как понять что человек втирается в доверие
Кому доверять в нашем сложном мире: полезный гид для тех, кто хочет разбираться в людях
Иногда обмануться можно очень легко.
Здесь и далее фото pexels.com
Не так давно на портале reddit один из пользователей под ником Labrise создал тред, в котором спросил: «По каким признакам вы понимаете, кому доверять можно, а кому — нет?». В итоге его пост стал вирусным и собрал множество ответов, многие из которых стали по-настоящими полезными для выявления ненадежных людей.
Стоит отметить, что тема доверия в современном обществе является действительно актуальной, ведь социальные связи между людьми очень нестабильны. Тем не менее каждый из нас хочет окружить себя верными людьми, которые в любую минуту готовы прийти на помощь и сохранить в тайне самый шокирующий секрет.
Именно поэтому мы составили небольшой гайд, в котором привели самые яркие советы пользователей сети, а также поделились собственными рекомендациями, проверенными многолетним опытом.
Как понять, что человеку нельзя доверять: лайфхаки пользователей
Чтобы понять, стоит ли доверять человеку, мы собрали самые топовые комментарии с того самого треда. Каждый из них можно спокойно распечатывать на альбомном листе и вешать на стену.
«Если он постоянно напоминает тебе, насколько сильно ты можешь ему доверять, тебе, скорее всего, не стоит доверять ему», — заявил один из юзеров портала.
Эта рекомендация звучит довольно логично и в принципе находится на поверхности, но далеко не каждый способен до нее додуматься.
«Если люди говорят, что тебе не стоит доверять им, тебе действительно не стоит им доверять», — подчеркнул другой.
Это тоже очень справедливое замечание, которое одновременно является отсылкой к одному из начальных эпизодов «Игры престолов» с участием Эддарда Старка и Мизинца.
Если человек говорит, что ему нельзя доверять, скорее всего, он просто освобождает себя от возможной рефлексии после подрыва твоего доверия. Предупредив тебя, его совесть станет чиста, и ничто не помешает ему тебя обмануть.
Один из комментаторов заявил, что человеку нельзя доверять, если он слишком часто говорит: «Это останется между нами». Впоследствии с ним согласились многие пользователи и рассказали свои истории, в ходе которых фигурировала эта фраза.
«Оу, да. Я работал с девушкой, которая постоянно так говорила. Она рассказывала мне свои секреты, и я ни с кем ими не делился, потому что я не говнюк и думал, что мы друзья. Но потом сплетники из нашего офиса начали пересказывать эти секреты. Я не знаю, в чем заключался ее план, но она расстроилась из-за того, что я якобы рассказывал им ее секреты. Но я никому ничего не говорил. Я думаю, что она просто хотела казаться интересной и забыла, кому еще рассказывали свои «тайны», — поделился своей историей парень под ником Fueled by Chelsea.
Многие пользователи также сходились во мнении, что ни в коем случае нельзя доверять людям, которые постоянно говорят гадости про других. Ведь таким же образом они могут начать комментировать тебя в компании своих знакомых.
Интересным наблюдением поделился пользователь под ником Vobupew. Он заявил, что нельзя доверять тем людям, которые в каждой своей истории предстают в роли жертвы, либо героя. Таким образом, они всегда мечутся от крайности к крайности, потеряв способность рационально оценивать свое поведение и происходящие события.
По мнению некоторых пользователей платформы, лучше не доверять людям, у которых постоянно есть ответы на все вопросы.
«Они никогда не говорят «Я не знаю», либо у них всегда есть ответ на любой вопрос. Скорее всего, многое из того, что они говорят — ложь или выдумки», — сказал пользователь под ником Chocolate Jellyfish.
Если надежный человек чего-то не знает, он признается в этом и не будет стараться ответить любой ценой на поставленный ему вопрос, лишь бы не потерять авторитет всезнайки.
«Это точно! У меня есть похожие друзья, и общение с ними так выматывает. Кто бы ни читал это: четко давайте понять, что вы знаете точно, а в чем не уверены. Это придает больше веса вашим словам. Я не доверяю ни одному факту из уст того, кто всегда во всем уверен», — добавил другой юзер.
Если ты умеешь выявлять ложь, пользователи reddit также призывают тебя не доверять тем, кто постоянно врет.
«Они врут о любой мелочи, об абсолютно бессмысленных вещах. Им просто становится комфортно жить во лжи», — написал парень с ником Yo Dawg.
Однако нашелся пользователь, который не совсем согласился с позицией комментаторов. По его мнению, иногда можно соврать, потому что так намного проще.
