как понять что ребенок слепой
Когда новорожденный начинает видеть и слышать?
Содержание статьи
Ребенок начинает видеть и слышать, еще находясь в утробе матери, однако его зрение и обоняние сильно отличаются от взрослых. Кроме того, каждый младенец уникален, поэтому временные промежутки, в которые стандартно входят те или иные реакции, могут разниться. Как понять, что зрение и слух ребенка формируются нормально? Расскажем в этой статье.
Факторы внутриутробного развития
Давно доказано, что прямое влияние на плод оказывает состояние здоровья матери. Есть еще ряд факторов, способных повлиять на зрение и слух ребенка:
Для развития зрительной системы выделяется два критических периода: 6–12-я неделя и 6–9-й месяцы беременности. Что касается проблем со слухом, то они развиваются на фоне наследственности (при тугоухости у одного из родителей — в 50 % случаев патология проявится у ребенка)** или инфекционных заболеваниях матери во время беременности.
Формирование полноценного зрения
Когда новорожденный начинает слышать и видеть так, как это делают взрослые? Известно, что с рождения у человека имеется ряд безусловных рефлексов, включая реакцию на свет, защитные реакции и даже генерализованный ответ на яркое освещение. Многих родителей при этом интересует, что именно видит ребенок, осознанно ли он реагирует на окружающих, способен ли узнать маму, папу и других ближайших родственников. Ответ: нет, до месяца ребенок не может узнавать лиц, так как его зрение способно распознать только силуэт. Осознанные реакции на движения появляются только в возрасте 1 месяца. В этот период детское зрение развивается до следующего уровня:
Что видит малыш
С какого месяца формируется «взрослое» зрение? Примерно в три месяца малыш уже способен полноценно отличать лица, узнавать родителей, интересоваться яркими игрушками и изображениями. Если же говорить о зрении новорожденного, несколько дней назад появившегося на свет, то у него оно проявляется со своими особенностями:
Стоит сразу сказать, что ни один врач не даст точного ответа, во сколько дней после рождения у ребенка гарантированно должны происходить определенные изменения: все зависит от индивидуальных особенностей детского организма.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
Какова нормальная реакция
Обычные реакции — это:
Если эти реакции отсутствуют в первый месяц жизни ребенка при фоновых звуках, не стоит нервничать, это совершенно нормально. А вот если малыш не реагирует даже на громкие и продолжительные звуковые раздражители, это повод показаться специалисту. К счастью, нарушения слуха имеются только у 1–2 % из 1000 новорожденных**.
Упражнения для развития зрения
Чтобы глазки ребенка видели лучше и он быстрее обучался различать предметы, создано несколько методик. Родителям предлагают проделывать с малышом следующие упражнения.
Упражнение I. Поворачивать его голову в разные стороны, при этом разговаривая с ребенком и улыбаясь. В процессе можно демонстрировать ребенку игрушку красного или оранжевого цвета. Благодаря этому нехитрому упражнению ребенок учится фокусировать взгляд на одном предмете
Упражнение II. До месячного возраста ребенку легче воспринимать посторонние предметы, находясь в вертикальном положении. Родителям рекомендуют носить малыша «столбиком», чтобы он постепенно привыкал к окружающей обстановке. Торопиться при этом не стоит: ребенку нужно время, чтобы разглядеть мир вокруг
Упражнение III. Постепенно подключать игрушки других цветов. До определенного возраста малыш не сможет различать их оттенки, но очень скоро станет реагировать на новые цвета по-другому. Демонстрировать новые цвета лучше через день, а начинать с красных и желтых оттенков, потому что их дети видят лучше всего
Упражнение IV. К концу первого месяца ребенок может видеть предметы на расстоянии до метра: самое время вешать модуль с каруселью над кроваткой. До этого времени в игрушках не будет никакого смысла
Когда родителям стоит обратиться за помощью специалиста? На какой день становится понятным наличие проблем со слухом или зрением? На самом деле, каждый ребенок — это индивидуальность. И если у одного малыша все должные реакции начали проявляться точно в срок, задержка в несколько дней и даже недель у другого ребенка не повод для паники. Возможно, малыш просто еще не дорос.
Причины для тревоги
Есть несколько признаков, которые должны вызывать у родителей тревогу. В этом случае с визитом к врачу медлить не стоит:
Именно эти признаки могут стать свидетельством нарушений работы зрения или слуха. К счастью, большинство из них современная медицина решить в состоянии: главное — своевременно обратиться за помощью. Кстати, если хочется убедиться в том, что с ребенком все хорошо, можно посетить детского офтальмолога. Проверку зрения рекомендуется проходить хотя бы раз в год, и это касается не только новорожденных малышей, но и детей дошкольного и школьного возраста.
