как понять что птенец сыт
Птенец голубя
Вы подобрали птенца дикого голубя (сизаря), по какой-то причине оставшихся без попечения родителей. Сразу возникает масса вопросов: чем кормить?; сколько корма давать?; как понять, сыт птенец или нет?; согревать его или не надо?; а какой возраст?; а должен ли уже летать?; а почему он лысый?; и так далее. В принципе, на форуме есть ответы на все вопросы, но не всегда удается сразу правильно сформулировать задание для поиска, да и в ответ на запрос может быть получено слишком много тем, а следовательно, нахождение ответа может занять много времени.
В этой теме помещены фотографии голубят от момента вылупления до возраста слетка, то есть готового к самостоятельной жизни, требования к виду и объему корма, обогреву, жилищу, различные рекомендации по уходу и конструкции вспомогательных приспособлений.
Надеемся, это вам поможет.
Удачи вам и вашему питомцу!
Особенности возраста
Писк голубят становится хорошо слышимым, громким. Пищат, когда хотят кушать, когда чувствуют дискомфорт, например, холод или отсутствие родителя.
Комментарий
Малыши уже могут сосать, поэтому Вам удобнее будет отныне кормить не с носика шприца, а с соски (сообщение #4), закладывая в нее все тот же яичный желток.
Комментарий
В этом возрасте родители начинают кормить малышей зерном, отрыгивая его из своего зоба. При искусственном вскармливать можно начинать добавлять в яичный желток по немногу перетертого белка и перемолотое несколько раз в кофемолке и запаренное зерно. Порошок из перемолотого зерна залить кипятком, дать настояться минут 5, добавить немножко меда и смешать с тертым белком и желтком. Кормить можно реже, раз в два часа или чаще, по требованию. Кормить удобнее всего с соски. Согревание продолжать.
Особенности возраста
Голубята начинают больше передвигаться, ползая.
Особенности возраста
Потихоньку встают на лапы при передвижении. Пищат громко, и, чем ближе время кормления, тем чаще. Почти все тело покрыто трубочками.
Комментарий
Если растущие перышки уже покрыли большую часть туловища птенца, то согревание можно прекратить, при условии, что температура в гнезде не ниже 25 градусов Цельсия.
Комментарий
С этого возраста кормить малыша можно размоченным зерном (сообщение #5). Т.е., зерно кладете в воду, даете ему размягчиться минут 5-10 и закладываете в клюв птенца по 2-3 зернышка за раз. Одновременно даете гравий, самые маленькие камешки, по 3 штуки за 1 прием пищи. Вместе с переходом на скармливание малыша зерном нужно вводить в рацион смесь из сваренного вкрутую яйца и тертой морковки (сообщене #7).
Только помните, что резко полностью изменять привычный рацион птички нельзя, постепенно вводите новую пищу, вытесняя старую. Также при вскармливании зерном нужно поить малыша. Для этого берете голубенка за кончик клюва и опускаете в посуду с питьевой водой. Когда кончик клюва погрузится в водичку, отпускаете пальцы. Малыш начнет пить. Будьте осторожны с носиком, чтобы туда не попала вода. Иначе птица может захлебнуться.
Особенности возраста
Хорошо стоят на полусогнутых лапках, ходят и бегают.
Особенности возраста
Начинают разминать крылышки, готовя их к полетам. Стоят на месте на цыпочках и активно машут крылышками, будто взлетают. Учатся самостоятельно клевать, поэтому нужно поставить мисочку с просом для практики.
Комментарий
Вводите в рацион тертые и мелко нарезанные фрукты, овощи, зелень (листья и трава). Нужно поставить посудину с минеральными добавками и гастролитами. Соленый песок давать еще нельзя. Сделайте доступной круглосуточно питьевую воду. Воду необходимо менять по мере загрязнения, но не реже 1-2 раза в сутки.
Осторожно: слётки! Как вести себя во время птенцепада
Конец весны и начало лета – жаркое время для гнездящихся в наших краях птиц, у которых появляются птенцы. Вороны и галки, грачи и сороки, скворцы и дрозды, воробьи и синички — все они сейчас заняты выкармливанием и вос-питанием своих малышей.
«Потеряшки» или испытатели?
