как понять что ты готова к браку
Как понять, готовы ли вы к браку и семейной жизни
Вы уже давно вместе или вашему бурному роману всего пару недель? Вы единомышленники, договаривающие друг за друга фразы, или «плюс» и «минус», с непреодолимой силой притягивающиеся друг к другу? Вы мечтаете, как будете отмечать свою золотую свадьбу в окружении десятков внуков и правнуков, или живете сегодняшним днем, упиваясь каждым мгновением и не желая строить каких бы то ни было планов?
Как бы вы ни ответили на эти вопросы, вам наверняка интересно было бы узнать про самих себя и своих партнеров одну важную вещь: готовы ли вы/они к семейной жизни? Давайте поразмышляем на эту тему…
Семь раз отмерь — один отрежь
О семейной жизни и взаимоотношениях внутри этой важнейшей «ячейки общества» написаны тысячи томов художественной и научной литературы. Эта тема волновала всегда и всех, потому что практически все рано или поздно, хотя бы раз в жизни, задумывались и решались (или не решались) на создание семьи.
Брак и семья — это логичный выход на качественно новый уровень отношений между мужчиной и женщиной. Если пара влюбленных боится или не хочет брать этот «рубеж», их отношения постепенно затухают. Так показывает практика. Почему? Потому что создание семьи — это развитие, продолжение, демонстрация себе и всем окружающим силы своей любви и серьезности своих намерений, это желание разделить кров и стол, беду и радость, родить детей, воспитывать внуков, это героическая решимость победить кошмарных монстров, имя которым эгоизм и быт. Без такой «эволюции» отношения обречены.
Неудивительно, что создание семьи считается одним из важнейших решений и шагов в жизни каждого человека. Слишком много стоит на карте жизни, слишком многим нужно будет пожертвовать, слишком большую ответственность надо будет взвалить на свои плечи, слишком тернистый путь придется пройти к взаимопониманию, гармонии и счастью. Но без всех этих испытаний достижение счастья в принципе невозможно. Так показывает практика.
Именно поэтому, прежде чем создать семью, надо семь, а лучше семьдесят семь раз отмерять, чтобы один раз правильно «отрезать». Вступать в брак надо осмысленно.
С полным осознанием того, зачем вам нужна семья, почему именно с этим человеком вы хотите её создать, и не сомневаться по поводу того, готовы ли вы к семейной жизни. Но как это определить?
Возраст подскажет
Психологи считают, что готовность или неготовность к семейной жизни в какой-то мере зависит от возраста. Ведь на самом деле возраст — это не просто цифры, это хоть и опосредованный, но все-таки важный показатель приобретенного жизненного опыта, физической и моральной зрелости, наличия или отсутствия определенных достижений (учеба, карьера, материальное благосостояние и др.). На основании всего вышеперечисленного психологи «привязали» возраст к готовности создания семьи. Пусть эта информация станет для вас своеобразной подсказкой. Это тот случай, когда не грех воспользоваться «шпаргалкой».
Итак, в каком возрасте готовы создавать семью мужнины?
А вот как возраст влияет на готовность к семейной жизни женщин
Вопросник-помощник
Еще один способ проверить самого себя на предмет готовности к серьезным отношениям и вступлению в брак— честно ответить на 10 вопросов.
Посчитайте, сколько раз вы ответили «Да», каково соотношение положительных и отрицательных ответов — и выводы напросятся сами. Чтобы полностью прояснить ситуацию, задайте эти вопросы своему партнеру и сопоставьте его ответы со своими. Уверены, вам многое станет ясно, в том числе и то, насколько вы готовы к семейной жизни.
10 признаков того, что ты готов жениться
Тем, кто уже давно встречается с девушкой, нередко приходится слышать от более взрослых родственников или уже семейных друзей фразу «ну что, когда уже будешь жениться?». Это сильно раздражает, ведь это аналог фразы для девушек «пора рожать, часики-то тикают». Однако если желание создать семью не навязано и у тебя появляются мысли о том, что неплохо бы сделать предложение своей подруге, но ты ещё сомневаешься, то вот несколько признаков, которые помогут тебе понять, готов ли ты жениться.
1. Ты понимаешь, что это именно твоё желание
Как мы уже сказали выше, часто окружающие лезут не в своё дело и всячески мотивируют вступить в брак или даже оказывают давление, а иногда даже идут на шантаж в стиле «если не женишься, о наследстве можешь забыть». И немало парней попало в эту ловушку, когда из-за общественного прессинга они были вынуждены жениться, не имея на это собственного желания. Когда ты понимаешь, что желание вступить в брак исходит лично от тебя, только тогда ты готов к этому серьёзному шагу.
2. Ты планируешь брак, а не свадьбу
Женитьба — это нечто более сакральное, чем просто штамп в паспорте. По сути, ты и твоя подруга становитесь ещё ближе друг к другу. Что касается свадьбы, то это просто один из дней, когда можно весело провести время в кругу друзей и родственников, не более. И если все мысли крутятся только вокруг свадебной церемонии и уже на этапе подготовки возникает множество разногласий, то спроси себя, а стоит ли оно того? Ведь если даже этот незначительный момент вызывает споры, то дальше будет только хуже.
Если ты и твоя подруга в первую очередь планируете не свадьбу, а то, что будет после неё, то это хороший знак.
3. Ты достаточно зрелый для этого
Да, бывает, что люди женятся чуть ли не сразу после школы и живут бок о бок всю жизнь, но это редкие исключения. В основном те браки, которые заключаются в слишком раннем возрасте, быстро распадаются, так как оба партнёра ещё недостаточно зрелые для столь серьёзного шага.
Нет, мы не говорим о том, что встречаться и планировать свадьбу с той, с кем ты знаком со школы, — это плохо. Просто нужно морально дозреть до серьёзных отношений и жениться не ранее чем в 25 лет. Это переломный возраст, когда парень становится мужчиной и избавляется от юношеского взгляда на жизнь.
4. У вас глубокие отношения
Флирт, страсть, совместные развлечения — это важная составляющая счастливых отношений, но крепкий брак невозможен без дружбы и взаимовыручки. Если между вами есть что-то больше, чем просто яркая сексуальная жизнь и веселье, если вы ещё и хорошие друзья, которые всегда готовы прийти на помощь, решать сложные вопросы вместе, разделять не только радости, но и грустные моменты, то это верный признак того, что ты готов к браку с этой девушкой.
5. Ты хорошо знаешь свою подругу
Одна из главных проблем, которая ведёт к разводу, — это незнание своего партнёра. Когда страсть улетучивается, остаётся уже описанное выше доверие и дружба. Розовые очки спадают, ты начинаешь видеть свою подругу такой, какая она есть, со своими достоинствами и недостатками. Поэтому длительность отношений может ни о чём не говорить, если вы оба притворялись не теми, кем являетесь.
