как понять что человек мусульманин
Кого мы называем мусульманином?
Одним из самых щепетильных вопросов в Исламе является обвинение кого-либо в неверии (такфир). В последнее время слово такфир все чаще ассоциируется с заблудшими мусульманами, которые без устали обвиняют в неверии всех тех, кто хоть чем-то противоречат их убеждениям.
Действительно, эта проблема очень актуальна в наше время, но наряду с этой крайностью существует и другая крайность. Крайность, заключающаяся в том, что некоторые мусульмане смешали и исказили правила называния кого-либо мусульманином. И это несмотря на то, что Шариат установил четкие, недвусмысленные и понятные всем правила обвинения кого-либо в неверии или называния кого-либо мусульманином.
Известно, что для принятия Ислама нет каких-либо особых ритуалов, как это есть в других религиях. Принять Ислам очень просто, достаточно произнести слова свидетельства (шахада), будучи абсолютно убежденным в них, без тени сомнения и принуждения, а также покорившись им. Но точно так же из Ислама довольно просто выйти, достаточно иметь какое-нибудь убеждение, высказать какое-нибудь слово или совершить какое-нибудь действие, противоречащие основам Ислама и указывающие на отрицание того, с чем пришел Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Признать веру языком является обязательным условием для того, чтобы мы считали определённого человека мусульманином. Ввиду того что нам неведомо, какое убеждение исповедует тот или иной человек, мы выносим решения на основе явных слов и действий человека. По этому поводу правило Шариата гласит:
نحن نحكم بالظاهر والله يتولى السرائر
«Мы выносим решения на основе внешних проявлений человека, а Аллах берет на Себя тайное».
Таким образом мы понимаем, что пока не мусульманин не произнес слова свидетельства о вере, он для нас не будет считаться мусульманином. И наоборот, пока мусульманин не произнесет слова или не совершит действия, выводящие его из Ислама, то такой человек не перестает для нас оставаться мусульманином. Это очень простое, но в то же время важное правило, которое нам всем необходимо запомнить. Оно упоминается, например, в известной нам книге «Мухтасар», которую издавна принято изучать в Дагестане. Ее автор Али из с. Кумух (ум. в 1529 г.) пишет в ней следующее:
فمن ترك الاقرار فهو كافر
«Кто не признал веру словесно – кафир».
Здесь важно отметить, что под непризнанием веры мы имеем в виду ту ситуацию, когда нет каких-либо препятствий для этого, например, человек не является немым. В случае немоты, разумеется, на него не возлагается произносить признание веры вслух.
Пишет дагестанский ученый Яхья из с. Гамсутль (ум. в 1946 г.) в своем комментарии к «Мухтасару» под названием «Канз аль-иман аль-кабир»:
وأما الآبي بأن طلب منه النطق بالشهادتين فأبى فهو كافر فيهما ولو أذعن في قلبه فلا ينفعه ذلك ولو في الآخرة
«Что же касается того, кто отказывается произносить свидетельство [без уважительной причины]: так что от него потребовали произнести оба свидетельства, а он отказался, тот считается кафиром в обоих мирах, даже если покорился сердцем. Ему это не принесёт пользу, даже на том свете».
Кому-то может не понравиться поднятие данной темы, мол, называние иноверцев кафирами сеет межконфессиональную рознь и т.д. Это весьма распространённая позиция, которая не только противоречит здравому смыслу, но и угрожает целостности веры мусульман.
Во-первых, нет ничего предосудительного в назывании иноверцев кафирами, ведь слово кафир означает «неверующий», то есть он не верит в то, во что верим мы. Таким образом, мы просто констатируем очевидный факт. Данное понятие было введено Всевышним Аллахом в Коране, так неужели теперь мы будем отменять то, что ввел Всевышний Аллах?
Да, запрещается называть кого-либо кафиром, проявляя гордыню, потому что Ислам запрещает проявлять гордыню над кем-либо из творений. По этому поводу шейх Саид-афанди (к.с.) говорил:
«Шариат запрещает гордыню. Нельзя гордиться тем, что ты родился мусульманином или стал мусульманином, это не твоя заслуга, а милость Всевышнего к тебе».
