как понять что логопед хороший
Как выбрать хорошего логопеда: 5 советов, которые сэкономят время, нервы и деньги
Выбор логопеда — задача не из легких. Где искать? На что обратить внимание? А как понять, что есть прогресс? В блоге Авито Услуг на все эти вопросы отвечает молодой логопед из Коломны Кристина Кузьмичева.
1. Речь
При выборе логопеда прежде всего обратите внимание на речь самого специалиста: она должна быть четкой, понятной, без слов-паразитов. Ситуация «сапожник без сапог» здесь недопустима, ученик должен хорошо понимать преподавателя, кроме того, он неизбежно будет подражать ему в произношении.
Важно, чтобы логопед стал для ребенка хорошим товарищем, к которому тот охотно идет на занятие. Поэтому не бойтесь поменять нескольких специалистов, если сомневаетесь в том, что ребёнку комфортно на уроке.
Обсудите на берегу, что процесс должен быть прозрачным. Педагог должен ставить родителей в известность о результатах диагностики, плане коррекции, динамике занятий, объяснять все простым языком, не уходить от прямых ответов на вопросы о своих действиях.
2. Формат
Заниматься очно или онлайн — это ваш выбор, который будет зависеть от многих факторов. Я предпочитаю заниматься с детьми только лично, так как считаю, что при коррекции того или иного нарушения необходим контакт с педагогом и живые эмоции, которых в онлайне не увидишь и не почувствуешь. Кроме того, сейчас я не готова брать более 10 воспитанников одновременно: подготовка к занятиям отнимает достаточно много времени, так как для каждого я разрабатываю индивидуальный план, подбираю материал. Каждый месяц я трачу около 10000 рублей на расходные материалы — сюда входит покупка пособий, книг, одноразовых перчаток и шпателей, зондозаменителей для постановки звуков.
3. Не только по советам знакомых
Когда ищете логопеда, не ограничивайтесь только рекомендациями знакомых. Ищите на сайтах объявлений, в социальных сетях. Например, я нашла своих первых клиентов в сети — наудачу разместила бесплатные объявления на нескольких сайтах, хотя и не была уверена в успехе. Уже через три дня раздался звонок первого заказчика, который нашел меня на Авито, — с этим ребенком мы до сих пор занимаемся. Кстати, Авито и сегодня остается основным источником заявок, параллельно я ещё начала развивать инстаграм.
Чем хороши ресурсы с объявлениями — здесь можно сразу посмотреть рейтинг специалиста, ознакомиться с отзывами на его работу и его реакцией на критику. Удалить негативные отклики со страницы на Авито нельзя, в отличие от личной страницы в социальной сети, например.
4. Не бойтесь молодых специалистов
Разумеется, логопед с большой практикой вызывает больше доверия и наверняка имеет опыт работы с очень разными учениками. Зато у начинающего специалиста может быть куда больший запал пробовать новое и вкладываться в собственное обучение. Например, у меня в ближайших планах, помимо получения диплома педагогического вуза, курсы «Логопедический массаж», «Работа с детьми с заиканием», «Как разговорить молчунов».
На своих занятиях я применяю не только знания, которые получила в вузе, но и секретные приемы работы аниматора: вот уже три года я работаю в агентстве детских праздников.
Я считаю, что работа аниматора дала мне опору для взаимодействия с детьми: я не боюсь заговорить с ними, показать себя, умею быть на их волне. К примеру, был один случай в моей практике, когда мальчик вовсе отказывался говорить чётко звук «Ш». Пришлось, не задумываясь, фантазировать. Сказала, что, если он скажет правильно, будет посвящён в рыцари. Это сработало! В конце занятия я сделала меч из длинного шарика (в аниматорстве это называется твистинг-фигурка из шарика) и устроила церемонию посвящения.
Часто, чтобы успокоить ребёнка, на занятии я начинаю вести разговор о персонажах, которые ему интересны. И конечно, работа в сфере детских развлечений помогает развить целеустремлённость и стрессоустойчивость — это основные качества, которые мне сейчас помогают добиться успеха. В логопеде эти качества должны быть дополнением к общительности, доброте и профессиональным знаниям.
