как понять что сабвуфер размялся
Разминка сабвуфера
«Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три-четыре…»
Введение
Приветствую Вас на страницах портала Doctor BASS! Сегодня хочу затронуть тему о разминке НЧ динамиков, действительно ли она нужна, и как правильно разминать сабвуфер.
В сети много споров о целесообразности разбивки. Есть как сторонники этой процедуры, так и противники, которые говорят, что «разогрев» динамиков бесполезная процедура, которая ничего не меняет и вообще все это миф.
Ответ на этот вопрос дает банальный опыт и вот что он мне говорит — разминка сабвуферу безусловно нужна и вот почему:
Разницу между размятым сабвуфером и тем же новым уловит любой даже не подготовленный и не опытный слушатель. Другое дело, что при постепенной разбивке разобрать изменения в звучании не просто. Это похоже на то, когда сложно отметить изменения в облике человека, который постоянно находится рядом.
Услышать резкое изменение звучания можно например в холодное время, когда вы еще в недостаточно прогретом салоне включаете музыку. Низкие частоты зазвучат плоско и как-то «дубово», но после нормального прогрева автомобиля звук возвращается к привычным кондициям. Безусловно, тут есть частичное влияние изменения плотности воздуха в корпусе, но я думаю, не нужно объяснять что происходит с подвесом и шайбами при низких температурах.
Как разминать сабвуфер
Прогрев на музыке — в процессе эксплуатации
Самый простой способ не требующий никаких ухищрений. Если у вас уже готовая система, запилен короб и в нем новый сабвуфер для повседенева — просто слушайте музыку. Динамик постепенно разомнется, просто до этого момента нужно соблюдать осторожность. Это похоже на обкатку нового автомобиля, когда на полную катушку крутить мотор сразу — не лучшая идея. Если вы это понимаете, то вопрос о том, как разминать сабвуфер не поставит вас в тупик.
Смысл в том, что бы во время «обкатки» не грузить саб на полную мощность и использовать его в щадящем режиме — 50 — 60 % от максимума (как правильно выставить максимальную громкость можно узнать здесь).
В случае, если вам хочется более точных рекомендаций, можно воспользоваться следующим способом: убедитесь в том, что у вас правильно настроен усилитель и отключены все улучшайзеры баса. Запомните положение регулятора гейна и убавьте его на 20%. Первое время слушайте музыку на громкости не превышающей 50% от максимального значения громкости на регуляторе магнитолы, которое вы определили при настройке усилителя.
Время разминки динамика зависит от жесткости подвеса, от количества центрирующих шайб и их материала. В среднем это примерно 10 — 20 часов непрерывной работы, но в процессе громкость можно постепенно прибавлять. Не надо проводить множество расчетов и бесконечно теоретизировать, на деле наша задача не повредить большим ходом еще на разработанный диффузор и центрирующие шайбы, приводя их в кондиции, заодно дав плавно прогреться катушке.
По опыту — если музыку в авто вы слушаете в среднем по часу в день, то поездите так неделю, а потом постепенно через каждый день выходите по 10% на оптимальные настройки. То есть на вторую неделю в условный понедельник верхний предел громкости можно увеличивать до 60%, во вторник до 70% и т.п. Как дойдете до 100% (правильно определенной максимальной громкости) повышайте гейн таким же способом и выходите на максимум. Таким образом вы плавно разомнете сабвуфер и меньше времени будете довольствоваться низкой громкостью.
Прогрев сабвуфера на синусе — ускоренный вариант
В случае, если у вас на носу соревнования по автозвуку и в естественных условиях вы просто не успеете разработать новый динамик или вы хотите самостоятельно снять параметры Тиля — Смолла, что бы с ювелирной точностью рассчитать корпус для своего сабвуфера, то в этих случаях можно воспользоваться ускоренным вариантом.
На сабвуфер без корпуса подается синус (тоновый сигнал), который соответствует резонансной частоте динамика. Например, если у вас параметр Fs саба — 37 Hz, то скачиваете синус 37 Hz и запускаете его на часов на 10 — 15 (скачать синусы можно в разделе Загрузки). Мощность нужна небольшая, хватит и 30% от номинала. Проследите, что бы динамик не превышал ход и не перегревался. Для этой процедуры можно подключить усилитель к обычной розетке через блок питания на 12 вольт, ну или делать в машине на системе.