Когда ты хорошо знаешь свою девушку, когда ты можешь легко представить её реакцию на определённые события, только тогда ты готов к браку. В этом случае дальнейшем ты не нарвёшься на незаметные до свадьбы тараканы в голове и не испытаешь шок от того, что, оказывается, твоя подруга не такая идеальная, какой ты её себе рисовал в своих мыслях.
6. Ты доверяешь своей девушке
Ещё одна проблема — отсутствие доверия. Все эти сцены ревности на пустом месте нередко приводят к разводу со скандалом. Поэтому если ты не чувствуешь к своей подруге полного доверия, то ты ещё не готов к более серьёзному уровню отношений. И наоборот, полное доверие без поводов для сомнения как с твоей, так и с её стороны ведёт вас обоих к гармоничному браку.
7. Ты не хочешь ничего менять в своей партнёрше
Многие парни думают, что после брака их подруга станет более серьёзной, или же, напротив, расслабится. Это не так, ведь твоя подруга — это взрослая сформировавшаяся личность, а не пластилин, из которого можно лепить всё что вздумается. Признаком того, что ты готов к браку, является тот факт, что тебя устраивает всё или большая часть из того, что вкупе составляет личность твоей девушки. Если тебя не устраивают незначительные мелочи — это нормально, никто не идеален.
8. Ты готов идти на компромиссы
Брак — это постоянная работа над собой и семьёй. И он не обходится без конфликтов, порой возникающих на пустом месте из-за недопонимания или неосознанного перегибания палки. Ты будешь готов к браку только тогда, когда сможешь идти на компромисс со своей партнёршей. Заметим, не потакать ей во всём, боясь лишний раз расстроить или разозлить, а именно находить общий выход из различных ситуаций.
9. Вы строите долгосрочные планы
В этом случае ты уже мысленно находишься в браке со своей подругой, ведь ты думаешь не только о том, как здорово вы проведёте время в этот день, но и что вы хотите сделать через год или через несколько лет. Важно, что долгосрочные планы должны строиться вместе. Только тогда когда вы видите своё будущее примерно одинаковым, ты можешь уверенно бежать в магазин за кольцом.
10. Ты не можешь представить свою жизнь без этой девушки
И самое важное — это сильная привязанность к партнёрше. Когда ты не видишь своё будущее без неё, когда ты понимаешь, что будешь счастлив только с ней и не сможешь жить без неё, тогда ты полностью готов. Разумеется, речь идёт не о сиюминутном порыве страсти в начале отношений, а о чувстве, которое возникает намного позже, когда ты хорошо знаешь свою девушку и любишь за все её достоинства и недостатки.
12 признаков того, что вам пора жениться
У вас прекрасные отношения, и вам хорошо вместе. Друзья, знакомые и особенно старшие родственники при встрече постоянно задают сакраментальный вопрос — когда свадьба? И вас это раздражает. Но если задуматься, может, и правда пора жениться?
Как понять, что отношения достигли своего пика и вы готовы перейти на новый уровень? Действительно ли рядом с вами «тот самый» человек, ваша половинка? Всё не так уж и сложно, если признаки, перечисленные в нашей статье, — для вас норма.
У вас нет (или почти нет) секретов друг от друга
Да, вы можете умолчать о каких-то незначительных фактах вашей биографии, которые имели место до начала ваших отношений. Обычно это делается, чтобы не обидеть и не ранить любимого, особенно если он/она — ревнивый партнёр. И вам не обязательно в подробностях расписывать все мелкие дрязги на работе или пересказывать беседы с подружками.
Но в остальном — ваш партнёр знает о вас всё.
На какие продукты у вас аллергия, как вас называли в детстве, какой у вас размер ноги и кто в телефонной книжке записан как «Идиот».
Вы стали друзьями
Вы не просто пара, вы — друзья, которые могут поделиться проблемами и переживаниями, рассказать друг другу о радостях и обидах, погрустить вместе или, наоборот, как следует повеселиться. И ваша половинка будет первым человеком, кому вы сообщите любую важную новость, не так ли?
Вам больше не нужно производить друг на друга впечатление
Это не означает, что любовь угасла и вам наплевать, что о вас думает ваш партнёр или каким он видит вас каждый день. Но никуда не деться от того факта, что мы стремимся произвести впечатление на человека, который нам нравится, только на начальном этапе отношений. Чем дольше и глубже ваши отношения, тем чаще партнёр видит вас, что называется, без прикрас. Вы больше не стесняетесь при любимом человеке быть уставшим, больным, расстроенным, в плохом настроении или просто ходить в домашнем халате, с пучком и без косметики.
Это закономерно, потому что отношения не могут быть праздником 24 часа в сутки. Если вы готовы принимать партнёра обыденным и не таким идеальным, каким он казался поначалу, значит, ваши чувства уже вышли на другой уровень.
Ваша интимная жизнь стала более спокойной, но не менее приятной
Возможно, в постели вы уже не так эмоциональны и безудержны, как на заре отношений, но вам комфортно с этим человеком, вы не чувствуете смущения или неудобства — в общем, вас всё устраивает.
Отсутствие регулярной, приносящей взаимное удовлетворение интимной жизни пагубно сказывается на отношениях.
Если же у вас с этим всё в порядке, вы изучили привычки друг друга, знаете все эрогенные зоны и слабые места, в курсе предпочтений и табу партнёра в постели и вас это устраивает, то не сомневайтесь — вы нашли свою половинку.
Вы доверяете друг другу
Доверие — это краеугольный камень крепких отношений. Отсутствие ревности к любимому человеку говорит не о том, что вы его больше не любите или его жизнь вас не интересует, а лишь о том, что человек смог заслужить ваше доверие за то время, что вы вместе.
Доверие — это не безусловный рефлекс, доставшийся нам от рождения, это дело времени и нередко больших усилий.
Вас не настораживают звонки лиц женского пола и не вызывают подозрения задержки на работе, вы спокойно относитесь к дружеским посиделками второй половинки без вашего участия и командировкам в другие города и страны.
Вы всегда на связи
Часто доверие рождается именно из того, что вы всегда знаете, где ваш партнёр находится в данный момент, что он делает и с кем он. Вы постоянно на связи — переписка, телефонные звонки. Причём это не односторонняя связь, когда кто-то один надоедает своей назойливостью, причина которой чаще всего — вышеупомянутая ревность.
Консультации друг с другом по поводу принятия решений или совершения покупок в течение дня — это признак того, что вам важно мнение партнёра.