К тому же, надо отметить, что подобный термин в отношении иноверцев используют и представители других религий. Так, в христианстве тоже употребляется слово неверные, оно даже неоднократно упоминается в Новом Завете. В иудаизме для обозначения иноверцев используются понятия: мин, эпикорос, кофер и мумар.
Во-вторых, в фикхе, в его классическом представлении, люди делятся на две категории: верующие (муъмины) и неверующие (кафиры). Данная классификация связана с тем, что каждой из этих категорий предписано соответствовать определенным правилам и нормам, нарушение которых категорически воспрещается. Например, неверующих запрещается хоронить на мусульманских кладбищах и т.д.
Теперь, если мы размоем понятия неверный и верующий, то это приведет к нарушению постановлений Шариата, когда к человеку будут применяться те нормы, которых он не удостоился или не заслужил.
В-третьих, Ислам призывает и обязывает называть вещи своими именами. В вопросах, связанных с верой и неверием, этот призыв намного строже и жестче. Так, например, если некто назовет мусульманина кафиром (зная, что он мусульманин), то он сам впадает в неверие. И наоборот, если некто откажется называть неверующими тех, чье неверие засвидетельствовал сам Всевышний Аллах и Его Пророк (мир ему и благословение Аллаха), то такой человек тоже впадает в неверие.
Ниже мы приведём мнения дагестанских учёных в этом вопросе.
По этому поводу Яхья из с. Гамсутль в книге «Канз аль-иман аль-кабир» писал следующее:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام كالنصارى أو شك في كفرهم
«Также в неверие человека вводит случай, когда он не называет кафирами представителей других религий, например, христиан, или сомневается в их неверии».
Другой ученый из Южного Дагестана Абдуррахман афанди из с. Ахты писал в «Асас ад-дин ва-ль-иман»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, то он впадает в неверие».
Упомянутый выше ученый Али из с. Кумух писал следующее в книге «Аль-Мухтасар аль-кабир»:
أو لم يكفر من دان بغير الإسلام أو شك في كفرهم
«Если мусульманин не называет кафиром того, кто исповедует другую религию помимо Ислама, или сомневается в том, что он неверный, то такой человек впадает в неверие».
Мухаммад ибн Идрис (ум. в 1967 г.), ученый из цунтинского села Халах, писал в своей книге «Муаллафат аль-факир ила Рабб аль-Кадир»:
«Также сомнение в неверии иудеев и христиан вводит в неверие (куфр)».
Кто-то может возразить, что существуют некоторые представители религии, которые, как и мы, верят в Единого Бога, так за что их называть неверующими? На это хорошо ответил Абдулатиф Гоцинский (ум. в 1890 г.) в своей книге «Наджм аз-зулям фи тахкики дин Аль-Ислям»:
فائدة: اليهود المعاصرون لنا يوحّدون الله تعالى ولا ينكرون نبوة نبينا صلى الله تعالى عليه وسلم أي ليس فيهم ما في النصارى من الأمور المكفرة المارة فحصل لهم التصديق والأعمال خارجة عن التصديق فتشبهوا بعصاة المؤمنين التاركين للأعمال فلِم يحكم لهم بالخلود؟
قلت: هذا التصديق أيضا يحصل في إبليس اللعين لأنه يعرف حقية ربوبية الله تعالى ووحدانيته ونبوة نبينا محمد صلى الله تعالى عليه وسلم لكن هذا التصديق خال عن الإذعان وهو غير مقبول، وفي «الجواهر السنية شرح العقائد الشرقية»: المراد من تصديقه صلى الله عليه وسلم قبول ما جاء به والإذعان له لا مجرد وقوع نسبة الصدق إليه في القلب من غير إذعان وقبول وإلا لزم الحكم بإيمان كثير من الكفار الذين كانوا عالمين بحقية نبوته صلى الله تعالى عليه وسلم، انتهى. ومثله في «حواشي شرح العقائد» لشيخ الإسلام كمال الدين بن ابي شريف المقدسي.
