как понять что ребенок гений
Не слушается и болтает: признаки ребенка-гения
Каждый родитель считает, что его ребенок одарен и уникален. Но в каком направлении двигаться и какие качества в нем нужно развивать, определить иногда бывает достаточно сложно. Действительно, яркие признаки выдающихся способностей есть не у всех детей, но каждый ребенок талантлив по-своему. И чтобы природные данные ребенка рассмотреть и развить, нужно уметь вовремя их заметить.
«Проще всего определить природную склонность ребенка к той или иной деятельности, наблюдая за ним во время игры, — полагает детский нейропсихолог, специалист по ранней помощи и сенсорной интеграции Марина Приходько. — Например, у одаренных детей в возрасте до двух-трех лет реакция на новые события в сфере их интересов очень эмоциональная и ярко выраженная. Поэтому если заметить, что именно вызывает у ребенка больший интерес и приковывает его внимание, то можно легко определить природные склонности. Причем стоит помнить: талант — это не то, что есть в ребенке от рождения. Это те способности, которые в ребенке были вовремя замечены и дальше правильно развиты«.
Чаще всего родители обращают внимание на явные способности своего ребенка, например, если любимое чадо поет — его отдают на вокал, любит притопывать в ритм музыке — на танцы, а если его нельзя оторвать от конструктора — в кружок юных изобретателей. Но бывает, что о скрытых талантах ребенка говорит его поведение, которое принято считать далеким от проявления тех или иных способностей и даже девиантным.
«Непослушака» — спортивный гений
Главное качество в спортсмене — стрессоустойчивость. Только упорство и воля к победе дают возможность получить в спорте хорошие результаты. Если ребенок не реагирует на ваши замечания и даже под угрозой наказания продолжает гнуть свою линию — эти качества в нем присутствуют.
Детей, которые будут успешны в спорте, можно распознать еще с грудничкового возраста. Например, если ребенок пытается построить башню из кубиков, которая постоянно падает, или, уже покраснев от усилий, он второй час пытается сдвинуть с места стену — у него есть упорство и желание добиться своего, а значит даже проигрыши, которые обязательно будут, не станут преградой на пути к достижению его цели.
Врун — творческая личность
Если ваш ребенок фантазирует без повода, рассказывает небылицы, которые якобы с ним происходили в течение дня, или вдруг у него появился воображаемый друг — это говорит о том, что у него хорошо развиты фантазия и абстрактное мышление, а это необходимые качества творческой личности.
Еще одним признаком творческих способностей ребенка считается его склонность к идеализации событий, поэтому у таких детей больше чем у остальных развито повышенное чувство справедливости. От творческих детей часто можно услышать фразы по типу «Это нечестно!», «Так несправедливо!», «Мы так не договаривались!» Стремление к справедливости вызвано повышенной ранимостью и сильной чувствительностью таких личностей.
Любитель иностранных мультиков – подрастающий музыкант
Если ваш ребенок внимательно смотрит мультики на иностранном языке или внимательно слушает песенки — у него есть музыкальные способности. Дело в том, что дети с музыкальным талантом любят знакомиться с новыми звуками и вслушиваться в них, а потом воспроизводить самостоятельно.
Музыкальные дарования обожают копировать мимику и голоса окружающих. Поэтому если ваш ребенок любит кривлять взрослых — это не вредность, а проявления музыкального таланта.
Еще один признак подрастающего музыканта — громкое копирование голосов животных. Такие дети могут внезапно громко кукарекать или мычать.
Мечтатель — талантливый архитектор
Если вы замечаете за ребенком, что тот часто как будто «залипает» и в этот момент не реагирует на внешние раздражители, ваше обращение к нему, рассказ учителя, просьбы о помощи — значит, он умеет погружаться в себя. Но только одаренный ребенок может находиться наедине с самим собой и своими мыслями, т. к. обладает пространственным мышлением.
Такие дети с легкостью переносятся в то время, о котором думают, и к тому событию, о котором вспоминают. Часто во время таких «временных путешествий» дети додумывают или видоизменяют произошедшее событие. Возможность создавать собственный мир помогает детям становиться талантливыми скульпторами, архитекторами или художниками.
Модник — будущий изобретатель
Дети, которые в будущем могут стать талантливыми изобретателями, в детстве очень придирчивы к себе. Они еще со времен детского сада любят вещи, которые красивы в их понимании. Они часами могут стоять у зеркала, примеряя не только свою одежду, но и перебирая гардероб родителей.