5. Не бросайте при первых признаках прогресса
Важно, чтобы семья и педагог были заодно. Попадаются родители, которые не осознают важности своего участия в процессе (например, необходимости выполнения домашних заданий во время каникул), или, напротив, те, кто считает, что занятия с логопедом можно прекратить и взяться за дело лично. Последнее — распространенная ошибка. Со стороны кажется, что поставить ребенку речь легко, но на практике каждый случай требует индивидуального подхода и только грамотный специалист может понять, какие техники использовать для достижения устойчивого результата.
Как найти хорошего логопеда?
Какие вопросы надо задать логопеду, чтобы понять подходит ли он вашему ребенку
Не секрет, что количество детей с проблемами речи год от года стремительно растет. Логопедов в детских садах не хватает. А те, кто есть, берут ограниченное количество детей, как правило, только с тяжелыми нарушениями речи.
Остается искать частнопрактикующего логопеда.
И тут родители в растерянности: как же его найти?
Может быть, по бесплатным объявлениям в Интернете? Но есть мнение, что там обитают только неопытные, начинающие или «плохие» специалисты, имеющие хронический дефицит клиентов.
Часто слышишь от родителей: «К хорошему логопеду идут только по рекомендациям!» Но логопед, которого вам порекомендовала подруга или знакомая, может не уложиться в срок, в который он исправил такой же дефект речи у чужого ребенка. Одинаковых детей не бывает, так же, как и одинаковых сроков устранения речевых проблем. Отсюда и последующие обиды на логопеда.
На что надо обращать внимание при выборе логопеда?
Вот вам примерный список вопросов, который поможет выбрать подходящего специалиста для вас или вашего ребенка.
1. Каковы квалификация и опыт логопеда?
Наверное, с этого вопроса вы начнете общение с незнакомым логопедом, которого вы нашли сами.
Хорошо, если логопед сам предложит посмотреть копию своего диплома с квалификацией «Учитель-дефектолог, логопед».
Еще лучше, если есть возможность ознакомится с его профессиональным портфолио, при изучении которого нужно обратить внимание на то, как часто специалист проходит курсы повышения квалификации. Это показатель того, развивается ли человек профессионально, стремится ли он улучшать результаты своей работы.
2. Имеет ли специалист опыт работы по проблеме, для которой вы ищете решение?
Например, детей с заиканием или с дисграфией возьмет не каждый логопед. Чем больше опыта у логопеда в решении конкретной речевой проблемы, тем больше шансов на успех в лечении.
3. Стоимость занятий.
В первую очередь родителей волнует вопрос цены. Это понятно. Тут каждый сам должен оценить свои финансовые возможности.
Нужно только учитывать, что с дошкольником логопед занимается не более 30 мин, а со школьником уже Соответственно, и цены могут быть разными.
И помните, что высокая цена не всегда говорит о качестве специалиста и не дает гарантии быстрого результата.
4. Комфортно ли вам обоим с новым логопедом?
Прислушайтесь к своим чувствам и чувствам вашего ребенка.
Естественно, что не каждый малыш пойдет на контакт с педагогом сразу же на первом занятии. В свою очередь, умный родитель всегда поможет построить отношения со специалистом.
Но если логопед не нашел подход к малышу после трех встреч, есть повод задуматься над вопросом: «А стоит ли дальше тратить время и деньги?»
И, наконец, вот два вопроса, которые чаще всего задают родители логопеду.
5. Как долго нам нужно будет ходить на занятия?
Ответ на этот вопрос зависит от того, может ли логопед четко определить, как он может помочь вам. Опытный специалист всегда даст вам основную «дорожную карту», а также конкретное и понятное указание о том, как вы узнаете, когда лечение закончено.
6. Есть ли гарантия результата?
Конечно, всем хочется сэкономить, ведь занятия недёшевы, да и слово «гарантия» в нашем развивающемся капиталистическом обществе стремительно входит в лексикон и сознание каждого клиента.
