как понять что ты поступил в техникум
С 14 июля появляются рейтинговые списки абитуриентов, поступающих на очную форму обучения. Как в них разобраться?
Мы приводим ответы на наиболее часто встречаемые вопросы.
— Нас спрашивают: есть проходной балл, значит, я могу примерить его к своим результатам и понять — учусь я уже на бюджете или нет? Однако надо понимать, что на самом деле проходной балл становится известен только после всех зачислений. И балла, который гарантировал бы зачисление на бюджет, как такового нет. Ребята смотрят — у кого-то 4,0 баллов, даже 3,9, и приходят в уныние: «Все, я не поступлю». Но не стоит отчаиваться — довольно часто происходят изменения в списках, так называемые «высокобалльники» возвращаются в школы, уезжают поступать в другие образовательные учреждения. Если посмотреть статистику приёма прошлых лет, то проходной балл устанавливается, в среднем, к 10-15 августа. Ну и, конечно, необходимо помнить о том, что зачислению на бюджет подлежат только те поступающие, кто вовремя сдал оригинал документа об образовании. Даже если у человека 5,0 баллов, но не сдан оригинал документа об образовании — зачислить его мы не сможем.
— Главное, успеть подать оригинал документов до зачисления? Очень важно не пропустить дату окончания приёма оригинала документа об образовании. Иногда звонят и спрашивают: «У вас зачисление 20 августа, можно я подъеду в этот день к 9 часам с оригиналом документа?» Спешить уже нет смысла, это зачисление не для вас. Внимательно читайте информацию на сайте! Последний день подачи оригиналов документов для зачисления — 15 августа. В дни завершения приема оригиналов документов об образовании мы всегда работаем до 17 часов, даже если эти дни выпадают на выходные.
— Когда же абитуриент может выдохнуть, узнать — «пан или пропал»? Узнать свою судьбу абитуриент может 17 августа. В 15 часов пройдет заседание приемной комиссии, длится оно час. Вскоре после этого на сайте колледжа появится информация в виде отметок о зачислении в рейтинговых списках и сканированных проектов приказов. Обычно мы стараемся это сделать до 17 часов дня. Собрания с зачисленными абитуриентами проводятся 20-21 августа. На зачислении обязательное присутствие вместе с родителями или лицами их заменяющими. На зачислении оформляются дополнительные документы, заселяются в общежитие, это этап заключения договоров. Если без уважительной причины абитуриент не явился на зачисление, он выбывает из списка и зачисляется следующий по рейтинговому списку.
— Если абитуриент не нашел свою фамилию в списке зачисленных? Не стоит думать, что все потеряно. Можно попытать счастья на другой специальности. Переложить оригинал документа об образовании нужно лично: не стоит писать на электронную почту, звонить в приемную комиссию. Человек должен нести ответственность за свою судьбу и засвидетельствовать выбор своей подписью. Ну а мечта может осуществиться через переподготовку на старших курсах, но на платной основе. Таким образом, вы можете по окончании колледжа получить два диплома.
В связи с тем, что все образовательные учреждения среднего профессионального образования, согласно закона «Об образовании», заканчивают приём документов одновременно (15 августа) мы выставляем рабочие рейтинги на официальном сайте колледжа заранее, как только набирается более 25 заявлений на специальность. Поэтому наши абитуриенты могут рассчитать свои силы при поступлении на разные специальности и решение приёмной комиссии не будет настолько неожиданным «сюрпризом».
Список поступивших абитуриентов в ВУЗ и колледж в 2021 году: как узнать, кто вошел в список?
В период вступительной кампании выпускникам важно оперативно получать информацию о своем статусе: поступил или нет. Как можно узнать, попал ли абитуриент в число претендентов на зачисление – читайте в материале WikiProfit.ru.
Поиск информации о рекомендованных к зачислению абитуриентах
Как правило, абитуриенты подают документы в несколько вузов. Если в учебном заведении не предусмотрены внутренние вступительные испытания (ДВИ), то остается только ожидать, что баллов за сданные экзамены ЕГЭ хватит для поступления на бюджетное место в желаемом вузе.
