как понять что пленка просроченная
Как понять что пленка просроченная
Просроченная фотоплёнка
У фотоплёнки есть срок годности, обычно это 3 года с даты выпуска. Чтобы достичь гарантированного результата, производитель советует отснять и проявить её в течение срока годности. Когда срок выходит, плёнка считается просроченной.
У плёночных фотографов есть целый рынок просроченной фотоплёнки. Одни специально или случайно запасают катушки, другие покупают и снимают на них.
Некоторым нравится, что просрочка — непредсказуемая. От разных условий хранения у плёнки могут возникнуть искажения. Кто-то покупает недорогой «Кодак Голд» и специально выдерживает его по 5-10 лет в шкафу, чтобы добиться любимого «золотистого» эффекта. Фанаты даже делятся секретами «правильного» хранения. Один рассказывал, что любил хранить коробку с катушками под лавкой в гараже — мол, так на пленку действовало уникальное сочетание солнечных лучей, холодного воздуха из открытой двери и табачного дыма. Я не шучу.
Но большинство фотографов конечно снимает на просрочку из-за дешевизны. Если свежая катушка «Кодака» профессиональных серий стоит 500-600 ₽, то просрочку пятилетней давности можно купить за 300 ₽ за катушку, а совсем старую плёнку — за 100 ₽, в пять раз дешевле новой. Плодовитый фотограф снимает по 150-200 плёнок в год, и такая экономия дает хороший суммарный эффект.
Теряет ли плёнка в качестве от долгого хранения? Да, безусловно. Цветная плёнка «едет» сильнее, теряет цветовую сбалансированность. Черно-белая плёнка страдает меньше. И цветная, и черно-белая плёнки теряют светочувствительность с годами. Можно условно считать, что за 10 лет хранения плёнка теряет 1 стоп: была 400 исо — через 10 лет стала 200. Но в отличие от цифровой фотографии у пленки огромный динамический диапазон, который можно корректировать при проявке. Так что опытный фотограф может скомпенсировать эффекты старения.
Раньше я всегда снимал на свежую пленку, но тут на ибее увидел интересный лот. Некий фотограф продавал целую коробку просроченной пленки, 60 катушек среднеформатного «Кодака Ти-Макс 400» аж 1997 года выпуска. Говорит, что случайно обнаружил ящик в холодильнике. Не представляю, как можно потерять в холодильнике штуку размером с обувную коробку, ну да ладно. Одним словом, я этот лот выиграл и получил.
Мне было интересно — что же стало с пленкой за 20 лет? Протухла ли она совершенно, можно ли использовать её для всяких фотопроб и экспериментов? Я зарядил, отснял, проявил. Ну, вот:
На мой взгляд, результат — весьма хороший. За 20 лет хранения плёнка потеряла треть светочувствительности. При проявке я пропушил ее на 1 стоп и отснял как плёнку исо 600 — и она вполне держит. Я не заметил с ней никаких особых проблем, разве что ее неплохо отмачивать полчасика перед проявкой, чтобы смыть тонирующий слой (не знаю, он там присыхает что-ли за годы). Ну и еще пахнет она не так вкусно, как свеженькая плёнка.
Одним словом, старая плёнка — как старое вино, жить можно. Кстати, глянул на коробки с «Кодаком», а на них написано: проявить до ноября 1997 года. Сегодня у плёнки юбилей, ровно 20 лет! За это и выпью.
Как снимать с просроченной пленкой
Те из нас, кто любит аналоговую фотографию, часто экспериментируют с просроченной пленкой. Это не столько экономит средства, сколько дает интересные, порой просто фантастические результаты. Давайте рассмотрим несколько рекомендаций, как снимать на пленку с истекшим сроком годности вместе с фотографом Кристофером Брайаном-Смитом (Christopher Bryan-Smith).
Фотограф: Энни Спратт
Что такое просроченная пленка и чем она интересна?
К счастью, пленка не плесневеет, как кусок сыра, и не свертывается как молоко. Но у нее ограниченный срок хранения. Рулон пленки обычно имеет срок годности два года после даты изготовления. Но это скорее ориентир, чем точная дата. Ее качество будет ухудшаться постепенно, поэтому не спешите выбрасывать.
Пленка состоит из тонких полосок пластика, покрытых химической эмульсией. Эта эмульсия содержит галогениды серебра, которые реагируют на свет, что и создает окончательную фотографию. Для цветной пленки частицы серебра смешивают с цветными красителями.
Со временем химические вещества на пленке теряют свою силу и начинают портиться. Галогениды серебра в эмульсии пленок разлагаются и теряют чувствительность. В результате цвета потеряют свою яркость, контраст исчезнет, а зернистость увеличится. Со временем пленка с истекшим сроком годности становится туманной и непригодной для использования.
Как и в случае с едой, вы можете продлить срок работы пленки, храня ее в холодильнике. Солнечный свет, тепловое излучение и влажность могут повлиять на срок службы пленки, поэтому рекомендуется хранить его в прохладном и сухом месте. Но эффекты, вызванные ухудшением качества пленки, на самом деле представляют из себя захватывающую перспективу для пленочных фотографов.