* В.Ф. Базарный. Зрение у новорожденных
** Шилова Н. А., Харламова Н. В., Чаша Т. В., Куликова Н. Ю., Толкачева Е. В. Исследования слуха у новорожденных детей
Как понять что ребенок слепой
Обычно младенец фиксирует взгляд сразу после рождения или немного позже. Отсутствующий, плохой или заторможенный визуальный контакт — частая причина обращения родителей за помощью к офтальмологу. Они обеспокоены тем, что, кажется, их ребенок не видит и хотят знать причины этого и дальнейшие прогнозы.
Хотя часто это не требует неотложной медицинской помощи, но родители должны в короткие сроки показать малыша специалисту для диагностики, которая является непростой задачей. В некоторых случаях достаточно обычного медицинского осмотра, в других потребуются дополнительные исследования. Диагноз зависит от того, как протекали роды, наследственности, клинического анамнеза и результатов проведенного обследования. Специалисту необходимо определить причину и степень нарушения зрения, дать прогноз, составить план лечения и проконсультировать родителей по возникшим вопросам.
а) Сбор анамнеза если кажется, что новорожденный ребенок плохо видит. Очень важно собрать детальный анамнез у родителей, родственников или опекунов ребенка. Разговаривая с родителями, вы можете наблюдать за зрительным поведением ребенка. Необходимо выяснить, как протекала беременность, роды и послеродовое развитие малыша.
Доношен ли ребенок? Зрительная функция во многом зависит от постменструального возраста ребенка на момент родов. Недоношенные дети с внутрижелудочковым кровоизлиянием подвержены высокому риску атрофии зрительного нерва, гидроцефалии и церебрального нарушения зрения (ЦНЗ). Задержка развития зрительной функции у недоношенных детей может быть связана с патологией сетчатки или неврологическими нарушениями. Судороги, задержка развития и признаки дисморфизма могут свидетельствовать о поражении головного мозга.
Перенесенные матерью во время беременности инфекции, воздействие лекарств, родовая травма и гипоксия могут оказать значительное воздействие на зрительную функцию ребенка.
Важно понять, имеют ли место проявления заболевания или ребенок просто отличается от других? У некоторых здоровых детей может отмечаться ослабленная реакция на внешние раздражители.
Были ли изменения в зрительном поведении с момента рождения? Зрение может ухудшиться после возникновения судорог, прогрессирующего неврологического или глазного заболевания.
Наличие в семье наследственных заболеваний глаз или кровное родство родителей является явным признаком предрасположенности ребенка к определенным аномалиям. Например, ребенок, родившийся у двоюродных брата и сестры с блуждающими движениями глаз и гиперметропией, скорее всего, имеет врожденную дистрофию сетчатки (см. главу 44). Детский офтальмолог должен осведомиться о других членах семьи, опросить их и родственников первой степени родства.
Расспросив родителей или опекунов, как он реагирует на темноту или яркий свет, можно получить сведения, указывающие на диагноз. Светобоязнь или дневная слепота могут указывать на некоторые врожденные аномалии сетчатки, такие как ахроматопсия, дистрофия или врожденный амавроз Leber. У детей с церебральными нарушениями зрения свет может вызывать дискомфорт, или, напротив, у них может отмечаться пристальный взгляд на источник света. Помутнение хрусталика и роговицы, например, при врожденной глаукоме, альбинизме и аниридии могут сопровождаться светобоязнью.
Отмечали ли родители колебания глаз? Нистагм и «ищущие» движения глаз могут быть первым проявлением заболевания у многих детей, плохо видящих с рождения, но чаще эти симптомы проявляются в возрасте от двух до трех лет. Блуждающие или плавающие движения глаз часто наблюдаются у детей с очень плохим зрением.
Амавроз Leber: ребенок тычет пальцами в глаза (блиндизмы). Дети с ослабленным зрением из-за заболеваний сетчатки,
как правило, машут руками между глазами и источником света.
