как понять что человек немой
Глухонемота ( Сурдомутизм )
Глухонемота, или сурдомутизм – это врожденное или приобретенное в долингвальном периоде отсутствие слуха, которое препятствует развитию речи. Основные клинические проявления – глухота, немота, искажение голоса, вестибулярные и поведенческие нарушения, чрезмерно развитая мимика. Постановка диагноза основывается на данных исследования звукового восприятия, ABR-тесте, методах нейровизуализации и ДНК-диагностике. Специфическое лечение отсутствует. Реабилитационные мероприятия включают в себя слухопротезирование, изучение языка жестов и артикуляции.
МКБ-10
Общие сведения
Существует две основные формы глухонемоты – врожденная и приобретенная. Второй вариант встречается более чем у 70% от общего количества больных. Свыше 50% случаев врожденной формы заболевания спровоцировано генетическими мутациями. Согласно статистическим данным мировой отоларингологии, распространенность глухонемоты выше на территориях с высокой частотой близкородственных браков. Порядка 35% случаев приобретенной потери слуха происходит на первом году жизни ребенка, 25% – на втором. Мальчики и девочки болеют с одинаковой частотой. Всего на территории Российской Федерации проживает порядка 200 тысяч глухонемых.
Причины глухонемоты
Первопричиной всегда является врожденная или приобретенная в раннем возрасте потеря слуха. Немота возникает вторично в результате неспособности изучать и воспроизводить слова. Врожденная глухонемота может быть спровоцирована следующими факторами:
В случаях приобретенной глухонемоты слух у ребенка на момент рождения присутствует, но через короткий промежуток времени резко ухудшается или полностью исчезает. Причиной может быть:
Патогенез
Ведущее нарушение при глухонемоте – стойкое ухудшение слуха или его полное отсутствие. Причинами глухоты могут быть структурные аномалии, инфекционные и воспалительные заболевания внутреннего уха или непосредственно звуковоспринимающего аппарата (кортиевого органа), слухового нерва и задних отделов верхней височной извилины – области Вернике. Речевые центры (лобная извилина – зона Брока) и органы артикуляционного аппарата не поражены. При врожденной глухоте ребенок с рождения не воспринимает окружающие звуки, в том числе человеческую речь, что делает невозможным ее изучение – формируется вторичная немота. При потере слуха в возрасте старше 1 года дети уже имеют некоторый словарный запас, но при отсутствии специальных мероприятий по развитию речи приобретенные навыки быстро теряются.
Симптомы глухонемоты
При отсутствии прицельной диагностики слуха у новорожденного заболевание долгое время может оставаться незамеченным. На первых месяцах жизни у детей проявляется рефлекторный плач и крик за счет нормально функционирующих ЦНС и органов речевого аппарата. В норме в возрасте 6-7 месяцев ребенок начинает имитировать речь окружающих и выговаривать первые слоги («ма-ма», «па-па»), а в 1 год его словарный запас составляет порядка полноценных 10 слов. При глухонемоте подобная речевая активность полностью отсутствует, компенсаторно сильно развивается мимика. В некоторых случаях ребенок издает отдельные звуки в попытке имитировать движение губ родителей.
При приобретенной глухонемоте, возникшей у детей старше 2 лет, ребенок резко прекращает воспринимать внешние звуки – не откликается на свое имя, не реагирует на музыку и т. д. В 3-4 года дети могут предъявлять жалобы на шум в ушах или резкую потерю слуха. Одновременно искажается уже сформированная речь – она становится чрезмерно громкой или тихой, скандированной, монотонной. У некоторых детей формируется нетипичный для пола и возраста низкий или высокий тембр голоса. Выраженность вестибулярных расстройств напрямую зависит от этиопатогенетического варианта глухонемоты. Зачастую они ограничиваются плохим чувством равновесия, особенно в условиях темноты или с закрытыми глазами. В возрасте после 3 лет возникают психические нарушения – замкнутость, отчуждение, вспыльчивость и раздражительность. В редких случаях наблюдаются противоположные изменения поведения – чрезмерная веселость, коммуникабельность и подвижность.
Осложнения
Отсутствие речевой активности при глухонемоте сопровождается неправильным функционированием голосового аппарата. В дальнейшем это приводит морфологическим изменениям гортани – неполному смыканию голосовой щели, преждевременному окостенению хрящей и т. д. Это делает невозможным формирование естественного звучания речи даже на фоне ее поддержания и дальнейшего развития. Отсутствие полноценных реабилитационных мер и обучения в специализированных учреждениях делает практически невозможной полноценную адаптацию пациента в социуме.
