как понять что дело которым ты занимаешься твое
6 признаков того, что вы нашли своё призвание
Порой даже взрослым очень трудно определиться со своим профессиональным будущим, что уж говорить про детей. Тут родители и вовсе впадают в ступор: кажется, что ребёнок просто-таки рождён для фортепиано, а он вдруг рыдает навзрыд. Идейный вдохновитель детского лагеря «Кавардак» Екатерина Мелихова рассказывает, как в игровой форме понять, к чему действительно склонен ребёнок. И даёт шесть важных советов по поиску собственного «я», которые будут полезны даже родителям.
Три года назад я прочитала книгу «Призвание» известного британского деятеля Кена Робинсона. Его выступление на TedX — самое популярное в мире. Оно называется «Как школы убивают креативность».
Прочитав его книгу, я поняла, что нам нужно делать лагерь про призвание. Наш лагерь уже существовал до этого, мы хотели научить детей ручному труду. Но этого было недостаточно, мне не хватало глубины, какой-то важной цели всего происходящего. И тогда я поняла, что эта цель — поиск ребёнком самого себя.
Можно ли найти себя за две недели в лагере? Я бы очень хотела ответить «да», но я говорю «нет». Но за две недели можно научиться слушать себя, начать движение в сторону понимания своего призвания. Естественно, никакого навигатора по поиску себя нет. Есть интуиция, есть чувства, есть внутреннее ощущение «правильности» своих действий.
Я думаю, что каждый из нас рождается со»встроенной» функцией, которую мы должны реализовать в этом мире
Недавно я услышала фразу, которая позволила мне выдохнуть. Может быть, и вы тоже немножко расслабитесь, прочитав её: «Призвание — это не профессия». Понимаете? Призвание — это то, что лично у тебя получается лучше и легче всего. Это то, что приносит тебе больше всего удовольствия. Когда ты это делаешь, всё вокруг способствует тому, чтобы это происходило.
Призванием может быть: способность организовывать процесс, легко знакомиться с новыми людьми, облечь мысли в сильные слова, соединять нужных людей между собой, прочитать и проанализировать текст, при помощи картин/фотографий показать что-то важное, быть рядом в нужный момент и помогать переживать сложные ситуации, структурировать хаос и так далее.
То есть призвание — это не просто выполнение практических задач, поставленных перед нами начальником или клиентами. Это наша способность немного изменить мир к лучшему через каждое наше действие, каждую выполненную работу.
Как понять, в чём твоё призвание?
1. Ты не мыслишь себя без этой деятельности. Она придаёт смысл всей твоей жизни. Прямо сейчас закройте глаза и спросите себя: что я обязан делать в этой жизни? Чего я не могу не делать? Без чего моя жизнь будет лишена смысла? Какой дар у меня есть?
2. Делая работу, ты получаешь удовольствие и не выгораешь эмоционально. Ты говоришь о своей работе в нерабочее время и чувствуешь вдохновение, находя новые повороты в своей деятельности.
3. Когда ты следуешь своему призванию, все вокруг складывается наилучшим образом. Люди сами приходят в команду, клиенты рассказывают друзьям о твоём сервисе, все складывается не только в рабочей, но и в личной жизни. Всё встаёт на своё место. Швейцарский психиатр Карл Юнг называл это явление синхронией: когда мир как будто бы отвечает тебе взаимностью, показывая разные знаки одобрения.
4. Слушать свои желания и уметь отличать маленьких человечков в своей голове друг от друга. Слышишь, это сомнение говорит тебе: «Это слишком дорого, чтобы делать так». Ты на 100%, всем сердцем хочешь чего-то, но кто-то внутри тебя говорит: «Это слишком дорого». Ты даже можешь себе это позволить, но кто-то говорит: «Лучше сохранить эти деньги на будущее». Далай Лама сказал: «Есть только два дня в году, когда вы ничего не сможете сделать. Один называется — вчера, второй — завтра, так что сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, действовать и особенно для того, чтобы жить».
