как понять что привязанность сформировалась
Некоторые признаки сформированности привязанности у ребенка
Обычно, прожив с ребенком какое-то время, взрослые перестают замечать, происходят ли какие-то изменения с ребенком, у некоторых даже опускаются руки от того, что им кажется, что усилия затрачены впустую. Поэтому мы хотим перечислить некоторые признаки, которые помогут судить о сформированности привязанности у ребенка:
— ребенок отвечает улыбкой на улыбку,
— не боится смотреть в глаза и отвечает взглядом,
— стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, использует родителей как «надежную пристань»,
— принимает утешения родителей,
— испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании с родителями,
— играет, взаимодействуя с родителями,
— испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей,
— принимает советы и указания родителей.
В процессе адаптации ребенка в семье он проходит и разные стадии привязанности к родителям. И если на первой стадии ребенок, оказавшись в семье, боится потерять родителей, потерять то чувство стабильности, которое у него возникает, и демонстрирует (а скорее всего и испытывает) привязанность к родителям, то как только это первое время, этот так называемый «медовый месяц» заканчивается, ребенок начинает вести себя более естественно, и тут начинают проявляться все те проблемы, в том числе и в формировании привязанности, которые у него есть. Еще раз повторим, что ребенок из семьи, ребенок, имевший опыт построения более-менее нормальных отношений со своими родителями, быстрее и легче сможет привязаться к новым родителям. И наоборот, ребенок, не имевший такого опыта, ребенок, проживший длительное время в детском учреждении, где не было человека, который проявлял бы к нему постоянное внимание, будет испытывать значительно большие сложности при построении отношений со своими новыми родителями.
В формировании привязанности, восстановлении базового доверия, утраченного детьми из детских учреждений, важна последовательность подходов родителей. Если к ребенку, когда он ночью заплачет один раз подошли, а на следующий раз, решив, что он уже большой, не стали подходить – это породит только еще большее недоверие к миру. Не так уж важно в конечном итоге, чьими рекомендациями руководствуются родители (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу) – Б. Спока, Серз, популярных журналов, опыта бабушек – важна последовательность и уверенность в том, что вы ведете себя правильно. Не менее важна и согласованность в действиях и подходах к воспитанию родителей. Если что-то нельзя, то это нельзя независимо от того, кто в данный момент рядом с ребенком.
Детям очень важно иметь возможность структурировать свои отношения с окружающим миром и достаточно четкие и понятные правила, устанавливаемые родителями, им в этом помогают. И еще раз, возвращаясь к теме семейных правил, необходимо сформулировать некое метаправило – «как принимаются в семье решения, связанные с воспитанием и развитием ребенка». Это не обязательно должно быть универсальное правило на все случаи жизни – во многих семьях, например, «разделены сферы влияния» – вопросы лечения, воспитания и повседневных проблем решаются мамой, а выбор учебного заведения и другие вопросы, связанные с образованием, решаются папой. Или «все решения принимаются совместно, но не оспариваются при ребенке». Такое метаправило может быть сформулировано по-разному, но для появления у ребенка ощущения стабильности нежелательно, чтобы ребенок усваивал схему «мама не разрешила – пойду к папе, папа не разрешает – пойду к маме».
Еще один вопрос, который возникает в связи с обсуждением темы формирования привязанности, если взят в семью ребенок от года и до 6-7 лет. Отдавать ли ребенка в детский сад? На этот вопрос нет универсального ответа. Ответ зависит от множества факторов:
— Опыт самих родителей, их воспоминания о детском саде.
— Есть ли возможность у мамы самой сидеть с ребенком (как материальная, так и психологическая)?
— Насколько для самого ребенка необходимо общество сверстников?
— Может ли мама обеспечить занятия необходимые для развития ребенка?
В завершении хочется отметить, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей.
