как понять что новорожденный немой
Речевое развитие. Как понять, что есть нарушение
По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.
Как понять, что нарушение есть
О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:
В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.
Как прояснить ситуацию
Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:
Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.
Что нужно и не нужно делать?
Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:
1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.
2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.
3. Обратиться к неврологу.
Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:
Как разговорить ребенка?
Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:
В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.
Мутизм у детей: виды, симптомы, причины и коррекция
Полное отсутствие речи при условиях сохранности речедвигательного аппарата в психиатрии и неврологии называется «мутизмом» (от латинского mutus – немой, безгласный). Как правило, мутизм проявляется у детей в возрасте от 3 до 9 лет и связан с невротическим расстройством.
Для этого состояния характерно отсутствие ответа со стороны ребенка на вопросы другого человека, при этом он даже не дает понять невербальными знаками, что он согласен вступить с ним в контакт. Примечательно, что при мутизме сохраняется функциональность речевого аппарата и восприятие речи, но по каким-то причинам (неврологическим или психологическим) он перестает разговаривать. При этом отсутствует не только ответная, но и спонтанная речь.
Основные причины мутизма
Мутизм у детей важно отличать от афазии и других расстройств, имеющих схожую клиническую картину. В частности, если у ребенка сохраняется способность к письму, то вероятнее всего у него мутизм, а не афазия.
Данное нарушение может возникнуть из-за следующих причин:
Виды мутизма у детей
Существует несколько видом мутизма, в связи с чем могут отличаться основные симптомы данного нарушения. Отсутствие речевой активности может сопровождаться дополнительными признаками, а также проявляться по-разному.
Выделяют несколько основных видов мутизма:
Элективный мутизм
Элективный мутизм еще называют избирательным, потому что отсутствие речи проявляется эпизодами, т.е. оно не является постоянным состоянием ребенка. Как правило, ребенок не разговаривает при определенных обстоятельствах или с определенными людьми. К примеру, дома он может быть очень разговорчив, активно обсуждать различные темы, а с посторонними людьми (либо в саду или школе) он будет молчать и не идти на контакт.
Соответственно, при элективном мутизме полностью сохранена способность говорить и понимать обращенную речь. Но ребенок в определенных ситуациях попросту не желает разговаривать, что может быть проявлением социофобии.
Психогенный
Психогенный мутизм – это состояние, при котором ребенок утрачивает способность разговаривать после пережитой психической травмы. Существует 2 формы психогенного мутизма:
Причинами логофобической формы могут быть разные факторы. В частности, нежелание говорить может быть связано с низкой самооценкой, когда ребенок боится критических оценок или осуждения со стороны окружающих.
Такое состояние может быть следствием приобретенного страха. К примеру, если мать ребенка злоупотребляла алкоголем и проявляла всяческую агрессию и начинала кричать на ребенка, когда он подходил к ней с какой-то просьбой.
Другая возможная причина – это попадание в новую языковую среду. Когда семья переезжает в другую страну, то ребенок оказывается в окружении людей, говорящих на другом языке, поэтому логофобия может возникнуть как ответ на новую для него обстановку.
Мутизм – вынужденное молчание: причины и симптомы у детей
Мутизм – это как собака: все понимаю, но не могу ответить. Состояние характеризуется потерей способности говорить при сохранности слуха и функционала речедвигательного аппарата.
Своим названием термин обязан латинскому слову mutus, что в переводе означает «молчание». Патология встречается и у детей, и у взрослых, но чаще все-таки развивается в детском возрасте.
Почему появляется
Мутизм у детей в большинстве случаев развивается в возрасте от 3 до 9 лет, и, прежде всего, связан с невротическим расстройством. Часто он становится симптомом невроза.
Подтолкнуть к формированию этого дефекта способны различные психологические факторы. Большую роль играют личностные качества самого ребенка. Обычно такое расстройство настигает детей с инфантильными чертами характера: впечатлительность, плаксивость, чувствительность и ранимость, застенчивость, пугливость, несамостоятельность.