Причина такого поведения — развитое визуально-пространственное мышление. Такие дети примеряют на себя различные образы, среди которых ищут тот, который соответствует картинке, нарисованной их воображением.
Дети, способные совершить прорыв в какой-то области, легко придумывают истории, опираясь на рисунки, и легко воспринимают информацию из таблиц и карт. Например, они быстро находят нужный рейс на табло в аэропорту, легко читают маршрут по навигатору и сами любят рисовать карты сокровищ.
Тараторка — успешный общественный деятель
Быстрая речь и беспрестанные разговоры — показатели высоких умственных способностей ребенка. Быстро и много может говорить тот ребенок, у которого большой словарный запас, но при этом в силу своего возраста он не умеет еще четко формулировать свои мысли. Чаще всего такие дети начинают говорить сразу фразами или соединять в одно предложение подлежащее и сказуемое, например: «Дай пить» или «Пошли гулять».
В будущем такие дети мастерски овладевают словом, поэтому из них часто получаются успешные писатели или журналисты, а также общественные деятели и активисты, способные вести за собой массы.
Творец комиксов – профессиональный аналитик
Одаренные дети отличаются объемом своей памяти. Они могут помнить то, что происходило с ними в два года, или передавать в деталях сценарий утренника, который был несколько лет назад. И часто свои воспоминания дети выражают не словами, а изображают в картинках.
Обратите внимание на рисунки вашего ребенка. Если на них изображен сюжет из его жизни — у малыша фотографическая память. И чем детальнее будет рисунок (товары на полке из ближайшего супермаркета, развешаны платья, как у вас в шкафу, друзья на рисунке одеты в ту же одежду, в которой ходят в садике т. д.), тем лучше память у вашего ребенка. Фотографическую память обычно имеют дети с аналитическим складом ума, поэтому все логические задания, математические примеры и разработка стратегий им даются легко.
Тревожность — детальный стратег
Если перед каким-то событием ваш ребенок начинает задавать вопросы по типу «А что если. «, и дальше следуют самые невообразимые предположения, не стоит отмахиваться от ответов. Скорее всего, ваш ребенок хочет быть готовым ко всем возможным сценариям развития незнакомого для него события. А чтобы обезопасить себя, стремится просчитать свои действия на несколько шагов вперед.
Такая любознательность показывает в ребенке талант стратегического мышления. Он хочет заглянуть в будущее и спрогнозировать дальнейшее развитие событий, учитывая возможность появления разных алгоритмов.
Шопоголик — выдающийся программист
Постоянные просьбы сходить в магазин — это не признак транжиры, а проявление аналитических способностей ребенка. Причина любви к походам в магазин часто кроется не в желании купить новую игрушку или сладость, а в самом процессе выбора вещи.
Дети с аналитическими наклонностями обычно хотят сами расплатиться на кассе или забрать сдачу. Они любят сравнивать цены и разбираться в особенностях тех или иных моделей желанного приобретения. Вызывает такое желание математический склад ума, который требует тренировки способностей сравнивать и выделять важные характеристики, а потом систематизировать собранную информацию.
Юморист — авторитетный руководитель
Если ваш ребенок вовлекается в спонтанное веселье, быстро улавливает комические несоответствия и в три года знает с десяток шуток — в вашей семье растет будущий лидер. Наличие чувства юмора говорит о том, что ребенок обладает абстрактным мышлением, а значит, ему легко быстро находить выход из незнакомых ситуаций, ведь результаты своих действий он просчитает на несколько шагов вперед.
Чувство юмора помогает детям быть в центре внимания, что позволяет эффективно взаимодействовать с окружающими и тренировать свою интуицию. Это дает ему возможность в будущем отчетливо понимать, с кем и в каком ключе стоит вести диалог, какими аргументами он может склонить собеседника на свою сторону и какие эмоции вызвать, чтобы добиться желаемого результата.
«Много болтает»: общество людей с высоким интеллектом назвало 16 ранних признаков одаренных детей
© Коллаж Кристины Савельевой
Как распознать вундеркинда?
Крупнейшее и старейшее общество людей с высоким показателем IQ, Менса (Mensa), постоянно находится в поиске одаренных детей.
Минимальный результат IQ-теста для вступления в Менсу — 132 балла по тесту Стэнфорда-Бине и 148 баллов по тесту Кеттела. Но не каждый родитель решит провести тест для маленького ребенка. Сама организация заявляет, что ее IQ-тесты подходят для детей старше десяти с половиной лет, но есть среди участников Менсы и двухлетка с IQ 146.