Что чаще всего отвечает логопед? «Давайте начнем, а там посмотрим на динамику». Или: «Минимум 10 занятий!»
Устраивает ли такой ответ родителей? Чаще всего — нет. Но речь исправлять надо, и мама ребенка соглашается на занятия.
Конечно, логопеду важно дать родителям надежду, но, к сожалению, ни один специалист не даст вам полную и абсолютную гарантию быстрого результата. В этом вся сложность отношений с «педагогом речи».
Выход один — активно принимать участие в работе, присутствовать на занятиях, чтобы понимать, как продвигается работа. И обязательно заниматься с ребенком дома по заданиям логопеда.
Ведь любой речевой навык — это как танец, который не выучишь с хореографом всего за два урока.
«Тренировка и еще раз тренировка» — девиз любого логопеда. И это придется понять и принять любому родителю, который желает для своего ребенка красивой и правильной речи.
Статья предоставлена сайтом «Логопедический Портал»
“Начнем заниматься, а там будет видно” — как выбрать хорошего логопеда
Дает прогноз или “там будет видно”
— Родители приняли решение обратиться с ребенком к логопеду. Как понять, хороший это специалист или нет?
— Гарантий, к сожалению, нет. Стоит, мне кажется, обратить внимание вот на такие моменты:
Позволю себе ещё цитату логопеда в обсуждении на фейсбуке, который касается последнего пункта: «Никогда не даю прогноз, не обещаю за определённый срок убрать проблемы».
Меня это очень расстраивает, я посмотрела страничку логопеда – опытный. Так захотелось спросить: а если не будет называть сроки восстановления функции врач (я понимаю, что могут быть осложнения, нюансы в смене лечения)? Когда врач говорит «прогноза нет», это очень волнительно. Или юрист отводит на решение проблемы месяц, пусть с запасом, но прогноз по решению проблемы получен. Это показатель профессионализма во многих профессиях — и в логопедии тоже.
Очень хорошо, когда специалист планирует свою деятельность. Не так страшно, когда после дообследования вносятся корректировки, хорошо, когда идёт наблюдение в динамике. Хуже, когда прогноза нет совсем.
— А можете сказать конкретно, сколько времени нужно, чтобы поставить звуки или, например, звук [р], исправить дисграфию?
Ольга Азова. Фото: Анна Данилова
— Сразу договоримся, что информация по детям, у которых только нарушения речи, нет задержки психического развития (ЗПР), умственной отсталости.
Для постановки звука [р] в самом сложном варианте — полгода, а в основном гораздо быстрее.
Если у ребёнка дизартрия (нарушение произношения и просодики вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы) много звуков нарушено, то нужно учитывать, что большее время уйдёт на автоматизацию. Тут при самом хорошем подходе — два года.
Про дисграфию так. Если у ребенка до школы не было речевых проблем, либо было диагностировано фонетико-фонематическое нарушение, то год, при смешанной форме — два. Если было общее недоразвитие речи и появились не только нарушения письма, но и письменной речи (дизорфографии), то такой ребёнок занимается 3-4 года, то есть всю начальную школу.
Стоит уточнить, что в подгруппах работа может проходить дольше, чем на индивидуальных занятиях. Родителям я говорю, что если у ребёнка «4» и «5» по математике (в расчет идут объективные оценки), то по коррекции дизорфографии буду заниматься год, если вы будете выполнять домашние задания, два года – если мы занимаемся с ребёнком вдвоём, без помощи родителей.
— Какие вопросы нужно ожидать от логопеда, и если он не задал их при знакомстве с ребенком, стоит насторожиться?
— Смотря с какой проблемой пришёл ребёнок. Если это тяжёлое нарушение речи, то, конечно, нужно время, чтобы оценить работоспособность ребёнка и уровень помощи семьи при выполнении домашних заданий. Через несколько занятий это уже будет понятно.
Конечно, дети, как и взрослые, живые люди со своими желаниями и настроением, это нужно учитывать при первом знакомстве. Может так быть, что сначала какую-то проблему логопед не обнаружил, но в процессе первых занятий всё встанет на свои места.