б) Осмотр новорожденного ребенка с плохим зрением. Во многих случаях достаточно сложно определить остроту зрения у ребенка, особенно у детей с плохим зрительным контактом. Родительские оценки остроты зрения и изменений зрения могут быть полезны, но все-таки необходимо определить состояние всех зрительных функций. Несмотря на достижения в научных исследованиях, поведенческие наблюдения имеют первостепенное значение в оценке зрительной функции в младенческом возрасте. В норме в два месяца ребенок должен следить взглядом за движущимися объектами и улыбаться в ответ на улыбку родителя.
В четыре месяца — тянуться к предметам. Контрастные стимулы должны заинтересовать бодрого и веселого малыша.
Наличие оптокинетического нистагма (ОКН) у ребенка исключает тяжелые нарушения зрения. При врожденной окуломоторной апраксии (дефект инициации саккад), во время вращения ребенка вокруг вертикальной оси глаза будут отклоняться, без развития быстрой фазы нистагма («замыкание»), В большинстве случаев при исследовании ОКН выявляется нормальный вертикальный ОКН. Измерить остроту зрения также можно при помощи динамического вестибуло-окулярного рефлекса (ВОР), оценивая «постнистагм», который гораздо дольше сохраняется у слепого ребенка.
За исключением обычной незрелости следящих и саккадических движений у новорожденных, причинами явно плохого зрительного контакта могут быть врожденная окуломоторная апраксия, синдром Mobius и двусторонний синдром Duane, потому что ребенок не может двигать глазами. Исключить глазодвигательные нарушения можно, вызвав вестибулоокулярный рефлекс поворачивая ребенка из стороны в сторону.
При внешнем осмотре глаз и исследовании движений глаз можно выявить нистагм и косоглазие. Клинически трудно различить различные формы волн нистагма. Некоторую полезную клиническую информацию может показать запись движения глаз. Высокочастотный, с малой амплитудой маятниковый нистагм, в противовес нормальной зрительной функции, характерен при колбочковых дистрофиях. Блуждающий взор в сочетании с плохим зрением наблюдаются при врожденном амаврозе Leber). Рано манифестирующий нистагм можно подразделить на три основные формы: сенсорный, обусловленный доказанным сенсорным дефектом; врожденный идиопатический нистагм (иногда называют моторный нистагм), при котором не удается выявить нарушений зрения или неврологическую патологию; нейрогенный нистагм, вызванный неврологической патологией.
Зрачковые реакции могут быть очень информативны и должны тщательно исследоваться. У большинства детей причину плохого зрения с рождения офтальмолог способен выявить при помощи клинического исследования. Структурная аномалия (например микрофтальм) часто очевидна с одного взгляда. Исследование красного рефлекса глазного дна для определения помутнения оптических сред является информативным, быстрым и безопасным методом исследования. Его легко оценить с помощью ретиноскопа. Ручная щелевая лампа поможет выявить такие заболевания, как катаракта, колобома, аниридия, альбинизм и т.д. Особенно важную роль обследование с помощью щелевой лампы играет у младенцев с нистагмом.
В случае альбинизма хорошо заметно просвечивание радужки. Без осмотра переднего отрезка глаза диагноз глазного альбинизма не столь очевиден. Исследование при помощи щелевой лампы следует повторить в состоянии мидриаза, чтобы лучше визуализировать помутнение хрусталика и его подвывих.
Двусторонний мидриаз с использованием 0,5% раствора циклопентолата необходим для выполнения прямой и непрямой офтальмоскопии и ретиноскопии. Офтальмоскопия позволяет оценить состояние стекловидного тела и сетчатки. С ее помощью можно выявить такие заболевания, как помутнение (haze) и кровоизлияние в стекловидное тело при нарушениях свертываемости крови, увеит, васкулит сетчатки, умышленно нанесенная травма, ретинопатия недоношенных, дисплазия сетчатки, аномалии стекловидного тела и ретинобластома. При непрямой офтальмоскопии выявляется патология сетчатки, в том числе хориоретинальные колобомы, макулярный токсоплазмоз, отслойка сетчатки, складки сетчатки, хориоретинальная дисплазия и иногда дистрофия сетчатки.
Тем не менее, зачастую врожденная дистрофия сетчатки может и не сопровождаться офтальмоскопическими изменениями.
Прямая офтальмоскопия наиболее информативна при диагностике тонких аномалий диска зрительного нерва, в том числе колобомы и гипоплазии или дисплазии ДЗН. Чтобы детально рассмотреть диск зрительного нерва может потребоваться седация или анестезия.
