как понять что нужно регулировать клапана ваз 2114
Регулировка клапанов: что это, зачем нужно, и что будет, если ее не делать
Если вы становились свидетелем сцены, когда опытный автомобилист деловито открывал капот машины (вашей или своей), некоторое время вслушивался в звук работающего мотора, а потом многозначительно произносил фразу «клапаны надо отрегулировать», но при этом для вас его слова были не понятнее звука двигателя, который он слушал, то сегодня мы попробуем этот пробел восполнить. Что такое регулировка клапанов, зачем она нужна, когда ее нужно делать, и что будет, если ее не делать совсем? И почему на многих машинах регулировка клапанов вообще не нужна? Давайте разберемся.
Р абота обычного поршневого двигателя предполагает подачу в цилиндры топливовоздушной смеси и отвод из них отработавших газов. Обе функции выполняют клапаны – соответственно, впускные и выпускные, попеременно открываясь в нужное время для наполнения и опорожнения цилиндра. Управляет их работой распределительный вал, имеющий специальные кулачки, которые воздействуют на верхнюю часть клапана, открывая его в цилиндр. Конструкций приводного механизма существует несколько – распредвал может воздействовать на клапаны почти непосредственно, надавливая кулачком на толкатели, или, к примеру, через специальные коромысла, толкая один их конец, в то время как другой давит на клапан. Но в любом из случаев в конструкции есть интересующая нас особенность: тепловой зазор между кулачком распредвала и деталью клапанного механизма, которая открывает клапан. Ведь рабочая температура деталей двигателя, особенно клапанного механизма и собственно клапанов, очень высока, а при нагревании металл имеет свойство расширяться, что приводит, в частности, к удлинению клапана. Именно для компенсации этого расширения нужен тепловой зазор, а регулировка этого зазора и называется «регулировкой клапанов»
Да, с логической точки зрения формулировка «регулировка клапанов» не совсем верна. Клапан при нормальных условиях, когда на него не давит кулачок распредвала, закрыт: тарелка клапана плотно прижата пружиной к седлу в головке блока цилиндров, а должная герметичность обеспечивается фасками на обоих элементах. Соответственно, никакая регулировка клапану здесь не требуется – а вот тепловой зазор должен быть правильным. То есть, более корректно говорить не «регулировка клапанов», а «регулировка теплового зазора привода клапанов».
Если представить себе комбинацию «клапан – толкатель – распредвал» без теплового зазора – то есть, плотно прилегающими друг к другу при неработающем двигателе, то несложно понять, что при выходе на рабочую температуру на удлинившийся клапан, «вытягиваемый пружиной из цилиндра» в сторону распредвала, из-за температурного расширения начнет постоянно давить этот самый распредвал, приводя к небольшому сжатию пружины и неплотному закрытию клапана. То есть, при достижении рабочей температуры клапан фактически перестанет полноценно выполнять одну из своих функций: плотно закрываться для герметизации камеры сгорания и ее изоляции от впускного или выпускного тракта.
Подобное может произойти, к примеру, из-за износа седел и тарелок клапанов. Соответственно, в этом случае регулировка клапанов нужна, чтобы обеспечить нужный тепловой зазор для обеспечения полного закрытия клапанов.
Второй вариант – увеличение теплового зазора: например, из-за износа поверхностей кулачков распредвала и элементов привода клапанов. В этом случае даже после достижения двигателем рабочей температуры между распредвалом и клапанным механизмом будет оставаться зазор, а касаться они будут ударно и только в момент воздействия кулачка. Это уже пагубно влияет на ресурс клапанного механизма, но есть и другие последствия: клапан будет открываться чуть позже и не полностью – а значит, ухудшится наполняемость цилиндра топливовоздушной смесью.
