как понять что тебя сливают на работе
Как понять, что вас хотят уволить? 5 верных признаков того, что на работе от вас планируют избавиться
Испытывали ли вы когда-нибудь это тревожное чувство, которое подсказывало, что вас планируют уволить? Если по каким-либо причинам ваш работодатель принял такое решение, не стоит отчаиваться. Однако будет намного лучше, если вы заранее распознаете признаки увольнения и сможете подготовиться к предстоящему событию, подыскав для себя новую работу.
1. Ваш разговор с менеджером был задокументирован
Представьте, что у вас только что был напряженный разговор с вашим менеджером, в котором обсуждались результаты вашей работы. Вы покидаете кабинет со вздохом облегчения, думая, что наконец-то это закончилось и можно забыть весь этот неприятный диалог.
Однако в тот же день ваш менеджер отправляет электронное письмо с изложением того, что вы обсуждали. Это точно не является хорошим жестом. Скорее всего, это преднамеренная документация, предназначенная для того, чтобы сохранить доказательства допущенных вами ошибок.
Вместо того, чтобы паниковать, используйте содержимое электронной почты в качестве руководства по улучшению своей работы.
2. Ваш менеджер следит за вами
Помните жесткий разговор, который только что состоялся с вашим менеджером? Вместо того, чтобы прохлаждаться, беседуя с коллегами, задумайтесь над вопросами, которые вы с ней обсуждали. Ваш непростой диалог сигнализировал о том, что теперь вас будут проверять чаще.
3. С вас снимают обязанности
Казалось бы, это прекрасный повод порадоваться, что теперь у вас будет меньше работы и больше свободного времени. Однако это вовсе не так.
Представьте, что коллега, с которой вы вместе обедаете, подходит к вам, но на этот раз она не предлагает выпить по чашечке кофе, а сообщает, что ваш босс только что попросил ее взять на себя инициативу в проекте, за который вы отвечали. Вы испытываете чувство досады, но при этом передаете ей свои наработки.
Ваш менеджер решил, что этот проект мешает вам выполнять более важные задачи? Возможно, это действительно так. Однако более вероятно, что ваш начальник не считает, что вы способны успешно справляться с обязанностями, которые были на вас возложены.
4. Вас не приглашают на определенные встречи
Однажды вы случайно замечаете, что члены вашей команды направляются в конференц-зал. Ваше сердце перестает биться, когда вы открываете календарь и не находите никаких встреч. Ваша команда забыла пригласить вас? Может, они планируют вечеринку-сюрприз для вас?
Если ваша команда собирается без вас, возможно, они работают над проектом, срок которого истекает. Более того, ваш менеджер, вероятно, уже определил дату вашего увольнения. Вероятно, ваши коллеги даже не знают, почему вы не присутствуете на встрече. Однако это еще один признак, который указывает на то, что на работе от вас планируют избавиться.
5. Был нанят сотрудник на аналогичную должность
Представьте, что однажды в вашем офисе появляется новый сотрудник, а затем вы узнаете нечто интересно. По офису быстро распространяются слухи о том, что у нее довольно внушительное резюме, и когда вы берете ее визитную карточку, вы обнаруживаете, что у нее такая же должность, как у вас. Вероятно, ваш начальник понял, что вы перегружены и решил нанять кого-то, кто будет выполнять часть ваших обязанностей.
Теперь вы знаете признаки, которые указывают на то, что на работе от вас планируют избавиться. Приняв это к сведению, вы сможете как можно раньше разместить свое резюме и заняться поиском новой работы.
Ты уволен: как понять, что вас скоро «сольют»
Как ведёт себя начальник, у которого в планах распрощаться с вами раз и навсегда? Рассказывают психологи и бизнес-консультанты.
Редко когда решение об увольнении принимается спонтанно — зачастую, руководство уже давно распорядилось вашей судьбой. И об этом могут предупредить определённые знаки. Для того чтобы понять, что с вами хотят попрощаться, надо просто иметь острый глаз и следить за обстановкой в офисе, ведь всё лежит на поверхности.
Непривычная манера разговора
Фразы начальника, обращённые к вам, становятся более лаконичными и оборванными, а интонация более сухой, порой даже грубой. Руководитель начинает недоговаривать или скрывать от подчинённого важную для работы информацию, тем самым ставит в неловкое и некомфортное положение.
Бывает и так, что с работником начинают разговаривать с заметной долей сожаления, граничащей с соболезнованием. Также известны случаи, когда шеф, наоборот, становится чрезмерно учтивым и общительным. Он начинает имитировать дружественное отношение, пытаясь уберечь себя от негодования в случае увольнения, которое позже всегда можно будет списать на решение других ответственных лиц.
