как понять что наушники басят
Как выбрать наушники с хорошим басом
Как превратить прослушивание музыки в разочарование? Ответ прост: купить некачественные наушники. Они могут легко расстроить любителей клубной музыки и стиля индастриал. Разочаруют и разозлят геймеров, которые не услышат шаги врага в любимом шутере. Чтобы получать от звука только положительные эмоции, нужно купить наушники с глубоким сочным басом. Такие устройства достаточно легко опознать по некоторым характеристикам и конструкционным особенностям.
Наушники с хорошим басом – основные характеристики
Главная характеристика наушников класса Bass – способность воспроизводить звук без резкого падения громкости частот на краю доступного слуху диапазона. Это минимальное требование, которое гарантирует точную передачу всех оттенков передаваемого сигнала.
Для действительно клубного ощущения и полного погружения в музыкальное окружение наушники для телефона или полноохватные мониторы обязаны:
Отдельные наушники благодаря особенностям конструкции способны обеспечить соответствие отдельным требованиям. Например, вакуумные вкладыши удовлетворяют третьему пункту списка, а полноохватные для музыки с мощным динамиком создают высокое звуковое давление.
Конструкция наушников
Чтобы лучше понять, какие особенности помогают электронным системам воспроизводить лучшие басы, стоит рассмотреть механизмы мембраны на барабанную перепонку и кости черепа.
Полноохватные мониторы
Большие, закрывающие все ухо наушники для компьютера или плеера – вариант, способный показать отличные результаты звучания с глубоким басом. Модель должна отвечать ряду требований.
Беспроводные или проводные наушники для музыки должны иметь собственный эквалайзер. Это не обязательное требование, но крайне желательное. Соответствие модели данному критерию сразу показывает, что у наушников есть система обработки сигнала.
Вакуумные
Вакуумные затычки популярны. Они маленькие, легкие, обеспечивают звукоизоляцию. Чтобы купить беспроводные или проводные внутриканальные затычки и наслаждаться звуком, следует:
Сегодня можно купить вакуумные наушники, у которых в проводном пульте управления размещена схема преобразования. Такие устройства обеспечат максимум качества, при этом предложат эквалайзер и другие приятные возможности.
Как работают наушники с басами
Существует всего две функциональные схемы, на которых реализовывается работа той или иной модели наушников с глубокими басами.
Есть еще одна технология, используемая в некоторых наушниках с басами. Это своеобразная обманка, позволяющая усилить впечатление от музыки благодаря воздействию на кости черепа. Она используется в полноохватных мониторах и заключена в установке пластины с вибрацией. Последняя не работает по принципу мембраны, ее амплитуда не меняется.
Задача элемента – вибрировать с низкой частотой. Механический излучатель не герметизирован, он словно усиливает басы. Однако это сугубо физическое ощущение, вызванное вибрацией, передаваемой костям черепа.
Две технологии создания басов применяются в разных моделях наушников, габариты и особенности которых обуславливают удобство использования той или иной схемы. В полноохватных мониторах усиление низкочастотного диапазона, применение собственных электронных обработчиков – практически стандарт. Такая схема удобна, так как мембрана наушника имеет большой диаметр, гибко управляется, предсказуемо реагирует на импульсы.
В вакуумных моделях широко применяется установка двух источников вибрации. При этом стоит внимательно читать данные документации. Арматурный звукоизлучатель хорошо работает на средних и высоких частотах, а динамический – в зоне басов.
Как выбрать
После того как конструкционные особенности модели проанализированы и оценены, приходит время рассматривать электротехнические характеристики наушников.
Тип подключения
Проводной или беспроводной канал выбрать – каждый решает в соответствии с личными предпочтениями. Кабель наушников должен быть достаточно толстым, гибким, иметь защитную оплетку.
При выборе беспроводной модели желательно, чтобы она поддерживала как можно более современный протокол передачи, идеально WiFi или Bluetooth 4.1. Это гарантирует высокую скорость трансфера и качество сигнала.
