как понять что ребенок готов к школе психологически
Готов ли ребенок к школе: как понять, готов ли ваш ребенок к школе?
Первый поход в школу вызывает смешанные чувства у родителей. С одной стороны, они очень рады, что их ребенок повзрослел и делает следующий шаг в своем развитии как личности. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны, то школа – это абсолютно другой мир, со своими правилами и требованиями, поэтому родители зачастую находятся в крайне тревожном состоянии. И переживать, действительно, есть из-за чего, потому что не всегда можно понять, готов ли ваш ребенок к школе или нет.
Некоторые родители могут возразить, сказав, что мой ребенок уже умеет читать и писать, значит у него не будет никаких проблем с овладением школьной программы. Но только ли этим оценивается готовность ребенка к школе? Вовсе нет, потому что читать и писать в любом случае будут учить в школе.
Каждый родитель должен понимать, что к 6-7 годам у ребенка должны уже быть сформированы определенные механизмы умственной деятельности, которые будут способствовать полноценному усвоению школьного материала.
На что нужно обратить внимание
Чтобы определить, готов ли ребенок к школе, нужно проанализировать его поведение. Вот несколько рекомендаций:
Чтобы ребенок нормально развивался и воспринимал буквы, цифры, чертежи и рисунки, у него должно быть развито абстрактное мышление, а также умение абстрагироваться.
Для стимуляции интеллектуальной готовности к школе, с ребенком нужно заниматься, предлагая ему решить простые задачи, используя чертежи и рисунки. Очень полезны игры на добавление пропущенного элемента и другие упражнения.
Вот несколько показателей интеллектуальной готовности ребенка к школе:
Эмоционально-волевое развитие
Волевая готовность ребенка к школе подразумевает умение управлять своим вниманием, слышать и понимать смысл услышанного. Важно, чтобы ребенок мог физически отсидеть урок, при этом не просто сдерживая импульсы, а концентрируя свое внимание на происходящем, даже если оно ему неинтересно.
Если ребенок такой способностью не обладает, то здесь возможно два варианта развития событий: либо он начинает вставать и активно двигаться, либо начинает задирать одноклассников, лезет под парту и т.д. Некоторые дети могут сидеть и изображать, что они внимательно слушают преподавателя, но на самом деле их мысли где-то далеко и «вернуть в реальность» их может только неоднократный окрик учителя.
Определить степень эмоционально-волевого развития можно в домашних условиях. Для этого нужно лишь создать ситуацию, когда ребенку нужно удерживать внимание на неинтересных ему вещах. К примеру, сможет ли он резать овощи, помогая маме по кухне, если он не сам проявил инициативу, а его об этом попросил взрослый? Характерна реакция в настольной игре – как он будет вести себя, ожидая своего хода? Терпеливо сидеть и ждать, либо он начнет вставать и бегать вокруг стола?
Этот тип развития человека не зря называется эмоционально-волевым, потому что наша воля основывается на понимании себя, т.е. своих же эмоций. Когда человек понимает, что с ним происходит, то он осознает, что именно ему нужно сделать для достижения результата.
Зрительно-двигательная координация
Хорошо развитая мелкая моторика и мышцы руки позволяют ребенку не сильно уставать во время письма. Кроме того, специфика обучения предполагает, что ребенку нужно будет одновременно смотреть на предмет и срисовывать или списывать. Поэтому очень важно сформировать навык координации движения глаз и руки.
Для этого нужно заниматься с ребенком, предлагать ему перерисовывать чертежи и картинки, срисовывать узоры, раскрашивать по образцу и т.д.
Для успешного обучения в школе, ребенок должен:
Помимо каких-то чисто технических моментов, связанных с навыками письма и чтением, есть и еще один немаловажный, если можно так сказать, этический аспект. Речь идет о том, что ребенок должен уметь принимать точку зрения другого человека и не ставить свои желания выше интересов других. Школа – это особый социум, где ребенку придется находить компромиссы, коммуницировать с другими людьми (его сверстниками и преподавателями).
Тесты готовности ребенка к школе
Существуют различные тесты, которые помогут вам понять, готов ли ребенок к школе, либо он еще отстает по каким-то критериям. Тесты нужно проводить в разное время, когда у ребенка хорошее настроение. Приведем несколько из них.