Вы чаще говорите «мы», чем «я»
Мыслить категорией «мы» человек обычно начинает, когда вместо краткосрочной перспективы отношений перед ним открывается долгосрочная. Вы с любимым уже воспринимаетесь не только и не столько как две самостоятельные личности, а больше как пара.
Вас приглашают на различные мероприятия и встречи с друзьями уже как пару, а не по отдельности, отдыхать вы ездите только вместе и вечер пятницы предпочитаете провести с любимым человеком, а не с друзьями где-нибудь в клубе.
Вы начинаете строить совместные планы на будущее, покупать общие вещи и, возможно, даже берёте совместный кредит на что-то дорогое и значительное. Это означает, что вы уже начали жить, как семья.
Вы живёте вместе
Как правило, всё вышеперечисленное начинает происходить, когда люди уже живут вместе. Умение не только проводить вместе время, но и делить одно жизненное пространство, решать бытовые вопросы, распределять обязанности выводит пару на новый уровень взаимоотношений. Так называемая «бытовуха» разрушила сотни браков, но если вы преодолели этот этап, то считайте, что половина пути к крепкому браку уже пройдена.
Никто ни у кого не в долгу
Материальная сторона отношений тоже очень важна. Как ни крути, но вряд ли вы станете счастливым исключением из множества семей, стабильность которых строится, помимо любви, ещё на материальном благосостоянии и взаимных финансовых обязательствах.
И дело, кстати говоря, не только в деньгах. Вы перестаёте «вести счёт» каким-то домашним делам, обязанностям, потраченному на работу или на бытовые вопросы времени, потому что знаете, что ваш партнёр делает не меньше ради ваших отношений. Настоящая семья возникает не в тот момент, когда появляется штамп в паспорте, а лишь тогда, когда вы полагаетесь на взаимную ответственность и перестаёте считать, что один из вас что-то должен другому.
Когда вы перестаёте считать деньги по отдельности и давать друг другу в долг, тогда и отношения ваши становятся уже не просто времяпрепровождением, в них появляется взаимная ответственность. Общий бюджет — это не просто красивый термин, это то, к чему стоит стремиться каждой паре.
Вы часто общаетесь с семьёй партнёра
Сближение с родственниками второй половинки — двухсторонний процесс. С одной стороны, познакомившись с самыми близкими людьми, вы лучше поймёте любимого человека и «наведёте мосты» с потенциальной роднёй. А с другой, желание партнёра познакомить вас со своей семьёй и проводить вместе время говорит о том, что он готов впустить вас в «круг доверия» и раскрыть перед вами самое дорогое, что у него есть.
Если вы начинаете воспринимать родственников любимого человека как свою семью, тогда можете смело идти под венец.
Большинство ваших друзей уже создали семьи
Дело тут не столько в «стадном инстинкте» или в том, что «так положено» или «уже пора бы». Просто дружба — это отношения, строящиеся на общих интересах. Когда все ваши друзья стали семейными людьми, завели детей, а вы всё ещё предпочитаете домашним вечерам шумные тусовки, у вас остаётся намного меньше точек соприкосновения.
Затянув с переходом во взрослую, семейную жизнь, полную как забот, так и незнакомых вам, особенных радостей, вы рискуете потерять друзей юности просто из-за расхождений в образе жизни.
Не стоит бояться официального закрепления ваших отношений. «Штамп в паспорте ничего не значит», — скажете вы. Но тогда почему бы его не поставить?
Вы хотите быть вместе навсегда
Подумайте хорошенько, действительно ли это так? Вы правда хотите провести всю жизнь с одним-единственным человеком, заботиться о нём, несмотря на обстоятельства, и быть верным ему? Возможно, вы просто хотите замуж или женитесь, потому что от вас этого ждут.
Представьте на минуту, что вокруг нет общества, которое считает, что нужно жениться и выходить замуж, что на вас не давят родственники, друзья и коллеги, что ваша вторая половинка не ожидает от вас предложения… Вы всё ещё хотите всегда быть вместе с этим человеком?
Если слово «навсегда» вас не пугает и вы воспринимаете партнёра как окончательный, а не временный вариант, то и брака бояться не стоит — вы к нему готовы.
Дождитесь свою вторую половинку, а когда встретите «своего» человека — ждать уже не стоит. Женитесь, выходите замуж и будьте счастливы!
К браку – готовы!
– Здравствуйте! В наших беседах с игуменом Нектарием мы уже говорили о том, что стремление к браку для любящих мужчины и женщины естественно. Как понять, что отношения уже подошли к этому логическому этапу? Если мужчина не решается сделать предложение, стоит ли ему в этом помочь? Какое значение для будущего брака имеют отношения с родственниками избранников? Брачный контракт, или о чем обязательно необходимо договориться жениху и невесте до похода в ЗАГС? Снова в студии настоятель Петропавловского храма Саратова игумен Нектарий (Морозов). Здравствуйте, отец Нектарий!
– Скажите, пожалуйста, как двоим понять, что они уже достаточно узнали друг друга, испытали друг друга, и можно уже всерьез задумываться о браке?