Шесть уровней привязанности. Как укрепить связь ребёнок-родитель
Способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Привязанность – это особый тип поведения и тесная эмоциональная связь между родителем и ребенком. Эта связь поможет выстроить гармоничные душевные детско-родительские отношения, которые в дальнейшем лягут в основу психологически здоровой личности, способной самостоятельно справляться со всеми трудностями взросления.
Несмотря на то, что привязанность является инстинктивным поведением, ее необходимо развивать, проходя шесть основных уровней. В соответствии с уровнями и возрастными особенностями нами составлены способы, которые помогут укрепить привязанность и выстроить благоприятный эмоциональный контакт с детьми любого возраста.
Младенческий возраст (от рождения до 1 года)
Придя в этот мир, малыш учится воспринимать его благодаря органам чувств, поэтому укрепление первого уровня привязанности будет сводиться к выстраиванию эмоционального контакта через зрение, слух, вкус, обоняния и осязание.
Ребенку важно быть в контакте с заботящимся о нем взрослым, он должен его видеть, слышать, обонять. Поэтому, чтобы стать проводником в открытии мира, можно применять такие способы, как:
Ранний возраст (от 1 года до 3 лет)
Ребенок уже вышел в этот мир, поэтому старается быть похожим на взрослых. Он прекрасно понимает, что быть близким можно не только находясь возле «маминой юбки», но и будучи похожим на нее, поэтому старается воспроизводить поведение и предпочтения родителей. Хотите укрепить привязанность в этом возрасте, делегируйте малышу часть своих полномочий.
Эти изменения закономерны, свойственны всем детям в определенном возрасте, поэтому их и называют «кризисами развития»
Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)
Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.
Средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет)
Середина дошкольного детства знаменуется желанием собственной важности и значимости в жизни любимого человека. Ребенок ощущает, что он дорожит родителями, боится их потерять, появляются первые осознанные страхи и ребенок старается сделать все, чтобы не расстраивать, угодить и быть хорошим. Для установления и поддержки привязанности в этот непростой период, приходиться «заземлиться» и, отчасти, вернуться на более ранние этапы:
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
К концу дошкольного возраста дети начинают любить – отдавая себя, все свое сердце не имитируя, а действительно испытывая непередаваемые чувство к своим родителям.
20 вещей, которые навсегда запомнит ваш ребенок
Самые незабываемые детские воспоминания от, казалось бы, простых вещей.
Младший школьный возраст (от 7 до 10 лет)
Этот возраста приравнивается к последнему уровню привязанности – «когда тебя знают». Ребенок хочет быть познанным родителями, начинает делиться секретами из своей жизни. Ему хочется, чтобы вы знали его изнутри, поэтому будьте чутки и дополняйте все вышеперечисленное такими способами укрепления, как:
20 правил хорошего воспитания глазами ребенка
Что сказали бы дети, если бы составили правила для родителей.
Подростки, яркая юность – а что дальше?
Шесть основных уровней привязанностей пройдено, но спешу вас обрадовать – никогда не поздно начинать укреплять привязанность, поэтому и в 16 лет мы можем пробегаться от уровня к уровню, наполняя вашу «незримую связь» новыми эмоциональными откликами.
Теория привязанности. Почему мы строим отношения по одним и тем же схемам
«Все психологические проблемы родом из детства». Эта точка зрения стала настолько популярной и удобной в бытовом использовании, что многие люди лет до 60 охотно оправдывают все свои неудачи тем, что мама их не любила. Разумеется, такой фатализм — это уже перебор: мозг человека, даже взрослого — система гибкая, и никакой опыт не впечатывается в нем намертво без малейшего шанса на улучшение. И тем не менее господствующая по сей день теория, описывающая динамику человеческих привязанностей, гласит, что самое важное начинается в младенчестве
Поделиться:
Первым ученым, обнаружившим, что для ребенка жизненно важна привязанность к заботящемуся о нем взрослому, стал английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби, заинтересовавшийся этологией — наукой о генетически обусловленном поведении животных и людей. Если абстрагироваться от всех сантиментов, связанных с детско-родительской любовью, становится понятно, что она несет важную функцию для выживания вида: будет очень хорошо, если родители не съедят или хотя бы не убьют собственное потомство, что требует некоторых дополнительных усилий со стороны природы (например, поэтому во время родов и в период кормления у женщины повышается уровень окситоцина, отвечающего за эмоциональную привязанность к ребенку).