Тест школьной зрелости Керна-Йирасика
Он выявляется общий уровень психического развития, развития мышления, а также умения слушать и выполнять задания по образцу.
Тест состоит из 4 частей: рисунок человека (мужской фигуры), копирование фразы из письменных букв, срисовывание точек и опросник.
Первое задание заключается в том, что ребенок должен нарисовать мужскую фигуру так, как он это умеет делать. При этом не нужно исправлять его и говорить, что он делает что-то не так. На основании рисунка, проводится его оценка:
Следующее задание – копирование фразы из письменных букв. Ребенок должен переписать фразу, написанную прописными буквами (первая буква – заглавная). К примеру, «Он мыл посуду». Выполнение задание также оценивается по 5-бальной шкале, где
Следующее задание – в представленном образце нарисованы 10 точек, которые находятся на равном расстоянии друг от друга по горизонтали и вертикали. Задача ребенка срисовать эти точки. Оценивается по 5-бальной системе.
После проведения всех заданий полученные результаты суммируются:
Что нужно знать о психологической готовности ребёнка к обучению
Все без исключения родители заинтересованы в успешности обучения ребёнка. Поэтому начинают заранее готовить его к школе: записывают на подготовительные курсы будущих первоклассников, обучают чтению, письму и быстрому счёту.
Безусловно, эти навыки пригодятся ребёнку в процессе учёбы, но мамы и папы забывают про психологическую готовность детей к школе. Именно она свидетельствует о достаточной зрелости детской психики для перехода на новый этап развития – учебную деятельность.
Подробнее о том, что такое психологическая готовность к школьному обучению и почему она так важна, вы узнаете из данной статьи.
Содержание:
Что такое психологическая готовность к школе?
Многие родители считают, что, если ребёнок к семилетнему возрасту научился читать, писать и решать примеры, то он полностью готов к школьному обучению.
Эта позиция ошибочна. Поскольку дошкольнику недостаточно владеть определённым уровнем знаний, умений и навыков, чтобы освоить школьную программу.
У ребёнка к семи годам должна быть сформирована психологическая готовность к обучению в школе. Это тот необходимый уровень развития, который позволит ему быть успешным не только в процессе учёбы, но и в общении со взрослыми и сверстниками, а также в осознании внутренней позиции школьника.
Готовность ребёнка к обучению подразумевает, что все сферы психического развития готовы к усвоению норм и правил школьной жизни.
Почему дошкольник должен быть готов к школе именно психологически? Об этом – случай из практики.
Этот случай иллюстрирует, насколько важной для дальнейшей жизни является грамотная психолого-педагогическая подготовка к школе, в которой уделяется внимание всем сторонам психического развития ребёнка. Из-за неправильных действий мамы ребёнок попал в коррекционную школу, обучение в которой не соответствовало его реальным возможностям.
Подведем итог. Ребёнок, психологически готовый к школе, быстрее адаптируется к процессу обучения и школьной жизни. Ему легче наладить взаимоотношения с учителями и одноклассниками, завести друзей и проявить свои лучшие качества.
Чтобы меньше беспокоится за юного школьника и проверить, как проходит сложный (и часто проблемный) процесс адаптации к новым условиям, воспользуйтесь приложением родительского контроля «Где мои дети». С ним вы сможете слушать звук вокруг, связываться с ребёнком в любой ситуации и смотреть его передвижения по карте.
Компоненты готовности
Теперь давайте посмотрим, что же всё-таки нужно ребёнку для успешного обучения в школе:
Мотивационная готовность
Психологи утверждают, что при поступлении в школу у детей преобладают социальные мотивы и мотивы достижения. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, нравится получать хорошие оценки и когда хвалит учитель.
Учебная мотивация появляется гораздо позднее, ко второму, а то и третьему классу. Сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать.
Интеллектуальная готовность
Чем больше знает и умеет ребёнок, тем проще ему будет проявить себя в начале школьного обучения. Важными показателями готовности будут:
Социально-личностная готовность
Школьное обучение предполагает общение с большим количеством людей: учителями, одноклассниками, ребятами из других классов. Поэтому у ребёнка должны быть хорошо развиты следующие качества:
Эмоционально-волевая готовность
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Дома тоже не получится расслабиться, поскольку нужно делать домашние задания. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются:
У Паши из нашей истории не была сформирована эмоционально-волевая и социально-личностная готовность. Он не мог контролировать своё поведение, подчиняться требованиям взрослым и взаимодействовать со сверстниками. Если бы мама уделяла должное внимание не только развитию познавательных навыков, возможно, всё сложилось бы совсем по-другому.