Чувствительность
Наводки, шорохи, цифровой шум – злейшие враги хорошего баса. За их влияние на звуковую картинку отвечает такой параметр наушников, как чувствительность. Она не должна быть больше 150. Оптимальное значение находится близко к цифре 95. В этом случае мембрана не будет реагировать на импульсы низкой интенсивности, и звучание баса будет объемным и сочным.
Диапазон частот
Диапазон частот – самая главная часть процесса, как выбрать хорошие басовые наушники. Медицинские исследования показывают, что человеческое ухо слышит частоту от 18 до 21750 Гц.
Однако не стоит думать, что если наушники попадают в данный интервал, они хорошие по умолчанию. Любое электронное устройство не способно показывать стабильные результаты на крайних зонах диапазона. Поэтому разумно выбирать модель, у которой старт полосы воспроизведения находится, например, на отметке 5-8 Гц, а конец – как можно дальше от цифры 22 кГц.
Вторая часть процедуры выбора заключается в изучении амплитудно-частотной характеристики конкретной модели. Производители хороших наушников уделяют данной информации большое внимание. График АЧХ печатается на упаковке, приводится в инструкции, публикуется на страницах сайта изготовителя. Здесь стоит изучить две ключевые особенности:
Идеальный вариант АЧХ – хороший подъем графика в зоне басов, стабильная, почти прямая линия на среднем и высоком диапазоне с небольшим провалом на краю доступных частот.
Импенданс
Сопротивление напрямую влияет на максимальную громкость. Однако от этого параметра зависит и качество звука. Для смартфонов, плееров и других устройств, не имеющих мощного усилителя, максимальная рекомендуемая характеристика импенданса наушников составляет 100 Ом, минимальная находится на уровне 20. Если музыку планируется слушать через мощный усилитель, сопротивление должно стартовать с отметки 200-250.
Отзывы пользователей, особенности конструкции и заявленные производителем характеристики позволили создать топ различных наушников с басами, которые позволят полностью погружаться в звуковое окружение музыкальной композиции или компьютерной игры.
Philips BASS+ SHB3075
Как выбрать наушники, если ты не аудиофил, но ценишь качественный звук
Базовые правила и бюджетный вариант, который выдаст отличный звук.
Евгений Шведов, аудиофил и автор канала про звук в «Яндекс.Дзене», рассказывает о том, как выбрать наушники, что такое ЦАП и почему люди возвращаются к виниловым пластинкам.
Найти хорошие наушники можно в обычном магазине, но лучше выбрать специализированный. Там можно будет примерить, послушать и сравнить разные модели, а это очень важно.
В первую очередь, наушники должны хорошо сидеть. Даже лучшая модель с идеальным звуком не сможет радовать вас, если будет давить на голову или на уши. Вот вам пример: у меня есть отличные накладные наушники (Bowers&Wilkins P5), которыми я пользуюсь много лет. Однажды друг купил их по моей наводке и почти сразу отложил в шкаф — у него банально болят от них уши.
Если проблем с посадкой нет, то нужно придирчиво послушать и понять: это тот звук, что вы ищете? Вам должно быть комфортно окунаться в него, должно оставаться желание слушать, должна быть вовлечённость.
Паспортные характеристики не так важны, как многие думают. По цифрам конкурирующие модели могут быть близки, но звучать они могут совершенно по-разному. Оставьте чтение графиков профессионалам, не заморачивайтесь. Сосредоточьтесь на трёх вещах: конструкции, импедансе и качестве кабелей.
Наушники открытого типа не будут изолировать вас от внешнего шума, зато дадут более впечатляющую пространственную картину вокруг вас, а не внутри головы, как это обычно бывает. И если вы планируете брать их именно для дома и не боиытесь, что близкие тоже будут немного слышать вашу музыку, то открытая конструкция — это то, что нужно для хорошего звука. Но для улицы нужны закрытые, они не будут пропускать лишний шум.