Психоаналитики считали, что младенец поддерживает отношения с матерью просто ради удовлетворения физических нужд, Боулби же добавил к этому социальную составляющую. Привязанность к значимому взрослому — это полигон, на котором оттачивается способность завязывать социальные отношения и определяется степень базового доверия к миру. На это у ребенка есть примерно два года — в возрасте до двух месяцев младенцы улыбаются, лепечут и плачут, чтобы привлечь внимание любого взрослого, с двух до шести они учатся различать взрослых и выбирают среди них наиболее значимого, а после шести месяцев начинает формироваться устойчивая привязанность. Поскольку младенец чисто технически не может выйти из отношений с родителями, ему приходится адаптироваться к любому отношению со стороны взрослого, в том числе к холодности, отвержению или непредсказуемому поведению. Разделявшая идеи Боулби психолог Мэри Эйнсворт в 1960-х и 1970-х годах исследовала то, как этот опыт влияет на паттерны привязанности. Ее знаменитый эксперимент получил название «Незнакомая ситуация»: вначале за младенцами и их матерями наблюдали в домашних условиях, оценивая то, как мать реагирует на разные «позывные» со стороны ребенка. В возрасте от года до полутора лет малышей с матерями приглашали в специально оборудованную лабораторию, где моделировали разные ситуации: присутствие матери и разделение с ней, а также появление незнакомца. Исследователей интересовало, насколько ребенка будет тревожить отсутствие матери, насколько смело он будет готов исследовать новую ситуацию, как будет реагировать на чужого человека и последующее возвращение матери. По итогам Эйнсворт выделила четыре основных типа привязанности:
Надежный. Такие дети уверены, что мать может удовлетворить их потребности, и тянутся к ней за помощью при столкновении с чем-то неприятным. При этом они чувствуют себя достаточно защищенными, чтобы исследовать окружающую среду, понимая, что взрослые непременно придут на помощь в случае опасности. В будущем такой ребенок будет ценить любовь и доверие, но при этом останется достаточно самостоятельным и уверенным в себе.
Тревожно-устойчивый. Он формируется, когда ребенок не уверен, что мать или другой значимый взрослый будет рядом, когда он понадобится. Поэтому такие дети обостренно реагируют на разлуку, настороженно относятся к чужим и не очень готовы действовать самостоятельно, потому что не чувствуют себя в полной безопасности. Интересно, что у такого ребенка формируется неоднозначная реакция на возвращение матери: он и рад этому возвращению, и зол на то, что его бросили. Такие дети вырастают неуверенными в себе и в своих отношениях с другими людьми, часто они слишком сильно нуждаются в подтверждениях взаимности.
Тревожно-избегающий. Это самые независимые дети, которые не особенно расстраиваются из-за отсутствия матери. Такие младенцы рано столкнулись с холодом или отвержением со стороны опекающих взрослых. В отличие от предыдущего типа, здесь у ребенка не возникает избыточной потребности во внимании и заботе — наоборот, он перестает их ждать. Эти дети усваивают, что потребность в близости приводит к разочарованию, и стараются в дальнейшем обходиться без нее.
Дезорганизованный. Такие дети демонстрируют противоречивое поведение, они то тянутся к взрослым, то боятся, то бунтуют. Как правило, такой стиль поведения связан с серьезными психологическими травмами.
А что дальше?