– Мне кажется, на этот вопрос достаточно сложно ответить, потому что, наверное, невозможно подходить к человеческим отношениям, также как мы подходили бы к какой-то ситуации, требующей некого технического решения, или решения, основанного на каких-то отчетах, вычислениях, анализе. Здесь, наверно, нужно говорить о другом. О том, что первоначально люди оказываются рядом, потому что они испытывают друг к другу определенные чувства. И если с течением времени это чувство не ослабевает, но становится более сильным, более глубоким, и оказывается очевидно, что это не какое-то мимолетное настроение, что это не какое-то увлечение, которое также легко, как появилось, так и пропало, а чувство настоящее, подлинное, то уверенность в этом и убеждает людей в том, что им отныне необходимо быть вместе. Кто-то к этому выводу может прийти в течение достаточно короткого времени; кто-то в течение более длительного. Кому-то порою требуются годы, чтобы решение было принято, и здесь не назовешь какой-то один срок, какой-то один период времени, потому что сколько людей, столько и различных устроений. Вот, например, архимандрит Иоанн Крестьянкин говорил о трех годах, которые должны предшествовать браку: трех годах, в течение которых люди встречаются, узнают друг друга, готовятся стать мужем, и потом, наконец, это решение принимают. Видимо, здесь он проводил некую аналогию между монашеским постригом и временем послушания, которое человек проводит в качестве послушника в монастыре. Но, с одной стороны, и в монастырях не всегда выдерживается этот срок ‒ три года, и тем более в отношении семейных отношений не обязательно должен выдерживаться этот срок. Наверное, отец Иоанн еще основывался на том, как много браков распадается с течением времени именно по той причине, что люди не успевают друг друга узнать, не успевают понять своих собственных чувств, совершают ошибку, а потом из этой ошибки наперекосяк идет вся собственная их жизнь. Я, например, не решился бы говорить о трех годах, исходя просто из практики, из какого-то моего достаточно ограниченного опыта, но в то же время я полагаю, что год примерно – это тот срок, который должен пройти. Почему? Потому что за это время люди успевают друг друга более-менее узнать, они успевают более-менее понять себя самих, насколько это чувство носит серьезный, глубокий, основательный характер, насколько оно настоящее; успевают очароваться, и, может быть, даже разочароваться, а потом прийти уже к какому-то трезвому пониманию, кто же рядом с тобой находится. Если все это понимание, все эти процессы очарования, разочарования, понимания, кто рядом с тобой находится будет происходить уже внутри семьи, в браке – ну, возможно, что этого испытания брак не выдержит. Собственно говоря, мы это видим практически постоянно, как не выдерживают такого рода испытания. Если все это подытожить, наверное, надо сказать, что главным критерием здесь является внутренняя ясность. И если человек привык принимать решения с бухты-барахты, совершенно не подготавливая их во всех остальных областях своей жизни, скорее всего он точно также поступит и в отношении жизни семейной. Если же человек привык всерьёз относиться к тому, что он делает, понимая, что каждое действие сопровождается определенной ответственностью за это действие, то, наверное, он и в отношении брака поступит так же. То есть, когда человек учится быть ответственным, учиться быть серьезным, основательным во всем, что он делает, ему очень хорошую службу это в отношении брака тоже сослужит. Хотя, еще раз повторюсь: область чувств все-таки в значительной степени лежит вне области рационального. Здесь нельзя ориентироваться только лишь на какие-то правила, только лишь на какие-то раз и навсегда оговоренные принципы. Исключений бывает достаточно много, но эти исключения могут быть оправданы только одним – любовью настоящей. А если она окажется ненастоящей и вообще не любовью, тогда, конечно, оправданной спешка не будет.
– Отец Нектарий, готовность к браку, о которой часто говорят, – это действительно такой немаловажный психологический фактор, или это миф?
– Я думаю, что, наверное, все-таки уместнее говорить не о готовности к браку, а о готовности к жизни. Потому что брак, при всей своей важности, это всего лишь одна из составляющих человеческой жизни на земле. И если человек готов к жизни в целом, если он именно живет, а не находится в каком-то подготовительном к жизни состоянии, то он и к браку будет готов. Если человек не готов к браку, то, собственно говоря, он не готов и к жизни как таковой, он не живет, а вот как-то только-только к жизни еще присматривается. Что такое готовность жизни – это та же самая ответственность за жизнь как дар, который тебе дал Господь. Это готовность всерьез относиться к тем людям, которых ты в жизни встречаешь, это готовность самому себя содержать. Потому что это крайне важный такой момент, опять-таки, вроде бы это проза жизни, но из-за этой прозы жизни зачастую распадаются семьи, когда оказывается, что люди в брак вступили, и при этом для них совершенно не является фактом то, что как-то они должны в этом браке жить, каким-то образом обеспечивая материальную основу жизни совместной. Это не должно быть главным, это не должно быть первостепенным, если этого нет, то и ничего не будет. И здесь же я сказал, что это материальный фактор, но это не только материальный фактор, это опять-таки та же самая ответственность, то же самое серьезное, основательное отношение к жизни. Безусловно, готовность человека к жизни как таковой, и жизнь сама как таковая предполагает и взаимоотношения человеку с людьми, и предполагает наличие определенных умений и навыков, предполагает определенные отношения к тем ситуациям непростым, в которых мы в жизни можем оказываться. Если все это у человека есть, то сложности при вступлении в брак не будет. Если этого нет, ну, наверное, тогда трудностей будут возникает много, они будут на каждом шагу. Кто-то будет их преодолевать, кто-то будет им уступать и перед ними сдаваться – это в зависимости уже из внутреннего устроения человека. Но, вообще, каждый из нас призван и учиться, и взрослеть, и расти. Если человек на это настроен, то он все преодолеет.
– Отец Нектарий, традиционно предложение делает мужчина. Но сегодня то ли из-за инфантильности мужчин, то ли из-за нетерпеливости женщин ситуация начинает меняться, и как-то в обществе формируется такое представление, что женщина в определенных ситуациях должна взять ситуацию в свои руки, либо как-то незаметно подталкивать мужчину к этому решению, либо впрямую заговорить о браке. Каково Ваше мнение?
– Мне кажется, что, действительно, предложение должен делать мужчина. Исключения возможны, как возможны они в любой области нашей жизни. Но возникает вопрос: если причина всего в инфантильности мужчины, если женщина должна взять ситуацию в свои руки, потому что мужчина, которого она выбрала, инфантилен – ну, а точно ли вам нужен инфантильный мужчина, точно вы хотите быть для него мамой, тетей, воспитательницей, кем-то еще, а не женой? Ведь не случайно есть такое замечательное выражение «замуж». Замуж – это предполагается, что она находится «за мужем». Не в том смысле, что она занимает второе место в жизни, не в том смысле, что она играет какие-то вторые роли, а в том смысле, что она находится за ним, то есть он ее должен защищать, оберегать, прикрывать собою. Это очень ёмкое такое понятие. А если этого нет, то получается, что это не «замуж», это что-то другое выходит. Конечно, люди бывают разные, и по-разному люди свое счастье представляют, поэтому я говорю, что исключения возможны, но мне кажется, что это все-таки не совсем правильно. Если мужчина не может сам сделать предложение, то вполне возможно, что он и еще много чего не сможет сделать. И все это придется нести на своих хрупких, а, может быть, уже не хрупких плечах, женщине. Готова она к этому? Может быть. Но зачастую жизнь показывает, что эта готовность оказывается неправильно понятой, и человек надрывается в какой-то момент, и происходит крах семейных отношений.
– Батюшка, есть такое выражение «договориться о чем-то на берегу». Если воспринимать брак как такое длительное совместное путешествие – путешествие длиной в жизнь, о чем обязательно жениху и невесте нужно договориться на этом самом берегу?