Если не регулировать клапаны своевременно, это приведет к изменению теплового зазора. При этом и увеличение, и уменьшение теплового зазора, как мы уже поняли, негативно влияет на ресурс и работу двигателя. Уменьшение зазора означает неполное закрытие клапанов, которое приводит к ряду последствий. Негерметичность камеры сгорания из-за приоткрытого клапана приводит к падению компрессии и прорыву раскаленных газов во впускной или выпускной тракт (в зависимости от того, впускной или выпускной клапан приоткрыт).
Кроме того, стоит отметить значительно увеличивающуюся тепловую нагрузку на клапаны. Ведь плотный контакт закрытого клапана с седлом – это одно из важных условий его охлаждения, а если клапан неплотно прилегает к седлу, охлаждение ощутимо ухудшается. Особенно это касается выпускных клапанов: впускные дополнительно охлаждаются поступающей в цилиндры топливовоздушной смесью, а вот выпускные обеспечивают выход отработавших газов крайне высокой температуры, и для них охлаждение в зоне контакта с седлом имеет критическую важность. В крайнем случае плохое охлаждение клапана из-за малого теплового зазора может привести к его перегреву и разрушению – так называемому прогару. Кроме того, прорыв горящей топливовоздушной смеси в выпускной тракт повышает нагрузку на катализатор (а при его разрушении абразивная пыль может повредить и цилиндры).
Последствия увеличения теплового зазора несколько иные. Как было сказано выше, оно приводит к ударному воздействию распредвала на клапанный механизм, что негативно сказывается на его ресурсе, а также к несвоевременному и неполному открытию клапана. Ухудшение наполнения цилиндра топливовоздушной смесью при этом означает нарушение фаз газораспределения и снижение отдачи мотора: то есть, он будет хуже тянуть.
Величина теплового зазора определяется производителем для конкретного двигателя: если конструкция мотора предусматривает регулировку клапанов, показатели обычно указываются в руководстве по эксплуатации. — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
В целом величина теплового зазора, разумеется, очень невелика, это десятые доли миллиметра – примерно 0,1-0,4 мм. При этом ее обычно определяют с помощью набора щупов с шагом в 0,05 мм и менее – то есть, соблюдается точность до сотых. Стоит отметить, что тепловой зазор для впускных и выпускных клапанов различается: как мы уже знаем, выпускные клапаны нагреваются сильнее – а следовательно, сильнее увеличиваются в размерах и требуют большего теплового зазора.
На практике знать конкретные значения теплового зазора нужно только для регулировки – то есть, если вы не занимаетесь ей самостоятельно, эти цифры вам не слишком пригодятся.
Периодичность регулировки клапанов, если она предусмотрена конструкцией мотора, указывается в руководстве по эксплуатации автомобиля. В целом эта процедура выполняется не так часто – обычно это каждые 50-80 тысяч километров. Однако и более частая проверка не повредит – особенно если машина оснащена газобаллонным оборудованием, так как газовое топливо повышает тепловую нагрузку на мотор.
Второй способ узнать о необходимости регулировки клапанов – это характерный звук: стук или цоканье при работе мотора, не проходящее по мере его прогрева.
Ну а если автомобиль приобретен не новым, и его пробег уже немаленький, то регулировка теплового зазора точно не будет лишней – нужно лишь выяснить, предусмотрена ли она конструкцией.
Существует несколько конструктивных вариантов регулировки теплового зазора. К примеру, один из вариантов – это подбор шайб нужной толщины, которые вставляются между толкателем клапана и кулачком распредвала. Для регулировки зазора он сначала замеряется с имеющейся шайбой, а потом шайба при необходимости заменяется на другую, большей или меньшей толщины. Альтернативный вариант при схожей конструкции – подборка не регулировочных шайб нужной толщины, а самих толкателей с необходимыми параметрами.
Еще одна вариация — это регулировка теплового зазора с помощью винтового механизма. В этом случае ничего подбирать не нужно: зазор измеряется щупом и затем при необходимости настраивается вкручиванием или выкручиванием регулировочного болта, который затем фиксируется контргайками — Kolesa.Ru (@Kolesa_Ru) 3 июня 2019 г.