«Полезное примечание: современные иудеи придают Всевышнему Аллаху единобожие и не отрицают посланническую миссию нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха). То есть в них нет того, что вводит их в неверие, как это есть у христиан. Тогда получается, что они подтверждают (тасдик) истинность нашей веры, но действия, которые они совершают, не соответствуют этому подтверждению. Тем самым они стали подобны мусульманам-грешникам, не выполняющим предписания религии, так почему же вынесли решение, что они будут вечно пребывать в Аду?
Я скажу: подобное подтверждение (тасдик) также имеется и у проклятого Иблиса, потому что он знает о господстве и единственности Всевышнего Аллаха, и о пророчестве нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Однако это подтверждение без проявления покорности не принимается.
В книге «Аль-Джавахир, ас-сунния шарх аль-акаид аш-шаркия» сказано: «Подтверждение Пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) подразумевает принятие всего того, с чем он пришел, и повиновение ему, а не простое признание его правоты сердцем без проявления подчинения и принятия. В ином случае из этого следовало бы, что многие неверные, которые знают об истинности его пророчества, являются верующими». Подобное мнение есть также в «Хаваши шарх аль-акаид», автор Шейх Аль-Ислам Камалуддин бин Абу Шариф Аль-Макдиси».
Таким образом, из книг дагестанских ученых нам стало ясно, что мы должны называть вещи своими именами и не позволено отказываться называть неверующим того, чье неверие очевидно. Но еще раз напомню, что данный термин необходимо применять только для того чтобы правильно идентифицировать людей согласно правилам, которые регламентировал Шариат, а не для того, чтобы посеять вражду и смуту среди населения, ведь это запрещено в Исламе.
Да поможет нам всем Аллах.
Ибн аль-Хаджи аль-Гидатли
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Кто такой мусульманин? Чем мусульмане отличаются от других людей?
В одном из хадисов, когда сподвижник спросил у пророка о признаках Ислама, он ответил:
أَنْ تَقُولَ أَسْلَمْتُ وَجْهِي إِلَى اللَّهِ، وَتَخَلَّيْتُ، وَتُقِيمَ الصَّلَاةَ، وَتُؤْتِيَ الزَّكَاةَ
« Чтобы ты сказал: я подчинил свой лик (т.е. себя) Аллаху и оставил (Его ослушание). И (когда) ты выстаиваешь молитву и отдаешь закят » (Насаи 2436, хадис хасан).
Вот как в Кур’ане Господь приказывает Мухаммаду ﷺ засвидетельствовать о своём Исламе:
قُلْ إِنَّ صَلَاتِى وَنُسُكِى وَمَحْيَاىَ وَمَمَاتِى لِلَّهِ رَبِّ ٱلْعَٰلَمِينَ
لَا شَرِيكَ لَهُۥ ۖ وَبِذَٰلِكَ أُمِرْتُ وَأَنَاْ أَوَّلُ ٱلْمُسْلِمِينَ
Также Аллах говорит:
أَوَمَن كَانَ مَيْتًا فَأَحْيَيْنَٰهُ وَجَعَلْنَا لَهُۥ نُورًا يَمْشِى بِهِۦ فِى ٱلنَّاسِ كَمَن مَّثَلُهُۥ فِى ٱلظُّلُمَٰتِ لَيْسَ بِخَارِجٍ مِّنْهَا ۚ كَذَٰلِكَ زُيِّنَ لِلْكَٰفِرِينَ مَا كَانُواْ يَعْمَلُونَ
«Разве тот, кто был мёртв и кого Мы оживили и наделили светом, благодаря которому он ходит среди людей, подобен тому, кто [блуждает] в потёмках и не может выбраться? Так неверующим (кафирам) представляется прекрасным то, что они совершают» (6:162)
Посмотрите, как Господь приводит в сравнение иману (вере) — свет, а куфру (неверию) — темноту.
Как же велика разница между истинно верующим и немусульманином (кафиром)! У них разные убеждения, цели, намерения, деяния, нравы и знания. Давайте разберем каждое из этих отличий более подробно.
Убеждения мусульманина (акыда) строятся на Откровении от Аллаха — Кур’ане и достоверной Сунне. Мусульманин, с одной стороны, не сомневается ни в чём из того, что сообщили ему Аллах или Его посланник, а с другой — не берёт себе в религию чьи либо мнения, домыслы, философию или легенды.
