как понять что тебе пора к психологу подростку
Береги психику смолоду: как понять, что подростку нужен психолог
Что такое подростковая психотерапия, зачем она нужна, с какими проблемами в нее чаще всего приходят — все, что важно знать любому подростку и его родителям.
Проблемы, с которыми сталкиваются подростки, часто списывают на «трудный возраст» и «скачки гормонов». Гормональный фон действительно может влиять на настроение и поведение — но это не значит, что ситуацию нужно пускать на самотек. Подростки порой нуждаются в психологической помощи не меньше, чем взрослые — но не знают, как ее получить.
Особенности подростковой психотерапии
Подростковая психотерапия отличается от психотерапии взрослых и детей:
Поэтому терапевт, который работает с подростком, должен иметь высокий уровень эмпатии и быть с клиентом максимально честным и открытым. Только так можно добиться сотрудничества.
Кто формирует запрос?
Еще одна особенность подростковой терапии: заказчик и клиент, как правило — разные люди. Родитель приводит подростка на психотерапию и оплачивает ее — соответственно, именно с родителем составляется договор и информированное согласие.
Что делать, если у них разные запросы? Например, родитель хочет, чтобы у ребенка повысилась успеваемость в школе и исчезли конфликты с учителями. А клиента-подростка оценки не волнуют — он вообще не понимает, почему все от него чего-то хотят.
Опытный терапевт не будет углублять конфликт в семье. Действовать в таком случае лучше всего через сотрудничество — то есть, попробовать привести запросы к общему знаменателю. Снизилась успеваемость? Возможно, это связано с падением внимания, сосредоточенности и мотивации — один из основных симптомов депрессии. Если найти и решить основную проблему, ее последствия тоже трансформируются.
Если прийти к соглашению не получается, психотерапевт может предложить семейную терапию. Научиться слышать друг друга, относиться друг к другу с уважением и принятием — важные условия здоровой семьи. Подростку семейная психотерапия поможет почувствовать, что его слышат, и его мнение учитывают. Кроме того, разрешение внутренних проблем семьи может косвенно решить и частные проблемы ее членов. Например, нежелательное поведение ребенка может давать родителям вторичную выгоду: они постоянно «спасают» его и чувствуют себя нужными. Считывая это поведение, подросток бессознательно подстраивается — и порочный круг замыкается. Поскольку никто из участников не осознает это, и все чувствуют себя несчастными — нередко разорвать круг способна только психотерапия.
Как понять, что пора на терапию, и как уговорить семью
Здесь работает та же схема, что и с терапией взрослых: если проблема забирает слишком много сил и эмоций, а справиться самостоятельно не получается — нужна помощь специалиста. Ситуации у всех разные, но есть список запросов, с которыми чаще всего приходят подростки — и их нельзя запускать.
Если вы — подросток, и вам нужно уговорить родителей на психотерапию — отправьте им ссылку на эту статью. Поговорите о ситуации в спокойной обстановке. Объясните, что психотерапевт — не замена родителям, и поход к нему не означает, что вас плохо воспитали или недостаточно любили. Это — способ обеспечить себе более счастливое будущее.
Если вы — родитель, и хотите предложить подростку помощь психотерапевта — обсудите его страхи перед терапией. Скорее всего, именно они (а не природное упрямство) мешают согласиться на помощь.
Когда и с какими проблемами подростку нужно обращаться к психологу? Что делать, если подросток не хочет обращаться к психологу?
Приветствую!
Когда подростку нужно обращаться к психологу? С таким вопросом ко мне на консультацию часто приходят родители подростков. Они шокированы переменами в поведении, внешности, характере ребенка. Взрослые часто растеряны и не знают что делать и как вести себя с ребенком. В этой статье расскажу особенности подросткового возраста, признаки кризиса и дам рекомендации о том, как сохранить близкие отношения с подростками и поддержать их в этот непростой период трансформации.
Содержание
Подростки: уже не дети — еще не взрослые
Подростковый возраст — время трансформации ребенка во взрослого. Четкого возрастного показателя нет. Традиционно подростковым считается возраст от 13 до 19 лет. Однако, по моим наблюдениям, первые признаки этого перехода можно заметить уже в 10-11 лет.