Оказывает влияние и характер воспитания, которого придерживаются в семье по отношению к ребенку. В ряде случаев дети, страдающие патологией, имели тесную связь с матерью, воспитывались в атмосфере гиперопеки. С другой стороны, риск приобрести патологию возникает в неблагоприятной семейной обстановке, с конфликтами и агрессией.
Другой типичной мутической моделью воспитания становится «кумир семьи». Среди черт характера, встречающихся у такого ребенка – эгоистичность, эгоцентризм, завышенная самооценка. В этом случае мутизм развивается как протест на нежелательное общение и может быть одним из проявлений истерического невроза. Малыш так заявляет о недостойном или нежелательном для него обращении, выражает нехватку внимания.
Мальчик 8 лет проявлял неразговорчивость в школе. Любые попытки учителя наладить с ним речевое общение были напрасны. На уроках он сохранял гробовое молчание, отвечал только в письменном виде. Родственники обратились за помощью к психологу, и в ходе беседы выяснилось, что в жизни мальчика произошли практически одновременно 2 важных события: рождение младшей сестры и переход в другую школу. Вероятно, их симбиоз и стал тем травмирующим эффектов, приведшим к такому последствию.
Психосоциальным факторам отводится особое место в формировании расстройства, однако не всегда именно они приводят к нему. Патологическая неразговорчивость становится типичным признаком многих психических заболеваний. Среди них: аутизм, задержка психического развития, тревожно-фобическое расстройство, а также шизофрения, депрессия.
Часто случается так, что маленького пациента приводят на прием с совершенно другими жалобами, такими, как энурез, фобии. В ходе опроса удается установить и факт мутизма.
Другой группой провоцирующих факторов становятся физиологические причины. Например, черепно-мозговые травмы, органические поражения мозга.
Виды
Главным симптомом расстройства становится отсутствие речевой активности у ребенка. Однако в зависимости от формы дефекта он может проявляться в разных вариациях и сопровождаться сопутствующими признаками.
Самыми распространенными считаются следующие виды мутизма:
Элективный мутизм
Он же селективный, он же избирательный мутизм проявляется эпизодически, при отдельных обстоятельствах. Ребенок ведет себя раскрепощено, активно, болтает без умолку в семье, а в саду или в школе, с посторонними людьми отмалчивается. То есть, у него сохраняется способность говорить и понимать речь, но пользоваться он ею в определенных ситуациях не желает.
Селективный мутизм, а также негативизм, могут проявляться по отношению к отдельному человеку или обстановке. При этом мутист замыкается, отводит глаза, «скукоживается», не реагирует на обращение к нему либо общается жестами. Такая форма недуга становится признаком социофобии.
Обычно эта форма мутизма настигает детей старше 4 лет. Их речевое развитие до этого момента соответствовало норме, да и разговаривать они начинали вовремя.
Если дефект проявляется как негативная реакция на отдельного человека, обстоятельства, то он сопровождается ярко выраженными негативными эмоциями. На этом фоне у малыша возникают спазмы в области шеи, вызванные сокращением голосовых связок, сведением челюсти. Это провоцирует приступ страха, что усугубляет состояние ребенка и способствует закреплению невротического ответа на этого человека или ситуацию.
Сначала родители ругают молчуна, трактуют его поведение как каприз или упрямство, Такая позиция в корне неправильная. Поскольку пренебрежение данным обстоятельством приводит к социальной дезадаптации.
Психогенный мутизм
Психогенный мутизм чаще проявляется в 2 формах: истерической и логофобической.
Истерическому мутизму подвержены дети сверхэмоциональные, с нестабильным настроением. Он проявляется под воздействием сильного стрессора или же может стать способом привлечь к себе внимание, добиться желаемого.
