у фирмы копится переплата и она лишается части оборотных средств, которые могла бы пустить на другие цели.
Иногда неуверенные в себе бухгалтеры перестраховываются и отказываются от нестандартных сделок, пугая руководителей надуманными проблемами.
9. «Все хорошо, прекрасная маркиза»
Бухгалтер не ворует, но и не делает того, что должен, и замалчивает проблемы или попросту не работает. В итоге директор думает, что все идет хорошо, а на самом деле у фирмы копятся несданные отчеты и недоимка по налогам. Часто об этом становится известно, когда бухгалтер уже уволился, и директор остается один на один с запущенным учетом и штрафами. Этим чаще грешат «приходящие» бухгалтеры, которые ведут бухгалтерию неофициально и не связаны никакими обязательствами с заказчиком.
Договором с 1C-WiseAdvice прямо предусмотрено, что наша компания сама отвечает за ошибки, неуплаченные налоги и нарушение сроков отчетности – мы компенсируем клиенту все штрафы, выписанные клиенту по нашей вине.
А бывают и вовсе креативные бухгалтеры с богатой фантазией и актерским талантом. Вот здесь, например, мы рассказали о бухгалтере, который разыграл целый спектакль и пытался получить с руководителя деньги за базу, которую якобы заблокировали хакеры и теперь требуют выкуп. Бухгалтерская база иногда становится предметом шантажа или орудием мести нерадивых бухгалтеров. Бухгалтер может исчезнуть с базой, чтобы насолить бывшему руководителю или прикрыть грешки. А ведь только при наличии базы можно подтвердить достоверность налоговой и бухгалтерской отчетности. На восстановление базы уходят месяцы и сотни тысяч рублей, ведь нужно заново собирать все данные.
В 1C-WiseAdvice бухгалтерские базы хранятся на сервере в дата-центре. Серверы надежно защищены от перегрева, скачков напряжения и других ситуаций, способных вывести оборудование из строя. Пользовательские данные копируются ежедневно. Резервные копии хранятся в отдельном помещении на отдельном оборудовании, что гарантирует сохранность данных, даже если серверное оборудование выйдет из строя.
А в этой истории бухгалтер будто бы работал на совесть, ведь дела в фирме шли хорошо, а налоговики не придирались. Вот только бухгалтер несколько лет убеждал учредителей не распределять дивиденды, пугая разными последствиями. Когда учредители обратились к независимым специалистам, выяснилось, что в бухгалтерии бардак, а у налоговой не было вопросов, потому что бухгалтер переплачивал налоги аж в 2,5 раза. Несколько лет учредители не только довольствовались одной зарплатой, в то время как нераспределенной прибыли накопилось на 60 миллионов рублей, но и государству отдавали больше, чем нужно. А все потому, что бухгалтеру безгранично доверяли и не было никакого контроля.
Чем все это грозит
Недобросовестный бухгалтер дорого обойдется компании. Вот лишь частичный перечень возможных последствий:
Каждый 3-й клиент, обратившийся к нам, нуждается в восстановлении бухучета после недобросовестных или некомпетентных бухгалтеров. Нередко учет настолько запущен, что восстановить его либо нет возможности, либо это чересчур дорого. Тогда компания вынуждена закрывать юрлицо и начинать все с чистого листа. Но немногие знают, что просто так избавиться от «испорченной» компании тоже нелегко. Подробнее об этом можно почитать здесь >>>
Как проверить бухгалтера на воровство
Лучший способ – время от времени проводить независимый аудит, который выявит любые расхождения и злоупотребления. Но кое-что вы можете сделать и сами:
И не забывайте о мерах предосторожности, даже если безоговорочно доверяете своему бухгалтеру. Не передавайте бухгалтеру ключ от своей электронно-цифровой подписи, подписывайте платежи сами. Бухгалтер может иметь технический ключ, чтобы входить в интернет-банк, готовить документы и распечатывать выписки. Но платежи должны уходить только после вашей подписи. Если вам жаль нескольких минут в день, чтобы поставить ЭЦП, вспомните времена, когда все платежные документы оформляли на бумаге, и директора тратили по часу-два в день, чтобы подписать платежки.