Такой метод регулировки мы наглядно показывали в отдельном материале на примере Renault Logan.
Неоднократное уточнение о том, что регулировка клапанов должна быть предусмотрена конструкцией мотора, весьма важно: ведь многие двигатели этой процедуры не требуют. Зависит это от того, оснащен ли мотор гидрокомпенсаторами: это устройства, предназначенные для автоматической регулировки теплового зазора. Они работают за счет масла, поступающего в них из двигателя (поэтому, собственно, и называются « гидро компенсаторами») и полностью исключают необходимость периодической ручной регулировки клапанов. Сами они, конечно же, тоже не вечны – о необходимости их проверки и замены говорит все тот же цокающий стук, не исчезающий вскоре после запуска, а порой даже после прогрева двигателя. Однако главное, что нужно знать в контексте этого материала – это то, что моторам, оснащенным гидрокомпенсаторами, регулировка клапанов не нужна.
Регулировка клапанов на ВАЗ 2114
Все автомобили ВАЗ, оснащенные восьмиклапанными моторами нуждаются в периодической регулировке тепловых зазоров газораспределительного механизма. Поэтому если у ВАЗ 2114 8 клапанный, то также каждые 20-30 тыс. км, а то и чаще, следует проверять зазоры на клапанах и при необходимости перенастроить. А вот на инжекторном на ВАЗ 2114 16 кл. дела обстоят иначе.
Стоимость регулировки клапанов на ВАЗ 2114 составляет около 1000 рублей, но эти деньги можно сэкономить, занявшись настройкой самостоятельно. Вам потребуется небольшое приспособление, набор щупов и шайб для регулировки правильной толщины.
Симптомы неотрегулированных клапанов ВАЗ 2114
Признаки неотрегулированных клапанов на ВАЗ 2114
Для того чтобы понять, что клапана нужно регулировать необходимо знать основные признаки нарушенной работы ГРМ. Симптомы неотрегулированных клапанов ВАЗ 2114 обычно такие:
Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2114
Подобные признаки, при условии отсутствия других неисправностей будут постепенно появляться как раз таки ближе к 30 тыс. км. Разброс километража, при котором требуется регулировка клапанов ваз 2114 будет зависеть от 4 основных факторов:
Чтобы не дотягивать до сбоев в работе двигателя стоит ориентироваться на цифры в 10-15 тысяч километров, учитывая при этом его работу на слух.
Если двигатель работает на пропан-бутане, особенно если не используется двухрежимная прошивка ЭБУ или вариатор УОЗ, то клапана приходится настраивать значительно чаще – каждые 10000 км. Связано это с тем, что в таких случаях ГБЦ греется сильнее и зазоры сбиваются быстрее.
Очень часто требуется регулировка клапанов после перегрева двигателя, так как при повышенных температурах могут:
Определить, через сколько регулируют клапана ВАЗ 2114 конкретно в вашем случае, можно и самостоятельно по инструкциям, описанным ниже. Если возникают вопросы, что такое регулировка клапанов ваз 2114, для чего она нужна и как ее сделать – это руководство даст исчерпывающие ответы на них.
Для чего нужна регулировка клапанов?
Можно составить длинный список того, на что влияет регулировка клапанов ВАЗ 2114, но основными пунктами этого перечня являются:
Даже если не учесть, что ненастроенные зазоры сокращают ресурс движка (а это главное), после настройки он элементарно начинает работать ровнее и кушать чуть меньше топлива. Так что по этих аргументах не сложно понять что дает регулировка.
Что нужно для регулировки тепловых зазоров?
Для того, чтобы выставить тепловые зазоры, вам понадобятся шайбы для регулировки клапанов ВАЗ 2114, измерительные щупы, а также несколько приспособлений, упрощающих задачу.
Какой инструмент нужен для регулировки зазоров ВАЗ 2114:
Измерение толщины зазора и установка регулировочных шайб
Приспособление для регулировки клапанов ВАЗ 2114 представляет собой трубку с отверстиями по краям, на которую надет подвижный «клык». С его помощью производится отжим клапана для доступа к шайбе. Второй необходимый инструмент для регулировки клапанов ВАЗ 2114 – фиксаторы в виде молоточка, которым блокируется в выжатом положении стаканчик толкателя. Обычно эти приспособления продаются комплектом, их цена – около 200-400 рублей.
Какие шайбы купить для регулировки
Купив инструмент для выставления тепловых зазоров на ВАЗ 2114, нужно также приобрести шайбы. Они продаются как комплектом (но найти сложно), так и поштучно. Если данных об используемых сейчас шайбах нет, покупать их нужно после замера зазоров и измерения толщины нынешних шайб.
Оригинальный комплект шайб для ВАЗ 2114 (3-4,5 мм)
Существует два вида шайб для регулировки клапанов ВАЗ: «оригинал» и «кооператив». Первые – это заводские изделия, поставляемые на конвейер, вторые – производятся сторонними фирмами. Отличить их можно по шрифту, которым нанесена маркировка:
Если вам нужна регулировка клапанов ВАЗ 2114 8 клапанов, категорически рекомендуем найти именно оригинальные шайбы с сегментными прямоугольными цифрами. Их размер гарантированно соответствует маркировке, а твердость обеспечивает длительный срок службы.
«Кооперативные» изделия (с «округлыми» цифрами) отличаются крайне нестабильным качеством. Нередко такие шайбы ходят лишь по 4-5 тыс. км. Так, из опыта выполнения подобной работы на ВАЗ 21099, примененная шайба из комплекта “кооперативные” пришла в полную негодность уже спустя 4000 км. Мотор звенел и нестабильно работал, а ее выработка была заметна невооруженным глазом. Долго ездить с такой шайбой опасно для мотора, который могут испортить неотрегулированные клапана: симптомы ВАЗ 2114 будут усугубляться, и в итоге кулачок-эксцентрик распредвала притрется сильнее дозволенного.
Проверка тепловых зазоров на клапанах ВАЗ 2114
Проверка и настройка зазоров клапанов ваз 2114: видео
Чтобы правильно измерить тепловые зазоры в газораспределительном механизме ВАЗ 2114, вам потребуются:
Приспособление для регулировки, которое фиксируется над клапанами
Правильная регулировка клапанов ВАЗ 2114 возможна и без использования микрометра, но в таком случае вам понадобится купить новые шайбы с запасом в обе стороны. То есть, если требуется шайба на 3,1 мм – стоит купить и 3,05 и 3,15, а еще лучше – также 3,0 и 3,2. Это необходимо для того, чтобы если фактический размер старой шайбы не соответствует маркировке – можно было получить правильный зазор путем подбора и замеров щупами.
Если на старых шайбах маркировка стерта – без микрометра обойтись сложнее. Его можно заменить штангенциркулем, но, опять же, нужен запас шайб. Так как этот измерительный прибор имеет относительно низкую точность (+-0,1 мм), вам понадобится большой запас шайб от измеренного как в плюс, так и в минус. То есть, если штангенциркуль показал размер старой 3,3 мм, а по расчетам для правильного зазора надо 3,4 мм – желательно закупиться всеми размерами от 3,1 до 3,6 мм.
Авто ВАЗ, выпущенные после 2011 года (мотор 11186) имеют увеличенные на 0,05 мм зазоры, что вызвано иным составом материала клапанных седел. На 2114 (и другие Самары) такие движки серийно не ставились, но учитывайте данный момент, если на машине менялся мотор.
При проверке используйте порядок действий и необходимые инструменты для регулировки как будет написано ниже.
Как измерить зазоры клапанов
Процесс замера зазоров и регулировки клапанов на 8-клапанных моторах ВАЗ
Для того, чтобы измерить зазоры клапанов действуйте по такому плану:
Когда подготовительные работы проведены, можно доставить измерительный инструмент (микрометр, щуп), пинцет, и делать непосредственно замеры. Также потребуется таблица регулировки клапанов ВАЗ 2114, регламентирующая очередность измерений.
Порядок работы клапанов ВАЗ 2114, если считать со стороны ремня, вне зависимости от версии мотора, такой:
Чтобы измерить зазор, используйте веерные щупы, просовывая их между кулачком распредвала и шайбой. Начиная с тонкого щупа, перебирайте их в сторону увеличения. Размер щупа, который проходит «в натяг» (следующий по размеру уже не пролезает), и будет размером зазора выбранного клапана. Записывайте полученное значение для каждого клапана на листок. Таблица регулировки клапанов должна иметь примерно такой вид:
1 Цилиндр | 2 Цилиндр | 3 Цилиндр | 4 Цилиндр | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Клапан | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Назначение | Выпуск | Впуск | Впуск | Выпуск | Выпуск | Впуск | Впуск | Выпуск |
Норма | 0,35 | 0,2 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,2 | 0,2 | 0,35 |
Зазор | 0,27 | 0,17 | 0,13 | 0,33 | 0,33 | 0,13 | 0,13 | 0,27 |
Шайба | 3,6 | 3,88 | 3,7 | 3,6 | 3,75 | 3,62 | 3,69 | 3,7 |
Результат расчета | 3,52 | 3,85 | 3,63 | 3,58 | 3,73 | 3,55 | 3,62 | 3,62 |
Новая шайба | 3,5 | 3,8 | 3,6 | 3,57 | 3,7 | 3,55 | 3,6 | 3,62 |
Результат | 0,02 | 0,05 | 0,03 | 0,01 | 0,03 | 0 | 0,02 | 0 |
Зазор после | 0,35 | 0,21 | 0,2 | 0,35 | 0,35 | 0,2 | 0,35 | |
Установленные шайбы | 350 zip | 380 zip | 360 завод | 357 | 370 завод | 355 zip | 360 завод | 362 завод |
Уход до регулировки | 0,08 | 0,03 | 0,07 | 0,02 | 0,02 | 0,07 | 0,07 | 0,08 |
Порядок клапанов ВАЗ 2114 в ходе замеров будет таким:
Если вам неизвестны размеры используемых шайб, после измерения каждого зазора нужно узнать их. Для этого нужно поочередно извлекать шайбы и записывать их номера, нумерация клапанов ВАЗ 2114 при этом такая, как указано выше:
Порядок регулировки клапанов ВАЗ 2114 будет таким же, как и при измерении зазоров. Но, перед тем, как настроить клапана ВАЗ 2114, потребуется произвести расчеты и подобрать шайбы для регулировки по формуле.
Формула регулировки клапанов
Как правильно выбрать подходящую шайбу
Подбор шайб после проверки для настройки правильного зазора должен производится по такой формуле:
A=B+(C-D) мм
Щуп для регулировки впускных клапанов четырки
Например, вы измерили зазор выпускного клапана 0,45 мм, толщина используемой шайбы составляет 3,5 мм, а правильный зазор должен быть 0,35 мм. Итого получаем:
то есть, нужно поставить шайбу на 3,6 мм
После того, как замеры сделаны для всех клапанов, необходимо подобрать шайбы правильных размеров и заменить их на всех клапанах, где зазоры не соответствуют норме (0,35±0,05 мм для выпуска, 0,2±0,05 мм для впуска).
Таблица зазоров клапанов для ВАЗ 2114
Зазор | Двигатель | |||||
---|---|---|---|---|---|---|
21083 ( 2111, 21114, 11183) | 11186 | |||||
Бензин | ГБО | Бензин | ГБО | |||
Впускной | Минимальный | 0,15 мм | 0,2 мм | 0,2 мм | 0,2 мм | 0,2 мм |
Номинальный | 0,2 мм | 0,25 мм | 0,25 мм | 0,25 мм | 0,25 мм | |
Максимальный | 0,25 мм | 0,3 мм | 0,3 мм | 0,3 мм | 0,3 мм | |
Выпускной | Минимальный | 0,3 мм | 0,35 мм | 0,35 мм | 0,2 мм | 0,4 мм |
Номинальный | 0,35 мм | 0,4 мм | 0,4 мм | 0,25 мм | 0,45 мм | |
Максимальный | 0,4 мм | 0,45 мм | 0,45 мм | 0,3 мм | 0,5 мм |
Регулировка зазоров на двигателе ВАЗ 2114 — инструкция и порядок работы
Если застучали клапаны ВАЗ – это прямое показание к корректировке их тепловых зазоров. Регулировка клапанов ВАЗ 2114 инжектор делается также, как и на карбюраторных ДВС первого поколения Самар (2108-21099). Главная задача, поставить шайбы правильной толщины исходя из показателей предварительной проверки зазоров и соблюдая порядок работы клапанов.
Порядок регулировка клапанов ВАЗ 2114
Регулировка клапанов ВАЗ 2114 (восьмиклапанный инжектор) производится в таком же порядке, как и измерение зазоров:
Правильный порядок регулировки клапанов ВАЗ 2114
Если по итогам замеров некоторые зазоры оказались в норме – их можно пропускать. Это обычная практика, так как выпускные клапана ВАЗ 2114, которые греются гораздо сильнее, теряют зазоры быстрее. Распространены ситуации, когда зазоры клапанов ВАЗ 2114 на выпуске приходится корректировать каждые 10 тысяч км, в то время как впускной клапан 2114 даже через 30-50 тысяч сохраняет правильный зазор. Особенно часто такое происходит при езде на газу.
Описанный выше порядок замеров и регулировки зазоров рекомендуется производителем, но от него можно отступать (ничего плохого не произойдет), например, если в регулировке нуждается только 1 или 2 цилиндра. Если ГРМ правильно выставлен, можно не смотреть метки, просто поочередно регулируя впускной и выпускной клапан ВАЗ 2114 на каждом нужном цилиндре. Важно лишь правильно выставлять эксцентрик: он должен смотреть вверх. Но способ без меток неудобен тем, что прокручивать мотор приходится гораздо чаще.
Выставлять зазоры строго по меткам нужно только на моторе 11186 (Калина, Гранта, серийно на 2114 не ставился, но устанавливается некоторыми владельцами в ходе “свапа”), потому что у этого ДВС поршни могут встречаться с клапанами.
После того, как регулировка клапанов ВАЗ 2114 своими руками завершена, установите обратно клапанную крышку (шпильки затягиваются с моментом 2-4,7 Нм) и прикрутите обратно все снятые элементы.
Если вами была правильно выполнена регулировка клапанов ВАЗ 2114, зазоры придут в норму, мотор перестанет звенеть клапанами и будет работать ровнее. Но если все сделано правильно, размеры соблюдены, а мотор все равно троит, звенит и т. д. – возможно, распредвал слишком выработан или люфтит. В таком случае нужен ремонт с заменой изношенных деталей.
Большим плюсом восьмиклапанных моторов ВАЗ, используемых на Лада 2114, является то, что если вы их отрегулировали неправильно, то максимум что может случится — не запустится двигатель или он будет работать с перебоями, но загиб клапанов не грозит.
На двигателях 21083 (1,5 л, карбюратор, ставился только на ранние 2115), 2111 (1,5 л, инжектор), 21114 или 11183 (1,6 л, инжектор) не гнет клапана даже при обрыве ремня ГРМ, так как их поршни имеют выточки достаточной глубины. В восьмиклапанном семействе моторов ВАЗ только модель 11186 гнет клапана, но ее на 2114 с завода не ставили.
Часто задаваемые вопросы и тонкости при регулировке клапанов на ВАЗ 2114
Как определить угол положения вала без меток?
Если метки не нанесены, нужно разметить шкив самостоятельно. В случае, если сделать это проблематично (например, не видна метка шкива) – ориентироваться можно по метке на маховике. Она должна совпадать с меткой в окошке колокола сцепления. Дальше нужно разметить шкив самому (метки на шкиве и на маховике должны совпадать с метками на моторе). Для каждой пары клапанов (формула регулировки клапанов ВАЗ 2114 указана выше) необходимо проворачивать шкив вперед на 90 градусов.
Можно ли обойтись без регулировки клапанов?
Когда тепловые зазоры сбиваются – мотор начинает работать неправильно и быстро изнашивается. Поэтому периодически регулировать клапана обязательно! Теоретически, конечно, можно установить ГБЦ с гидрокомпенсаторами (например, от шеснаря), но для этого нужны масштабные переделки и проще сразу поставить 16-ти клапанный мотор в сборе.
Нужно ли проверять компрессию при регулировке зазоров?
Это необязательно, но крайне желательно. Хорошее давление в цилиндрах (12-14 атм) подтверждает, что зазоры отрегулированы верно и клапана не травят. Если же компрессия все равно слабая – значит, регулировка клапанов ВАЗ 2114 своими руками сделана неправильно (клапана зажаты), или произведена слишком поздно, и без ремонта ГБЦ уже не обойтись из-за износа или прогара клапанов.
Влияет ли зазор клапанов на холодный запуск?
Да, если мотор плохо стартует на холодную, это может быть признак неправильных зазоров. Если он не звенит клапанами – зазоры недостаточные, а если звенит сильно – то слишком большие.
Почему пропадает тяга после регулировки клапанов?
Если после регулировки клапанов мотор хуже тянет – значит, или настройка выполнена неправильно, или двигатель нуждается в ремонте. Например, изношенные кулачки распредвала приводят к тому, что цилиндры хуже наполняются или очищаются. Неплотно прилегающие или прогоревшие клапана приводят к потере компрессии. Неотрегулированные клапана могут быть покрыты нагаром, играющим роль уплотнителя, а после регулировки клапаны самопритираются, нагар удаляется, и остатки компрессии уходят.
Зависит ли процедура регулировки от объема мотора?
Нет, регулировка клапанов ВАЗ 2114 1.5 и 1.6 идентична. Единственный нюанс – на двигателях с электронным дросселем (поздние модификации авто) нет натяжителя тросика газа, препятствующего снятию крышки.
Отличается ли регулировка клапанов для бензина и для газа?
Регулировка клапанов ВАЗ 2114 под газ выполняется так же, как и под бензин, но с одной поправкой: выпускные желательно выставлять на 0,05 мм «в плюс» (то есть, зазор не 0,35, а 0,4 мм). Это особо важно для моторов без вариатора УОЗ или двухрежимной прошивки ЭБУ под ГБО. Так как газ горит дольше бензина, воспламенять его надо чуть раньше. Из-за этого остатки топлива догорают уже в выпускном канале, клапан сильнее греется и его шейка удлиняется больше. Увеличивать зазор под газ на впускных клапанах не нужно. Они нормально охлаждаются поступающей смесью и чрезмерного температурного расширения шеек нет.
Что делать, если зазор не выставляется?
Если зазор не выставляется, значит, седло клапана чрезмерно ушло вверх в головку. Как временная мера (доездить до капремонта) подойдет использование «кооперативных» шайб уменьшенной толщины, так как заводские тоньше 3 мм не выпускаются. Можно также подточить торец клапана, но без разборки ГБЦ в мотор попадет стружка. Учтите: слишком тонкая шайба может сидеть в колодце чересчур глубоко, из-за чего распредвал будет цеплять кромку колодца и быстрее изнашиваться.
Можно ли подточить шайбу до нужной толщины?
Ни в коем случае нельзя подтачивать шайбы для подгонки их толщины напильником или наждаком. Во-первых, вы никогда не добьетесь нужной точности обработки поверхности. Во-вторых, вы сотрете цементитный слой, получаемый на заводе путем поверхностной закалки, и такой шайбы надолго не хватит.