Диагностика
Диагностика при глухонемоте заключается в исследовании звукопроводящего и звуковоспринимающего аппаратов, изучении структуры височных и лобных отделов коры головного мозга и установлении этиологического фактора. Сложность обследования детей до 2 лет состоит в том, что распространенные тесты с использованием камертона и аудиометра непонятны для ребенка и не дают возможности получить четкие результаты. Таким образом, диагностическая программа включает:
Лечение глухонемоты
В большинстве случаев восстановить нормальный уровень слуха при условии уже сформировавшегося сурдомутизма невозможно. На ранних этапах прогрессирующего ухудшения звуковосприятия проводится медикаментозное или хирургическое лечение с учетом этиологических факторов. Дети с врожденной глухотой направляются в специализированные воспитательные и учебные заведения. При глухонемоте, сформировавшейся в возрасте 3-5 лет, осуществляется дальнейшее развитие речи при помощи занятий с сурдопедагогом. К реабилитационным мероприятиям относится применение слуховых аппаратов и кохлеарных имплантатов. Эти приборы эффективны при глухоте, возникшей в результате поражения органов звукопроводящей системы или внутреннего уха.
Прогноз и профилактика
Прогноз при глухонемоте неблагоприятный. В подавляющем большинстве случаев потеря слуха – это проявление финальной стадии заболевания, на которой изменения уже необратимы. В дальнейшем дети проходят специальное обучение, направленное на развитие частично сформированной речи или изучение артикуляции и языка жестов. К профилактическим мероприятиям относится медико-генетическое консультирование семейных пар, планирование беременности, антенатальная охрана плода, ранняя диагностика и лечение заболеваний, которые потенциально могут привести к глухоте.
Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение
По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно и не нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:
Как разговорить ребенка?
Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:
В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.
Лечение или устранение немоты зависит от того, что вызвало отсутствие речи. При отсутствии речи настоятельно рекомендуется провести оценку речи для определения причины и лечения. Лечение отсутствия речи возможно во многих случаях. Если отсутствие речи определяется как постоянное состояние, для помощи в общении доступен ряд вспомогательных и дополнительных устройств связи.
СОДЕРЖАНИЕ
Органические причины
Психологические причины
Избирательный мутизм может возникать в сочетании с расстройством аутистического спектра или другими диагнозами. Дифференциальный диагноз между избирательным мутизмом и задержкой речевого развития, связанной с аутизмом или другими расстройствами, необходим для определения соответствующего лечения.
Взрослые, у которых раньше была речь, а затем перестали говорить, могут не говорить по психологическим или эмоциональным причинам, хотя для взрослых это редко. Отсутствие или недостаток речи у взрослых также может быть связано с конкретными психическими расстройствами.
Онтогенетические и неврологические причины
Задержка речевого развития может быть связана с другими задержками в развитии. Например, у детей с синдромом Дауна часто возникают языковые и речевые нарушения.
При задержке речи или коммуникативных расстройствах у детей настоятельно рекомендуется раннее обследование. Задержка языкового развития может повлиять на экспрессивную речь, восприимчивую речь или и то, и другое. Расстройства общения могут влиять на артикуляцию, беглость речи ( заикание ) и другие уточненные и неуточненные коммуникативные расстройства. Лечение сосредоточено на диагностированном состоянии. Например, речевые и языковые службы могут быть сосредоточены на воспроизведении речевых звуков для детей с фонологическими проблемами. В целом настоятельно рекомендуется раннее вмешательство для маленьких детей с задержкой речевого или иного развития.
Управление
Дополнительные и альтернативные коммуникационные технологии варьируются от разработанного программного обеспечения для планшетов, обеспечивающего сложную коммуникацию со слуховым компонентом, до менее технологически сложных стратегий. Например, общий метод включает использование изображений, которые можно прикрепить к полоскам на липучке, чтобы создать доступный способ общения, который не требует когнитивных или мелкой моторики, необходимых для работы с планшетом.
Устройства для генерации речи могут помочь людям с дефектами речи, связанными с заболеваниями, влияющими на речь, коммуникативными расстройствами, которые ухудшают речь, или операциями, которые повлияли на речь. Устройства, генерирующие речь, становятся все более простыми в использовании.
Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей
Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Виды
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
ФЕНОМЕН НЕМОЙ ОДЫШКИ. ПУЛЬМОНОЛОГ СЕРГЕЙ АВДЕЕВ О ПОРАЖЕНИИ ЛЕГКИХ ПРИ COVID-19
Covid-19 становится все более коварным и опасным. Так, новый дельта-вариант коронавируса признан доминирующим во всем мире, а болезнь протекает намного тяжелее. При этом часто в первые дни заболевания люди чувствуют себя вполне хорошо. Разве что небольшая температура, едва заметный кашель и насморк. Но в это же время развивается гипоксемия. И пациент попадает в больницу с серьезным поражением легких.