«Я понимаю, о чем ты, но здесь есть нюансы. Иногда я вру о мелочах, чтобы поддержать свой имидж. Иногда проще соврать о том, чем я занимался на выходных, а не объяснять, что я был на гонках резиновых уточек, потому что у меня такой фетиш», — заявил он.
Каким людям можно доверять: 5 ключевых качеств
Ориентируясь на вышестоящие комментарии, уже сейчас можно составить довольно полноценную картину человека, которому нельзя доверять. Однако нам также надо понимать, какими качествами обладает человек, который заслуживает доверия. Запоминай их и присмотрись к своему окружению.
1 Он постоянен в своих словах и действиях
Если человек часто нарушает договоренности и регулярно отказывается от своих слов, это признак того, что ему нельзя полностью доверять. Тот, кто уважает других, будет стараться минимизировать подобные провалы и держать свое слово.
2 Он уважает твое мнение и твои границы
Соблюдение чужих границ и понимание позиций — это еще один признак надежного человека, который способен не только действовать в соответствии со своими целями, но и идти на компромиссы с другими.
3 Он готов тебе довериться и рассказать личные секреты
Сейчас невольно вспоминается девушка из истории того парня, который надежно хранил ее секреты. От таких случаев действительно никто не застрахован, но если ты видишь, что человек искренне тебе доверяется, это верный признак того, что ты можешь довериться ему.
4 Он не любит сплетни
Тот, кто не любит сплетни, вероятнее всего, не будет сплетничать. Такой позицией обладают далеко не все люди, потому что сплетни бывают очень интересными, и их хочется узнать. Но, поверь, находятся и те, кто не хочет копаться в чужом белье, потому что считают это дело недостойным.
5 Он всегда готов прийти на помощь
Самоотверженный человек, готовый прийти на помощь, обязательно будет надежным другом и партнером. Это одно из самых ключевых качеств людей, которым можно доверять.
Как войти в доверие.
Психологические приемы вызова доверия
Продолжение. Начало см. Кому больше доверяют. Психология доверия. Войти в доверие — это значит склонить на свою сторону, расположить к себе. Существуют специальные психологические приемы, чтобы вызывать доверие у людей.
Войти в доверие — склонить на свою сторону, расположить, войти в милость (С. И. Ожегов). Когда этого же пытаются добиться хитростью или лестью, говорят о том, что человек хочет втереться (вкрасться) в доверие.
У каждого человека существуют свой индивидуальный стиль поведения, мимика лица, жесты, поза тела, интонация в голосе, основной набор словесных выражений и конечно же репрезентативная система. Каждый человек имеет определенную систему мировоззрения, восприятия внешней реальности и поведения. Зная эти особенности собеседника, можно войти к нему в доверие во время общения с ним с помощью техники скрытой манипуляции собеседником (нейролингвистическое программирование — НЛП), используя метод «подстройки». Дело в том, что люди сходятся с другими, руководствуясь принципом «общего». Это может быть взаимный интерес или схожее мировоззрение, один знак зодиака или профессия, похожая мимика или способ выражать свои эмоции и т. д. Люди любят себе подобных и отвергают «чужих». Нам неинтересен тот собеседник, в котором с нами нет ничего общего.
«Подстройка» направлена на достижение подсознательного доверия у собеседника (раппорта). Технология построения подсознательного доверия содержит следующие основные компоненты:
Подстройка к позе
Первое, что следует сделать для построения раппорта, — скопировать позу своего собеседника. Но делать это нужно естественно и легко, чтобы у собеседника не возникло впечатление, что положения его тела сознательно копируют. Во время беседы партнер может несколько раз сменить положение тела. Поэтому, копируя все изменения, которые происходят в положении его тела, нужно следовать за ними с небольшим отставанием.
Чтобы подстройка была менее заметна, подстраиваться можно постепенно, к примеру сначала сделать такой же наклон корпуса и головы, после чего подстраиваться уже по остальным позициям.
Подстройка по жестам
Жесты — это всегда сигнал каких-либо психологических изменений в собеседнике. Четко производя подстройку по системе жестикуляции собеседника, можно добиться более глубокого уровня доверия со стороны его бессознательного.
Чтобы войти в доверие к собеседнику, акцентироваться на точном копировании жестов не нужно, достаточно воспроизвести их общее направление. Например, если собеседник поднес руку ко лбу, можно снять мнимую соринку со своего пиджака. Если собеседник снял и протирает очки, можно произвести манипуляции с ручкой, которая лежит перед вами.