Несмотря на то, что в числе абитуриентов не только недавние одиннадцатиклассники, а также специалисты, которые хотят получить второе высшее образование, вопросы поиска себя в рейтинговых списках поступивших в большей степени актуальны для первых.
В помощь будущему студенту рассказываем, как оперативно получить информацию о списках рекомендованных к зачислению абитуриентов.
Что нужно учесть при поиске своей фамилии в списке прошедших конкурсный отбор:
Информация о зачисленных абитуриентах доступна на сайте Госуслуги в личном кабинете пользователя. Вузы публикуют рейтинги студентов, таким образом можно понять, какова вероятность пройти по конкурсу.
Следует учитывать, что при равных значениях балла за ЕГЭ и спорной ситуации о зачислении, приемная комиссия учтет следующие достижения абитуриента:
Напомним, как и в прошлые годы студент имеет право подать заявление о поступлении на 15 специальностей в пять вузов, то есть по три специальности в каждое учебное заведение.
Когда можно ознакомиться со списками о зачислении в 2021: даты приема
При приёме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по очной форме обучения в рамках контрольных цифр приёма:
В этом году конкурсные списки будут обновляться не менее пяти раз в день, а не единожды. Также списки будут полностью обезличены: вместо ФИО должен быть указан либо СНИЛС, либо индивидуальный номер абитуриента, присвоенный вузом.
Шанс попасть на бюджетное место остается даже после завершение этапов зачисления. Если в вузе есть вакантные места, они примут желающих учиться. Случается такое редко, но можно поискать среди не самых популярных вузов, в том числе в регионах.
Что нового в проведении приемной кампании в 2021 году
Раньше студенты были обязаны в контрольную дату приема предоставить свой аттестат, подтвердив свое намерение учиться именно на этой специальности. В текущем году приемная кампания переведена практически полностью в онлайн, поэтому подтвердить свое намерение нужно онлайн, а предоставить оригинал аттестата можно позже. Перенесена дата финальной публикации рейтинга студентов, претендующих на ту или иную специальность. Раньше вузы публиковали такие списки до 27 июля. В этом году окончательную дату публикации немного сдвинули. Теперь в списках вместо фамилии номер СНИЛС. Раньше списки формировали пофамильно, напротив каждого имени были указаны результаты вступительных экзаменов. Теперь указывается рейтинг по количеству баллов за ЕГЭ и номер СНИЛС абитуриента, либо номер, присвоенный в приемной комиссии. Отменена вторая волна приема. Ориентироваться нужно на контрольную дату 11 августа, когда нужно подтвердить свою готовность предоставить оригинал аттестата и учиться на выбранной специальности. По новым правилам вузы имеют право не публиковать списки зачисленных, однако в большинстве случаев вузы считают нужным опубликовать информацию о лицах, рекомендованных к зачислению и о лицах, подавших оригиналы аттестата, то есть зачисленных.
Влияние ковидных мер на процесс поступления в учебные заведения
Приемные кампании двух последних лет проводят с учетом цифровых технологий. Дистант плотно вошел в обиход. Теперь студенты не обивают пороги понравившихся учебных заведений, не ждут, когда повесят листки с результатами экзаменов, а просто регулярно обновляют интернет-страницы дома. Ковидные реалии коснулись всех этапов приемной кампании. Подавать документы, отслеживать рейтинги поступивших, сдавать при необходимости внутривузовские экзамены теперь приходится онлайн, находясь перед домашним монитором. Поскольку все процессы оптимизированы и максимально переведены в онлайн, в текущем году от студентов не требовалось предъявлять данные о вакцинации или подтверждать, что он не болен. Такие сведения подтвердил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Что касается учебного года, скорее всего занятия разрешат посещать только привитым студентам. Иначе придется каждые три дня сдавать ПРЦ-тест, что дорого и не удобно.