Прежде ребенок не имел собственного представления об окружающем мире. Мнение свое он получил от значимых взрослых. С 10 лет ребенок впервые начинает задумываться о том, что думает о мире он сам, и сравнивать это мнение с мнением родителей.
Подвергает все критике и сомнениям. Ищет свои ответы на вопросы: “А почему это хорошо?”, “Почему нужно так делать?”, “Почему это делать нельзя?”, “Что будет, если я так сделаю?”, “Как я себя чувствую?”, “Что мне интересно?”, “Кто я?”, “Какой я?”
Оценивая все вокруг, и себя в первую очередь, подросток начинает формировать самооценку.
Это часто связано с расширением границ дозволенного и нарушением правил. Как дома, так и в школе.
Взрослые часто воспринимают это как бунт, но это не всегда так. Скорее, это способ исследования себя и мира. Подросток часто не задумывается о последствиях своих действий. Живет настоящим. И привык к тому, что все трудные ситуации до этого за него разрешали взрослые.
Но сейчас он уже готов выйти в большой мир сам. Научиться брать ответственность за свои действия. Просто пока не понимает, что это и как это сделать, и пробует все доступные ему способы.
Кризис — это нормально?
Да! Кризис — это нормально! Это очередной этап жизни. Без него невозможен рост и взросление.
Каждый человек проходит кризисы. Это естественные этапы развития, во время которых существенно меняется психика. Нужно время, чтобы адаптироваться к новому способу восприятия себя и мира.
Начало и продолжительность подросткового возраста зависят от особенностей ребенка. Но то, насколько бурно будет проходить подростковый кризисный период, во многом зависит и от того, насколько успешно были пройдены предыдущие возрастные кризисы.
Поэтому важно понимать, какие кризисы подросток прошел и насколько успешно. Если какой-то из детских кризисов не был пройден в полной мере, вероятность успешного прохождения подросткового кризиса крайне мала. Пройти его возможно: просто потребуется уделить этому больше времени и внимания. По времени кризисный период может длиться от 2 месяцев до 10 лет.
Коротко про детские кризисы
Представьте себе уровень стресса, который испытывает новорожденный. Еще недавно он был в полной безопасности. Он был частью маминой системы, которая давала ему все: комфортную среду, питание, внимание.
И вот он проходит физически непростой процесс рождения, и оказывается в незнакомых и некомфортных условиях. С этого момента ему предстоит дышать и питаться самостоятельно. Он начинает учиться жить в этом новом для него мире. А для этого ему нужно научиться общаться. Ведь если он не сможет сообщить маме о своих потребностях, то не сможет выжить.
Существует мнение, что дети, рожденные естественным путем, успешно проходят этот кризис. А врачебное вмешательство и осложнения во время родов оказывают существенное влияние на дальнейший процесс развития ребенка. Это может проявляться в том, что у ребенка есть страх — он боится оставаться один. Или боится засыпать. Если подобные страхи сохраняются до подросткового возраста, это повод обратиться к психологу.
Новорожденный ребенок полностью зависим от взрослых. Он не умеет общаться. Не может самостоятельно двигаться. Не отделяет себя от мамы.
Если ребенок научился общаться с родителями, определять свои желания и самостоятельно передвигаться, он становится самостоятельным.
Важно, чтобы все потребности младенца своевременно удовлетворялись, и он получал все, что ему нужно, без длительного ожидания. Если с ребенком много играют, разговаривают, ласкают, то кризис первого года проходит успешно, и у ребенка формируется доверие к себе, другим и миру.
Если же потребности ребенка игнорируются, и он не получает нужного ему ухода и заботы, то в нем появляется недоверие, боязливость, подозрительность по отношению к людям и миру в целом. Это недоверие становится основой его жизни. И часто становится препятствием для дальнейшего развития и успешного прохождения последующих кризисных периодов.
Для формирования здоровой личности важно восстановить доверие к себе, к миру, к другим людям.
Один из самых значимых кризисов. Ребенок активно развивает новые способности и хочет делать все сам. Если родители дают ему такую возможность, он учится самостоятельности. У него появляется ощущение, что он владеет своим телом, своими желаниями, собой. Появляется ощущение своего пространства, которым он управляет.