Импеданс — показатель, говорящий о том, насколько наушники «тугие». Грубо говоря, если вы собрались использовать наушники с портативным плеером или мобильником, то не купите слишком высокоомные (выше 50 Ом): слабый усилитель плеера может попросту их не раскачать. Другое дело, если у вас есть специальный усилитель для наушников, — тогда уже можно разгуляться.
Если кабель сменный — это плюс, вы всегда сможете заменить его более крутым (да, существуют кабели, которые могут изменить или улучшить звучание). Например, если вместо стандартного медного кабеля (а в базе на 99% окажется медный) поставить посеребрённый, то вы заметите, что звук поменяется.
Если вам нужно качество, то стоит выбирать только проводные наушники. В последнее время, конечно, появились очень достойно звучащие беспроводные варианты (например, Dali iO), но вот вам факт: при одной и той же цене проводные наушники всегда дадут более высокое качество. Проблема беспроводного соединения в том, что даже самые прогрессивные кодеки с трудом справляются с музыкой высокого разрешения, и вы всегда будете слышать звук с потерями. В аудиофильской вселенной такое недопустимо.
Многие считают, что есть определённые стандарты для проверки качества звучания — вроде того, что нужно обязательно послушать опредёленную классическую музыку или какой-нибудь авангардный джаз. Но я считаю это неправильным. Вам нужно проверять наушники на той музыке, какую вы слушаете.
Нет смысла выбирать наушники, круто играющие классику, если вы слушаете рок. Может оказаться так, что, послушав в магазине оркестровые записи классической музыки, вы впечатлитесь глубиной и масштабностью, но, придя домой и включив свой любимый дэт-метал, обнаружите, что он звучит худосочно и не драйвово. Если ваша любимая музыка заиграет новыми красками, вы услышите новые детали или почувствуете большую эмоциональность, — то это самый важный сигнал.
Если вам всё-таки интересно, как оценить разные особенности звука с помощью популярных треков, воспользуйтесь плейлистом от CNET.
Принято считать, что меломан может слушать музыку и наслаждаться на любом источнике, а аудиофил получает удовольствие только от звука высокого качества. Также есть стереотип, что аудиофилы не слушают музыку, а слушают звуки и провода. Конечно, это полный бред. Аудиофилам важна музыка, и часто очень особенная музыка, эстетская.
Попробуйте послушать Нильса Фрама через беспроводную колонку — вы просто не сможете оценить всю глубину и богатство его композиций. Здесь требуется хорошая аппаратура, способная показать мельчайшие детали, затухания. На простой акустике вы этого не услышите. Если вам это всё и так не важно — радуйтесь. А вот если вы задумались — берегитесь, ведь аудиофильская вселенная — это бездна, выкачивающая деньги.
Аудиофильский сетап традиционно складывается из четырёх составляющих: источник звука, цифро-аналоговый преобразователь (ЦАП), который будет преобразовывать бездушную цифру в качественный аналоговый звук, усилитель и наушники.
Если вы строите портативную систему, то источником будет аудиофильский плеер, если домашнюю, то для начала подойдёт и компьютер.
Рассмотрим сетап без источника — представим, что нам нужно купить ЦАП, усилитель и наушники. В таком случае стоит определиться с бюджетом и разделить его на три примерно равные части, а потом — слушать всё, что проходит по бюджету.
Вот относительно бюджетный сетап, который стоит у меня на рабочем столе:
ЦАП Schiit Modi 3 — 12 000 рублей;
К паре из этого ЦАПа и усилителя я легко возвращаюсь даже после сетапов за полмиллиона. Вместе с наушниками это будет отличный всеядный универсальный сетап, который я бы смело назвал аудиофильским комплектом начального уровня. Он настолько хорош, что, чтобы ощутимо превзойти его по качеству, вам понадобится уже около 90 тысяч рублей.
