как понять что это твое дело по жизни
6 признаков того, что вы нашли своё призвание
Порой даже взрослым очень трудно определиться со своим профессиональным будущим, что уж говорить про детей. Тут родители и вовсе впадают в ступор: кажется, что ребёнок просто-таки рождён для фортепиано, а он вдруг рыдает навзрыд. Идейный вдохновитель детского лагеря «Кавардак» Екатерина Мелихова рассказывает, как в игровой форме понять, к чему действительно склонен ребёнок. И даёт шесть важных советов по поиску собственного «я», которые будут полезны даже родителям.
Три года назад я прочитала книгу «Призвание» известного британского деятеля Кена Робинсона. Его выступление на TedX — самое популярное в мире. Оно называется «Как школы убивают креативность».
Прочитав его книгу, я поняла, что нам нужно делать лагерь про призвание. Наш лагерь уже существовал до этого, мы хотели научить детей ручному труду. Но этого было недостаточно, мне не хватало глубины, какой-то важной цели всего происходящего. И тогда я поняла, что эта цель — поиск ребёнком самого себя.
Можно ли найти себя за две недели в лагере? Я бы очень хотела ответить «да», но я говорю «нет». Но за две недели можно научиться слушать себя, начать движение в сторону понимания своего призвания. Естественно, никакого навигатора по поиску себя нет. Есть интуиция, есть чувства, есть внутреннее ощущение «правильности» своих действий.
Я думаю, что каждый из нас рождается со»встроенной» функцией, которую мы должны реализовать в этом мире
Недавно я услышала фразу, которая позволила мне выдохнуть. Может быть, и вы тоже немножко расслабитесь, прочитав её: «Призвание — это не профессия». Понимаете? Призвание — это то, что лично у тебя получается лучше и легче всего. Это то, что приносит тебе больше всего удовольствия. Когда ты это делаешь, всё вокруг способствует тому, чтобы это происходило.
Призванием может быть: способность организовывать процесс, легко знакомиться с новыми людьми, облечь мысли в сильные слова, соединять нужных людей между собой, прочитать и проанализировать текст, при помощи картин/фотографий показать что-то важное, быть рядом в нужный момент и помогать переживать сложные ситуации, структурировать хаос и так далее.
То есть призвание — это не просто выполнение практических задач, поставленных перед нами начальником или клиентами. Это наша способность немного изменить мир к лучшему через каждое наше действие, каждую выполненную работу.
Как понять, в чём твоё призвание?
1. Ты не мыслишь себя без этой деятельности. Она придаёт смысл всей твоей жизни. Прямо сейчас закройте глаза и спросите себя: что я обязан делать в этой жизни? Чего я не могу не делать? Без чего моя жизнь будет лишена смысла? Какой дар у меня есть?
2. Делая работу, ты получаешь удовольствие и не выгораешь эмоционально. Ты говоришь о своей работе в нерабочее время и чувствуешь вдохновение, находя новые повороты в своей деятельности.
3. Когда ты следуешь своему призванию, все вокруг складывается наилучшим образом. Люди сами приходят в команду, клиенты рассказывают друзьям о твоём сервисе, все складывается не только в рабочей, но и в личной жизни. Всё встаёт на своё место. Швейцарский психиатр Карл Юнг называл это явление синхронией: когда мир как будто бы отвечает тебе взаимностью, показывая разные знаки одобрения.
4. Слушать свои желания и уметь отличать маленьких человечков в своей голове друг от друга. Слышишь, это сомнение говорит тебе: «Это слишком дорого, чтобы делать так». Ты на 100%, всем сердцем хочешь чего-то, но кто-то внутри тебя говорит: «Это слишком дорого». Ты даже можешь себе это позволить, но кто-то говорит: «Лучше сохранить эти деньги на будущее». Далай Лама сказал: «Есть только два дня в году, когда вы ничего не сможете сделать. Один называется — вчера, второй — завтра, так что сегодня подходящий день для того, чтобы любить, верить, действовать и особенно для того, чтобы жить».
5. Люди, которые окружают тебя в твоём деле, очень подходят тебе, они из твоей «стаи». Они похожи на тебя, у вас много общих интересов, вам нравится проводить время вместе, день проходит конструктивно. По этому признаку можно очень чётко отследить, на своём ли месте ты находишься.
6. Тебя тянет в сферу твоего призвания. Ты можешь ничего об этом не знать, но что-то внутри тебя говорит: «Это очень близко мне, очень понятно». Внутри тебя живет отклик на то, что происходит в этой сфере. Тебя это цепляет, волнует, не оставляет равнодушным.
Важно помнить, что это не всегда определённость, напротив, это практически никогда не определённость. Это поиск, путь, движение. Редко когда человек знает на 100%, чем он должен заниматься всю жизнь. Важно другое — осознавать, какую цель ты преследуешь в своей жизни, какую функцию ты реализуешь в этом мире.
Придумав такой лагерь, мы столкнулись с вопросом: как выстроить программу под такую амбициозную цель — найти своё призвание? Говорят, то, что мы придумали, работает.
Мы создаём условия, в которых человек реализует давно задуманное, обретает учителей и единомышленников
Огромное внимание мы уделяем вопросам, связанным со свободой выбора. Мы предлагаем детям от 8 до 12 творческих мастерских, в две из которых они будут ходить на протяжении всей смены. Дети приходят на презентации всех мастерских и к вечеру выбирают две. Эти мастерские обязательны для посещения, и это единственный момент тоталитарного режима в нашем лагере, когда мы выгоняем засидевшихся в палатках детей на занятия.
После презентации мастерских мы проводим медитацию, в рамках которой дети и взрослые (да, взрослые тоже) вспоминают о своих заброшенных идеях и мечтах. Есть ли что-то такое, о чём вы думаете уже давно, но разные преграды непременно мешают реализовать это? Я уверена, что у всех есть такие идеи.
Дэвид Линч сказал, что на месте нереализованной идеи остаётся лишь душевная боль
Знаете это чувство, когда ты что-то задумал, не сделал этого, а потом увидел, что кто-то другой это сделал? Это зависть. Она возникает от нереализованного потенциала. Это чувство шепчет нам: «Я могу сделать больше, чем делаю сейчас». В лагере мы думаем так: «Я всё ещё могу это сделать».
Каждый участник смены придумывает свой проект. Он может быть связан с темой смены, а может быть не связан. Он может быть индивидуальным или групповым. На этапе подготовки к презентации своей идеи мы просим придумать концепцию (ответ на вопрос: зачем?), написать перечень необходимых материалов и решить, нужен ли кто-то еще в команду проекта. Это основы самоорганизации, которые нам нужны на любом жизненном этапе.
Есть ребята, которые не придумывают своих проектов, но присоединяются к другим. Мы не против этого, у каждого из нас своя роль в команде: мы можем быть прекрасными актёрами в чьём-то фильме или продюсерами спектакля. Мы не настаиваем на лидерской позиции, не все люди — лидеры по своей природе.
Каждый день после обеда у детей есть по три часа свободного времени. Это не значит, что в эти три часа в лагере ничего не происходит. Происходит масса всего интересного: факультативные мастерские, прогулки, спортивные игры, возможность доделать свой проект. Свободное время означает, что ребёнок может просто спать или читать книгу, никто не будет заставлять его идти заниматься «чем-то полезным».
Мы убеждены, что человек способен самостоятельно выбрать наиболее полезное занятие для себя в конкретный момент
Если все время выбирать за ребёнка, то когда он вырастет, он будет просто не способен сделать собственный выбор. В лагере мы имитируем ситуацию «взрослости», когда никто не заставляет ребёнка идти на занятия, но параллельно происходит столько всего интересного, что ему невольно приходится учиться выбирать. Как и современному жителю Москвы с её пятьюстами лекциями, выставками и спектаклями одновременно — мы постоянно делаем выбор, чем нам заняться.
В течение смены мы проводим ревизии проектов — на каком этапе кто находится, нужна ли какая-то помощь, хватает ли материалов. В конце смены проходит презентация проектов. Она не проводится в родительский день, потому что мы хотим, чтобы эта презентация проводилась детьми для себя, а не для отчёта перед родителями.
Мы постоянно экспериментируем, ищем новые методы в работе, переставляем составные части программы, приглашаем новых людей, учимся у профессионалов
Мы очень хотим, чтобы за две недели ребёнок научился слышать своё тело и свой внутренний голос. Иногда тело говорит, что ему нужно отдохнуть, и это абсолютно нормально. Иногда голос говорит, что сейчас лучше посидеть в тишине. Говорят, что некоторые дети находят «своё» дело в нашем лагере. Многие, по словам родителей, взрослеют. Некоторые привозят готовые идеи проектов и занимаются ими на протяжении смены.
Я практически каждый день задаю себе вопрос: «В чём моё призвание, чем я должна заниматься?» Пока что про себя я поняла, что своей работой я обязательно должна помогать другим, иначе я делаю бессмысленное дело. А ещё это обязательно должно быть что-то творческое.
4 способа понять своё призвание
О том, как выбрать профессию, если вы уже совсем отчаялись, рассказывает Юлия Есина, эксперт в области развития персонала, коуч, руководитель компании «Ресурсные люди».
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
Ко мне довольно часто обращаются клиенты с запросами «чем мне заниматься», «как понять своё призвание», «а тем ли я занимаюсь в жизни, чем нужно». Проанализировав свой опыт работы и результаты клиентов, я решила написать небольшую статью на эту тему.
Как показывает практика, в тупик людей загоняет желание точно сформулировать название профессии или должности. Но чтобы получать удовольствие от работы, достаточно определить область, соответствующую психотипу и чертам характера, а также сформулировать ценности, которые будут максимально проявляться в выбранной области.
Я не имею в виду гениальность: как правило, её не нужно проявлять, она заявляет о себе сама. Я говорю о призвании обычного человека.
Есть несколько способов самоопределения: тестирование, коучинг на прояснение ценностей и миссии, обращение к детским воспоминаниям и любимым играм. Но ключевой вопрос: «Если бы тебе не нужно было обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы ты занимался?».
Расскажу немного о каждом из методов. В идеале лучше задействовать их все.
Тестирование
Один из хороших тестов, который помогает определить основную сферу, в которой имеет смысл получать основное или дополнительное образование, — « Предпочтительные виды профессиональной деятельности».
⟶ Пройти его можно, например, здесь.
В основе теста шкалы по типам профессий: человек — человек, человек — техника, человек — знаковая система, человек — художественный образ, человек — природа.
В описании результатов обозначены виды деятельности и психологические требования к профессиям.
Ещё один популярный тест — на определение типа личности по Майерс-Бриггс (MBTI). В нём 60 вопросов, а результат — общее описание личности на основе уникальной комбинации личностных факторов. Тест помогает предугадать склонность к определённому виду деятельности, характерный стиль действий, характер решений и прочие особенности, позволяющие человеку чувствовать себя комфортно и уверенно в той или иной сфере деятельности. В тесте 4 шкалы, по которым исследуется личность:
⟶ Пример такого теста здесь.
Коучинг
В арсенале профессионального коуча довольно много методов, помогающих прояснить глубинные ценности человека и его предназначение или миссию. Один из них — многофункциональный инструмент «Пирамида Дилтса». На основе предложенных в пирамиде уровней и за счёт грамотно заданных вопросов можно смоделировать или поднять на поверхность истинные желания человека.
В пирамиде Дилтса есть несколько «ступеней». Вопросы, располагающиеся на каждой из них, можно адресовать самому себе в формате самокоучинга.