Аллах говорит в Кур’ане:
فَلَا وَرَبِّكَ لَا يُؤْمِنُونَ حَتَّىٰ يُحَكِّمُوكَ فِيمَا شَجَرَ بَيْنَهُمْ ثُمَّ لَا يَجِدُواْ فِىٓ أَنفُسِهِمْ حَرَجًا مِّمَّا قَضَيْتَ وَيُسَلِّمُواْ تَسْلِيمًا
«Но нет, клянусь твоим Господом, не уверуют они, пока не выберут тебя судьёй в спорах, возникающих между ними, а потом не испытают в душе стеснения от твоего решения и подчинятся полностью» (4:65)
В этом аяте Господь Миров описывает критерии истинности веры: полное подчинение Откровению и довольство тем, с чём пришел посланник Аллаха ﷺ.
Настоящий мусульманин возвеличивает должным образом Основание от Аллаха — Кур’ан и достоверную Сунну, а потому не противопоставляет аятам и хадисам свои мнения, традиции и обычаи народа, желания души, слова любого из известных людей, мазхабы и прочее.
Именно об этом говорится в Книге Аллаха:
وَمَا كَانَ لِمُؤْمِنٍ وَلَا مُؤْمِنَةٍ إِذَا قَضَى ٱللَّهُ وَرَسُولُهُۥٓ أَمْرًا أَن يَكُونَ لَهُمُ ٱلْخِيَرَةُ مِنْ أَمْرِهِمْ ۗ وَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَٰلًا مُّبِينًا
«Для верующего мужчины и женщины нет выбора при принятии решения, если Аллах и Его Посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его Посланника, тот впал в явное заблуждение» (33:36)
Цель жизни мусульманина — достичь довольства Аллаха, чего он добивается совершением угодных Ему дел.
А цель жизни кафира ограничена лишь мирскими аспектами: получить образование, сделать карьеру, стать богатым и жить комфортно, удачно жениться, родить детей и помогать им.
Если у мусульманина будет такая же цель, то чем он отличается от кафира?!
У настоящего мусульманина убеждения, цели и дела такие, как были у сподвижников, да будет доволен всеми ими Аллах. А они считали целью своей жизни Ислам и всегда были готовы посвятить своё время, усилия, имущество и жизни делу распространения и укрепления религии Аллаха.
Как об этом сказал Аллах в Кур’ане:
وَأَطِيعُواْ ٱللَّهَ وَٱلرَّسُولَ لَعَلَّكُمْ تُرْحَمُونَ
وَسَارِعُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا ٱلسَّمَٰوَٰتُ وَٱلْأَرْضُ أُعِدَّتْ لِلْمُتَّقِينَ
«Повинуйтесь Аллаху и Посланнику, — быть может, вас помилуют. Спешите к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному богобоязненным» (3:132-133)
Конечным намерением мусульманина во всех делах является достижение довольства Аллаха.