Организация решила перечислить 16 признаков того, что у вас растет потенциальный вундеркинд. Так родителям будет легче понять, что у них не просто умный и любознательный малыш, а будущий гений. Вот эти признаки.
Превосходная память
Ребенок легко запоминает названия стран, цифры, адреса, детали и другую информацию, легко осваивает арифметику и иностранные языки.
Раннее развитие
Ребенок быстрее большинства сверстников научился говорить, играть в настольные игры и так далее.
Чтение
Ребенок научился читать раньше, чем большинство детей в его возрасте.
Необычные хобби и интересы, глубокие познания в какой-то области
Иногда дети демонстрируют сильный интерес к чему-то, например, к динозаврам, это распространенное явление. Но если ваш малыш, например, не просто интересуется кино, а способен отличить комедию от научной фантастики, то это признак высокого интеллекта. Если ребенок углубляется в изучение какой-то темы, то это значит, что он жаждет ставить перед своим интеллектом новые задачи.
Проблемы в общении с другими детьми
Одаренным детям иногда бывает сложно общаться со своими сверстниками. Они не понимают, почему другие дети не знают того же, что и они. Менса считает, что дети с высоким интеллектом — чувствительнее, чем другие. Они расстраиваются, если их не замечают или дразнят, и порой предпочитают избегать общения вовсе.
Осведомленность о событиях, происходящих в мире
Ваш малыш следит за политикой, читает газеты или знает, что такое BLM? Это еще один признак того, что он хочет ставить новые задачи перед своим интеллектом.
Перфекционизм
Одаренные дети обычно остро воспринимают неудачи, так как в большинстве своем являются перфекционистами. Они знают, что умнее сверстников, и гордятся своими навыками или талантами. Порой они ставят перед собой слишком высокую планку и очень огорчаются, если не достигают своих целей.
Любит поболтать
Ребенок весь день болтает, и вы не знаете, куда деваться? Отличный признак! У вас любознательный малыш, который хочет участвовать в интересных беседах, получать новые знания и оттачивать свое остроумие и навыки общения.
Хорошие оценки
Это очевидно — если ваш ребенок получает за свои знания оценки выше среднего, то у него большой потенциал.
Любит проводить время со взрослыми или наедине
У кого вероятнее всего узнать что-то новое и захватывающее? Конечно, у взрослых! Вот почему маленькие гении обычно предпочитают их компанию вместо общения с детьми. А еще таким малышам интересно проводить время в одиночестве, занимаясь какими-нибудь поделками, читая книги, собирая пазлы.
Постоянно задает вопросы
«А как работает телефон?» «А почему кот рыжий?» «А кто придумал слово „рыжий“?» Если ребенок сводит вас с ума своими вопросами, то остается только набраться терпения и… порадоваться!
Чувство юмора
Ребенок великолепно шутит или понимает юмор, который, как вам кажется, слишком сложный для его возраста? Значит, он в этой жизни уже многое понял!
Любовь к музыке
Речь идет не о маленьких Моцартах, хотя и о них тоже. Если ваш ребенок легко осваивает игру на любом музыкальном инструменте, то ему, скорее всего, будет легко даваться и изучение чего-то другого.
Любит все контролировать
Такие дети обычно любят полностью контролировать ситуацию, доказывать себе, что они могут довести какое-то дело до конца, сделать все определенным образом и никаким другим.
Придумывает правила
Одаренные дети часто придумывают дополнительные правила для игр. Так бывает, если игра им кажется недостаточно сложной.
Выраженная интроверсия или экстраверсия
По мнению Менсы, еще один верный признак гениальности — если ваш ребенок гиперобщительный или, напротив, не нуждается ни в чьем обществе и замечательно проводит время сам.
Если вы обнаружили, что ваш ребенок соответствует многим из этих признаков, то у него, вероятно, все шансы набрать большое количество баллов в тесте IQ. Только не забывайте, что гениальность бывает разной и ее еще никто не измерил, а IQ-тесты и сама концепция коэффициента интеллекта неоднократно подвергались критике.
Как родителям понять: ребенок гений или недотепа?
У вас будет гений?