Как показывают американские исследования (например, вот это), эти ранние типы привязанности влияют на формирование отношений со сверстниками. Если с ребенком не происходит ничего, рвущего сложившийся шаблон, эти модели поведения закрепляются. В 1980-х ученые Сидни Хазан и Филипп Шейвер зашли еще дальше и распространили теорию привязанности на взрослые романтические отношения — исходя из той логики, что гармоничные отношения в паре, так же как и отношения ребенка со значимым взрослым, — это безопасная база, которая помогает справляться с вызовами окружающей среды. У взрослых также выявили четыре типа привязанности, соответствующие детским моделям из классификации Мэри Эйнсворт.
Взрослые с надежным типом привязанности чаще других строят здоровые и сбалансированные романтические отношения. Они способны высоко ценить как себя, так и другого человека, формируют прочные связи, но остаются самодостаточными и не впадают в зависимость от партнера.
Тревожные недооценивают себя и переоценивают партнера, они часто склонны к созависимым отношениям и постоянно ищут подтверждения собственной значимости. К сожалению, такой стиль построения отношений в какой-то степени поощряется культурой: мы часто романтизируем всепоглощающую, жертвенную любовь, помещающую объект привязанности в центр Вселенной. С точки зрения психологов, такое «отношениецентричное» поведение — признак патологии, да и сам объект удушающей любви часто не в восторге от того, что стал чьим-то Вронским или Беатриче.
Избегающе-отвергающие — противоположность предыдущих: они считают себя самодостаточными и в идеале хотели бы полный иммунитет от чувств. Такие люди неосознанно боятся уязвимости и отвержения, поэтому они либо все время держатся на дистанции, либо, если уж с кем-то сошлись, часто рвут отношения «на опережение» из-за страха быть брошенными. С таким типом привязанности сильно искушение считать себя просто «сильным и независимым» человеком, не отдавая себе отчета в том, что способность рисковать и открываться перед другим так же важна для сильной личности, как и умение быть самостоятельным.
Тревожно-избегающих раздирают постоянные противоречия: они и хотят близости, и боятся ее.
Можно ли изменить тип привязанности?
Ученые из Канзасского университета предполагают, что в формировании привязанности могут играть роль и генетические факторы: некоторые вариации генов, кодирующих допаминовые и серотониновые рецепторы, могут способствовать формированию тревожного и тревожно-избегающего типов привязанности. Но на данный момент это лишь предположение.
Как показали долгосрочные американские исследования, у 70–80% населения тип привязанности особо не меняется со временем. Это означает, что заложенные в нас в детстве модели взаимоотношений действительно очень устойчивы. С другой стороны, определенный процент людей все же может изменить свой подход к отношениям, а значит, тип привязанности — это лишь стойкая привычка, но не неотъемлемая часть личности, и с ней можно что-то сделать. Некоторые виды психотерапии были разработаны специально для решения подобных проблем — более долгосрочная «психотерапия, основанная на привязанности» (attention-based therapy), отпочковавшаяся от психоанализа, и более краткосрочная эмоционально фокусированная терапия, представляющая собой микс из методов гештальт-, личностно ориентированной и других видов терапии.
ПРИВЯЗАННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, СТАДИИ ФОРМИРОВАНИЯ
Английский ученый Джон Боулби, родоначальник теории привязанности, а также его последователи проводили многочисленные исследования для того, чтобы понять, как формируются эмоциональные связи ребенка с близкими людьми, в первую очередь, с его мамой или заменяющим ее лицом, по каким законам они развиваются, и как они влияют на умственное, эмоциональное и физическое развитие в целом.
Привязанность — это форма эмоциональной коммуникации, основанная на удовлетворении взрослыми формирующейся потребности ребенка в безопасности и любви.
Привязанностью также называют прочную эмоциональную связь, устанавливаемую между матерью и младенцем в процессе ее заботы о нем. Такая эмоциональная связь дает чувство безопасности. Малыш стремится к объекту своей привязанности, чтобы чувствовать себя любимым и защищенным.
Почему привязанность так важна?