Подстройка к дыханию
Это достаточной трудный для освоения прием, требующий длительной тренировки. Подстройка к дыханию означает, что мы начинаем дышать с той же глубиной и интенсивностью, как и собеседник. При этом лучше начинать следить за чем-то одним, либо за вдохом, либо за выдохом человека. Важной особенностью указанной методики является возможность применять перекрестную подстройку, т. е. вдох-выдох человека отражать не своим дыханием, а движением частей тела, например постукиванием пальца по столу. Кроме того, в случаях, когда физиологически сложно подстроиться к частоте дыхания собеседника (который дышит слишком быстро или, наоборот, слишком медленно), можно использовать так называемый метод кратных циклов. Данный метод заключается в том, что нужно дышать не синхронно с каждым вдохом и выдохом человека, а пропуская некоторые циклы, к примеру делать выдох на каждый второй выдох собеседника.
Наибольшая сложность подстройки под дыхание состоит в распознавании того, как именно дышит собеседник. Дыхание человека можно услышать, можно заметить зимой пар от дыхания, летом — движения ноздрей. Можно увидеть, как двигается грудь у женщины или живот у мужчины. Можно приобнять или положить руку на плечо и войти таким образом в ритм.
Необходимо отметить и такой аспект, как важность выдоха. Поскольку мы говорим в основном на выдохе, наша внутренняя речь также синхронизирована с выдохом. Поэтому, когда вы подстроитесь к дыханию собеседника и будете говорить на его выдохе, ваша речь автоматически подстроится к внутреннему ритму собеседника и увеличит эффект психологического воздействия.
Подстройка под речь
Подстройка под речь включает подстройку под тембр голоса, скорость речи, другие характерные особенности речи собеседника, например употребление им слов-паразитов, словесных предикатов.
Театральный прием
Рассмотрим сокрушительный прием, при помощи которого вы мгновенно сможете войти в доверие к человеку. Это замечательный театральный прием — эхо. Он заключается в повторении слов и оборотов, которые использует собеседник в своей речи. Эти слова и характерные обороты могут зависеть от разных факторов — от профессии, места жительства, рода занятий и от многого другого.
В чем особенность применения данного способа? Представьте себе, что вы разговариваете с владельцем моторной лодки. Если вы назовете предмет его гордости «лодка», то ваши шансы получить эту лодку в прокат резко сводятся к практическому нулю. Почему? Да все потому, что владелец обязательно назовет ее «судно»! И для того, чтобы эффективно войти в контакт, вам надо говорить на его языке, потому что в противном случае между вами и собеседником возникнет подсознательный барьер, который будет мешать дальнейшему развитию беседы.
Как вызвать доверие и раскрепостить в общении собеседника? Разговаривайте на его языке. Кроме того, замечайте, когда с вами говорят на вашем языке, потому что это профессионал, который знаком с этим приемом и хочет войти к вам в доверие и построить хорошее конструктивное общение и диалог.
Если человек называет свой дом «шале», то он не потерпит, если вы назовете его «домик», так что будьте внимательны. На самом деле многие воспитатели в детском саду с трудом терпят, когда их называют «воспитательницами», потому что они «педагоги по дошкольному образованию»!
Разговаривая, подмечайте жаргонные словечки, которыми человек характеризует элементы своей жизни, и затем как бы невзначай вставляйте их в разговор.
По материалам Интернета (Средство языка, которое настроит вас на одну волну с собеседником. 2012. 17 января)
Психологическая подстройка
Реализуется такая подстройка с помощью создания коммуникационного пространства, в котором вы будете чувствовать себя с вашим собеседником частью одного целого. При этом, когда речь идет о методах психологической подстройки, вы должны помнить, что входите на территорию максимальной значимости для другого человека и любое неверное слово или поступок сразу же станут для вас препятствием в дальнейшем взаимодействии с этим человеком.
Подстройка под эмоции
Перед началом воздействия целесообразно привести себя в такое же эмоциональное состояние, какое наблюдается у собеседника.
Подстройка под структуру ценностей
Ценности другого человека — это его жестко фиксированное и определенное отношение ко всем вещам в мире. Если вдруг проявится глубокий диссонанс между вашими ценностями — человек будет для вас полностью потерян. Поэтому нужно избегать любых оценочных высказываний при подготовке и осуществлении воздействия. Оценочное высказывание активизирует ценностную структуру собеседника, и это очень часто приводит к диссонансу.
Подстройка под репрезентативную систему
У каждого человека в большей степени развит какой-то один канал восприятия. Основными из них являются: зрительный, слуховой, кинестетический. Доминирование того или иного канала означает, что человек получает и обрабатывает информацию преимущественно в таком виде. От доминирующей системы восприятия зависит тактика воздействия на человека.