Нарушен зрительный контакт
Начальник избегает прямого зрительного контакта, каждый раз отводя свой взгляд в сторону, как только подчинённый смотрит ему в глаза. Такое проявление — одно из самых распространённых, оно типично для человека, который пытается скрыть от сотрудника настоящий смущающий его мотив.
Ноль внимания
Решение об увольнении принято, но ещё по каким-то причинам не озвучено сотруднику. Зачастую, в таких случаях работника как бы не замечают, не обращают внимания на просьбы и предложения, не приглашают на встречи, не запрашивают данные, не поручают задания.
Загруженность зашкаливает
Или обратная ситуация: руководитель даёт работнику нереальные поручения, с которыми чисто физически невозможно справиться. Вероятно, когда сотрудник сообщит о том, что не укладывается в срок, ему сообщат, что нашли замену.
Реорганизация: чем она грозит
Заместитель руководителя объявляет работникам о реорганизации в офисе: например, управление становится отделом (как вариант — ваш отдел переименовывают и подчиняют другому управлению). Зарплата некоторых сотрудников понижается, с чем руководство предлагает согласиться, подписав какие-то бумаги (как вам говорят, «это простая формальность, ничего страшного, потом мы всё восстановим»).
«У нас переаттестация»
Работник узнаёт, что в офисе затевается аттестация. За три дня до неё ему сообщают, что он входит в число аттестуемых. Последним номером.
Вниз по карьерной лестнице
Внезапное понижение в должности — тревожный знак. Таким образом вас могут подталкивать к тому, чтобы вы сами приняли решение об увольнении.
Шквал критики в ваш адрес
Любая выполненная задача встречает негативную обратную связь, вдруг появилось много критики. Руководитель говорит что-то вроде: «Плохо», «Надо было не так всё сделать», «Есть недоработки», «Раньше вы справлялись лучше», «Я недоволен», «Вы вновь не справились», «Можно было приложить больше сил, усердия, времени». Это является знаком только в том случае, если раньше такого не было. Потому как некоторые руководители всегда так общаются с персоналом.
Частые беседы о.
Сотрудник регулярно приглашается на беседы, где ему разъясняют необходимость перемен, говорят о неудовлетворённости результатами работы и так далее. В таком случае работнику стоит прислушаться к тому, какие рекомендации ему выдают, внести изменения, которых от него требуют, и ни в коем случае не думать, что это неоправданно.
Запрещённые приёмы против сотрудника
Некоторые руководители, которые хотят вынудить работника самостоятельно покинуть компанию, практикуют давление, манипуляции, настраивают коллектив против коллеги, унижают его и используют другие подобные методы.
Замечания без повода
Регулярные придирки начальника — признак грядущего увольнения работника. При этом замечания могут не касаться работы: придирки к внешнему виду, разговору, манере поведения, по поводу опозданий с обеденного перерыва. Подобное повышенное внимание, выговоры за любую мелочь — серьёзный повод задуматься о своей судьбе.
Деловые взаимоотношения
Отношения с руководителем внезапно стали вдруг сугубо деловыми. Начальник может не называть своего подчинённого по имени или избегать разговоров вне офиса. Если в компании не принято такое общение или ранее общение было более неформальным, то стоит задуматься.
По словам бизнес-тренера Михаила Антончика, важно понимать, что для подтверждения своих опасений, надо увидеть не один из описанных признаков, а, скорее, их совокупность. Эти признаки, говорит бизнес-тренер, должны появиться в какой-то момент, а не быть постоянным стилем общения, либо стилем, который проявляется в определённом настроении.
— Если вы проходите испытательный период, вы ещё не так хорошо знаете руководителя, чтобы судить о том, ведёт ли он себя так только с вами, только с новичками, со всеми и всегда или, может, у него сейчас какие-то проблемы в жизни или бизнесе, — приводит пример Михаил Антончик.
Приметы грядущего увольнения раскрывали: карьерный консультант Вероника Туркина, психотерапевт Сергей Горин, бизнес-тренер Центра русского НЛП Михаил Антончик, психолог, конфликтолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Иванов Олег, практикующий психолог Анна Караваева, директор Центра стратегических межкультурных коммуникаций StrategicInterCom Константин Шамбер.
7 признаков, что тобой манипулируют на рабочем месте
Можно смело утверждать, что газлайтинг — это самая коварная форма манипуляции, которую на рабочем месте может использовать завистливый коллега, недовольный босс или предвзятый клиент.