Время не влияет на все типы пленок одинаково. Период деградации может варьироваться в зависимости от типа пленки, которую вы используете. Пленки с более высоким ISO будут портиться быстрее, чем с более низким ISO. Чем выше светочувствительность пленки, тем быстрее деградация. Слайд-пленка изнашивается намного быстрее, чем стандартная негативная. Он также менее чувствителен к методам компенсации, которые мы упомянем ниже.
Многие фотографы посоветуют вам держаться подальше от цветной слайд-пленки с истекшим сроком годности. Черно-белая пленка имеет более длительный срок хранения, чем стандартная цветная. Поскольку в ней используется более простая эмульсия с меньшим количеством галогенидов серебра, скорость разрушения намного ниже. Вы можете увидеть больше зернистости, но черно-белая пленка все равно будет более зернистой. Черно-белая пленка хорошего качества будет работать долгие годы.
Фотограф: Охор Малицкий
Холодильник может показаться странным местом для хранения пленки, но он действительно хорош. Холодильник нужен не всегда, но если вы живете в стране с жарким и влажным климатом, это лучшее место. Просроченная пленка ничем не отличается. Возможно, процесс разрушения уже начался, поэтому вам нужно максимально замедлить его. Прежде чем положить ее в холодильник, поместите в герметичный контейнер. Вы не хотите, чтобы она намокла или повредилась. Если в рулон попадет вода, она смоет эмульсию с пленки.
Фотограф: Маркус Списке
При использовании пленки с истекшим сроком годности используйте один рулон в качестве тестового. Если вы купили пачку с истекшим сроком годности, лучше всего протестировать ее, прежде чем приступить к реальной съемке. Если вы хотите запечатлеть какое-то конкретное событие, вы можете проверить его до наступления важного дня. Это хорошая идея, если у вас в пачке много одинаковых рулонов пленки. Использование тестового рулона даст вам хорошее представление о том, насколько ухудшилась пленка, и какие эффекты вы можете ожидать. Каждый набор проявленных фотографий будет уникальным, что является частью веселья!
Фотограф: Маркус Списке
Если чувствительность пленки снижается, вы можете компенсировать это, обманув камеру, чтобы она «думала», что использует пленку с более низким ISO. Этот тип компенсации чувствительности называется Pull процесс, то есть переэкспонирование пленки, после чего ее «недопроявление».
Обработка Push также возможна, но для пленки с истекшим сроком годности вам нужно скорее больше света, чем меньше. При такой настройке ISO следует руководствоваться общим практическим правилом. Для каждого десятилетия просрочки уменьшайте ISO на одну ступень. Если у пленки 400 ISO и она устарела на десять лет, уменьшите ее до 200.
Не многие старые пленочные камеры имеют значение ISO ниже 100. Это определенно не точная наука. Вот почему лучше всего тестировать и экспериментировать как можно больше. Также используйте ту же камеру. Использование другой камеры может повлиять на результаты.
Брекетинг экспозиции может помочь установить диафрагму, необходимую для определенных условий. Это отличный способ использовать пробный рулон пленки с истекшим сроком годности.
Видеоканал Фотогора
Как понять что пленка просроченная
Ручная оптическая печать запись закреплена
ПОЛНОЕ РУКОВОДСТВО ПО СЪЁМКЕ НА ПРОСРОЧЕННУЮ ПЛЁНКУ
от прожжённого плёночника Дэниела Шнайдера.
Если вы уже снимаете на целлулоид, то знаете, что нужно запастись терпением. Статья получилась большая.
Допустим, флеш-карта будет продолжать работать, если только по ней грузовик не проедется. С плёнкой не так, изображение на ней фиксируется за счёт химических реакций, а не в памяти полупроводников.
Чтобы сделать плёнку, желатиновую пасту, полную солей серебра, наносят на полоски тонкого пластика и наматывают в рулоны. Здесь важно понимать, что галогениды серебра видоизменяются под действием химических реакций, воздействии света или других форм радиации.
Плёнка теряет свои свойства по нескольким причинам. Со временем чувствительность галогенидов серебра может ухудшаться. Космическое и фоновое излучение, радиация (в том числе в результате ядерных испытаний) также может привести к тому, что немодифицированные соли серебра будут модифицированы в случайном и, как правило, несколько равномерном распределении, что уменьшает количество доступных неэкспонированных кристаллов и создаёт шум. Это называется запотеванием.
В цветных плёнках присутствуют несколько слоёв галогенида серебра с вкраплениями красителей и цветных масок. Красители разрушаются быстрее, чем галогениды серебра, и разные слои могут разлагаться с разной скоростью.
Срок годности большинства сортов целлулоида истекает через два года после их изготовления. Это всегда более долгий срок, нежели дата, указанная на упаковке. На некоторых плёнках даже можно встретить строчку: «Для достижения наилучших результатов, проявляйте сами». Производители защищают себя от жалоб на постоянно растущую непредсказуемость плёнки по мере её старения, однако это не причина отказывать себе в удовольствии снимать на просрочку.