И у цифры, и у аналога есть свои сильные и слабые стороны. Аналог часто звучит более мягко и комфортно, но у него полно искажений. Цифра почти всегда точна, но часто от этой точности легко устать. Поэтому комфортно звучащий цифровой сетап очень недёшев. Скажем, купив кассетную деку, вы можете писать на ленту бездушную цифру и слушать комфортный аналоговый звук. И цена этому будет не такой большой — хороший аппарат можно купить тысяч за 15. А вот ЦАП, выдающий звук, который не отличишь от аналогового, может стоить полмиллиона рублей. Но, опять же, тут много нюансов.
У винила есть две важные вещи — неповторимый звук и фетиш. Если первый нужно просто один раз услышать, то со вторым всё гораздо веселее. Есть даже такой термин — «третья сторона пластинки»: это обложка и вкладки, которые доставляют кучу удовольствия и ради которых часто и начинают коллекционировать винил.
А ещё винил делает одну важную вещь — учит слушать альбом от начала до конца, ведь быстро скипнуть трек тут нельзя. Это важно, потому что часто музыканты записывают альбомы целостными, рассказывая определенную историю. То же и с кассетами.
Если вы были подростком в начале 90-х, то у вас точно был «дебильник» — кассетный плеер. Мы переписывали новую музыку с кассеты на кассету, менялись ими, берегли ценные экземпляры. Но тогда мы не могли позволить себе что-то хорошее, максимум — дешёвенькая японская магнитола. А сегодня можно купить топовую кассетную деку 1986 года в идеальном состоянии, принести её домой и потом целый год охреневать от того, как же это всё круто. В общем, это больше об игрушках и эмоциях, чем о поиске топового звука.
Звук — очень абстрактная вещь, и у всех свои предпочтения по количеству баса, по тому, насколько близко вы хотите слышать вокал, какая резкость нужна на верхах и как это всё вместе взаимодействует с вами. Очень много абстрактных переменных, которые должны сойтись внутри вашей головы.
Не доверяйте обзорам, главный цензор — это ваши собственные уши, а не впечатления критиков. Единственное исключение — если вы доверяете бренду и хорошо знаете его фирменный звук. Чем дороже аппаратура, тем она специфичнее — в аудиофилии не бывает универсальных систем с гарантированно идеальным для вас звуком.
Простой пример: если вы бассхед, то вам понадобится аппаратура, способная выдавать мощнейшие панчи и глубокий нижний регистр, а любителю джаза такой звук не подойдёт, так как ему требуется, скажем, прозрачность в середине, а низы совсем не нужны.
Что ещё можно узнать в блоге аудиофила Евгения Шведова в «Яндекс.Дзене»:
Наушники с басами: польза и вред низких частот
Пришло время поговорить о частотах звукового диапазона, которые являются своеобразным фетишем, особенно для тех, кто только начинает приобщаться к миру высококачественного аудио. Речь пойдёт, как вы, наверное, уже догадались, о басе, но преимущественно в плоскости персонального аудио. Как много баса должно быть в наушниках? Почему именно пользователи наушников рискуют стать басовыми наркоманами, чем это чревато? И самое главное — как встать на путь истинной аудиофилии?
«Здравствуйте, меня зовут Максим и я слушал музыку в наушниках с раздутым басом», — так стоит начать этот материал, поскольку пристрастие к мощным басам сродни наркомании: легко подсесть, но трудно вернуться к нормальной жизни.
В обычном Hi-Fi и даже в автомобильном аудио дела обстоят несколько проще. Если в шкафу зазвенела посуда, а в машине задребезжала обивка, всем понятно, что с басом немного перестарались. Что касается прослушивания музыки в наушниках — тут всё не столь очевидно. Можете провести незамысловатый эксперимент: добавьте в эквалайзере бас и послушайте музыку минут пять-десять. Поначалу будет непривычно: звук тяжелый, глухой, давящий, возможно, даже вызывающий физический дискомфорт. Но через некоторое время мозг адаптируется, и возвращение к ровному звуку будет сопровождаться серьёзной ломкой — баса будет сильно не хватать, даже в том случае, если изначально его глубина и количество были оптимальными.