Газлайтинг может заставить человека чувствовать себя хуже других членов команды или начать сомневаться в собственном профессиональном авторитете. Впрочем, распознать попытки манипулировать тобой на рабочем месте можно, а это уже дает тебе власть над манипулятором. Мы собрали самые распространенные признаки, о которых и пойдет речь далее.
1. Несправедливое обращение
Газлайтеры часто ведут себя несправедливо к тем сотрудникам, которые отличаются большим опытом, наличием профессиональных достижений и внесли свой вклад в развитие компании. Виной тому служит либо личная неприязнь, либо зависть.
Манипулятор сделает всё, чтобы сотрудник почувствовал себя «таким же, как все» или вовсе недостаточно хорошим специалистом. У него на глазах он будет восхвалять тех, кто этого не заслуживает, при этом игнорируя достижения своей жертвы. Примечательно, что, если призвать манипулятора дать объяснения его поведению, он легко сможет ввести окружающих в заблуждение и нескромно высказаться о том, что его несправедливо обвиняют.
2. Негативные сплетни о профессиональных и (или) личных качествах
Постоянные негативные сплетни и слухи — это тоже форма пассивной агрессии и признак манипуляции. Легче всего настроить коллектив против определенного человека посредством распространения лживой информации о нём. В ход может пойти что угодно — от рассказов о том, что человек добился карьерного роста из-за родства с начальством, до слухов о том, что он хочет кого-то выжить из коллектива.
Конечно же, газлайтеру не нужны доказательства — он придумывает истории, в которые будет легко поверить, таким образом корректируя мнение людей о тебе. Ну а тебе остается лишь пожинать плоды, сталкиваясь ежедневно с десятками осуждающих глаз.
3. Постоянный негативный юмор и сарказм
Выражение враждебности или снисходительности манипуляторы часто маскируют под «безобидный» юмор. Правда, используют его с целью оскорбить/принизить/высмеять человека, а вовсе не для всеобщего веселья.
Точнее, газлайтер может обставить всё так, что смешно будет всем окружающим, кроме тебя самого. Даже когда ты явно понимаешь, что тебя попросту унижают у всех на глазах, ты ничего не можешь доказать, ведь человек «шутит», а на шутки обижаться не принято.
4. Профессиональное исключение
О том, что ты подвергаешься манипуляциям газлайтера, может свидетельствовать постоянное профессиональное исключение, к примеру невидимый карьерный барьер («стеклянный потолок»). Тебя могут ущемлять по многим пунктам – от продвижения по службе до профессионального развития и возможности проявить себя. Причем у манипулятора всегда есть ответ на любой твой вопрос: «Я вижу, ты еще не готов к повышению», «Я назначил на эту должность человека, который проявил себя лучше, чем ты», «Эти курсы ничего не дадут тебе. У тебя много работы — не отвлекайся на ерунду». Как бы ты ни старался, тебя и твои заслуги принижают, не давая расти как профессионалу.
5. Издевательства и (или) запугивания
Легче всего распознать именно этот признак манипуляции, хотя опытный газлайтер может замаскировать издевательства и запугивания под заботу и желание помочь.
«Тебе не нравится что-то? Будет жаль оставлять команду без тебя» или «Ты бы подумал, кто сейчас может взять тебя на работу». Как только ты слышишь что-то подобное, все твои недовольства резко куда-то исчезают, и праведный гнев сменяется милостью. Ну а если ты решишь поинтересоваться, почему твой босс угрожает тебе увольнением, газлайтер может напомнить о том, что в его словах было искреннее желание наставить тебя на верный путь и оставить в команде.
6. Отрицательная реклама (очернение)
Опять же, отрицательная реклама (очернение) в значительной степени основана на лжи или преувеличении, а не на конкретных фактах. Но это не мешает такому способу манипуляции наносить существенный ущерб профессиональному авторитету и личной репутации человека или группы людей.
Манипулятор может сказать: «Работа, которую выполняет ваш отдел, — пустая трата времени и ресурсов. Как вы вообще оправдываете свою занятость?» или «Твоя клиентка вчера ушла в ярости. Ты собираешься оскорблять всех, кто заходит в твой кабинет?»
7. Постоянное негативное повествование о работе, надежности, продукте или услуге, которую предоставляет жертва
Как правило, негатив основан на личном суждении и предвзятых обвинениях, а не на фактах. К примеру, если ты работаешь фотографом в какой-либо студии, газлайтер может рассказывать окружающим, что ты не имеешь достаточных знаний и навыков в работе. Конечно, он будет говорить об этом не напрямую, а завуалированно, но факт остается фактом: это мешает тебе развиваться и профессионально расти.
Наталья Ремиш
Помните флешмоб #меняневзяли? Люди делились опытом своих провалов на интервью. Было бы неплохо сделать аналогичный проект, но в разрезе #меняслили. Об этом мы говорим с еще меньшим желанием. Если «не взяли» еще можно отнести на счёт недопонимания, то увольнение — это всегда процесс сугубо личный. Он жёстко бьёт по самооценке и, возможно, отбрасывает тень на будущую карьеру. Каринэ Айрапетова, адвокат, рассказала, что можно или нельзя делать в ситуациях, когда вас пытаются слить.
Обычно происходит так: человека сливают, при чем нечестным путем. Но он не видит возможности бороться со структурой. Он понимает, что не виноват, но не пойдет к юристу/адвокату. «Я сошка по сравнению с этой огромной структурой, я не смогу выиграть».
Скорее всего, так мыслят люди, находящиеся на средней позиции. Они ощущают, что ничего не решают в компании. Такой работник – винтик, и скорее всего руководство даже не знает о его существовании. Конфликт происходит на низшем уровне. Действительно, конфликты, которые происходят на первой ступени иерархии и на последней, — абсолютно разные конфликты. Модели поведения топ-менеджмента и рядовых сотрудников тоже разные.
Значит ли это, что ему проще уйти, чем бороться с компанией. Руководство начинает предъявлять опоздания на работу, обязательно находят какие-то провинности.
Одна моя знакомая работает в крупной компании и рассказывает, что у них на всех сотрудников ведется досье, собирают все ошибки. Так что в один прекрасный момент в противовес твоим заявлениям о защите прав на столе может появиться папочка с нарушениями. На мой взгляд, это не работает. Если я нарушала нормативно правовые акты в рамках трудового законодательства, почему вы не предъявили претензии раньше? Есть процедурные моменты, которые по законодательству необходимо сделать в определенные сроки после выявления факта нарушения сотрудником.
Каринэ Айрапетова
Моя знакомая из HR не рекомендует ввязываться в судебные дела с компанией, потому что в будущем это означает крест на карьере. Что ты на этот счет думаешь?
Мне кажется, если человек не может отстаивать свои интересы, то он не сможет отстаивать и интересы компании. Ведь если ты не умеешь любить себя, то ты не сумеешь полюбить кого-то другого. Здесь речь идет не об агрессии и не о шантаже в отношении работодателя, а о том, что ты хочешь защитить свои права. Если тебя бьет муж, то тебе нужно об этом сказать. При этом многие считают, что будет стыдно перед соседями. Почему будет стыдно женщине, а не мужчине, который её бьёт? Так и здесь. Подход к защите своих прав изначально искаженный. Мы считаем себя бесправными. Я уверена, что работник должен хотя бы попытаться и заявить: «Уважаемый работодатель, мои права здесь нарушаются». Многие не пойдут писать заявление в суд/ в прокуратуру /в трудовую инспекцию, но заявить работодателю о том, что твои права нарушаются, важно. При этом нельзя шантажировать или впадать в истерику. Возможно, твоя знакомая из HR считает о том, что это отразится на карьере, потому что подобные ситуации часто связаны шантажом. Когда работник видит возможность что-то отсудить, он начинает этим пользоваться и напирать. «Вы нарушили мои права, сейчас-то я с вас денег и сдеру». Если идти таким путем, то, безусловно, это может испортить дальнейшую карьеру. Нельзя опускаться до шантажа.
Что значит «человек должен находиться на позиции отстаивания своих прав» в конфликте?
Работник должен четко понимать, какие права нарушены, и как он хочет их восстановить. Находясь в конфликтной ситуации с работодателем, при построении взаимоотношений с ним, работнику следует действовать только в рамках правового поля, полностью исключив эмоциональную составляющую. Это очень сложно, поэтому я рекомендую обращаться к адвокатам. У меня сейчас есть кейс: работник отказался переехать в другой филиал работодателя. Работодатель, поняв, что сотрудник не уедет в ожидаемые сроки, начал инициировать действия, направленные на его увольнение, – как правовые, так и не правовые (административные, психологические). Работник обратился за помощью к адвокатам, и это позволило ему, во-первых, оставаться психологически стабильным, во-вторых, методично собирать доказательства нарушения своих прав.
У большинства людей любые юридические дела ассоциируются с мыслью «я не хочу судиться». Можно ли разрешить трудовой конфликт в «досудебном порядке».