– Я не совсем уверен в том, что нужно именно договариваться на берегу. Я думаю, что на берегу нужно друг друга понять. Договариваются все-таки люди, когда они начинают какое-то совместное дело, когда они собираются вести совместный бизнес – вот тогда им нужно именно договариваться, потому что это некие партнерские взаимоотношения, которые скреплены не любовью, не личными отношениями людей друг к другу, а некоей взаимной выгодой, некоей совместной деятельностью. Брак – это нечто гораздо более глубокое, гораздо более серьезное. И здесь, повторюсь, нужно не договариваться, а убедиться в том, что ты понимаешь человека, а он понимает тебя, и что наиболее важные основополагающие вещи в вашей жизни вы и понимаете одинаково, и относитесь к ним одинаково. А если возникает необходимость договариваться «ты меня будешь туда-то отпускать, а ты мне не будешь в этом препятствовать, а я вот буду вот так растить детей, а ты не будешь в это вмешиваться» – ну, мне кажется, что это уже говорит о том, что что-то в отношениях не так. Кроме того, опять же, когда люди заключают договор в присутствии юриста, когда договор подписывается, скрепляется подписями и печатями, потом достаточно сложно им пренебречь, хотя и такое бывает. А что такое «договориться на берегу в отношении брака»? Ну, договорились, но потом если что-то пошло не так, все договоренности признаются несостоятельными или вообще не имевшими место.
– Вот как раз брачный контракт: c одной стороны – это документ, который низводит отношений супругов на уровень каких-то расчетливых партнеров, что само по себе безнравственно; а с другой стороны, в сегодняшних условиях, когда приходится видеть совершенно ужасающие по своей какой-то изощренности примеры предательства в браке, этот документ позволяет, по крайней мере, избежать каких-то лишних травмирующих разбирательств, посягательств…
– Это очень сложный и очень болезненный вопрос. Скажем так: мы говорим о браке идеальном, о том, каким он должен быть. И если мы говорим о браке идеальном, то, безусловно, никакого брачного контракта, в принципе, быть здесь не должно, потому что он как-то оскорбляет любовь, оскорбляет отношение людей друг к другу. С другой стороны, говоря об идеальном, мы все время сталкиваемся с реальным, и вот тут такая какая-то парадоксальная противоречивая ситуация получается. Я знаю достаточно много пар, которым я бы рекомендовал, вступая в брак, или даже находясь в браке, определенным образом юридически оформлять характер их имущественных взаимоотношений. Я сейчас расшифрую, что я имею в виду – иногда вступая в брак, иногда уже находясь в браке. Скажем, выходит женщина замуж за человека, у которого когда-то была игровая зависимость. Что такое игровая зависимость – это кредиты, которых человек не может отдать; это деньги, которые он кому-то проигрывает и которые потом ложатся бременем на всю семью. Если эта зависимость не изжита, я бы не посоветовал вступать в брак, потому что человек, который зависит от игры, это не просто человек с какой-то конкретной слабостью – это человек, на которого нельзя положиться вообще ни в чем. Он любит игру, он предан игре, он не любит ни жену, ни детей, которые у него есть или появятся впоследствии. Это некое совершенно особое устроение. И если все-таки женщина решает вступить в такой брак, то естественно я, желая как-то обезопасить, посоветую ей, чтобы она определенным образом юридически, нотариально оформила такую данность, что кредиты, которые он будет брать, долги, которые он будет делать, никоим образом не могут быть возложены на нее, то есть некое разграничение этих финансовых полномочий. То же самое бывает, когда уже в самом браке это происходит, такая же беда. И здесь как мера, способствующая сохранению брака, как ни странно, тоже может быть такого рода договор. Потому что люди уже на грани расставания, на грани кого-то отчаяния, потому что, как правило, женщина бывает пострадавшей в этой ситуации, хотя, конечно, всякие ситуации имеет место, и у нее просто нет готовности вновь и вновь выплачивать за мужа кредиты, которые он набрал, и на себе все это тащить и ждать, когда у нее квартиру еще в придачу отберут. Да, тогда может быть вполне логично заключить определенный договор, согласно которому муж будет нести сам ответственность за все то, что он, во-первых, в этом браке на себя повесит, какие-то финансовые обременения, и тогда жена, все-таки как-то примирившись с ситуацией, в браке остается. Бывает иначе. Бывает так, что ты как священник, видя, что вступают в брак люди, один из которых, возможно, другого собирается обмануть. Бывает такое? Да, такое бывает. Сталкиваемся мы с этим? Да, сталкиваемся. Но, что называется, свою голову другому человеку не приставишь, да и насчет своей головы тоже обольщаться бы не хотелось, если уж об этом говоришь. И видя, что здесь это возможно, и понимая, что твои подозрения небеспочвенны, можешь посоветовать заключить такой договор, например, чтобы человек не лишился квартиры, не лишился какого-то имущества, кроме которого у него больше ничего нет. Но опять же все то, о чем мы сейчас говорим, имеет отношение скорее к суровой реальности нашей жизни, имеет отношение к тем ошибкам, которые люди совершают, но мало имеет отношение к подлинной любви. Все-таки лучший договор и лучшая страховка – это жить максимально всерьез, глубоко, по-настоящему, и чувствовать максимально глубоко и по-настоящему, и также глубоко, по-настоящему узнавать другого человека. На самом деле здесь риск будет меньше. Ведь сказать, что люди совершают ошибки при вступлении в брак случайно, что это какая-то такая страшная данность, что этого не избежать – нет, это неправда. На самом деле неправда: во всех областях человеческой жизни есть определенные какие-то правила, соблюдая которые, ты минимизируешь риск. Вот здесь правило: не будь легкомысленным, не поддавайся каким-то мимолётным совершенно эмоциям и переживаниям, не спеши никуда, отнесись к этому как к самому важному делу в своей жизни, ‒ ты, скорее всего, не ошибешься. Со мной многие люди могут поспорить, многие люди могут сказать, что я не понимаю, о чем я говорю. Я убежденно совершенно говорю о том, что я понимаю, о чем я говорю. Можно жить на поверхности, а можно жить по-настоящему глубоко. Ведь очень часто бывает так: обратимся к примеру, который от брака кажется максимально далеким, а потом от него попытаемся вернуться к тому, о чем мы говорим. Вот евангельская история, вот земное служение Христа Спасителя, три года Его проповеди, чудеса, которые Он совершает, исцеления, которые Он совершает, в конце концов, воскрешение умерших. И вот иудеи, современные ему. И тысячи людей все это видят, и какое-то определенное количество людей делает из этого для себя определенные выводы – это апостолы, это некоторые люди, о жизни которых мы что-то знаем впоследствии, некоторые люди, о жизни которых мы впоследствии не знаем, но которые, видя это, понимали, что перед ними Бог, Который стал Человеком. Или же если они неспособны возвыситься до этого понимания, по крайней мере, они способны, наверное, сказать тоже самое, что говорили некоторые люди, посланные фарисеями для того, чтобы уловить Христа в слове или же схватить Его, которые сказали: никогда ни один человек не говорил так, как этот Человек. А другие понимали, что никогда ни один человек ничего не делал того, что делает этот Человек. И вот этот вывод, сделанный ими благодаря тому, что они видели, он определил их отношение ко Христу. И эти люди уже не кричали: «Распни!», эти люди уже не были свидетелями распятия, которые смеялись, хлопали в ладоши и злорадствовали по поводу того, что происходит у них на глазах. Это люди, для которых происходившее было огромной скорбью. Их было меньшинство, но они разглядели во Христе Христа, или, по крайней мере, максимально