как понять что сотрудник выгорел
Как вовремя распознать выгорание сотрудника
Трудоголики – влажная мечта любого руководителя. Бьющая фонтаном продуктивность, горящие глаза, желание совершенствоваться в профессии и сворачивать горы 24/7… Но зачастую постоянная гонка, жизнь «в колесе» и повышенные требования к самому себе приводят к профессиональному выгоранию.
Разбираемся, когда нужно сказать себе: «Соберись, тряпка!», а когда пойти отдохнуть, какие стадии бывают у выгорания, как с ним бороться и что делать руководителю.
А вот меньше всех стрессу на работе подвержены работники промышленности, строительства и машиностроения.
Вариантов может быть множество. Так выглядит топ причин по версии самих сотрудников:
Кстати, в последнем пункте скрыто множество претензий подчиненных к руководителям:
Стадий выгорания не меньше, чем причин его появления. Так, Герберт Фрейденбергер выделял 12 этапов, которые условно можно разделить на три основные стадии – начальная, средняя и поздняя.
Отечественный вклад в методику диагностирования эмоционального выгорания сделал Виктор Бойко, доктор психологических наук. В своем исследовании он выделил три стадии:
Выгорание – проблема не только одного сотрудника. Оно непременно скажется на настроении и работоспособности коллектива в целом. Запускать ситуацию не стоит.
Распознать первые звоночки профессионального выгорания нетрудно, руководителю нужно лишь быть готовым к такому повороту событий и помнить, что нет такой компании, в которой не выгорали бы сотрудники. Это явление частое и не смертельное. Но и о профилактике забывать не стоит:
Понять, что работник близок к профессиональному выгоранию можно, проанализировав содержание его рабочего дня.
По данным исследований, сотрудники, имеющие подобные симптомы:
Например, система учета рабочего времени. Как она поможет выявить и избежать выгорания:
Табель учета. Больничные, перекуры, отгулы и опоздания – ничто не ускользнет от внимательного взгляда системы. Если количество инцидентов зашкаливает – налицо эмоциональное выгорание.
Отслеживание подозрительных сайтов. Все сайты делятся на две группы: «Продуктивные» и «Отвлечения». Не составит труда посмотреть, есть ли среди «отвлекающих» сайтов те, что заточены на поиск работы. Возможно, интерес к ним связан с выгоранием. Своевременный разговор с сотрудником может решить проблему.
Выгорание – это страшно и опасно как для самого сотрудника, так и для работодателя. Поэтому его необходимо предупреждать и лучше использовать для этого современные способы, например, соответствующее ПО.
Программа учета рабочего времени обеспечивает контроль конечная цель которого – профилактика профессионального выгорания и своевременное оказание помощи, если она необходима. Программа позволяет получить актуальные данные и статистику. Сделать на их основе выводы и принять рациональные управленческие решения придется все-таки работодателю.
Как вовремя распознать выгорание сотрудника
Трудоголики – влажная мечта любого руководителя. Бьющая фонтаном продуктивность, горящие глаза, желание совершенствоваться в профессии и сворачивать горы 24/7… Но зачастую постоянная гонка, жизнь «в колесе» и повышенные требования к самому себе приводят к профессиональному выгоранию.
Разбираемся, когда нужно сказать себе: «Соберись, тряпка!», а когда пойти отдохнуть, какие стадии бывают у выгорания, как с ним бороться и что делать руководителю.
Тревожные звоночки профессионального выгорания
А вот меньше всех стрессу на работе подвержены работники промышленности, строительства и машиностроения.
Постоянное чувство усталости, падение мотивации, моральное и физическое истощение;
Отстраненность от работы, циничное отношение к своим обязанностям;
Ухудшение отношений с родными на фоне вашей раздражительности;
Цинизм по отношению к коллегам и клиентам;
Сильная забывчивость, проблемы с памятью;
Безразличие к работе и даже к тем проектам, которые раньше вас вдохновляли.
Причины эмоционального выгорания
Вариантов может быть множество. Так выглядит топ причин по версии самих сотрудников:
11% назвали стресс, банальную усталость, рутину, просто работу не по душе;
5% отметили отсутствие мотивацию;
4% рассказали о переработках, низкой зарплате и напряженной атмосфере в коллективе;
2% сообщили о несправедливом отношении начальника.
Кстати, в последнем пункте скрыто множество претензий подчиненных к руководителям:
Отношение к сотруднику исключительно как к рабочей единице, люди воспринимаются как инструменты для достижения цели. Никто не спорит: на работе мы работаем. Но провести четкую черту между личным и рабочим получается далеко не всегда. Звонок от ребенка или больного родителя не должны стать причиной конфликта с начальником. Если руководитель упрямо видит в сотрудниках не обычных людей с их заботами, а только средства для достижения целевых показателей, то со временем персонал теряет интерес к делу, уходит в глухую оборону и даже готовится сменить работодателя на более восприимчивого;
«Семь пятниц на неделе». Когда руководитель не знает точно, чего хочет и постоянно меняет приоритеты задач, коллектив начинает обесценивать свой труд, сомневаться в компетентности и адекватности управляющего. Да и работать в режиме «что ни день, то сюрприз» мало кто готов;
Необоснованная критика. Шквал придирок (особенно незаслуженных) введет в отчаяние любого человека. Сможет ли он в подобном состоянии эффективно работать – вопрос риторический;
Предвзятость в назначении премий и штрафов. Часто наличие «любимчиков» приводит к эмоциональному дисбалансу в коллективе. Штрафы без причины или премии за красивые слова о результатах проекта имеют тот же эффект. Это неминуемо ведет к напряжению в коллективе, а затем – к профессиональному выгоранию. Похвала важна и стимулирует к большей продуктивности;
Отсутствие коммуникации. Любую проблему можно решить с помощью слов и разговора по душам. Если сотрудник не в курсе, какое положение он занимает в компании и насколько ценен его труд, есть огромная вероятность, что он выгорит. Мысль о том, что человек не нужен как специалист очень травматична для самооценки и, соответственно, для эффективности.
