как понять что клапан адсорбера не работает
Признаки неисправности клапана адсорбера(абсорбера)
По требованиям новых экологических стандартов, ограничивающих содержание вредных веществ в выхлопных газах, транспортные средства должны быть оснащены системой EVAP. Это оборудование препятствует попаданию вредных топливных испарений в атмосферу. Основную функцию в системе улавливания топливных паров выполняет адсорбер. Некоторые недооценивают важность этого элемента в работе автомобиля. Однако, неисправность этого, на первый взгляд, второстепенного узла может привести к повреждению бензонасоса и отразиться на работе всего двигателя. Поэтому, специалисты рекомендуют проверять клапан адсорбера при появлении признаков неисправности мотора.
Назначение и принцип работы клапана продувки адсорбера
Схема клапана абсорбера
Система EVAP устанавливается на бензиновые двигатели внутреннего сгорания для предотвращения попадания паров топлива в атмосферу. Электромагнитный клапан продувки адсорбера является элементом этой системы. Поэтому, чтобы выяснить, для чего нужен клапан адсорбера и как он работает, важно понять принцип работы всей системы.
Конструкция адсорбера представляет собой емкость, заполненную адсорбентом, чаще всего активированным углем. Устройство соединено с топливным баком и управляющим клапаном автомобиля специальными трубками.
Образующиеся в топливном баке пары бензина проникают в сепаратор, где они конденсируются и снова сливаются в бак. Какая-то часть паров не успевает конденсироваться в сепараторе и попадает через паропровод в адсорбер. В фильтрующей системе они поглощаются активированным углем, накапливаются и затем при запуске двигателя подаются во впускной коллектор.
Процесс поглощения топливных испарений проходит только при отключенном двигателе. Когда автомобиль работает, электронный блок управления открывает электромагнитный клапан продувки адсорбера, через который поступает воздух и таким образом происходит вентиляция. При этом накопившийся конденсат вместе с воздухом высасываются из адсорбера и снова попадает в двигатель, где происходит его дожигание. Клапан адсорбера обеспечивает вентиляцию всего механизма и направляет топливный конденсат назад в двигатель.
Неисправности клапана адсорбера и их устранение
Практически непрерывная работа адсорбера системы поглощения топливных паров может послужить причиной поломки клапана продувки.
Неисправность клапана адсорбера часто приводит к повреждению бензонасоса. Из-за плохой вентиляции адсорбера накапливается бензин во впускном коллекторе, двигатель теряет мощность, а расход топлива постепенно увеличивается. Это может привести к полной остановке двигателя. От того, как работает клапан адсорбера, зависит работа всего автомобиля.
Как проверить работоспособность клапана продувки адсорбера?
Проверка клапана абсорбера
Чтобы вовремя заметить и исправить неполадки, необходима регулярная проверка клапана адсорбера. При этом выявить поломку можно по определенным косвенным признакам.
При работе двигателя на холостых оборотах или в холодную погоду система поглощения паров издает характерные звуки, так щелкает клапан адсорбера. Некоторые путают этот звук с неисправностями ГРМ, роликов или других деталей. Проверить это можно, резко нажав на педаль газа. Если звук не изменился, значит это цокает клапан адсорбера. Специалисты могут объяснить, что делать, если клапан адсорбера стучит слишком сильно. Для этого необходимо закрутить регулировочный винт, при этом сначала он очищается от эпоксидной смолы.
Винт поворачивается на приблизительно на пол-оборота. Если его закрутить слишком сильно, то контроллер выдаст ошибку. Такая регулировка клапана адсорбера сделает его работу мягче, а стук тише.
Однако, как проверить клапан адсорбера на наличие поломок?
Определить поломку клапана можно с помощью системы диагностики ошибок или механической проверкой.
Коды электронных ошибок записаны в памяти контроллера и свидетельствует об электрическом повреждении. Для проверки клапана рекомендуется обращать внимание на такие выдаваемые контроллером ошибки, как «обрыв цепи управления клапана продувки адсорбера».
Признаки, по которым можно механически определить неисправность клапана адсорбера:
Замена клапана абсорбера своими руками
Если обнаружены признаки неисправности, требуется ремонт или замена клапана. Клапан адсорбера стоит недорого, а замену произвести несложно. Для демонтажа нужно иметь пару крестообразных отверток и знать, где находится клапан продувки адсорбера.