Хорошая новость — примеров, когда сложные ученики вершили историю, немало. Исаака Ньютона учителя постоянно ругали за невнимательность и лень, а одноклассники дразнили. Альберта Эйнштейна педагоги прямым текстом называли умственно отсталым, а тот в отместку категорически отказывался изучать не интересные ему предметы. У Дмитрия Менделеева по химии была тройка, да что там — он дважды оставался на второй год! А Константина Циолковского за непослушание частенько сажали в карцер, в итоге и вовсе отчислили из школы. Показательна история и Томаса Эдисона, родителям которого педагоги прислали такое вот письмо: «Ваш сын умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми, поэтому рекомендуем вам учить его дома самостоятельно». Правда, в присутствии сына мама прочитала послание вслух по‑другому: «Ваш сын — гений. Наша школа слишком мала, и в ней нет учителей, способных чему‑то его научить. Пожалуйста, учите его сами». Только спустя много лет, уже будучи изобретателем, Эдисон увидел настоящий текст…
Но не все так однозначно, предупреждают психологи. Далеко не каждый ребенок с особенностями поведения — скрытый гений, как и не у каждого одаренного ребенка возникают проблемы с окружающим миром. Да, среди одаренных есть дети с особенностями психофизического развития, признаками аутизма, синдрома дефицита внимания и гиперактивности, но не стоит обобщать. Есть еще и такой момент: родители нередко не готовы признать, что у ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивности, списывая все на предположение, мол, он у нас индиго. Хотя этот термин псевдонаучный, поясняет Галина Немцова, старший преподаватель кафедры психологии образования Института психологии БГПУ им. М.Танка. Ввела его американка Нэнси Энн Тэпп, считающаяся экстрасенсом:
Кто такой одаренный ребенок
Речь идет о детях, у которых есть яркие, очевидные, иногда выдающиеся достижения или внутренние предпосылки для таковых. Хотя выражение «одаренный ребенок» условно: проявившиеся особенности могут не получить ожидаемого развития, так и остаться нереализованными. И многие дети с общей ранней одаренностью со временем выравниваются, становятся просто смышлеными. То же самое происходит и с отстающими, но, подчеркивают психологи, это лишь темповая задержка, а не нарушение. Подлинные способности ребенка могут находиться в скрытом состоянии и обнаружиться лишь впоследствии, как в случае Томаса Эдисона.
Кроме того, с возрастом меняются интересы, не случайно именно подростки активно пробуют писать стихи, но продолжают это дело немногие, а покоряют вершины поэзии и вовсе единицы. Не случайно говорят об эффекте «исчезающей одаренности». По данным петербургских психологов, на уровне первого класса признаки одаренности отслеживаются у 25% учащихся, а к девятому — только у 2 — 3%.
Да и всякий навешанный ярлык деформирует: когда тебя признают одаренным, ты должен постоянно подтверждать это, а если не получается, начинается обратный процесс. Галина Дмитриевна цитирует Льва Толстого: «Звезды, вспыхнувшие в атмосфере, отравленной ядом исключительности и тщеславия, гаснут».
Разглядеть необычное в обычном
Галина Немцова делает акцент, что об одаренности ребенка можно судить в единстве двух категорий «хочу» и «могу»:
Как развить способности
Зачастую для того, чтобы проявились способности, нужно время, а еще условия, в которых ребенок мог бы себя показать. Креативная личность, повторяют специалисты, воспитывается в креативной среде. При этом редко встречаются дети, которые сразу настроены на конкретную область, им нужно пробовать варианты в разных областях. И чем больше возможностей попробовать свои силы — тем больше вероятность понять, что действительно твое, подтверждает Светлана Покровская, доцент кафедры психологии образования Института психологии БГПУ им. М.Танка:
— Есть формы одаренности, которые действительно проявляются на очень ранних этапах, те же художественные, музыкальные, спортивные способности. И специалисты могут определить, способен ребенок сделать успехи в этой сфере или нет. Мне нравится фраза, что все дети одаренные и талантливые, нужно просто помочь им найти ту сферу деятельности, где их способности проявятся максимально. Например, в подростковом возрасте, когда проявляется агрессивность, лучший выход — отдать ребенка в спорт или в современные танцы. Вдруг вариант этого агрессивного поведения перейдет в значительные успехи, и у вас вырастет чемпион?
И все же приведенные примеры с историческими личностями в наши дни куда менее вероятны, и не случайно талантливых детей сегодня стараются поддерживать на государственном уровне. А вот сложности с адаптацией в социуме действительно не исключены, ведь одаренные дети могут быть эдакой белой вороной, к тому же они более ранимы. И чем сильнее развивается индивидуальность, тем больше возникает противоречий с окружающими. В то же время такой ребенок не пытается кому‑то что‑то доказать, подчеркивает Галина Немцова, он делает то, что ему нравится, от чего получает удовольствие, что считает значимым. Далеко не все одаренные добиваются социального успеха, а то и вовсе не стремятся к нему. И важно, чтобы в лице родителей была поддержка.
