как понять что мотоцикл перегрелся
Перегрев двигателя мотоцикла: как заметить и что с этим делать
Летом жарко не только водителям, которые не знают про перфорированные мотокуртки Icon, но и некоторым двигателям мотоциклов. В разгар сезона мотоциклисты иногда сталкиваются с перегревом силового аппарата, причиной которому может послужить множество причин. Их мы рассмотрим позже в отдельной статье.
Перегрев двигателя мотоцикла рискует выйти боком и вылиться в долгоиграющий ремонт, если во время не принять меры. Но как понять, что двигатель перегревается?
Повышенная температура
Инженеры разрабатывали двигатели таким образом, чтобы выделяемое в процессе работы тепло не перенагревало силовой аппарат в целом. Во время езды мотоциклист может ощутить, что жар от двигателя стал гораздо сильнее, чем обычно. Такое сложно пропустить, если обращать внимание, насколько прогревается двигатель при интенсивной езде и как ведет себя в пробках.
Перегрев двигателя может быть как причиной появления других настораживающих «звоночков» неисправности, так и их последствием. Например, если плохо работает система охлаждения, то логично, что двигатель начнет перегреваться. С другой стороны, если на улице действительно очень жарко, а характер езды накаливает двигатель еще больше, в результате перегрева можно получить целый букет проблем.
Правило первое: если жар от мотора становится нестерпимым, значит, пора останавливаться.
Потеря мощности
Проблемы с двигателем выдают такие признаки, как потеря мощности или посторонние звуки на фоне повышенного жара. Если мотор вот-вот словит теплой клин, вы заметите, что при всех его попытках отработать, как положено, мощность не увеличивается. Мотоцикл «пыхтит», пытается, буквально надрывается, но ему очевидно тяжело… Уже тяжело.
Если при потере мощности вдруг появляются посторонние звуки из двигателя, да и «припекает» порядком – паркуйся, дружище.
При перегреве двигатель начинает постукивать, как бы толсто намекая: «Вите надо выйти».
Запах кипящего масла
Проблемы мотоцикла можно увидеть, услышать, а еще и унюхать. Посторонние запахи расскажут, что где-то что-то протекло, если под байком еще не образовалась мазутная лужа. Но если вы чувствуете запах кипящего масла при повышенном жаре от силового аппарата, это крайне тревожный признак. В нормальном состоянии у мотоцикла технические жидкости не протекают и, естественно, не кипят. Но если жар двигателя заставляет масло подкипать – все, приехали, тормози!
Бурление в радиаторе
Из того же списка, что и запах жженого масла. Если в радиаторе вдруг начинается громкое бульканье, значит, мотор или не охлаждается по причине какой-то проблемы, или не успевает охладиться. Так или иначе, повышенный жар при звуках бульканья – веская причина для остановки.
Так что делать, если вы заподозрили перегрев двигателя мотоцикла?
Нужно сразу же искать место для остановки, желательно в тени. Двигателю необходимо дать остыть без резких перепадов температуры. Не нужно принудительно охлаждать разгоряченный металл, пусть постепенно остынет сам.
За это время можно посетить какое-нибудь кафе, погулять по парку или магазинам, заняться своими делами. Когда двигатель остынет, не лишним будет осмотреть его и систему охлаждения, нет ли технических неисправностей, а после этого можно заводить двигатель снова.
Признаки перегрева двигателя кроссового мотоцикла или мотовездехода
В разгар состязаний и даже во время простых забав в условиях бездорожья достаточно легко не заметить или даже мимолетно проигнорировать появившиеся признаки перегрева двигателя кроссового мотоцикла или мотовездехода.
Если вы согласны с изречением «валящий из радиатора пар – еще не повод прекращать гонку», вы действительно рискуете остаться без двигателя. Хотя… кто же способен внять доводам и остановиться, когда до финишной черты осталось не более 1 минуты хода? Но имейте в виду, что длительная эксплуатация мотоцикла с перегретым двигателем чревата серьезным повреждением его внутренних компонентов, а также системы охлаждения. Если вовремя обнаружить признаки перегрева и дать двигателю остыть, вполне можно избежать множества проблем, но если довести охлаждающую жидкость до кипения и/или позволить ей полностью испариться, в ближайшем будущем придется не только подвергнуть двигатель капитальному ремонту, но и поменять радиатор.