Исследователи обнаружили, что стили привязанности, сформированные у детей в самом начале жизни, могут привести к ряду последствий. Например, дети, у которых в младенческом возрасте сформировалась надежная привязанность, обладают более развитым чувством собственного достоинства и способны лучше обеспечивать себя по мере того, как они становятся старше. Эти дети также стремятся к большей независимости, лучше учатся в школе, успешнее выстраивают социальные отношения, меньше подвержены депрессии и тревогам.
Если ребенок получает достаточно тепла и заботы родителей, то:
Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Детям это жизненно необходимо в буквальном смысле слова.
Привязанность — это то,что невозможно создать в условиях сиротского учреждения.
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби):
Потребность в привязанности – врожденная, однако способность ее устанавливать и поддерживать может нарушиться из-за враждебности или холодности взрослых.
Стадии формирования привязанности:
Виды привязанности и их описание:
1. Надежная привязанность (норма)
2. Нарушенная привязанность:
Если вышеприведенные особенности наблюдаются у детей, разлученных со своими семьями, надо учесть, что для первых четырех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 5 — прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности, а затем уже реабилитация.
Процесс восстановления нарушенных связей достаточно длительный и требует от взрослых терпения и устойчивости. Если у ребенка не будет возможности сформировать привязанность, то у него не появится возможности расти и развиваться по нормальному сценарию.
(Составлено по материалам М.Капилиной, Л. Петрановской, М. Чупровой, Каширский Д.В., Сабельникова Н.В., А. Убоженко)
Типы привязанности: из детства во взрослые отношения
В статье мы расскажем:
Существует теория, которая выделяет разные типы привязанности. Каждый из них объясняет свои виды реакций на те или иные ситуации в отношениях. Почему в одной паре взгляд в сторону проходящей мимо красивой девушки игнорируется, а в другой это повод для расставания? Почему некоторым мужчинам и женщинам необходимо время от времени оставаться в одиночестве, другие же не могут ни минуты провести в разлуке?
Каждый из типов привязанности формируется в детстве, и на него оказывают влияние отношения между ребенком и матерью. Не зря психологи советуют присмотреться к родителям своего партнера, чтобы понять, как их опыт взаимодействия ретранслируется в вашей паре. Кроме того, тип привязанности во многом предопределяет наш выбор второй «половинки» и то, как будут развиваться отношения. Давайте же разберем, какой из них можно назвать идеальным и стоит ли к нему стремиться.
Психологическая теория о разных типах привязанности
Автором теории привязанностей является известный в мире психоаналитик Джон Боулби. Он высказал мнение о том, что отношения между матерью и ребенком поддерживаются не только потому, что она помогает ему удовлетворять жизненно важные потребности, но и сопровождает процесс его адаптации к окружающему миру.
Боулби ввел в научный лексикон понятие «значимый взрослый» и предложил считать таковым человека, присутствие которого для малыша крайне важно. Он отметил, что без постоянного контакта с таким взрослым дети могут получить серьезную психологическую травму, последствия которой, возможно, проявятся в зрелом возрасте.
Исследования Джона Боулби оказали влияние на взгляды европейского общества. В результате были пересмотрены правила ухода за детьми в стационарах, увеличена продолжительность отпуска по уходу за ребенком и внесены изменения в принципы работы круглосуточных детских садов.
В 70-80-х годах прошлого века, изучая различные типы привязанности ребенка к матери, ученый-психолог Мэри Эйнсворт провела ряд научных исследований и дополнила положения теории Джона Боулби. В ходе искусственно созданных ситуаций велось наблюдение за поведением малыша рядом с матерью и во время ее отсутствия.
Сегодня принято деление привязанностей по следующим уровням:
Возрастной период до 1 года. Это уровень восприятия, существующий благодаря органам чувств. Ребенку необходимо ощущать присутствие значимого взрослого рядом.
После года формируется следующий уровень — привязанность основывается на чувстве схожести. Ребенок начинает копировать поведение взрослых, рядом с которыми находится.