− Сергей Николаевич, в ноябре 2021 года уровень заболеваемости и смертности от Covid-19 в России вновь подскочил вверх. Как вы считаете, с чем это связано?
− Здесь играют роль сразу несколько факторов. Во-первых, появился новый штамм – более агрессивный, более вирулентный штамм дельта. Во-вторых, в России всё еще наблюдается низкий уровень вакцинации нашего населения.
К сожалению, наша страна находится на одном из последних мест по мировому уровню вакцинации. Это факт. Россия не входит даже в первую сотню.
Выход только один – вакцинироваться. Это должен сделать каждый человек. Без этого справиться с Covid-19 не получится.
− Голос врачей звучал не раз. Но доверия у многих граждан к вакцинам все же нет.
− К сожалению, голос врачей теряется из-за голосов так называемых «антиваксеров». Удивляет и то, что в России беспрецедентно высокий уровень активности кампаний, направленных против вакцинации. И в данном рейтинге наша страна также занимает первые строчки. Подобной ситуации нет нигде в мире. Настоящее мракобесие. Иначе не скажешь. При этом логичных объяснений подобрать невозможно.
− С появлением нового штамма возникли новые отличительные особенности протекания болезни, которых ранее не наблюдалось?
− Да, конечно. Сегодня эта информация звучит отовсюду. Болезнь протекает в рамках более быстрого и опасного сценария. Помимо этого, сократился инкубационный период, а тяжелые формы заболевания стали чаще встречаться среди молодых и людей без сопутствующих заболеваний. В красных зонах всё чаще появляются дети. Поэтому, конечно, если сравнить с тем, что было год назад, то разница есть, и она серьезная.
− Как Covid-19 влияет на легкие человека?
− При протекании болезни мы наблюдаем серьезное поражение легких, которое определяется рядом анатомических терминов. Наблюдается повреждение, воспаление и образование тромбов. К сожалению, именно легкие – это наиболее уязвимая и тяжело поражаемая система при Covid-19.
Легкие − это «ворота» для инфекции. Коронавирусная инфекция представляет собой острое респираторное заболевание, которое передается воздушно-капельным путем. Соответственно, инфекция попадает в организм через дыхательные пути и эпителий, через клетки, называемые альвеолоциты.
− Почему при протекании болезни наша иммунная система обращается против нас?
− Мы до конца не понимаем, почему так происходит. Но и нашу иммунную систему нельзя считать идеальной. В какой-то момент иммунитет начинает настолько активно бороться с инфекцией, что поражает собственные ткани и органы.
− Известно, почему легкие никак не сигнализируют нам об опасности, а поражение выявляется либо на поздних стадиях уже с одышкой, или на рентгене?
− Это не совсем верно. Как правило, организм сигнализирует об этом в виде кашля. Но если говорить об одышке, то действительно при Covid-19 наблюдаются некоторые парадоксы, в том числе так называемый феномен немой гипоксемии. В данном случае у пациента может быть гипоксия или кислородное голодание, но самой одышки нет. К сожалению, симптомы не всегда развиваются параллельно.
Помимо этого, у некоторых пациентов развивается бессимптомная пневмония, при которой серьезное поражение легких выявляется при имидж-диагностике, но сам человек ничего не чувствует.
Надо помнить, что у каждого человека может быть индивидуальный ответ на заболевание. Скажем, у одного пациента легкие поражены на 5%, и он сразу ощущает недомогание. А другой не почувствует ничего, вплоть до серьезного поражения до 50%, которое уже как правило сигнализирует об изменениях, порой катастрофических. Почему так происходит? Точного ответа пока нет.
− Прежде всего важна диагностика. И здесь не обходится без простого пульсоксиметра. Пожалуй, не осталось людей, которые не знают, что это за прибор. Этот небольшой портативный инструмент чрезвычайно полезен. Он дает нам важную информацию о нескольких параметрах, но самый значимый из них – сатурация, то есть показатель насыщения крови кислородом. Этот биомаркер отражает развитие гипоксемии или дыхательной недостаточности. Но, конечно, мы не ограничиваемся единичным методом. Врачи используют целый спектр лабораторных, инструментальных методов, имидж-диагностику. Только так можно сложить «мозаику» из разных элементов, чтобы лучше понять, что происходит с пациентом.
− Какие подходы для восстановления пораженных легких существуют сегодня?