Люди часто находят таких «потерявшихся» малышей. Смешные, неказистые и очень трогательные, они словно взывают к человеку о защите. Так и хочется взять в руки пушистый комочек, спасти, обогреть, накормить. Особенно легко поддаются на эту «провокацию» дети, которые сразу же несут потеряшку домой, несказанно «радуя» этим родителей.
В случае опасности взрослые птицы подают слёткам короткий сигнал, и птенцы затаиваются, прячутся, порой подпуская человека совсем близко к себе. Если взять на руки такого птенца, он чаще всего не будет сопротивляться, потому что еще не в состоянии оценить опасность окружающего мира.
Лучшее, что мы можем сделать для покинувшего гнездо птенца — пройти мимо или хотя бы отойти подальше, оценив ситуацию.
Не надо его «спасать», трогать, пытаться фотографировать, подбирать и уносить домой. Прикасаться к птице нужно лишь в том случае, если ей действительно угрожает опасность в виде кошки или собаки, или если она оказалась на проезжей части. Тогда слётка можно подсадить на ветку дерева повыше от земли или отнести в ближайшее безопасное место.
Помните: решившись забрать слётка домой, вы оставляете ему очень мало шансов на выживание. Подобранные птенцы часто гибнут от неправильного ухода и кормления неподходящей пищей (хлебом с молоком, колбасой, печеньем и прочей человеческой едой).
Когда слёткам нужна помощь?
Но бывают и такие ситуации, когда слёткам требуется реальная помощь со стороны человека. Как правило, речь идет о птенцах, получивших травмы при падении из гнезда или потрёпанных кошкой. Такие птицы в природе имеют нулевые шансы на выживание. Чтобы им помочь, понадобится срочная консультация ветеринара-орнитолога.
Птенца можно и нужно забрать также в том случае, если он выпал из гнезда, то есть слишком мал, чтобы быть слётком. Отличить такого птенца от слётка несложно: у него отсутствуют перья, и он не может быстро передвигаться. Если гнездо, откуда упал птенец, найдено, можно попробовать осторожно вернуть его обратно. В противном случае малыша придется забрать домой.
Еще один случай, который можно назвать исключением из правил, – выпавший из гнезда птенец стрижа. Стрижиные слётки вообще не учатся летать. Как только они подрастают, то взлетают в небо прямо из гнезда.
Когда пищи мало, родители выкармливают сначала самых здоровых птенцов, а когда много — самых слабых
Рис. 1. Птенцы ястреба-тетеревятника (Accipiter gentilis) пищат, привлекая внимание родителей и требуя пищи. У этого вида интенсивный писк означает бедственное положение птенца. Подобные сигналы родителям подают и птенцы юрков, луговых коньков, некоторых видов чаек, американских зябликов. У птенцов имеются и другие способы обратить внимание на свои нужды — например, широко раскрытый клювик. Фото с сайта pinterest.com
Птенцы пользуются разными способами для привлечения родительского внимания и получения своей доли родительской заботы: они громко пищат, подзывая родителей, широко раскрывают ярко и порой даже затейливо окрашенные клювы, вытягивают шеи, приподнимаясь над братьями и сестрами. Какие из этих сигналов наиболее значимы для родителей, каких птенцов они станут кормить в первую очередь? Ученые выяснили, что родители больше реагируют на сигналы, указывающие на здоровье и силу птенца, — яркую окраску клюва или большой размер тела. Но в случае стабильных условий с изобильным кормом они кормят сначала тех, кто громче пищит, сигнализируя о своем бедственном положении. Такая стратегия имеет очевидное эволюционное преимущество, обеспечивая высокую вероятность выживания потомства как в стабильных, так и в нестабильных условиях. Кроме того, это объясняет сосуществование различных приемов привлечения родительского внимания у птенцов.
Птицы во время выкармливания птенцов тратят много энергии. Если сравнивать с человеком, то можно говорить об энергозатратах спортсмена во время многодневной велогонки Тур де Франс. Такое сравнение основано на соотношении показателей уровня метаболизма в спокойные периоды жизни и во время активных действий — родительских усилий в случае птиц и велогонок в случае человека. Отсюда понятно, насколько важно для птиц направить свои усилия на достижение победы — на выращивания максимального числа потомков.
Как птицы распределяют свои усилия и выбирают птенцов, которых надо кормить в первую очередь? На этот вопрос отвечали исследователи с зоологического факультета Оксфордского университета и отделения наук о животных Вагенингенского университета (Нидерланды). Они изучили процесс кормления птенцов у 143 видов птиц с разными отношениями между родителями и детьми. Для этого привлекались данные из литературы (306 наблюдений) и собственные данные авторов.