Как справиться со стрессом во время приемной кампании: советы родителям
Время поступления в вуз нервное и напряженное. Многие ставят на карту все, едут в другие города, тратят большие средства на подготовку и ожидают увидеть себя в списке зачисленных. Психолог рассказала, как родители могут помочь своим детям, которые пытаются поступить в учебные заведения для получения профессионального образования.
Советы специалиста Ольги Коробейниковой
Выбор вуза и учебного заведения в любом случается остается за ребенком. Как бы вам не хотелось «с высоты своего опыта» склонить ребенка в ту или иную сторону, делать этого не нужно. Лучше принять выбор и дать понять, что вы всегда будете его поддерживать. Не нужно пытаться выполнить за ребенка все его задачи и решить все проблемы. Поддержка взрослого ребенка – это прежде всего принятие, создание комфортного душевного пространства. В идеале родительский дом та гавань куда приходят подросшие дети не за решением каких-то своих проблем, а к близким по духу людям. Выросшие в «тепличных» условиях дети нуждаются в постепенном формировании самостоятельности и набивали своих собственных шишек, это нужно учитывать. К любым условиям привычка формируется постепенно. Здорово, если вы поможете познакомить ребенка с кем-то, кто уже учится или работает преподавателем в этом учебном заведении. Так можно составить более полную картину и получить взгляд изнутри.
Разгар приемной кампании: как узнать, кто вошел в список поступивших абитуриентов в вуз и колледж в 2021 году
В период вступительной кампании выпускникам важно оперативно получать информацию о своем статусе: поступил или нет. Как можно узнать, попал ли абитуриент в число претендентов на зачисление – читайте в материале WikiProfit.ru.
Поиск информации о рекомендованных к зачислению абитуриентах
Как правило, абитуриенты подают документы в несколько вузов. Если в учебном заведении не предусмотрены внутренние вступительные испытания (ДВИ), то остается только ожидать, что баллов за сданные экзамены ЕГЭ хватит для поступления на бюджетное место в желаемом вузе.
Несмотря на то, что в числе абитуриентов не только недавние одиннадцатиклассники, а также специалисты, которые хотят получить второе высшее образование, вопросы поиска себя в рейтинговых списках поступивших в большей степени актуальны для первых.
В помощь будущему студенту рассказываем, как оперативно получить информацию о списках рекомендованных к зачислению абитуриентов.
Что нужно учесть при поиске своей фамилии в списке прошедших конкурсный отбор:
Информация о зачисленных абитуриентах доступна на сайте Госуслуги в личном кабинете пользователя. Вузы публикуют рейтинги студентов, таким образом можно понять, какова вероятность пройти по конкурсу.
Следует учитывать, что при равных значениях балла за ЕГЭ и спорной ситуации о зачислении, приемная комиссия учтет следующие достижения абитуриента:
Напомним, как и в прошлые годы студент имеет право подать заявление о поступлении на 15 специальностей в пять вузов, то есть по три специальности в каждое учебное заведение.
Контрольные даты приема
Шанс попасть на бюджетное место остается даже после завершение этапов зачисления. Если в вузе есть вакантные места, они примут желающих учиться. Случается такое редко, но можно поискать среди не самых популярных вузов, в том числе в регионах.
Что нового в проведении приемной кампании в 2021 году
Раньше студенты были обязаны в контрольную дату приема предоставить свой аттестат, подтвердив свое намерение учиться именно на этой специальности. В текущем году приемная кампания переведена практически полностью в онлайн, поэтому подтвердить свое намерение нужно онлайн, а предоставить оригинал аттестата можно позже.
Перенесена дата финальной публикации рейтинга студентов, претендующих на ту или иную специальность. Раньше вузы публиковали такие списки до 27 июля. В этом году окончательную дату публикации немного сдвинули.
Теперь в списках вместо фамилии номер СНИЛС. Раньше списки формировали пофамильно, напротив каждого имени были указаны результаты вступительных экзаменов. Теперь указывается рейтинг по количеству баллов за ЕГЭ и номер СНИЛС абитуриента, либо номер, присвоенный в приемной комиссии.