Порядок работы:
Таким образом, даже такой небольшой элемент, как клапан адсорбера, выполняет важные функции и его неисправность может серьезно нарушить работу всего двигателя. Поэтому важно следить за состоянием своего автомобиля и вовремя проводить диагностику.
Адсорбер и как проверить клапан адсорбера
Рассмотрим на простом языке, как работает адсорбер на автомобиле, какие могут быть неисправности адсорбера, а также, как просто проверить клапан адсорбера.
Многие автолюбители не знают, что такое адсорбер и уж, тем более, зачем он нужен и установлен ли он на их авто. Также большинство недооценивают этот узел и считают его второстепенным в устройстве автомобиля.
Заблуждения встречаются и в понимании принципа работы продувочного клапана адсорбера.
Ну разберемся во всем по порядку.
Адсорбер или Абсорбер
В интернете и в автомобильных сообществах можно встретить оба этих названия. Но на самом деле это две разные системы, а на автомобиле установлен именно адсорбер. Поэтому называть сие устройство абсорбером не верно.
Адсорберы используются как в промышленности, так и в автомобилестроении.
Причем, начиная с введения норм токсичности ЕВРО 2, данные системы обязательны к установке на транспортные средства.
Для чего нужен адсорбер
Адсорбер предназначен для уменьшения загрязнения окружающей среды парами бензина. Всем известно, что бензин очень хорошо испаряется.
Это с ним происходит и в бензобаке автомобиля.
Из-за этого повышается давление в топливном баке, что является проблемой.
Чтобы решить данную проблему, бензобак необходимо сообщать с атмосферой. Благодаря этому мы сможем поддерживать давление в баке приближенным к атмосферному.
Но если мы просто соединим бак с атмосферой, тогда бензин будет испаряться прямо в окружающую среду, нанося вред экологии.
На старых авто системы адсорбера не было. Поэтому возле них практически всегда ощущался запах бензина. С введением норм ЕВРО 2, это стало недопустимо и все автомобили обязали устанавливать системы улавливания паров бензина.
На простом языке – на автомобилях без адсорбера бензин испаряется в атмосферу, а на авто с адсорбером эти пары сжигаются (окисляются) в цилиндрах двигателя.
Простыми словами, система улавливания паров топлива (EVAP) – это система вентиляции топливного бака, состоящая обычно из:
Гравитационный клапан адсорбера
Гравитационный клапан является обязательным элементом системы. Он предотвращает попадание топлива из бензобака в адсорбер при опрокидывании автомобиля.
Устанавливаться может как в бензобаке, так и за его пределами. Например, на Шевроле Нива он установлен возле заливной горловины, а на Шевроле Лачетти в бензобаке
Где находится адсорбер
Принцип работы адсорбера на разных авто одинаков, разница лишь в форме и расположении адсорбера и клапана продувки. У некоторых он установлен в моторном отсеке. Например, ВАЗ 2115
А, например, у Шевроле Лачетти – под днищем возле заднего колеса
Как работает адсорбер
Пары топлива из бака через гравитационный клапан попадают в адсорбер (емкость с активированным углем) через штуцер с надписью “TANK”, где накапливаются, пока двигатель не работает. Второй штуцер адсорбера с надписью “PURGE” соединен трубкой с клапаном продувки адсорбера, а третий с надписью “AIR” соединен с атмосферой.
1- вентиляционный штуцер AIR, 2 – штуцер TANK трубки подвода паров топлива из бака к адсорберу, 3 – штуцер PURGE трубки отвода паров топлива от адсорбера к клапану
Более понятно это выглядит следующим образом.
Автомобиль стоит на стоянке. Бензин в баке постепенно испаряется, повышая давление. Избыток давления стравливается по пути – гравитационный клапан-адсорбер-атмосферный штуцер адсорбера.
То есть, давление стравливается в атмосферу, но пары топлива при этом конденсируются на активированном угле адсорбера.
При остановленном двигателе электромагнитный клапан продувки закрыт, и в этом случае адсорбер не сообщается со впускным коллектором.
При работе двигателя ЭБУ, управляя электромагнитным клапаном, осуществляет продувку адсорбера свежим воздухом за счет разрежения во впускном коллекторе. То есть, пары высасываются из адсорбера, а по атмосферному штуцеру в адсорбер заходит свежий воздух.
Пары бензина смешиваются с воздухом и отводятся во впускной коллектор за дроссель и далее поступают в цилиндры двигателя.
Поэтому адсорбер можно образно сравнить с самоочищающимся фильтром отстойником.
Как работает клапан адсорбера
Многие ошибочно считают, что при запуске двигателя на клапан адсорбера сразу подаётся напряжение и он открывается, продувая адсорбер. Даже видел “пособия” и “обучающие видео” по этому поводу. На самом же деле управление клапаном продувки осуществляется ЭБУ по специальным алгоритмам, основанным на показаниях датчиков температуры, расхода воздуха и т.д.
Чем больше расход воздуха двигателем, тем больше длительность управляющих импульсов ЭБУ и тем интенсивнее продувка.
Именно импульсы, а не просто подача напряжения! Поэтому есть такое понятие, как “скважность продувки адсорбера”, которая находится в пределах от 0% до 100%.
Вот скважность продувки адсорбера в диагностической программе Chevrolet Explorer. За всю поездку это только первый сигнал ЭБУ на продувку, равный всего лишь 6%.
Клапан адсорбера образно можно сравнить с водопроводным вентилем, нежели с клапаном. То есть, клапан адсорбера не просто открывается/закрывается, а регулирует интенсивность прохождения газов.
Неисправности адсорбера
Неисправный адсорбер может привести к двум самым распространенным проблемам:
1. Так как адсорбер напрямую связан с давлением в бензобаке, то при его неисправности могут раздаваться хлопки в бензобаке, а также может слышаться характерное шипение при откручивании пробки заливной горловины.
2. При неисправности клапана адсорбера может наблюдаться очень нестабильный холостой ход. Особенно при прогреве. Именно такой случай я диагностировал в этом видео
Как проверить клапан адсорбера
Принцип проверки на большинстве автомобилей одинаков, но мы рассмотрим на примере Шевроле Лачетти.
Проблемы с клапаном продувки адсорбера можно разделить на несколько основных пунктов:
Проверить целостность проводки и работоспособность клапана можно как программными методами, так и обычным мультиметром. А вот проверить герметичность клапана можно только физически.
Проверить импульсы, проводку и обмотку клапана очень просто программой Chevrolet Explorer, во вкладочке “управление механизмами – тест клапана продувки адсорбера”. При нажатии на кнопку “ВКЛ” в диаграмме программы мы увидим вот такие сигналы
Это означает, что ЭБУ дает команду на клапан. Вместе с этим от клапана будет исходить звук щелчков в такт с этими сигналами, что, в свою очередь, означает, что импульсы до клапана доходят и обмотка целая, так как клапан срабатывает.
Кстати, если у Вас ещё нет диагностического адаптера, тогда советую обязательно прочитать рубрику диагностики и приобрести адаптер.
Электрическая часть исправна. Это мы проверили. Но чтобы быть уверенными, что клапан не заклинил физически, его можно снять и проверить. Демонтируется он очень легко и на это у меня уходит не больше 30 секунд.
К клапану подключены две трубки и разъем с двумя проводами. Сам клапан даже не прикручен, а просто вставлен в своё рабочее место.
На фото одна трубка уже снята.
Чтобы снять клапан достаточно сдёрнуть две трубки, отмеченные зелёной и красной стрелкой(красная уже снята, а зелёная плохо видна с этого ракурса). Трубки снимаются просто и легко без всяких фиксаторов.
Затем нажать на металлический фиксатор и отстегнуть колодку проводов (показано желтой стрелкой)
После этого надавить на штуцер, показанный красной стрелкой и клапан выйдет из своего посадочного места
Клапан является нормально закрытым, то есть без подачи напряжения он не пропускает воздух. Нужно это проверить любым доступным способом.
У меня для этих целей имеется шприц и кусочек вакуумной трубки, оставшейся после замены трубок датчика абсолютного давления.
Также необходима емкость с водой.
Нужно подключить шприц к тонкому штуцеру клапана, а толстый штуцер опустить в воду
Примечание. На толстый штуцер удобнее одеть отрезок шланга и опустить его в воду.
Давим на поршень шприца. Воздух при этом не должен проходить. То есть, в воде не должно быть пузырьков воздуха
При перемещении поршня шприца должно ощущаться сопротивление, а сам поршень стремится вернуться в первоначальное положение, что означает герметизацию клапана.
Осталось проверить только открытие клапана. Для этого берем два провода с такими мини-мамами
И подключаем к разъёму клапана адсорбера
Передвигаем поршень шприца и подключаем провода к аккумуляторной батарее. При подключении должен раздаться щелчок. Это значит, что клапан открылся.
В воде при этом будут видны пузыри воздуха
Можно также проверить сопротивление обмотки клапана. Оно должно составлять 25-30 Ом
Бывает такое, что клапан не открывается. Тогда его только менять на исправный.
Видео Как проверить клапан адсорбера
Посмотрите более подробно, как проверить клапан адсорбера на нашем видео
Что такое адсорбер и как он работает. Видео
Видео версия про адсорбер
Артикул клапана адсорбера Шевроле Лачетти 1.6
Номерок клапана – GM 96408210
Всем Мира и ровных дорог.
Замена втулок заднего стабилизатора Лачетти
Замена прокладки клапанной крышки Лачетти
Правильная замена тормозных колодок Лачетти
Адсорбер и как проверить клапан адсорбера : 29 комментариев
Добрый вечер. На счет проверки все понял. Пока не совсем понятно на счет проблемы хлопков после остановки машины (машина обычно хорошо прогрета после длительной езды), часто такая проблема встречается. На сколько я понял многие грешат на угольный фильтр и пытаются его греть и размягчать уголь в нем. Хочется услышать ваше мнение по этому поводу. Спасибо)
Приветствую, Владимир. Проблема в том, что бак должен без особых препятствий сообщаться с атмосферой. В адсорбере есть трубка, которая сообщается с атмосферой.
Когда авто стоит, то избыток испарения бензина отводится в адсорбер. При поездке клапан адсорбера периодически открывается и отсасывает пары топлива. Одновременно с этим, через атмосферную трубку подаётся воздух.
Если воздух будет подаваться с сопротивлением, то в баке образуется разрежение от работы насоса и от открытого клапана адсорбера. После остановки насос останавливается и клапан закрывается, а в баке восстанавливается давление и слышно хлопок.
Фильтрующий элемент в адсорбере имеет свойство уплотняться и снижать пропускную способность. Также негерметичный клапан адсорбера может создавать повышенное разрежение. Учитывая логи, выложенные на форуме, где положение ДЗ составляет всего 1.6%, то очень может быть, что проблема в нарушении клапана адсорбера. Или, допустим, клапана вентиляции картера. Довольно часто я определяю подсосы отключением этих систем от впускного коллектора и глушу их штуцера. Если положение ДЗ становится около 3%, значит какой-то клапан не работает должным образом. Чаще всего виноват клапан системы вентиляции картера, но и клапан адсорбера тоже может доставлять проблемы. Особенно, если бак хлопает после остановки.
В общем смысл я понял. В первую очередь надо проверить клапан адсорбера на работоспособность. Там уже видно будет. Холопки есть, проблема по сути старая.
Проверил сегодня клапан адсорбера. Ниже приведу пару фоток проверки и лог. По проверкам все отлично с клапаном. По хлопкам остается только фильтр угольный. Его или менять или восстанавливать пробовать. Может есть когда этого фильтра? интересно сколько новый стоит.
Да не мало так стоит… Будем пробывать восстанавливать. Читал что пытаются его греть и чуть-ли не ногами по нему ходить) может есть у кого практический опыт как над ним лучше поколдовать?
Скажите, а как понять, что нужно восстанавливать угольный фильтр? Какие симптомы?
Сергей, чаще всего – это хлопки в бензобаке и характерное шипение при откручивании крышки бензобака.
При диагностике – при принудительном открытии клапана, датчик кислорода должен на это отреагировать. Если этого не произошло, тогда под проверку клапан и фильтр
Андрей, здравствуйте.
По поводу клапана продувки адсорбера вопрос. Снял я его и проверил он механически исправен ( шпирцом не дуется, подаю напряжение на него от АКБ, открывается клапан и продувается).
Но когда в шевроле экспрорере нажимаю в меню управления механизмами на “ВКЛ” в меню продувки адсорбера, то нечего не происходит, вообще нечего, как был график 0 %, так и стоит дальше. Что это может быть? Как проверить, может ЭБУ не посылает сигналы на коннектор датчика продувки? Или сам угольный элемент закоксовался и поэтому нет реакции на тест продувки адсорбера?
Приветствую, Дмитрий. Клапан при этом тоже молчит?
Через программу, молчит..Напрямую к АКБ – цокает.
Я бы еще обратил внимание, дает ли ЭБУ команду на открытие клапана во время обычной поездки.
Также проверил бы наличие напряжения на первом контакте клапана при работающем двигателе. И проверил сопротивление провода от второго контакта клапана к 65 контакту ЭБУ
ЭБУ изредка по графикам да выдает от 2 до 6 % открытие.
Напряжение и сопротивление с подключенным клапаном через скрепки проверять, или просто в разъеме для клапана?
Клапан продувки адсорбера — как он работает, проблемы, симптомы, проверка
Клапан продувки адсорбера (КПА) является частью системы улавливания паров бензина (EVAP). Система EVAP предотвращает выход паров топлива из топливного бака в атмосферу. Она улавливает пары бензина и временно хранит их в угольной канистре — адсорбере.
Для чего нужен клапан продувки
При определенных условиях работы двигателя, пары топлива удаляются из адсорбера и сжигаются внутри двигателя. Продувочный клапан контролирует количество паров топлива, которое продувается из адсорбера во впускной тракт.
Как работает
В современных автомобилях КПА представляет собой соленоид с электроприводом, который управляется блоком управления двигателя (ЭБУ).
Когда двигатель выключен, клапан закрыт. Когда двигатель работает и полностью прогрелся, ЭБУ постепенно открывает КПА, чтобы позволить некоторому количеству паров топлива перемещаться из адсорбера во впускной тракт и сжигаться в двигателе.
Поток продувки контролируется рядом датчиков. Если он меньше или больше ожидаемого в данных условиях, блок управления зажгёт индикатор «Check Engine».
Проблемы с продувочным клапаном
Наиболее распространенная проблема с клапаном продувки — это когда он заклинивает или закрывается не полностью. Это может привести к включению «Check Engine».
В некоторых автомобилях заклинивший продувочный клапан может вызвать затруднения при запуске сразу после заправки: в течение первых нескольких секунд двигатель может работать неровно и дергаться.
Проблемы с КПА распространены во многих автомобилях. В некоторых моделях Hyundai начала 2000-х годов (Elantra, Santa Fe, Tucson, Tiburon) часто случается заклинивший продувочный клапан, вызывающий код ошибки P0441.
Подобные проблемы довольно распространены во многих европейских автомобилях, включая Audi и Volkswagen. В некоторых автомобилях Mazda неисправный клапан может вызывать код P0446 и другие коды EVAP.
Клапан продувки не очень дорогой и его легко заменить.
Как проверить клапан продувки адсорбера?
Правильную процедуру проверки КПА можно найти в руководстве по обслуживанию автомобиля. Последовательность действий различается в зависимости от марки и модели автомобиля.
Проверка катушки
В большинстве автомобилей клапан обычно закрыт, то есть он должен быть закрыт без напряжения и открыт при подаче напряжения. Причём, когда на КПА подаётся напряжение должен быть слышен отчетливый щелчок.
Проверка герметичности
Следующим шагом является проверка правильности закрытия продувочного клапана и его герметичности. Для этого нужно подключить ручной вакуумный насос (можно использовать медицинский шприц) и приложить вакуум к клапану.
Без напряжения клапан должен хорошо держать вакуум. Теперь подключаем напряжение аккумулятора. Клапан продувки щелкает, и вакуум немедленно падает. В этом случае КПА исправен.
Например, Автоваз рекомендует следующую процедуру:
Помимо клапана продувки адсорбера коды ошибок, связанные с EVAP, часто бывают вызваны неисправным вентиляционным клапаном или крышкой бензобака.
Адсорбер можно тоже снять с автомобиля. И даже нужно. Залейте в снятый адсорбер адсорбирующую жидкость и бросьте где нибуть подальше может пригодится а может в ТОПКУ ЕГО!
Переходники с двумя белыми квадратами тоже снимайте не все но оставте один тот до которого руки не доберутся. Именно тот и есть одит который может остаться. Сэпоратор — долой.
Спасибо что поделились весьма ценной инфомацией полученной в ходе спипритических сеансов из другого мира,куда уходят отжившие клапаны EVAP.
Клапан работает слишком громко.
Lada vesta SW 2019 SW germany