приблизились к пониманию этого. А прочие ошиблись. Так вот прочие были потребителями, прочие смотрели совершенно поверхностно, они, как говорит Господь: «Вы пришли сюда, потому что ели хлеб и насытились» ‒ не более того. И вот почему я перехожу от темы брака к этой теме, эта тема еще важнее. Мы все знаем, что однажды наступит тот период, который принято называть концом времен, когда придет на землю антихрист, и большинство людей не узнает антихриста именно потому, что они на все смотрят крайне поверхностно, крайне формально, и не привыкли жить глубоко, не привыкли жить всерьез, и самое главное, не привыкли смотреть правде в глаза, а привыкли от нее прятаться, потому что правда – вещь очень неудобная. И поэтому: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад!» – применимо не только к области личных отношений, но и к области религиозной, области политической, абсолютно к любой. То есть не обманывают человека, он сам обманывается. Обманывается не потому, что он невнимательный, не потому что он легкомысленный (хотя поэтому порой тоже), а просто потому, что он сам рад, так проще. И вот эта страшная простота способна не только погубить семейную жизнь человека, не просто жизнь человека сломать – она способна у него отнять жизнь вечную. Вроде бы не одного характера вещи – неправильный выбор супруга или супруги, или принятие антихриста, но на самом деле вещи очень близкие, очень родственные. Ты здесь, если видишь, как оно всё на самом деле, то ты и здесь будешь видеть, как оно на самом деле. Тут не хочешь увидеть, и там не увидишь. Это данность. В миниатюре каждый из нас ведь с этим сталкивается, когда есть какая-то ситуация, когда, допустим, нас кто-то совершенно реально, действительно несправедливо преследует, оскорбляет, причиняет нам зло. А рядом находится человек, которого мы считаем близким, и он этого не замечает. «Ну как же так, ты что, не видишь, ты что, не видишь, что происходит?» – «Нет, не вижу». Конечно, не видит, потому что он не хочет видеть. И вот тогда ты понимаешь, насколько слепым может быть человек. А в другой ситуации, может быть, сам оказываешься таким же слепым, когда тебе что-то неудобно увидеть. Вот эта слепота и обуславливает ошибки. А когда ты живешь по совести, когда ты видишь то, что требует твоего участия, как бы оно ни было для тебя затруднительно, нежелательно, ты и здесь будешь зрячим. Не надо закрывать глаза на то, что требует внимания. Не надо отворачиваться от того, на что нужно внимательно смотреть и делать соответствующие выводы. И не будет вот этой ошибки, и не понадобится брачный договор, на самом деле.
– Авторы серии книг о том, как построить семейное счастье протоиерей Андрей Лоргус и психолог Ольга Красникова в одной из своих книг говорят о том, что подготовка к свадьбе – первое серьезное испытание отношений. Почему так, и что Вы думаете об этом?
– Я думаю, что это не испытание даже, хотя я смогу согласиться с такой трактовкой, но скорее это проверка отношений. Потому что если на стадии подготовки к свадьбе выясняется, что для людей важны принципиально разные вещи, то, может быть, это есть тот берег, на котором надо остаться, и не отталкиваться от него, и не отправляться в какое-то небезопасное плавание. Потому что если, к примеру, на стадии подготовки к свадьбе вдруг выясняется, что либо для невесты (это, кстати, чаще в данном случае бывает), либо для жениха важнее пышная какая-то свадьба такая, о которой будут потом все говорить, и которая станет надолго примером самой яркой, самой удивительной свадьбы, какую люди только видели в своей жизни, и это настолько занимает их сознание, настолько занимает их внимание, что все остальное отступает на второй план, – вот это уже очень такой симптом, я бы сказал, пугающий. Почему я сказал здесь о невесте. Дело в том, что чаще всего мне приходилось сталкиваться как раз с тем, что этого требовали невесты, а не женихи, потому что бремя возлагалось на жениха, на его сторону. Конечно, часть бремени ложится и на родителей, на друзей реже – такое бывает, но нечасто. И вот если открываются те требования, с которыми в данном случае, допустим, невеста подходит к жениху и какие-то вещи, которые жених просто не может потянуть, становятся поводом для конфликта, есть основание задуматься: это если сейчас так, то что потом-то будет? Я думаю, что авторы данной книги имели в виду нечто подобное. Естественно, что на стадии подготовки к свадьбе в теснейшее взаимоотношение друг с другом, во взаимодействие, вступают родители, родственники жениха и невесты, и здесь опять-таки начинает обнаруживаться что в ком есть. Поэтому, безусловно, чтобы все это не было неожиданностью, нужно заранее друг друга узнавать. Узнавать жизнь друг друга, узнавать быт, узнавать поведение людей в различных ситуациях. Конечно, нельзя воспринимать человека, своего избранника или избранницу, изолированно от той среды, в которой человек сформировался и в которой продолжает жить. Эта среда ‒ это семья, это друзья, это работа, это место учебы, если человек еще учится, и все это нужно понять. Потому что, если ты вдруг видишь, что человек с тобой один, а в семье он другой, а на работе третий, а на учебе четвертый, с друзьями пятый – тогда надо понять, какой из них настоящий. А если видишь, что наоборот, человек везде один и тот же, и где бы с кем ты его не видел, ты понимаешь, что это твой человек, наоборот, самый лучший, что только можно увидеть. Конечно, очень важно узнать и понять родителей и родных своего избранника или своей избранницы, потому что то, каковы они, это не говорит о том, что он будет таков же, или она будет такова же, но, тем не менее, все-таки что-то обязательно будет иметь место. И даже если, скажем, твоя невеста или твой жених не похожи на своих родителей, если они, наоборот, делают все для того, чтобы не быть на них похожими, ты все равно в какой-то момент гораздо лучше будешь его или ее понимать, видя, от чего приходится уходить, от чего приходится отталкиваться, что было проблемой в их взаимоотношениях, когда он или она росли, или формировались, или просто продолжали жить в этой семье. То есть понять и изучить очень важно ту семейную среду, в которой человек сформировался, и прочие среды, в которых он формируется и обитает. Кроме того, тоже очень важно посмотреть, как у тебя сложатся отношения с родными твоего избранника или твоей избранницы, и как на эти отношения будет реагировать опять-таки человек. Потому что сколько браков распадается от того, что после вступления в брак вдруг выясняется, что главная в семье, скажем, мама невесты, которая стала женой, и что она собирается совершенно всерьез этим браком, этой семейной жизнью, руководить. А в другой ситуации мама, допустим, жениха или мужа. На самом деле, почему я говорю о мамах: у них в большей степени есть склонность руководить в семейной жизни. У отцов, видимо, есть какие-то другие дела, которые их занимают, и им есть чем заняться. Но бывает и так, бывает так, что и отцы пытаются руководить. Это, конечно, совершенно неприемлемо, и опять-таки это не то, о чем нужно договариваться на берегу, но то, что нужно понять на берегу: что в нашей семейной жизни не должен кто-то другой быть руководителем, главным консультантом, генеральным советником и прочее. И опять-таки ты должен посмотреть, как относятся к твоим родителям твой избранник или твоя избранница. Почему? Не потому, что твои родители идеальные люди и они заслуживают идеальных к ним отношений – может быть совсем не так. Но если этот человек любит тебя, он будет любить твоих близких, и будет их принимать их с недостатками. Но, впрочем, это будет работать в том случае, если ты не будешь говорить, что этих недостатков нет, и что это неприкосновенное, некая святыня такая, что не думай сказать слово вопреки. Если поступать так, то всё разрушится.