Если же взрослые проявляют нетерпение и делают за ребенка то, что он может сделать сам, у него развивается стыдливость и нерешительность. В будущем это может серьезно сказаться на его возможности принимать решения.
Он будет испытывать страх каждый раз, когда потребуется принять решение самостоятельно.
Для счастливой и успешной жизни очень важно пройти путь от нерешительности к самостоятельности.
Этот кризис связан с началом обучения в школе. Ребенку нужно адаптироваться к классу, школе, занятиям, подготовке домашних заданий. Это непросто. Полностью меняется распорядок жизни и круг общения. Появляются новые требования к ребенку. Кроме того, теперь его действия оцениваются. И он автоматически начинает сравнивать себя с другими.
Дети, у которых есть возможность свободно делать то, что им хочется (бегать, прыгать, играть, кататься на велосипеде, на санках, на коньках) вырабатывают предприимчивость. Помогают им в этом готовность родителей разделить интересы детей, отвечать на их вопросы, фантазировать, придумывать игры, поддерживать самостоятельные придумки ребенка.
Если родители запрещают ребенку делать то, что ему хочется (“не бегай”, “не прыгай”, “не кричи”), и показывают, что его вопросы назойливы и глупы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым.
Постоянно испытывая чувства вины, ребенок не может придумать себе занятие, и перестает верить в себя. Впоследствии он будет ориентироваться на мнение и интересы других и вряд ли станет Творцом своей жизни.
Подведем итог: если ребенок успешно прошел все детские кризисы, он доверяет миру, самостоятелен и предприимчив. Это прекрасная основа для взросления! Подростковый период у такого ребенка, скорее всего, будет протекать более спокойно.
Но если ребенок не справился с предыдущими кризисами, то он не доверяет миру, нерешителен и испытывает чувство вины. Подростковый период у таких детей будет сложным и “острым”, и вероятнее всего, им понадобится помощь.
4 признака успешного прохождения подросткового кризиса
Подросток может ответить себе на вопросы: “Кто я?”, “Куда я иду?”, “Кем я хочу стать?” Адекватно себя оценивает. Знает свои потребности, ценности, убеждения и интересы. Имеет свое мнение и здоровые психологические границы. Принимает своё тело, внешность, сексуальность.
Круг общения и умения
У подростка есть круг общения. Он легко и с удовольствием знакомится с новыми людьми. Умеет устанавливать и поддерживать отношения. Понимает свои чувства и эмоции, умеет их открыто выражать так, чтобы они были понятны другим. Понимает и принимает чувства других людей. Понимает, что с ним все в порядке. С другими людьми все в порядке. И с миром все в порядке.
Определение целей. Планирование
Подросток знает, что он хочет сделать в жизни. Может самостоятельно спланировать и реализовать это. Он дисциплинирован. Умеет расставлять приоритеты и управлять временем. Он гибок и открыт для изучения нового.
Подросток понимает, что любые его действия приводят к определенным последствиям. Он берет за них ответственность. Он умеет принимать решения самостоятельно и воплощать их в жизнь. Он понимает, что он – Творец своей Жизни.
Тревожные звоночки: 5 поводов для обращения к психологу
Постоянная усталость и плохое самочувствие
Сон — первый показатель физического и психического здоровья.
Подросток просыпается разбитым и вялым. Днем он может быть занят интересными делами и общением с друзьями. К вечеру же тревожность нарастает, и проявляются страхи. Подросток долго не может уснуть, прокручивает в голове события дня, анализируя свое поведение и слова других людей. В результате засыпает он от усталости. Бывает, что просыпается в течение ночи.
В итоге утром у него нет ни сил, ни желания вставать с постели.
Постепенно такое поведение приводит к хронической усталости, отсутствию энергии на любые действия. Теряется интерес к жизни. Внимание становится рассеянным, ухудшается память. Начинаются телесные сигналы: головные боли и боли в желудке.
Если подросток всегда “хороший” и “правильно себя ведет”, то это повод присмотреться повнимательней. Такой ребенок удобен для взрослых, но к чему такое поведение приведет в дальнейшем? Как скажется на жизни отсутствие самостоятельности, ответственности и умения принимать решения? Что будет, когда рядом не будет значимых взрослых, чтобы сказать, что следует делать? Чем он будет руководствоваться при выборе занятия для себя? Построит ли семью?