Крайне важным является определение рефракции. Высокая рефракция, в частности, дальнозоркость, может быть причиной слабого зрительного контакта с момента рождения. Коррекция близорукости средней и высокой степени у детей с явной задержкой созревания зрительной системы может привести к улучшению зрительного поведения. Выявление аметропий может указать на основной диагноз.
Если глаза ребенка с плохим зрительным контактом внешне выглядят нормально, независимо от того, имеется ли нистагм или нет необходимо дальнейшее обследование. Диагностика заболеваний сетчатки может осуществляться на основании результатов flash- электроретинографии. В первые месяцы жизни ребенка flash-ЭРГ и flash-ЗВП (зрительные вызванные потенциалы) имеют выраженные признаки незрелости и могут оказаться бесполезными для диагностики. Flash-ЭРГ будет более информативна у детей старшего возраста.
При необходимости проводятся консультация детского невролога и дополнительные исследования, в том числе биохимическое исследование и магнитно-резонансная томография головного мозга. Дети с ЦНЗ, как правило, имеют на вид нормальный глаз, без нистагма или косоглазия; у некоторых может наблюдаться атрофия зрительного нерва.
Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) также должна быть включена в план первичного обследования каждого ребенка с задержкой зрительного развития с целью диагностики поддающихся лечению сопутствующих эпилептогенных расстройств. «Задержка зрительного развития» — термин, используемый для описания здорового ребенка с транзиторной недостаточностью зрительных функций. Однако отсутствуют признаки, позволяющие при первичном обследовании определить, что зрительная система пациента отстает в своем развитии. Задержка зрительного развития является ретроспективным диагнозом, который может быть поставлен только после достаточно длительного наблюдения и исключения неврологической патологии.
Задержка зрительного развития это не отдельный диагноз, а, скорее, проявление неврологических нарушений различных областей головного мозга.
Неправильный или неточный диагноз нарушения зрения у ребенка может иметь катастрофические последствия для семьи. В большинстве случаев у детей с плохим зрительным контактом клинические признаки позволяют установить диагноз, но для уточнения диагноза могут потребоваться дополнительные исследования. Должно быть спланировано наблюдение офтальмологом и педиатром в течение достаточно длительного периода времени, и важно, насколько это возможно, ободрять и обнадеживать родственников больного, но нельзя быть категоричным, так как и диагноз, и прогноз могут меняться!
Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021
— Вернуться в содержание раздела «офтальмология» на сайте
Поведение незрячего или слабовидящего малыша.
Наблюдения за развитием и поведением незрячих детей до трехмесячного возраста свидетельствуют о том, что по характеру реакции и системе поведения они мало чем отличаются от зрячих детей этого же возраста. Небольшие различия в поведении приводят к тому, что иногда родители не замечают дефекта зрения у ребенка до трехмесячного возраста. Это объясняется структурой и особенностями психических актов детей раннего возраста.
Одинаковое поведение и реагирование слепых и зрячих детей возможно именно потому, что в ранние периоды развития поведение ребенка определяется комплексом раздражителей, и он организует свое поведение в ответ именно на такой комплекс, так как не способен выделять отдельные раздражители. Для поведения ребенка в этот период характерно реагирование на раздражители, связанные с кормлением, перевертыванием, речью матери, запахом матери и молока, укладыванием в позу кормления. Когда ребенка берут на руки и укладывают в такую позу, он очень рано начинает совершать предвосхищающие сосательные движения.
Такое поведение называют «позным». Оно свидетельствует о том, что первичные сенсорные реакции ребенка, как отмечал И.М. Сеченов, носят генерализованый или слитный, нерасчлененный характер. В связи с этим выпадение зрительного раздражителя из комплекса раздражений, сопровождающего любой жизненно важный акт деятельности ребенка, не наносит ущерба предвосхищающему поведению незрячего ребенка, подготовке к его осуществлению.
Однако, выключение зрения с первых дней рождения оказывает значительное влияние на темпы психического развития, так как задерживает по сравнению со зрячими формирование дифференцированных восприятий, что, в свою очередь, снижает психическую активность незрячего младенца по отношению к внешнему миру, поскольку именно дифференциация, т.е. выделение восприятий, отнесение их к определенным знакомым предметам, расширяет и обогащает ориентировочную деятельность, обеспечивая ребенку активное отношение к предметам и явлениям внешнего мира.
Наблюдения за развитием незрячего ребенка в младенческом возрасте показывают значительное снижение его общей активности и значительно меньшую подвижность в ранние периоды развития.