Как выглядят стадии профессионального выгорания
Стадий выгорания не меньше, чем причин его появления. Так, Герберт Фрейденбергер выделял 12 этапов, которые условно можно разделить на три основные стадии – начальная, средняя и поздняя.
Отечественный вклад в методику диагностирования эмоционального выгорания сделал Виктор Бойко, доктор психологических наук. В своем исследовании он выделил три стадии:
Напряжение. Кажется, что заинтересованность и ответственность подчиненного находятся на пике: он берет гору заданий, выполняет несколько проектов в режиме мультизадачности. Он верит, что со всем справится. Что может пойти не так? Часто такая вспышка энтузиазма (еще и поощряемая) уступает место механическому выполнению работы;
Истощение. Финальная стадия, когда сотрудника ничего не интересует. Он сильно отдаляется от коллектива. Работать настолько невыносимо, что человек ищет любую причину не ходить на работу. Тут в дело вступает психосоматика: «Не хочешь ходить на работу? Лови снижение иммунитета и бесконечные простуды».
Выгорание – проблема не только одного сотрудника. Оно непременно скажется на настроении и работоспособности коллектива в целом. Запускать ситуацию не стоит.
Что можно предпринять руководителю для профилактики выгорания
Распознать первые звоночки профессионального выгорания нетрудно, руководителю нужно лишь быть готовым к такому повороту событий и помнить, что нет такой компании, в которой не выгорали бы сотрудники. Это явление частое и не смертельное. Но и о профилактике забывать не стоит:
Почаще общаться с людьми. Это первое и самое главное. Общение позволяет быть в курсе эмоционального состояния каждого сотрудника в коллективе. Например, у человека может быть сложная ситуация в семье, возможно, ему нужно чем-то помочь или снизить планку требований и т.д.;
Отмечать успехи. Получать положительные отзывы о себе приятно всем. Похвала способна замотивировать сотрудника на дальнейшее развитие;
Расширить круг задач. Этот вариант будет работать только в том случае, если сотрудник мучается от скуки, нереализованных амбиций и рутины. Вы знаете, что он способен выполнять более сложные задачи, так дайте ему шанс проявить себя;
Бороться с переработками. Переработки – чуть ли не главная причина недовольства персонала. Они подчистую сжигают силы и нервную систему. Если работы слишком много, панацеей станет грамотное перераспределение нагрузки;
Премировать. Финансовые поощрения – лучший стимул, чем обещания невероятного опыта и словесные благодарности. Премия же позволяет сгладить некоторые конфликты;
Развивать и обучать сотрудников. Есть тысяча и один способ организовать повышение квалификации. Подобные инициативы активируют работников, мотивируют их развиваться и подниматься по карьерной лестнице. Свою выгоду получает и руководитель: иметь в своей команде классных специалистов – ощутимый плюс к производительности компании.
Как контроль рабочего времени поможет избежать выгорания сотрудников
Понять, что работник близок к профессиональному выгоранию можно, проанализировав содержание его рабочего дня.
По данным исследований, сотрудники, имеющие подобные симптомы:
Регулярно срывают дедлайны;
На 63% чаще отправляются на больничный;
На 23% чаще вызывают врача на дом или идут на прием в больницу;
В 2,6 раза чаще пытаются сменить место работы.
Как она поможет выявить и избежать выгорания:
Программы мониторинга
Табель учета. Больничные, перекуры, отгулы и опоздания – ничто не ускользнет от внимательного взгляда системы. Если количество инцидентов зашкаливает – налицо эмоциональное выгорание.
Система мониторинга
Отслеживание подозрительных сайтов. Все сайты делятся на две группы: «Продуктивные» и «Отвлечения». Не составит труда посмотреть, есть ли среди «отвлекающих» сайтов те, что заточены на поиск работы. Возможно, интерес к ним связан с выгоранием. Своевременный разговор с сотрудником может решить проблему.
Резюме
Выгорание – это страшно и опасно как для самого сотрудника, так и для работодателя. Поэтому его необходимо предупреждать и лучше использовать для этого современные способы, например, соответствующее ПО.
Система учета рабочего времени обеспечивает контроль конечная цель которого – профилактика профессионального выгорания и своевременное оказание помощи, если она необходима. Программа позволяет получить актуальные данные и статистику. Сделать на их основе выводы и принять рациональные управленческие решения придется все-таки работодателю. Как говорится, профилактика – лучшее лечение.
Что такое эмоциональное выгорание и почему оно может стоить вам работы
Что такое эмоциональное выгорание
С 2019 года профессиональный синдром эмоционального выгорания включен в Международный классификатор болезней, а значит — официально признан фактором, влияющим на состояние здоровья. Поэтому лечить его призывами «собраться» или «просто немного передохнуть» неэффективно.