Отменена вторая волна приема. Ориентироваться нужно на контрольную дату 11 августа, когда нужно подтвердить свою готовность предоставить оригинал аттестата и учиться на выбранной специальности.
По новым правилам вузы имеют право не публиковать списки зачисленных, однако в большинстве случаев вузы считают нужным опубликовать информацию о лицах, рекомендованных к зачислению и о лицах, подавших оригиналы аттестата, то есть зачисленных.
Влияние ковидных мер на процесс поступления в учебные заведения
Время поступления в вуз нервное и напряженное
Приемные кампании двух последних лет проводят с учетом цифровых технологий. Дистант плотно вошел в обиход. Теперь студенты не обивают пороги понравившихся учебных заведений, не ждут, когда повесят листки с результатами экзаменов, а просто регулярно обновляют интернет-страницы дома.
Ковидные реалии коснулись всех этапов приемной кампании. Подавать документы, отслеживать рейтинги поступивших, сдавать при необходимости внутривузовские экзамены теперь приходится онлайн, находясь перед домашним монитором.
Поскольку все процессы оптимизированы и максимально переведены в онлайн, в текущем году от студентов не требовалось предъявлять данные о вакцинации или подтверждать, что он не болен. Такие сведения подтвердил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Что касается учебного года, скорее всего занятия разрешат посещать только привитым студентам. Иначе придется каждые три дня сдавать ПРЦ-тест, что дорого и не удобно.
Как справиться со стрессом во время приемной кампании: советы родителям
Время поступления в вуз нервное и напряженное. Многие ставят на карту все, едут в другие города, тратят большие средства на подготовку и ожидают увидеть себя в списке зачисленных. Психолог рассказала, как родители могут помочь своим детям, которые пытаются поступить в учебные заведения для получения профессионального образования.
Советы специалиста Ольги Коробейниковой
«Уже нельзя отдохнуть в Египте?»: закрытие границы и авиасообщения в декабре 2021 года для туристов из России
«Глаза разбегаются!»: ТОП-30 стран, открытых для россиян в декабре 2021 года – свежие новости об открытии границ для туристов
«Давно пора!»: введут ли визовый режим со Средней Азией и Узбекистаном в декабре 2021 г. – свежие новости о визах для мигрантов
Результаты зачисления в колледж в 2019: когда будут известны, стоит ли поступать в колледж, сроки обучения в колледже
Один из самых популярных вопросов, интересующих абитуриентов – когд они смогут узнать результаты зачисления в колледжи. Конкретную информацию можно получить, связавшись с приемной комиссией или посетив официальный сайт колледжа.
Уже в первых числах августа появятся списки поступивших. В это время нужно внимательно следить за поступающей информацией, чтобы успеть отдать оригиналы документов, необходимых для поступления.
Начало приема документов
Абитуриенты, планирующие поступить в колледжи в этом году, как и в предыдущие годы – это прежде всего выпускники девятых классов.
Дата начала приема документов для поступления в колледжи – 20 июня 2019 г. Для того, чтобы поступить на некоторые специальности (физическая культура, журналистика, хореография и т.д.), абитуриенты должны были пройти дополнительные испытания.
До какого времени можно приносить оригиналы документов?
Абитуриенты, которые собираются обучаться на очной форме, должны принести оригиналы документов до 10 августа. Те, кто планируют учиться на заочной форме – до 15 августа. В том случае, если в учебном заведении сохранятся бюджетные места, документы будут приниматься до 25 ноября 2019 г. Списки первых поступивших будут опубликованы цуже в начале августа.
Перечень документов для поступления в колледжи
Список документов, которые абитуриенты должны принести для поступления, одинаков для всех колледжей: школьный аттестат, 4 фотографии размером 3 на 4, заявление о согласии на зачисление, копия паспорта (свидетельства о рождении), сертификат о сдаче ОГЭ, медицинская справка (для ряда специальностей и заселения в общежитие), военный билет (для молодых людей).
Длительность обучения в колледжах для тех, кто поступает в 2019 году
Длительность обучения зависит от специальности. Так, на экономических специальностях студенты обучаются в колледже 3 года, на медицинских и педагогических специальностях – 4. Сроки обучения также связаны с уровнем подготовки. Для получения базовых знаний сроки обучения составляют 2 – 3 года, при прохождении углубленной программы – 4 – 5 лет.
В чем заключаются преимущества поступления в колледж?
Основной плюс обучения в колледже – по его окончании будет легче поступить в высшее учебное заведение. После прохождения вступительных испытаний студент может оказаться сразу на 2-3 курсе по своей специальности. После окончания вуза на руках у выпускника будет целых 2 диплома.
Учащиеся девятых классов и их родители часто задаются вопросом, стоит ли продолжать получение школьного образования, или разумнее будет уйти в колледж. Тем, кто действительно знает о том, какой профессией в будущем хотел бы заниматься, и имеет о ней представление, можно не ждать и подавать документы в колледж. Колледж принесет и необходимые в будущем навыки – студенты будут проходить практику и, возможно, заинтересуют некоторых работодателей.
Колледж – это отличная школа жизни. Выпускники девятых классов часто хотят почувствовать себя свободными и независимыми, но они также столкнутся с ответственностью, ведь теперь им придется сам ими принимать важные решения. Если выпускник девятого класса уже достаточно самостоятельный, родители могут отправить его обучаться в другой город.
Ответственность, самостоятельность, масса новых людей и впечатлений, необходимость самому организовывать свой рабочий процесс – все эти факторы поспособствуют хорошей социализации, что пригодится не только при дальнейшем приеме на работу, но и для коммуникации в течение дальнейшей жизни.
Как я получил среднее профессиональное образование
И почему не хотел учиться в вузе
Я уверен: в колледжах образование не хуже высшего.
Среднее профессиональное образование, или СПО, раньше получали в ПТУ, то есть техникумах. Сейчас большинство переименовали в колледжи и открыли факультеты СПО при некоторых вузах.
Я окончил факультет среднего профессионального образования в ИТМО — Национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики в Санкт-Петербурге. Расскажу подробнее, что такое СПО, почему после девятого класса я ушел из школы, как поступал и как учился на факультете СПО. И объясню, почему потом не хотел оканчивать вуз.
Что такое среднее профессиональное образование
Если сильно упрощать, то среднее профессиональное образование — что-то промежуточное между школьным и высшим. Школа не дает никакую специальность, а в вузах учат сложным профессиям: врача, инженера, биолога, лингвиста, адвоката, учителя математики в старших классах. А СПО получают будущие специалисты-практики и работники среднего звена:
Многим из этих профессий можно учиться и в вузах, но более углубленно. А СПО дает минимум навыков, чтобы работать по специальности.
Среднее профессиональное образование получают в колледжах, техникумах или на факультетах СПО при вузах. При поступлении можно выбрать любую специальность. Это не вуз, где от будущего юриста требуют ЕГЭ по обществознанию, а от филолога — по русскому языку. Я выбрал специальность «Программирование в компьютерных системах».
После 9 классов СПО получают четыре года, а после 11 классов — три. По итогу выдается диплом и присваивается квалификация. Например, моя квалификация — «техник-программист».
После СПО можно поступить в вуз и углубленно изучать свою специальность.
Почему я решил получить СПО
Я поступил на СПО после 9 класса, в 2012 году. Рассказываю, что меня к этому подтолкнуло.
Надоела школа. К 9 классу я возненавидел некоторые предметы: рисование казалось лишним, а физика и химия — неинтересными. Мне надоело ими заниматься: я хорошо разбирался в компьютерах и вообще-то мечтал стать программистом.
Посмотрел фильм «Социальная сеть» о том, как студент Марк Цукерберг придумал «Фейсбук». Меня впечатлило, что он сделал это без высшего образования, а просто с помощью современных технологий. И заработал на этом большие деньги.
Поговорил с другом-студентом — он как раз учился на факультете СПО на программиста. Друг рассказал про дух студенчества и убедил: чтобы стать программистом, не обязательно учиться в школе до 11 класса.
Средняя заработная плата по занятиям, полу и уровню образования в 2017 году, РосстатDOC, 91 КБ
Решил, что диплом при трудоустройстве не важен. Из статей в интернете я понял: в 2012 году многим работодателям было все равно, окончили вы колледж или вуз. Знакомый из «Хедхантера» говорит, что так происходит до сих пор: в мае 2020 года только 25% работодателей искали специалистов с высшим образованием, 9% — со средним профессиональным, а 64% вообще было все равно.
Хотел сэкономить на обучении. Как и в вузах, на программах СПО есть бюджетные и платные места. Если бы в 2012 году я не поступил на бюджет, учился бы программированию за 55 000 Р в год. Похожая вузовская программа в ИТМО называлась «Прикладная математика и информатика». Обучение там стоило 150 000 Р в год. Сейчас, в 2020 году, СПО в ИТМО стоит 84 000 Р в год, а высшее образование — 200 000 Р в год.
Сходил на день открытых дверей в ИТМО, где учился мой друг. Узнал, что программа СПО в нем охватит порядочно айти-областей : веб- и мобильную разработку, игры и много чего еще. В вузе же узкую специализацию выбирают при поступлении, а потом изучают только ее. Еще мне рассказали, что с дипломом СПО можно поступить без ЕГЭ сразу на второй курс университета.
Моя мотивация выросла до потолка, и я стал готовиться к поступлению на факультет СПО.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Как я учился
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Мои доходы во время учебы
Стипендию я получал первые полтора года — 487 Р в месяц. Помню, как ждал дня икс и бежал к банкомату. Потом появились долги по учебе, и стипендию я потерял.
моя стипендия в 2012 и 2013 годах
Я откликнулся, и меня пригласили на собеседование. Его проводил технический директор — выпускник ИТМО. Он был хорошо ко мне настроен, и я просто рассказал, что разбираюсь в верстке и хочу развиваться. Директор взял меня на стажировку, а потом много помогал в процессе.
Стажировка мне нравилась. Я верстал небольшие статьи для блога компании, изучал язык JavaScript и разрабатывал калькулятор для сотрудников маркетингового отдела. Когда его внедрили, не мог поверить, что мою работу кто-то использует.
Но несмотря на все проблемы, стажировка была полезной. Все, с чем я там столкнулся, было и на других работах, а я уже оказался к этому готов.
Подработка преподавателем. Когда я учился на четвертом курсе, заболел преподаватель по введению в веб-технологии. Он вел занятия для 7—9 классов на подготовительных курсах. А мой дипломный проект как раз был связан с вебом. В итоге мне предложили подменить преподавателя: рассказать ребятам, как устроен интернет, что такое сайты и серверы. Я согласился.
На подготовку первых лекций у меня ушла неделя. На первом занятии я очень волновался, но меня внимательно слушали, и я успокоился. Еще было приятно, что ребята хорошо делают практические задания, потому что я понятно объяснил теорию.
Занятия были по вечерам после моих пар, так что учебе они не мешали. А опыт публичных выступлений потом помог на защите диплома.
Как я писал и защищал диплом
Весь четвертый курс я делал дипломный проект — новый сайт моего факультета. Старый был полезен только абитуриентам и их родителям, но не студентам — я решил это исправить.
К концу сентября я утвердил тему, в декабре — презентовал ее и набросал техзадание. А сам сайт разрабатывал всю весну. Я верил, что им будут пользоваться люди, и сосредоточился на дизайне: смотрел лекции, осваивал «Фотошоп» и «Скетч».
Дипломный проект оказался самым ценным с точки зрения образования: я наконец-то применял знания на практике. Но мне много помогали руководитель и одногруппники: консультировали по вопросам, в которых я не был силен. Часть моего кода ими и написана, а взамен я помогал им с дизайном и версткой.
В конце я представил свой проект преподавателям и одногруппникам и обосновал затраты на него и возможную прибыль. Очень волновался, но в итоге получил «отлично». Только жаль, что мою разработку так и не внедрили, и сайт факультета по-прежнему кажется мне безликим.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Почему я не стал учиться в вузе
Летом 2017 года я вернулся из армии и стал готовиться к поступлению в вуз. Мне понравилось преподавать, и я хотел стать учителем математики. Выбрал математический факультет Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге.
Абитуриенты с дипломом об СПО могут не сдавать ЕГЭ, чтобы поступить в вуз. Для них проводят устные экзамены, тесты и контрольные работы. Я сдавал математику, русский язык и обществознание. Готовился две недели по 3—4 часа в день, в основном решал задания из ЕГЭ. Но вступительные тесты оказались гораздо проще — я набрал 237 баллов из 300 и поступил на бюджет.
Я отучился год и решил, что вузовские знания можно получить и самому, на бесплатных образовательных курсах в интернете. К тому же я продолжал преподавать на подготовительных курсах, и совмещать работу с учебой оказалось сложно. Я не успевал делать домашние задания. Говорил преподавателям, что это из-за работы, но поблажек мне все равно не делали. А уйти с работы я не мог: хотелось зарабатывать деньги, а не сидеть на маминой шее.
Еще мне было тяжело общаться со вчерашними школьниками, которые учились на моем курсе. Я уже работал, а они еще были детьми. В общем, я ушел из университета и стал искать работу по специальности на полную ставку.
Кем я работал
Первую работу по специальности я нашел за две недели. Мой знакомый открыл свою компанию по верстке и взял меня младшим тестировщиком на зарплату 30 000 Р в месяц. За год я вырос до руководителя отдела и стал зарабатывать 45 000 Р в месяц. Но тестировать мне надоело, а зарплата оказалась ниже средней по рынку, и я уволился.
я получал на первой работе в месяц
Еще два месяца я помогал другому знакомому с дизайном и получал 30 000 Р в месяц. Но при этом я мечтал работать в Т—Ж. Вакансий здесь не было — я просто написал управляющему редактору и рассказал, что умею делать. И меня взяли верстальщиком.
Минусы СПО
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Знания из колледжа помогли мне начать свое дело
В 2016 году я окончила художественно-графическое отделение колледжа и одновременно — факультет психологии в вузе. Колледж дал много практики, а университет — только красивый диплом. Психологом я так и не стала, а знания из колледжа помогли мне начать свое дело.
В 2017 году мы с молодым человеком открыли бизнес по росписи стен. Он приносит 100 000—400 000 Р в месяц. Я управляю художниками, рисую эскизы, выбираю технику исполнения и материалы. Еще обучаю новых сотрудников скоростной росписи: наш принцип — делать роспись за один день.
СПО дало мне уверенность в себе и помогло развить талант, чтобы он приносил деньги.
За СПО — будущее
В 11 классе я провалился на ЕГЭ по физике и не поступил в вуз, в который хотел. Решил получить хоть какое-то образование и выбрал первый попавшийся техникум недалеко от дома. Места оставались только на направлении «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования». Меня взяли сразу на второй курс, потому что поступал после 11, а не 9 класса.
Я учился три года. На третьем-четвертом курсах практиковался в такелажно-монтажной службе: работа мне нравилась и приносила 30 000 Р в месяц. Для студента-очника это было много, и я понял, что хочу развиваться в этом направлении.
Сейчас я монтажник лифтов в крупной финской компании. Зарабатываю в среднем 80 000 Р в месяц. Считаю, что за СПО — будущее. А если что, после него можно получить и высшее образование, но уже имея рабочую профессию.
Никто из моих работодателей не спрашивал диплом вуза
Я считал, что учиться в 10—11 классах — бесполезная трата времени. Поэтому после 9-го решил получать рабочую специальность. Ходил на подготовительные курсы и поступил на факультет СПО в ИТМО.
Я учился на программиста и за четыре года понял: главное — делать все вовремя. На четвертом курсе я начал работать программистом за 15 000 Р в месяц. И за семь лет дорос до технического директора и получаю в разы больше. СПО дало мне базовое понимание сферы айти, а диплом вуза никто из работодателей не спрашивал: везде нужны были только знания и опыт.