Отмечаются отсутствие стремления или интереса к овладению внешним миром, к игре, игрушкам, предметам и удовлетворенность тем, что его оставили в покое. Для такого ребенка характерны самостимулирующие движения или стереотипные действия.
Среди незрячих младенцев выделяются две категории, характеризующиеся различной степенью подвижности. Чаще встречаются чрезвычайно спокойные дети. В некоторых случаях их можно характеризовать даже как апатичных. Они недостаточно двигательно активны, на шумы реагирует торможением, удивлением. Захватывание предметов у них больше похоже на реакцию отталкивания. У них формируются навязчивые движения, такие, как трение глаз, движения головой, возникающие именно в ранний период развития. Однако у некоторых спокойных детей при хватательных движениях отмечается правильное захватывание предметов, умени крепко их удерживать. У таких детей реже наблюдаются стереотипные движения или они проявляются слабовыраженной форме.
Ко второй категории относятся неспокойные дети. При наблюдении за ними создается впечатление, что хаотичные движения, производимые ими, никогда не прекращаются. Схватывание и отпускание предметов сменяют друг друга в быстром темпе, предметы не задерживаются в руках. У таких детей длительное время сохраняются не координированные движения, Образующиеся из навязчивых движений (трясения, верчения ручками). У некоторых детей иногда появляются остановки в движениях, колебания между удерживанием и выпусканием вещи становятся равномернее. Такие дети постепенно становятся организованнее, хотя и сохраняют свое чрезмерное двигательное беспокойство.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что апатичность и безынициативность, так же как и чрезмерное двигательное беспокойство, не создают благоприятных условий для овладения детьми предметным миром, а это, в свою очередь, ведет к отставанию в психическом развитии.
В отечественной тифлопсихологической литературе тмечается, что отставание незрячего ребенка от уровня развития зрячего происходит в достаточно раннем возрасте, хотя во внешнем поведении трудно выявить более конкретные отличия, чем снижение общей активности у незрячего. В зарубежной литературе вопрос, насколько и как можно соотносить развитие слепого и зрячего, остается дискуссионным.
Процесс психического развития происходит наиболее интенсивно в активной деятельности. Этот основной тезис отечественной психологической и тифлопсихологической науки непосредственно касается вопроса развития компенсаторных процессов у детей, поскольку формирование процессов компенсации осуществляется в деятельности.
В раннем возрасте для ребенка общение со взрослым является процессом, в котором он овладевает знаниями об окружающем мире. При значительном снижении активности общение затруднено, тем более что в первый месяц даже у нормально видящего ребенка трудно заметить отклик на постоянное общение с ним взрослого. Однако организация общения с месячным зрячим ребенком необходима, несмотря на то что он еще никак не выражает своего отношения к взрослому, а только готовит ответные реакции. Поглаживание ребенка, ласковый разговор, показ игрушек доставляют ему приятные переживания, поднимают эмоциональный тонус и являются методами комплексного воздействия и эмоционального общения в воспитании и продвижении в психическом развитии нормально видящего ребенка в первые месяцы жизни.
Как же преодолеть и предупредить слабую активность незрячего малыша? Что должны для этого сделать родители?
Существуют основные потребности для всех детей. И дети с недостатками зрения не представляют здесь исключения. Им не только нужна любовь, забота родителей и других взрослых, но они должны также знать о том, что их любят. Любовь и внимание к детям – это важное условие, обеспечивающее им нормальное развитие и рост. Малыш должен чувствовать себя в безопасности, находясь со знакомыми людьми, в знакомой обстановке. Взрослые, в первую очередь родители, помогают ему расти и дают возможность активно действовать и учиться на своих успехах или ошибках.
Однако в воспитании слепого ребенка есть свои трудности. Первое общение со зрячим младенцем чаще визуальное – глаза в глаза. На втором месяце общение со зрячим ребенком может осуществляться, когда он лежит в кроватке. Взрослый, воздействуя на его слух, зрение, поглаживает его, вызывая ответную реакцию. На третьем месяце зрячий ребенок сам начинает искать общения со взрослым, у него появляется «комплекс оживления». На четвертом месяце ребенок прислушивается к голосу взрослого, ищет его, пытается отвечать на его появление звуками, движениями, пробует произносить звуки и отдельные слоги вне ситуации общения. На пятом и шестом месяцах происходит значительный сдвиг в нервно-психическом развитии зрячего ребенка, в его взаимоотношениях со взрослыми. Движения и звуки выделяются из общего состава выразительных движений и становится средством общения ребенка. А если визуальной коммуникации нет, родители порой думают, что с ребенком нельзя общаться, играть и часто оставляют его одного.