Подростковый возраст — важный этап сепарации. И те, кто его не проходят, столкнутся с трудностями, которые особенно станут заметны к 30 годам, когда начинается кризис среднего возраста.
Подросток не хочет общаться. У него нет друзей. Избегает общения с родителями. Основное фоновое состояние — тревожность. Долго находясь в стрессе, подросток вводит себя в депрессивное состояние.
По отношению к себе и окружающим. Попытки причинить себе вред. Грубое, неадекватное общение с друзьями, родителями, одноклассниками, учителями, незнакомыми людьми. Провокация на ссоры и драки. Преобладающие состояния — гнев, злость. Невозможность спокойно обсудить ситуацию.
Резкая смена стиля жизни
Резкое изменение круга общения, стиля в одежде, увлечений и интересов сигнализирует о внутренних проблемах, с которыми подросток не справляется. Подросток может резко перестать следовать привычному распорядку дня, а также соблюдать правила жизни дома и в школе. Может перестать обращать внимание на свою внешность.
Чем психолог может помочь подростку?
Психолог знает потребности и здраво оценивает возможности подростка. Он понимает особенности подросткового периода. Понимает, что через этот период проходит каждый человек, что это — нормально.
Психолог принимает подростка каким, какой он есть. Со всеми его внутренними конфликтами и противоречиями. Психолог создает открытое пространство для диалога о важном. Ведь подростку важно быть увиденным, услышанным, понятым в своих чувствах и переживаниях.
Психолог поможет подростку осознать и выразить свои чувства словами, разобраться с потребностями и ценностями. Поможет посмотреть на себя со стороны, сформировать адекватную самооценку и уверенность в своих силах. Психолог может научить ребенка успешным стратегиям общения для построения счастливых отношений.
Что делать, если подросток отказывается идти к психологу?
Для подростка любая ситуация может оказаться неразрешимой. Не важно, как воспринимаете её вы с позиции своего опыта. Советы не помогут: подросток их не услышит, и это лишь отдалит вас от него.
Если вам сложно переживать кризис своего ребенка, то вы можете помочь себе — обратиться к психологу. Проконсультироваться и получить ответы на волнующие вас вопросы. Помогая себе, вы узнаете, как помочь ребенку выйти из кризиса, и сможете быть рядом.
В моей практике встречаются истории, когда мама приводит на прием девочку-подростка, и в ходе беседы становится понятно, что маме самой сложно. Ей нужна помощь. Были такие случаи, что терапию проходила лишь мама, и отношения с дочкой восстанавливались.
Когда договориться самостоятельно не получается, возможен вариант прохождения кризисной ситуации в семейной терапии.
Честно озвучивайте свои чувства. Говорите с подростком о том, что он чувствует. Внимательно слушайте и задавайте вопросы. Исключите советы. Делитесь своим мнением, только если ребенок вас попросил об этом. Важно, чтобы ребенок был увиденным в проживании своих чувств, даже таких, как злость, гнев, раздражение, страх. Ощущение, что он ценный “просто так”, сам по себе, чтобы он ни чувствовал и ни делал, даст ему внутреннюю опору и поможет сохранить близость в отношениях.
Поддерживать близость можно через прикосновения, объятия, улыбки и слова поддержки.
Обратитесь за помощью
В этом возрасте для подростков важно общение. Возможно, ему будет интересно обсудить важные темы со сверстниками. Это можно сделать в формате группового курса, где ребята под руководством психолога пройдут этот важный этап формирования личности. Это бережный и интересный вариант. Если подросток пройдет такой курс до наступления острого периода, возможно, его и не будет.
Курс можно пройти как очно, так и онлайн. В интернете много интересных предложений.
Еще одним вариантом решения может быть анонимный чат с психологом. Подростки привыкли к общению в чатах. Это хороший способ открыться, не открывая лица, и при этом получить квалифицированную помощь.
Если у вас возникли вопросы по теме статьи, пишите в комментариях.
Как понять, что ребёнку нужен психолог
Психолог может скорректировать поведение ребёнка, помочь с избавлением от страхов, стеснительности, неуверенности в себе и даже улучшить отношения между членами семьи. Разбираемся, в каких ситуациях ребёнку нужен психолог и на что обратить внимание при его выборе.