5. Люди, которые окружают тебя в твоём деле, очень подходят тебе, они из твоей «стаи». Они похожи на тебя, у вас много общих интересов, вам нравится проводить время вместе, день проходит конструктивно. По этому признаку можно очень чётко отследить, на своём ли месте ты находишься.
6. Тебя тянет в сферу твоего призвания. Ты можешь ничего об этом не знать, но что-то внутри тебя говорит: «Это очень близко мне, очень понятно». Внутри тебя живет отклик на то, что происходит в этой сфере. Тебя это цепляет, волнует, не оставляет равнодушным.
Важно помнить, что это не всегда определённость, напротив, это практически никогда не определённость. Это поиск, путь, движение. Редко когда человек знает на 100%, чем он должен заниматься всю жизнь. Важно другое — осознавать, какую цель ты преследуешь в своей жизни, какую функцию ты реализуешь в этом мире.
Придумав такой лагерь, мы столкнулись с вопросом: как выстроить программу под такую амбициозную цель — найти своё призвание? Говорят, то, что мы придумали, работает.
Мы создаём условия, в которых человек реализует давно задуманное, обретает учителей и единомышленников
Огромное внимание мы уделяем вопросам, связанным со свободой выбора. Мы предлагаем детям от 8 до 12 творческих мастерских, в две из которых они будут ходить на протяжении всей смены. Дети приходят на презентации всех мастерских и к вечеру выбирают две. Эти мастерские обязательны для посещения, и это единственный момент тоталитарного режима в нашем лагере, когда мы выгоняем засидевшихся в палатках детей на занятия.
После презентации мастерских мы проводим медитацию, в рамках которой дети и взрослые (да, взрослые тоже) вспоминают о своих заброшенных идеях и мечтах. Есть ли что-то такое, о чём вы думаете уже давно, но разные преграды непременно мешают реализовать это? Я уверена, что у всех есть такие идеи.
Дэвид Линч сказал, что на месте нереализованной идеи остаётся лишь душевная боль
Знаете это чувство, когда ты что-то задумал, не сделал этого, а потом увидел, что кто-то другой это сделал? Это зависть. Она возникает от нереализованного потенциала. Это чувство шепчет нам: «Я могу сделать больше, чем делаю сейчас». В лагере мы думаем так: «Я всё ещё могу это сделать».
Каждый участник смены придумывает свой проект. Он может быть связан с темой смены, а может быть не связан. Он может быть индивидуальным или групповым. На этапе подготовки к презентации своей идеи мы просим придумать концепцию (ответ на вопрос: зачем?), написать перечень необходимых материалов и решить, нужен ли кто-то еще в команду проекта. Это основы самоорганизации, которые нам нужны на любом жизненном этапе.
Есть ребята, которые не придумывают своих проектов, но присоединяются к другим. Мы не против этого, у каждого из нас своя роль в команде: мы можем быть прекрасными актёрами в чьём-то фильме или продюсерами спектакля. Мы не настаиваем на лидерской позиции, не все люди — лидеры по своей природе.
Каждый день после обеда у детей есть по три часа свободного времени. Это не значит, что в эти три часа в лагере ничего не происходит. Происходит масса всего интересного: факультативные мастерские, прогулки, спортивные игры, возможность доделать свой проект. Свободное время означает, что ребёнок может просто спать или читать книгу, никто не будет заставлять его идти заниматься «чем-то полезным».
Мы убеждены, что человек способен самостоятельно выбрать наиболее полезное занятие для себя в конкретный момент
Если все время выбирать за ребёнка, то когда он вырастет, он будет просто не способен сделать собственный выбор. В лагере мы имитируем ситуацию «взрослости», когда никто не заставляет ребёнка идти на занятия, но параллельно происходит столько всего интересного, что ему невольно приходится учиться выбирать. Как и современному жителю Москвы с её пятьюстами лекциями, выставками и спектаклями одновременно — мы постоянно делаем выбор, чем нам заняться.