Окружение
Действия
Навыки
Ценности
Самоопределение
Представьте, что кто-то задаёт вам вопрос «Кто вы?». Вам нужно ответить, не называя профессию, начиная со слов « я человек, помогающий…; открывающий….; дающий….; способствующий….; развивающий…; приводящий….; соединяющий…» ― и так далее.
Миссия
Есть много других профессиональных инструментов, которые использует коуч для прояснения базовых ценностей. В совокупности они помогают лучше понять свои настоящие желания и способности.
Бесплатный онлайн-курс
Диджитал-старт: первый шаг
к востребованной профессии
Обращение к детским воспоминаниям и любимым играм
Как правило, любимыми играми или занятиями с детства становятся те, в которых ребенок наиболее успешен или получает максимальное удовольствие.
Иногда достаточно погрузиться в детские воспоминания, чтобы понять, где зона вашей максимальной удовлетворённости. К какой активности вы всегда стремились, возможно, вопреки запретам, урокам, навязанным родителями кружкам. Вам хотелось сидеть дома вышивать и рисовать? Или собрать всех детей из соседних подъездов и играть с ними в школу? Или вы были готовы часами вертеться перед зеркалом, надев все возможные и доступные мамины украшения? А быть может, мяч и всё, что связано со спортом, было в основе вашей мотивации максимально быстро выполнить все домашние обязанности?
Опять же можно вспомнить, любили ли вы читать книги в уединении или были организатором всех игр во дворе? Некоторые с самого детства неравнодушны к торгово-денежным отношениям — такие дети то увлечённо играют в «магазинчик» и учатся считать на «живых деньгах», то пытаются обменяться вещами с одноклассниками, то заводят новую копилку или азартно играют в монополию, или находят ещё одну идею для очередной коллекции. А есть дети, которые готовы чинить, строить, вышивать и вязать с утра до вечера.
Вспомните, чем вы любили заниматься, — это может явиться ключом к пониманию того, чем нужно заниматься, чтобы наиболее успешно реализовать свою личность.
«Если бы не пришлось обеспечивать себя, думать о деньгах и были все ресурсы для самореализации, чем бы вы занимались?»
Этот вопрос включает в работу лобные части головного мозга, отвечающие за воображение, способность мечтать, творчество. Размышляя над этим вопросом, можно понять свои внутренние страхи, увидеть накопленные слои родительских и общественных мнений.
Вопрос можно обдумывать в несколько подходов, пока ответ на него не вызовет состояние внутренней мотивации и готовность активно действовать в выбранном направлении.
Если при ответе на этот вопрос, рождается вариант, который по тем или иным причинам недостижим или имеет ограничения, например «я стал бы воздушным гимнастом», нужно вернуться к понятию ценностей и выяснить, что в данной профессии или деятельности важно для человека, и найти альтернативные области, где ценности будут раскрываться не менее успешно.
Например, в воздушной гимнастике, важны «здоровье, чувство свободы и полета, красота тела». В 50 лет, возможно, уже будет трудно реализовать подобную задачу, но ничего не мешает заняться, например, йогой, а затем акро-йогой и получить превосходные результаты и раскрытие всех заявленных ценностей. В дальнейшем можно пробовать становиться инструктором и разделять свои ценности с «созвучными людьми».
Другой пример: «Я хотел бы быть учителем, работать с младшими классами». Ценности: любовь к детям, возможность делиться опытом. Если человек осознает, что у него недостаточно времени и сил, чтобы получить второе высшее педагогическое образование и начать карьеру с нуля, то можно подумать над различными курсами с авторской методикой преподавания русского, английского языка или другого предмета, к которому есть способности и возможности успешной реализации.
Важный момент при поиске своего призвания — плавный переход с текущей деятельности на желаемую или совмещение направлений.
Страх не получить результат или остаться без основательного дохода часто останавливает реализацию своего истинного призвания. Оптимальным вариантом в данном случае будет постепенный переход: можно совмещать офисную работу с удалённой практикой или заниматься новым направлением в выходные дни.