Определение выгорания в МКБ-11 звучит так: «Эмоциональное выгорание — это синдром, признаваемый результатом хронического стресса на рабочем месте, который не был успешно преодолен». Важно, что выгорание происходит исключительно в профессиональном контексте, вне зависимости от опыта в других сферах жизни.
Чем это опасно
Согласно исследованию Института Гэллапа, сотрудники, испытывающие профессиональное выгорание, чаще обращаются за медицинской помощью. 63% из них с большей вероятностью берут больничный. Они в два раза реже обсуждают с руководителем достижение поставленных целей, на 13% меньше уверены в своей работе и в 2,6 раза чаще расстаются с текущей компанией.
Снижение работоспособности — один из трех ключевых признаков выгорания, указанных в МКБ-11.
Выгорание может влиять на трудоспособность и даже стоить работы. А на то, чтобы выйти из этого состояния, может потребоваться от нескольких недель до полутора лет.
Дорогостоящее «удовольствие» как для человека, строящего карьеру, так и для HR-специалиста, заинтересованного в эффективности сотрудников и сокращении издержек на наём и адаптацию персонала.
Кто в группе риска
Пусть вас не вводит в заблуждение поговорка «сгорел на работе», причина профессионального выгорания не всегда кроется в переработках. Гораздо важнее то, умеет ли человек переключаться с работы на отдых, насколько качественно он отдыхает, чувствует ли удовлетворение от того, чем занимается.
Одна из самых частых причин выгорания — обесценивание. Когда сотрудник не видит, ради чего он работает, не понимает собственных целей и не чувствует их связи с глобальными корпоративными задачами, у него появляется ощущение бесполезности и его работы, и его самого.
Несправедливое отношение на работе, лишение обещанной премии, отсутствие элементарных коммуникативных элементов, помогающих сотрудникам лучше понимать, где они сработали хорошо, а где ошиблись, — все это тоже может привести к выгоранию.
Не менее распространенная причина выгорания — токсичный руководитель, травля и конфликты с коллегами, психологическое давление, корпоративный моббинг, то есть намеренное создание условий, в которых невозможно работать.
Иногда руководитель искусственно создает ощущение постоянного цейтнота — ставит ограниченные сроки, жесткие дедлайны. Работа в таких условиях приводит к постоянному стрессу и, как следствие, выгоранию сотрудников под его началом. В этом случае менеджеру стоит пересмотреть свой стиль управления и более адекватно оценивать приоритетность задач.
Стадии выгорания
Эффективные руководители и опытные HR-специалисты делают всё, чтобы повысить вовлеченность своих сотрудников, а хорошие работники стремятся достичь «потока» — состояния, в котором текущее дело представляется самым важным и интересным.
При этом первый шаг к выгоранию — как раз повышенная вовлеченность. Люди, помешанные на своей работе, готовые выполнять ее в режиме 24/7, не контролирующие рабочее время и игнорирующие отдых, имеют опасность быстро выгореть.
Если сотрудник постоянно работает в авральном режиме, со сложными вводными — например, нехваткой ресурсов или бюджета, вынужден лезть вон из кожи, чтобы добиваться лучшего результата, организм испытывает стресс и начинает на него реагировать.
Запускается вторая стадия процесса выгорания — усталость. В фазе хронического стресса человек постоянно чувствует нехватку сил, раздражительность, тревожность, снижается иммунитет. На этом этапе начинаются проблемы со сном: ночью сложно заснуть, а днем, наоборот, одолевает сонливость. Может нарушаться пищевое поведение: тянет на очень сладкую, соленую, жирную, калорийную пищу.
Третья стадия — психофизическое истощение. Могут начаться панические атаки, ухудшение памяти, расстройство кишечника, рвота.
И, наконец, наступает четвертая стадия — эмоциональное выгорание. Главные признаки: цинизм по отношению ко всему, что касается работы, апатия, снижение продуктивности, трудности в общении с коллегами, озлобленность. Человек может даже измениться внешне — например, всегда выглаженный костюм и безупречная прическа сменятся неряшливым внешним видом.
Как понять, что выгорел
Часто выгорание идет рука об руку с усталостью, моральным и физическим истощением, тревожными расстройствами. Как человеку понять, что он выгорел, а не просто устал или впал в депрессию?
Скорая самопомощь при выгорании
Вот что можно сделать прямо сейчас, если вы обнаружили себя на одной из четырех стадий выгорания:
Профилактика выгорания
Если прямо сейчас вы не замечаете у себя признаков профессионального выгорания, но боитесь, что можете столкнуться с ними в будущем, уделите внимание профилактике этих состояний.
Только от вас зависит, будете ли вы регулярно отдыхать, чаще гулять, отслеживать и защищать личные границы на работе и использовать практики для профилактики выгорания. Вот некоторые из них:
Утечки энергии. В течение дня мы сталкиваемся с разными ситуациями, людьми, занятиями. Одни из них наполняют нас, другие истощают. Заведите заметку в телефоне и делайте запись каждый раз, когда чувствуете прилив сил, радость или, наоборот, раздражение, желание заняться чем-то другим, опустошенность, неудовлетворенность. Присваивайте людям и событиям оценку — один плюс, два плюса, один минус или два минуса, чтобы отследить их влияние на ваше состояние.