وَإِن كُنتُنَّ تُرِدْنَ اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَالدَّارَ الْآخِرَةَ فَإِنَّ اللَّهَ أَعَدَّ لِلْمُحْسِنَاتِ مِنكُنَّ أَجْرًا عَظِيمًا
«Но если вы желаете Аллаха, Его Посланника и Последнюю жизнь, то Аллах приготовил творящим добро среди вас великую награду» (33:29)
Кафиры же стремятся лишь к мирским благам, власти, известности, признанию со стороны людей или к семейной жизни как к таковым, однако эта цель — обманчива:
ٱعْلَمُوٓاْ أَنَّمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِى ٱلْأَمْوَٰلِ وَٱلْأَوْلَٰدِ ۖ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ ٱلْكُفَّارَ نَبَاتُهُۥ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَىٰهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَٰمًا ۖ وَفِى ٱلۡأٓخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ ٱللَّهِ وَرِضْوَٰنٌ ۚ وَمَا ٱلْحَيَوٰةُ ٱلدُّنْيَآ إِلَّا مَتَٰعُ ٱلْغُرُورِ
سَابِقُوٓاْ إِلَىٰ مَغْفِرَةٍ مِّن رَّبِّكُمْ وَجَنَّةٍ عَرْضُهَا كَعَرْضِ ٱلسَّمَآءِ وَٱلْأَرْضِ أُعِدَّتْ لِلَّذِينَ ءَامَنُواْ بِٱللَّهِ وَرُسُلِهِۦ ۚ ذَٰلِكَ فَضْلُ ٱللَّهِ يُؤْتِيهِ مَن يَشَآءُ ۚ وَٱللَّهُ ذُو ٱلْفَضْلِ ٱلْعَظِيمِ
«Знайте, что ближняя жизнь всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, а также стремление обрести больше богатства и детей. Она подобна дождю, после которого растения восхищают земледельцев, но потом они увядают, и ты видишь, как они пожелтели, а потом они превращаются в труху. В последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство, а ближняя жизнь не что иное, как соблазнительные блага. Стремитесь же к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого сходна с шириной неба и земли, уготованного для тех, кто уверовал в Аллаха и Его посланников. Такова милость Аллаха, которую Он дарует тем, кому пожелает. Аллах обладает великой милостью» (57:20-21)
Деяния мусульманина находятся в рамках того, что угодно Аллаху: он выполняет Его приказы и обходит стороной Его запреты.
تَبَٰرَكَ ٱلَّذِى بِيَدِهِ ٱلْمُلْكُ وَهُوَ عَلَىٰ كُلِّ شَىْءٍ قَدِيرٌ
ٱلَّذِى خَلَقَ ٱلْمَوْتَ وَٱلْحَيَوٰةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا ۚ وَهُوَ ٱلْعَزِيزُ ٱلْغَفُورُ
تِلْكَ حُدُودُ ٱللَّهِ ۚ وَمَن يُطِعِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ يُدْخِلْهُ جَنَّٰتٍ تَجْرِى مِن تَحْتِهَا ٱلْأَنْهَٰرُ خَٰلِدِينَ فِيهَا ۚ وَذَٰلِكَ ٱلْفَوْزُ ٱلْعَظِيمُ
وَمَن يَعْصِ ٱللَّهَ وَرَسُولَهُۥ وَيَتَعَدَّ حُدُودَهُۥ يُدْخِلْهُ نَارًا خَٰلِدًا فِيهَا وَلَهُۥ عَذَابٌ مُّهِينٌ
«Таковы ограничения Аллаха. Тех, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введёт в райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великий успех. А того, кто ослушается Аллаха и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в огонь. Он останется там навеки, и ему уготованы унизительные мучения» (4:13-14)
Неверующие же в своих делах руководствуются лишь своими страстями, добиваясь желаемого любым путём.
О таких Аллах сказал:
أَرَءَيْتَ مَنِ ٱتَّخَذَ إِلَٰهَهُۥ هَوَىٰهُ أَفَأَنتَ تَكُونُ عَلَيْهِ وَكِيلًا
أَمْ تَحْسَبُ أَنَّ أَكْثَرَهُمْ يَسْمَعُونَ أَوْ يَعْقِلُونَ ۚ إِنْ هُمْ إِلَّا كَٱلْأَنْعَٰمِ ۖ بَلْ هُمْ أَضَلُّ سَبِيلًا
«Видел ли ты того, кто обожествил свою прихоть? Разве ты усмотришь за ним? Или ты полагаешь, что большинство из них способно слышать или разуметь? Они всего лишь подобие скота, но они ещё больше сбились с пути» (25:43-44)
وَإِنَّكَ لَعَلَىٰ خُلُقٍ عَظِيمٍ
«И нрав твой поистине превосходен» (68:4)
А затем и к остальным верующим:
لَّقَدْ كَانَ لَكُمْ فِى رَسُولِ ٱللَّهِ أُسْوَةٌ حَسَنَةٌ لِّمَن كَانَ يَرْجُواْ ٱللَّهَ وَٱلْيَوْمَ ٱلۡأٓخِرَ وَذَكَرَ ٱللَّهَ كَثِيرًا
«Воистину, в Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и на последний день и много поминает Аллаха» (33:21)
قُلْ هَٰذِهِۦ سَبِيلِىٓ أَدْعُوٓاْ إِلَى ٱللَّهِ ۚ عَلَىٰ بَصِيرَةٍ أَنَاْ وَمَنِ ٱتَّبَعَنِى
«Скажи: «Таков мой путь. Я призываю к Аллаху на основании твёрдого знания, а также мои последователи»» (12:108)
Этот же принцип подтверждается и словами посланника Аллаха:
طَلَبْ العِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ
« Приобретение (религиозного) знания является обязанностью каждого мусульманина! » (Ибн Маджах 224 и др. Шейх Албани назвал хадис достоверным в «Сахих ат-Таргъиб ва-т-тархиб» 72).