Когда стоит проконсультироваться со специалистом
Американский Институт детского мозга выделяет несколько вопросов, которые родители могут себе задать, чтобы понять, нужна ли их ребёнку помощь психолога.
Важно чётко, без обобщений сформулировать, что именно в поведении ребёнка вас волнует. Формулировки типа «он постоянно капризничает» или «он слишком застенчивый и необщительный» не подойдут, потому что в них мало конкретики. Постарайтесь сформулировать точнее. Например, «он расстраивается, когда приходится нарушать режим и отклоняться от привычного плана действий». Или «на детской площадке он боится знакомиться с другими детьми, а когда к нему кто-то подходит — не идёт на контакт и предпочитает дальше играть один».
Если вас беспокоят, например, истерики, вспомните, как часто они происходят. Каждый день, пару раз в неделю или реже? Как долго длится истерика? Насколько бурно она обычно проходит? То же самое относится к любым другим беспокоящим вас особенностям поведения: страхам, вспышкам гнева и агрессии, непослушанию и так далее. Может оказаться, что бурные истерики вашего ребёнка — на самом деле редкость.
Некоторые особенности поведения ребёнка могут быть неприятны для окружающих, но при этом являться возрастной нормой. Например, истерики трёхлетнего малыша. Хорошей идеей будет посоветоваться со специалистом, который много работает с детьми: воспитателем в детском саду, учителем, педиатром. Он может подсказать, являются ли особенности поведения вашего ребёнка поводом обратиться к психологу.
Если беспокоящие вас особенности поведения появились несколько дней назад, то это может быть реакция на какие-то изменения в жизни и связанный с этим стресс. Например, если вы переехали в новую квартиру и малышу стало страшно засыпать по вечерам, это может пройти через несколько дней, когда он освоится. Но лучше быть внимательными: серьёзный стресс может быть причиной обратиться к помогающему специалисту.
Пожалуй, это вопрос главный: даже если поведение вписывается в возрастные нормы, но при этом мешает жизни ребёнка и его близких, это повод обратиться к специалистам. Если ребёнку сложно учиться в школе, он испытывает трудности в общении со сверстниками, а близкие вынуждены подстраиваться под его особенности в ущерб интересам остальных членов семьи — можно сходить к психологу и узнать, есть ли способ решить проблему.
На что обратить внимание при выборе помогающего специалиста
Наличие диплома о профильном образовании
Важно, чтобы у психолога было профильное высшее образование. Выпускникам кратковременных курсов может не хватить компетенций в решении проблем. При выборе специалиста с высшим образованием тоже есть свои особенности.
Педагог-психолог имеет педагогическое образование. Его специализация — организация учебного процесса. К специалисту такого профиля можно обратиться, когда есть проблемы с обучением и мотивацией, выбором будущей профессии и налаживанием отношений в учебном коллективе.
Профессию психолога общего профиля также получают в гуманитарных вузах. Такие специалисты глубоко знакомы с теорией личности, занимаются вопросами внимания, памяти и проблемами коммуникации. Они могут консультировать, но не ставят диагнозы и не назначают лекарств.
Психолог, который окончил университет по специальности «клиническая психология», может называть себя психотерапевтом. Такой специалист тоже может консультировать, но не имеет права назначать медицинские препараты.
Врачи-психотерапевты — специалисты с высшим медицинским образованием. Они окончили ординатуру по специальности «Психотерапия» или прошли переподготовку по психотерапии. Они не только консультируют, но также могут поставить диагноз и назначить лекарства. Если есть подозрение, что у ребёнка проблемы, которые могут потребовать медикаментозного вмешательства, лучше сразу обратиться к специалисту с медицинским образованием.
Опыт работы с детьми с подобными проблемами
Терапия детей отличается от терапии взрослых. Специалист, который работает с детьми, сможет учесть возрастные особенности, владеет техниками работы с малышами и подростками, умеет расположить их к себе и эффективно провести консультацию.
В инструкции по выбору психолога американского Института детского мозга рекомендуют убедиться, что у психолога был опыт работы с проблемами наподобие вашей. Обычно на сайте психологи указывают, с какой группой проблем они работают. У такого специалиста большой арсенал инструментов и упражнений. Он сможет подобрать именно то, что подойдёт вашей семье.
Личное доверие
Чтобы прорабатывать психологические проблемы, важно доверять специалисту и легко находить с ним общий язык. Чтобы убедиться, что психолог разбирается в вопросе, и понять дальнейший план действий, специалисты Института детского мозга рекомендуют задать психологу во время первой встречи следующие вопросы:
Важно, чтобы между родителем и психологом установился контакт.
Как могут проходить консультации
Доктор Уеди Нэш, психиатр Института детского мозга, говорит, что «эффективные отношения между доктором и родителями должны быть в первую очередь прозрачными».
Первая консультация обычно проходит в виде беседы. Придя на встречу, нужно быть готовым честно рассказать об отношениях внутри семьи и проблемах, которые беспокоят. Можно записать их заранее, чтобы ничего не забыть во время встречи. Доверие поможет специалисту лучше разобраться в проблеме, а родителю — способствовать успеху терапии.
Психолог может расспросить об устройстве семьи, круге общения ребёнка, разобраться в ситуации. Ориентировочно такая беседа-знакомство занимает около часа. Бывает, что уже на первой консультации удаётся найти решение проблемы и дать рекомендации.
У сына очень бурно проходил кризис трёх лет. Ребёнка как подменили: он закатывал истерики по любому поводу, дрался, царапался, когда я пыталась его успокоить. Советы из книг и интернета — обнять, пожалеть, озвучить чувства ребенка — не помогали вообще. Он заводился ещё больше. Казалось, что в состоянии истерики сын ничего не слышит и не понимает. Мы жили как на пороховой бочке. Не знали, что вызовет очередной скандал.
Записались на приём к психологу в районной детской поликлинике. На консультацию пришли втроём с мужем и сыном. Я описала психологу нашу проблему, пока муж с ребёнком ждали в коридоре. Потом психолог беседовала с сыном. Она показывала ему рисунки, задавала вопросы. Например, было задание рассадить нашу семью за столом. Кого он пригласит за стол, кто сядет слева от сына, кто справа? Сейчас понимаю, что так она проверяла отношения в нашей семье.
Никаких проблем в поведении ребёнка психолог не нашла. Он быстро пошёл на контакт, охотно отвечал на вопросы, адекватно рассказал про нашу семью — нас с мужем, старшую сестру, часто приходящих в гости бабушек и дедушек.
Она объяснила нам, что с сыном всё в порядке, а бурные истерики связаны с нашей реакцией. Действительно, эти ситуации выбивали меня из колеи. Я чувствовала себя растерянной, перестала быть «взрослой» в отношениях с трёхлетним мальчиком, а это его пугало.
По совету психолога мы стали внимательнее следить за режимом: вовремя укладывали сына спать, много гуляли. Благодаря помощи старших родственников убрали некоторые раздражающие факторы. Например, перестали таскать сына в школу забирать старшую сестру.
Во время первой же попытки устроить истерику я крепко взяла сына за руки и уверенно сказала ему, что я тут главная и взрослая и я не люблю скандалы. Если он хочет — может продолжить в своей комнате, без зрителей. Он немного поплакал один, но быстро успокоился. Буквально пары таких разговоров хватило, чтобы истерики прекратились.
Психолог помогла мне разобраться в проблеме. Во-первых, она успокоила меня, сказав, что с сыном всё в порядке. Во-вторых, помогла увидеть ситуацию со стороны. Буквально одной консультации хватило, чтобы понять, как действовать. Уже через пару месяцев поведение сына окончательно наладилось, и истерики больше не повторялись.
Может потребоваться несколько занятий. Сразу сказать, сколько понадобится встреч, чтобы избавить ребёнка, например, от страхов, невозможно. Это становится понятно в процессе работы. Продолжительность и содержание дальнейших встреч зависят от вида терапии, которую использует психолог, от глубины проблемы и возраста ребёнка.
Поведение маленьких детей корректируется в основном через родителей, потому что чаще всего проблемы в поведении формируются в результате их непродуктивной реакции. Возможно, родители чем-то закрепили нежелательное поведение. Или используют некомфортные для ребёнка педагогические приёмы. Тогда психолог и родители разбираются, что не так, и находят другие способы взаимодействия с ребёнком. Например, раньше пытались остановить истерику криком, а мы находим, как сделать это правильно: обнять, пожалеть, проговорить чувства, оставить на некоторое время одного, без зрителей.