Методы диагностики
Для определения уровня готовности ребёнка к школе психологи используют различные методики, такие как тест Керна-Йирасека, «Графический диктант», «Беседа о школе» и многие другие.
Но и сами родители могут определить, насколько их ребёнок готов к школьному обучению.
Во-первых, можно задать сыну или дочери ряд вопросов об окружающем мире: «Каких птиц ты знаешь?», «Расскажи о признаках весны в природе?», «Почему вода превращается в лёд?».
Во-вторых, существуют достаточно простые методики, с помощью которых мамы и папы могут узнать уровень развития памяти, внимания и мышления у своего ребёнка.
«10 слов»
Одна из них – методика «10 слов». Её суть состоит в том, что мама зачитывает 10 слов, не связанных между собой по смыслу. Задача ребёнка – назвать все слова, которые он смог запомнить после каждого повторения. Слова зачитываются 4 раза. В норме ребенок должен запомнить 8-10 слов после четвертого повторения. О низком уровне развития слуховой памяти говорит показатель – 3 и менее запомненных слова.
«Повтори узор»
Ещё одна методика, достаточно простая для родителей, это «Повтори узор». Мама или папа рисует по клеточкам несложный узор и просит ребёнка повторить такой же. Здесь можно оценить сразу несколько показателей: может ли ребёнок проводить линии точно по клеткам или рисует криво, получается ли у него такой же узор или есть различия, делает ли задание старательно или небрежно. Если узор срисован верно и ровными линиями, соблюдено расстояние между клетками – это свидетельствует о высоком уровне развития графических навыков и зрительно-пространственной координации. В противном случае стоит уделить внимание этим навыкам.
«Четвёртый лишний»
Определить уровень логического мышления ребёнка можно по методике «Четвёртый лишний». Ребёнку показывают 4 картинки, одна из которых – лишняя. Например, кошка-собака-корова-лиса. Родитель просит ребёнка назвать лишнюю картинку и объяснить свой выбор. Из 10 попыток должно быть набрано хотя бы 7. Результат – 6 картинок и менее – говорит о недоразвитии у ребёнка операций анализа и обобщения. Также это может свидетельствовать о низком кругозоре.
Родителям полезно понаблюдать за ребёнком: как он общается с окружающими людьми, есть ли у него друзья, умеет ли он сосредотачиваться на одном деле, есть ли у него стремление научиться чему-то новому. Важный показатель – как ребёнок справляется с трудностями: пасует перед ними, просит помощи у родителей или решает проблему сам.
Признаки неготовности ребёнка к школьному обучению
Эти проявления можно заметить как до поступления ребёнка в первый класс, так и во время учёбы в школе. Ребёнок не готов к школьному обучению, если он:
Родителям важно помнить, что, отдавая психологически неготового ребёнка в школу, они наносят непоправимый вред детской психике.
Как правильно подготовить ребёнка к школе?
Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе мы должны уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности:
Формируем учебную мотивацию и положительное отношение к школе
О том, как правильно организовать рабочее место, чтобы повысить мотивацию и не навредить здоровью, читайте в материале Рабочее место школьника: выбираем стул и стол.
Активизируем познавательные способности
Обучаем взаимодействию
Развиваем волю и контролируем поведение
Вот и всё, что нужно знать мамам и папам про психологическую готовность к школьному обучению и её составляющие. Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и психологическое благополучие как самого ребёнка, так и его родителей.
6 признаков, что ребенок готов к школе
Как выяснить, готов ли ребенок идти в первый класс, и кому подходит трехлетняя программа начальной школы, рассказывает нейропсихолог, образовательный коуч и многодетная мама Анна Высоцкая.
Дети, школы и программы — разные
Все дети на пороге школы имеют свой «запас зрелости». Они отличаются друг от друга и по способности выдерживать статическую нагрузку, и по умению слушать, по способности тормозить свои импульсивные реакции и гибко адаптировать свое поведение к школьным требованиям. Также дети приходят к первому классу с разным багажом знаний: кто-то только знакомится с буквами, а кто-то уже свободно читает сложные тексты. Все это влияет на адаптацию к школе и на успешность обучения.