Историческая справка
Всё началось с понятия качественного звука, которое подразумевало не только низкий уровень шумов и искажений, но и охват максимально широкого диапазона частот, чем не могли похвастать наушники в начале эпохи портативного аудио. Из всех преимуществ Hi-Fi, бас — наиболее понятный и очевидный плюс, поэтому именно он стал для многих покупателей одним из ключевых признаков качественного звука. А тут ещё в моду вошел хип-хоп, а вслед за ним и танцевальная клубная музыка.
Маркетологи быстро зацепились за эту идею, создав всевозможные технологии усиления баса. Bass Boost, Extra Bass, Mega Bass и тому подобные надписи на плеерах и наушниках быстро убедили потребителя, что в хорошей портативной технике баса должно быть много или очень много.
Системы усиления баса изначально ставились только в дорогие версии плееров и считались признаком высокого качества
Но между более глубоким басом, который предлагала Hi-Fi техника, и технологиями усиления баса, которые использовали в плеерах и наушниках, на самом деле нет ничего общего. Глубокий бас — это возможность аппаратуры воспроизвести чуть больше нижних нот, чем мы слышим обычно. Понимая, что неподготовленного человека удивить этим будет довольно сложно, а технику при этом придётся совершенствовать довольно серьёзно, маркетологи пошли по пути подмены понятий. Технологии усиления баса не расширяли частотный диапазон в сторону более глубокого баса, они просто форсировали имеющийся средний или верхний бас, чтобы он звучал громче остального диапазона частот. С точки зрения качества звука, это вовсе не плюс, а скорее большой минус, ведь увеличение громкости одной части воспроизводимого диапазона частот приводит к нарушению тонального баланса.
Народу нравится
Однако, имея возможность регулировать количество баса с помощью эквалайзера или специальных технологий, пользователи чаще всего выбирают именно басовитый вариант. Помимо банальной распиаренности идеи басовитости (как показателя качества), могут быть и другие причины.
Первая — возможности наушников воспроизводить НЧ диапазон. У некоторых моделей отдача по басу заканчивается примерно в той области, в которой работают басовые усилители, поэтому подъём баса на уровне источника в данном случае лишь компенсирует недостаток баса в наушниках.
Наушники созданные на заре эры портативного аудио не были способны воспроизводить глубокий бас, что стало естественным стимулом для повышения интереса потребителей к низкочастотной области
Вторая — условия прослушивания. На шумной улице или в транспорте фоновый шум осложняет восприятие музыки, маскирует значительную часть звуков в области средних и нижних частот. Умеренное усиление басовой области в данной ситуации вполне уместно, поскольку делает более слышимой ту часть спектра, которая маскируется фоновым шумом.
Третья причина лежит в совершенно иной плоскости и касается в большей степени психологических аспектов восприятия музыки. Когда музыка нравится, возникает естественное желание прибавить громкости. Однако простое увеличение громкости может сделать звучание некомфортным из-за верхних и средних частот, к которым слух более чувствителен. Если же усилить только басовую область, это воспринимается как общее усиление громкости, но дискомфорта на средних и верхних частотах не возникает. Кроме того, именно в басовой области находятся основные ритмические структуры музыки. Смещая акцент на простые ритмы, мы создаём иллюзию более энергичного и «драйвового» звука.
На самом деле
Что же происходит со звуком при усилении баса на самом деле? Подъём НЧ-области не только перемещает акценты на более примитивные базовые ритмы музыки, но ещё и маскирует более информативную и сложную ритмически СЧ-область. Верхние частоты уходят на задний план. В результате сложная музыка звучит уже не столь интересно. Тонкая игра перкуссии, тембры голосов, призвуки живых инструментов заметно упрощаются. Нарушение тонального баланса делает звучание глухим, тёмным и замедленным.