Перегрев двигателя происходит по разным причинам, например из-за потекшего/поврежденного радиатора или неисправного водяного насоса. Но иногда повышение температуры двигателя связано с проблемой, которую невозможно предотвратить даже во время самого тщательнейшего планового технического обслуживания. Забитый грязью и продуктами износа радиатор и даже простая езда на мотоцикле в жаркий день способны привести к перегрузке системы охлаждения независимо от того, насколько свежая и высококачественная охлаждающая жидкость в нее залита. На самом деле, самый высокий уровень защиты двигателя обеспечивается при соблюдении следующих условий: охлаждающая жидкость должна быть свежей, она должна быть в достаточном количестве (движение при низком уровне жидкости неизбежно приводит к перегреву двигателя) и быть высококачественной. Кроме того, желательно выбирать предназначенный специально для кроссовых мотоциклов продукт от проверенного производителя.
Когда двигатель кроссового мотоцикла или мотовездехода начинает перегреваться, появляется ряд предупреждающих признаков. Своевременно обращая внимание на такие признаки, особенно при эксплуатации мотоцикла в сложных условиях (жара, грязь и т. д.), можно, по крайней мере, понять, стоит ли рисковать и продолжать движение. Перегрев двигателя имеет следующие последствия:
Это не значит, что перечисленные явления происходят все сразу. Как правило, признаки проявляются в определенном порядке. Можно почувствовать запах испаряющейся охлаждающей жидкости, а потом заметить вырывающийся из радиатора пар. Во время движения совсем не обязательно, что жидкость будет буквально вытекать, но вы можете почувствовать повышение температуры кожуха двигателя. В зависимости от условий и стиля езды у вас, как правило, есть пять минут или даже час, но если вы планируете выйти из сложившейся ситуации без потерь, не ждите дольше 15 минут.
При экстремальной езде не стоит пренебрегать средствами защиты, в том числе, и защитной мотоэкипировкой. Правильно подобрать ее Вам помогут наши специалисты в магазине в Сокольниках. Здесь представлен огромный ассортимент по доступным ценам.
Перегрев двигателя мотоцикла
Для того чтобы владеть мотоциклом, недостаточно иметь только нужную сумму на его покупку, каждый мотоциклист должен знать, как обращаться с техникой и как ее обслуживать. Традиционно мотосезон большинства байкеров совпадает с теплым временем года, но именно в это время велик риск перегреть мотор мотоцикла и отправиться на дорогостоящий ремонт. Чтобы такого не произошло нужно знать некоторые правила и особенности подобной техники, которые помогут избежать возможных проблем.
Причина перегрева моторов с жидкостным охлаждением
Большинство мотоциклов на которых устанавливается жидкостное охлаждение имеют четырехтактные двигателя. Они, как правило, обладают высокой мощностью и способны долгое время работать на повышенных оборотах из-за чего и имеют большую тепловую нагрузку. Перегреть такой мотор достаточно сложно, но при неправильном обслуживании или поломке это вполне возможный вариант. Поэтому владельцем подобной техники нужно внимательно следить за состоянием радиатора охлаждения. Он может легко забиться грязью или повредится от попадания камня. Любой скол или трещина на радиаторе может привести к утечке охлаждающей жидкости, а это значит, что эффективность системы охлаждения существенно снизится. Кроме того, нужно внимательно следить за уровнем и состоянием охлаждающей жидкости в системе и при необходимости ее доливать. Еще одной причиной перегрева может стать неисправность помпы, которая создает нужное давление жидкости в системе охлаждения. Если она вышла из строя, то ее следует немедленно заменить, так как эксплуатация мотоцикла с поломанной помпой приведет к поломке двигателя.
Причины перегрева моторов с воздушным охлаждением
Данный тип моторов может иметь как два, так и четыре такта, однако причины их перегрева сравнимы между собой. Двигателя с воздушным охлаждение не имеют жидкостного радиатора, а их охлаждение осуществляется за счет потоков набегающего воздуха. В качестве радиатора на «воздушках» используются ребра охлаждения, которые находятся на головке цилиндра. Если в процессе эксплуатации, эти ребра забиваются грязью или мусором, то вероятность перегрева многократно возрастает. Кроме того, их легко перегреть при длительной стоянке на холостых оборотах, так как в большинстве случает они не оснащаются принудительным охлаждением.