Именно поэтому соблюдающий мусульманин не может быть тем, кто не знает смысла Кур’ана и не изучал хадисов пророка. Это так, поскольку невозможно выполнять то, не зная что.
Ислам — это законченная, совершенная религия, а поэтому в ней нет места каким-либо добавкам или отсебятине.
Однако неверующие, не имея ясного руководства, сами придумывают себе религию и иные принципы, её заменяющие.
Про таких Аллах сказал:
وَمَنْ أَضَلُّ مِمَّنِ ٱتَّبَعَ هَوَىٰهُ بِغَيْرِ هُدًى مِّنَ ٱللَّهِ
«А кто может быть более заблудшим, чем тот, кто потакает своим прихотям без верного руководства от Аллаха?» (28:50)
وَإِنَّ كَثِيرًا لَّيُضِلُّونَ بِأَهْوَآئِهِم بِغَيْرِ عِلْمٍ
«Поистине, многие вводят других в заблуждение своими прихотями без всякого знания» (6:119)
Что значит быть мусульманином?
Один из актуальных в мусульманской умме вопросов звучит примерно так: «Что значит быть мусульманином?» Сегодня нет единого ответа на него, так как каждый имеет свой собственный, субъективный взгляд, опираясь на который и задаются рамки данного понятия.
В целом, можно выделить три наиболее часто встречающихся мнения о том, кого мы можем считать мусульманами:
1) Мусульманин – это представитель мусульманского народа.
2) Мусульманин – это человек, который верит в Аллаха.
3) Мусульманин – это человек, который соблюдает все предписания исламской религии.
Разберём подробно каждый из этих подходов.
1. «Представитель мусульманского народа»
Если мы заглянем в какое-либо издание, занимающееся проблемами демографии, то там мы можем получить информацию о том, что более 1,5 миллиарда человек на планете являются мусульманами. Очевидно, что эксперты не общались с каждым из этих людей лично на предмет их вероисповедания, а просто подсчитали примерное число жителей мусульманского мира, в результате чего и была получена такая цифра. В этой связи возникает вопрос, можем ли мы всех представителей мусульманских этносов считать муслимами, так как при данных подсчетах имеется вероятность погрешности. Кроме того, некоторые из числа жителей мусульманских стран могут быть атеистами или исповедовать какую-либо иную религию. Однако следует признать, что, скорее всего, эти 1,5 миллиарда являются мусульманами. С абсолютной точностью в данном случае мы утверждать не можем, однако можем предположить, что в случае, если тот или иной человек родился и вырос в среде обитания мусульман, то вероятнее всего он сам станет мусульманином.
2. «Человек, который верит в Аллаха»
В контексте данного тезиса возникает вопрос: «Является ли мусульманином тот, кто верит в Бога, но не соблюдает предписания религии?» В данном случае все зависит от того, по какой причине человек не соблюдает те или иные установления. По мнению большинства исламских богословов, человека, который верит в Аллаха и не соблюдает предписания религии, можно считать мусульманином лишь в том случае, если он не отрицает необходимость совершения данных предписаний, но не выполняет их по причине лени. Другими словами, если человек верит в существование Всевышнего, но при этом не совершает намаз, к примеру, ссылаясь на нехватку времени, и в то же время считает его необходимым, то он является хоть и грешником, но мусульманином. В случае же, если человек убежден, что совершать намаз не нужно, поскольку его обязательность является, якобы, ложью, то он не может считаться мусульманином.