ГДЕ НАЙТИ ПРОСРОЧЕННУЮ ПЛЁНКУ?
Найти её можно везде. Например на чердаке у ваших родителей или у бабушек с дедушками.
Частные аптеки, автозаправочные станции и круглосуточные магазины всё ещё могут торговать просроченной плёнкой, которая пылится на витрине уже не одно десятилетие. В благотворительных магазинах иногда можно встретить старые запасы, которые были пожертвованы складами или розничными сетями. Просрочку можно отыскать, например, на шкафу в съёмной квартире или среди хлама в гараже. Очень старую плёнку могут продавать в антикварных магазинах, однако цена может быть необоснованно высокой.
Теоретически в любом месте, где продаются старые фотоаппараты есть шанс найти древнюю плёнку. Просрочка иногда появляется на Craigslist’е и других сайтах. Вы даже можете поискать её на eBay, хотя это один из самых дорогих вариантов.
ИМЕЕТ ЛИ ЗНАЧЕНИЕ В КАКИХ УСЛОВИЯХ ПЛЁНКА ХРАНИЛАСЬ?
Вуаль от фонового излучения, как правило, не является большой проблемой, пока плёнке не исполнилось несколько десятилетий. Если вы найдёте катушку 50-ти или 75-ти летней давности, которая хранилась в свинцовом контейнере или бомбоубежище, она может быть значительно менее потускневшей, нежели аналогичная плёнка, всё это время пролежавшая в шкафу или на чердаке. Особенно это касается очень старых плёнок, переживших 1950-е и начало 1960-ых годов, когда активно проводились ядерные испытания.
КАКИЕ ЭФФЕКТЫ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ПРОСРОЧКИ?
Во многих случаях с изменением цвета будет снижаться насыщенность. Это может варьироваться от слегка приглушённых цветов до предельной ненасыщенности, граничащей с чб.
При использовании рулонной плёнки с бумажным ракордом иногда могут оставаться следы от надписей на бумаге, которые проникают в эмульсию в месте их соприкосновения и вызывая локальные смещения цвета или увеличение зернистости. Иногда можно даже прочесть номер кадра и марку плёнки на готовых изображениях.
Чем древнее ваша плёнка, тем больше факторов вы должны учитывать. Помимо ожидаемого «тумана», вам необходимо знать о старинных методах проявки.
Сейчас нéгде и нéчем проявить Kodachrome (процессы K-12 или K-14), а возможно и другие старые целлулоиды, предназначенные для иных допотопных методов, таких как негатив C-22, E-2, E-3, или слайд E-4, поскольку нужные химические вещества больше не выпускают. Не исключено, что возможно восстановить изображения с некоторых очень старых цветных плёнок, проявив их как классический чб или проконсультироваться с такими экспертами как Film Rescue International или Rapid Photo.
Некоторые форматы будет проблематично проявить в домашних условиях, если нет каких-то специальных бачков и тому подобное. Формат плёнки также может влиять на долговечность.
И плёнка, и защитная бумага могут стать хрупкими через 50 и более лет. Чтобы не повредить их, лучше использовать камеру с плавным и простым движением плёнки (без сильных изгибов), осторожно заряжать и извлекать целлулоид.
Как и в случае с любой плёнкой, дайте ей медленно нагреться до комнатной температуры, если она находилась в морозилке или холодильнике перед распаковкой. Любая возрастная хрупкость будет только усугубляться при резкой смене температуры.
Чем больше светочувствительность у плёнки, тем меньше фотонов требуется для модификации солей серебра и получения изображения. Чтобы компенсировать потерю чувствительности, можно просто оценить её как менее чувствительную. Выставляя экспозицию на камере, вы можете сделать вид, что на коробочке написано, например, ASA 25, вместо ASA 100.
Я обычно округляю вниз от стандарта «1 стоп на десятилетие». Это значит, что я бы выставил 50 единиц для целлулоида номиналом ASA 400, срок годности которого истёк 35 лет назад, то есть на 3 ступени ниже. Если бы я знал, что всё это время он хранился в замороженном виде, я бы, вероятно, оценил его как ASA 200. Если бы он хранился в холодильнике или другом прохладном сухом месте, я разделил бы разницу и снимал его как ASA 100.
Чёрно-белая плёнка сохраняется намного лучше, поскольку в ней только один слой галогенидов серебра и нет цветных красителей. По моим наблюдениям чб плёнка теряет один стоп каждые два десятилетия, а это означает, что всё вышеперечисленное в два раза меньше. Если плёнке ещё не стукнуло 20 лет я бы, вероятно, сделал был лёгкую правку на 1/3 ступени, или снимал бы как есть (исходя из той чувствительности, которая указана на коробке), если бы знал, что она хранилась в холодном или замороженном состоянии.
Что касается слайд-плёнки, то у неё меньше фотоширота, чем у негативной плёнки, поэтому правки по выдержке должны быть особенно точными. Хотя мне повезло с просроченным слайдом, большинство его избегает.
Если есть сомнения, лучше переэкспонировать. Негативные плёнки хорошо переносят лёгкую передержку, да и слайд лучше воспримет передержку, чем недодержку.
Обратите внимание, что перепроявка может усугубить зерно и вуаль. Использование мелкозернистых проявителей, такими как HC-110 или Microphen, может помочь уменьшить эффект «запотевшего стекла». Микрофен также может компенсировать потерю чувствительности на пол ступени или более.
Активным ингредиентом снятого с производства антивуалента Kodak Anti-Fog No.1 был бензотриозол, и если вы можете достать его от поставщика лабораторных химикатов, то приготовьте его 0,2-процентный раствор в воде и добавьте 10–15 миллилитров на литр для вашего проявителя, чтобы повысить его характеристики.
Всё вышеперечисленное относится к чёрно-белой плёнке или к проявлению цвета в качестве чб. Плёнки C-41 или E-6 можно сдать на проявку в лаб, однако вряд-ли стоит рассчитывать на пуш более двух единиц.
Продаются наборы для самостоятельной проявки цветной плёнки и слайда на дому. Избрав этот путь, пожалуйста, внимательно ознакомьтесь с инструкцией к вашему набору химии.
ЗАЧЕМ ФОТОГРАФИРОВАТЬ НА ПРОСРОЧКУ?
Существует две основные причины использования просроченного целлулоида: экономия и загадка.
Плёнка с истёкшим сроком годности может быть очень дешёвой. Множество потребительских и даже профессиональных цветных негативных плёнок, которые хорошо хранились и срок годности которых истёк всего несколько лет назад, могут стоить от 50 до 10 процентов первоначальной стоимости, а качество давать сопоставимое с новыми.
Старые плёнки, в частности потребительские 1980-х и 1990-х годов можно найти за 1 доллар США или даже меньше. Тут в игру вступает загадка.
Для многих фотографов использование плёнки неизвестного происхождения сулит непредсказуемость, полную забавных сюрпризов. Вы можете даже получить несколько различных эффектов в одном снимке.
КАКАЯ ПРОСРОЧКА ЛУЧШЕ?
Здесь действительно нет правильного ответа. Спросите у других фотографов или у Google и вы найдёте как приверженцев «свежатинки», так и фанатов просрочки.
Некоторые классические эмульсии, вероятно, способны продемонстрировать более художественные результаты. В целом, чем выше содержание в плёнке серебра, тем лучше. Такие давние бренды как Kodak, Ilford и Agfa, вероятнее, будут стареть изящнее остальных.
Некоторые целлулоиды фактически не изменили свой состав на протяжении десятилетий. Например Kodak Tri-X и Ilford HP5. Любители Кодака божатся, что Verichrome Pan даёт очень хорошие результаты практически без правок, даже когда ему 50 лет.
Плёнки, рассчитанные на съёмку в студии при свете ламп накаливания не выпускались очень давно (не считая киноплёнок, которые сейчас доступны в свежем виде в 35-мм кассетах от CineStill и других). Если вы хотите посмотреть, как выглядят Portra 160T или Fujichrome T64, то кроме просрочки вариантов нет.
Потребительские плёнки, такие как Fuji Superia и Kodak Gold стареют быстрее, чем их профессиональные собратья. Особенно выразительно зерно. Возможно с ними понадобиться большая правка, нежели одна ступень в десятилетие.
Будьте готовы, что по первости у вас может не сложиться с винтажным целлулоидом, но с опытом вам откроется что-то интересное и артистичное. Теперь смело идите копаться в шкафах и на антресолях.
Съёмка на просроченную плёнку
Меня зовут Тимур Хадеев, я фотограф, снимаю на плёнку и на цифру. Подписывайтесь на меня в инстаграме тут и тут. Если у вас есть вопросы — пишите
Ищете, где купить просроченную плёнку? Посмотрите это объявление на Авито
Довольно часто мне пишут по поводу просроченных фотоплёнок. Вероятно, сказывается некоторый дефицит материалов в настоящее время, а также, всё чаще люди находят рулончики старой просроченной советской фотоплёнки на барахолках и вставляют такие плёнки в «мыльницы» из 90-х, или в «Зениты». Результат, конечно же, совсем не оправдывает ожиданий. В этом посте я расскажу, стоит ли снимать на просрочку вообще, и если снимать, то каким образом, чтобы получить приемлимые результаты. Речь пойдёт как о зарубежной цветной плёнке (Kodak, Fuji, Konica и др.), так и о советской чб просрочке, это разнообразные любительские плёнки узкого и среднего форматов: Свема ФН-32, ФН-64, ФН-65, ФН-125, ФН-250, а также их аналоги от «Тасмы»: Фото-32, Фото-64, Фото-130, Фото-250.
Если вы ищете информацию по проявке советской плёнки, которая была отснята очень давно (больше 20 лет назад), то лучше сразу пишите мне, тут только о съёмке на «новые», неотснятые старые материалы.
В посте не упоминаются разные технические плёнки типа Микрат-200, 300, 900, Микрат-Н, Свема МЗ-3, и т.д, а также советские киноплёнки: КН-1, 2, 3, 4, А2Ш и т.д. (но есть примеры кадров на Свему КН-4С). Про них будет отдельный пост. Однако, общие принципы работают и для этих плёнок. Также, в посте я почти не говорю о более редких негативных плёнках Свема ДС, ЛН, ЦНД, ЦНЛ, о них тоже нужен отдельный пост.
Содержание
Стоит ли снимать на просроченную плёнку?
Нужно сразу сказать, что съёмка на материалы, у которых вышел срок годности — это всегда не так просто, как съёмка на свежую плёнку. Однако, в текущих условиях, когда повсеместно наблюдается дефицит плёнки, можно понять желание сэкономить. Цены поднимаются каждые полгода, а то и чаще, выбор плёнок всё меньше. Также, многие хотят попробовать поснимать на просроченную плёнку, потому что нравится эстетика — поехавшие цвета, зерно, засветки, пыль и прочее. И, хотя, просроченная плёнка тут ответственна чаще только за зерно и поехавшие цвета, желание добиться чего-то необычного вполне себе понятно. Требования простые: «лоу файность», атмосферность, художественность. Если вам нужен определённый look — снимать на просрочку это один из вариантов, вероятно, самый аутентичный. Просроченная плёнка может дать то, что нужно, но только при определённых условиях. И в них-то и заключается основная сложность. Если не учитывать некоторые вещи, вместо ожидаемых эффектов можно получить слишком плохое качество, а то и вовсе — пустую плёнку. Чтобы этого не случилось, нужно изучить вопрос, этим мы и займёмся в этом посте.
Konica VX 100, просрочена в 2006, отснята в 2011
Что это за плёнка?
Относительно всей истории фотографии, мы начали снимать на цифру недавно. До этого момента, люди снимали на самую разную фотоплёнку. В разное время её было произведено огромное количество.
Цветные негативные плёнки производства Kodak, Fuji, Konica и др. в 2002-2010 годах стали исчезать повсеместно, их вытесняла цифра. Цифромыльницы стали дешеветь, они становились всё удобнее и качественнее. Цифровые камеры, в целом, перестали быть чем-то необычным, даже зеркальные. Стали появляться первые камеры в смартфонах. И цветная плёнка, как средство получения фотографий, ушла далеко на второй план. Вскоре, ушли и все нормальные профессиональные лаборатории, которые могли адекватно проявить плёнку. Цветная просрочка оставалась какое-то время в фотомагазинах, в обычных фотолабораториях с минилабами, рядом со свежей плёнкой. Далее, она продавалась этими организациями после её списания на разных торговых площадках, вроде Авито. Затем, и свежая плёнка становилась просрочкой, а новые поставки свежей плёнки сокращались — мало спроса.
Agfa Vista 100, просрочена в 2004, отснята в 2010
На сегодняшний момент, эти организации уже почти наверняка не занимаются закупками свежей плёнки у крупных поставщиков, даже учитывая сегодняшний относительно высокий спрос. Они бы и хотели, но плёнки нет и у самих поставщиков, по разным причинам. Поэтому, общий объём просроченной цветной плёнки, вероятно, будет быстро уменьшаться (или уже уменьшается). Речь, конечно, про узкую негативную цветную 35мм плёнку. Сейчас, продажей цветной плёнки занимаются, фактически, энтузиасты в лице частных лабораторий, организовавшие закупки от крупных зарубежных поставщиков напрямую (Fotoimpex, Macodirect). Обычно, они существуют как онлайн-магазины. Плёнка у них не задерживается, поэтому просрочки у них чаще всего нет, но, иногда, они находят партию просрочки и продают её, конечно, указывая, что это просрочка.
Чёрно-белые и цветные слайдовые плёнки советского производства ушли ещё раньше — в начале 1990-х годов, когда на рынок пришла цветная негативная плёнка. Конечно, ещё какое-то время люди снимали на них, но удобство, качество и доступность цветного негатива по процессу C-41 в это время сделали своё дело.
Соотвественно, произведённая советская плёнка тех лет перестала пользоваться спросом, большое её количество осталось у снимающих людей. Часто, это блоки по 10 катушек. Отсюда и повсеместная её относительная доступность. Люди находят её в шкафах, в гаражах, на антресолях, даже в институтах, и продают, потому что сейчас существует мода на плёнку, и покупают даже такую старую.
Свема КН-4С, просрочена в 1988, отснята в 2020 как ISO 6
Где достать просроченную плёнку?
Советские просроченные плёнки можно найти почти везде: Авито, онлайн барахолки (Мешок), реальные барахолки. Почти всегда это отдельные коробочки, либо набор разных коробочек. Редко, но всё ещё попадаются блоки по 5-10 шт.
Цветную негативную зарубежную плёнку можно также найти на барахолках, правда, она там становится всё менее распространена.
Часто, плёнку можно найти в самих камерах, например, если купить камеру на барахолке (допустим, мыльницу), есть шанс, что там заряжена плёнка. Вероятно, это будет цветная негативная плёнка. Это можно определить по наличию надписи в окне для просмотра, которое часто присутствует на задней крышке камеры. Если видно надписи, нужно в темноте открыть камеру, определить, отснята ли она, далеко ли хвостик плёнки ушёл на приёмную катушку. Если совсем недалеко, значит вставлена ещё неотснятая плёнка. Либо, посмотреть на счётчик кадров (но это не так надёжно, разные камеры считают кадры по разному, от 1 до 36 и от 36 до 1). Можно смотать плёнку обратно в катушку (оставив зарядный конец) и использовать, делая поправки. Если на приёмной катушке много плёнки, то лучше отнести такую плёнку в проявку — будет этакий взгляд в прошлое, снимки из 90-х, а то и раньше.
Сколько стоит просроченная плёнка?
Просроченная плёнка обычно довольно дешёвая. Речь тут, конечно, о старых советских чб и слайдовых плёнках. Коробочки с ФН-32, ФН-64 и др. можно отыскать по 150-200 р. за штуку, иногда можно найти блоки по 10 шт. ценой по 500-1000 р. Конечно, лучше искать плёнку в блоках по несколько штук, в таком случае, выходит не только дешевле, но и сохранность таких плёнок примерно одинаковая. Если брать отдельные ролики, то состояние каждого отдельного ролика может сильно отличаться. Что не совсем удобно.
Цветные негативные просроченные плёнки стоят дорого и сейчас, из-за общего интереса людей к съёмке на любую фотоплёнку. Поэтому, вполне можно найти объявления, где один ролик Kodak Gold, просроченный в 2004 могут отдавать по 1000 р. Понятное дело, брать такое не имеет смысла. Адекватная цена на просроченную негативную плёнку, 36 кадров в ролике, это примерно 350-500 р. за один ролик плёнки с ISO 400, и 350-400 р. за ролик с ISO 100-200. При условии, что срок годности вышел не ранее 2012-2014 годов. Если раньше, то надо торговаться, либо искать другие предложения: чем раньше вышел срок годности, тем хуже сохранность.
Иногда просрочку продают разные онлайн-магазины, надо следить за их соцсетями.
ORWO NC-19, просрочена в 1988, отснята как ISO 6 в 2019
Особенности просроченных плёнок
Желание поснимать на старые просроченные материалы вполне себе понятно. Зачем покупать дорогую фотоплёнку в магазине, которую ещё так трудно найти в наличии, когда есть довольно много разной советской плёнки. Хочется начать снимать сразу, не ожидая плёнку из интернет-магазина, например.
Но тут нас подстерегают особенности таких материалов. Самое очевидное: срок годности советской просрочки часто вышел очень давно. Я подразумеваю просрочку на десятки лет, сохранилось много плёнки из конца 70-х, 80-х годов, начала 90-х. Это приводит к следущим проблемам:
Все эти проблемы также присутствуют и у зарубежных просроченных фотоплёнок, хоть и чаще всего, в гораздо меньшей степени.
Проблему с хранением, в целом, никак не решить, разве что, начать хранить плёнку сразу после покупки в холодильнике, если снимать на неё планируется в течение долгого времени, например, если был куплен блок из 10 рулонов плёнок. Поможет ли это? Неизвестно, но лучше попыться остановить деградацию плёнки хотя бы на то время, что плёнка находится в ваших руках. Не забывайте, что перед тем, как зарядить плёнку, которую вы достали из холодильника, нужно подождать 1,5-2 часа, чтобы плёнка нагрелась до комнатной температуры. С просрочкой могут быть проблемы, если вы зарядите плёнку сразу, например, уже и так хрупкая эмульсия может треснуть от перепада температур.
Упаковка
Вариантов упаковки плёнки в СССР было три:
Узнать, какой именно вариант у вас очень просто: это написано на картонной упаковке. Если не написано — скорее всего, у вас первый вариант (просто плёнка в рулоне, не на катушке и не в кассете).
Всё, кроме последнего варианты необходимо наматывать в многоразовые советские / импортные кассеты. Выпускались разные кассеты, пластиковые и металлические. Популярны металлические кассеты с совой, разборные. Если у вас просроченная советская плёнка, на которой написано что-то, отличное от «в кассете», то придётся научиться наматывать её в кассеты, что не совсем легко, но и не сильно сложно. Сами кассеты можно найти на барахолках. Желательно, почистить их от пыли, и проверить заранее на какой-нибудь тестовой плёнке на предмет царапин, иногда старые катушки царапают плёнку. Проверять надо, конечно же, в заведомо не царапающей плёнку камере.
Как снимать на просроченную плёнку?
Необходимо упомянуть, что для получения адекватных результатов, вы должны хотя бы примерно представлять, как происходит съёмка в целом, что такое диафрагма, выдержка, ISO. Без этой базы снимать тоже можно, положившись на автоматику, но результаты могут быть менее предсказуемыми. Поэтому, лучше подучить теорию и понимать, что и для чего устанавливается. Это важно в любом случае, снимаете ли вы на просрочку или на свежую плёнку, или на цифру.
Камера
Если вам в руки попала чёрно-белая советская просроченная плёнка, я однозначно рекомендую использовать механическую зеркальную камеру. Вам точно нужны будут ручные настройки. Без них никуда. И это должен быть не «Зенит». Да, зенитов кругом очень много, они доступные, но у них есть слишком много недостатков. Механическая японская или немецкая зеркалки подойдут лучше всего. Что-то вроде Praktica L (и разные вариации), Yashica TL Super (и похожие), Pentax K-1000, Nikon FM2, Olympus OM-2 и другие. Можно попробовать отснять плёнку в таких камерах как «Смена-8М», «Ломо ЛК-А». На первой можно выставить все настройки вручную, а на второй есть автоматика, и также возможность выставить ISO меньше, чем обычно это позволяют другие камеры.
Не стоит заряжать советскую просрочку в автоматические камеры типа мыльниц. Мыльницы расчитывают увидеть на катушке плёнки DX-код, но на кассетах, в которые обычно заряжена советская просрочка такого кода нет, поэтому, они выставят ISO по-умолчанию, обычно это ISO 100, что совсем не подходит. Также, я не рекомендую заряжать советскую просрочку в более современные плёночные зеркалки с автоматической протяжкой плёнки, например камеры серии Canon EOS. Перемотку плёнки лучше производить вручную, ввиду её частой хрупкости. Автоматическая перемотка может быть сбита с толку периодическими заеданиями плёнки в катушке, камера может подумать, что плёнка кончилась и смотает её обратно в катушку. Лучше исключить такой ход вещей заранее.
Штатив
Так как у просроченной советской плёнки часто остаточное ISO падает до довольно низких значений (6-25 единиц), съёмка с рук становится довольно затруднительной. Это возможно, например, в яркий солнечный день, при диафрагме f/4 и выдержке 1/60 секунды вполне можно снимать, не боясь шевелёнки. Однако, как только объект съёмки будет в тени, чувствительности будет нехватать. Поэтому, штатив обязателен. Необходимо позаботиться об этом заранее, нужно планировать съёмку. Штатив должен быть хорошим, устойчивым.
Тросик
Также, чтобы исключить шевелёнку от нажатия на кнопку спуска затвора фотоаппарата, желательно иметь спусковой тросик. Тут нет отличий от съёмки сюжетов, например, ночью или вечером. Логика такая же, выдержка увеличивается, соответственно, нужно максимально стабилизировать камеру.
DX-код
Я уже писал про тонкости с DX кодами в посте про фотоплёнку, в разделе с киноплёнкой. Суть такова: DX-код — это чёрные и серебристые квадратики сбоку кассеты. Он кодирует чувствительность, количество кадров, и другую информацию. Эта система была изобретена в конце 80-х годов, для того, чтобы дать понять автоматическим камерам, какую плёнку в них заряжает фотограф. Данная система не применялась для плёнки, которая была произведена в СССР.
Какие тут могут быть проблемы? Как я уже писал выше, если вставить катушку с советской плёнкой без DX-кода в автоматическую камеру, то у камеры не будет никакого способа определить, что в неё вставили, и она выставит значение ISO по-умолчанию, которое чаще всего является ISO 100. Очевидно, это не то, что нужно. Поэтому, я рекомендую камеры, в которых можно либо выбрать ISO принудительно, либо полностью механические камеры, с ручными настройками, которые не зависят от DX-кода никак. Если в наличии только автоматическая камера, можно самому наклеить полоски с фольгой, или закрасить маркером код в нужной последовательности. Таблицы кодов можно найти здесь. Но это сработает только если камера понимает низкие ISO (обычно, не понимает).
Проще говоря: снимайте советскую просрочку в механических зеркалках с ручными настройками. Цветную просрочку можно снимать в автоматических камерах, делая поправки либо в меню камеры, если это возможно, либо путём изменения DX-кода катушки.
Время съёмки
Свема КН-4С, просрочена в 1988, отснята в 2019 как ISO 6
Какое ISO у просроченной фотоплёнки?
Важный вопрос: как экспонировать просроченную плёнку? Учитывая информацию выше, становится понятно, что на сегодняшнее время, доверять цифрам на коробочках просрочки уже нельзя. Есть некое общее правило, что за каждые 10 лет, прошедшие с момента, когда плёнка стала просроченной, нужно добавлять 1 стоп экспозиции, чтобы скомпенсировать потерю чувствительности. Что такое стоп экспозиции можно почитать здесь. Таким образом, мы имеем данные, указанные на коробочке, и некое остаточное ISO, установив которое мы можем получить приемлимое изображение. И, хотя, правило в целом работает, но никаких гарантий нет: нужно делать тесты. Часто, в наличии только один ролик просрочки, поэтому, с тестами сложно, особенно, с тестами цвета. Немного проще с чб. Но чб и хранится хуже, шансы получить явный брак выше. Поэтому, я рекомендую искать несколько плёнок из одной партии, можно один ролик пустить на тесты, а остальные уже снимать исходя из полученных результатов.
Имея только один ролик, проще просто снимать всё с одним выбранным ISO и надеяться на лучшее.
Ещё очень важно, где и как хранилась плёнка. Если в сухом, прохладном месте, то она деградировала меньше (но всё равно деградировала в какой-то степени), если где-то ещё, то предсказать поведение плёнки сложно.
Также, нужно учитывать, что:
На текущее время, применимо к советским чб плёнкам:
Разницу в стандартах ISO и ГОСТ тут можно игнорировать. Эти значения указаны ориентировочно, при методе проявки, который будет объяснён ниже.
Зарубежные цветные негативные плёнки:
Данные для зарубежных цветных негативных плёнок приводятся как ориентировочные, учитывая, что проявка будет производиться в обычной фотолаборатории по процессу C-41, либо в обычном процессе C-41, произведённом вручную, без любых коррекций (без пуша и пулла плёнки). Что такое пуш и пулл процессы можно почитать здесь. Стоит отметить, что пушить просрочку не стоит. Цветную плёнку ещё можно попробовать до номинала разогнать, а вот с чб лучше просто об этом забыть.
Данные для советских чб плёнок приводятся учитывая проявку по чёрно-белому процессу с важными изменениями. О них далее.
Как проявить просроченную советскую чёрно-белую плёнку
Стоит сразу сказать, если вы просто купили советскую просроченную плёнку, и отсняли её по номиналу, т.е., увидели на коробочке, например, 64 и снимали её как 64, то тут вы сильно ошиблись: не дали плёнке достаточно света. Из-за причин, о которых я писал выше. Это происходит очень часто, почти каждый раз, когда кто-то пишет мне, спрашивая, как проявить советскую просрочку, упоминают, что снимали как на коробочке написано. Вполне возможно, что вы, читая этот пост, сделали то же самое. Что я могу тут сказать, скорее всего, на плёнке почти ничего не запечатлелось. Какие тут варианты: попробовать проявить всё равно и просто отснять эту же плёнку ещё раз. Учитывая, что она почти не получила света, на ней будут сильно слабые изображения, и отсняв её по второму кругу, уже с сильной коррекцией, можно получить какие-то изображения, но уже со следами предыдущей съёмки, со слабыми, но всё же. Как конкретно снимать, я писал выше.
Если у вас нет опыта проявки фотоплёнок, можете обратиться ко мне, я проявлю и отсканирую ваши плёнки, пишите.
Учитывая то, что при съёмке была произведена коррекция, т.е., съёмка на плёнку производилась по остаточному ISO, можно применить метод проявки советских чёрно-белых плёнок ФН-32 и 64, который я привожу тут. Это самые распространённые советские плёнки. Можно использовать эти данные как отправную точку, корректируя для других вариантов (ФН-125, 250 и др.)
Свема ФН-32, ФН-64 (и аналоги «Тасма»)
Проявитель: Rodinal, либо оригинальный, либо современные аналоги: Adox Rodinal, Silberra RDN-LQ, Agfa R09 и т.д.
Разбавление: 1+50, одна часть проявителя + 50 частей воды
Время проявления: 4 минуты
Температура: 18°С
Агитация: постоянная, умеренная
После проявителя дальнейшая обработка стандартная: стоп-раствор, фиксаж.
Примеры со среднеформатной плёнки «Свема ФН-64»:
Как видите, присутствуют артефакты. Также, присутствует вуаль, которая поправлена при обработке. Также, в редакторе добавлена сепия. Напечатать оптически такое можно, я пробовал, но визуальное качество плохое: нет резкости, следы от прилипшего к плёнке ракорда в виде пятен, точки разного рода. По своему интересно, но ничего супер важного на такую плёнку лучше не снимать. Так как плёнка среднеформатная, то относительные размеры дефектов не так велики, однако, на узкой 35мм плёнке артефакты будут заметны гораздо сильнее. Поэтому так важна сохранность.
Данный рецепт не является универсальным, необходимо корректировать время и разбавление проявителя, с учётом полученных результатов. Поэтому тесты так важны. Да, существуют множество других вариантов проявки советской просрочки, но этот просто несколько раз дал мне результат, с которым я могу работать, поэтому я привожу его здесь.
Для проявки лучше использовать современные фотобачки, в них проще заряжать плёнки, когда речь идёт о просрочке, то это важно, так как просрочка постоянно норовит выгнуться как-то по-странному. В советских бачках по этой причине возможны слипания витков плёнки, что может сильно испортить проявку.
Заключительные мысли
Таким образом, съемка на просрочку это довольно затратное по времени и усилиям дело, можно сказать, это некоего рода плата за экономию. В то же время, просрочка часто дает look, который только она и может дать. Это экспериментаторство, часто — импровизация. Это интересная альтернатива обычным свежим материалам. Да, нужно учитывать многое, но это тренирует внимательность, фотомышцы. Если углубляться в тему, то можно исследовать сами механизмы проявки аналоговых материалов. Неплохой способ скоротать зимние вечера, например. Просрочка может стать интересным способом видения мира. Конечно, если оператор камеры в состоянии видеть. Если этого нет, никакая просрочка не поможет. Так что, видение и насмотренность тоже важны.