– Говорят, для того чтобы хорошие отношения с родственниками сохранялись, лучше держаться от них подальше и не сближаться, вот как на самом деле?
– Нет, я думаю, что это не совсем так, это не совсем правильно. Держаться подальше и не сближаться – это не верно. Верно другое: лучше не жить вместе. То есть совершенно очевидно, что вновь возникшая семья должна жить самостоятельно, должна жить отдельно. Бывают случаи, когда прекрасно вместе живут дети с родителями, вступившие в брак, но чаще все-таки лучше гораздо, когда находится семья в каком-то своем собственном пространстве, которое она может определенным образом строить, которым он сама распоряжается, которым она сама руководит. Потому что бывает так, что дети становятся заложниками взаимоотношений со своими родителями. Иногда бывает так, что они всю жизнь должны зависеть от родителей. Иногда эта материальная зависимость, иногда эта зависимость, связанная просто любовью к тем людям и заботой о них. Но иногда бывает и так, что дети, находящиеся в доме своих родителей, просто никогда не вырастают, у них уже дети собственные родились, может, внуки появились, а они все еще остаются детьми. Жизнь должна быть самостоятельной. Поэтому надо отселяться, по возможности. Конечно, все это еще упирается в реальности в те обстоятельства, которые у нас есть. Порой просто некуда отселиться, нет такой возможности. Но когда она есть, не надо ей пренебрегать.
– Отец Нектарий, что делать, если семья не принимает избранника, так вот настойчиво не принимает?
– Тоже вопрос непростой. Прежде всего, наверное, нужно говорить о том, принимает ли тебя самого твоя семья. Бывает так, что человек со своей семьей очень существенно расходится внутренне. Он любит родителей, любит своих близких, но у них совершенно разные жизненные пути. И тогда неприятие твоего избранника может быть свидетельством того, что как не принимается твой путь, так не принимается и твой выбор, а это не свидетельство какой-то недоброкачественности твоего избранника. Но это в тех случаях, когда нет нормальных, правильных, хороших отношений у тебя самого в твоей семье. Если же эти отношения есть, если ты понимаешь, что твои папа, мама, братья-сестры – это люди, которые тебя, в сущности, понимают и знают, и они серьезные, глубокие, хорошие люди, и что здесь не какая-то материальная причина во главе угла стоит, не какой-то расчет, а просто беспокойство, забота, любовь – тогда это повод задуматься очень всерьез. Задуматься, и все еще многократно проверить. Не решусь дать ответ здесь какой-то один, потому что его нет. Ситуаций множество, и они очень по-разному строятся. Ведь папа и мама, которые любят свою дочь или любят своего сына, их любовь не делает их всевидящими, она не делает их прозорливыми, они могут ошибаться, а могут не ошибаться. Но прислушаться к тому, что они говорят, и вместе с ними это разобрать, конечно, нужно обязательно, но выбор делать надо самостоятельно. И, к слову сказать, родителям тоже можно дать такой хороший совет: вы когда даете своим детям тоже советы, вы все-таки понимайте, что с этим мужчиной, с этой женщиной, будете жить не вы, а ваш ребенок. И все-таки ему это решение надо принимать, поэтому вы можете советовать, можете что-то подсказывать, но когда он уже свой выбор сделал (он или она), этот выбор надо поддержать и ни в коем случае не становиться в позу каких-то обиженных людей, которые создают, во-первых, вот эту страшную болезненную ситуацию, во-вторых, это просто приводит к тому, что распадаются отношения либо в сложившейся уже семье, либо между двумя семьями. То есть сказать обо всех сомнениях, которые есть, поделиться этим с ними, желательно сделать это максимально деликатно и с любовью, но вслед за тем выбор обязательно принять и стараться полюбить этого человека. И, соответственно, повторюсь, что сыну или дочери надо убедиться в том, что избранника или избранницу приняли его или ее родители. Потому что если они не приняли, значит, чего-то очень глубоко не принимают и в тебе самом.
– Отец Нектарий, сегодня многие пары хотят не только зарегистрировать свои отношения в ЗАГСе, но и повенчаться. Могут ли паре при каких-то обстоятельствах отказать?