Признаки перегрева двигателя
Как правила на перегрев двигателя указывает стрелка указателя температуры двигателя, однако критическую ситуацию можно определить и по косвенным признакам. Опытные мотоциклисты могут сразу заметить, что от мотора их «железного коня» исходит более сильный жар, чем это было ранее или резко и без видимых причин упала мощность. В таком случае нужно, как можно быстрей остановится и прекратить эксплуатацию мотоцикла, так как это может привести к серьезным последствиям.
Последствия перегрева
Степень повреждения мотора от перегрева может значительно варьироваться. Если владелиц вовремя заметил неполадку и прекратил эксплуатацию мотоцикла, то можно отделаться не значительным локальным ремонтом. Однако при длительном перегреве последствия могут быть значительными:
Чтобы избежать перегрева мотора на мотоцикле, его нужно своевременно обслуживать, вовремя менять тосол и другие технические жидкости, а также содержать в чистоте.
Перегрев двигателя: как избежать, что контролировать и как быть, если он все же случился
Впереди жаркие летние дни, а значит, «самочувствие» двигателя будет во многом зависеть от эффективности и исправности системы охлаждения. Какие превентивные меры можно принять, чтобы избежать неприятностей по этой части и как быть, если они все-таки случились?
Прежде всего рекомендуем почитать наш предыдущий материал по этой теме – он рассказывает про особенности и скрытые риски современных систем охлаждения. Если лень идти по ссылке, очень кратко повторим основные тезисы:
Таким образом, современный высокотехнологичный автомобиль может иметь сложную систему охлаждения, которая, впрочем, не всегда способна уследить за заданным температурным режимом термонагруженного мотора, что и приводит к локальному или общему перегреву. При этом дедовские методы проверки (пощупать патрубок, бросить клапан термостата в кипящую воду, подключить вентилятор напрямую и т.д.) могут сработать не всегда в силу того, что детали объединены в блоки, упрятаны глубь агрегата, в конце концов потому, что многое теперь регулируется через ЭБУ, который получает данные через датчики и отдает команды исполнительным механизмам. Но все же основы функционирования системы и ее обслуживания никто не отменял. Вот с этого и начнем.
Контроль и профилактика
Как и другие технические жидкости, антифриз имеет свой срок службы. В зависимости от состава он составляет от двух до пяти лет. И срок этот лучше на растягивать. Почему? Со временем присадки «уходят». Если продолжать эксплуатировать старую жидкость, возрастет риск развития коррозионных процессов и загрязнений в системе, что как минимум приводит к снижению ее эффективности – ухудшается теплопередача, снижается ток жидкости в «узких» местах, страдает крыльчатка помпы. Антифриз должен соответствовать предписаниям производителя и элементарно быть качественным.
Одна из наиболее распространенных неисправностей системы охлаждение – недостаточный уровень жидкости, как правило, в результате ее утечек через потерявшие целостность патрубки или негерметичные соединения. Поэтому важен периодический контроль уровня, а также визуальная проверка системы на предмет утечек.
Осматривая патрубки, важно убедиться, что они не имеют трещин и других повреждений, особенно там, где сжимаются хомутами. Также должен насторожить характерный запах антифриза, который указывает на его утечки из системы. Если этот запах чувствуется в салоне при включении «печки», значит, скоро «рванет» в районе радиатора отопителя.
Не забываем и о том, что жидкость может немного выкипать в процессе эксплуатации. В этом случае, если используется концентрат антифриза, смешанный с дистиллированной водой, доливается только последняя. При этом важно соблюдать необходимую пропорцию (как правило, она составляет 1:1), чтобы сохранить качества жидкости в условиях низких температур.
Для проверки плотности используется ареометр. Забор антифриза производится прямо из расширительного бачка. Однако необходимо учитывать, что измерение требуется производить при определенной температуре. В европейских странах и у нас плотность проверяется при +20°С, но, например, международный стандарт ASTM D1122 предполагает измерение при +15,5°С (±0,3°С). Требуемая температура, как правило, указана на шкале прибора.