Что ребенок наследует от отца? И при чем тут анализ ДНК
По мнению большинства обывателей, наследование индивидуальных черт строения тела, болезней и предрасположенностей к тем или иным видам деятельности – это генетическая рулетка. Однако, это не так. По данным исследований, проведенных британскими учеными, наследование генов от отца и матери происходит в равной мере, однако агрессивность последних различна. Отцовские гены имеют более выраженную агрессивность, именно поэтому ребенок так часто имеет сходные внешние черты с отцом.
Y-хромосома: что это?
Генотип мужчины можно схематично представить как XY, что означает различный состав половых хромосом у представителей мужского пола. Y-хромосома содержит сцепленные с ней аллельные гены, которые специфичны только для мужской ДНК.
Отцовская хромосома определяет пол ребенка
Пол ребенка формируется посредством передачи половой хромосомы от матери (всегда Х) и половой хромосомы от отца (может быть как Х, так и Y – вероятность того или иного исхода 50%). Если в процессе образования зиготы сперматозоид передаст Y-хромосому, то на свет родится мальчик, если X-хромосому, то появится девочка.
Механизм, отвечающий за передачу той или иной части ДНК мужчины, до сих пор неизвестен. Однако имеется статистический факт, согласно которому: если у родителей мужчины рождались преимущественно дочки, то скорее всего большинство его детей будут иметь женский пол, и, наоборот, если у родителей мужчины на свет появлялись в основном мальчики, то его дети будут иметь мужской пол. По поводу мужчин, у которых нет родных братьев и сестер, однозначно нельзя предсказать пол будущих детей.
Заболевания, передающиеся от отца к сыну
К сожалению, гены, связанные с Y-хромосомой, всегда имеют доминантный характер. Существует большое количество заболеваний, которые передаются только от отца к сыну:
Также существуют исследования, которые декларируют, что предрасположенность к заболеваниям сердечно-сосудистой системы также передается от отца к сыну. Девочки не наследуют от отцов предрасположенность к развитию заболеваний, связанных с патологическими изменениями в функционировании сердечно-сосудистой системы.
Заболевания, передающиеся от отца к дочери
Девочки больше защищены от «некачественных» отцовских генов нежели мальчики. Проявление той или иной патологии зависит от характера аллельных генов, сцепленных с отцовской и материнской Х-хромосомой. Если патологические гены, передаваемые от отца, окажутся рецессивными, а мамины доминантными, то девочка будет носителем патологии, которая у неё не будет проявляться. Про рецессивные и доминантные гены в наследовании внешних признаков (цвет волос, глаз и прочее) можно прочитать в нашей статье.
Однако если папина Х-хромосома все же окажется доминантной, то у дочери могут развиться следующие патологии:
Отцовские гены определяют рост ребенка
Согласно современным научным данным рост ребенка определяется более чем восьмьюдесятью генами, которые наследуются от папы и от мамы. Однако существуют исследования, которые указывают на то, что рост ребенка в большей степени зависит от отцовских генов. Подтверждением данной теории является тот факт, что инсулиноподобный фактор роста (посредник действия гормона роста) экспрессируется генами, которые сцеплены с мужской хромосомой. Гены матери экспрессируют инсулиноподобный рецептор гормона роста, который посредством связывания соматотропного гормона, замедляет рост человека.
Важно отметить, что рост родителей прямым образом не коррелирует с ростом ребенка. Так, например, если мама ребенка высокая, а отец нет, то нельзя однозначно определить длину их будущего чада. Рост ребенка определяется «борьбой» генов матери и отца, которые отвечают за данный параметр.
Британские ученые в недавних исследованиях обнаружили занимательный факт: чем старше отец, тем более высокие получаются дети. На данный момент биологического обоснования этому факту нет, однако существует целый статистические перечень, подтверждающий обнаруженную в Англии закономерность.
Случай из нашей практики
К сожаление, к нам часто обращаются клиенты с целью провести тест на отцовство или материнство, в случае, когда у ребенка обнаруживается то или иное генетическое заболевание. Потому что не понимают, как, например, абсолютно здоровый отец может передать ребенку генетическое заболевание. Но это не совсем так. Оба родители могут иметь определенный набор генов, отвечающие за предрасположенность к конкретному заболеванию, и эти предрасположенности могу подавляться «нормальными генами». Например, если оба родители не болеют муковисцидозом, но являются носителями этого гена, то с вероятностью 25% у них может родится ребенок с таким заболеванием.