– Мы живем все-таки в очень расцерковленном обществе. И вот та расцерковленность в жизни нашего общества порождает массу вопросов на некоем таком стыке, когда в церковь приходит человек крещеный, себя самого видящий православным, но таковым по существу не являющийся. Что я имею в виду: когда приходит человек, который традиционно или как-то иначе себя причисляет к чадам Русской Православной Церкви, но совершенно церковной жизнью не живет, и может, даже не читал никогда Евангелия, и может, никогда вообще в принципе никакими религиозными вопросами не интересовался. Что нам с таким человеком делать? Говорить ему, что мы не будем его венчать, не будем совершать таинство брака, или же наоборот сказать, что мы этому очень рады, потому что он пришел, мы обязательно совершим, и уповать на то, что молитва Церкви что-то сможет существенно в его жизни изменить? Сложно на этот вопрос ответить однозначно. Мы проводим сегодня беседы для людей, готовящихся к вступлению в церковный брак, мы стараемся довести их до исповеди, до причащения Святых Христовых тайн. Но сказать, что этого достаточно – наверное, это было бы неправильно. Что такое таинство брака в своем существе? По большому счету ведь мы не сталкиваемся с какой-то такой реальностью в жизни древней Церкви, чтобы приходили люди извне в Церковь и просили их повенчать. Такая ситуация даже как-то в голове не укладывается, что такое могло быть. Это были люди, живущие в церковной общине, которые, узнав друг друга, полюбив друг друга, решались вступить в брак. И по большому счету само таинство брака было неким свидетельством перед лицом церковной общины, то есть перед лицом Церкви, о том, что отныне эти два человека решили быть вместе. Ну, а раз они решили быть вместе, благословляет их союз Церковь, и, естественно, молится о том, чтобы этот союз был реализацией того, что мы находим в Евангелии о браке: то, что говорит Господь о том, что двое должны стать единой плотью. И к этому фактически сводится, по большому счету, все таинство брака. То есть смысл таинства брака таков, что, по большому счету, нелогично вступление в таинство церковного брака людей нецерковных. А мы находимся в состоянии какого-то постоянного поиска компромисса, мы думаем, как людей нецерковных, но тем не менее себя самих идентифицирующих как православных, каким образом их в Церковь все-таки привести. Но чаще мы, мне кажется, в этом смысле ошибаемся. Мы берем на себя ответственность за то, за что мы отвечать, в принципе, не можем. Вот есть два человека, живущие в церковной общине, или хотя бы один из них в церковной общине живет – мы его знаем, этого человека, он хочет вступить в церковный брак, и здесь совершенно естественно и логично, что мы это желание поддерживаем. Когда же это два чуждых, посторонних Церкви человека – чуждых не потому, что мы их считаем чуждыми; посторонних не потому, что мы считаем посторонними, а потому что по факту это так, – и когда мы их венчаем, мы потом очень часто сталкиваемся с тем, что кто-то из них приходит и обращается с этой поразительной, поражающей наивностью просьбой развенчать его, или ее, или их. Поэтому, мне кажется, что, наверное, с течением времени мы должны прийти к тому, чтобы все-таки венчать, то есть совершать таинство брака, в отношении тех, кто в Церкви живет. Может быть, мы в свое время придем и к другому: к тому, что мы и крестить начнем тех людей, которые всерьёз церковной жизни интересуются, для которых это действительно выбор их жизни, а не просто желание. Но тут трудно какую-то золотую середину найти, потому что есть примеры, когда мы крестим людей, не вполне понимающих, что такое христианство, но тем не менее добросовестно подготовившись к таинству крещения, и в их жизни происходят перемены, которые обусловлены действием благодати. Чаще не сталкиваемся. То же самое с браком. Иногда сталкиваемся с добрым таким действием в их жизни церковной молитвы и всего, что совершается при таинстве венчания, ‒ чаще не сталкиваемся, если речь идёт о людях сторонних, внешних по отношению к Церкви.
– Батюшка, бывает такое, что человек, прослушав эти огласительные беседы перед таинством венчания, отказывается от своего намерения венчаться?
– Бывает. Точно так же, как бывает, что и человек, удосужившийся прочитать перед крещением Евангелие, отказывается креститься. Потому что он говорит, что мне такое не нужно, я этого не хочу совершенно, спасибо, что меня поставили об этом в известность, я ни креститься, ни венчаться не буду. Да, такое бывает. Бывает, к сожалению, иначе. Бывает так, что люди вступают в брак церковный, проходит какое-то время, потом, к примеру, у меня был такой случай, супруга начала изменять своему супругу совершенно как-то отчаянно, и он говорит ей: «Да что же ты делаешь, мы с тобой же венчались!» Она говорит: «Да меня обманули в церкви, там все не по-русски читали, если бы я знала, какие обязанности жены по отношению к мужу, я бы не пошла на это». И так бывает. Нам надо всегда стараться удостовериться заранее, что все всё понимают. На самом деле такая чудная вещь, с которой постоянно сталкиваешься, она в голове до конца не укладывается: мы знаем, что сегодня, когда человек заключает какой-то договор, он должен договор прочитать, иначе, заключив договор, может остаться без квартиры, без машины (если у него есть), может остаться бездомным, просто не имеющим средств к существованию, еще должен кучу денег, которых у него даже никогда не будет. Масса людей, которые подписывают такого рода договоры, не прочитав их, но все-таки более-менее люди об этом хоть как-то задумываются. Мы же находимся в положении людей в Церкви, к которым приходит множество людей, которые готовы подписать, образно говоря, все, что угодно, не ознакомившись с тем, что они подписывают. Причем если там речь идет о имуществе каком-то временном, то здесь речь идет о вечной жизни. То есть человек готов поклясться в верности Богу, готов сказать, что он отвергается дьявола, готов поклясться в нерушимости уз своего брака церковного, в чем угодно, и даже не задумывается, что он сделал, и о том, какова будет его ответственность в последствии. И на нас лежит нелегкая забота постараться до сведения этих людей, не желающих ничего знать о том, что они в этом случае делают, довести все последствия их решений, при том что они активно сопротивляются. Это непростая задача.
– Батюшка, а из тех, кто все-таки, прослушав беседы, соглашается, большинство, как Вам кажется, все-таки сознательно это делают, или они «я готов на все, что угодно, только мне сделайте, потому что я хочу, чтобы мой брак был под Богом, как-то там, Богом охранялся» и так далее, то есть свои какие-то мотивы, и они соглашаются с вами, лишь «только сделайте, что я хочу»?
– Я скажу такую вещь. На самом деле мы мало видим людей, которые живут церковной жизнью всерьез. Мы мало видим людей, которые способны к этой жизни всерьез отнестись. И, безусловно, нас это и расстраивает, и огорчает, и вызывает боль огромную, сердечную. Но также мало мы видим людей, которые всерьёз, по-настоящему, относятся к браку, и людей, которые вступают как-то в брак ответственно, по-настоящему ‒ их на самом деле единицы. Я понимаю, что опять-таки рискую навлечь на себя гнев многих людей: но это факт, это действительно так. И я не могу сказать, что есть некое полное совпадение, что вот ответственно и серьезно вступают в брак только те, кто ответственно, серьезно относится к церковной жизни и христианству как таковому, но область совпадений достаточно большая. Потому что, что такое христианство? Это ведь не просто какое-то одно из религиозных учений, одна из религий, которые есть в этом мире, – это истина. И к этой истине, к ее познанию, человек приходит, если он истину ищет. Как писал святитель Феофан Затворник удивительно верно: что, если человек ищет истину, она найдет христианство. Почему? Потому что человек, который стремится действительно к правде, он будет видеть неправду кругом и в христианстве он правду найдет. Не в действиях людей, не в их поступках, а в Евангелии как таковом. А человек, который ищет правду во взаимоотношениях между людьми, и эта правда будет выражаться в том, что это правда будет присутствовать в его отношениях с его избранником или избранницей, то этот человек, скорее всего, тоже к христианству придет.
– Спасибо, отец Нектарий. Когда вектор отношений – брак, об этом мы беседовали с настоятелем Петропавловского храма Саратова игуменом Нектарием (Морозовым). Я благодарю вас за внимание, до свидания.