Как совместить деньги и творчество
Вдохновиться историями студентов Нетологии
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Эксперт в области развития персонала, руководитель компании
«Ресурсные люди»
«Глубоко внутри вы всегда знали, чем хотите заниматься»: как найти свое призвание
9 советов читателей Т—Ж
Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела. Главное — его найти.
Читатели поделились историями о поиске призвания и советами. Начать с себя и изменить отношение к работе, найти единомышленников или отправиться в путешествие с хорошей книгой — выбирайте способ по душе.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Собраны в один материал, бережно отредактированы и оформлены по стандартам редакции.
Проанализируйте, какими навыками уже обладаете, чем вам нравится заниматься, и отсюда уже выстраивайте план. Хорошо мечтать о творческой и полезной работе, на которой еще будут платить выше среднего, но если даже в вашей голове не вырисовывается картина, чем вы хотите заниматься, откуда работодателям знать?
Гораздо легче искать, если уже имеется база. Например, я всю жизнь была менеджером по продажам — за 10 лет перегорела. Начала искать новую сферу. Проанализировала, что мне, помимо продаж, нравилось в работе: анализ клиентской базы и продуктов. Подогнав резюме под стандарт, устроилась менеджером по продуктам на начальный оклад. Поработаю годик, а потом или пойду на повышение, или стану коучем для продажников — учить мне тоже нравится, благо есть что рассказать. Помимо этого, я люблю писать лаконичные тексты: сопроводительные письма, отзывы. Записалась на курсы копирайтинга, может, пойдет и это дело.
Главное — пробовать себя в разных направлениях. Не получится одно — сможете выбрать другое или найдете позиции, о которых даже не знали.
Я нахожусь на перепутье: перепробовала за последние годы много разных направлений, нигде не выстрелило. На основании имеющегося опыта определила для себя основные черты желаемой работы:
Наметила себе учебный план, через полгода отпишусь, если удастся получить работу в новой сфере.
Я еще студенткой начала преподавать. У меня это хорошо получалось и приносило неплохой доход по тем временам, но всегда хотелось чего-то другого. Долго пыталась найти что-то новое, но всегда возвращалась к преподаванию, так как очень любила работать с людьми.
Однажды я просто смирилась со своим призванием, и именно в этот момент меня увело немного в сторону — в методическую работу. Позже я поняла: это то, чем бы мне хотелось заниматься. Меньше чем через год я ушла в педагогический дизайн, увеличила доход в два раза и сейчас очень кайфую от того, что делаю 40 часов в неделю.
При смене работы очень помогли интеллект-карты. Я выписала, что я делаю хорошо, что мне нравится, чем бы хотелось заниматься на будущей работе и что не нравится в нынешней. Возвращалась к ним, пока искала работу, и в итоге попала в точку. Рекомендую.
Я работаю на работе, которая мне нравится. Вижу перспективы, искренне наслаждаюсь процессом, легко перепрыгиваю возникающие сложности. Иногда, конечно, устаю, но в целом, скорее, получаю ресурсы из работы, чем вливаю их туда.
Начинала, правда, не так позитивно.
Помогло то, что я сняла со слова «работа» лишние смыслы. По сути, работа не может дать таких романтических вещей, как самореализация, поиск себя и прочее. Она может дать деньги, плюшки вроде офиса или удаленной работы, определенный тип начальника, коллектив и так далее. Поймите, что вам в таком списке важнее всего, и сфокусируйтесь на этом.
Если вы будете ждать от работы простой человеческой зарплаты на карточке, она и будет для вас главной мотивацией. А рутина, сложности и выгорание выйдут из уравнения. Если вам важнее всего ДМС, нетоксичный коллектив, начальник с адекватными требованиями, работа на удаленке — найдите именно такую работу, которая будет закрывать вашу основную потребность в полной мере. Все остальное станет мишурой по периметру.
Ответ прост: нужно перестать считать работу развлечением. Она таковой может быть, но не обязана. В любой работе, даже самой творческой, доля развлечения не может быть большой.
Вы ни для чего не созданы и ни для чего не нужны в этом мире — миру вы безразличны. Попытки придумать, чем ты хочешь заниматься, фактически обречены, их невозможно насадить сверху, они рождаются снизу в ходе деятельности, а не в ходе раздумий. Чем будете заниматься и что будет хорошо получаться, то и будет работой, которая приносит удовлетворение и лишь минимально раздражает в каких-то аспектах, — и это раздражение можно свести на нет при желании.
Пробовала все подряд. В 2015 году меня сократили в фармкомпании, откуда я и так планировала уходить: фармбизнес бесил в принципе. Переезжала в Испанию с мыслями, что пойду работать в хостел на ресепшене, — без разрешения на работу, ага. В итоге водила экскурсии — было интересно, работала в магазине — скука, но хотя бы не мокро и ноги не болят, заселяла туристов в апартаменты через Airbnb — весело, но утомляет, а также преподавала английский врачам.
Пробовала учиться графическому дизайну, переводить, писать тексты, среди прочего ткнулась в СММ без особых ожиданий, а оно выстрелило. Потом, уже углубившись, поняла, что нашла свое, от чего глаза горят и удовольствие приходит. Практически случайно, в общем, но все сложилось. Так что единственное, что могу посоветовать, — пробовать все и смотреть, на что есть отклик внутри.
У меня бывали порой мысли: а мое ли это, что мне было бы интересно? Чаще так происходило именно от того, что не было круга единомышленников рядом.
Когда компания занимается идеей, которая тебя захватывает, вы делаете что-то важное и нужное для мира, это не может не вдохновлять. А если команда разделяет твои взгляды, вам вместе интересно и в профессиональном, и в личном общении, то ходить на работу — одно удовольствие.
Нужно перестать относиться к работе как к предназначению и понять, что это ваш выбор. Принципиальная разница в двух моментах: выбор вы делаете осознанно и всегда можете его изменить. А дальше маленькие успехи постепенно делают свое дело, дофамин вырабатывается, вас уважают как профессионала и вы начинаете верить в то, что это ваше предназначение.
Возможна проблема, если вы перестанете развиваться в профессии после освоения базы. При таком раскладе любая работа через полгода покажется каторгой.
Лучшим решением будет путешествие в горы. Не обязательно жить в палатке, просто вам нужно подумать. Возьмите с собой первую попавшуюся книгу из отечественной классики. Решение придет само, просто будьте любознательны и пытливы.
«Никакая зарплата не сравнится с чувством удовлетворения от любимого дела.»
Вообще не согласен. Для меня в работе главное именно то, сколько я за неё получаю и какой уровень жизни могу себе благодаря этому позволить.
Sol, полностью согласен с Вами. Однако очень даже хорошо, когда высокая зарплата сочетается с любимым делом
Sol, может наступить момент, когда ты будешь зарабатывать с избытком, но внутри будешь чувствовать опустошение и неудовлетворённость от того что занят не своим делом и тратишь жизнь впустую
Sol, плюсую.
Человек, который хорошо зарабатывает, обеспечивает семью, не бросит работу и не пойдет сочинять стихи за копейки.
тьфунатебя, а как же дауншифтинг?
Alexander, не согласна, в Грузию спокойно для целей дауншифтинга можно ехать))
За что минусы? Отрицаете существование такого явления, как дауншифтинг?
Sol, кому как. Наверно, если обременен семьёй и детьми то да, ну а у меня лишь девушка и моя зп 40к (норм по меркам Нижегородской области) не компенсирует того, что я работаю на производстве хрени, которую я считаю бесполезной
Sol, удовлетворив деньгами базовые потребности, такую потребность как самореализация (а именно этого хочется, когда накормлен, одет, обут, и в отпуске выгулян) деньгами не удовлетворишь.
Sol, ну так это называется «работать за еду». Если зп – всё, что вас радует, то это именно такой термин. Хорошего здесь мало. Причём неважно, о какой зарплате идёт речь, хоть 50 тыр, хоть 150. Ты всё равно работаешь за еду.