Мы не призываем к тотальному недоверию и контролю, а советуем не терять бдительность и быть начеку. А чтобы навсегда забыть о проблемах с бухгалтерией, просто отдайте ведение бухгалтерского учета на аутсорсинг в 1C-WiseAdvice. Мы будем не создавать проблемы, а решать их.
Мошеннические схемы бухгалтеров
Проблема усложняется тем, что генеральные директора ООО и предприниматели часто не имеют профильного образования и опыта ведения бухгалтерского учета. Поэтому они соглашаются со всеми предложениями бухгалтеров и подписывают предоставленные им документы без тщательного изучения. Это позволяет совершать незаконные действия долгое время без риска быть обнаруженными.
Рассмотрим подробнее мошеннические схемы бухгалтеров, способы обмана руководителя компании, действия для предотвращения нарушений или минимизации ущерба.
Способы мошенничества бухгалтеров
Оплата труда сотрудников
Часто встречающийся вариант мошенничества — начисление заработной платы наемным работникам, которые не работают на предприятие. В их роли выступают вымышленные лица, уволенные или ушедшие на пенсию сотрудники. Бухгалтер не исключает их из штатного расписания, продолжает начислять и получать за них зарплату.
Второй вариант мошенничества с заработной платой — умышленное завышение оплаты некоторым сотрудникам с последующим «откатом» в пользу бухгалтера. Эти действия совершаются по сговору с наемными работниками.
Подобные случаи невозможны в ООО с небольшим числом работников. Но в крупных и территориально разделенных компаниях следует обязательно проверить правильность ведения кадрового учета и начисления зарплаты.
Листы временной нетрудоспособности
Этот вид мошенничества бухгалтера подразумевает выплату денежных средств по больничным листам работникам, которые не работают у работодателя или не болеют в действительности. Ущерб причиняется не компании, а фонду социального страхования. Однако опасность состоит в том, что ответственность за нарушение будет нести руководитель, который подписывает документы.
Мошенничество с больничными сейчас почти не практикуется бухгалтерами, так как правоохранительные органы тщательно проверяют больничные листы и отказывают в выплатах при обнаружении подделок или ошибок в заполнении.
Перевод средств на фиктивные предприятия
Такой вид мошенничества бухгалтера возможен только в том случае, если руководитель подписывает платежные документы на безналичные платежи без подробного ознакомления с ними. Либо в случае, когда носитель с цифровой подписью передается бухгалтеру, который использует его без контроля.
В зависимости от наглости вашего бухгалтера размер «левых» платежей может колебаться от 1−2 тыс. рублей до миллионов. Причем один раз начав заниматься подобным мошенничеством, бухгалтер продолжает совершать эти действия до обнаружения. Тем более что большинство руководителей не выносят сор из избы и ограничиваются увольнением без обращения в правоохранительные органы.
В качестве примера можно привести нашумевшую историю бухгалтера комбината «Балтийский берег», которая с помощью цифровой подписи директора перевела на счета фирм-однодневок 300 млн рублей. Однако она понесла ответственность по УК РФ.
Особенность этой истории в том, что при расследовании дела удалось компенсировать только 20% от нанесенного ущерба, поэтому остальные деньги возмещал генеральный директор компании.
Выдача подотчетных денег
Бухгалтер компании имеет право выдавать денежные средства наличными под отчет для приобретения различных товаров. Однако все расходы в этом случае должны быть подтверждены чеками, а купленные товары оприходованы по документам.
Работники бухгалтерии пользуются этим и выписывают себе деньги под отчет, после чего не закрывают операции длительное время или подкладывают фиктивные документы. Таким образом бухгалтер может списать деньги на разные нужны:
Неправильный учет ТМЦ и операций с контрагентами
Неправомерная выгода от сговора с контрагентами
Договориться о получении «левого» дохода можно и с контрагентами. Наиболее распространенные варианты:
Действия в интересах одного участника общества
В некоторых случаях бухгалтеры действуют таким образом, чтобы один из учредителей ООО получал большие преференции, чем другие. Например, предоставляют ложную информацию о финансовом состоянии компании.
Такое мошенничество бухгалтера раскрыть достаточно сложно из-за заинтересованности одного участника. А последствия могут быть максимально серьёзными вплоть до исключения из состава учредителей.
Завышение налоговых платежей
Не всегда бухгалтера умышленно наносят ущерб предприятию. Встречаются случаи, когда бухгалтерский учет в компании ведут неопытные сотрудники или работники, которые плохо учились в институте. В этом случае для перестраховки они переплачивают налоговые платежи в бюджет и отчисления в целевые государственные фонды.
При таком положении дел контролирующие органы не тревожат плательщика проверками, что вселяет генеральному директору ложное чувство уверенности в квалификации бухгалтера. На самом деле необходимости в переплате нет, если специалист по ведению бухучета хорошо знает свое дело.
Сокрытие реальной информации
Дополнительной проблемой, с которой сталкиваются директора предприятий при взаимодействии с бухгалтерами, является замалчивание информации со стороны последних или предоставление недостоверных данных.
Примеры подобных ситуаций:
1. Постоянные ошибки в бухгалтерском и налоговом учете, которые приводят к накоплению недоимки, штрафов и пени. Эта ситуация вскрывается после увольнения бухгалтера, а ответственность за все действия будет нести руководитель компании.
2. Требование выкупа за совершение или несовершение определенных действий. Например, бухгалтер может шантажировать руководителя разглашением конфиденциальной информации или требовать выкуп за якобы заблокированную хакерами базу данных бухгалтерской программы. Такие действия могут быть вызваны и желанием работника бухгалтерии скрыть недостатки в своей работе.
3. Недостатки в учете, которые вредят учредителям. Бухгалтер ввиду незнания или умышленно может не давать руководителям и участникам полноценно использовать средства предприятия. Например, работник бухгалтерии может не распределять прибыль в виде дивидендов (или не обналичивать ее другими способами).
Последствия мошеннических действий и ошибок бухгалтеров
Мошенничество главного бухгалтера и его сговор с третьими лицами для кражи наносит прямой материальный ущерб. Однако потери денежных средств или имущества — не единственный вред, от которого страдает компания.
Могут наступить также более серьезные последствия:
Наиболее серьезные последствия — это уголовная ответственность генерального директора. Руководитель компании является должностным лицом и несет ответственность за соблюдение действующего законодательства. Поэтому даже если он не знал о незаконных действиях бухгалтера, ему придется отвечать за все недостатки в его работе.
При этом сам бухгалтер может стать свидетелем обвинения во время расследования. Наиболее квалифицированные мошенники совершают преступления в экономической сфере таким образом, что вся ответственность перекладывается на генерального директора.
Способы проверки правильности ведения учета
Наиболее действенный способ защиты от мошеннических действий бухгалтера — контроль его действий с помощью сторонних специалистов. Делать это нужно периодически независимо от степени доверия между руководителем и бухгалтером. Если работник честно ведет учет, он будет благодарен за эти проверки, так как они подтверждают качество его работы и помогают выявить «узкие» места до появления проблем с налоговой.
Первичный контроль руководитель может делать и самостоятельно. Для этого необходимо:
Мошенничество бухгалтеров: как выявить и предотвратить
Что тут говорить – недоброжелателей хватает у любой коммерческой фирмы. Это могут быть просто конкуренты, которым само ваше существование как кость в горле, черные рейдеры, алчные и нечистые на руку чиновники и правоохранители, продажные судьи. Законотворцев и налоговиков, что бы последние не заявляли о «лояльности и партнерстве» рука тоже не поворачивается занести в список друзей. Но все эти лица однозначно находятся по другую сторону баррикад. Бороться с противником, зная его в лицо, проще. А вот с тайным… Исходя из российских реалий, если в организации начинают возникать проблемы с денежными средствами, то в 60 % случаев это связано с их присвоением кем либо из сотрудников. Что делать, если в вашей организации стали бесследно исчезать денежные средства? Как найти виновных и что предпринять, чтобы такое впредь не повторялось?
«Подсудимый, что вас побудило. »
Что толкает персонал и должностных лиц организации на нарушение как библейских заповедей, так и светского законодательства? Как это не парадоксально, прежде всего само наше законодательство. Его смысл сводится к тому, что защищать свою собственность должна сама организация. Это ее проблемы. Как таковой государственной поддержки по предупреждению случаев хищения и информационному освещению проблемы нет. Поддержка осуществляется только по уже имеющимся фактам хищения, а вот с превентивностью большие проблемы. Конечно, крупные уголовные дела периодически освещаются СМИ, но как таковой антипропаганды по мелким, ежедневным хищениям не происходит. Кроме того, посокльку наша судебная практика не прецедентна (как, к примеру, в США), до сих пор не отлажена централизованная работа судов по однотипным преступлениям. Я уж не говорю про то, что суд у нас частенько вершится с учетом «местных особенностей и традиций», а результат зависит от заинтересованности и возможностей отдельных участников процесса. Поэтому кто-то отделывается условным сроком за присвоение десятков миллионов, а кого-то отправляют в тюрьму за хищение нескольких тысяч рублей.
Ну и, разумеется, психологический аспект. В нашем обществе хищение денежной наличности не воспринимается как очень плохой проступок. Наоборот, современная культура и в кино и в книгах преподносит это как экстремальное времяпрепровождение. Что-то вроде «Одиннадцати друзей Оушена». Расхитители, в свою очередь, придумывают себе различные оправдания: зарплата низкая или «все вокруг воруют». Фирма, ведь, не пострадает – включит недостачу в себестоимость и будет работать дальше. Словом, «не укради», конечно, но смотря кто, когда и при каких обстоятельствах.
Хищения анфас и профиль
Способы «экспроприации» имущества работодателя разнообразны, но в целом можно их подразделить на следующие виды:
Довольно интересная тенденция отслеживается в наших действующих нормативно-правовых актах. Согласно ним к материальной ответственности привлекаются рядовые сотрудники фирмы. Будь то кассиры, менеджеры по продажам и др. Но вышестоящая элита – главбухи, гендиректора, их замы, начальники финансовых управлений подлежат материальной ответственности в случае, когда установлен прямой ущерб организации. А без возбуждения уголовного дела установить таковой не получится.
«За себя и за того парня»
Присваивая наличность при начислении заработной платы, мошенники чаще всего действуют традиционным способом: неправомерно завышается зарплата с последующим присвоением сверхначисленных сумм. В ведомости включаются уже уволенные либо несуществующие сотрудники, за которых расписываются в ведомостях и получают деньги сами аферисты.
Типичный пример из собственной практики: главный бухгалтер торговой фирмы подделал приказ руководителя о дополнительном постоянном стимулировании себя любимого. И получал в течении двух лет солидные надбавки за сложность и напряженность своего непосильного труда. Обман вскрылся при первой же проверке бухгалтерских документов, проведенных аудиторской компанией. Руководитель в долгу не остался и обратился за советом в правоохранительные органы. Последние помогли разобраться, но для пущей надежности передали дело в суд. Итог: раньше главбух жил в комфортабельной квартире с окнами, выходящими на тюрьму, а сейчас ютится в зарешеченном помещении с видом на свой дом.
Также в ведомостях на выплату заработной платы могут преувеличиваться подлежащие к выдаче итоговые суммы. А на руки работникам выдается значительно меньше. Полученную разницу мошенники кладут к себе в карман.
К зарплатным схемам хищений могут привлекаться кассиры. По договоренности с ними мошенники «совершенно случайно» перечисляют денежные средства не на карточный счет работника, а специально выбранному лицу.
«Подотчетные» схемы
Существует немало способов хищения денежных средств, выделяемых для представительских целей и командировок:
Обычно подтасовывают документы сотрудники бухгалтерии, начальство финансовых отделов. В общем, те сотрудники, кто по роду своей деятельности связан с оформлением бухгалтерских документов.
При задействовании в махинациях самих «подотчетников» им поручают сделать по месту прибытия отметки в предписаниях сразу за нескольких работников. Также подотчетные лица могут прилагать фальшивые товарные чеки и накладные, отчитываясь за «приобретенный» товар.
Лакомым куском для мошенников-кассиров является депонированная зарплата. Они присваивают наличность посредством списания денежных средств по подложным ведомостям либо подделывая подписи работников.
При наличии доступа к чековой книжке организации, мошенники-кассиры имитируют банковские выписки и присваивают наличность десятками тысяч рублей.
Полицейские сводки пестрят сообщениями о раскрытии подобных махинаций, но они продолжаются. Такое ощущение, что начальству многих фирм так удобно смотреть на происходящее сквозь однажды надетые розовые очки, что они снимают их только тогда, когда фирма уже находится в предынфарктном состоянии, а «шалости» сотрудников» превращаются в тотальный беспредел.
Собственники без собственности
Учредитель (или акционер) организации должен всегда быть в курсе всего, что касается финансовой составляющей и не перекладывать контроль на плечи директоров, имеющих прямой доступ к финансам. Собственнику не следует ограничиваться суждением: «Я предоставил вам средства, а вы распоряжайтесь ими во благо фирмы». Порочность такого подхода показывает практика.
Как известно, провести крупную сделку можно только с согласия учредителей. Зачастую мошенники, чтобы избежать необходимости их уведомления, специально занижают стоимость таких сделок. Размер крупных сделок закреплен законодательно, а также уставом организации. К примеру, если он составляет 100 тыс. рублей, управленцы занижают размер сделки до 99 тыс. рублей. Также денежные средства переводятся не одним, а двумя-тремя траншами. В тоже время у мошенников могут возникнуть определенные трудности. Ведь контрагенту по сделке придется занизить объем выручки. А это чревато налоговыми последствиями. Но, учитывая наши реалии, всегда есть возможность найти компромисс.
Существует еще другая схема с использованием фирм-«помоек». Управленец, якобы нуждаясь в консультационных услугах для фирмы, обосновывает их необходимость. Создается однодневка с говорящим названием типа ООО «Главконсалтбизнезцентр» и с ней заключается договор по оказанию юридических услуг. Спустя короткий промежуток времени (не более месяца) «помойка» ликвидируется. Услуги так и не оказаны, а у нашей фирмы возникает нереальная к взысканию дебиторская задолженность. Учитывая, что руководство однодневки найти вряд ли удастся, вернуть платежи не получится.
Интересно обстоит ситуация в строительных организациях. Для таких фирм установлены нормы списания материалов в производство на основании составленной первички. Однако мошенники и не думают соблюдать эти нормы и списывают запасы с дополнительной выгодой. А разницу – себе в карман.
Также для учета в строительстве должны заключаться договоры, подписываться акты выполненных работ, составляться сметы. «Злодеи», пользуясь возможностью, подменивают указанные документы. И включают в них вымышленные работы. Гражданам, приобретающим жилье, инвесторам и учредителям остается лишь недоумевать от стоимости построенного объекта.
Как в анекдоте: «За растрату средств, выделенных на строительство 27-тысячного стадиона прораба – отдать под суд, главного бригадира уволить, строительную бригаду расформировать, а построенное здание отдать под газетный киоск.»
«Если кто-то кое-где у вас порой…»
Исследовать документы бухгалтерского учета, провести фактический осмотр наличия денежных средств, залезть в дебри финансового анализа или затребовать встречные документы у контрагентов. Все эти способы годятся для проверки собственной организации на наличие хищений.
При исследовании первичных и сводных бухгалтерских документов, прежде всего стоит выяснить, насколько были законны и вообще необходимы совершенные финансовые операции. А также, каким образом они оформлены.
При фактическом осмотре наличия денежных средств, следует лично улицезреть их наличие у самых крупных подотчетников и в кассе. И, разумеется, сверить их с суммами, отраженными на бумаге. Заодно можно проверить фактическое наличие прочих вверенных материальных ценностей. Фактическую проверку необходимо осуществить сразу же после подписания приказа о ее проведении. При этом порядок проверки денежной наличности должен соответствовать Приказу Минфина РФ от 13.06.1995 N 49 (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств».
В ходе предыдущего финансового кризиса был отмечен значительный рост числа хищений всех видов. Предчувствие сокращений провоцировало у сотрудников желание взять у работодателя все, что плохо лежит. Примечательно, что после официального окончания кризиса, спада тенденции роста хищений пока не наблюдается. А тут и новый на подходе. Возможности привести уровень хищений к европейским пяти процентам от оборота на горизонте не наблюдается. Так что – делайте выводы.
«Куй железо, не отходя от кассы»
Кандидат должен подписать договор, предусматривающий полную материальную ответственность за вверенные ему денежные средства. Касса организации для сохранности наличности должна быть оборудована и соответствующим образом. Копии сейфовых ключей следует хранить в опечатанном виде у директора фирмы.
Проверка денежных средств в кассе начинается с вынесения директором организации приказа о проведении инвентаризации. Далее формируется комиссия, в которую обязательно входят главбух, материально-ответственный работник (кассир) и представитель руководителя. К инвентаризации также могут привлекаться аудиторы. Важно знать, что если даже один из проверяющих отсутствует, у «материально-безответственного» кассира будут основания добиться, чтобы инвентаризацию признали недействительной. Проверив денежную наличность, комиссия составляет акт, реквизиты которого заносятся в книгу учета инвентаризаций.
На какие документы прежде всего стоит уделить внимание? В первую очередь это: приходные и расходные кассовые ордера, журналы их регистрации, кассовая книга, платежные ведомости и прочие документы, подтверждающие операции в кассе.
Перед проведением проверки наличности, материально-ответственное лицо формирует отчет по последним операциям. Кассир составляет расписку, в которой торжественно клянется, что перед тем как к нему пришла комиссия, он передал все кассовые документы по движению наличности проверяющим или бухгалтеру. А также о том, что все полученные деньги оприходованы, а сданные – учтены в расходах. Комиссия же смотрит: соответствует ли отчет кассира тому, что осталось в кассе? Помните, что фактический остаток еще должен сойтись со сведениями в журнале-ордере и кассовой книге.
Необходимо перепроверить суммы остатков денежных средств. Также как и их перенос на следующие страницы. В кассовой книге не должна быть сбита нумерация страниц и не должны быть повреждения печати.
При проверке расходования кассовой наличности, следует обратить пристальное внимание на приложенные первичные документы. Они должны быть правильно оформлены: без корректировок и исправлений. Напротив фамилий получателей обязательно наличие их подписей.
Чтобы проверить? насколько полно и вовремя были оприходована поступившая с расчетных счетов в кассу наличность, нужно сверить данные по счетам синтетического учета 51 «Расчетные счета» и 50 «Касса». Также сверяются данные по оборотно-сальдовой ведомости и по счету 50 Главной книги. Если имеются расхождения, придется проверить всю первичку (отчеты кассира, приходные кассовые ордера, расширенные банковские выписки по расчетным счетам), в том числе направив запрос и в сам банк.
Также проверяющие должны проконтролировать: соответствие даты оформления расходно-кассовых ордеров дате передачи денежных средств по факту; вовремя ли были депонирована невыданная зарплата; правильно ли разнесены счета бухгалтерского учета в документах.
Бывают и такие чудеса: в кассе обнаружены излишки. Так по ним, как и по недостачам, придется потребовать объяснения в письменной форме от каждого из работавших кассиров. Более того, излишки после документального оформления пойдут на благо самой организации. За недостачи же кассиру придется расплатиться в течение трех дней.
Проводя финансовый анализ, придется исследовать финансовое состояние и платежеспособность организации. В общем понять, с какого перепугу у фирмы снизилась прибыль либо организация стала нести убытки. Для этого бухгалтеру либо финансовому специалисту понадобятся как минимум бухгалтерские балансы и отчеты о прибылях и убытках. Финансовый анализ поможет найти «черные дыры», в которых исчезает прибыль. Проводить его нужно регулярно, желательно каждый месяц.
Проводим «санобработку»
Как директору и главбуху организовать систему контроля в организации за денежными средствами?
Проще всего следить за денежными средствами можно в организации, которая занимается несложными операциями. К примеру, приобретает материалы, обрабатывает их, реализовывает готовую продукцию. И больше никаких дополнительных доходов и направлений деятельности.
Но как же быть с разнопрофильными крупными организациями? В этом случае необходимо грамотное построение системы управления. В большой организации должна быть создана по-настоящему армейская структура. Прозрачная и в то же время с четким подчинением. Поступающие и выбывающие денежные средства, подписываемые договора должны быть под постоянным контролем головного подразделения. Фирме, занимающейся разными видами услуг, желательно зарегистрировать каждую из них на самостоятельное юридическое лицо.
Конечно, полностью застраховаться от мошеннических действий персонала невозможно. А вот снизить возможные потери до допустимой нормы убытка – вполне по силам. Каждая фирма должна разрабатывать и применять свои инструменты в зависимости от специфики ее деятельности. В тоже время существуют следующие дешевые и эффективные меры.
В первую очередь необходимо заключить договора о полной материальной ответственности с кассирами, начальниками подразделений, управляющими складов. Даже если они вроде бы «свои люди», набранные не по объявлению, а по протекции.
Желательно не реже одного раза в месяц проводить инвентаризацию. Причем реальную, а не на бумаге. При этом лучше привлекать персонал извне: аудиторов, ревизоров, бухгалтеров и прочих специалистов. В дальнейшем можно будет остановиться на одном, уже проверенном специалисте. Поверьте, это окупится с лихвой.
Не стоит забывать о материальном стимулировании материально-ответственных лиц и сотрудников бухгалтерии. Можно создать условия, при которых сотрудники предпочитали выполнять свою работу по-честному, не думая о личном обогащении за счет каких-то махинаций.
Периодически проводить «психологическую обработку» коллектива. К примеру, напоминать сотрудникам о возможных последствиях незаконных поступков. И если это не укрепит их чувство ответственности, то, по крайней мере, заставит призадуматься.
Систематически выборочно проверять предоставляемые подотчетниками документы. Вас может удивить разница цен приобретения товаров и услуг в двух-трех однотипных организациях. Тем более, что такой дополнительной функцией можно наделить даже рядового сотрудника фирмы. Ведь чтобы сравнить цены особых познаний не потребуется.
Если у руководства фирмы нет в наличии свободного времени для контроля над хищениями, им следует привлечь консультантов извне и наделить их соответствующими функциями. Они проведут объективный анализ сложившейся в организации ситуации.
Для эффективного контроля за управленцами, необходимо создать систему, которая отслеживала бы их действия по заключению договоров с фирмами-поставщиками и фирмами-покупателями.
Потоки денежных средств должны быть организованы и подкреплены системой документооборота. Чтобы в любой момент проверить совершаемый транш. Также проблема решается технической составляющей. Во-первых, первичка должна составляться строго в соответствии с требованиями. Во-вторых, установить системы видеонаблюдения в офисе.
Дмитрий Савин, старший эксперт отдела судебно-экономических экспертиз Экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Московской области.