Форсирование НЧ-области можно считать приемлемым только для клубной электронной музыки, да и то лишь для тех стилей и направлений, в которых бас и ритм-машина являются основным выразительным средством. Если же включить, скажем, блюз, мы получаем доминирование ритм-секции над голосом и соло-гитарой, отчего все блюзовые композиции начинают казаться скучными и однообразными.
Некоторые музыкальные жанры не сильно страдают от форсирования басового диапазона, но это скорее исключение
Есть мнение, что форсированный бас хорошо подходит для тяжелой музыки, что под Rammstein или Megadeath, как и под «клубняк», стоит прибавить баса. Действительно, основной ритм в индастриал и тяжелом металле играет значимую роль, но послушайте тот же Rammstein без форсированного баса и вы будете удивлены, насколько интересна эта группа в музыкальном плане, насколько сложные и разноплановые композиции. И услышите, что основной ритм и энергетику композиций чаще всего задаёт ритм-гитара и вокал, а акцент на басу и барабанах присутствует далеко не во всех композициях. Многие металлические альбомы целенаправленно пишутся с небольшим уровнем баса, потому что доминирование низкочастотной области лишит звучание эффекта интенсивности и яркости.
Для живой музыки, будь то акустический джаз, вокал, фолк или классика, наиболее важна разборчивость и четкость в среднечастотном диапазоне, а бас должен быть либо вровень с остальным диапазоном, либо даже в дефиците, чтобы не бросить тень на средние частоты. Иными словами, практически любой музыке хороший бас не повредит, но если он начинает солировать — ничего хорошего из этого не выйдет.
Сядет всё!
Как я уже упоминал вначале, наушники, в отличие от домашнего и автомобильного аудио, практически не имеют ограничений для экспериментов со звуком, поэтому производители не ограничивают себя в плане настройки, а пользователи — в плане запросов. Прослушивание наушников в шумных местах также способствует тому, чтобы поиграться с эквалайзером и добавить недостающих частот. Не имея возможности слышать естественные звуки извне, мозг легче адаптируется к любым, даже весьма серьёзным изменениям АЧХ наушников.
Когда наушники с усиленным басом стали модными, многие производители стали раздувать бас в своих моделях в надежде повторить успех лидеров рынка
В итоге можно получить настолько раздутый бас, что его эквивалент воспроизведенный акустикой в комнате показался бы вам самим весьма странным и даже неприемлемым. И самое забавное: в результате постоянного и продолжительного прослушивания музыки в наушниках с высоким уровнем баса, наушники и акустика с нормальным тональным балансом будут казаться чересчур яркими, звонкими и «совсем без басов».
Казалось бы, что тут такого? Ну, нравится людям много баса — и пусть себе слушают. Но и тут не лишним будет напомнить, что с точки зрения физики более низкая частота подразумевает большую энергию волны и больший уровень звукового давления. Это значит, что у любителей басовитых наушников как минимум быстрее сядет батарейка в телефоне, а как максимум — «сядет» ещё и слух. Кому и зачем это нужно?
Кто виноват и что делать?
Оценивая звучание НЧ диапазона, не стоит забывать, что некоторая нечеткость и смазанность басовых нот может быть обусловлена способностями усилителя. Недостаточный коэффициент демпфирования или малая мощность приводят именно к такому эффекту. Но если речь идёт о характерной АЧХ с усиленным воспроизведением баса, повышение качества усиления не помогает, и становится ясно, кто виноват.
Если вы находитесь только в процессе выбора наушников — можно поискать модель с более ровным звуком, но если вдруг вы обнаружили, что ваши любимые наушники чрезмерно басовиты, а расставаться с ними всё же не хочется, есть несколько способов исправить положение. Самое простое — это эквалайзер, с помощью которого можно убавить бас настолько, насколько это нужно. Использование портативного усилителя может также дать коррекцию низкочастотной области, если в нём реализована функция управления басом. Даже сменный кабель можно подбирать с целью снижения отдачи по басу. Такими свойствами обладают в первую очередь тонкие кабели и кабели с посеребрёнными жилами.