Как минимум визуального контроля требует и радиатор. Отсутствие следов утечки жидкости и повреждений сот – хорошая новость, но также важно убедиться, что радиатор и пространство перед/за ним остаются чистыми. Как правило, в современных автомобилях применяется несколько радиаторов (охлаждения двигателя, кондиционера, масляный и т.д.), вместе они образуют довольно плотный «бутерброд», в котором скапливается пух и грязь. Эти загрязнения необходимо удалить, либо промывая радиаторы водой под слабым напором (сильная струя автомойки способна повредить нежные детали радиатора!), либо с помощью щетки. Если оставить как есть, эффективность системы охлаждения будет снижена, что может стать одной из причин перегрева.
Про водяной насос скажем чуть ниже, но если говорить о превентивных мерах, то помним о том, что если помпа завязана на привод ГРМ, то и менять ее стоит одновременно с ремнем и роликами, если производителем не указан иной регламент. Часто ресурс насоса оказывается ниже, чем срок службы двух комплектов привода ГРМ, а резко вышедшая из строя помпа может обернуться не только перегревом, но еще и серьезными повреждениями мотора при обрыве ремня.
Проблемы с охлаждением: возможные причины и признаки
Насос отвечает за циркуляцию жидкости в системе, поэтому, если он перестает работать, отвод тепла прекращается, что служит причиной перегрева. Самый крайний случай – резкая остановка насоса из-за заклинивания подшипника. Как раз это приводит к обрыву ремня ГРМ. Но ведь привод помпы может осуществляться и другим способом (ремнем генератора, например) – и его неисправность также может привести к снижению эффективности или остановке насоса.
Если проблема перегрева появилась после замены помпы, не спешите грешить на сам узел. Возможно, проблема – в слишком толстой прокладке, из-за которой между крыльчаткой насоса и корпусом появляется слишком большой зазор, что снижает эффективность работы. И конечно, потеря герметичности прокладки также может стать причиной утечки охлаждающей жидкости.
Может «протекать» и корпус термостата, особенно если на нем завязано много патрубков (каждое соединение с возрастом становится потенциальным местом утечки антифриза). Но все же чаще всего термостат напоминает о себе либо из-за недогрева, либо из-за перегрева двигателя – в зависимости от того, в каком положении зависнет клапан, отвечающий за выход на большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. Соответственно холодный шланг между термостатом и радиатором при перегревающемся двигателе укажет на закрытый клапан.
Повторимся: на старых моторах с простыми системами можно диагностировать источник проблем, щупая патрубки (холодный или горячий, под давлением или нет), а также проверить работоспособность клапана термостата, опуская его в горячую воду (он должен открываться при заданных для данной модели температурах). Но современные системы намного сложнее. Например, и термостат, и помпа могут иметь электропривод и срабатывать по команде блока управления, соответственно для поиска источника проблем уже потребуется чтение ошибок и параметров.
К перегреву может привести и неработающий вентилятор радиатора. Если он электрический, то причины могут крыться в неисправном термовыключателе (из-за этого вентилятор может, наоборот, работать все время, приводя к переохлаждению мотора) либо в неработающем электромоторе вентилятора, реже – в его заклинивании из-за повреждения лопасти или попавшего между ней и корпусом постороннего предмета. Не забываем и про механический привод вентилятора от двигателя через муфту – здесь причина, как правило, кроется в выходе и строя последней. В любом случае источник проблем по этой части достаточно легко обнаружить визуально или с помощью нехитрой инструментальной проверки.
Помпа работает, жидкость циркулирует по большому кругу, вентилятор крутит, но двигатель все равно перегревается. Причины могут быть разными. Во-первых, недостаточная скорость циркуляции из-за все-таки неисправного насоса, ограниченной проходимости каналов (привет, отложения и загрязнения!). Во-вторых, из-за забитого мусором радиатора (а мы предупреждали!).