По достижении возраста трех лет его привязанность вновь видоизменяется — теперь эта привязанность основана на верности. Ребенок учится проявлять эмоции, требует к себе исключительного внимания, начинает предъявлять права на обладание взрослым и ревнует его к остальным.
Четвертый уровень — уровень осознания собственной значимости четырехлеткой. Теперь он понимает важность своего существования и требует бережного отношения к себе.
Следующий уровень — понимание того, что такое любовь. Пятилетний ребенок начинает активно проявлять нежные чувства, говорить о том, как он любит окружающих, ждать от них ответной реакции.
Последний уровень привязанности формируется в возрасте шести лет. Это время, когда ребенок стремится к тому, чтобы его понимали. Он делится своими взглядами на мир, доверяет окружающим свои секреты и хочет быть признанным.
4 основных типа психологической привязанности у детей
Разберем подробнее существующие типы привязанности в детстве:
1. Надежный тип привязанности
Такой тип привязанности, как надежный, можно наблюдать у детей, которые считают себя достойными всеобщей любви и уважения и ощущают поддержку со стороны взрослых. Эти дети позитивно воспринимают свое окружение, проявляют интерес к другим людям, характеризуются высокой степенью эмоциональной устойчивости. Ребенок плачет, если мать выходит из комнаты, но его слезы высыхают очень быстро. Он изучает новое окружение и начинает общаться, проявлять интерес к игрушкам и предложенным занятиям. Возвращение мамы вызывает у него радость.
Типы надежной привязанности считаются оптимальными для создания хороших отношений с детьми. Он помогает ребенку проще адаптироваться к окружающему миру. Для его формирования от любящих родителей требуется умение разумно удовлетворять потребности малыша и стимулировать его самостоятельность.
Видео-урок с медитацией: 5 состояний женственности
Видео-урок + медитация: Как отпустить прошлые отношения
Аудио запись: Нейро-аффирмация «Любовь к себе»
2. Тревожно-избегающий тип привязанности
У детей, подверженных постоянным стрессам, типы привязанности иные — тревожные. Малыши не ждут помощи от взрослых, плохо контролируют свои действия и чувства, в общении нередко проявляют грубость и агрессию, шантажируют окружающих. Такой тип тревожной привязанности называют избегающим, так как эти дети воспринимают привязанность как повод для стресса и стараются ее избегать. Они не реагируют на уход мамы, продолжают заниматься своими делами, не проявляют эмоций после ее возвращения.
Обычно такая ситуация складывается в семьях, где матери эмоционально холодны и не в состоянии продемонстрировать ребенку живые реакции на его действия. Из-за отсутствия отклика дети также эмоционально зажимаются и стараются избегать внешних проявлений своих чувств. К ним рано приходит ощущение взрослости и самостоятельности, и все свои эмоции и переживания они до конца жизни удерживают при себе.
3. Тревожно-устойчивый, или амбивалентный, тип привязанности
Амбивалентный тип привязанности, характеризующийся как тревожный, свойственен детям, которые не уверены в своем окружении и не верят в себя. Они стараются держаться поближе к взрослым и рассчитывают на их помощь. Малыши очень капризны, эмоционально неустойчивы — их поведение кажется другим детям неадекватным, поэтому они стараются дистанцироваться от них. Эти малыши могут долго и безутешно плакать в отсутствие матери. Никакие игры или предложения пообщаться в это время они не воспринимают. После возвращения матери дети радуются, но при этом дают понять, что обиделись и очень сердиты.
Такой тип эмоциональной привязанности формируется в тех случаях, когда поведение взрослых непредсказуемо. Ребенок наблюдает резкие перепады их настроения, разные реакции на одни и те же события. Особую роль играет нестабильное участие матери в жизни малыша, что лишает его ощущения поддержки с ее стороны и вызывает чувство недоверия к людям.
4. Дезориентированный, или дезорганизованный, тип привязанности
Данные типы привязанности встречаются у детей, не справившихся со стрессом в результате разлуки. Малыши чувствуют себя преданными, покинутыми и никому не нужными. Это приводит к тому, что они создают вокруг себя прочную оборонительную стену и дистанцируются от окружающего мира. Мир — это источник угрозы, которую они готовы отражать самостоятельно. Реакции этих малышей на отсутствие или возвращение взрослого при таком типе привязанности непредсказуема. Они могут впадать в агрессию, кричать и биться в истерике, а могут отрешиться и не реагировать на происходящее вокруг.
Дезориентированный тип привязанности свойственен детям, пережившим травмирующие события или живущим рядом со взрослыми, не способными проявить любовь и заботу.
Любой из них формируется у детей под воздействием определенных факторов. Нередко случается так, что недостаток материнской заботы успешно компенсируют постоянно присутствующие в жизни ребенка бабушки или няни. Они, не зная о том, какие бывают типы привязанности и как можно с ними работать, тем не менее способны снизить уровень тревожности и вывести малыша на оптимальный уровень общения. К сожалению, такие приемы могут быть действенными только в отношении детей. Типы привязанности у взрослых изменить крайне сложно.
Очень важно помочь справиться с внутренними переживаниями ребенку, оставшемуся без попечения родителей. Предотвратить негативные последствия этого травмирующего события можно, окружив его заботой и вниманием, разделив с ним горе утраты и сопровождающие его эмоции. Важно создать такую атмосферу спокойствия и безопасности.
Только понимающая и принимающая его проблемы семья может изменить тип привязанности приемного ребенка. Примеры становления надежного типа привязанности к новым родителям встречаются довольно часто.
Меняется ли тип привязанности к человеку по мере взросления
Наша психика устроена так, что первичные модели поведения усваиваются людьми очень прочно. Проводившиеся на протяжении нескольких лет исследования свидетельствуют о том, что изменить сформировавшийся в детстве тип привязанности оказались способны только 20 % индивидуумов. Хотя благодаря новым достижениям психологической науки доля таких людей постепенно увеличивается. Возможность изменить тип привязанности благодаря открытиям в психологии вносит в отношения между людьми гармонию, а значит, повышает качество жизни.
Психологические травмы могут стать причиной изменения типа привязанности. Примеры жестокого обращения, разрушения границ личного пространства и других абьюзивных действий, травмирующих психику, подтверждают такую возможность. После пережитого стресса люди утрачивают доверие к окружающему миру, живут в состоянии постоянной тревоги и становятся замкнутыми.
В своих исследованиях Мэри Эйнсворт сумела провести параллели между детскими моделями поведения и типами привязанности, которые мы наблюдаем у людей во взрослом возрасте.
Проанализируем типы привязанности, составив описание следующих характеристик взрослых людей.
Надежный человек — независимый, самодостаточный человек, способный адекватно оценить как собственную личность, так и окружающих. Такие люди готовы к равноправию в отношениях, не испытывают беспочвенной ревности, способны выходить из конфликтов без лишних эмоции и умеют договариваться.
Тревожный человек — индивидуум с низкой самооценкой, склонный преувеличивать достоинства своего партнера. Они согласны жертвовать своими интересами ради любви и существовать в состоянии зависимости.
Избегающе-отвергающий человек — это тот, кто выбирает самодостаточность и независимость как средство защиты. Он боится вступать в близость и старается дистанцироваться от других людей. Если же у него появляется партнер, то при малейших трудностях, возникающих в отношениях, он разрывает их, опасаясь возникновения негативных переживаний.
Попробуем смоделировать ситуацию следующим образом: на дорогах слякоть и гололед, а человек уехал в соседний город на машине. Он обещал позвонить, как только доберется до места, но так устал, что не нашел сил сообщить об этом. Представим, как люди с разными типами привязанности в отношениях пройдут этот тест на стрессоустойчивость.
Человек с надежным типом привязанности будет вести себя спокойно и выдержанно. Выждав какое-то количество времени, он сам наберет его номер и узнает, добрался ли тот до места. Он согласится с тем, что человек не сдержал обещание по причине сильной усталости.