Репродуктивные стратегии птиц сильно отличаются. Например, родители некоторых видов откладывают не сразу все яйца, а по одному, через определенные промежутки времени, но при этом к насиживанию приступают сразу по мере появления яиц. В результате птенцы вылупляются с известной очередностью, и процесс кормления распределяется неравномерно. У других видов насиживание начинается после полностью законченной откладки яиц и, соответственно, весь выводок родители начинают кормить одновременно. Также ученые различали группы видов по призывному поведению птенцов: виды, голодные птенцы которых пищат, подзывая родителей, отделяли от видов, птенцы которых широко раскрывают ярко окрашенные клювики. В числе важных параметров выбора для кормления рассматривался и размер тела птенца (рис. 2).
Рис. 2. Черноголовая славка (Sylvia atricapilla) относится к тем видам, которые в первую очередь кормят самых здоровых птенцов — имеющих яркие клювы и крупный размер. Фото с сайта arkive.org
Таким образом, ученые могли отслеживать, кому птицы-родители отдавали предпочтение: тем, кто громче (и жалобнее) пищит, тем, кто широко раскрывает клюв, или тем, кто крупнее других (рис. 3). Первый признак указывает на бедственное положение птенца — пищит тот, кто больше других недокормлен (рис. 1). Эта зависимость была проверена статистически, и рассматривались те виды, у которых данное соотношение соблюдалось. Второй и третий показатели — яркая окраска раскрытого клюва и крупный размер — свидетельствуют об относительном здоровье птенца. Чем ярче и крупнее — тем здоровее, это хороший индикатор состояния чада для родителя: такого легче выкормить. При наблюдениях и анализе литературных данных учитывались и параметры среды: общее количество доступного корма, стабильность окружающих условий.
Рис. 3. Примеры разных подходов к кормлению птенцов. Древесная американская ласточка (Tachycineta bicolor, a) в первую очередь накормит самого громкого птенца. Голубоногая олуша (Sula nebouxii, b) и удод (Upupa epops, с) в основном отдают предпочтение крупным, а значит — здоровым, птенцам. У гульдовой амадины (Erythrura gouldiae, d) родители чаще выбирают, кого покормить, по яркости клюва. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature Communications
Как выяснилось, родители почти во всех случаях уделяли больше внимания чадам с широко открытыми клювами с яркой, иногда видимой в ультрафиолетовом диапазоне, окраской или же наиболее крупным, если броская окраска птенцовых клювов не была характерна для вида (рис. 4). Иными словами, пищи доставалось больше наиболее здоровым, сильным и конкурентоспособным птенцам. Тем, кто жалобно пищал, обычно доставалось меньше корма. Но если во время выкармливания корм был в изобилии, то родители начинали больше кормить слабых птенцов. То есть они стремились поддержать весь свой выводок, уделяя много внимания и ослабленным потомкам.
Рис. 4. Интенсивность кормления птенцов в зависимости от условий среды (Environmental quality) — неблагоприятных (Poor), нормальных (Normal) или хороших (Good). Для каждого случая оценивался коэффициент корреляции между сигналом птенца (интенсивность писка, окраска клюва, размер тела) и количеством корма, который получал птенец. Красными точками помечены виды с асинхронными кладками, голубыми треугольниками — виды с синхронными кладками. Интенсивность писка (а) срабатывала в хороших кормовых условиях, окраска клювов (b) и размер тела (с) привлекал родителей в нормальных и плохих условиях. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Communications
Такая стратегия имеет смысл, если отбросить человеческие эмоции и включить эволюционное видение проблемы. Энергетически затратное выкармливание птенцов оправдывает себя при получении эволюционного выигрыша — гарантии здорового молодняка. В стесненных или нестабильных условиях выгоднее вкладывать силы в тех, кто с большей вероятностью выживет. А при изобилии корма лучше постараться поднять весь выводок — в этом случае вероятность распространения родительских генов увеличивается. В изменчивых условиях среды получает преимущество то одна стратегия, то другая, поэтому в разное время работают разные способы, которыми птенцы привлекают родительское внимание.