В-третьих, возможно, в системе имеются воздушные пробки, из-за которых опять же нарушается циркуляция охлаждающей жидкости (в этом случае, несмотря на перегрев, из «печки» будет идти холодный воздух). Паровые пробки возникают из-за негерметичной системы охлаждения, нарушения технологии замены или долива охлаждающей жидкости, а также из-за неисправной крышки расширительного бачка.
А это – отдельная история. За исключением совсем уж старых конструкций, система охлаждения работает с избыточным (порядка 1,1-1,4 атм) давлением. И важную роль в его поддержании на этом уровне играет как раз крышка расширительного бачка, имеющая клапан сброса давления. Если он постоянно открыт и не допускает давление выше атмосферного, двигатель будет «кипеть». Если же клапан заклинило в закрытом положении, есть риск, что повышенное давление повредит патрубки, пластиковые тройники и радиатор.
Работа пробки должна проверяться под давлением с помощью специального оборудования или самодельного приспособления (в последнем случае используется насос с манометром и старый расширительный бачок, лишние отверстия в котором глушатся). Клапан должен обеспечивать рабочее давление системы (зависит от двигателя, но это порядка тех же 1,1-1,4 атм) и открываться при его превышении.
Важно: все работы с крышкой расширительного бачка или радиатора должны проводиться на остывшем двигателе. Попытка открыть пробку, когда система находится под давлением, чревата травмами и ожогами.
Наконец, если ваш автомобиль с «автоматом», причина перегрева может быть в том, что антифриз смешивается с маслом из коробки. Как так? В ряде моделей контур системы охлаждения масла встроен в радиатор двигателя. И если по какой-либо причине трубка повреждается, происходит смешивание технических жидкостей. Видимое следствие – перегрев двигателя, заложенная мина замедленного действия – повреждение коробки. На проблему помимо повышения температуры двигателя указывает эмульсия в расширительном бачке.
Да, ее можно видеть и при пробое прокладки ГБЦ, но это лишь один из многочисленных признаков этой неприятности, которая диагностируется и по другим проявлениям (выход выхлопных газов из-под ГБЦ, «бурление» жидкости в расширительном бачке и т.д.).
Перегрев в пути – что делать?
В конце концов, с причинами перегрева можно разобраться и потом, уже в гараже или на станции, имея под руками оборудование, материалы и справочники. Для рядового автомобилиста куда актуальнее другой вопрос: что делать, если перегрев случился в пути?
Продолжить движение или вызвать эвакуатор – это будет зависеть от того, насколько сильно перегревается двигатель и по какой причине. Например, если не работает вентилятор, то обычно это приводит к перегреву лишь на небольшой скорости или работе двигателя на холостых, когда автомобиль стоит на месте. Иначе говоря, в условиях медленного городского движения. Стоит вырваться на оперативный простор, и набегающий воздух решит проблему с охлаждением радиатора и моторного отсека.
Если произошло падение уровня охлаждающей жидкости из-за ее утечки, которую можно устранить или компенсировать периодической доливкой (в крайнем случае используем обычную воду – все равно потом систему обслуживать и антифриз менять), это тоже позволит продолжить движение. Но помним о том, что открывать крышку бачка или радиатора можно, когда двигатель остыл и давление в системе упало.
Если причины перегрева непонятны, оцениваем, насколько сильно греется двигатель, можно ли этому противостоять. Чтобы обеспечить достаточную циркуляцию жидкости по системе, держим не холостые, а средние обороты двигателя. Чтобы отвести тепло, включаем на максимум «печку» и выставляем максимальную температуру. Отключаем кондиционер и все мощные электропотребители, которые можно. Не стоим на месте, а двигаемся, чтобы набегающий воздух охлаждал радиатор и моторный отсек.
Если принятые меры позволяют заметно сбить температуру, то можно дотянуть до дома (стоянки, гаража, сервиса). Если нет, температура растет и не сбивается, не мучайте мотор, глушите его и вызывайте эвакуатор.
Расширительные бачки в базе объявлений Автобизнеса
Дикий перегрев
виставити нармально зажиг на опозіті нада підвести поршень до вмт потом опустити його назад на міліметрів 5 і тоді по цьому виставити. клапана зазор має буди на холодну 0,05мм. може бути ше бідна смєсь..
