как понять что ребенок готов к самостоятельному засыпанию
4mama
Без укачивания: самостоятельное засыпание ребенка – отвечает эксперт
Если вы не раз гугглили «самостоятельное засыпание ребенка» и не находили ответы на свои вопросы, 4мама спросила у консультанта по мягкому налаживанию детского сна все о том, когда прекратятся укачивания.
В Instagram я подписана на многих мам блогеров. Почему? Интересно, как у них все устроено! Не то, чтобы я себя сравнивала, просто иногда хочется сделать: «Фуух, я не одна такая». Просто иногда находит «я горе мать, у меня одной ребенок с трудом засыпает днем». На самом деле, все дети разные. Я помню первый совет свекрови (надеюсь, она не прочитает это интервью): «Не качай, привыкнет». Я честно пробовала следовать этому совету, меня хватило на 3 секунды. Я уложила ребенка в кроватку, направилась к двери, но кроха начала плакать. Я сдалась. Я не смогла.
Конечно перестанет. Наплачется, поймет, что не получит желаемого и уйдет в депрессию? Эээ нет. Лучше я возьму свои 9 кг на руки в позу «столбик», создам идеальную тишину (так, чтобы и кот не мурчал) и начну танец под названием «30 минут для фигуры». Ради справедливости скажу, спина моя иногда отказывается мне помогать, поэтому попытка номер 2 – как помочь ребенку засыпать самостоятельно. На этот раз без советов свекрови, но с советами консультанта по мягкому налаживанию детского сна.
Татьяна Сологуб, консультант по мягкому налаживанию детского сна
Первый и, пожалуй, самый частый вопрос. Почему некоторые дети с самого рождения сами засыпают, другие – исключительно с помощью укачивания?
Как бы банально это не звучало, но все дети разные. Это действительно так. Дети рождаются с уже заложенными особенностями функционирования их нервной системы, которые определяют их темперамент. И хотя в литературе выделяют ограниченное количество типов темперамента, каждый малыш в этом плане уникален.
Более спокойные, адаптивные малыши с устойчивым типом нервной системы будут менее требовательными. Они явно сигналят о своей усталости, и при банальном удовлетворении их базовых потребностей в сытости, безопасности и физическом комфорте, они могут засыпать практически в любых условиях – там, где их застанет усталость. Они как раз и способны засыпать сами или с минимальной помощью близкого человека.
И наоборот, чувствительные, легко возбудимые дети будут очень требовательны к условиям для сна. Малейший внешний раздражитель будет вызывать у них бурное недовольство. И даже в идеальной знакомой обстановке им тяжело расслабиться. В таких случаях родителям приходится очень внимательно присматриваться к ребёнку, пробовать разные способы расслабления и укладывания и искать наиболее действенные.
А ещё важно не забывать, что рождение ребёнка – это не нулевая точка. К этому моменту у малыша уже есть его 9-месячный опыт внутриутробного развития и опыт самого рождения. Если будущая мама переживала много стрессов в течение беременности, или роды прошли далеко не так, как планировалось, то и у самого малыша реакция на стресс будет более выраженной. В том числе на стресс при несвоевременном укладывании или некомфортных внешних условиях.
Раньше, когда в роддоме мама лежала отдельно от ребенка, дети плакали, плакали и засыпали. По сути, это одна из методик самостоятельного засыпания. Но подходила эта методика не всем. Скажите, если мама практикует эту методику, какие могут быть негативные последствия для малыша?
Главное, что нужно понимать о подобных методиках – ребёнок в моменты плача в одиночестве испытывает запредельный стресс, выйти из которого самостоятельно ему не под силу. Чтобы хоть как-то защитить себя от невыносимого ужаса, в какой-то момент после продолжительного плача симпатическая нервная система ребенка просто «выключается». Со стороны это выглядит так, будто ребёнок застыл и смотрит в одну точку, либо малыш засыпает. Но несмотря на такое внешнее затихание ребёнка, кортизол ещё долго продолжает циркулировать в его крови.