Источник: Shana M. Caro, Ashleigh S. Griffin, Camilla A. Hinde, Stuart A. West. Unpredictable environments lead to the evolution of parental neglect in birds // Nature Communications. 2016. DOI: 10.1038/ncomms10985.
Синица-ассенизатор
На фото — большая синица (Parus major) вылетела из гнезда со свежей капсулой помёта одного из птенцов. Птицы делают это для того, чтобы в гнезде не развивались лишние паразиты и чтобы запах не привлекал хищников. А хищник здесь уже бывал: металлическая сетка закрывает щель, которую выдолбил своим клювом большой пёстрый дятел (Dendrocopos major), пытаясь добраться до птенцов синицы. Дятлы могут поедать яйца птиц и маленьких птенцов.
Странствующий дрозд (Turdus migratorius) забирает капсулу помета из клоаки птенца и, похоже, намеревается ее съесть. Фото © Lee Marcus с сайта flickr.com
Как правило птенцы сбрасывают помёт после каждого кормления, и родитель сразу его забирает. Птенцы некоторых видов птиц принимают специальные позы, чтобы сигнализировать родителям о своем намерении — например, просто поднимают зад кверху. Большая синица весьма плодовита: в кладке бывает 9–13, а иногда и 16 яиц. Если из каждого успешно вылупятся птенцы, и за каждым нужно вынести капсулу помёта — это ж какой огромный труд, особенно если учесть, что в час родители приносят птенцам 20 порций корма, до 500 порций в день.
Гнездо большой синицы в железной трубе. Большие синицы — дуплогнездники, то есть гнездятся в дуплах, дуплянках, всевозможных щелях, в вертикально стоящих трубах (однажды наблюдала гнездо в трубе давно не использовавшейся газонокосилки), полостях фонарных столбов
Выносят помёт обычно оба родителя (конечно, в том случае, если о птенцах заботятся оба родителя), но самки у многих видов делают это чаще самцов. Птицы уносят помёт на некоторое расстояние от гнезда: например, пеночки-теньковки (Phylloscopus collybita) — на 80–100 м от гнезда, в направлении, противоположном тому, в котором они летают за кормом.
Лазоревка (Cyanistes caeruleus) покормила одного из птенцов, после чего он повернулся к ней задом и выделил из клоаки капсулу помёта, которую родитель успешно подхватил клювом и вынес из гнезда
Вот что писал известный советский орнитолог А. С. Мальчевский о капсулах помёта в своей книге «Орнитологические экскурсии»:
«У певчих птиц родительская забота состоит не только в том, чтобы накормить и обогреть. Птицы, кроме того, регулярно очищают гнездо от экскрементов. Наблюдая в бинокль за прилетом птиц к своему гнезду, постоянно можно видеть, как почти каждый раз, накормив птенцов, они улетают, держа в клюве белый комочек, который вскоре бросают. Белый комочек — это экскременты птенцов. У воробьиных птиц они упакованы в капсулу, благодаря чему не растекаются, и это облегчает их транспортировку. При наблюдениях с близкого расстояния, из палатки, удается увидеть, как птица, накормив птенца, некоторое время стоит на краю гнезда и ожидает, пока один из птенцов не повернется к ней и не выдавит из себя белую капсулу. Птица выхватывает ее по существу прямо из клоаки птенца и уносит, но иногда съедает тут же, на краю гнезда.
Класс: 3
Презентация к уроку
Автор:
Ларионов Дмитрий
ученик 3 «В» класса
Руководитель:
Сушенцова Елена Михайловна,
учитель начальных классов
Введение
Проблема: Летом я нашел беспомощного птенца и захотел узнать:
1. Какую птицу я нашел?
2. Смогу ли я вырастить птенца без вреда для его здоровья и выпустить на волю?
3. Нужно ли спасать птенца?
Актуальность исследования: Весной перелетные птицы нередко попадают в беду из-за холодов, из-за вырубки лесов, из-за уменьшения участков их обитания. Птицы – наши меньшие братья и человек должен им помогать! Надо беречь природу, подкармливать птиц, развешивать скворечники, уметь правильно лечить и выхаживать беспомощных и раненых птиц с помощью взрослых и ветеринаров!
Объект исследования: птенец горихвостки.
Гипотеза: Можно вырастить птенца горихвостки в домашних условиях и после этого он сможет жить (адаптироваться) в естественной среде – на природе.
Цель исследования: Вырастить птенца дома, создав условия близкие к естественным, природным и выпустить птицу на волю.