Попробуйте вести такой дневник месяц, а после проанализировать, что тратит вашу энергию, а что восполняет. Например, вы можете обнаружить, что много сил отнимают споры с токсичным начальником. Ваше право — придумать, как минимизировать общение или, если это невозможно, как восстанавливать себя после него.
Календарь осознанности. Возьмите привычный для вас инструмент планирования, например электронный календарь, запланируйте дела на неделю или месяц вперед и выделите цветами разные виды задач и активности. Пусть работа будет желтой, отдых зеленым, общение с родственниками и друзьями розовым, а спорт синим. Посмотрите, какого цвета больше, а какого не хватает. Проследите за тем, чтобы отдых и физическая активность были запланированы в течение недели наряду с рабочими встречами и звонками.
Анализ слабых мест. Проанализируйте, что подводит вас к состоянию профессионального выгорания. Может, по своему характеру вы увлекающийся тип, которому сложно переключаться с интересной работы на спокойный отдых? Или проблема в том, что у вас нет хобби и вы не умеете отдыхать в принципе? Что происходит с вашими личными границами — умеете ли вы говорить нет, можете ли отказать коллеге, просящему помощи, или начальнику, решившему поработать в выходные?
Эффективнее всего такой анализ проводит помогающий специалист — коуч или психотерапевт.
И не забывайте про регулярный качественный отдых. Любые позитивные изменения в жизни требуют ресурсов.
«Сгоревшие» сотрудники: есть ли выход?
Ты работаешь в хорошей компании. Вокруг тебя крутые профессионалы, получаешь достойную зарплату, каждый день делаешь важные и нужные вещи. Илон Маск запускает спутники, Сергей Семёнович улучшает и без того лучший город Земли. Погода отличная, солнце светит, деревья цветут — живи да радуйся!
Но в твоём коллективе есть Грустный Игнат. Игнат всегда мрачный, циничный и уставший. Он отличный специалист, давно работает в компании и знает, как всё устроено. Игнату все хотят помочь. Особенно ты, ведь ты его менеджер. Но, поговорив с Игнатом, ты и сам начинаешь чувствовать, как много вокруг несправедливости. И тоже начинаешь грустить. Но особенно страшно, если грустный Игнат — это ты.
Что же делать? Как работать с Игнатом? Добро пожаловать под кат!
Меня зовут Илья Агеев, я работаю в Badoo почти восемь лет, руковожу большим департаментом контроля качества. В моём подчинении находятся почти 80 человек. И сегодня я хочу обсудить с вами проблему, с которой рано или поздно сталкивается почти каждый в сфере IT.
Выгорание часто называют по-разному: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, синдром хронической усталости и т. д. В своей статье я буду говорить только о том, что касается нашей профессиональной деятельности, то есть именно о профессиональном выгорании. Эта статья — расшифровка моего доклада, с которым я выступал на Badoo Techleads Meetup #4.
К слову, образ Игната — собирательный. Как говорится, любые совпадения с реальными людьми случайны.
Выгорание — что это?
Примерно так обычно выглядит выгоревший человек. Мы все много раз такое наблюдали и нам особо не надо объяснять, кто такие эти выгоревшие. Тем не менее я немного задержусь на определении.
Если попытаться суммировать мысли о том, что такое выгорание, то получится следующий список:
Следует особо отметить, что это не болезнь, а медицинское состояние, которое может привести к болезни. И характеризуется это состояние тремя признаками:
Что обычно служит причинами профессионального выгорания? Понятно, что это отсутствие отдыха, постоянные «пожары» и их «тушение» в авральном режиме. Но также важно понимать, что даже размеренная работа в условиях, когда непонятно, как оценивать результаты, какова цель, куда мы движемся, тоже способствует профессиональному выгоранию.
Следует также помнить о том, что негатив заразен. Бывает так, что целые отделы и даже целые компании заражаются вирусом профессионального выгорания и постепенно гибнут.
А опасными последствиями профессионального выгорания являются не только падение продуктивности и ухудшение атмосферы в коллективе, но и реальные проблемы со здоровьем. Оно может привести к психическим и психосоматическим расстройствам.
Основная опасность заключается в том, что работать головой — энергозатратно. Чем больше и чаще мы чем-либо пользуемся, тем больше вероятность того, что именно в этом месте возникнут проблемы в будущем. Профессиональные спортсмены испытывают проблемы с суставами и мышцами, работники умственного труда — с головой.
Что происходит в голове у выгоревших
Чтобы понять, как работает человеческий мозг, надо заглянуть далеко в историю и посмотреть, как он развился с точки зрения эволюции.
Мозг похож на что-то вроде капусты или слоёного пирога: новые слои как бы нарастают на более старые. Можно выделить три больших отдела мозга человека: мозг рептилии, который отвечает за базовые инстинкты вроде «бей или беги» (fight or flight в англоязычной литературе); средний мозг, или мозг животных, отвечающий за эмоции; и неокортекс — новейшие отделы мозга, которые отвечают за рациональное мышление и делают нас людьми.
Более древние отделы мозга возникли так давно, что успели пройти эволюционную «шлифовку». Мозг рептилии возник 100 млн лет назад. Мозг млекопитающих — 50 млн лет назад. Неокортекс начал развиваться только 1,5—2 млн лет назад. А виду гомо сапиенс вообще не больше 100 тысяч лет.
Поэтому древние отделы мозга «глупее» с точки зрения логики, но гораздо быстрее и сильнее нашего неокортекса. Мне очень нравится аналогия Максима Дорофеева про поезд, который едет из Москвы во Владивосток. Представьте, что этот поезд едет, он полон дембелей и цыган. И вот где-то под Хабаровском заходит очкарик-интеллигент и пытается всю эту толпу образумить. Представили? Тяжело? Вот так и рациональная часть мозга часто не может призвать к порядку эмоциональную реакцию. Последняя попросту сильнее.
Итак, у нас есть древняя часть мозга, которая быстрая, но не всегда умная, и новейшая часть, которая умная, умеет абстрактно мыслить и строить логические цепочки, но очень уж медленная и требующая много энергии. Даниэль Канеман, нобелевский лауреат и основатель когнитивной психологии, назвал эти две части «Система 1» и «Система 2». По Канеману, наше мышление работает так: информация сначала попадает в Систему 1, более быструю, она выдаёт решение, если оно есть, либо передаёт эту информацию дальше — Системе 2, если решения нет.
Продемонстрировать работу этих систем можно несколькими способами. Взгляните на эту картинку улыбающейся девушки.
Нам достаточно беглого взгляда на неё, чтобы понять, что она улыбается: мы не анализируем каждую часть её лица в отдельности, не думаем о том, что уголки губ у неё приподняты, уголки глаз — опущены, и т. д. Мы сразу понимаем, что девушка улыбается. Это работа Системы 1.
Или вот, простой математический пример, решить который мы тоже можем на автомате, пользуясь ментальным правилом «возьми два нолика у сотни и добавь их к первому числу». Даже считать не надо — сразу понятен результат. Это тоже работа Системы 1.
А вот тут, несмотря на то, что число 7 гораздо меньше, чем число 100, у нас уже не получится дать быстрый ответ. Надо считать. И каждый будет делать это по-своему: кто-то в столбик, кто-то умножит 3255 на 10, затем на 3 и из первого результата вычтет второй, кто-то сразу сдастся и достанет калькулятор. Это работа Системы 2.
У Канемана этот эксперимент описан с ещё одной интересной деталью: если вы идёте с товарищем и на ходу ему предложите решить этот пример, то очень вероятно, что он остановится, чтобы произвести подсчёты. Всё потому, что работа Системы 2 ОЧЕНЬ энергозатратна, и мозг даже программу по вашему перемещению в пространстве в этот момент выполнять не может.
Что из этого следует? А то, что это очень мощный механизм, по которому работает обучение, — приобретение автоматизма. Именно так мы учимся печатать на клавиатуре, ездить на автомобиле и играть на музыкальных инструментах. Сначала мы обдумываем каждый шаг, каждое движение с помощью Системы 2, А затем постепенно вытесняем приобретённые навыки в зону ответственности Системы 1 для экономичности и более быстрой реакции. Это плюсы нашего мышления.
Но есть и минусы. Из-за автоматизма и стремления действовать по Системе 1 мы часто поступаем необдуманно. А ещё у этой сложной системы есть баги. Они называются когнитивными искажениями. Это могут быть милые странности, особо не мешающие жить, а могут быть и очевидные баги реализации.
Генерализация частных случаев. Это когда мы на основе незначительных фактов делаем масштабные выводы. Заметили, что в офис привезли колотые печеньки, — делаем вывод, что компания уже не торт и разваливается.
Феномен Баадера — Майнхоф, или иллюзия частотности. Феномен заключается в том, что после возникновения какого-либо события, если мы встретим подобное ещё раз, оно воспринимается как необычайно частое. Например, вы купили синюю машину и с удивлением стали замечать, что вокруг очень много синих машин. Или пару раз увидели, что продакт-менеджеры ошиблись, — и впоследствии видите только то, что они ошибаются.
Предвзятость подтверждения, когда мы обращаем внимание только на ту информацию, которая подтверждает наши собственные взгляды, и не принимаем во внимание факты, этим взглядам противоречащие. Например, с негативными мыслями в голове обращаем внимание только на плохие события, а позитивные изменения в компании просто не замечаем.
Фундаментальная ошибка атрибуции: все гасконцы, а я д’Артаньян. Это когда ошибки других мы склонны объяснять их личными качествами, а достижения — везением, а в случае с собой — наоборот. Пример: коллега, положивший продакшен, — нехороший человек, а если положил я, значит, «не повезло, бывает».
Феномен справедливого мира, когда мы верим в то, что существует некая высшая справедливость, во имя которой все должны действовать.
Ничего не замечаете? «Да это же типичное мышление выгоревшего!» — скажете вы. А я вам скажу больше: это типичное мышление каждого из нас.
Проиллюстрировать работу когнитивных искажений можно таким образом: смотрим на эту картинку. Мы видим улыбающуюся девушку. Даже узнаём актрису Дженнифер Энистон. Всё это нам подсказывает Система 1, задумываться не надо.
Но если перевернуть картинку, мы видим что-то очень страшное, Система 1 отказывается такое понимать.
Тем не менее, далеко идущие выводы мы сделали, глядя на первую картинку.
Есть ещё один пример, иллюстрирующий неверное восприятие действительности в тот момент, когда мы сосредоточены на чём-то одном. Итак, представьте себе две команды: белую и чёрную. Белые игроки перекидывают мяч только белым, чёрные — только черным. Участников эксперимента попросили посчитать количество пасов, сделанных белыми игроками. В конце их спросили, сколько было пасов, и задали второй вопрос: видели ли они человека в костюме гориллы? Оказалось, что в середине игры на площадку вышел человек в костюме гориллы и даже исполнил небольшой танец. Но большая часть участников эксперимента его не увидела, потому что была занята подсчётом пасов.
Так же и человек, нацеленный на негатив, видит вокруг себя только негатив и не замечает позитивных вещей.
Когнитивных искажений очень много, их существование подтверждается результатами экспериментов. И обнаружены они были научным методом: когда формируется гипотеза и проводится эксперимент, в ходе которого она подтверждается либо опровергается.
Ситуация сильно усугубляется тем, что жизнь современного человека в корне отличается от жизни наших предков, а вот строение мозга — нет. У каждого из нас есть смартфон. Каждую свободную минуту мы проверяем, что нового произошло в виртуальном мире: кто что залил в Instagram, что интересного в Facebook. У нас есть доступ ко всем библиотекам в мире: информации настолько много, что мы не можем её не только переварить, но даже впитать. Не хватит человеческой жизни, чтобы всё это освоить и усвоить.
Как результат — перегрев кукухи.
Итак, выгоревший человек — человек, постоянно находящийся в подавленном состоянии. В его голове крутятся негативные мысли, а когнитивные искажения мешают ему выйти из этого порочного круга негатива:
Следует особо отметить, что ставшее сегодня популярным слово «депрессия» — это другое. Депрессивное расстройство личности — вполне себе медицинский диагноз, который может поставить только врач. И когда вам грустно, но после мороженки и ванны со свечами и пеной всё прошло — это не депрессия. Депрессия — это когда вы лежите на диване, понимаете, что уже три дня ничего не ели, в соседней комнате что-то горит, а вам всё равно. Если вы наблюдаете у себя что-то подобное, немедленно обратитесь к врачу!
Как правильно строить работу с выгоревшими
Как же поддерживать рабочий процесс и одновременно поднимать со дна мотивацию выгоревшего сотрудника? Давайте разбираться.
Для начала надо уяснить для себя, что мы не профессиональные психологи и взрослого человека невозможно воспитать — он уже воспитан. Основную работу по выходу из состояния выгорания должен делать сам сотрудник. Нам же следует сосредоточиться на помощи ему.
Для начала просто выслушайте его. Помните, мы говорили о том, что негативные мысли заставляют человека фокусироваться на негативе? Так вот, выгоревший сотрудник — это ценнейший источник информации о том, что у вас в компании или в отделе работает неоптимально. Приоритеты у вас и у сотрудника могут быть разными, равно как и способы улучшения ситуации. Но то, что человек может вам на блюдечке принести все недочёты, над которыми можно и нужно работать, — это факт. Так что выслушайте такого сотрудника внимательно.
Рассмотрите вариант смены обстановки. Это не всегда и не везде возможно, но краткую передышку и запас времени может дать перевод выгоревшего сотрудника на другой вид деятельности. Это может быть перевод в другой отдел. Или даже в другую компанию, так тоже бывает, и это нормально. Следует иметь в виду, что это, кстати, самый простой способ, но не всегда эффективный, потому что в большинстве случаев это только кажущееся изменение. Если, например, человек делал сайты на Joomla, а в новой компании будет делать сайты на WordPress, практически ничего в его жизни не изменится. В итоге он будет заниматься примерно тем же, эффект новизны быстро исчезнет и снова произойдёт выгорание.
Теперь давайте поговорим о том, как поступить с ежедневными задачами выгоревшего сотрудника.
Здесь нам на помощь придёт моя любимая ситуационная модель лидерства от Херси и Бланшара, о которой я упоминал в предыдущей статье. Она постулирует, что нет единого идеального стиля руководства, который менеджеры могли бы применять ежедневно в отношении всех сотрудников и всех задач. Напротив, стиль управления следует выбирать в зависимости от конкретной задачи и конкретного исполнителя.
Эта модель вводит понятие уровня рабочей зрелости. Всего таких уровней четыре. В зависимости от двух параметров — профессиональной экспертизы сотрудника по конкретной задаче и его мотивации — мы определяем его уровень рабочей зрелости. Это будет минимальное значение от этих двух параметров.
Соответственно, стиль руководства зависит от уровня рабочей зрелости сотрудника и может быть директивным, наставническим, поддерживающим и делегирующим.
Понятно, что выгоревшие сотрудники, даже если они являются экспертами в области своих задач, не могут работать на уровне рабочей зрелости выше второго, поскольку не готовы брать на себя ответственность.
Таким образом, ответственность ложится на менеджера. И следует стремиться как можно скорее перевести выгоревших сотрудников на более высокие уровни рабочей зрелости, повышая их мотивацию. Об этом и поговорим дальше.
Помогаем выгоревшему сотруднику повысить мотивацию
Экстренная мера номер один: снижаем требования. Перед вами уже не тот бодрый и храбрый Игнат, который мог за ночь переписать весь проект на новый фреймворк и работать без продыху. У вас есть шанс его вернуть, но сейчас это не он.
Экстренная мера номер два: делим задачи на части. Таким образом, чтобы их можно было решить «на малой тяге». Убираем из определения задач «изучить, найти, проанализировать, убедить, узнать» и другие слова, подразумевающие неопределённый набор действий, которые должны привести к завершению задачи. Ставим более мелкие задачи: «установить, запустить, позвонить, назначить» и т. д. Сам факт завершения понятно сформулированных задач будет мотивировать Игната и вытащит его из прокрастинации. Необязательно разбивать задачи самостоятельно и приносить Игнату готовый список — в зависимости от его экспертизы и ваших с ним отношений разбиение задач на части можно осуществлять вместе.
Экстренная мера номер три: обозначаем чёткие критерии завершения задачи и оценки качества работы. Как вы оба поймёте, что задача завершена? Как вы будете оценивать её успешность? Это обязательно должно быть сформулировано понятно и заранее оговорено.
Экстренная мера номер четыре: используем метод кнута и пряника. Старый добрый бихевиоризм Скиннера. Но надо иметь в виду, что в случае с выгоревшим сотрудником должен превалировать всё же пряник, а не кнут. Это называется «позитивное стимулирование», и метод широко используется как в дрессировке животных, так и в воспитании детей. Я очень рекомендую прочесть книгу Карен Прайор «Не рычите на собаку!», она как раз про позитивное стимулирование, и подходы, описанные в ней, могут не раз вам пригодиться в жизни.
Экстренная мера номер пять: упор на позитив. Я совсем не имею в виду, что надо почаще подходить к грустному Игнату, хлопать его по плечу и говорить: «Улыбайся!». Как я уже упоминал, это сделает только хуже. Моя мысль в том, что часто, разбирая завершённые задачи, мы делаем упор на проблемы. Мы все логичны и прагматичны, это кажется правильным: обсудили ошибки, подумали, как в будущем их не допускать, и разошлись. В результате часто упускается обсуждение успехов и достижений. О них и надо кричать на каждом углу: рекламировать их, показывать всем, какие мы крутые.
С экстренными мерами разобрались, идём дальше.
Что делать для профилактики выгорания
Что делать, если грустный Игнат — это ты?
Случилось так, что вы стали грустным Игнатом. Вы сами стали это подозревать, либо коллеги и близкие сказали, что вы изменились в последнее время. Как жить дальше?
Самый простой и дешёвый способ — уйти. Но самый простой далеко не всегда означает лучший. Ведь от себя не уйдёшь. И то, что ваш мозг требует изменений, не всегда означает, что менять надо именно работу, — менять надо образ жизни. Кроме того, я знаю много случаев, когда уход делал только хуже. Справедливости ради надо сказать, что обратные случаи мне тоже известны.
Если вы всё-таки решили покинуть компанию, сделайте это по-взрослому. Передайте дела. Расстаньтесь хорошо. Бытует мнение, что компаниям проще расставаться с выгоревшими сотрудниками, чем как-то работать с выгоранием. Мне кажется, это пришло из времён СССР, когда выгорание наблюдалось в основном в профессиях, представители которых работают с людьми: врачи, учителя, кассиры и т. д. Вероятно, тогда действительно было проще с этим, ведь незаменимых не было. Но сейчас, когда компании борются за талантливых сотрудников и готовы предлагать кучу бенефитов, только бы они шли к ним, терять хороших специалистов неоправданно дорого. Поэтому, уверяю вас, нормальной компании выгодно, чтобы вы не уходили. А если работодателю проще расстаться с вами, значит, ваши опасения по поводу «хорошести» компании правильные и из неё надо уходить без сожалений.
Решили попробовать побороться с выгоранием? У меня для вас новость, одновременно хорошая и плохая. Плохо то, что главный ваш враг, который загнал вас в это состояние, — это вы сами. А хорошо — то, что главный ваш друг, который способен вытащить вас из этого состояния, — это тоже вы сами. Помните о том, что ваш мозг прямо кричит о том, что надо менять жизнь? Так и поступим.
1. Поговорите с вашим руководителем
Открытый диалог — это ключ к решению любых проблем. Если ничего не делать, то ничего и не изменится. А если вы покажете руководителю эту статью, то будет ещё легче.
2. Фокусируйтесь на том, что приносит радость
В первую очередь в личной жизни, вне офиса. Никто кроме вас самих не знает, что для вас хорошо, а что плохо. Делайте побольше вещей, которые вас радуют, и избавьтесь от вещей, которые вас огорчают. Не читайте новости, уберите из своей жизни политику. Смотрите любимые фильмы, слушайте любимую музыку. Ходите в места, которые вам нравятся: в парк, в театр, в клуб. Внесите в свой календарь задачу «Сделать что-нибудь приятное для себя любимого» (на каждый день!).
3. Отдыхайте
Ходите в отпуск. Настройте напоминалку на телефоне, смарт-часах или компьютере делать регулярные перерывы в течение дня. Просто подойдите к окну и потупите на ворон. Дайте мозгу и глазам отдохнуть.
4. Меняйте привычки
Гуляйте на свежем воздухе. Ходите последнюю остановку до дома и офиса пешком. Обливайтесь холодной водой. Бросьте курить. Меняйте привычки, которые у вас уже сформировались: этого хочет ваш мозг!
5. Заведите распорядок дня
Так будет легче контролировать и стимулировать изменения. Высыпайтесь: биоритмы — это важно. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время (с удивлением обнаружите, что так вы лучше высыпаетесь, чем если куролесите по клубам до утра, а потом идёте на работу).
6. Занимайтесь спортом
Нам с детства знакома фраза «в здоровом теле — здоровый дух», вероятно, поэтому мы не уделяем этому достаточно внимания. Но это правда: физическое здоровье очень сильно взаимосвязано с психическим. Поэтому спортом заниматься важно и нужно. Начните с малого: потратьте утром пять минут на зарядку.
7. Составляйте список дел
Это даёт отличные результаты — начиная с того, что вы ничего не забываете, заканчивая тем, что пропадет ощущение, что ты устал как собака, хотя вроде ничего и не сделал.
8. Найдите хобби
Вспомните, что вы хотели попробовать в детстве, но не успели. Займитесь рисованием, музыкой, выжиганием по дереву или вышиванием крестиком. Научитесь готовить. Сходите на охоту или рыбалку: кто знает, может именно эти занятия придутся вам по душе.
9. Поработайте руками
Уберитесь в квартире. Подметите в подъезде. Соберите мусор на детской площадке. Почините дверцу шкафчика, которая давно болтается. Нарубите дров соседской бабушке, вскопайте огород на даче. Сделайте клумбу во дворе. Почувствуйте усталость, а потом выспитесь как следует: голова будет пустая (никаких негативных мыслей!) и вы обнаружите, что вместе с физической усталостью ушла и психологическая.
Метод кнута и пряника, который я рекомендовал менеджерам, в англоязычной литературе имеет название «палка и морковка». Смысл тот же: вознаграждение за правильное поведение и наказание — за неправильное.
У этого метода есть один большой недостаток: он плохо работает, когда рядом нет тренера. А при отсутствии регулярных тренировок постепенно сходят на нет все приобретённые навыки. Но прелесть в том, что этот метод можно применять в отношении самого себя. Воспринять это можно так: разумная Система 2 тренирует неразумную Систему 1. Это правда работает: награждайте сами себя за то, что сделали что было намечено.
Например, когда я начал ходить в тренажёрный зал, мне очень не хотелось вставать по утрам и идти таскать железяки. Думаю, это многим знакомо. Так вот, я сам себе поставил условие: схожу в зал, а потом разрешу себе сходить в баню. А баню я очень люблю. Так и привык: теперь меня драйвит ходить в зал даже без бани.
Если всё, что я перечислил, кажется вам неподъёмной задачей и у вас не возникает желание хотя бы попробовать, значит, вам нужно немедленно обратиться к врачу. Вероятно, ваше состояние зашло слишком далеко. Только имейте в виду, что волшебную таблетку, от которой мгновенно станет хорошо, врач вам не даст. Даже в этом случае придётся поработать самому.
На будущее: научитесь говорить «нет» и слушать, что говорят другие. Помните о том, что когнитивные искажения часто мешают нам видеть реальную картину мира, так же, как и всем окружающим. Забудьте про свою гиперответственность и свой перфекционизм. Помните о том, что вы никому ничего не должны. Но и вам никто ничего не должен.
Я ни в коем случае не призываю вас прямо сейчас пуститься во все тяжкие и начать делать дичь. Дело в том, что делать что хочется — это не то же самое, что не делать чего не хочется. Просто в следующий раз, когда вы будете делать что-то, что вам не нравится, подумайте: а как вы вообще попали в эту ситуацию?
Может, в какой-то момент надо было сказать «нет»?
Может быть, вы пытаетесь довести задачу до какого-то идеального решения, которое только для вас является идеальным, во имя каких-то идеалов, которые вы сами для себя создали?
Может быть, вы делаете это, потому что «должны» и потому что все так делают? Вообще, остерегайтесь слова «должен». Кому должен? Почему должен? Очень часто за этим словом стоит чья-то манипуляция. Сходите в приют для животных. Вы просто обалдеете от осознания того, что вас кто-то может просто любить. Не за то, что вы делаете крутые проекты. Не за то, что вы успеваете делать их в срок. А просто за то, что вы — это вы.
Грустный Игнат ближе, чем кажется
У вас может появиться вопрос: откуда ты всё это взял-то, такой деловой?
А я вам скажу: это мой опыт. Это опыт моих коллег, моих подчинённых и моих руководителей. Это ошибки и достижения, которые я сам видел. И решения, которые я предлагаю, реально работают и использовались в разных ситуациях в разных пропорциях.
К сожалению, когда я столкнулся с такой проблемой, у меня не было такой подробной инструкции, какая у вас есть сейчас. Вероятно, если бы она у меня была, я бы совершил гораздо меньше ошибок. Поэтому очень надеюсь, что вам эта инструкция поможет не наступить на эти грабли.
Уважаемый Игнат!
Мы подошли к концу повествования, и я хочу обратиться лично к тебе.
Помни о том, что это твоя жизнь. Ты и только ты можешь ее улучшить. Ты сам хозяин своего эмоционального состояния.
В следующий раз, когда тебе будут говорить: «Улыбайся! Ты чего? Всё же хорошо!», не расстраивайся и не кори себя за то, что тебе не весело.
Только ты сам можешь решать, когда тебе грустить, а когда — улыбаться.
Книги и авторы, которых я упоминал в статье: