как понять что говорит человек после инсульта
Расстройства речи, чтения и письма после инсульта. Как родные и близкие больного могут ему помочь?
Авторы:
Кадыков Альберт Серафимович – д.м.н., профессор, руководитель неврологического отделения ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Черникова Людмила Александровна — д.м.н., профессор.
Шахпаронова Наталья Владимировна — д.м.н., профессор, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Научный центр неврологии», Москва.
Афазия, встречающаяся почти у трети больных, перенесших инсульт, это своеобразное расстройство мышления, при котором нарушается возможность правильно оперировать словами. В одних случаях больной не может составить фразу или вспомнить нужное слово, в других перестает понимать речь окружающих. Однако, как правило, у больных с афазией полностью сохранены интеллект, образное мышление, зрительная память, зрение, слух, с опорой на которые и работает специалист по восстановлению речи.
Кроме афазии у больных, перенесших инсульт, встречается и другой вид речевого расстройства — дизартрия, для которой характерно нарушение правильного произношения звуков и слов. В отличие от больных с афазией при дизартрии сохранены «внутренняя речь» (речь про себя), понимание речи окружающих, чтение и письмо.
Восстановление движений и речи не всегда идет параллельно. Процесс восстановления речи иногда происходит несколько медленнее, чем восстановление движений, и может продолжаться и год, и два, а в некоторых случаях три и даже более лет. И здесь роль семьи неоценима, тем более что логопедическая служба имеется лишь в нескольких городах страны. Родственники, получив необходимую консультацию у логопеда или врача, знакомого с проблемой логопедического обучения, в значительной степени могут помочь больному в восстановлении речи и таких тесно связанных с речью функций как чтение и письмо. Помощь в этом могут оказать различные пособия по коррекции речи.
Занятия по восстановлению речи рекомендуется начинать уже в первые 1-2 недели после инсульта. Именно в это время наблюдается наибольшая эффективность восстановительного обучения. Родным и близким больного необходимо знать, что интеллект при нарушении речи, как правило, не страдает и к больному с афазией нельзя относиться как к полупомешанному или как к неразумному ребенку. Даже при грубых нарушениях речи сохраняется не только логичность мышления и адекватная реакция на окружающее, но и творческие способности. Так, известный русский композитор Альфред Шнитке, страдая последние годы жизни речевыми нарушениями в результате повторных инсультов, продолжал сочинять прекрасную музыку.
Моторная афазия
Моторная афазия развивается при поражении заднелобных отделов левого полушария (т.н. речевой зоны Брока). Расположенный в этой области центр моторной речи регулирует не только выбор звуков, слогов и слов в процессе речевого высказывания, но и выбор предлогов, окончаний существительных и глаголов, т.е. организует синтаксическое оформление предложения. При поражении этой области больной застревает на каком-либо слове и слоге и несколько раз его повторяет, либо с трудом переходит к следующему слову, в результате чего в речи возникают длительные паузы. В наиболее тяжелых случаях речь полностью отсутствует или больной способен повторять лишь отдельные слова. Больных с нарушением собственной речи, в основном встречающимся при моторной афазии, важно побуждать к собственным высказываниям, строить разговор с ними в виде беседы, диалога, чаще обращаться с каким-нибудь вопросом при выполнении ими работы по дому. За обеденным столом, за просмотром телепередач. Сам больной, особенно на первых порах, при ответах, не должен торопиться, стараясь произносить слово или фразу четко и медленно.
Иногда занятия, проводимые с больным его родственниками, ограничиваются лишь упражнениями в названии и повторении отдельных предметов, как правило, существительных в именительном падеже. И в дальнейшем по мере восстановления речи у них может выработаться т.н. «телеграфный стиль», когда такой больной вместо фразы «Вынь из холодильника тарелку с ветчиной» говорит «Холодильник, тарелка, ветчина».
Во избежание этого надо сразу же стремиться к формированию речи, состоящей хотя бы на первых порах из коротких фраз типа «здравствуйте», «хочу пить», «дайте хлеб», «идем гулять».
Большую роль в восстановлении собственной речи играют методики «расстормаживания». Расстормаживание речевой функции возможно за счет вовлечения сохраненных речевых автоматизмов: порядковый счет до десяти, название дней недели и месяцев года, куплеты любимых песен и строфы знакомых стихотворений.
По мере восстановления речи в занятиях с больным переходят к повторению относительно простых фраз, тема которых подсказана последними событиями дня: «Сегодня был врач. Я чувствую себя лучше. Сейчас я буду обедать. Дайте мне лекарство».
По мере улучшения речи больного от диалога переходят к восстановлению монолога — собственному речевому высказыванию больного и осуществляется это восстановление в несколько этапов:
— Пересказ рассказанного логопедом или прочитанного больным текста (первоначально очень простого, в дальнейшем –более сложного);
— Рассказ по картинке;
— Рассказ на заданную тему: «в магазине», «в аптеке», «в театре», биографии известных больному писателей, ученых, общественных деятелей;
— Рассказ о собственной жизни, о проведенном дне;
— Коллективное (в семье, логопедической группе) обсуждение какой-либо темы.
На определенном этапе восстановления речи имеет смысл использование магнитофона. Больной прослушивает наговоренный им текст, находит сделанные ошибки, повторяет его и снова слушает запись.
Сенсорная афазия
В задних отделах височной доли левого полушария головного мозга расположен центр понимания речи окружающих (центр Вернике), принимающий участие в восприятии на слух специфических звуков речи (фонем) и осуществляющий слухоречевую память. При поражении зоны Вернике возникает нарушение понимания речи окружающих, в основе которых лежит нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти.
Понимание речи включает три основных компонента:
— Понимание значения слова;
— Понимание значения предложения;
— Понимание значения целевого высказывания.
Соответственно восстановлению понимания речи также проходит три этапа: от понимания значения слова к пониманию предложения, а затем и высказывания в целом. Большое значение имеет угадывающее понимание, когда больной не понимает высказывания в целом, но по отдельным понятным ему словам и по ситуации может угадать, что хочет сказать собеседник. Это иногда вводит в заблуждение родных, ошибочно полагающих, что больной все хорошо понимает.
Самым губительным для восстановления речи является так называемая «речевая изоляция» больного, когда он предоставлен сам себе, с ним мало разговаривают, его не приглашают для участия в общей беседе, для обсуждения домашних проблем.
Для стимуляции понимания речи окружающих используют беседы, в основном, на простые темы. Спрашивают у больного, хочет ли он есть, пить, пойти погулять, спать, просят его передать какой-либо предмет (не показывая на него пальцем), или произвести какое-либо действие (встать, сесть, взять вилку, включить телевизор и т.д.).
Если больной затрудняется выполнить действие или показать предмет, необходимо подсказать ему и повторно его попросить. После освоения простых операции круг предметов и действий расширяется.
Чтобы больной с сенсорной афазией осознал свой речевой дефект, ему предлагают списать несколько простых слов или решить простые арифметические параметры. Больному надо деликатно показать его ошибки. Та как у него нарушено понимание речи, объясняться с ним приходится с помощью мимики и жестов. Если больной игнорирует жесты и мимику собеседника, можно подчеркнуть его ошибки красным карандашом. Для восстановления понимания речи используют картинки с изображением различных предметов, животных, частей тела, с подписями к ним. Удобно использовать картинки из детского лото. Больного просят разложить подписи к предметным картинкам, обозначающие их слова, написанные на отдельных маленьких полосках бумаги. Когда больной научится справляться с этим заданием, предлагают списывать эти подписи и читать их вслух.
Восстановление чтения и письма
Параллельно с речевым общением и занятиями по восстановлению устной речи больных необходимо обучать чтению и письму, т.к. восстановление этих функции в значительной степени будет способствовать и восстановлению речи. Если нет надежд на восстановление письма правой рукой, следует учить больного писать левой. Лучше начинать обучение письму, чем печатанию на машинке/компьютере, т.к. письмо прописью тесно связано с функцией речи. В дальнейшем при удовлетворительном восстановлении навыков письма прописью можно начать обучение печатанию на машинке/компьютере, особенно в тех случаях, когда больной владел уже ими до болезни. Чтение лучше начинать с печатных слов, письменные задания больному стараться на первых порах писать печатными буквами и лишь в дальнейшем переходить на прописные буквы, написанные разборчиво и четко. С первых дней, еще до полного восстановления функции чтения следует больному давать просматривать газеты и журналы, которые он имел обыкновение читать до болезни, т.к. у больных даже с нарушением функций аналитического чтения часто сохраняется возможность угадывающего чтения.
Для проведения занятий по восстановлению речи, чтения, письма требуются различные пособия:
— Предметные и сюжетные картинки (их можно вырезать из детских книг, журналов);
— Разрезная азбука, букварь;
— Книги для чтения; на первых порах это книги для младшего возраста: сказки, рассказы, например Л.Н. Толстой, учебники русского языка для иностранцев.
Занятия по восстановлению речи при хорошем общем состоянии больного проводятся по 30-60 минут 1-3 раза в день. Однако многие больные не могут долго концентрировать свое внимание. При длительном умственном напряжении у них возникают головные боли, головокружение, повышается кровяное давление. В этих случаях занятия следует проводить по 10-15-20 минут, но количество их в течение дня увеличить до 5-7 раз. Однако, стремясь почаще проводить восстановительные занятия, не надо оказывать психологическое давление, когда больной плохо себя чувствует или не в настроении; не следует прерывать, если он хочет что-либо сказать, но это плохо получается.
Нарушение речи при инсульте причины, способы диагностики и лечения
Нарушение речи — одно из самых распространенных осложнений инсульта. У части пациентов речь становится невнятной и сбивается, у других полностью пропадает возможность выражать свои мысли словами. Дальше мы расскажем, почему происходят нарушения речи, в каких формах они случаются и как проходит восстановление после кровоизлияния в мозг.
Нарушение речи при инсульте происходит, если поражены речевые рецепторы. Это может происходить из-за отека или гибели тканей. При лечении речь восстанавливается довольно быстро.
Почему происходит нарушение речи при инсульте
У людей, которые перенесли инсульт, могут развиться два вида нарушений речи — связанные с повреждением речевых центров в головном мозге и потерей контроля над артикуляционными мышцами. В обоих случаях нарушения — следствие кровоизлияния в головной мозг.
После инсульта часть нейронов головного мозга отмирает, а между здоровыми клетками нарушаются нейронные связи. В зависимости от локализации повреждений, инсульт может привести к парезу или параличу, нарушению мышления, расстройствам речи.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 08 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Разновидности речевых расстройств
У пациентов после инсульта может произойти афазия — нарушение уже сформировавшейся речи. У некоторых пациентов развивается дизартрия — расстройство произношения из-за нарушения иннервации мышц речевого аппарата.
Афазия
Существует несколько классификаций афазий, но чаще всего врачи делят расстройство на две формы — экспрессивную и импрессивную.
Дизартрия
У больного нарушается артикуляция, речевое дыхание, темп речи, интонация, из-за чего речь становится нечленораздельной. У дизартрии может быть различная интенсивность: при незначительных поражениях наблюдается искажение отдельных звуков, в тяжёлых случаях пациент вообще не может говорить из-за паралича мышц.
Характер дизартрии зависит от того, какой отдел головного мозга поражен:
Как восстановить речь после инсульта
Врачи выделяют три формы восстановления речевой функции:
Чтобы повысить шансы на полное восстановление, важно начать реабилитацию как можно раньше. Как правило, занятия по восстановлению речи с логопедом-афазиологом начинают через 2-3 месяца после инсульта. Продолжительность реабилитации индивидуальная, у некоторых пациентов речь возвращается только через 2-3 года регулярных упорных занятий.
Речевую реабилитацию при афазии проводят поэтапно:
При дизартрии применяют другую тактику восстановления речи. Пациенту подбирают упражнения для восстановления артикуляции, проводят специальный массаж артикуляционных мышц, электростимуляцию глотки и гортани. Чтобы закрепить результат физического воздействия на поражённые мышцы, проводят тренировки и учат проговаривать отдельные звуки, слова, фразы, скороговорки.
Инсульт: восстановление речи
Особенности речевой реабилитации
Нарушения речи зависят от типа инсульта и степени поражения мозга.
Больной может испытывать трудности в произношении слов, запоминании и в понимании чужой речи. Также возможны нарушения работы мышц лица и языка.
Восстановление речи — это важнейшая задача реабилитации. Речевую реабилитацию следует начинать сразу, как только позволит общее состояние больного и состояние его сознания. В связи с большой утомляемостью больных занятия на первых этапах проводятся по 10-15 минут несколько раз в день.
Правильную программу по восстановлению речи может составить только логопед. Он призван заниматься восстановлением у больного речи, письма, чтения и других нарушенных высших психических функций. Работа логопеда требует особой квалификации, терпения, энтузиазма, обаяния, т.е. умения «завоевать» больного, внушить ему полное доверие к себе и веру в свои силы.
Попытки самостоятельно научить больного говорить могут принести больше вреда, чем пользы. Например, если попросить больного повторить за вами название какого-то предмета, то возможно, это удастся сделать. Однако, в последствии может сформироваться эхолалия – человек будет продолжать повторять какие-то слова, но сам сказать все равно ничего не сможет.
Если у больного получается выговорить какое-то слово и вы поощряете его в частом воспроизведении этого успеха, может возникнуть словесный эмбол — больной без всякого смысла и повода будет повторять это слово, но научить его говорить другие слова окажется намного сложнее. Если пациент может повторить за вами название какого-либо предмета, не спешите радоваться. Нередко случается так, что эти слова он так и будет употреблять в исходной форме, без склонения — это называется аграмматизмом.
Зачастую восстановление речи затягивается на большие сроки, иногда на годы. Все это время больной должен амбулаторно заниматься с логопедом и близкими, обученными логопедом.
Огромную роль при реабилитации больного, перенесшего инсульт играют врачи — неврологи и терапевты. Психологи исследуют состояние речи, чтения, письма, ориентировки в пространстве, памяти, внимания и пр. Врачи и методисты по лечебной гимнастике совместно с массажистами и физиотерапевтами помогают разрабатывать движения руки и ноги больного.
Врачи-психотерапевты стараются облегчить страдания больного и членов его семьи по поводу его несостоятельности в различных жизненных ситуациях.
Социальные психологи работают над тем, чтобы максимально приблизить больного к прежнему положению в семье, а если это возможно, и на работе. Они помогают ему также найти свое место в обществе.
Виды речевых нарушений
Афазия
У более трети людей, перенесших инсульт, наблюдается афазия. Больной утрачивает способность произносить слова и/или теряет понимание обращенной к нему речи при сохранении слуха.
Афазия обычно сопровождается нарушением других, связанных с речью функций, – письма (аграфия) и чтения (алексия).
Начинается лечение афазии после инсульта с медикаментозной терапии. Назначаются препараты, восстанавливающие и поддерживающие обмен веществ и кровоток в нейронах.
Упражнения с логопедом начинаются уже в острых период инсульта, когда общее состояние человека стабилизировалось и появился контакт с врачом.
Вероятность восстановления тем выше, чем чаще и дольше больной выполняет упражнения. При этом главную роль играет не сложность упражнений, а частота и длительность занятий.
Дизартрия
Для этого расстройства речи характерно нарушение правильной артикуляции, затруднения в произношении звуков речи, в результате чего речь теряет членораздельность и внятность или становится растянутой, замедленной, прерывистой. При этом остается понимание речи окружающих, чтения и письма.
Внутренняя речь (способность вести с говорящим немой диалог) при этом сохраняется. То есть больной может ответить на заданный вопрос, но ответить либо про себя, либо в письменном виде.
В отличии от афазии, при дизартрии расстройство речи вызывает ограниченная подвижность органов речи (мягкого неба, языка, губ).
Комплекс упражнений для восстановления функции языка
Если больной не говорит, с ним необходимо разработать систему условных знаков или звуков. Возможно, разных на случай различных потребностей, но подчас допустимо обойтись только сигналами «да» и «нет». Например, для совсем невладеющих мышцами лица больных самым распространенным вариантом является моргание как «да» и закрытые глаза как «нет».
Правила общения с больными, страдающими расстройством речи
Каждому больному требуется индивидуализированный подход. Приемы, которые помогают быстрейшему восстановлению речи у одного больного, не всегда могут быть использованы в той же последовательности и в той же системе при работе с другими, похожими на него больными.
Как правило, упражнения, подобранные логопедом в начале восстановительного цикла, носят неречевой характер. Это складывание пазлов, рисование, конструирование фигур с помощью кубиков. Подойдет игра в карты, домино, лото. На следующих этапах пациентам дают задания совместить картинку и подпись к ней. Восстановление навыков письма проводят с помощью записи под диктовку слов и цифр.
Занятия с логопедом должны проводиться в тишине. Посторонние шумы, работающий телевизор или радио мешают пациенту с нарушенной речью гораздо больше, чем здоровому человеку.
Окружающие больного люди должны понимать, что на интеллекте афазия никак не сказывается. Не следует относиться к нему как к психически больному иначе у больного может развиться депрессия. Расстройство речи связано с речевым аппаратом.
Уважаемые читатели, статьи носят ознакомительный характер. Перед применением рекомендаций необходимо проконсультироваться с врачом.
Информация по приказу 956Н
Сведения о регистрации
Сведения об учредителях
Руководство
Режим работы
График приема граждан руководителем и уполномоченными лицами
Адреса и контакты органов в сфере охраны здоровья
Информация о правах и обязанностях граждан в сфере охраны здоровья
Программа госгарантий
Правила оказания платных услуг
Медицинский персонал
График работы и часы приема медработников
Перечень ЖНВЛП
Перечень ЛП, назначаемых по решению комиссии
Лицензия
Приказы
Тарифы
Политика конфиденциальности
1. Общие положения
Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ООО КСЦ «Переделкино» (далее – Оператор).
Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/.
2. Основные понятия, используемые в Политике
Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;
Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);
Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://peredelkinokardio.ru/;
Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;
Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;
Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;
Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://peredelkinokardio.ru/;
Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;
Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;
Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;
Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя
Фамилия, имя, отчество;
Электронный адрес;
Номера телефонов;
Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).
Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.
4. Цели обработки персональных данных
Цель обработки персональных данных Пользователя — информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление услуг.
Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».
Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.
5. Правовые основания обработки персональных данных
Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://peredelkinokardio.ru/. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.
Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).
6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных
Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.
Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.
Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.
В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора info@peredelkinokardio.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».
Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомле
7. Трансграничная передача персональных данных
Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.
Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.