Важные моменты
Внимательно относитесь к утверждениям типа :
Видео: как разминать сабвуфер, а самое главное — зачем!
Удачных упражнений!
Читать еще:
Если материал был вам полезен, поделитесь им:
Нажмите кнопку, чтобы поделиться материалом:
Как разминать сабвуфер
Большинство технических устройств нельзя «врубать» на полную мощность сразу после покупки. Прежде всего, это касается аппаратов, где имеются движущиеся или перемещающиеся элементы. Большая, или повышенная нагрузка может привести к возникновению дефектов или полному отказу системы. Чтобы этого не произошло новый сабвуфер в авто нужно правильно «размять», «разыграть» или «обкатать». Динамическая система громкоговорителя, то есть диффузор и его подвес, обладают набором механических характеристик. Это гибкость, вязкость и упругость. Для стабилизации этих параметров нужно, чтобы акустическая низкочастотная колонка некоторое время поработала на небольшой мощности с плавным её повышением.
Как правильно разыграть сабвуфер
В громкоговорителе имеются три основных подвижных элемента:
Звуковая катушка так же перемещается вместе с динамической системой, но не требует предварительной разминки. Диффузоры динамических головок делаются из следующих материалов:
Бывают так же керамические и алюминиевые диффузоры, но они используются только в высокочастотных головках и в сабах не применяются. Бумажные и полипропиленовые акустические отражатели являются самыми мягкими. Тем не менее, определённое время на разминку сабвуфера в коробе им потребуется. Более жёстким диффузорам из кевлара, полипропилена или углеродного волокна требуется не менее 30 часов работы при средних уровнях громкости, чтобы все физические параметры стабилизировались. Особенно внимательно нужно отнестись к динамикам с жёсткими диффузорами. Для повышения жёсткости в полипропилен и другие мягкие полимеры добавляют слюду, минеральные добавки или грубое волокно. Такие динамики требуют продолжительной «разминки» с плавным увеличением мощности.
Кроме диффузора важным элементом подвижной звуковой системы является подвес и центрирующая шайба. Подвесы мощных низкочастотных динамиков делаются из натуральных сортов резины или полиуретана. На предприятии-изготовителе никаких длительных прогонов готовых изделий не проводится, поэтому сабвуферы поступают к потребителю с жёсткой динамической системой, которая ещё не «научилась» качественно воспроизводить басы. Несмотря на эластичность гибких элементов, им требуется некоторое время поработать, чтобы притереться друг к другу.Многие отмечают, что звук новой акустической системы совершенно не соответствует заявленным параметрам. Это происходит не от того, что был куплен некачественный продукт, а потому, что подвижные элементы ещё не разработались.
Как и сколько разминать сабвуфер
Правильно «размять» новый сабвуфер можно в процессе аккуратной эксплуатации. Самый простой и доступный способ, это воспроизведение музыки. Смысл «разминания» сабвуфера заключается в том, чтобы слушать музыку в режиме половинной мощности. Прежде чем включить новую низкочастотную систему нужно убедиться, что усилитель правильно настроен. Уровень громкости должен составлять не более 50% от номинала, хотя специалисты рекомендуют начинать обкатку басовой колонки с более низких значений. Нужно отключить все настройки, отвечающие за улучшение басовых характеристик колонки и убрать подъём низких частот или установить его в среднее положение.
Если в звуковом комплекте имеется регулятор гейна (GainилиInputLevel), его следует убавить на 20-30%. Сколько времени нужно обкатывать сабвуфер точно указать невозможно. Это время зависит от материала, из которого изготовлен диффузор и подвес динамической системы. В среднем продолжительность «разминки» громкоговорителя может составлять 20-30 часов. В процессе работы музыкального комплекса громкость низкочастотного канала должна постепенно повышаться.