Некоторые исследования показали, что повышенный уровень кортизола в детстве может привести к физическим изменениям в головном мозге, вызывая повышенную склонность к нарушениям социальных привязанностей.
Ведь первые месяцы жизни – это время закладки базового представления об окружающем мире, которое формируется у ребенка через взаимодействие с близкими людьми.
Нельзя сказать наверняка, будет ли использование этого метода травмирующим абсолютно для всех детей, и в какой степени. Однако этот опыт совершенно точно ложится в глубины памяти маленького человека и остаётся с ним на всю жизнь. И хотя этот опыт неосознаваем, он может совершенно внезапно давать о себе знать в каких-то экстренных ситуациях, когда человек впадает в ступор, не может попросить о помощи, чувствует себя совершенно беспомощным и не способным выйти из сложившегося положения. Несмотря на то, что это уже взрослый человек, обладающий всеми ресурсами, чтобы справиться с ситуацией, он испытывает те самые чувства, которые пережил когда-то в младенчестве.
Как понять, что ребенок готов к самостоятельному засыпанию (СЗ). И средний возраст ребенка, который готов к сз.
Если дать событиям развиваться своим чередом, формы помощи в успокоении и засыпании могут сменять друг друга постепенно: по началу это будет грудь или укачивание, далее – поглаживание спинки, объятия, чтение сказок. И только со временем (к 2-3м годам, иногда и позже) ребёнок уже осознаёт, что, если мама выходит из комнаты, она не уходит навсегда, что если ребёнок позовёт, мама придёт. Оставаясь один в своей кроватке и комнате, он ощущает себя комфортно и в безопасности. Вот это будет истинная физиологическая готовность к полностью самостоятельному засыпанию (в одиночестве).
До этого момента ребёнок не будет подавать никаких особых признаков готовности к самостоятельному засыпанию. Просто потому, что это не является потребностью ребёнка раннего возраста или каким-то обязательным этапом, необходимым для его нормального развития. Обучение самостоятельному засыпанию в более раннем возрасте – это всегда инициатива взрослого. И коль так, задача взрослого, по крайней мере, вести этот процесс максимально мягко и гибко, с учётом реакции ребёнка на осуществляемые действия и не бросая малыша справляться с этой задачей в одиночку.
Когда маме ТОЧНО не стоит практиковать самостоятельное засыпание ребенка. ТОП-3 причины.
Точно не стоит практиковать СЗ с детьми младше 4х месяцев. Как я уже сказала – это время для формирования связи ребёнка с мамой. В этом нежном возрасте малыш очень нуждается в большом количестве телесного контакта, заботы, мягком уходе – вот на этом и нужно сосредоточить внимание. Кроме того, для мамы это ещё и время налаживания лактации, а стремление ни в коем случае не давать ребёнку засыпать на груди может очень негативно отразиться на этом процессе.
Кроме того, в возрасте около 4х месяцев у детей происходит перестройка в структуре сна, на фоне чего картина сна кардинальным образом меняется. И даже если до этого момента маме удалось добиться каких-то успехов на пути к СЗ, тут эти навыки нередко слетают.
Также самостоятельное засыпание не подходит для случаев, когда у мамы имеются проблемы с количеством молока, при низких прибавках в весе у ребёнка, при переходе со смешанного вскармливания на исключительно грудное. Это может касаться любого возраста ребёнка, поскольку с 2,5-3 месяцев многие дети начинают очень сильно отвлекаться во время кормлений на окружающий мир и на бодрствовании сосут малоэффективно. Основные же кормления при этом концентрируются вокруг снов (на засыпание, на пробуждение, в промежутке сна при переходе из одного цикла сна в другой). Соответственно, обучение ребёнка засыпанию и сну без груди делает названные задачи практически невыполнимыми.
Ну и также не стоит, на мой взгляд, начинать работу над самостоятельным засыпания без чёткого понимания того, кому это нужно и с какой целью. Если мама колеблется, испытывает по этому поводу смешанные чувства, её действия не будут достаточно уверенными и последовательным, а ребёнок это всегда считывает. Работа в этом случае будет идти тяжело, с откатами, будто мама сама подталкивает ребенка в определённом направлении, и сама же держит.