Контрабас — один из немногих инструментов, звучащих в области нижнего баса, основные тона большинства инструментов приходятся на верхний бас и среднечастотный диапазон
Можно изменить отдачу по басу и более радикальным способом — путём вмешательства в конструкцию наушников. Если они имеют так называемое полуоткрытое акустическое оформление, когда в закрытой чашке наушника есть небольшое калиброванное отверстие или сразу несколько отверстий. Именно этот элемент настройки звука отвечает за расширение и усиление басовой области. С помощью кусочка скотча несложно будет превратить конструкцию наушников из полуоткрытых в закрытые, и посмотреть, что из этого получится. Эффект может быть различным, в том числе этот эксперимент даёт шанс достичь и желаемой нормализации НЧ-диапазона. Если звук в закрытом варианте устраивает больше, результат можно закрепить, прикрыв отверстия каким-нибудь более культурным способом.
Говоря конкретно о басовитых наушниках, я не могу рекомендовать их к ежедневному использованию. Это лишает слушателя большого количества музыкальной информации и сильно смазывает впечатление от по-настоящему качественной и интересной музыки. Но иногда я сам слушаю наушники с гипертрофированным басом. Это даёт ощущения сродни тем, когда вместо похода в ресторан за вкусной и здоровой пищей, внезапно выбираешь фаст-фуд и получаешь от этого колоссальное удовольствие. Кроме того, это позволяет освежить свои звуковые ориентиры и услышать некоторые записи совершенно по-новому.
Спасибо всем, кто дочитал до конца. Берегите свой слух, слушайте музыку правильно и получайте от неё максимум удовольствия.
Практика: примеры
Желающим сразу перейти от теории к практике предлагаю список тестовых треков с описаниями того, как они должны звучать в наушниках с ровным тональным балансом, и что может произойти при прослушивании тех же записей в наушниках с форсированным басом.
Rammstein «Sehnsucht» с одноименного альбома 1997 года. Бас достаточно глубокий, но пульсирует на дальнем плане, не заполняет собой всё пространство, концентрируется в центре звуковой сцены, солирует ритм-гитара и вокал. Записано вполне в стиле классического рока с акцентом на срендечастотном диапазоне. Тяжести в звуке быть не должно.
Rammstein «Mein Hertz Brennt» c альбома Mutter 2001 года. Ситуация уже другая: ритм гитары звучат глуше, ближе к слушателю, тяжелее прописана бас-бочка и басовая секция, они заполняют сцену во всю ширину и глубину; звук тёмный, тяжёлый и давящий. На наушниках с усиленным басом и без того тяжёлая и басовитая запись окончательно теряет разборчивость и четкость.
Marcus Miller «Blast!» с альбома A night in Monte-Carlo 2010 года. НЧ-диапазон прописан предельно четко, собрано, в звучании бас гитары на самых низких нотах не должно быть гулкости или затянутости нот. Бас записан как часть единой композиции, он не форсирован, не выдвинут на первый план. Форсирование баса лишает запись воздуха и существенно упрощает звучание, скрывая тонкую интонационную игру инструментов на средних и верхних частотах.
Liquid Tension Experiment «Acid Rain», альбом «Liquid Tension Experiment 2» 1999 года. Удары по барабанам том-том в начале трека и в конце первой минуты четкие, быстрые, расположенные по центру. Они не гудят, не заполняют собой всю сцену. Вступающую в начале второй минуты бас-гитару слышно достаточно четко, она сфокусирована, не размазана в нелокализуемый гудящий фон. В наушниках с форсированным басом трек слушать сложно: существенно снижается детальность, солирует ритм-секция, а соло-гитара оказывается далеко от слушателя. Том-томы гулкие, заполняющие собой звуковую сцену. Ощутимо снижается ощущение скорости и ритмичности звука.