Подтверждением данной позиции служит хадис Посланника Аллаха (с.г.в.), где сказано: «Создатель введет людей Сада в Сад, введет кого желает по Его милости, и введет в Огонь людей Огня, а после скажет: «Посмотрите, у кого в сердце найдете веры на вес горчичного семени, того выводите!» И они выйдут оттуда раскаленными, обугленными и будут брошены в Реку Жизни, – или реку Хаййа, – и прорастут, как прорастает семя по берегу селя. Вы же видели, каким оно вырастает – желтым, завивающимся» (Муслим).
Исходя из этого следует: любой человек, в сердце которого сохранялась пусть незначительная вера, рано или поздно окажется среди обитателей Рая. Отсюда можно сделать вывод, что если человек верит в Аллаха, то этого достаточно для того, чтобы он мог считаться мусульманином.
3. «Соблюдает все предписания религии»
Ряд исламских богословов уверены, что мусульманами можно называть только тех, кто неукоснительно соблюдает религиозные предписания. Основу этой логики составляет следующий постулат: «Мусульманином является тот, кто исповедует ислам». А ислам, как сказано в одном из хадисов, зиждется на пяти столпах: вера, намаз, закят, ураза и хадж. С точки зрения данной позиции можно утверждать, что мусульманином является тот, кто соблюдает данные пять столпов. Соответственно, кто их не соблюдает – тот является неверующим.
В подтверждение данной позиции можно упомянуть хадис, в котором говорится: «Между человеком и неверием – оставление намаза» (Муслим). Исходя из него, ряд мусульманских ученых заявили о том, что если человек не совершает намаз, вне зависимости от того, отрицает он его необходимость или не выполняет молитву по причине лени, то он является неверующим. Аналогичным образом дела обстоят и с другими столпами ислама, совершение которых является прямой обязанностью мусульман.
Таким образом, в ближайшем будущем вряд ли мы получим чёткий ответ на вопрос о том, кто такой мусульманин. Поэтому каждый должен оценить все имеющиеся по данному вопросу позиции и решить для себя, что значит «быть мусульманином».
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Мусульманин это единобожник, или произносивший калима «Ла илаахи, ил Аллах»( Аллах— Создатель на вселенском языке) в переводе «Бог един, нет Бога кроме Бога». А человек произносив калима тайибба(святая калима) «Ла илааха ил Аллах, Мухаммад расул Аллах» принимает исламскую религию. Поэтому Мусульманство это Вера в Единого Бога, а Ислам— религия, которая основанная на единобожья, и подтвердившее пророка Мухаммада Аллаху. Поэтому все единобожники являются мусульманами, а принявшие исламскую религию само собой являются и единобожниками, и люди в исламской религии. Кроме того столпы мусульманства—7. 1.Вера в единого Бога, 2. Вера в ангелов, 3 Вера в пророков, 4. Вера в их книг, 5 Вера в предопределения, 6 Вера в Судный день, 7. Вера в реинкарнацию А столпы ислама—5. 1. Вера в Единого бога и пророчества Мухаммада, 2. Намаз, 3.Зякат. 4. Ураза, 5. Хадж по возможности. Дорогие мусульмане! Люди в исламской религии автоматически становятся мусульманами, когда принимают исламскую религию! Поэтому прошу глубоко изучать и различать материалы в Коране, поскольку Коран является самой сложной книгой на сегодняшний день по исследовании американских учёных в 2001году.
Я из Казахстана, в этом посте и написано что не обязательно можешь быть мусульианином если родился среди них. 2-все люди рождаются мусульманами потом их вера может изменяться. 3 Ислам не религия арабов просто зарожден на арабском полуострове. 4 потомучто И Коран и Библия посланы Аллахом а Иисус мир ему является его посланником
марат, согласна с тобой!
марат, никто не рождается представителем той или иной религии. То, что ваши родители мусульмане или христиане, вовсе не означает, что и ты должен. У человека есть право выбора, а вот уже вынуждать исповедовать какую-то религию это уже грех.