− Первое, с чего мы начинаем – это антивирусная терапия. При этом не всегда ее можно использовать для того или иного пациента. Так, если человек поступает после 5-6 дней от начала заражения, то антивирусную терапию применять нет смысла. Далее врачи борются с синдромами, вызванными заболеванием. Здесь используется противовоспалительная терапия, терапия, направленная на устранение коагуляционных нарушений и, наконец, терапия, направленная на коррекцию гипоксемии или дыхательной недостаточности. Конечно, у каждого пациента могут быть свои, уникальные особенности протекания болезни, поэтому терапия в каждом конкретном случае будет отличаться.
− Появились ли новые методы диагностики и подходы к терапии?
− Если говорить о диагностике, то та же пульсоксиметрия сегодня внедрена во все уровни современной медицины. Если раньше пульсоксиметр с собой носил только пульмонолог, то сегодня – каждый врач любой специальности. Даже люди самостоятельно приобретают этот прибор и пользуются в домашних условиях. Но есть те методы, которым толчок для развития дала именно ситуация с пандемией. Например, УЗИ легких. Эта методика была известна и раньше, использовалась активно, но именно сейчас она применяется крайне широко. И я надеюсь, что и после того, как Covid-19 будет побежден, данный метод останется в нашей практике. Однако есть и определенные разочарования. Как вы помните, первый список антивирусных препаратов был очень обширным. Мы использовали препараты, которые применяются в ревматологии, при лечении ВИЧ-инфекции и неврологических заболеваний. Но сегодня список противовирусных препаратов очень мал. При этом совсем скоро появятся новые препараты, которые войдут в список лекарств для лечения Covid-19, в том числе на основе моноклональных антител. Ситуация быстро меняется. Прошло уже два года, но мы не оставляем поиски и постоянно ищем новые препараты и более эффективные способы лечения.
− Как помочь пациентам восстановиться после заболевания?
− Единого сценария не существует. Всё сильно зависит от того, с какими проблемами сталкивается человек после заболевания. Известный постковидный синдром включает в себя целый ряд сопутствующих проблем. Этакий «клубок», сопровождающий человека, который, на первый взгляд, справился с болезнью. Например, распространены утомляемость, одышка, депрессия, бессонница, кашель и прочее.
Если говорить о серьезном поражении легких, то мы действуем примерно так же как при терапии легочного фиброза. Как правило, поражение сопровождается появлением рубцов, избавиться от которых практически невозможно. Из-за этих изменений появляется одышка, кашель, человеку недостаточно дыхания для физической работы.
Напротив, у некоторых пациентов могут возникать полостные образования в легких. По сути, области, где отсутствует легочная ткань. Подобные нарушения очень опасны и могут вызывать пневмоторакс, то есть скопление воздуха или газов в плевральной полости, кровотечения и инфекции.
− Какие вопросы остро стояли до Covid-19?
− На самом деле задач хватало и хватает по сей день. Астма, хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ), пневмония. Та же пневмония схожа с коронавирусной инфекцией. В обоих случаях наблюдается поражение легких, нарушения, приводящие к дыхательной недостаточности. При этом методы лечения абсолютно разные. Простая пневмония лечится с помощью антибиотиков, которые неэффективны при Covid-19.
− Если говорить об образовательной компоненте, насколько проявляется кадровый дефицит?
− Кадровый дефицит действительно есть. Пульмонологов в нашей стране не так много относительно других врачебных специальностей. Это объяснимо, ведь большинство пульмонологов сегодня работают в красной зоне. А это значит, что специалистов недостаточно для лечения других заболеваний – той же астмы, легочного фиброза и других.
− Сотрудничаете ли вы с коллегами из других стран?
− Да. Буквально с самого начала пандемии мы обмениваемся опытом с зарубежными коллегами. Без этого невозможно решать стоящие перед нами задачи. Когда мы только столкнулись с новой коронавирусной инфекцией, у нас не было опыта. Но мы учились у китайских коллег, затем у европейских. Обмен продолжается и сегодня. Мы встречаемся на конференциях и международных форумах, где обсуждаем главные вопросы и методы решения.
− Какова сейчас ситуация в красных зонах?
− Мы начали с того, что сегодня наблюдается очередной всплеск заболеваемости. А это значит, что нагрузка на врачей вновь увеличилась. При этом речь идет не только о тех, кто непосредственно работает в красных зонах. Но и врачах в поликлиниках, специалистах, работающих на станциях скорой помощи, медсестрах и санитарах. На всех, кто работает в системе здравоохранения.
− Единственный выход – вакцинация?
− Да. Нельзя просто надеяться на то, что все переболеют, и пандемия закончится. Ведь такой путь связан с многочисленными потерями, в том числе медицинского персонала.