Halestorm «I like it heavy» с альбома «Into the wild life» 2015 года. В оригинале музыкальная основа трека выстроена на ритмике, перекличке бас-бочки в центре и хлопков с малым барабаном, разнесенных по краям сцены. Бас-гитара записана далеко и звучит фоном. В басовитых наушниках акцент смещается на бас-бочку и прямой ритм, задаваемый бас-гитарой. В зависимости от тонального баланса характер композиции существенно меняется, но при этом в обоих случаях может показаться, что именно такой звук и задумывали авторы.
Guano Apes «Maria» с альбома «Proud like a God», 1997 год. Басовые ноты и удары барабанов четкие, упругие, отодвинутые чуть назад. Солирует вокал, гитары в припеве сшиваются в единое полотно с басом и барабанами. В басовитых наушниках солирует связка барабаны и бас-гитара, но им не хватает упругости: вступающие в припевах гитары недостаточно четкие. Как и в треке Halestorm — «I like it heavy» при любом тональном балансе наушников в композиции можно услышать что-то своё, оригинальное, но здесь более показателен эффект потери разборчивости, который неизбежно возникает при увеличении количества баса.
Arctic Monkeys «AM 2013» — весь этот альбом записан с форсированным басом, включая и заглавный трек «Do I wanna know». В наушниках с ровной АЧХ бас заполняет всё, но каждая басовая пульсация имеет четко очерченные границы. В наушниках с усиленным басом, низкочастотные звуки смазываются во времени и наплывают друг на друга, маскируя моменты начала и завершения звучания басовых нот. В итоге бас сливается в единый фон и не производит эффекта чётких тяжёлых импульсов.
Nostalgia 77 «Green blades of grass» с альбома «The Garden», 2005 год. Контрабас может звучать гулко только в момент атаки, затухающая нота звучит чисто. На басовитых наушниках бас гудит практически постоянно. Чем больше в наушниках баса, тем более тяжелым для восприятия будет звучание этой композиции.
Приведённые здесь примеры — это слуховые ориентиры, которые можно использовать за неимением аппаратных измерительных средств. К слову, однажды я даже пытался создать портативный стенд для наушников, что, к сожалению, не увенчалось успехом. Но на самом деле возможность измерить наушники прямо на месте была бы крайне полезной при выборе. Если же вы располагаете измерительными средствами или хотя бы имеете возможность увидеть частотную характеристику наушников, предоставленную производителем, обращайте внимание в первую очередь на среднюю линию. В случае, когда график АЧХ хотя бы при первом приближении стремится к горизонтальной прямой, вы получите звук более сбалансированный и ровный, чем у наушников с АЧХ в виде синусоиды или ниспадающей линии от низких к высоким, которую любят делать современные производители.
Музыканты и звукорежиссёры знают что усиленный бас не даст услышать более важные нюансы, поэтому профессиональные наушники звучат гораздо ровнее тех, что представлены на массовом рынке
При приведении контрольного прослушивания не забывайте об адаптивных особенностях слуха. Первое впечатление — это сравнение звука наушников с тем, что вы слушали непосредственно перед этим (поэтому на сравнительное прослушивание лучше приходить с чистой головой и свободными ушами). Второе впечатление — реальное звучание наушников, но оно длится недолго, поскольку почти сразу же слух адаптируется к новому звучанию, и все характерные особенности перестают быть очевидными. Это тот момент, когда стоит сменить тестируемую пару наушников другими или просто сделать перерыв. Лучше провести несколько коротких сравнительных прослушиваний на хорошо знакомых и понятных музыкальных отрезках, нежели слушать длинные куски или перебирать трек за треком.
Слушайте внимательно, выбирайте с умом, и звук вас не разочарует.