Не всегда. Многое зависит от умения выстроить переговорный процесс и того, какой правовой результат ты хочешь достичь. В одном нашем кейсе, где мы представляли интересы работника, нам удалось в переговорах выйти на сумму компенсации, которая устраивала и работника, и работодателя. В итоге, стороны заключили соглашение о расторжении трудового договора. Но, в другом кейсе, мы отстаиваем права работника в суде. Нам не удалось «достучаться» до работодателя и разрешить конфликт мирным путем. В этом случае налицо классический порядок действий сотрудников работодателя с позиции силы. Важно, что эти сотрудники не несут ни ответственность, ни расходы на судебный процесс.
Урегулирование конфликта должно быть без эмоций как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Здесь не должно быть ничего личного, только правовые вопросы. Никто никому не мстит, все должно быть в рамках делового оборота.
Как правило, людей увольняют под сокращение. «С тобой лично всё в порядке, но мы сокращаем позицию, а значит, вынуждены с тобой расстаться». Что тогда?
Что такое сокращение? Для него должна быть производственная необходимость. Если мы усматриваем, что сокращение вызвано не производственной необходимостью, а сокращением конкретного человека, именно как персоны, так как на его место придет совершенно другой, пусть на другую должность, но с такими же функциями, то понятно, что хотят избавиться от конкретного человека. В таком случае у нас есть факты, и мы имеем дело не с сокращением, а с увольнением. На мой взгляд, оно незаконно и связано с дискриминацией конкретного человека.
Скорее всего в такой ситуации человеку не захочется остаться, ему захочется получить деньги.
Не всегда. Предположим ты – мама, с хорошей зарплатой, с хорошим соц. пакетом, работаешь недалеко от дома. Зачем тебе увольняться?
Затем, что мне психологически сложно будет работать с людьми, которые меня попытались слить.
Ну и что? В любых коллективах бывает сложно работать. Умение общаться — самое главное. У тебя все равно по работе будут какие-то личностные конфликты, они неизбежны в компании. Поэтому нужно работать над собой, менять свое восприятие и поведение. Можно, конечно, ходить из офиса в офис, но идеальной компании не бывает. Это как супруг, — идеальных мужей и жен не бывает. Все равно придется сталкиваться с проблемами. Важнее учится не обращать на какие-то вещи внимания, концентрироваться не на интригах и сплетнях, а учиться общаться. В американских школах уже сейчас говорят: «знания знаниями, но не менее важно умение работать в команде». Если ты приходишь в коллектив на хорошую позицию, закончив МГУ, без умения строить коммуникацию, ты не сможешь комфортно работать.
Предубеждение: адвокат — это огромные деньги, они специально тянут время, накручивают часы. Что ты об этом скажешь?
Здесь вопрос неоднозначный. Да, хорошие адвокаты дорогие. Но важнее не часовая стоимость адвоката, а способ, которым он тебе предлагает решить конфликт. У меня часовая ставка довольно высокая, но при этом я работаю в 3 раза быстрее, чем юрист со ставкой в три раза меньше моей. Предположим, ставка 5 тыс в час, предположим я сделаю контракт за час. Если ты возьмешь юриста со ставкой 2 тыс в час, то он будет делать контракт 5 часов, и ты заплатишь 10 тыс, только за менее квалифицированного специалиста. Твоя стоимость говорит о твоей квалификации. Хорошие адвокаты дорогие – это аксиома.
При выборе адвокатов нужно послушать нескольких, – как с врачом. Понять, кто «твой». Меня часто сразу спрашивают, сколько будут стоить мои услуги. Но обычно на первой встрече я не могу этого сказать. Для адекватной оценки ситуации мне нужно погрузиться в историю, подумать, проанализировать документы. Слова клиента могут отличаться от фактических обстоятельств. Именно поэтому, по трудовым кейсам мы берем деньги с клиента за анализ его правовой ситуации. То есть изначально это недорого, это в разы дешевле, чем представление интересов в суде. Мы изучаем его ситуацию, анализируем, даем рекомендации. Например: усмотрели в документах признаки дискриминации и считаем, что вам необходимо сделать следующее… Такой анализ может быть положен в основу обращения в суд. Фактически, мы проводим оценку клиентского риска.
У нас это называется «креативный директор», когда ты придумываешь идею, а дальше, ребят, смотрите, реализовывайте как-то.
Самое важное — это стратегия. Ты можешь придумать ход, который решит проблему. Быстро и эффективно. К чему мы стремимся? К минимальным трудовым затратам, к минимальным ресурсам и максимально быстрому достижению результата.. Для этого, нужно быстро анализировать ситуации и придумывать нестандартные пути решения. Именно такой подход мы используем в своей работе.