Задачи:
А) Составить меню. Установить режим питания и обогрева птенца.
Б) Тренировки для укрепления мышц.
Г) Обучить самостоятельному кормлению.
5. Оценить помощь птицам, оказываемую учениками.
6. Создать памятку для людей, нашедших птенца.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы и интернета, опрос взрослых, анкетирование детей, анализ результатов.
План исследований:
Практическое значение: Люди узнают, как правильно поступить, если они нашли птенца.
Эта работа поможет избежать ошибок и вырастить дома здоровую птицу, приспособленную к жизни на свободе.
Проблема: НАЙДЕНЫШ
Горихвостки – маленькие певчие птицы уже несколько лет гнездятся на соседних садовых участках.
Однажды весенним вечером мы с мамой нашли выпавшего из гнезда птенца. Это был не слеток (слетевший из гнезда подросток птиц), а крошечный и беззащитный, без перьев, еще слепой птенчик (см. прил.6, фото 1). Он лежал на траве, открывал клюв и громко пищал. По внешнему виду ему было всего1-2 дня. Взрослых птиц рядом не было. Мы искали его гнездо, но так и не нашли. Уже темнело и холодало. Птенец был в беде! Нам пришлось взять его домой, чтобы накормить и согреть, иначе он бы не выжил!
Дома мы изучили литературу, интернет и приступили к сложному и ответственному делу – выращиванию птенца.
В моих руках оказался беззащитный птенец, живое существо, о котором я мало что знал. Необходимо было срочно найти информацию о том, как его содержать, чем кормить, поить и т.д. Очень хотелось сохранить ему жизнь и выпустить на волю – в естественную среду обитания.
Новый дом
Чтобы птенец не замерз, мы сделали ему теплое «гнездо»: в круглую коробку из ткани фетра положили шерстяной носок с тряпочкой внутри, меняли ее по мере загрязнения. Рядом для обогрева поместили бутылку с теплой водой, которую меняли каждые полчаса (см. прил.6, фото 2). Прикрыли «гнездо» мягкой теплой крышкой, оставив щель для воздуха, и поставили в тихое место на столик, чтобы его не достала домашняя собака.
Я назвал птенца Чижиком и завел «Дневник развития», куда записывал все важные события его жизни (см. прил. 2). Дневник необходим для определения состояния здоровья птенца и готовности к полету.
Также мы фотографировали нашего малыша и снимали видео.
Кормление птенца
Изучив литературу по вскармливанию птенцов, я узнал, что большинство певчих птиц выкармливают своих птенцов насекомыми. Значит, приемыша надо кормить тем же, чем и взрослых насекомоядных птиц: муравьиными коконами, мучными червями, личинками мух, куриным яйцом, творогом, морковью. Нельзя забывать и о витаминных и минеральных добавках.
Мы приготовили следующую смесь для кормления: вареное куриное яйцо, отжатый творог, тертая морковь, детское куриное питание. В мешанку добавили яичную скорлупу и таблетку кальция для роста перьев.
Все части измельчали на мелкой терке и тщательно перемешивали. По возможности добавляли в смесь мух и мягкие части кузнечиков, яйца муравьев (коконы).
Для растущего птенца нужно много кальция для формирования костей и белков для роста перьев. Для самых маленьких обязательно наличие насекомых в смеси, а для тех, у кого уже отрасли перья, насекомых может быть меньше.
Из массы я делал шарики величиной с горошину. Остатки еды хранила в холодильнике.
Продукты, из которых делали мешанку, содержали все питательные вещества, минералы и витамины, так необходимые растущему организму.
Режим кормления и обогрева
Ел наш Чижик очень часто, первую неделю – каждые 15-20 минут, на второй неделе – каждые полчаса, на третьей и далее – каждый час (см. прил. 1).
Он широко раскрывал свой желтый клювик, тряс головой и громко пищал, требуя еду. Кормили мы его с помощью пинцета, дотрагиваясь пинцетом до оперения головы, уголков клюва. После кормления поили чистой водой из пипетки, капая одну-две капли в щелку клюва.
Определить, что птенец сыт, просто. Сытый, он переставал открывать рот — выпрашивать корм.
Засыпал он с наступлением темноты – около 22–23-х часов, а просыпался на рассвете около 4-х часов утра и снова требовал еду.
УГАДАЙ, КТО Я?
Когда появились перья, я стал сравнивать птенца с фотографиями садовых птиц и понял, что у нас растет горихвостка! (см.прил. 6, фото 3).
Изучив соответствующую литературу, я узнал много интересного об этих удивительных птицах.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЕДЕНИЯ.
Название этой птицы говорит о том, что у неё ярко окрашенный хвост. Он «горит», ведь перья хвоста имеют огненный цвет.
Горихвостки, подобно трясогузкам, покачивают хвостами вверх-вниз.
Обыкновенная горихвостка может атаковать своё отражение, увидев его, например, в стекле окна.
Самец охотится на добычу в полёте, тогда как самка ищет пищу на поверхности земли.
Именно в гнезде горихвостки кукушка чаще всего оставляет свои яйца. Горихвостки заботятся о кукушатах как о собственных птенцах.
Виды горихвосток
На территории России обитает 5 видов горихвосток:
Образ жизни
В России они живут в сосновых лесах, парках, садах, где много старых дуплистых деревьев.
Весной, ближе к апрелю, когда становится тепло, птицы заселяют свои участки.
В это время они поют весь день и даже ночью.
Песня у них очень чистая и красивая, но поют они мало, всего два месяца.
Это перелетные птицы, в конце августа — начале сентября улетают на зимовку в Африку.
Пары горихвосток сохраняются на протяжении нескольких лет. Самцы прилетают весной раньше, чем самки. Они ищут место для гнезда: обычно это дупло. Птицы вместе выстилают дупло сухой травой, корой и мхом, «детская комната» утепляется пухом и шерстинками. Самка откладывает 6-7 яиц и насиживает их в две недели, иногда оставляя гнездо, чтобы поесть. Птенцам корм приносят обе птицы.
В обязанности самца горихвостки также входит следить за чистотой в гнезде в течение первых дней после появления птенцов. Через 2 недели после появления на свет птенцы учатся летать. Но даже тогда, когда самка насиживает вторую кладку, самец продолжает опекать птенцов из первого выводка. После рождения птенцов из второй кладки старшие птенцы начинают самостоятельную жизнь.
Горихвостки питаются различными насекомыми, которых они находят на земле, на стволах деревьев, ветках и листьях. Кроме гусениц, муравьёв, жуков, кузнечиков, мелких моллюсков и многоножек, птица поедает ягоды и плоды. Маленькие птенцы способны глотать только измельчённую пищу, поэтому взрослые птицы сначала раздавливают насекомых и дают их птенцам.
Каждый раз Союз охраны птиц России избирает символом наступающего года какую-либо птицу, обитающую на территории нашей страны. «Смотр красоты» проводится с целью привлечения внимания россиян к пернатым и проблемам их охраны.
В 2015 году такой чести удостоилась горихвостка.
ПТИЧЬЯ ШКОЛА
Мы собирались вырастить и выпустить птичку на свободу. А для этого птенца надо было научить тому, чему его учат родители:
— научить самостоятельно ловить насекомых;
— научить песням горихвосток для общения с другими птицами.
Прогулки
Любому живому существу необходимы свежий воздух и солнечный свет. Поэтому ежедневно три раза в день я выносил его на улицу. Клетку ставил в защищенном от ветра месте (чтобы не было сквозняков) и в тени. Постепенно приучал его к солнцу. Выносил птенца на улицу, выпускал побегать в саду среди грядок.
Тренировки птенца. Подготовка к полету
Обучение пению
В Интернете мы нашли записи песен горихвосток. Когда Чижику исполнилось 10 дней, я стал ежедневно включать эту птичью музыку. Также ставил клетку с птенцом на балкон или на даче, где слышно живое пение птиц (см прил. 6, фото7).
Он внимательно слушал и уже через неделю устроил свой первый концерт, подпевая веселым песенкам по радио (см. прил. 6, фото 8). Но пел он только, если не видел человека. Когда подходили к его клетке, он начинал громко «трещать», выпрашивая еду.
Его вокал высоко оценили сородичи. На даче Чижик весело распевал свои песенки прямо на тропинке, пританцовывая и приседая. Этим он привлек пару
взрослых горихвосток. Прилетели яркий самец и серо-бурая самочка, они прыгали вокруг птенца очень близко. Может, так состоялось его знакомство с родителями?!
Обучение добыванию корма
Чтобы поскорее приучить птенчика к самостоятельности, начиная с 18-дневного возраста, я рассыпал корм по полу клетки. Он проявлял интерес и учился клевать шарики из корма сам. Чуть позже пищу помещал уже в кормушку.
Когда Чижик подрос, мы привозили его в клетке на дачу, на его родину. Там я ловил ему мушек и кузнечиков и бросал в клетку, а он клевал их (см. прил.6, фото 5). В день, кроме мешанки, он съедал до 50-ти насекомых.
Мы выпускали птенца погулять. Он смешно бегал по грядкам, подпрыгивал и сам ловил насекомых – кузнечиков, гусениц, мушек (см. прил. 6, фото 6). Лакомился он и садовыми ягодами – смородиной, малиной.
Чижик любил купаться в лужах. После этого он сушился на солнышке, лежа на горячей земле и расправив крылья веером.
В ПОЛЕТ!
Наконец настало время Чижику покинуть наш дом.
Какую огромную радость несет возможность увидеть своими глазами, как спасенная тобой птица взлетает в небо!
АНКЕТИРОВАНИЕ
Осенью в школе я решил выяснить у одноклассников, как они помогают птицам?
И знают ли, какую пользу приносят птицы?
Я составил анкету (см. прил. 4) и раздал ее ученикам нашего класса. В опросе участвовало 28 человек.
Проанализировав ответы ребят (см. прил. 5), выяснилось, что почти все (22 уч.) знают, что птицы уничтожают вредных насекомых. Только треть учеников (8) знают, что хищные птицы уничтожают мелких грызунов. И одна треть ребят (10 уч.) знают, что птицы помогают растениям в переносе семян.
Ученики нашего класса помогают птицам. Некоторые (5 чел.) – сажают деревья вместе со взрослыми. А деревья – это дома для птиц.
Почти половина ребят (13 чел.) весной делают и развешивают вместе со взрослыми скворечники, оставляют птицам в жаркое время года воду в саду (11 чел.), соблюдают правила поведения в лесу (12 чел.), тем самым помогая птицам спокойно вывести и вырастить птенцов.
Треть ребят нашего класса (9 чел.) находили раненых и больных птиц и выхаживали их. Но не всегда это получалось успешно, так как они не имели достаточных знаний и умений и не советовались с взрослыми и ветеринарами.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Исследовательская работа была уже выполнена, прошла зима, и весна внесла свои изменения.
В апреле на даче мы вдруг услышали знакомое пение и увидели горихвостку! Неужели это наш Чижик?! Птичка сначала пела на деревьях у домика, а затем не боясь нас, стала прыгать на крыльце дома, на наших вещах, хотя, как мы замечали раньше, никакие другие птицы не подлетали так близко к человеку.
Через несколько дней мы заметили вторую птичку, более пугливую и нашли под крышей сарая (где обычно прятали ключи от домика), маленькое аккуратное гнездо. Вскоре там появились крошечные 7 яиц в крапинку (см. фото 12), а еще через 10 дней – у нас появились птенчики (см. фото 13) – совсем, как наш Чижик ровно год назад. Мы не мешали им расти и не заглядывали в гнездо. Только радовались издалека, что ЖИЗНЬ продолжается!
Выводы
1. Проведя исследование, была доказана выдвинутая гипотеза:
Птенец горихвостки может жить в естественной среде после выращивания его в домашних условиях.
Выпустить искусственно выкормленного птенца на свободу очень трудно, необходимо приложить много усилий.
Уход за птенцами – сложное дело, которое требует от человека много знаний, времени, терпения и дисциплины!
Горихвостка – перелетная насекомоядная птица, поэтому выкормить птенца возраста 2-3 дней возможно при строгом соблюдении правил и режима кормления, при наличии знаний и умений.
Любая ошибка человека может стоить здоровья или жизни птенцу!
Мы тоже совершили несколько ошибок, но вовремя смогли их исправить (см. прил. 3).
2. Ухаживая за птенцом, я узнал много нового о жизни горихвосток, особенностях их жизни и поведения.
Я обрел опыт по уходу за братьями нашими меньшими и получил огромную радость от проделанной работы и от того, что подарил моему Чижику – небо!
3. Вместе с мамой мы создали памятку для людей, нашедших птенца, чтобы они знали, каких птенцов (слетков) нельзя брать домой, а каким необходима помощь человека (см. «Проектный продукт»).