А в этом положении грузики надо разводить? или при неразведенных искра должна бить в 5 мм до вмт?
После того, как сменил маховик на новый, делал щуп под свечное отверстие. Первую метку ставил по ВМТ, и две на расстоянии 9,5 и 10,5мм. Зажигание ставил по 10,5мм с разведёнными грузиками. Взято из мануала по Уралам-Днепрам, под редакцией Мамзелева и Кошелева (вроде).
10.5 ето очень ранее нада дето 5 ти попробуй. у меня так. и пашет как лошадь.
дарю идею.
ловишь ВМТ.
бьешь метку.
вторуб метку бьешь на том же расстоянии что и на старом маховике.
Маховик то я потом разметил.
Дело в том, что двигло после выключения зажигания работать продолжает (детонация). При этом проезжаю всего 1-2 км по асфальту. Вот и думаю, что это вообще не гуд. Сколько уралов друзьям ремонтировал, ни у кого такой проблемы не было. А вот сам хапнул)
Это не детонация. Это калильное зажигание. Попробуй поменять свечи и бензин.
Вопрос. А мот только купил или раньше все было ОК? Если только купил то проверь степень сжатия, а то мож кто форсировал его под 98 бенз. И Присоединяюсь к автору предыдущщего поста свечи по книжке втыкивай. А лучше просто купи новые а то мало ли китайских подделок.
Вопрос. А мот только купил или раньше все было ОК? Если только купил то проверь степень сжатия, а то мож кто форсировал его под 98 бенз. И Присоединяюсь к автору предыдущщего поста свечи по книжке втыкивай. А лучше просто купи новые а то мало ли китайских подделок.
свечи рекомендую екранированые лучего ненада. електроное зажиг и мот просто ракета.
И откуда ты взялся с такими советами? Ты хоть знаешь для чего экранированные свечи применяются? Или будешь категорично утверждать, что мот у тебя из-за них «ракетой» становится?
Просто у него свечи от ракеты. Поставив их на мот, последний должен соответствовать.
Это как это ты интересно ремонтировал друзьям уралы, если у них при работе слюна на патрубках не шипела? 🙂
А он запрещал заводить.
это скорее всего насос масляный
для начала,как посоветовал Депутат смотри насос.затем меняй свечи,ищи подсос воздуха.я продуваю через специальный ввертыш в головку.прокладки карбов сделай сам из толстого паранита и посади на герметик.смотри зажигание:состояние пружинок,кулачка,грузиков.похоже у тебя раннит т.е грузики расходятся тогда когда еще должны начинать расходиться.в карбах регулируй уровень поплавка,продувай компрессором с промывкой,иглы ставь на середину,регулируй по мануалу холостой ход,синхронизируй.советую,если есть возможность поставить электронное зажигание.неплохо скинуть поршневую и посмотреть есть ли задиры.смотри зазор в замках колец.проверь герметичность камеры сгорания.ну и правильно выстави зазоры клапанов.
если кликнеры и головки кипят, а сам блок холодный, то ясен пень ето вина насоса
кстати помню очень сильно грелись клапанные крышки,когда из головок вывалились направляющие втулки клапанов.так что проверь.
Дык я сам и вырезал из паронита,на герметик только вот не садил,но дело поправимое,намажу.По книжке да,А14 написано ставить,но были у меня старенькие А14,ставил их,но че то не то,запуск двигателя хуже стал,да и хлопки в глушитель появились.Как на учебу поеду, в городе brisk 17 приобрету.
Ну и советчики, в большинстве случаев поведена плоскость карбюраторов, выравниваеться на абразивном круге, прокладка из 1мм паранита промазанного маслом с обоих сторон, свечи можно 11 и 14, в зависимости от погодных и эксплуатационных условий, в жару и дальняки 14, в прохладу и на короткие расстояния 11, но самое главное это последняя буква В означающая выпирающий изолятор с электродом, для необоротистых движков, если нету последней буквы значит изолятор с электродом утоплен, для высокооборотистых движков, чтобы искру нездувало. По брискам смотри маркировку, так как в большинстве там все утоплено.
Причина похожа на отсутствие опережения.
Разве при отсутствии опережения прогретый двигатель будет работать на повышенных оборотах ХХ?