Среди признаков доминирования зрительного канала — живой взгляд: глаза находятся в постоянном движении, речь быстрая (человек не успевает описывать образы, которые возникают у него в голове), в разговоре постоянно проскальзывают выражения: «я это вижу так…», «я увидел в нем…», «я смотрю на эти вещи…», жестикуляция в верхней части тела. Направления движения глаз: направо — вверх (создание визуальных мысленных образов), прямо — вверх (воспоминание визуальных образов), налево — вверх (воспоминание визуальных образов), прямо — вперед (образное воображение из памяти или внешнего мира). 1
В ходе общения с визуалом не стоит говорить ему «послушай меня», а необходимо сказать «посмотри». Следует опираться на образные сравнения, рассказывать о «ярких перспективах», поддерживать его ожидание «блестящего будущего».
Признак доминирования слухового канала — очень приятный, модулированный голос со сложными и разнообразными интонациями. В речи часто встречаются выражения: «я слышу…», «это звуки моей души…», «мелодия жизни…», «а вот, я слышал…», «на слуху…» Такие люди очень чувствительны к правильной фонетической организации речи, в частности к ударениям. Направление движения глаз: налево — вбок (воспоминание звуковых образов), налево — вниз (внутренний диалог с самим собой).
Как вызвать доверие такого человека? В общении с аудиалом необходимо максимальное внимание уделить интонациям речи (повышение или понижение тона, изменение тембра, повышение громкости, переход на шепот), поскольку это будет основной инструмент воздействия.
1 У левши это происходит с зеркальной противоположностью. Кроме того, бывают некоторые индивидуальные отклонения от общих правил, и в разные моменты времени система восприятия может меняться.
Признак доминирования кинестетического канала — человек оперирует такими понятиями, как чувства: «я так чувствую…», «я прочувствовал это…», «ох, какие ощущения…», «меня захватило это чувство…» У него хорошая память на ощущения, заметна внимательность к своему комфорту, избирательность в еде, большая любовь к отдыху на природе. Направление движения глаз: прямо — вниз (воображение телесных ощущений), направо — вбок (создание внутренних звуков).
При общении с кинестетиком в речь нужно вносить больше описаний возможных ощущений, которые могут возникнуть у собеседника во время взаимодействия. Например, можно почаще произносить фразы «вы можете почувствовать, что…», «чувство твердой уверенности». Ему нужно говорить «ты чувствуешь», «почувствуй» и т. д.
Одобрение
Когда партнер что-то делает или говорит, он всегда на подсознательном уровне ожидает оценки своих действий. Это очень глубокий психологический механизм, который связан с тем, что любой наш поступок автоматически должен быть оценен социумом. Используя одобрение, можно подталкивать подсознание собеседника в сторону формирования его доверия к вам. Осуществляя вхождение в доверие, необходимо учитывать следующее.
Естественно желание субъекта установить раппорт сразу по всем параметрам. Однако это приведет к тому, что его мозг будет перегружен информацией. Вместо того чтобы следить за нитью разговора, он будет загружать мозг такими вещами, как необходимость недопущения оценочных высказываний и т. д. Во время разговора надо беседовать, а не думать об отдельных компонентах того, как вызвать доверие. Поэтому желательно тренировать установку раппорта строго последовательно. И пока субъект не доведет до автоматизма один навык — не стоит браться за следующий инструмент. Это долгий путь, но только он приведет к успеху.
Чтобы не выглядеть смешно и подозрительно, необходимо действовать очень тонко и осторожно, не вызывая дискомфорта у собеседника. Ведь откровенно подражая, можно оскорбить человека. Кроме того, следует иметь в виду, что поначалу сложно привыкнуть к этой технике общения, однако с практикой это войдет в привычку.
© Ильин Е. П. Психология доверия. — М.: Питер, 2013.
© Публикуется с разрешения издательства
Хотите знать, можно ли доверять человеку? Ищите эти 15 признаков
Крепкие отношения придают нашей жизни смысл. И их основа – доверие.
Вот 15 признаков человека, которому можно доверять:
1. Он постоянен в своих словах и действиях.
Человек, достойный доверия, ведет себя стабильно в разных ситуациях, используя похожий стиль общения. Он способен контролировать себя, постоянен в своем поведении и делает то, что говорит (даже если ему не очень хочется).
Достойные доверия люди не носят масок и не притворяются, чтобы произвести впечатление. Они не меняют тему разговора только потому, что они уже получили нужную им информацию или потому, что им так захотелось.
2. Он скромен и способен сопереживать.