Как обкатывать сабвуфер
Основная задача обкатки басового динамика это придание упругим элементам системы большей гибкости и эластичности. Главное при этом не повредить не разработанный подвес и центрирующую шайбу большим ходом диффузора. Можно составит приблизительный график увеличения мощности низкочастотного усилителя. Если пользоваться автомобилем с включенной звуковой системой по одному часу в день, то в первый день она должна работать на 50% номинальной мощности, на следующий день её можно поднять на 10% и так до тех пор, пока выход не достигнет максимума. Таким же образом, но более маленькими ступенями нужно увеличивать гейн. В результате процесс «разминки» сабвуфера будет плавным, и риск повредит подвес или диффузор будет минимальным.После завершения режима «обкатки» сабвуфера» можно включить все дополнительные настройки, улучающие качество баса.
Как быстро размять сабвуфер
Бывают ситуации, когда «размять» сабвуфер нужно в самые короткие сроки. Для этой цели имеется упрощенный вариант. Он заключается в подаче на низкочастотную динамическую головку синусоидального переменного напряжения звуковой частоты. Самый лучший вариант раскачки низкочастотного громкоговорителя это подать на него сигнал с частотой собственного резонанса. Частота резонанса всегда указывается в паспорте на изделие. Частота собственного резонанса может находиться в диапазоне 25-40 Гц.Взять такой сигнал можно с лабораторного генератора низкой частоты или скачать соответствующий трек из интернета. Последний способ достаточно сомнительный, поэтому использование генератора всё же лучше.
Как разминать сабвуфер Pride. Низкочастотные динамики этого бренда не имеют особых противопоказаний по обкатке. Если применить профессиональное оборудование нет возможности, то для быстрой обкатки низкочастотной системы можно использовать низковольтный синусоидальный сигнал переменного тока, который можно взять с вторичной обмотки силового трансформатора.Частота раскачки соответствует частоте электрической сети, то есть 50 Гц. Этот способ хорошо использовать после покупки низкочастотного динамика, для которого будет сделан короб. Вообще процесс обкатки низкочастотной головки лучше на динамике, вынутом из короба. Динамической системе будет обеспечена хорошая вентиляция и не произойдёт перегрева звуковой катушки.
Как понять что сабвуфер размялся
Сообщения: 2955 Зарегистрирован: 31 авг 2007, 00:00 Откуда: Уват-Туртас-Тобольск-ТЮМЕНЬ Стаж: пока что кило-тыщщи)) Авто: частичка японии ))))) :
Награды: 1
Рейтинг: 5 918 |
Репутация: +14 |
Благодарил (а): 20 раз Поблагодарили: 29 раз
Сообщение SERGIK72 » 29 сен 2014, 23:00
ну вообще хотелось бы глянуть весь инстал.
что касаемо самого саба то к примеру я ни чего не разминал и валил на всю. в итоге саб играет с 2007года по сей день и даже не вонял)))) главна настроить норм и все будет тип топ..
Сообщения: 1542 Зарегистрирован: 30 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: лето 2007 г Авто: 206 & 11193 :
Награды: 1
Рейтинг: 2 692 |
Репутация: +6 |
Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 11 раз
Сообщение Русик » 29 сен 2014, 23:17
Сообщения: 4906 Зарегистрирован: 02 дек 2007, 00:00 Откуда: Каспийск-Радужный-Тюмень Авто: Газ-21Р :
Награды: 1
Рейтинг: 9 448 |
Репутация: +11 |
Благодарил (а): 41 раз Поблагодарили: 68 раз
Сообщение ganstown » 29 сен 2014, 23:37
Сообщения: 1542 Зарегистрирован: 30 мар 2008, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: лето 2007 г Авто: 206 & 11193 :
Награды: 1
Рейтинг: 2 692 |
Репутация: +6 |
Благодарил (а): 1 раз Поблагодарили: 11 раз
Сообщение Русик » 30 сен 2014, 09:44
Сообщения: 276 Зарегистрирован: 15 дек 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2008 Авто: Nissan Datsun :
Награды: 1
Рейтинг: 632 |
Репутация: +2 |
Поблагодарили: 3 раза
Сообщение Audio_Hirurg » 01 окт 2014, 06:59
Сообщения: 2955 Зарегистрирован: 31 авг 2007, 00:00 Откуда: Уват-Туртас-Тобольск-ТЮМЕНЬ Стаж: пока что кило-тыщщи)) Авто: частичка японии ))))) :
Награды: 1
Рейтинг: 5 918 |
Репутация: +14 |
Благодарил (а): 20 раз Поблагодарили: 29 раз
Сообщение SERGIK72 » 01 окт 2014, 11:12
Сообщения: 4906 Зарегистрирован: 02 дек 2007, 00:00 Откуда: Каспийск-Радужный-Тюмень Авто: Газ-21Р :
Награды: 1
Рейтинг: 9 448 |
Репутация: +11 |
Благодарил (а): 41 раз Поблагодарили: 68 раз
Сообщение ganstown » 01 окт 2014, 20:43
Сообщения: 3934 Зарегистрирован: 27 дек 2005, 00:00 Откуда: г.Тюмень Стаж: 2002 Авто: Subaru legacy :
Награды: 1
Рейтинг: 5 384 |
Репутация: +3 |
Благодарил (а): 5 раз Поблагодарили: 23 раза
Сообщение West2K » 01 окт 2014, 21:34
Сообщения: 276 Зарегистрирован: 15 дек 2010, 00:00 Откуда: Тюмень Стаж: 2008 Авто: Nissan Datsun :
Награды: 1
Рейтинг: 632 |
Репутация: +2 |
Поблагодарили: 3 раза
Сообщение Audio_Hirurg » 02 окт 2014, 10:30
И к тому же, Мужики. Ну это же ваши деньги. Зачем проверять на своём когда это уже проверено! Всем удачи в построении аудиосистем. Ну и милости просим к AudioHirurg
Перемотка, ремонт динамиков, сабвуферов, пищалок. Любой сложности. А так же ремонт усилителей, автомагнитол, сигнализаций, и многое другое.
«Неправильно установленный сабвуфер приносит не радость, а головную боль». Специалист – о нюансах автозвука
Штатная акустика автомобиля часто не устраивает своим звучанием, тем самым вынуждая владельца тратиться на апгрейд аудиосистемы. О том, что нужно знать желающим иметь в своем авто качественный звук, Автобизнесу рассказал специалист, который около 20 лет занимается автомобильной акустикой.
Сабвуфер как раздражитель
Евгений Анищук говорит, что чаще всего люди жалуются на нехватку «баса». Решить все проблемы, связанные с плохим звучанием, большинство пытается при помощи установки сабвуфера либо замены заводских динамиков на более мощные.
«Люди очень часто ошибочно полагают, что установкой сабвуфера в автомобиль они решат проблему с «музыкой». Порой даже первую неделю-две у них наступает эйфория от того, что количество низких частот заметно прибавилось. Но установкой сабвуфера на самом деле нужно заканчивать апгрейд акустики, а не начинать», – считает специалист.
По словам Евгения, если головное устройство не имеет функции временной коррекции, то наличие в авто сабвуфера, который в 95% случаев устанавливают в багажник, становится раздражителем, который не только не приносит должного удовольствия от поездки, но и вызывает головную боль. Причиной служит разность расстояния от сабвуфера и остальной акустики до пассажира.
При этом Евгений отмечает, что не только расстояние влияет на уровень необходимой временной коррекции. Это большое заблуждение, которое можно услышать даже от достаточно опытных людей.
«На самом деле для получения результата недостаточно просто взять рулетку, измерить расстояние и ввести значения. У каждого динамика разное время импульса (время реакции на подаваемый сигнал). Зачастую динамики в двери и в сабвуфере имеют разный размер, вес подвижной части, разную силу магнитной индукции в зазоре звуковой катушки, да и сам магнитный зазор у них тоже разный. Все это приводит к тому, что после замеров становится очевидно: одних измерений рулеткой недостаточно.
После использования специального микрофона и программы выходит, что необходимо задавать параметры расстояния значительно больше, чем значения, полученные при замере рулеткой. Именно по этой причине важно не только наличие временной коррекции в магнитоле, но и ее величина».
Исходя из этого, желающим иметь качественное звучание специалист рекомендует выбирать «умные» головные устройства, позволяющие настраивать временные задержки. В противном случае Женя не советует устанавливать сабвуфер в автомобиль, особенно если речь идет о багажнике.
Мощнее не значит громче
Замена штатной акустики на более мощную также может не привести к ожидаемому результату.
“У штатной акустики, как правило, легкая подвижная часть, вследствие этого она имеет более высокую чувствительность. Получается, что более мощная акустика при штатной системе может оказаться заметно тише той, которая была установлена заводом. Несмотря на высокую мощность и большую магнитную систему, такая акустика имеет меньшую чувствительность. Динамикам просто не хватает мощности, которую обеспечивает штатное устройство”, – утверждает специалист.
Евгений советует начинать улучшение звучания музыки в автомобиле не с покупки сабвуфера или более мощных динамиков, а с акустической подготовки. Дополнительная шумовиброизоляция мест, где установлены низкочастотные динамики, поможет повысить эффективность.
«Динамику необходим объем, жесткость самой конструкции и места его установки. Если, например, динамик домашней акустики вынуть из корпуса и поставить в картонную коробку с большим количеством отверстий, то низкие частоты исчезнут как таковые. После качественной акустической подготовки даже штатная акустика начинает играть гораздо лучше. Некоторых такой результат настолько устраивает, что в дальнейшем они отказываются от установки сабвуфера», – рассказывает Евгений.
При этом специалист отмечает, что если просто заменить штатную акустику на более качественную, не сделав должную акустическую подготовку мест установки, то можно попросту не заметить разницы, а иногда и вовсе добиться ухудшения результата.
Что касается построения громкой акустической системы, то очень важно понимать, что тезис «чем больше, тем громче» на самом деле работает далеко не всегда. Это очень частотно-зависимый показатель. Чем ниже частота, тем проще динамики будут «складываться», будет прирост в звуковом давлении громкости при увеличении количества динамиков.
Универсальных решений не существует
«По этой причине увеличение количества динамиков среднечастотного и высокочастотного диапазонов не несет прироста в громкости. Такое явление называется “интерференция”. Поэтому гораздо эффективнее ставить один СЧ- или ВЧ-динамик, но с высокой чувствительностью и мощностью. Увеличение количества динамиков будет в плюс только любителям низких и самых низких частот”, – утверждает специалист.
По словам Евгения, именно по этой причине он применяет такой набор компонентов для постройки громких и качественно воспроизводящих музыкальный материал автомобилей. Автомобили, в постройке и настройке которых участвовал Евгений, не только радуют владельца, но и не раз были победителями соревнований как в Беларуси, так и за ее пределами. Например, Евгений занимался настройкой Renault Rapid, который несколько раз выигрывал соревнования по автозвуку. О «громкой» машине мы подробно рассказывали несколько лет назад.
В разговоре про улучшение автомобильной акустики было бы странно не затронуть вопросы цены. Естественно, самый бюджетный и при этом достаточно работающий способ улучшения звучания – акустическая подготовка (ШВИ). Далее все зависит от пожелания клиента, автомобиля и целей, которые он преследует.
От нескольких сотен до десятков тысяч долларов
Сейчас Евгений работает над подбором и установкой акустики в Mercedes-Benz W220. Хозяин машины пожелал, чтобы музыка играла не только качественно, но и громко. Поэтому были выбраны эстрадные компоненты, которые изначально предназначались для профессиональной сцены, а не для авто.
В передних дверях будет установлено по четыре 5-дюймовых мидбасовых динамика, по одному «среднечастотнику» и «высокочастотнику», появятся два усилителя: один будет отвечать за работу фронтальной акустики, второй – за 18-дюймовый сабвуфер. За этот комплект владелец автомобиля заплатил порядка 2000 долларов.
Евгений говорит, что определенного среднего чека на акустику нет. Например, в некоторых автомобилях, которые участвуют в соревнованиях, в акустику может быть вложено несколько десятков тысяч долларов. Кроме того, не существует и универсальных наборов компонентов, которые подойдут каждому.
«Тут все очень индивидуально. Необходимый набор будет разниться в зависимости как от пожеланий клиента, так и от самого автомобиля. Чтобы четко подобрать все необходимые компоненты и в конечном итоге удовлетворить запрос клиента, нужно сперва проконсультироваться с ним, понять, что он хочет, посоветовать, показать на примере. В противном случае можно прийти в магазин, потратить кучу денег, но при этом не достичь желаемого эффекта».