Человек с тревожной привязанностью будет сильно нервничать. Его телефон буквально раскалится от постоянных звонков, а вопросы «Почему ты не звонишь?», «Ты где?», «Ты с кем?», «Ты скоро?» будут сыпаться как из рога изобилия.
Человек с избегающе-отвергающей привязанностью сильно обидится. Его начнут терзать подозрения в измене. Возможно, он даже уйдет, не дожидаясь возвращения своего партнера, решив, что лучше жить одному и ни о ком не заботиться.
Человек с тревожно-избегающим типом привязанности будет думать о том, что его не ценят и не любят и лучше поискать счастья в других отношениях.
Тест на определение своего типа привязанности
Самыми распространенными методиками выявления типа привязанности в отношениях детей и взрослых являются тесты, проективные техники и методы неоконченных предложений. Также используется специальная шкала, помогающая определить степень привязанности ребенка к близким людям. Задача данных методик – не позволить ребенку зациклиться на детских переживаниях, научить их спокойно воспринимать разлуку с близкими. Они помогают оценить возможность влияния детского опыта на дальнейшую жизнь малыша, увидеть признаки обесценивания ранее существовавших привязанностей.
Тестирование взрослых предполагает наличие вопросов, касающихся интимных отношений.
Рассказывают ли партнеры о своих проблемах?
Насколько они понимают друг друга?
Легко ли протекает процесс сближения?
Боятся ли они, что их бросят?
Насколько комфортно им в отношениях?
Анализ ответов помогает психологу определить степень тревожности респондента и понять ее основные мотивы. Высокая тревожность угнетает людей, заставляет жить в постоянном напряжении. Она не характерна для тех, кто обладает низким уровнем привязанности. Они не готовы жертвовать комфортом ради партнера и всегда готовы заменить его другим человеком.
Совместимость по типу привязанности
Выяснив, какие есть типы привязанности, попробуем оценить на этой основе совместимость людей. Лучше всего уживаются друг с другом надежно привязанные, хотя их союз с тревожно-устойчивыми или тревожно-избегающими людьми также возможен. Лучше они ощущают себя в союзе равных, так как все остальные варианты предполагают их доминирующее положение в паре. Говоря об остальных сочетаниях, можно отметить следующее:
Тревожно-устойчивый и тревожно-избегающий
Данный союз нежелателен и неустойчив. Отношения в паре крайне сложные — устойчивый стремиться привлечь внимание избегающего, который этому противится.
Надежный и тревожно-избегающий
Тревожно-избегающий заинтересован в таком союзе, так как это укрепляет его уверенность в том, что надежный останется ему верен.
Тревожно-избегающий и тревожно-избегающий
Союз с такими типами привязанности крайне ненадежен, ведь в нем очень низкий уровень доверия друг к другу. Это тревожные отношения, где каждый боится быть оставленным.
Многие считают, что для стабильного сосуществования подходят только надежные типы привязанности. Но лучшим может оказаться любой союз, в котором люди будут чувствовать себя счастливыми, несмотря на споры, ревность и другие проявления непонимания. Главное научиться находить компромиссы и не доводить ситуацию до взрывоопасной.
Контролировать тип привязанности необходимо не только для того, чтобы наладить отношения между мужем и женой, но и с целью установить прочные связи с детьми. Это позволит обеспечить надежные привязанности в будущих семьях.
Корректировать сложные модели поведения, заложенные в детстве, лучше в сотрудничестве с психотерапевтом. Это длительный процесс, результатом которого может стать изменение поведения взрослых, нашедших корни своих проблем в детских воспоминаниях.
Конечно, младенческий тип привязанности не всегда находит отражение во взрослой жизни, но он, несомненно, влияет на характер близких отношений человека. Поэтому ненадежные стили ведут к низкой самооценке и постоянной тревожности, а надежные позволяют жить полной жизнью и создавать крепкие и счастливые семьи.