Эти черты характера говорят о том, что человек думает об окружающих и не считает себя лучше или важнее кого-то другого. Следовательно, кажется весьма маловероятным, что такой человек будет идти по головам или придавать, чтобы только получить желаемое.
3. Он уважает границы других людей и их жизненные принципы.
Достойный доверия человек не стремится навязать кому-то свое мнение, ведь он не чувствует нужды контролировать окружающих. Он понимает, что означает слово «нет».
4. Он стремится к компромиссу и не ждет, что получит все просто так.
Доверие – это дорога с двусторонним движением. Способность идти на небольшие жертвы в отношениях говорит о том, что человек прекрасно осознает этот факт.
Достойный доверия человек готов идти на компромисс, когда это необходимо. Если он и просит о чем-то, то обязательно объяснит, почему он это делает, и какая вам от этого польза.
5. Он спокоен. В его присутствии вы тоже ощущаете себя спокойно.
Человек, привыкший притворяться кем-то, и преследующий скрытые мотивы, будет заметно нервничать. В частности, это будет проявляться в языке его тела.
Если человек спокоен, это говорит о том, что ему нечего скрывать. Он честен в своих словах и открыт. Скорее всего, вы тоже будете чувствовать себя спокойно в присутствии такого человека. Все потому, что вы не будете замечать признаков беспокойства и неосознанно вести себя так же.
6. Он не тратит попусту время окружающих.
Достойный доверия человек сделает все для того, чтобы не опоздать на встречу. Он не будет отменять ее в последнюю минуту. Он прекрасно знает, что это причиняет неудобства другим.
Кроме того, отменить встречу – значит не сдержать обещания, которое он дал.
7. Он умеет быть благодарным.
Такой человек способен признать, что он не может всего сделать сам. Он отдает должное работе в команде. Способен быть благодарным и признавать заслуги других.
Он не стремится все лавры приписать себе.
8. Он открыто излагает все, даже малоприятные для него факты.
Достойный доверия человек придает огромное значение правде и честным отношениям. Он не будет лгать, что-то недоговаривать или фальсифицировать данные, с которыми работает.
9. Он способен вам довериться и рассказать что-то личное о себе.
Признать свои ошибки – для многих означает проявить слабость. Достойные доверия личности не боятся показаться слабыми. Если человек рассказывает вам о себе что-то личное, это говорит о том, что он вам доверяет. Он хочет, чтобы вы тоже были с ним честны и открыты.
10. Он не думает лишь о материальных ценностях и не помешан на деньгах.
Желание иметь много красивых вещей абсолютно естественно. Однако, все хорошо в меру. Достойный доверия человек спокойно может поделиться, чтобы помочь кому-то другому.
Стабильное финансовое положение и способность не зацикливаться на деньгах говорят о том, что человеку можно доверять. Все дело в том, что он не чувствует нужды унижать окружающих только для того, чтобы спасти свою шкуру и что-то получить.
11. Он часто оказывается прав.
Как мы уже выяснили, достойная доверия личность очень высоко ценит правду. Такой человек способен долго и упорно работать для того, чтобы докопаться до истины.
Он посвящает много времени поиску достоверной информации, ведь именно она позволит им найти правильный ответ в той или иной ситуации.
12. Он не любит сплетен.
Такой человек не любит делать выводы и строить мнение об окружающих, основываясь на предположениях других людей. Он предпочитает получать информацию из первоисточника и напрямую общаться с теми, кто может сообщить достоверные факты.
Достойный доверия человек избегает общества сплетников. Он прекрасно знает, что сплетни – это информация с негативной окраской, которая может только навредить.
13. Он готов учиться и открывать для себя что-то новое.
Такой человек прекрасно знает о том, что он не знает ответов на все вопросы. Он постоянно находится в поиске способов, которые позволят научиться чему-то новому и развиваться.
Он готов делиться с окружающими интересной информацией и новыми фактами.
14. Он пытается сблизиться с вами. Вы знаете людей из его круга общения.
Стремление сблизиться с вами говорит о том, что вы важны для этого человека. Он хочет, чтобы вы вошли в круг его близких.
Кто-то из ваших знакомых может постараться разубедить вас в хороших намерениях этого человека. Не поддавайтесь на эту уловку. Он постоянно знакомит вас с кем-то из своего окружения? Маловероятно, что этот человек что-то от вас скрывает.
15. Он всегда готов помочь и поддержать.
Достойный доверия человек будет поддерживать и помогать вам просто потому, что вы в этом нуждаетесь. Такой человек сделает все для того, чтобы прийти вам на помощь в трудную минуту.