В течение смены мы проводим ревизии проектов — на каком этапе кто находится, нужна ли какая-то помощь, хватает ли материалов. В конце смены проходит презентация проектов. Она не проводится в родительский день, потому что мы хотим, чтобы эта презентация проводилась детьми для себя, а не для отчёта перед родителями.
Мы постоянно экспериментируем, ищем новые методы в работе, переставляем составные части программы, приглашаем новых людей, учимся у профессионалов
Мы очень хотим, чтобы за две недели ребёнок научился слышать своё тело и свой внутренний голос. Иногда тело говорит, что ему нужно отдохнуть, и это абсолютно нормально. Иногда голос говорит, что сейчас лучше посидеть в тишине. Говорят, что некоторые дети находят «своё» дело в нашем лагере. Многие, по словам родителей, взрослеют. Некоторые привозят готовые идеи проектов и занимаются ими на протяжении смены.
Я практически каждый день задаю себе вопрос: «В чём моё призвание, чем я должна заниматься?» Пока что про себя я поняла, что своей работой я обязательно должна помогать другим, иначе я делаю бессмысленное дело. А ещё это обязательно должно быть что-то творческое.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Формула успеха: как понять, своим ли делом мы занимаемся
Об авторе: Марина Мелия — профессор психологии, коуч-консультант первых лиц российского бизнеса. Приобрести книгу можно на сайте «Лабиринта». Весь гонорар автора передается в благотворительный фонд «Дом с маяком».
Встречая человека профессионально состоявшегося, я всегда пытаюсь понять, почему он успешен в своем деле, почему за помощью и советом идут к нему, а не к его коллеге, почему именно его пытаются заполучить в свою команду. Что объединяет таких людей, из чего складывается их формула успеха? Если почитать воспоминания о великих людях прошлого или приглядеться к тем, кто сегодня добивается выдающихся результатов, кто достиг невероятных высот в профессии, можно понять, что определило их успех. Я бы выделила пять главных, базовых составляющих.
Делаю то, что люблю
Любовь к делу, которому ты служишь, — один из самых важных и точных критериев, говорящих о том, что человек нашел себя в профессии. Работа занимает большую часть нашей жизни. Поэтому заниматься надо тем, что действительно нравится. Тогда вдохновляет сам процесс: мы получаем мощную энергетическую подпитку — интеллектуальную, эмоциональную и даже физическую. Мы ощущаем «внутренний огонь» — он согревает нас, поддерживает, дает силы двигаться вперед. И какой бы напряженной ни была работа, сколько бы времени и сил мы ни потратили, мы не чувствуем себя опустошенными, потому что делаем свое дело и ничего другого нам не надо. Знакомый летчик на вопрос, чем бы еще он мог заняться, если бы не авиация, ответил без пафоса, как будто даже немного стесняясь: «Да, наверное, ничем. Я небо люблю и ничего больше не умею — только летать». Когда мы говорим «пилот от Бога» или «врач от Бога», это значит, что в одном человеке сошлось все — предназначение, его собственное желание, возможности, и, конечно, любовь к своему делу.
Я лучший!
Люди профессионально успешные — вне зависимости от того, в какой сфере они работают и чем занимаются, — верят, что они лучшие в своем деле и таких, как они, возможно, просто больше нет. Однажды я обратила внимание, как лихо официант одного из самых известных в Москве ресторанов скручивает салфетки. Заметив, что я за ним наблюдаю, он безапелляционно заявил: «Так, как я, этого не делает никто в мире». Как истинный профессионал, он уверен, что знает свое ремесло лучше других, что не случайно оказался в этом месте и в это время и что ему нет равных. Интересно, что у настоящих профессионалов, самодостаточных, уверенных в собственной значимости, уникальности, успехи других не вызывают ни ревности, ни зависти. Напротив, они с удовольствием подмечают и оценивают чужие достижения: значит, есть тот, кто с ними «одной крови», с кем можно говорить на одном профессиональном языке.
Все в дело
Успешный человек, как сверхчувствительный локатор, улавливает и подмечает вокруг себя все, что так или иначе относится к его профессии, что можно «пустить в дело», что может пригодиться сегодня или в будущем.
Так, университетский преподаватель, готовясь к очередной лекции, выхватывает из жизни подходящие примеры или, читая книгу, отмечает для себя моменты, способные проиллюстрировать проблему, о которой он собирается рассказать студентам. А опытный архитектор, оказавшись в незнакомом городе, моментально оценит удачное расположение элементов на фасаде старинного здания и возьмет эту идею «на карандаш», чтобы использовать для своего следующего проекта. Даже достигнув профессиональных высот, такой человек продолжает учиться: его не оставляет ощущение, что есть что-то, чего он пока не знает. Он делает свое дело легко, с удовольствием, многое схватывает на лету.
Изо всех сил
Тот, кто нашел себя в деле, готов в него вкладываться, работать с огромным напряжением, не замечая, сколько потрачено времени — «счастливые часов не наблюдают». У таких «счастливчиков» редко бывает хобби — они живут своей работой. Даже усталые и больные, они способны «включаться на полную мощность», работать с энтузиазмом и максимальной самоотдачей, с удовольствием выполнять в том числе и рутинную работу, да так, как никто другой сделать не сможет. Им нравится прилагать усилия, преодолевать себя, работать на пределе возможностей. Я видела, как первоклассный хирург, который провел подряд три операции и, казалось, еле держится на ногах («Две минуты передохну и домой»), вызвался проконсультировать молодого коллегу: «консультация» в операционной продлилась еще пять часов — он просто взял сложную операцию на себя, а коллега ему ассистировал. «Откуда силы?» — задаешься вопросом, глядя на таких людей. Ответ очевиден: человек занят своим делом, и оно дает ему эти силы.
За гранью собственного «Я»
Истинный профессионал, преданный своему делу, верит, что от его работы многое зависит, что она нужна не только ему, что он вносит свой вклад в нечто более важное, чем его собственная жизнь.
Яркий пример — адвокаты, специалисты высочайшего класса. Час их работы стоит огромных денег, тем не менее, они находят время на защиту людей, которые не в состоянии оплатить их услуги, просто потому, что убеждены — каждый имеет право на справедливость. Своей деятельностью они поддерживают благородный статус профессии, в то время как некоторые их коллеги ради денег легко изменяют своим принципам. Это «расслоение» хорошо видно не только среди юристов, но и среди врачей, учителей, консультантов. Когда мы уверены, что не просто зарабатываем деньги, а приносим пользу людям, обществу, мы выходим на совершенно другой профессиональный уровень: мы готовы плыть против течения, действовать вопреки обстоятельствам, преодолевать препятствия, потому что знаем — всегда найдется тот, кто оценит наши усилия. Пусть даже не сразу. Главное — выполнить свою миссию, свое предназначение.
Великолепная пятерка
Если посмотреть на эти пять составляющих, становится понятно, что успех приходит к тем, кто движется «по своей колее», живет в согласии с собственной природой и своими желаниями, считает свою профессию нужной и полезной, кто вкладывается в свое дело по максимуму и высоко оценивает себя как профессионала. Попробуем примерить к себе эти пять элементов: если все они не про нас — дело плохо. Если любимая работа не отвечает нам взаимностью, может быть, стоит «развестись» и поискать другую, с которой мы будем чувствовать себя счастливее?
Я знаю человека, сменившего профессию в 50 лет. Он преподавал социологию в вузе — правда, без энтузиазма. Зато к нему часто обращались за советом, и он готов был часами обсуждать и анализировать чужие проблемы. В какой-то момент он понял, что люди ему доверяют, а он их с удовольствием слушает. Сегодня он востребованный организационный консультант, буквально завален работой. Человек нашел свое дело уже в зрелом возрасте — казалось бы, неожиданный поворот судьбы. Но, оглядываясь назад, он понимает, что именно к этому всегда и шел. Он не растерял ничего из своего личного опыта, из наработанного годами профессионального багажа, и теперь все накопленное им в течение жизни пригодилось и работает на его новое дело. Он занимается им изо всех сил, потому что видит: это важно не только ему, но и другим.
Изменить свою жизнь никогда не поздно — было бы желание. Одна моя знакомая, больше 30 лет проработавшая инженером, в 62 года получила психологическое образование. Она работает в городском социальном центре с пенсионерами, с обездоленными, с теми, кто нуждается в помощи и поддержке. Сейчас ей далеко за восемьдесят, и уже много лет она счастлива в новой профессии. Иногда на помощь приходит «его величество случай».
Представьте себе летчика, который влюбился в девушку, боявшуюся летать. Конечно, ему захотелось доказать ей, что на самом деле самолет — это совсем не страшно. В конце концов тема фобий настолько его увлекла, что он закончил психологический факультет и теперь профессионально занимается лечением аэрофобии.
Настоящим «делом жизни» может стать увлечение или хобби. Так, владелица фирмы по ландшафтному дизайну в советское время закончила Московский авиационный институт и потом много лет прилежно трудилась в конструкторском бюро. В 1990-е годы оборонная промышленность пришла в упадок, и она осталась без работы. Встал вопрос, что делать дальше. Пытаясь найти выход из, казалось бы, безвыходного положения, она перебирала в уме все, чему научилась за свою жизнь, и вдруг поняла: единственное, что всегда делала с удовольствием, так это выращивала цветы на своих шести сотках. Причем она готова была заниматься этим с утра до вечера и добивалась прекрасных результатов. Она нашла курсы ландшафтного дизайна, выучилась, получила диплом и начала брать заказы — поначалу небольшие, потом дело разрослось, работать приходилось сутками, и она пригласила помощников. А дальше — организовала фирму и даже написала книгу. И теперь благодарит судьбу за то, что когда-то ее выгнали с работы — сама бы она ни за что не решилась уйти. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Но чтобы найти свое дело, совсем не обязательно ждать от судьбы ударов или, наоборот, подарков. Конечно, не каждый готов к переменам, готов рисковать. Недаром говорят, «от добра добра не ищут». Кто-то живет вполнакала, но ничего менять не собирается: «Ведь работа — от слова «раб», все так живут». А те, кто хочет перемен, должны понимать, что добраться до вершины «на раз» не получится, придется и потрудиться, и попотеть, и потерпеть. Но когда идешь на это сознательно, возникает «эффект бумеранга»: мы отдаем себя любимой работе, а работа дает нам силы жить и двигаться вперед. И тогда мы счастливы, как был счастлив легендарный Стив Джобс, создатель корпорации Apple, или Александр Львович Галецкий, директор детского дома в Ярославской области, с которым меня свела судьба. Оба они меняли и меняют наш мир. И неважно, что один известен всем, а другой — небольшому кругу людей.
Помню, как когда-то, в ходе разговора с молодым предпринимателем я вдруг почувствовала: «Вот оно, все пять элементов сходятся», — и уже через несколько лет любовалась его фотографией в журнале Forbes. Сотни таких «живых примеров» помогли мне вывести формулу успеха из пяти слагаемых. Эти пять элементов — всего лишь «вешки», опознавательные знаки «свое — чужое», помогающие проанализировать свою жизнь и понять, своим ли делом мы занимаемся. Но если поместить всю эту «великолепную пятерку» в один «сосуд» — получится настоящий энергетический коктейль. И тогда человек будет успешен и счастлив.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.