Для хорошего и стабильного результата 100%-я уверенность в правильности своих действий в первую очередь должна быть внутри у мамы – тогда ребёнок подстраивается и идёт за своим ведущим взрослым. Остальное – это вопрос выбора методики с учётом темперамента ребёнка, его возраста и особенностей конкретной ситуации.
Часто бывает, что на ночной сон ребенок засыпает сам, а на дневные – с помощью укачивания. Почему, какие причины и как это можно изменить?
Да, за дневной и за ночной сон у ребёнка отвечают разные зоны головного мозга. Поэтому ассоциации на засыпание днём и ночью вполне могут быть разными. Иногда проще даётся укладывание на дневные сны, а под вечер у ребёнка копится усталость, и для погружения в ночной сон требуется больше помощи. А иногда наоборот, темнота и выработка мелатонина в вечернее время способствуют более лёгкому засыпанию на ночной сон, тогда как днём малыш спит более чутко и поверхностно.
В любом случае, те методики и приёмы, которыми родителям удалось достичь самостоятельного засыпания на один из снов, можно переносить и на другие сны. Для того, чтобы это работало, у ребёнка обязательно должен быть налажен соответствующий возрасту ритм дня (исключены перегуливания, эмоциональное перевозбуждение перед снами, подобраны расслабляющие действия и ритуалы ко сну), а также созданы комфортные условия для сна.
Если семье предстоит поездка, малыш засыпает сам. Что посоветуете, чтобы сохранить сз и в путешествии?
Если дома малыш уже засыпал в отдельной кроватке, очень желательно позаботиться о наличии отдельного спального места и в отпуске. Многие отели предоставляют такую услугу, если об этом заранее спросить. Также существуют и переносные компактные кроватки-манежи, которые можно брать с собой в случае путешествия автомобилем.
Также на отдыхе стоит заботиться о сохранении привычного ритма снов в течение дня, придерживаться комфортного времени укладывания ребёнка на ночной сон. Малыш и так оказывается в новом месте с другим запахом, интерьером, возможностями затемнить окна на время сна, что может сказаться на скорости его засыпания. И по крайней мере не стоит усложнять себе задачу ещё и перевозбуждённым состоянием ребёнка.
Засыпанию на новом месте очень помогает наличие в ритме дня ребёнка уже прижившихся ритуалов на засыпание. Поэтому в ритуалы изначально нужно включать только «мобильные» элементы – то есть, то, что вы сможете взять с собой куда угодно (любимая игрушка, переносной источник белого шума, книжка, колыбельная и т.д.). Не стоит привязываться к каким-то вещам, которые есть только у вас дома.
Может случиться и так, что в отпуске ребёнку всё же будет труднее расслабляться и засыпать в точности так, как это происходит в домашней обстановке. В таком случае, вы вполне можете сделать шаг назад и находиться рядом с ребенком до полного засыпания, помогать ему погружаться в сон вашим монотонным напеванием, поглаживанием по спинке, уложить спать на ручках – варианты будут зависеть от того, как именно засыпал ребёнок дома, было ли это полностью самостоятельное засыпание или просто засыпание без сильных ассоциаций. А по возвращению домой вы сможете вновь пройти эти шаги и вернуть былой способ засыпания.
Как научить ребёнка засыпать самостоятельно? Методики и рекомендации
Вопрос самостоятельного засыпания (СЗ) ребенка актуален для большинства родителей: не имеет значения, спит ли малыш в своей кроватке или родители осознанно выбрали совместный сон. Ведь именно неспособность ребенка засыпать самостоятельно без родителей – одна из причин плохого ночного сна крохи, частые пробуждения и, как следствие, недосып у все семьи. Иногда речь идет о 4-5 «подъемах» за ночь, и даже в этом случае уже имеет место «накопительная» усталость, но также ситуация может быть гораздо серьезнее: ребенок может просыпаться после каждого (или почти каждого) 40-минутного цикла сна. Обучение самостоятельному засыпанию – способ решения непростой ситуации со сном.
Что такое самостоятельно засыпание малыша?
Почему нужно обучать ребенка засыпать самостоятельно?
Методики обучения самостоятельному засыпанию.
Есть множество различных методик, которые призваны помочь и подсказать родителям, как именно научить ребенка самостоятельному засыпанию. Условно их можно разделить на две группы: мягкие методы «без слез» и более суровые «без слез здесь не обойтись, увы». Однако необходимо отменить, что в целом обучение самостоятельному засыпанию вряд ли возможно без слез. Родители должны быть готовы к этому, а еще к тому, что:
Методы самостоятельного засыпания ребенка (приводим некоторые из существующих):
Описанные выше методы относятся к более мягким методам, именно они являются более гармоничными и здоровыми для ребенка, но требуют много времени для достижения результата. Есть и более «суровые» способы (вместе с тем они и более быстрые), например, методика Фербера или Вайсблута: оба этих метода относятся к группе «без слез не обойтись», то есть предполагают необходимость оставить ребенка одного и дать ему поплакать.
Особенности обучения самостоятельному засыпанию в зависимости от возраста малыша:
Только вам принимать решение, какую из методик выбрать, когда начинать. Советуем изучить их все и при необходимости взять консультацию специалиста по детскому сну и самостоятельному засыпанию, так процессе пройдет максимально эффективно, но при это максимально бережно по отношению ко всем членам семьи.
Как понять что ребенок готов к самостоятельному засыпанию
Родители часто жалуются, что дети не умеют засыпать сами. Это как раз говорит о том, что малышей нужно учить навыку засыпания — так же, как умению ходить и говорить.
Почему дети плохо спят?
Очень часто причинами плохого сна могут быть поведенческие проблемы. Из-за того, что у ребёнка сон ассоциируется с кормлением или укачиванием, малыш ожидает тех же действий, проснувшись ночью. Это и есть поведенческая проблема, от которой нужно избавляться. Родители могут придумать какую-то новую привычку, другую ассоциацию, связанную со сном.
24 года назад в мире было всего лишь две книги, посвящённые этой проблеме. В работе Марка Вайсблута было сказано, что ребёнка нужно уложить в кроватку бодрствующим, затем уйти и не возвращаться к нему до утра. Эта методика получила название «Проплакаться до засыпания». А книга Ричарда Фербера была посвящена «Методу периодических проверок», согласно которому после укладывания малыша нужно время от времени проверять, но каждый раз делать это реже.
Эти способы могут работать, но из-за частого детского плача их критикуют родители и эксперты. И на сегодняшний день нет научных исследований, которые бы объяснили, как такие методы влияют на психологическое состояние детей.
Когда я задумалась о создании новой методики, у меня ещё не было ребёнка. Но я была знакома с историей своего брата и его жены, которые очень переживали из-за плохого сна своего малыша и даже признавались в том, что больше не хотят иметь детей. Я боялась столкнуться с такой ситуацией, поэтому решила создать более мягкий способ «Медленного отдаления». Сначала я его применяла на своих детях, а затем на малышах родственников и друзей.
Как этот метод работает?
Чтобы научить малыша правильно засыпать, положите его в кроватку бодрствующим и оставайтесь вместе с ним в комнате. В первые дни реагируйте на капризы ребёнка: обнимайте, успокаивайте словами, качайте. Но с каждым вечером делайте это реже. Эффект от этих действий будет заметен уже на седьмой вечер. Через неделю ребёнок начнёт полноценно спать ночью. Этот способ подходит для детей от полугода до 6 лет, а быстрее и легче его усваивают малыши от 6 до 8 месяцев. Чем старше они становятся, тем сложнее их научить правильно засыпать. Но всё же это возможно, просто вам придётся приложить немного больше усилий.
Главные принципы методики «Медленного отдаления»:
Если родители намеренно спят вместе с малышом, то он всё равно должен уметь засыпать сам. Решать эту проблему при помощи совместного засыпания — это не самый здоровый подход.
Метод «Медленного отдаления» нашёл отклик у мам по всему миру. С командой психологов мне удалось адаптировать этот способ и для российских семей. Я не призываю следовать только за инструкциями методики, а прошу обращать большое внимание на отношения между мамой и ребёнком. Главное — укрепить привязанность между ними, потому что спокойная мама, которая понимает потребности малыша, может более внимательно отнестись к обучению, в отличие от той, которая действует согласно инструкции и игнорирует то, что с ним происходит.
Самостоятельное засыпание
Важнейший навык, которому нужно обучить ребенка, – самостоятельное засыпание. Так называют засыпание без вмешательства родителей. В каком возрасте и как приучить ребенка засыпать самостоятельно?
Первое, к чему нужно приучить себя и ребенка – ритуалы ко сну. Это ежедневные действия, которые вы будете выполнять перед сном. Например, купание, одевание в ночную одежду, кормление, прощание с игрушками и выключение света. Разновидностей ритуалов достаточно много – выберете тот, который подходит именно вам.
Второе и самое главное, у ребенка должно быть свое собственное место для сна – своя кроватка, а не кровать родителей.
Методик, приучающих малышей засыпать самостоятельно существует много:
Слезные методики засыпания
Среди них один из самых известный — метод Фербера.
Дать проплакаться до засыпания — суть метода в том, чтобы игнорировать плач ребенка и дождаться, когда он устанет и уснет сам. Периодические проверки – оставлять малыша одного, дать ему проплакаться, но время от времени заходить к нему. Причем надо быть готовым, что таких подходов может быть много, возможно, более 20 за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время лучше возвращаться через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте ребенка, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется — оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делать так придется все время, когда малыш будет просыпаться.
Эти подходы быстрые и эффективные, но можгут оказать негативное воздействие на психику ребенка. Однако некоторые утверждают, что после их использования ребенок становится более спокойным и предсказуемым.
Метод самоуспокоения
Когда приходит пора укладывать ребенка спать, кладите малыша в кроватку и оставайтесь рядом. Как только заметите, что он начинает засыпать, аккуратно выходите из комнаты. Если ребенок услышал это и заплакал, вернитесь, но не берите его на руки, а начинайте тихо говорить или спойте колыбельную. Самое главное — сделать так, чтобы малыш успокаивался от вашего голоса и засыпал. Постепенно ребенок привыкает к тому, что, когда он просыпается ночью и начинает плакать, его не берут на руки.
Все эти способы можно начинать использовать, когда ребенку исполнится 4 месяца, так как в этом возрасте формируются циклы быстрого и медленного сна, и уже более-менее сформирован режим дня.
Бесслезные методы засыпания
Эти методы медленного действия и подходят детям с 6 месяцев. Они подойдут родителям, не обладающим «стальными нервами» и не готовым выдерживать плач своего дитя по ночам.
Постепенное сокращение помощи – мама постепенно сокращает влияние на засыпание ребенка – в несколько этапов:
Количество этапов может варьироваться в зависимости от самочувствия мамы и ребенка.
Постепенное отдаление – мама с периодичностью раз в 3-4 дня отдаляется от кровати ребенка на время его засыпания. Так она сначала может стоять рядом с кроваткой, а потом сидеть на стуле в метре от нее
Периодические успокаивания – главная задача мамы – успокаивать ребенка, если он начинает хныкать, словами и покачиваниями кроватки. Если не помогает, можно взять на руки. Важно, чтобы мама только успокаивала малыша, а засыпал он самостоятельно
Выбор метода засыпания зависит от многих факторов: возраста ребенка, в котором вы хотите его приучить к самостоятельному засыпанию, стрессоустойчивости родителей и самочувствия ребенка.
Родителям необходимо будет понаблюдать за малышом в течение нескольких дней и зафиксировать, в какие часы он начинает зевать и показывать усталость, так называемое, «окно в сон». И еще один принципиальный момент для приучения к самостоятельному засыпанию — четкое разделение сна и еды. То есть, не допускайте, чтобы малыш засыпал на груди или с бутылочкой – для него это ассоциация, которая со временем будет ему мешать засыпать самому.
#Sekta: информационный портал
Пишем статьи о питании, тренировках и здоровом образе жизни на основе научных исследований
Малыш не спит: 7 советов, как улучшить сон ребенка от 0 до 12 месяцев
Новоиспеченные родители часто сталкиваются с проблемным сном у малышей и недосыпают сами. О том, как улучшить сон малыша, рассказывает Елена Мурадова, мама троих детей и основательница Центра детского сна и развития BabySleep.
1. Не терпите, пока ребёнок перерастёт проблемы со сном, — обратитесь за профессиональной помощью.
Есть дети, которые сами «перерастают» проблемы со сном после 2—4 лет. Но не все. Многие дети старше четырех лет засыпают часами, постоянно просыпаются ночью поесть, попить, обняться.
Малыши копят недосып, что сказывается на их росте, развитии, настроении и, как в замкнутом круге, на умении быстро и спокойно засыпать. Перевозбужденному ребенку трудно успокоиться и уснуть, и делает он это через слезы и нервы родителей.
Здоровый сон важен для всей семьи. Консультанты центра «BabySleep» работают над улучшением сна, составляют индивидуальный план с учетом распорядка дня, наличия старших детей, темперамента ребенка и других особенностей семьи.
2. Кормление — не единственный способ уложить малыша спать. Кормите перед сном, но не до полного засыпания ребенка.
Малыш привыкает к условиям засыпания: комната, кроватка, одеяло. Или кормление, качание, поглаживания мамы. Нет «хороших» и «плохих» привычек засыпания. Но, чтобы уснуть при ночных пробуждениях, малышу снова и снова нужны те самые условия, в которых он привык засыпать. Если их нет, он плачет.
Если лактация налажена, малыш хорошо набирает вес, можно постепенно помогать ему научиться засыпать самостоятельно, сохраняя грудное вскармливание. Для этого нужно разделить кормление и сон.
Кормить малыша можно за 15—30 минут до засыпания, а затем успокаивать его поглаживанием, песенкой, шёпотом — любым приятным способом. Можно пробовать делать это даже не на руках, а в кроватке. Обычно малышу требуется время, чтобы привыкнуть к новым условиям.
Разделить еду и сон можно почти в любом возрасте. Но здесь важно отталкиваться от индивидуальных особенностей малыша и мамы.
3. Качание — это ассоциация на засыпание, необходимости в нем нет. Постепенно переставайте качать к моменту засыпания.
У маленьких детей цикл сна длится около 40 минут. Сразу после засыпания наступает поверхностный сон, потом приходит глубокий сон, но всего на 15—20 минут. Потом сон снова становится поверхностным.
Предположим, что во время засыпания ребёнка качали на руках. Наконец, он уснул, его переложили в кроватку. Но сон ещё поверхностный, ребёнок спит очень чутко — при перекладывании он просыпается и плачет.
Можно подождать, пока малыш уснёт покрепче и только потом переложить в кроватку. В ней он поспит недолгое время глубокого сна, а потом проснётся — не на руках, один, в неподвижной кровати. Малыш хочет уснуть снова и не может, потому что его не качают.
Конечно, ребенка можно покачать на руках или мяче, чтобы успокоить и расслабить перед сном. А после — положить его в кроватку, дать уснуть самому или помочь уснуть другим способом: погладить, пошипеть, дать соску. Постепенно можно помогать всё меньше и меньше. Если ребенок освоит навык самостоятельного засыпания, он сможет засыпать самостоятельно.
4. Организуйте удобное спальное место: оставьте детскую кроватку вплотную к своей кровати.
Совместный сон — хороший способ сделать лучше для всей семьи, но если спать с малышом вам неудобно, а вставать к его кроватке по ночам уже нет сил, используйте приставную кроватку.
Ваш малыш всю ночь будет рядом с вами, но в своём безопасном пространстве. Вы легко сможете успокоить его поглаживаниями или шепотом, даже не вставая с кровати.
5. Следите за временем бодрствования и признаками усталости. Старайтесь попадать в «окно в сон».
«Чем сильнее устанет, тем быстрее уснёт» — распространённое заблуждение. Физическая нагрузка ребёнку, конечно, нужна. Но если от перевозбуждения у него открылось второе дыхание, когда пришло время спать, — уложить его без слёз вряд ли получится.
У каждого ребенка есть оптимальное время для отхода ко сну. Мы называем его «окном в сон» — это время, когда ребенок уже устал и готов заснуть, но еще не переутомлен и в хорошем настроении.
Таблица с нормами времени бодрствования поможет вам сориентироваться. Однако в первую очередь важно учитывать возможности нервной системы малыша и следить за признаками усталости: ребенок зевает, трет глаза, обнимается с пеленкой, теряет интерес к игрушкам. Как только вы это заметили, укладывайте ребёнка спать.
Старайтесь готовиться к укладыванию заранее, ориентируясь на нормы бодрствования между снами:
Готовиться к укладыванию можно начинать за 15—60 минут до предполагаемого времени засыпания в зависимости от возраста и ВБ.
Чем младше малыш и ВБ, тем меньше времени нужно на подготовку ко сну. По мере увеличения ВБ и активности ребенка требуется больше времени, чтобы его успокоить и расслабить.
Перед сном ребёнка важно переключить с активных игр на спокойные и расслабляющие занятия — так ему будет проще уснуть. Для совсем маленького крохи это могут быть объятия мамы, качание, поглаживания, колыбельная. Для деток постарше — ванна (только если она не возбуждает ребенка), рисование, чтение перед сном, обсуждение прошедшего дня, планов на завтра в спокойной обстановке с приглушенным светом.
6. Не только зубы и голод влияют на сон. Наблюдайте за малышом и помогайте ему в трудные периоды.
Часто бывает такая проблема: ребенок сыт, здоров, у него сухой подгузник, ещё не режутся зубы, но он всё равно просыпается 5—10 раз за ночь.
Возможных причин для частых ночных пробуждений много. В комнате может быть слишком жарко или холодно. Малышу может мешать неудобная одежда или бирка на пижаме. Даже тусклый ночник может мешать сну.
Есть и неочевидная причина: первые полтора года жизни дети проходят через несколько кризисов — периодов, когда «скачками» развивается нервная система, появляются новые навыки. В это время малыши часто бывают беспокойными, их сон ухудшается.
В кризисный период ребёнок нуждается во внимании и поддержке. Родителям полезно заранее быть готовыми к предстоящему всплеску активности и беспокойному поведению, понимать, что это нормально. Это поможет мобилизовать силы, не нервничать из-за непривычного поведения ребёнка и максимально поддержать его в этот период.
Если малыш осваивает новые физические навыки — например, научился переворачиваться, садиться или вставать — важно дать ему возможность отрабатывать их во время бодрствования. Иначе упражняться он будет в кровати вместо сна. На сайте BabySleep вы найдете календарь скачков роста. Чтобы увидеть кризисные этапы для своего ребенка, введите дату рождения.
7. Если малыш не может уснуть, это не обязательно колики. Постарайтесь найти истинную причину беспокойства.
Обычно, если малыш плохо спит и часто плачет, в этом винят колики. Но педиатр с 30-летним стажем, основатель Центра изучения нарушений детского сна в Чикаго (США), профессор Марк Вайсблут уверен, что в большинстве случаев причина плача малыша — повышенная возбудимость, и в возрасте около 6 недель у многих детей наблюдается «пик плача».
Если ребёнок плачет больше трех часов в день, чаще трех раз в неделю и больше трех недель подряд, вероятно, у него действительно колики. В этом случае стоит обратиться к врачу за рекомендациями.
Если же малыш плачет в основном вечером и при укладывании спать, скорее всего, это не колики, а переутомление — попробуйте укладывать раньше: до того, как он слишком сильно устанет. Если ребенок переутомился и возбудился, ему будет сложно уснуть. Старайтесь укладывать раньше и не допускать переутомления.
Причин для беспокойного сна множество, они могут меняться и вступать во взаимозависимость. Будьте внимательны, наблюдайте, старайтесь понимать сигналы ребёнка и находить к нему подход. Но если не получается и чувствуете, что ситуация вышла из-под контроля — не терпите, обращайтесь за помощью к профессиональному консультанту по сну.