На глазах 10-летней девочки автомобиль сбил насмерть человека. Для нее это было сильнейшим потрясением. Ее ноги перестали слушаться, она не могла устоять и упала. Речь отнялась, она игнорировала все вопросы, обращенные к ней. Затем торможение сменилось возбуждением. Она начала бегать, скакать с улыбкой на лице. После лечения психотическими средствами последствия пережитого шока удалось ликвидировать.
Логофобический мутизм становится проявлением навязчивого страха услышать свою речь. Чаще встречается у школьников. Он может проявляться в отдельных случаях, например, во время публичных выступлений. Или у ребенка существует страх произношения отдельных слов. Но бывают случаи, когда дети боятся говорить в принципе.
Логофобическая форма дефекта может формироваться по нескольким причинам. Например, в результате низкой самооценки, когда появляется боязнь услышать негативные отклики со стороны окружающих. Или как результат хронической усталости.
Это может быть следствием приобретенного страха, при котором ребенок дал себе установку молчать. К примеру, мать, страдающая алкоголизмом, в состоянии опьянения проявляла физическую и вербальную агрессию, если сынишка подходил к ней и начинал что-либо рассказывать или просить.
Имеет значение в процветании логофобии и языковой барьер, когда дети попадают в местность с новым для них диалектом.
Но существуют и физиологические причины расстройства. Одна из них – галитоз, то есть у человека появляется зловонный запах изо рта, что связано с обширным ростом патогенных бактерий в ротовой полости. Ребенок стесняется говорить, так как боится, что открыв рот, окружающие почувствуют зловоние и поднимут его на смех.
Эндогенно-психотический мутизм
Такое патологическое молчание проявляется в рамках эндогенных заболеваний. Шизофрения – яркий тому пример. При данном психотическом расстройстве нередко в перечне признаков присутствует кататонический мутизм, входящий в кататонический синдром. Обычно он проявляется при одноименной форме болезни и становится признаком негативизма.
Как правило, такая форма мутизма характерна для стадии кататонического ступора, и возникает наряду с двигательной заторможенностью.
Кроме этого, выделяют бредовый и галлюцинаторный мутизм, появляющийся в рамках бредовых идей и видений, а также маниакальный, депрессивный и смешанный.
Избавление от расстройства
Распознавание симптомов детского мутизма и его лечение вызывает некоторые сложности. Для установления диагноза необходимо провести четкую дифференциацию явления с другими расстройствами.
Общепринятой схемы лечения мутизма у детей не существует. В каждом конкретном случае используется индивидуальный подход. Из возможных способов применяют:
Но стоит понимать, что главным шагом к восстановлению речевой активности ребенка становится лечение основного заболевания либо устранение травмирующего психологического фактора. Терапию необходимо начинать как можно раньше. Показаниями для обращения к врачу могут служить следующие ситуации:
Дети, страдающие мутизмом – это особая категория. Несмотря на свою молчаливость, они все понимают, отличаются наблюдательностью и просто ослиным упрямством. Отсутствие возможности говорить порождает в их внутреннем мире напряжение и неспокойствие. Они способны выплывать в разных ипостасях. Например, были замечены случаи выраженной жестокости детей. Мальчик мог подойти к маме и ни с того, ни с сего укусить ее. Другие пациенты проявляли жестокость по отношению к животным.
Неспособность выражать свои мысли прямым путем требует относиться к молчунам с повышенным вниманием. Ранняя диагностика и помощь ребенку позволят избежать социального вакуума и психоза.
Как понять что новорожденный немой
Немота заключается в невозможности пользоваться артикулированной речью. Принято различать две формы немоты: запоздалое развитие речи и слухонемоту.
Если до трех лет речь у ребенка не начала развиваться, можно говорить о запоздалом развитии речи. Запоздалое развитие речи является нозологической единицей, которая благодаря развитию медицинских наук получила подробную и исчерпывающую характеристику. В этиологии данного заболевания играют роль как эндогенные (идиопатические), так и экзогенные (парапатические) факторы.
К эндогенным факторам мы относим наследственность. Наблюдения, произведенные над однояйцевыми близнецами, у которых отмечалось запоздалое развитие речи, подтвердили наследственный характер данного заболевания, т.к. это заболевание отмечается у обоих близнецов. Немота же двухяйцевых близнецов, даже если она отмечается у них обоих, не всегда бывает обусловлена теми же самыми факторами. В развитии глухоты в этом случае могут играть роль иные причины, например, нарушение слуха, недоразвитие периферического отдела речевого аппарата, нарушения речи вследствие подсли-зистой расщелины неба и т.п.
Наследственный характер запоздалого развития речи подтверждается наличием данного расстройства речи у кого-нибудь из братьев или сестер или же у одного из родителей. Лица, у которых отмечается запоздалое развитие речи, как правило, бывают левшами. Запоздалое развитие речи отмечается чаще у лиц мужского пола и передается потомству также чаще через отца, чем через мать. Согласно Eustis, причиной запоздалого развития речи является задержка в процессе миэлинизации двигательных и ассоциационных нервных волокон в центральной нервной системе. По мнению Flechsig, миэлинизация нервных волокон у девочек начинается раньше, чем у мальчиков. Согласно Marburg, причиной запоздалого развития речи является задержка процесса миэлинизации в области мозжечка (gyri semilunares), что может компенсироваться другими участками центрального отдела речевого аппарата.
При запоздалом развитии речи часто наблюдаются и другие пороки развития. В костной системе отмечается задержка процесса оссификации в костях запястья и плюсны, расщелины позвоночника, а также расщелины неба, подслизистые расщелины и врожденное недоразвитие неба. Довольно-таки часто встречаются и деформации зубо-челюстной системы.
К экзогенным факторам, которые могут обусловить запоздалое развитие речи у ребенка относятся перенесенные в первом году жизни заболевания, тормозящие развитие таких двигательных функций, как стояние, хождение и т.д., а также недостаточное внимание ребенку, со стороны родителей оставление ребенка на долгое время одного. Пребывание в обществе глухонемых, даже родителей, также может быть причиной запоздалого развития речи у ребенка.
В случаях запоздалого развития речь ограничивается до употребления нескольких слогов или слов, которые для ребенка являются символами, служащими для объяснений с окружающими его людьми. Ребенок часто подражает мелодии речи матери или же того лица, которое его воспитывает. Понимание речи и способность выполнять приказания являются совершенно правильными. Способ игры и поведение ребенка по отношению к окружающим свидетельствуют о том, что умственное развитие ребенка протекает совершенно нормально. Развитие речи в некоторых случаях начинается неожиданно, самопроизвольно, без врачебного вмешательства.
Запоздалое развитие речи не является показанием для хирургического удаления небных и глоточной миндалины, т.к. гипертрофия миндалин в этиологии данного заболевания не играет никакой роли.
Подрезание уздечки языка при данном заболевании также следует считать глубокой ошибкой.
При диагностике запоздалого развития речи следует исключить нарушения слуха, умственную отсталость, психогенные факторы, нарушения речи центрального происхождения и пороки развития в периферическом артикуляционном аппарате.
Как распознать нарушение речевого развития у ребенка
Так что же делать? Терпеливо ждать, пока «сам дорастет» или беспокоиться и бегать по докторам?
Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.
Именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме.
В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.
Где искать корень проблемы
Развитие речи, как и все подобные процессы, подчиняется определенным закономерностям. Очаровательные звуки и их сочетания, которые издает совсем еще крошечный малыш, являются фундаментом для будущего умения говорить.
К этой цели ребенок идет по двум направлениям. Во-первых, учится воспроизводить просто звуки. А во-вторых, пытается произносить их, выражая свои потребности и чувства. Развитие речи тесно переплетено с развитием навыков общения, т.е. закладывает фундамент нормальной социальной адаптации.
Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. Кратко охарактеризуем основные из них:
• различные внутренние патологии, которые приводят к нарушению развития плода (это особенно актуально, если проблемы возникли в период от 4 недель до 4 месяцев беременности);
• родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга) плода;
• наследственные факторы (в этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий);
• вредные привычки (в настоящее время доказано, что употребление алкоголя и даже слабоалкогольных напитков и никотина во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи).
Слушаем звуки, считаем слова
Чтобы этого не случилось, необходимо выявить нарушения речи еще до того, как ребенок начнет произносить первые слова.
Поэтому родителям необходимо обратиться к врачу, если:
• к концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением;
• к концу 2-го месяца не произносит гортанные звукосочетания «эхэ», «экхэ», «эге»;
• к концу 3-го месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков «эй», «вэ», «эйге», т.е. не появляется лепет (сочетания звуков, неопределенно артикулируемых).
• к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают;
• к концу 5-го месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га-га», «ба-ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами предметы, которые называет мать («Где мяч?», «Где кошка?»);
• на 6-7 месяце ребенок не начинает лепетать: выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их («ма-ма-ма», «тя-пя»);
• к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определенными звуками;
• к концу 8-го месяца не умеет шептать;
• к концу 9-го месяца не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов («тик-так», «бух», «дай»), а в лепете не выделяются отдельные многократные повторяемые слоги («ма-ма», «да-да»);
• к концу 10-го месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия («нет-нет») или помахать рукой в знак прощания;
• к 1 году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах «принеси мне мяч» не может отыскать его и принести), не произносит осмысленно определенные звуки или слоги. соотнося их с определенными людьми, например «ав-ав» (собака), «га-га» (гуси), «дай», «баба», «дядя», «тетя», «би-би» (машина);
• к 1 году 4 месяцам не может адекватно употреблять слова «мама», «папа», «дай», «на», «нет»;
• к 1 году 8 месяцам не может произносить 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, лексический запас ребенка менее 10 слов;
• к 2-2,5 годам не строит короткие фразы из 2-3 слов, не понимает разницу между словами «большой», «маленький», не появляются слова «я», «ты», «мне», словарный запас менее 300 слов;
• к 4 годам не может рассказать о том, что видел или слышал, не запоминает небольшие стихотворения, не знает свою фамилию, имена родителей, не запоминает названия цветов и деревьев, не может назвать особенности внешнего вида животных, не понимает слова «слева», «налево», «справа», «направо», имеет словарный запас менее 3000 слов, не может пересказать короткую сказку или рассказ, не способен дифференцировать все звуки, что свидетельствует о нарушении фонетико-фонематического восприятия речи;
• если к 5 годам ребенок не произносит правильно все звуки. Дефекты произношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных нарушений (общего недоразвития речи, дизартрии, алалии, фонетико-фонематического недоразвития речи).
Все эти признаки говорят о нарушениях в формировании грамматического строя речи, что является симптомами общего недоразвития речи или задержки речевого развития.
Формирование умений и навыков в этом возрасте считается нормальным, если отклонение от средних показателей не превышает 14-16 дней. Если же малыш запаздывает дней на 20, а то и на месяц, можно говорить о замедленном темпе развития. И причину этого явления родителям следует выяснить у специалиста.
К сожалению, в современной жизни у молодых родителей часто не хватает времени на общение с собственным ребенком, слишком много сил отнимают прочие заботы.
Что сказать на это? Здесь уместно вспомнить слова Сюзанны Шмид-Джованнини, специалиста по обучению глухих детей: «Лишенные слуха дети не станут немыми, если их мать и отец будут с младенческого возраста разговаривать с ними, несмотря на то, что они не слышат не единого звука. Само впечатление от разговаривающих матери и отца столь велико, что грудной ребенок постепенно обучается понимать их, даже не слыша».