Иногда на консультации кажется, что проблема чуть легче или, наоборот, чуть тяжелее, но через несколько занятий всё будет понятно окончательно. Нужно немного сработаться и привыкнуть к друг другу.
Некоторые особенности развития можно оценить только процессуально. Например, ребёнок усваивает материал несколько дольше, чем изначально спланировал логопед. В течение совместного труда становится понятно кого из команды специалистов нужно подключить к работе, чтобы максимально эффективно решить задачу.
— Стоит ли родителям побывать на занятии?
— Решать по ситуации. У меня разный опыт. Когда я была школьным логопедом, то буквально уговаривала родителей посетить наши фронтальные занятия, но максимум, на что они соглашались, это раз в год — открытое занятие и родительское собрание.
В индивидуальной работе с точностью наоборот, многие родители почти всегда присутствовали на занятиях с тем, чтобы дома максимально делать, как я. Сейчас у нас в центре очень сложные дети, которые сильно отвлекаются на присутствие родителей, поэтому, несмотря на то, что запрета нет, ждут в коридоре, но при желании можно услышать всё, что происходит за дверью или записать на камеру/диктофон занятие.
“А нам он помог”
— Когда должны появиться результаты, как понять, есть они или нет? Как понять, что их нет и что дело – в непрофессионализме?
— Результаты есть всегда, можно сказать, почти с первого занятия. Вот, например, ребёнок не мог делать артикуляционное упражнение при постановке звука – стало получаться, не было указательного жеста – есть, не владел проверкой и нахождением места безударного гласного даже в простых словах – научился.
Нужно ставить промежуточные цели, но идти к генеральной.
У каждого занятия есть цель, которую ставит логопед себе и может соответственно поделиться с родителем. Если она выполнена, то всё идёт правильно.
— Если логопед предлагает что-нибудь дополнительно, как понять – это действительно нужно или нет?
— Логопед должен аргументировать. Если, например, в процессе занятий становится понятно, что материал усваивается медленнее, чем обычно это происходит у детей с похожей проблемой или, обнаруживаются другие дефициты, которые напрямую связаны с речью, но логопед с этим непосредственно не занимается, то специалист предлагает обратиться за помощью к коллегам – психологу, массажисту, нейропсихологу.
Я за разделение труда. Нельзя проводить логопедическое занятие и одновременно не развивать память или внимание, но и нельзя только этим заниматься, для этого есть другой специалист. Не нужно исправлять дисграфию на физкультуре, для коррекции нужны занятия в тетради, но если у ребёнка диспраксия (касается выполнения некоторых ежедневных действий, требующий сложной интеграции на уровне мозга между схемами движения и основными функциями), то ему будут показаны занятия, на которых непосредственно этим занимаются – сенсорная интеграция, кинезиология, нейропсихология, физическая культура.
Вот сегодня пришла на консультацию девочка, которая долго молчала, но сейчас уже говорит, и у мамы как раз вопрос – «справится ли на этом этапе один логопед». Только я хотела сказать «нет», как выясняется, что сад частный и там полный арсенал специалистов, которые комплексно занимаются с детьми: массажист, музыкальный педагог, психолог, тренер в бассейне и спортзале. Ответ в результате был другой – «справится», если он качественно подходит к проведению занятий.
— При выборе специалиста всегда ли полезны рекомендации знакомых, что вот, кому-то он очень помог?
— Мне кажется, что это важно. Особенно, если люди близкие, мнению которых уже доверяли в других ситуациях, у детей похожие диагнозы.
Если люди надёжные, то в данном случае это не просто «сарафанное радио», а удачный опыт людей. Тут же речь не идёт про рекламу и не обсуждается человеческий фактор, а только профессионализм.
Вот ребёнок долго молчит и ему помогли заговорить, у него было сложное поведение и семье помогли с ним справиться, на письме было много ошибок и ребёнок перестал их делать, не выговаривал звуки и за год полностью исправил недостатки звукопроизношения. Ряд можно продолжить.
Мне кажется, что самое важное именно то, что это конкретный опыт ребёнка и семьи, а не виртуальные рекомендации абстрактных людей.
Вы видите результат и можете его оценить, особенно, если до этого была действительно проблема.
Мы же даже в более простых вопросах, как, например, стрижка, не идём к первому встречному мастеру, а к тому, чьи результаты нам нравятся. Но в любом случае нужно понимать, что это будет лично наш опыт и ответственность, именно так к этому нужно относиться.
Закончил институт — специалист на века
— Родители нередко жалуются, что сегодня очень сложно самостоятельно выбрать хорошего логопеда. Почему сложно?
— Раньше, до 90-х годов, в нашей стране было всего несколько дефектологических факультетов при поступлении на которые проходил очень серьёзный отбор студентов, был стабильно высокий конкурс.
Но сегодня настало такое время, когда количество заболеваний, связанных с нарушениями речи, поведения, интеллекта увеличилось в разы.
Рухнуло классическое образование логопедов. Вуз берёт всех, кто пришёл, а студент руководствуется тем, что “высшей математики при обучении нет, как-нибудь два вопроса выучу”.
Дело уже не только в номинальной конкуренции, а именно в качественном отборе.
Кстати, и любовь к детям, и мотивация к профессии, и желание помогать, тоже ранее учитывали во время собеседования по профотбору, но и, кроме большой составляющей, которая заключается не только в душевности, но и умению найти подход к ребёнку, важное – знание, и главное, умение помочь ребёнку или взрослому.
— Существует система контроля над работой логопедов?
— Системы контроля практически нет, во многих городах распущены даже методические объединения. Я была в одном учреждении — там три года подряд увольняли по логопеду. Год проработал, детям не помог, все нарушения и проблемы как были, так через год и остались – уволили, взяли нового — и так три года. То есть на протяжении этого времени дети в этом детском учреждении не получали помощь.
Логопеды отказываются работать с детьми, если проблема чуть сложнее, ссылаясь на отсутствие опыта, несмотря на то, что в дипломе написано, что это его профессиональная компетенция. Многие также пробуют, не получилось – оставили ребёнка совсем без помощи.
— Как можно изменить ситуацию?
— Специалистов спасёт только обучение, повышение своей квалификации. Мне пишут многие коллеги, готовые учиться.
У меня есть хорошая коллега, известный человек, которая, используя своё базовое образование, по сути освоила новую профессию, прошла массу серьёзных обучений, курсов, благо сейчас можно обучаться новому, даже не выезжая из страны. Авторы оригинальных методик приезжают в Россию.
У нас нет опыта повышать квалификацию путём разовых консультаций у более опытного коллеги — супервизии. Я могу ошибаться, но причины две – это стоит денег и как-то не принято, зазорно что ли, особенно, если уже есть какой-то опыт. Конечно, повезло тем, у кого были и есть учителя, с которыми добрые отношения как с наставниками. к которым можно обратиться за помощью, и тем, кто работает в команде, имеет возможность коллегиальных профессиональных разборов.
У нас практически нет профессиональных ассоциаций. А если и есть таковые, то они номинальные, работы они не ведут.
Также нет и ступеней роста специалиста.
Закончил институт, и всё, ты специалист на века. Нет промежуточных тестирований, если человек меняет специализацию. Нет периода, когда молодой специалист работает под руководством более опытного коллеги, а сразу идёт и, что называется, «пробует на детях». Наставничество – это скорее исключение.
Для контролирующих организаций — нужна система оценок, градаций, независимые аттестации. И опять речь не про то, что куплен сертификат, что просто написан реферат. Очень хочется качества.
Как клиенты выбирают логопедов и как стать востребованным специалистом?
Количество речевых нарушений у детей и взрослых велико, и логопеды очень востребованны. Но и клиенты требовательны и тщательно подходят к выбору специалиста. Как люди подбирают логопеда, на что обращают внимание и как сформировать имидж мастера своего дела, к которому выстраиваются очереди?
На что обращают внимание клиенты при выборе логопеда
Клиенты принимают во внимание несколько факторов, включая репутацию логопеда.
1. Уровень профессиональной подготовки и стаж.
2. Профессиональное развитие. Наличие у логопеда удостоверений о повышении квалификации свидетельствует, что специалист совершенствуется и осваивает новые подходы. Даже если вы занимаетесь частной практикой и ни перед кем не отчитываетесь, желательно повышать квалификацию каждый год.
Тем более что сегодня нет проблем с выбором программ обучения, которые можно пройти дистанционно*. Например, АНО «НИИДПО» предлагает более 30 курсов для логопедов, а зачисление проводится регулярно, в течение всего года.
3. Опыт работы с конкретными нарушениями. Получив диплом, логопед теоретически может работать с любыми проблемами. На практике каждый специалист со временем выбирает определенную категорию клиентов.
4. Сотрудничество со смежными специалистами. Логопеды объединяются в команды с дефектологами, психологами, нейропсихологами. Если ребенку требуется помощь нескольких специалистов, удобнее, если они будут иметь возможность разработать совместный план действий.
5. Отзывы и рекомендации. Имеют значение не просто отзывы, а опыт людей с похожими проблемами, которым помог специалист.
6. Стоимость. Высокая цена не всегда служит гарантией профессионализма. А если вы только начинаете, честно признайтесь в этом и сделайте более низкую цену на свои услуги, компенсируя недостаток опыта добросовестным подходом.
7. Локация. Удобно, если кабинет логопеда находится рядом со станцией метро или остановками общественного транспорта с большим выбором маршрутов.
► Как сформировать образ логопеда и стать востребованным, если вы решили начать частную практику?
Что должен уметь логопед?
К логопеду часто обращаются, не зная точных диагнозов. Поэтому крайне важно уметь определить вид речевого нарушения и его возможные причины. С этой целью пациент проходит диагностику и консультируется с врачами. После ознакомления с медицинскими выписками проводится логопедическое обследование и составляется план коррекции.
Логопед должен ответить на вопросы: какие именно направления, методы и приемы коррекционной работы выбрать для конкретного пациента, каких результатов возможно достичь, сколько занятий потребуется. Конечно, есть сложные проблемы, работать с которыми требуется годами, но промежуточные результаты логопед назвать обязан. Пусть не в первый день, а после нескольких занятий. При этом оценивать тяжесть проблемы и давать прогнозы следует осторожно, учитывая, что даже легкие нарушения могут быть следствием заболеваний центральной нервной системы, несформированностью или недостаточным развитием внимания, памяти, мышления, восприятия.
Важно адекватно оценивать свой опыт и умения. Логопед, выбравший для себя узкую специализацию (по виду проблем, по категории или возрасту пациента), будет более профессиональным, чем тот, кто хватается за каждое предложение.
Логопед работает с человеком, и ему не обойтись без умения найти общий язык с пациентом, особенно с ребенком. Прежде чем начать коррекционную работу, необходимо установить контакт и настроить на взаимодействие. Особенно сложно, если у ребенка СДВГ, РАС или нарушения поведения, в этом случае логопеду будет полезно знание психологии.
Как выбрать хорошего логопеда ребенка?
Ежегодно на территории России и других стран СНГ рождается большое количество детей, у которых есть дефекты речи. Подобным может обладать и ваш ребенок.
Самыми распространенными проблемами являются шепелявость и картавость. Если у вашего дитя есть что-то из этого, то переживать не стоит. Все это можно вылечить, и научить ребенка говорить правильно. Для этого вам достаточно будет записать его к логопеду, и заставить усердно заниматься.
Но здесь возникает одна проблема. В детских садиках логопедов мало. А в некоторых учреждениях их вообще нет. И, поэтому, отсутствуют гарантии, что вашего ребенка могут взять на занятия. Ему просто может не хватить места в группе.
Единственный выход – найти специалиста самостоятельно. На этом этапе и возникают проблемы. На «рынке труда» работает много логопедов. Но, к сожалению, не все из них высококвалифицированные и могут действительно вылечить дефект у дитя. Мы расскажем вам, как подобрать качественного логопеда ребенку.
Как и где искать логопеда?
Родители впадают в ступор даже на этапе поиска специалиста. Они просто не знают, где его можно подобрать. Хотим порекомендовать вам способ, с которым вы точно не прогадаете.
Просто поспрашивайте у своих знакомых и друзей контакты логопеда. Они посоветуют вам действительно толкового специалиста, который уже помог им.
Но есть и альтернативные способы поиска. Некоторые родители «идут» в интернет и ищут специалистов там. Но большинство других взрослых почему-то думают, что всемирная паутина – не лучшее место для поиска профессионалов. Мол, «у хороших специалистов и так много заказов», и «пиар им не нужен». Так относиться к поиску специалистов нельзя. Все профессиональные доктора когда-то начинали с нуля. И то, что у человека нет клиентов, не значит, что он ничего не умеет. Возможно, он просто недавно выпустился из ВУЗа, и еще не наработал клиентскую базу. В конце-концов, в 21 веке наступила эра интернета. И даже крупные компании ищут себе сотрудников там. Это ведь не значит, что те, кто отправляет им резюме – дилетанты?
Бывает и такое, что даже тот доктор, которого вам порекомендовали, может разочаровать. Например, ваша подруга отдала ребенка к логопеду, чтобы он исправил ему букву «р». На это малышу понадобилось 3 месяца, потому что он усердно занимался, и, например, у него был более развит язык.
У вашего ребенка аналогичный дефект. Вы спрашиваете у подруги номер этого специалиста, отводите к нему чадо, и рассчитываете, что заплатить придется всего за 3 месяца работы с дефектологом.
Но во время занятий, обучение проходит очень тяжело. К примеру, у ребенка более слабый язык, чем у дитя вашей подруги. В результате, занятия растягиваются на полгода, и вам приходится платить сумму в два раза больше, чем ту, на которую вы рассчитывали. Вы разочаровываетесь, и начинаете винить логопеда в непрофессионализме и некомпетентности, хотя его и порекомендовала ваша подруга. Из этого нужно сделать вывод, что далеко не все доктора «по рекомендации» могут вылечить ваше чадо так, как это было у, к примеру, вашей подруги.
Суть в том, что каждый случай индивидуален. В одном случае специалист из интернета может вылечить дефекты вашего ребенка за самые кратчайшие сроки, хоть у него раньше и не было клиентов. А в другом – врач по рекомендации может лечить дитя полтора года, и не добиться результата. Все зависит от внешних причин, и многих аспектов, о которых мы с вами даже и не задумываемся.
Помните, найти логопеда в наши дни просто. Но вам нужен не просто доктор. Вам нужен профессионал, который поможет ребенку и исправит его дефекты.
Проведите мини-собеседование. Задайте потенциальному логопеду вопросы
Чтобы подобрать действительно высококвалифицированного логопеда, вам нужно, прежде всего, поговорить с ним. В процессе беседы обязательно задайте следующие вопросы:
Есть ли у вас высшее образование? Какой у вас опыт?
На данном этапе вы должны попросить у специалиста ксерокопию его диплома о высшем образовании. Когда он покажет ее, посмотрите внимательно, что написано в графе со специальностью. Там должно быть указано: «учитель дефектолог, логопед».
Желательно попросить у доктора его портфолио. И показать дополнительные дипломы. Если он даст вам в руки портфолио, то внимательно посмотрите на то, когда доктор в последний раз ездил на курсы повышения квалификации.
Если такие дипломы у человека присутствуют, это показатель того, что он постоянно стремится узнать что-то новое. И улучшить свои навыки в профессии.
Работали ли вы когда-нибудь с проблемами, которые есть у моего ребенка? (Например, заикание и дисграфия)
Этот вопрос тоже нужно уточнить перед началом занятий. Спросите у специалиста заранее, сможет ли он исправить ребенку заикание или дисграфию. Это специфические болезни, за которые берется далеко не каждый логопед.
Помните, если у чада есть дисграфия или заикание, то в интернете искать специалистов нельзя. Лучше обратитесь в какую-нибудь частную клинику на территории вашего города. Занятия там, конечно, будут дорогие, но зато специалисты помогут ребенку перестать заикаться. Но и там тоже нужно не терять бдительность, и в обязательном порядке проверять диплом специалиста.
Сколько стоят занятия с вами?
Далее, вам нужно спросить, сколько стоят занятия. Это важный аспект. Да, подобрать качественного специалиста – важно, но если его услуги будут слишком дорогими, то вы должны узнать об этом заранее. И, если вас что-то не устроит, вы хотя бы сможете отказаться, и не останетесь ему должны.
Потому, что нередко бывает такое, когда родители забывают уточнить стоимость услуг. А потом, после первого занятия, доктор начинает требовать с ребенка, к примеру, тысячу рублей. При том, что родители рассчитывали на 500.
У детей, которые только пойдут в школу, максимальная длина занятия составляет полчаса. А у ребенка в школьном возрасте – от 45 минут до часа.
Длина одного занятия напрямую влияет на стоимость. Этот момент тоже нужно учитывать во время обсуждения стоимости услуг.
Не рекомендуем вам подбирать специалистов по принципу «кто больше берет, тот и более высоко квалифицирован». Это не дает гарантий того, что определенный доктор – профессионал своего дела. Этот момент тоже нужно учитывать.
Спросите у ребенка после первого занятия, понравился ли ему логопед
После того, как побеседуете со специалистом, подумайте, нравится он вам или нет. Какое отношение сформировалось к нему за время вашей беседы? Вызвал ли он у вас доверие, как человек, и как доктор?
После первого занятия обязательно поговорите с ребенком. Спросите, понравилось ли ему заниматься с логопедом? Нашли ли они общий язык? Если на последний вопрос ребенок ответит отрицательно, то дайте доктору шанс. Пусть дите походит еще пару раз. И, если ему не понравится логопед даже после такого количества занятий, то начните подбирать другого специалиста. Какой смысл заниматься с этим, если чаду некомфортно?
Какие вопросы чаще всего задают логопеду?
Сколько ребенку придется с вами заниматься?
Заранее спрогнозировать точное время, которое понадобится на исправление дефекта, очень сложно. Специалист может назвать только примерный срок. Обычно, это полгода-год. В зависимости от того, насколько сложным является дефект в плане исправления.
Но помните, что на лечение больше времени нужно только подросткам. Они могут исправить, к примеру, букву «р» за 9 месяцев-год. А у совсем маленьких карапузов на исправление уходит, в среднем, три месяца. У школьников, которые учатся в младших классах, дефекты уходят за полгода.
Также, врач расскажет вам, как определить, что занятия можно прекращать. И объяснит, как понять, что определенная буква или звук исправлены.
Какие гарантии того, что ребенок сможет исправить дефект?
Безусловно, все родители хотят добиться результата, заплатив, при этом, меньше денег. Но гарантировать наверняка специалист ничего не может. Если ребенок будет усердно тренироваться, то он в любом случае сможет исправить дефект. Но никто не застрахован от того, что малыш просто решит сдаться, и перестанет посещать занятия и заниматься дома. Из-за чего деньги родителей будут выброшены на ветер.
На вопрос о гарантиях, доктора чаще всего говорят: «давайте немного позанимаемся, а потом посмотрим на первичные результаты, и определимся». Либо «На исправление проблемы нужно минимум 10 тренировок. За меньшее время результата добиться не получится».
Чтобы ваш ребенок точно смог избавиться от дефекта, рекомендуем вам следить за ним. Заставлять тренироваться дома. И не прогуливать занятий с логопедом. Только так вы сможете помочь ребенку вылечить картавость, шепелявость и другие проблемы такого типа. По большей части, все зависит от него и от вас. Доктор играет в занятиях намного меньшую роль, чем дисциплина и трудолюбие.
На сайте Vikids вы можете найти логопеда для своего ребенка.
Также найти клинику, которая занимается расстройством речи.