Так, Мария К. делала все необходимое для своего пятимесячного незрячего сына: одевала, кормила, соблюдала диету, купала, меняла пеленки. Делала это быстро, тихо, без слов и укладывала его в кроватку в отдельной комнате, чтобы ему никто не мешал. Вопрос, чувствует ли ее сын, что его любят и заботятся о нем, вызвал у матери недоумение, так как она не знала, каким образом ему можно сказать об этом.
Однако развитие потребности в общении незрячего ребенка и его стимулирование в первые месяцы жизни имеют те же задачи и осуществляются теми же методами и способами, что и у зрячего. поглаживание, нежный голос, приятные тепловые ощущения являются теми стимулами, которые могут быть восприняты незрячим ребенком и вызовут активные ответные реакции. Иногда родители сами находят способы общения с ребенком, но чаще им приходится учиться этому.
Необходимо постоянно разговаривать с ребенком. Говорить ему о том, какой он хороший, обсуждать с ним, что ему будут готовить на обед и ужин, какая погода и т.д. Надо чаще называть его по имени, чтобы звук имени стал ему знаком.
Речь позволяет ребенку не только знать, что ему оказывают внимание, но и запоминать многие из слов, которые он слышит, и ассоциировать их с реальным опытом. Это такие слова, как «бутылочку пить, печенье, купаться» и т.д.
В ранний период развития тесный физические контакт с ребенком является необходимой формой коммуникации. Необходимо постоянно, когда малыш не спит, быть вместе с ним: играть, разговаривать и т.д. Постепенно он научится узнавать окружающих по голосам, шагам, по тому, как они его держат.
Если у ребенка слишком незначительное остаточное зрение, беседа с ним предупреждает иногда возникающий испуг при неожиданном прикосновении, перед тем, как его возьмут на руки.
Зрячий ребенок, фиксируя свой взор на лице матери, может отвечать на ее улыбку. Улыбка ребенка это удивительное, эмоциональное и согревающее сердце и душу событие. Родители смеются вместе с ним, разговаривают и играют, чтобы вызвать у него улыбку, а ребенок учится узнавать их лица и реагировать на них, когда он видит родителей около себя. Это начало общения между матерью и ее ребенком. Но если ребенок совсем не видит или имеет незначительное остаточное зрение, т.е. отсутствует так называемый контакт «глаза в глаза», мать чувствует себя неуверенной при общении с ним. Однако отсутствие зрительного контакта не означает, что малыш ее не чувствует и не замечает. Присматриваясь к тем незначительным действиям (гуление, ерзание, всплеск рук и т.д.), которые он производит при обращении к нему с речью, при прикосновении к нему, мать поймет, что ребенок реагирует на нее. Через некоторое время он сам начнет «говорить» с ней, издавая различные звуки. Он научится различать голоса членов семьи и реагировать на них, определять помещения, в которых они находятся.
Ребенок очень рано и в короткий срок в сензитивный период развития слуха овладевает интонацией родного языка, и это очень важно для дальнейшего развития.
Дети, которых оставляют одних, становятся нечувствительными к звукам вокруг них и игнорируют людей. И если ребенку позволить остаться в изоляции, то это может привести к замедлению или нарушению его развития.
Он может на длительное время застрять на определенном уровне психического развития. Родителям необходимо помогать малышу учиться любить тесный контакт со взрослыми (покачивание, пение, объятия и т.д.). Постепенно ребенок привыкает к прикосновениям, и контакт с людьми становится ему необходимым.
До трех-шести месяцев улыбка незрячих детей такая же, как и у зрячих. Она является «эндогенной», рефлекторной, не связанной с изменениями внешнего воздействия, но когда младенцы начинают улыбаться в ответ на внешние воздействия, то улыбка становится так называемой «социальной», являющейся ответом на общение с родителями, игрушками или другими предметами удовлетворения их потребностей.
Такая улыбка у незрячих появляется несколько позже, чем у их зрячих сверстников. Им труднее отличить родителей от других членов семьи, так как они их видят. Слепой ребенок не может ответить на молчаливую улыбку, поскольку не знает, улыбаются ли ему, но он будет с удовольствием улыбаться, когда, научится узнавать голоса родителей во время игры с ними.
По материалам Л.И. Солнцевой, С.М. Хорош
«Воспитание слепых детей раннего возраста.»