Часто достаточно работы только с родителями, ребёнок вообще не привлекается. Но есть проблемы, которые имеет смысл прорабатывать напрямую с дошкольником. Например, страхи, агрессивность. Но эффективность терапии будет выше, если подключить родителей к решению проблем. Обычно приблизительно с семи лет работаем параллельно: и с ребёнком, и со взрослыми членами семьи. Чем старше ребенок — тем меньше работаем с родителем и больше с ним самим. С 15 лет подросток может обратиться к психологу самостоятельно.
Чем младше ребёнок, тем глубже участие родителей в терапии. Иногда основная работа ложится именно на их плечи. Иногда психолог может давать специальные упражнения по коррекции поведения.
На консультации родителям могут даваться домашние задания для отработки требуемых форм поведения и их закрепления в обычной жизни. Это игры по специальным сценариям, сказки.
Например, если речь идёт о возрастных страхах, характерных для детей от пяти до десяти лет, с ними можно поработать следующим образом. Для начала стараемся лучше узнать страх: рисуем его, лепим, придумываем про него историю. Как его зовут, сколько ему лет, где он живёт, с кем дружит, что любит делать? И на основе этих данных строим историю про страх с хорошим концом: страх оказался, например, смешным. Или с ним удалось подружиться, расколдовать, победить.
Конечно, от однократной коррекционной процедуры страх не уйдёт, и поведение внезапно не изменится. При спокойном отношении родителей, с регулярными правильными коррекционными мероприятиями ситуация улучшится примерно через две — четыре недели и уйдёт за пару месяцев.
Домашнее задание обговаривается на встрече. Обычно я прошу членов семьи выполнить те или иные упражнения, а потом обсуждаю с участниками, насколько им подошли задания. Нельзя оставлять людей с задачей, которую они заведомо не выполнят. Если упражнение не идёт, можно подобрать другое. К одной цели можно прийти разными путями.
Иногда для оказания помощи нужна длительная терапия, периодические встречи с психологом. В отдельных случаях может быть необходимо решать не одну конкретную проблему, а целый блок задач. Например, у подростка могут быть вопросы, касающиеся выбора будущей профессии. Но ещё у него могут возникнуть проблемы, связанные с отношениями в семье и со сверстниками, с изменениями собственной внешности, восприятием и принятием себя.
Пятнадцатилетняя дочь ходила к психологу примерно полгода. У нас в семье околопсихологическая тема так или иначе звучит. Моя мама — детский психолог. Я сама хожу к психологу. У нас один из детей с особенностями развития, что тоже подразумевает постоянное общение с психологами, нейропсихологами и психиатрами. Дочь в теме и сама по себе достаточно осознанный человек. В её картине мира обращаться к психологу в случае сложностей — норма.
Дочь сама попросилась к психологу. Сказала, что ей трудно и нужна помощь. Проблемы были в основном из-за того, что мы с её отцом уже много лет разведены и не можем найти общий язык. Он регулярно сливает на неё негатив в мой адрес. Есть дополнительные сложности из-за того, что много ресурса в семье уходит на особого ребёнка. Плюс подростковый возраст со всеми вытекающими последствиями.
Психолога искали по знакомству. Мой запрос был помочь дочери прожить ситуацию, чтобы ей легче стало. За полгода я была на консультациях два или три раза — знакомилась с психологом и описывала свой взгляд на ситуацию в семье. Работа дочери с психологом проходила без меня. Подробностей, конечно, не знаю. Но легче стало и ей, и мне. Появилась возможность разговаривать, не уходя в ссору каждый раз.
На лето сделали перерыв. Будем ли продолжать дальше, не знаю. Проблемы пока никуда не исчезли. Вопрос, хватит ли у дочери сейчас внутреннего ресурса с ними справляться? Пока не знаю.
Бывает, что проблема находится вне сферы компетенции психолога. Тогда он может направить на консультацию к другим специалистам: неврологу, дефектологу, психиатру. Бывает, что с ребёнком работает несколько врачей одновременно, и это приводит к положительным результатам.
❤️Больше полезного о ментальном здоровье