Школы тоже отличаются друг от друга. Есть селективные или рейтинговые учебные заведения, куда сложнее поступить и где детям приходится интенсивно работать уже с первого класса. А есть обычные районные школы со средней нагрузкой.
Кроме того, на сегодняшний день существуют как минимум две программы обучения для начальной школы — стандартная четырехлетняя (1-4) и ускоренная трехлетняя «Эффективная начальная школа 1-3». Задача родителей — выбрать подходящую конкретно их ребенку программу. От этого во многом зависит, как себя будет чувствовать ребенок в школе, его учебная мотивация и качество освоения учебных навыков. Давайте посмотрим на трехлетнюю систему чуть пристальней.
Не каждый первоклассник выдержит нагрузки трехлетней системы
Основная проблема трехлетней программы в том, что для нее нет адаптированных учебников. То есть используются те же пособия, что и для стандартной четырехлетней программы, просто дети проходят их в ускоренном режиме. Получается, что это не переработанная программа, а сжатая — и это принципиально.
За первый год ребенок осваивает программу двух классов: к декабрю он по факту должен окончить первый класс, а в мае — уже второй.
Адаптационный период на этой программе сокращен. Уроки сразу длятся по 45 минут, сразу задаются домашние задания, многое выносится за рамки класса (читай — ложится на плечи родителей), дети много работают самостоятельно.
Я бы рекомендовала эту программу зрелым мотивированным детям, которые идут в школу ближе к восьми годам и которые еще в дошкольном периоде имели опыт систематического обучения — в спорте или музыке, например. Но даже таким детям имеет смысл еще до школы потратить время на автоматизацию ряда навыков.
Ребенок должен прийти в начальную школу свободно читающим и считающим в пределах 100. Еще лучше, если он будет писать. Плюс — стоит еще в саду начать изучение английского языка, чтобы были какие-то базовые знания. То есть подготовка должна быть приближена к школьному формату.
Естественно, набрать целый класс таких детей невозможно. Отбирают всех более или менее читающих детей, которые нормально держат карандаш и в целом адекватны. Через 4-5 месяцев эти ребята приходят ко мне на консультации с напрочь убитой мотивацией к обучению. У них мало свободного времени, много домашних заданий, им сложно, а к рутинной работе они в силу возраста не готовы. Возвращаться же опять в первый класс детям не хочется — они ценят новый статус второклассников. Вот такая ловушка.
Психологическая готовность важнее знаний
Даже если ваш ребенок поступает на стандартную четырехлетнюю программу, я рекомендую готовиться к обучению в школе. Не нужно с ним заранее проходить программу первого класса, мучить его прописями и бесконечным решением примеров. Зато обязательно стоит уделить время развитию речи и подготовке руки к письму.
Пусть ребенок рисует, лепит, плетет украшения из бисера, шьет или выжигает — ручная работа хорошо развивает мелкую моторику и подготавливает мышцы кисти руки к письму.
Желательно, чтобы к первому классу ребенок уже умел читать, хотя бы по слогам. Так ему будет гораздо легче учиться по всем предметам. И имел хотя бы базовые математические представления: о количестве, составе числа, числовом ряде и пространственно-временных отношениях.
При этом надо понимать, что не бывает детей, на 100 процентов готовых к школе. Всегда есть какие-то сложности: например, недостаточная психологическая готовность или коммуникационные трудности.
Если ребенок не читает и не пишет, это не так страшно, это все технические вопросы.
Они, конечно, могут влиять на мотивацию, но они никогда не станут препятствием для обучения. Если же ребенок психологически не готов к школе, ему будет сложно учиться с точки зрения мотивации. Ведь обучение в школе не предполагает игры.
Как понять, что ребенок готов к школе
Давайте поближе рассмотрим основные признаки школьной зрелости:
В первую очередь, это зрелая саморегуляция. То есть ребенок, способный справляться со своими импульсивными реакциями, умеющий осознавать, планировать и проговаривать свои действия, понимающий, что он сейчас делает и зачем. Он должен уметь концентрировать свое внимание на чем-либо, даже если задача в данный момент ему не интересна. Понятно, что никакой ребенок не сможет часами заниматься нелюбимым делом или слушать нудные лекции. Не стоит ждать от него самоконтроля взрослого — речь идет скорее о 15-20 минутах концентрации.
Ребенок должен быть способен выдерживать статическую нагрузку. То есть спокойно высиживать 40 минут урока и чувствовать при этом себя нормально, не изможденным.
Ребенок должен быть готов к сепарации с родителем, к самостоятельному выстраиванию отношений с детьми и наставниками. Важно уметь договариваться, просить о помощи, озвучивать свои чувства и переживания. В противном случае уже с первых дней школа станет источником стресса.
У ребенка должна быть развита речь. Он должен уметь связно выражать свои мысли, иметь достаточный запас слов, хорошее звукопроизношение и звукоразличение.
Если вы видите, что у ребенка есть проблемы с речью, то самое правильное решение — задолго до школы поработать с логопедом, а также создать ребенку среду, стимулирующую разнообразную речевую активность.
В противном случае в школе такому ребенку очень быстро начинают навешивать всякие неприятные диагнозы, типа дислексии и дисграфии. Возможно, удачным решением будет подождать год и отдать его в школу ближе к восьми, это все надо смотреть индивидуально.
У ребенка должны быть развиты базовые пространственные и временные представления. То есть он должен ориентироваться в пространстве и на плоскости листа, понимать, где верх, где низ, где лево, а где право. Понимать, что такое вчера, сегодня или завтра. Иметь представление о цикличности времени, то есть знать, что вот есть неделя и на неделе у нас по средам, например, футбол, а по четвергам и субботам — бассейн.
Бесконечно важна мелкая моторика, готовность мышц руки к письму. Это можно и нужно тренировать весь дошкольный период: давайте ребенку много разнообразной ручной работы, начиная от рисования и заканчивая кулинарией (замешивание теста, резка овощей для салата и супа, лепка пельменей и т.п.).
Ориентируясь на эти моменты, любой родитель может сам грубо оценить готовность ребенка к школе.
В идеале же будущего первоклассника заранее показать психологу или нейропсихологу, который сможет оценить готовность ребенка к школе и дать рекомендации по устранению пробелов.
Как понять, что ребенок готов к первому классу
Ну и третья составляющая успеха первоклашки: предметная готовность. Это умение читать, различать звуки-слоги-слова-предложения, считать и решать элементарные задачи, широта кругозора. То есть знания и умения, на основе которых строится обучение различным предметным областям.
А теперь по пунктам.
Будущий первоклассник знает и может назвать:
— фамилию, имя, отчество свое и ближайших взрослых (родители, бабушка, дедушка, воспитатели)
— свой возраст и дату рождения;
— свой домашний адрес;
— страну, город, в котором живет, его основные достопримечательности;
— времена года: их количество, последовательность, основные приметы, месяцы (количество и названия);
— дни недели (количество, названия, последовательность), части суток.
Будущий первоклассник умеет:
— выделять существенные признаки предметов окружающего мира и на их основе классифицировать их по категориям, определять лишний предмет, объяснять выбор;
— различать и правильно называть: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, шар, цилиндр, куб;
— различать и правильно называть цвета цветового спектра;
— владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контур, обводить и копировать образец;
— соотносить количество с числом и цифрой в пределах 10;
— составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
— пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, отвечать на вопросы по содержанию;
— составлять рассказ по картинке, устанавливать последовательность событий по серии из 5-6 сюжетных картин, самостоятельно придумать окончание рассказа;
— запомнить и назвать 7-9 предметов, картинок, слов;
— внимательно слушать инструкцию, повторять и выполнять ее;
— действовать по правилам в игре или задании;
— оценивать свои и чужие поступки с позиции элементарных норм морали (обманул/ сказал правду, обидел/пожалел и т.д.)
— обращаться к взрослым людям на «вы», здороваться, прощаться, говорить «спасибо» и «пожалуйста», обращаться с просьбой и за помощью.
Должен ли ребенок знать слово «надо», и что делать, если до первого класса его этому слову не научили?
Сколько времени должно уходить на домашнюю работу?
Чему не надо учить ребенка перед первым классом, чтобы учителю потом не пришлось переучивать?
Лайфхак: как научиться быстро сделать «домашку»
1. Подготовка рабочего места: родитель организует действия в форме поручений, ребенок выполняет: